prosdo.ru   1 2 3

3.

Комментарий к статье 157 УК РФ

1. СК установлена обязанность родителей содержать своих несовершеннолетних детей и нуждающихся в помощи нетрудоспособных детей, достигших совершеннолетия, а также обязанность трудоспособных совершеннолетних детей содержать своих нетрудоспособных родителей, нуждающихся в помощи (ст. 80, 85, 87).
Злостное уклонение от выполнения этих обязанностей является составом преступления, предусмотренного комментируемой статьей.
2. Объективная сторона указанных преступлений в основном выражается в бездействии, т.е. виновный не выполняет возложенных на него обязанностей, но иногда это может выражаться в определенных активных действиях (ложное сообщение судебному исполнителю места своей работы, частая смена мест работы, сокрытие натурального дохода и т.д.).
3. Уклонение от содержания детей или родителей заключается в категорическом отказе выполнять постановление судьи о взыскании алиментов или в активных действиях, свидетельствующих о таком уклонении.
Под злостностью понимается систематическое уклонение от уплаты алиментов, т.е. повторение указанных действий (бездействия) после предупреждения, сделанного судебным приставом-исполнителем.
4. Исходя из диспозиции ч. 1 и 2 комментируемой статьи, субъектами преступлений могут быть родители и дети, указанные в свидетельстве о рождении ребенка. Кроме того, уголовной ответственности могут подлежать и лица, в законном порядке усыновившие ребенка, а также усыновленные лица.
5. Само уклонение от содержания и его характер должны тщательно проверяться и исследоваться (например, лицо, обязанное к уплате алиментов, может длительное время не иметь работы по уважительной причине - произошло сокращение штатов, активные действия по подысканию работы не принесли положительных результатов и т.д.). В этом случае длительная неуплата средств на содержание детей или родителей не может считаться уголовно наказуемой.

6. Алименты взыскиваются на содержание несовершеннолетних детей, т.е. до достижения ими 18-летнего возраста. Поскольку злостное уклонение от уплаты алиментов - продолжаемое преступление и считается оконченным с момента установления фактов, подтверждающих признаки злостности, лицо может быть привлечено к уголовной ответственности за действия, совершенные до достижения ребенком 18 лет и тогда, когда ребенок достиг совершеннолетия.

7. К нетрудоспособным совершеннолетним детям относятся лица, которые в силу физического или психического недуга не могут трудиться и обеспечивать свое существование. Их нетрудоспособность должна подтверждаться соответствующими медицинскими документами.
8. Родители, лишенные родительских прав, и усыновители, решение об усыновлении в отношении которых отменено, не могут быть привлечены к уголовной ответственности по ч. 1 комментируемой статьи. Между тем лишение родительских прав не освобождает родителя от обязанности содержать своего ребенка. Если же с такого лица алименты взысканы, оно может быть привлечено к уголовной ответственности за злостное уклонение от уплаты алиментов. В то же время родители, лишенные родительских прав, и лица, в отношении которых усыновление отменено в установленном законом порядке, не могут предъявлять к детям какие-либо претензии материального характера на свое содержание.
9. По ч. 2 комментируемой статьи к уголовной ответственности могут привлекаться только совершеннолетние трудоспособные дети или усыновленные.
10. Нетрудоспособными родителями (усыновителями) признаются лица: женщины по достижении 55 лет, мужчины - 60 лет, а также лица, признанные в установленном порядке инвалидами I или II группы. При взыскании средств на содержание родителей не имеет значения факт получения ими пенсии. Однако данное обстоятельство должно учитываться при установлении размера взыскиваемых средств. Поэтому наличие пенсии не может служить основанием отказа в выплате средств на содержание родителей, взыскиваемых по решению суда, а само злостное уклонение от их уплаты предполагает состав преступления, предусмотренный ч. 2 комментируемой статьи, если будет установлено, что родители действительно нуждаются в такой помощи.

11. Лицо, фактически воспитавшее ребенка, не является его родителем или усыновителем. На наш взгляд, и данное лицо может выступать в качестве потерпевшей стороны, если судом будет принято решение о взыскании на его содержание средств, а лицо, на которое возложена эта обязанность, будет считаться злостно уклоняющимся от ее выполнения (ст. 96 СК). Таким же образом решается вопрос и о содержании и уклонении от содержания фактическим воспитателем своих пасынков и падчериц (ст. 97 СК).

12. В соответствии с санкцией комментируемой статьи наиболее строгим наказанием являются исправительные работы, которые назначаются осужденному, не имеющему постоянного места работы (ст. 50 УК). С учетом изложенного обстоятельства осужденному, который имеет постоянное место работы, этот вид наказания назначен быть не может. Как известно, другие виды наказаний, предусмотренные санкцией (обязательные работы и арест), в настоящее время не применяются. Представляется, что осужденным по комментируемой статье в настоящее время может быть назначено наказание в виде штрафа, с указанием в описательно-мотивировочной части приговора о невозможности назначения другого вида наказания, а в резолютивной части приговора следует делать ссылку на ст. 64 УК.

4.

1. Удержание алиментов на содержание несовершеннолетних детей производится со всех видов заработной платы (денежного вознаграждения, содержания) и дополнительного вознаграждения как по основному месту работы, так и за работу по совместительству, которые получают родители в денежной (рублях или иностранной валюте) и натуральной форме, в том числе:

а) с заработной платы, начисленной по тарифным ставкам, окладам (должностным окладам) за отработанное время, за выполненную работу по сдельным расценкам, в процентах от выручки от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг), выданной в неденежной форме, или с комиссионного вознаграждения, с заработной платы, начисленной преподавателям учреждений начального и среднего профессионального образования за часы преподавательской работы сверх установленной и (или) уменьшенной годовой учебной нагрузки;

б) с денежного содержания (вознаграждения) и иных выплат, начисленных за отработанное время лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, депутатам, членам выборных органов местного самоуправления, выборным должностным лицам местного самоуправления, членам избирательных комиссий муниципальных образований, действующих на постоянной основе;


в) с денежного содержания и иных выплат, начисленных муниципальным служащим за отработанное время;

г) с гонораров, начисленных в редакциях средств массовой информации и организациях искусства работникам, состоящим в списочном составе этих редакций и организаций, и (или) оплаты труда, осуществляемой по ставкам (расценкам) авторского (постановочного) вознаграждения;

д) с надбавок и доплат к тарифным ставкам, окладам (должностным окладам) за профессиональное мастерство, классность, выслугу лет (стаж работы), ученую степень, ученое звание, знание иностранного языка, работу со сведениями, составляющими государственную тайну, совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания, увеличение объема выполняемых работ, руководство бригадой и других;

е) с выплат, связанных с условиями труда, в том числе выплат, обусловленных районным регулированием оплаты труда (в виде коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате), повышенной оплатой труда на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, а также с выплат за работу в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, с оплаты сверхурочной работы;

ж) с сумм вознаграждения педагогическим работникам государственных и муниципальных образовательных учреждений за выполнение функций классного руководителя;

з) с денежных выплат медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам станций (отделений) скорой медицинской помощи, а также врачам-терапевтам участковым, врачам-педиатрам участковым, врачам общей практики (семейным врачам), медицинским сестрам участковым врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых, медицинским сестрам врачей общей практики (семейных врачей);

и) с премий и вознаграждений, предусмотренных системой оплаты труда;

к) с суммы среднего заработка, сохраняемого за работником во всех случаях, предусмотренных законодательством о труде, в том числе во время отпуска;


л) с суммы дополнительного вознаграждения работникам, за исключением работников, получающих оклад (должностной оклад), за нерабочие праздничные дни, в которые они не привлекались к работе;

м) с других видов выплат к заработной плате, установленных законодательством субъекта Российской Федерации или применяемых у соответствующего работодателя.

5.

Статья 87. Обязанности совершеннолетних детей по содержанию родителей

1. Трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей и заботиться о них.

2. При отсутствии соглашения об уплате алиментов алименты на нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей взыскиваются с трудоспособных совершеннолетних детей в судебном порядке.

3. Размер алиментов, взыскиваемых с каждого из детей, определяется судом исходя из материального и семейного положения родителей и детей и других заслуживающих внимания интересов сторон в твердой денежной сумме, подлежащей уплате ежемесячно.

4. При определении размера алиментов суд вправе учесть всех трудоспособных совершеннолетних детей данного родителя независимо от того, предъявлено требование ко всем детям, к одному из них или к нескольким из них.

5. Дети могут быть освобождены от обязанности по содержанию своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей, если судом будет установлено, что родители уклонялись от выполнения обязанностей родителей.

Дети освобождаются от уплаты алиментов родителям, лишенным родительских прав.

6.

Статья 97. Обязанности пасынков и падчериц по содержанию отчима и мачехи

1. Комментируемой статьей предусмотрена обязанность совершеннолетних трудоспособных пасынков и падчериц по содержанию отчима и мачехи. Между совершеннолетним пасынком и падчерицей и отчимом или мачехой может быть заключено письменное соглашение об уплате алиментов на содержание отчима или мачехи (п. 1 ст. 98 СК). В случае заключения алиментного соглашения размер, условия и порядок предоставления содержания определяются этим соглашением. Если соглашение об уплате алиментов между сторонами не заключено, то нетрудоспособные нуждающиеся в материальной помощи отчим и мачеха вправе требовать от пасынка или падчерицы предоставления содержания в судебном порядке.

2. Предусмотренная законом обязанность трудоспособных совершеннолетних пасынков и падчериц по содержанию отчима или мачехи внешне сходна с обязанностью трудоспособных совершеннолетних детей по содержанию родителей и трудоспособных совершеннолетних воспитанников по содержанию своих фактических воспитателей (ст. 87, 96 СК). Однако алиментные правоотношения между пасынками и падчерицами, с одной стороны, и отчимом или мачехой, с другой стороны, имеют некоторые особенности.
3. Комментируемой статьей установлено, что отчим и мачеха имеют право требовать в судебном порядке предоставления содержания от своих пасынков или падчериц при наличии определенных условий, относящихся как к той, так и к другой стороне. Главным из этих условий является воспитание и содержание отчимом и мачехой в прошлом своих пасынков или падчериц. При этом не имеют существенного значения возможное получение в тот период алиментов на содержание ребенка от одного из его родителей, размер расходов, понесенных отчимом и мачехой на воспитание и содержание ребенка, а также то, вместе с одним из родителей ребенка или независимо от него осуществлялись отчимом или мачехой воспитание и содержание пасынка или падчерицы.

Необходимыми условиями для удовлетворения судом требования отчима и мачехи о взыскании алиментов на свое содержание с пасынков и падчериц являются их нетрудоспособность и нуждаемость в материальной помощи (т.е. достижение отчимом и мачехой пенсионного возраста: пятидесяти пяти лет - для женщин, шестидесяти лет - для мужчин либо признание в установленном порядке инвалидами I, II, III группы; нуждаемость отчима и мачехи в материальной помощи свидетельствует об отсутствии или недостаточности у них необходимых средств для обеспечения нормального существования и определяется судом с учетом конкретных обстоятельств дела - см. комментарий к ст. 85 СК). Кроме того, пасынок и падчерица должны быть трудоспособными, совершеннолетними и обладать необходимыми для уплаты алиментов средствами, тогда как ранее по КоБС (ст. 81) обязанность по содержанию отчима, мачехи могла быть возложена на пасынка и падчерицу независимо от их материального положения и трудоспособности. Для установления наличия у пасынка или падчерицы необходимых средств для уплаты алиментов на содержание отчима и мачехи суд определяет их материальное положение, учитывая при этом все источники доходов, а также другие заслуживающие внимания обстоятельства (каких лиц еще по закону они обязаны содержать, семейное положение, состояние здоровья ответчиков и др.).

Следует также иметь в виду, что обязанность пасынков и падчериц по содержанию отчима и мачехи может возникнуть лишь в том случае, если те не могут получить содержание от своих совершеннолетних трудоспособных детей или супругов (бывших супругов), чего ранее закон также не предусматривал.
Таким образом, для удовлетворения судом иска отчима и мачехи к трудоспособным совершеннолетним пасынку или падчерице о предоставлении содержания необходимы следующие основания (обстоятельства): а) воспитание и содержание отчимом и мачехой в прошлом своих падчериц или пасынков; б) нетрудоспособность и нуждаемость в материальной помощи отчима и мачехи; в) отсутствие возможности у мачехи и отчима получить содержание от своих совершеннолетних трудоспособных детей или от супругов (бывших супругов); г) наличие у совершеннолетних трудоспособных пасынка или падчерицы средств для уплаты алиментов.
В качестве документов, подтверждающих факт нахождения пасынка (падчерицы) на воспитании и содержании умершего (умершей) отчима (мачехи), могут рассматриваться: а) справки жилищных органов; б) справки органов местного самоуправления; в) справки о доходах всех членов семьи; г) иные документы, содержащие требуемые сведения; д) решение суда об установлении данного факта (в необходимых случаях) (п. 43 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утв. постановлением Министерства труда и социального развития РФ и Пенсионного фонда РФ от 27 февраля 2002 г. N 17/19па//РГ. 2002. 5 июня).

4. В соответствии с п. 2 комментируемой статьи суд вправе освободить пасынков и падчериц от обязанности содержать отчима или мачеху в случаях, если последние воспитывали и содержали их менее пяти лет, а также если они выполняли свои обязанности по воспитанию или содержанию пасынков и падчериц ненадлежащим образом. Данную норму суд применяет с учетом конкретных обстоятельств дела. Освобождение пасынков и падчериц от обязанности по уплате алиментов отчиму или мачехе, содержавшим и воспитывавшим их менее пяти лет, а также выполнявшим названные обязанности в отношении пасынков и падчериц ненадлежащим образом, является правом, а не обязанностью суда. В любом случае суд должен выяснить, по каким причинам (уважительным или неуважительным) было прекращено воспитание и содержание отчимом (мачехой) пасынка или падчерицы. И с учетом конкретной ситуации решать вопрос о взыскании алиментов на содержание отчима или мачехи, даже если они содержали и воспитывали надлежащим образом пасынка и падчерицу менее пяти лет. Как ненадлежащее воспитание и содержание пасынков и падчериц следует рассматривать такое поведение отчима или мачехи, когда они допускали различные злоупотребления по отношению к детям, уклонялись от выполнения обязанностей, сходных с родительскими.

5. Итак, при рассмотрении исков отчима или мачехи о предоставлении содержания к пасынкам (падчерицам) необходимо иметь в виду, что суд вправе удовлетворить заявленные требования при условии, что истцы являются нетрудоспособными, нуждаются в материальной помощи, которую они не могут получить от своих совершеннолетних трудоспособных детей или от супругов (бывших супругов), надлежащим образом содержали и воспитывали ответчиков не менее пяти лет, а последние достигли совершеннолетия, являются трудоспособными и обладают необходимыми для уплаты алиментов средствами (п. 23 постановления Пленума ВС РФ от 25 октября 1996 г. N 9).
6. Имевшаяся в ранее действовавшем КоБС (ст. 80) норма, которая устанавливала обязанность отчима и мачехи по содержанию несовершеннолетних пасынков и падчериц, если они находились у них на воспитании или содержании и не имеют родителей или не могут получить достаточных средств на содержание от родителей, в СК отсутствует. Эта новелла СК, естественно, не касается случаев, когда отчимом и мачехой в установленном законом порядке было произведено усыновление пасынков и падчериц.
Алиментные обязательства между отчимом, мачехой и пасынком, падчерицей по СК носят односторонний характер. Вместе с тем взыскиваемые по решениям судов (вынесенным до 1 марта 1996 г.) с отчима (мачехи) алименты на пасынков и падчериц должны выплачиваться и впредь (п. 23 постановления Пленума ВС РФ от 25 октября 1996 г. N 9) до достижения ими совершеннолетия или приобретения дееспособности в полном объеме до достижения совершеннолетия.



<< предыдущая страница   следующая страница >>