prosdo.ru
добавить свой файл
  1 2 3 4

Устройство идеального космоса стоиков


«Существует, говорят они, лишь одно мироздание, ограниченное, имеющее шарообразную форму»61.
«Четыре стихии вместе образуют бескачественную сущность — материю. Огонь это теплое, вода влажное, воздух холодное, а земля сухое; Выше всего находится огонь, который называют эфиром и в котором сначала возникает круг неподвижных звезд, а потом круг блуждающих звезд. Затем следует воздух, потом вода и, наконец, земля — основание всего, находящееся в центре всего».62
«Учение о мироздании они делят на две части. Одна часть, общая у них с математиками, изучает неподвижные и блуждающие звезды, исследует, например, такого ли размера солнце, каким оно нам кажется; сходным образом она исследует луну, а также вращение [звезд]. Другая часть, которая касается только физиков и которая исследует природу мироздания, доискивается, состоят ли солнце и звезды из материи и формы, сотворено ли мироздание или не сотворено, наделено ли оно душой или нет, преходяще ли оно или непреходяще, управляется ли провидением или нет и т. д».63
«Стоик Зенон в книге о природе говорит, что судьба — это сила; которая приводит в движение материю...»64.
Клеанф: «Желающего идти судьба ведет, не желающего — тащит».
Есть две возможности, как у привязанной к телеге собаки: или бежать за ней, или, если не желаешь бежать, тащиться вслед, обдирая бока по камням, — то все объясняется только фатумом, влекущим нас в неизвестное.

Оптика – учение о движении светоносного эфира (Аполлоний Пергский «Конические сечения», Диофант «Арифметика»)

Парабола




Гипербола




Эллипс




Душа
«Ведь есть два вида огня: нетворческий, который превращает в себя свою пищу, и творческий, который умножает и сберегает все, присутствует в растениях и животных и, таким образом, является природой и душой»65.
«Пять из этих семи частей души составляют чувства: зрение, обоняние, слух, вкус, осязание. Зрение — это пневма, распространяющаяся от управляющей части до глаз; слух — это пневма, распространяющаяся от управляющей части до ушей; обоняние — это пневма, распространяющаяся от управляющей части до носа; вкус — это пневма, распространяющаяся от управляющей части до языка; осязание — это пневма, распространяющаяся от управляющей части до поверхности [вещей], которых можно коснуться чувствами. Из остальных частей одна называется воспроизводящей, она пневма, распространяющаяся от управляющей части до детородных органов. Другая часть — это то, что Зенон называет голосом, она пневма, распространяющаяся от управляющей части до горла, языка и других органов речи»66.
«Человек стоиков» (по Галену)

Гален различая пневму физическую, пневму животную, которая управляет вегетативными процессами тела, и, наконец, пневму психическую, душевную, выделяемую мозгом, которая управляет и произвольными движениями, и психическими переживаниями человека. Эта пневма, в его понимании, движется по нервам и переносит ощущения от органов чувств в мозг, а двигательные импульсы— от мозга к мускулам.


Местоположение сердца он ошибочно определял в центре грудной клетки.
Перегородку сердца Гален считал проницаемой для крови, которая могла через нее просачиваться из левого сердца в правое.

В споре о преимуществах личного наблюдения учениками Ибн-Сины (Авиценна) было упомянуто о груде непохороненных тел, погибших от голода. Некто Абд ал-Латиф поехал посмотреть это скопище 40 000 трупов и скелетов. Подняв челюсть с земли, он не поверил своим глазам: Гален писал, что нижняя челюсть состоит из двух костей, а Абд ал-Латиф видел только одну. Он просмотрел 250 челюстей, показал их другим врачам, и все согласились, что нижняя челюсть состоит из одной кости
Эти ошибки вызваны тем, что Гален давал не описание человеческой руки, а описание передней лапы обезьяны.

Гален ошибочно полагал, что сокращение внешних слоев миокарда способствует диастоле желудочков сердца.
Печень Гален считал органом кроветворения й описывал в ней четыре доли, что характерно для строения печени животных.


Кишечная трубка, хотя и описана у него построенной из нескольких слоев, но все же неточно, так будто он описывает нечто среднее по развитию между длиннейшим кишечником травоядных и более укороченным у плотоядных   животных.
Крестец Гален считает важнейшей опорной костью, но описывает его состоящим из трех фрагментов, т. е. таким, каким он видел его у свиней. Гален правильно описал ключицу, ребра и другие кости человека, грудину же он описывал не по человеческому скелету, а по скелетам животных. Он считал, что грудина состоит из семи частей и треугольного хряща, т. е. как у собак.

В своем описании анатомии мышц Гален отмечал некоторые мышцы, не существующие у человека. В то же время он неправильно описал точки прикреплений и функцию некоторых существующих у человека мышц.

Гален писал: «Если смерть не прервет моих намерений, я когда-нибудь изложу строение животных, рассекая каждый мельчайший орган, как я это делал у человека» .

Только после появления знаменитого труда Везалия, в котором содержится описание более 200 ошибок Галена, этот авторитет был поколеблен.
Декарт
«…слово “философия” обозначает занятие мудростью и что под мудростью понимается не только благоразумие в делах, но также и совершенное знание всего того, что может познать человек; это же знание, которое направляет самую жизнь, служит сохранению здоровья, а также открытиям во всех науках. А чтобы философия стала такой, она необходимо должна быть выведена из первых причин так, якобы тот, кто старается овладеть ею (что и значит, собственно, философствовать), начинал с исследования этих первых причин, именуемых началами. Для этих начал существует два требования. Во-первых, они должны быть столь ясны и самоочевидны, чтобы при внимательном рассмотрении человеческий ум не мог усомниться в их истинности; во-вторых, познание всего остального должно зависеть от них…»67
«Всякая субстанция имеет преимущественный атрибут: для души - мысль, подобно тому как для тела – протяжение»68.
«Я мыслю, следовательно, существую».
«Не тяжесть, не твердость, не окраска и т.п. составляют природу тела, а одна только протяженность»69.
Идеальный космос (новый мир) Декарта
«Отрешитесь на некоторое время от этого мира, чтобы взглянуть на новый, который я хочу на Ваших глазах создать в воображаемых пространствах».
«Не вдаваясь слишком в метафизические рассуждения, я установлю здесь два или три основных правила, в соответствии с которыми, надо думать, Бог заставит действовать природу этого нового мира и которые, по-моему, будут достаточны для того, чтобы понять все остальное».

«Хотя все то, что мы когда-либо испытали в настоящем мире посредством наших чувств, кажется явно противоречащим тому, что заключается в этих двух правилах, все-таки основание, приведшее меня к ним, кажется мне столь убедительным, что я считаю себя обязанным предполагать их в новом мире, который я вам описываю».

«Глава VIII об образовании солнца и звезд этого нового мира». «Поэтому необходимо признать, что у людей этого нового мира будет такая природа, что, когда их глаза будут получать толчки подобного рода, они будут испытывать ощущение совершенно сходное с тем, какое вызывает у нас действие света».
«Глава XV о том, что небо этого нового мира должно казаться его жителям совершенно подобным нашему. Выяснив природу и свойства действия, рассматриваемого мною как свет, я должен показать, каким образом через его посредство жители планеты, которую я назвал Землей, могут видеть это небо совершенно похожим на наше».
«Дайте мне материю и движение, - воскликнул он однажды, - и я создам Вселенную!».
Три закона декартовской физики (физика абсолютно жесткого эфира)


1. «Всякая вещь пребывает в том состоянии, в котором она находится, пока ничто ее не изменит».

2. «Всякое движущееся тело стремится продолжить свое движение по прямой».

3. «Если движущееся тело встречает другое, сильнейшее тело, оно ничего не теряет в своем движении, если же оно встречает слабейшее, которое может подвинуть, оно теряет столько, сколько тому сообщает».
group 78




<< предыдущая страница   следующая страница >>