prosdo.ru
добавить свой файл
1 2


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОУ ВПО «ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ

ЭКОНОМИКИ И ТОРГОВЛИ»
КАФЕДРА ТОВАРОВЕДЕНИЯ И ЭКСПЕРТИЗЫ ТОВАРОВ

Барановская И.А.

Лекция по дисциплине

«Товароведение непродовольственных товаров»
Тема 1. Методологические основы дисциплины



Орел, 2010




План


  1. Предмет, содержание, цели и задачи товароведения.

  2. Классификация товаров: понятие, методы классификации.

  3. Ассортимент товаров: понятие, классификация ассортимента. Свойства и показатели ассортимента.

  4. Качество товаров: понятие, требование к качеству, потребительские свойства и показатели качества. Факторы качества товаров.

  5. Оценка качества. Методы оценки показателей качества.


Вопрос 1.
Любая наука и учебная дисциплина начинаются с определения основных понятий, применяемых в ней. В товароведении их очень много, поэтому для начала определим, что такое продукция, товар и товароведение.

Продукция – материальный или нематериальный результат деятельности, предназначенный для удовлетворения реальных или потенциальных потребностей. Следовательно, продукции присущи две основные особенности: во-первых, она должна быть произведена, а во-вторых, должна удовлетворять чьи-то потребности (должна быть кому-то нужна).

Продукция становится товаром, когда она является объектом купли-продажи, т.е. объектом коммерческой деятельности, т.е. продукция только на рынке превращается в товар (сшили платье – продукция → понесли на базар – товар).

Товар – материальная продукция, предназначенная для купли-продажи.

Именно товар является объектом особой науки и учебной дисциплины – товароведения.

Существует множество определений термина «товароведение», но более полное и уточненное определение следующее:


Товароведение – наука об основополагающих характеристиках товаров, определяющих их потребительные стоимости, и факторах обеспечения этих характеристик.

Название научной и учебной дисциплины «товароведение» является производным от слов «товар» и «ведать» (знать) и дословно может интерпретироваться на современный язык как «знание о товаре». Эти знания необходимы абсолютно всем, в большей или меньшей степени: товароведам, бухгалтерам, экономистам, менеджерам, покупателям.

Предметом товароведения являются потребительные стоимости товаров. Только потребительная стоимость делает продукцию товаром, так как обладает способностью удовлетворять конкретные потребности человека, т.е. полезностью.

Личные потребности человека можно классифицировать по разным признакам:


  • по природе происхождения: физические, интеллектуальные, социальные;

  • по целевому назначению;

  • по степени настоятельности (или предпочтительности) - на первичные, удовлетворяющие в первую очередь, вторичные, третичные и т.д.; а также на повседневные (неотложные), комфортные, перспективные;

  • по степени их качественной или количественной (абсолютные, действительные и платежеспособные) определенности.

Абсолютная потребность – это желание обладать товарами. Абсолютная потребность в количественном отношении практически безгранична и выражает абсолютную возможность потребления товаров на конкретный исторический период.

Действительные потребности – это потребности, которые сформировались в рамках сложившегося уровня развития производственных сил и масштабов производства.

Платежеспособные – это потребности, обеспеченные денежным эквивалентом. Они проявляются на рынке как платежеспособный спрос. Для товароведения наибольший интерес представляют именно платежеспособные потребности.

В зависимости от способности продуктов труда удовлетворять личные или общественные потребности различают единичную и совокупно общественную потребительную стоимость.


Единичная потребительная стоимость свойственна единице товара какого-либо вида, удовлетворяющей потребности одного человека или семьи, она определяется присущими товару свойствами и имеет качественную определенность.

Совокупно общественная потребительная стоимость удовлетворяет потребности определенного контингента людей или всего общества; она свойственна большому количеству единиц товара данного вида. Совокупно общественной потребительной стоимости присуща качественная и количественная определенность.

Потребительная стоимость неразрывно связана с категорией качества. Качество товара представляет собой меру потребительной стоимости меру полезности и свидетельствует о степени удовлетворения потребностей.

Содержанием товароведения являются изучение потребностей в товарах, факторов, обусловливающих их потребительную стоимость и качество, исследование уровня качества и прогнозирование качества перспективных товаров, разработка методов измерения и оценки качества товаров в сфере обращения и эксплуатации, разработка научной классификации, разработка рациональных показателей ассортимента и направлений его совершенствования и развития и др.

Товароведение потребительских товаров включает общую часть и частное товароведение.

Общая часть товароведения посвящена рассмотрению теоретических основ, которые являются основополагающими для частных разделов товароведения. В ней не приводятся товароведные характеристики конкретных групп товаров.

Частное товароведение анализирует состояние и перспективы развития соответствующего сегмента рынка, классификацию товаров на ассортиментные группы и другие структурные элементы низших ступеней. В отдельных подразделах частного товароведения рассматриваются все вопросы общего товароведения, но применительно к конкретной товарной группе.

Например, мебель:


  • факторы, формирующие качество;

  • факторы, сохраняющие качество;

  • ассортимент;


  • методы оценки качества;

  • показатели качества;

  • характеристика потребительских свойств и т.д.

Содержание и задачи товароведения, методы их решения изменялись и совершенствовались в процессе его развития. В нашей стране товароведение зародилось в середине XVI в. в условиях перехода к промышленному производству, расширения обмена и возникновения международной торговли.

Цель товароведения – изучение основополагающих характеристик товара, составляющих его потребительную стоимость, а также их изменений на всех этапах товародвижения.

Для достижения этой цели товароведение как наука и учебная дисциплина должно решать следующие задачи:

  • четкое определение основополагающих характеристик, составляющих потребительную стоимость;

  • установление принципов и методов товароведения, обусловливающих его научные основы;

  • систематизация множества товаров путем рационального применения методов классификации и кодирования;

  • изучение свойств и показателей ассортимента для анализа ассортиментной политики промышленной или торговой организации;

  • управление ассортиментом организации;

  • определение номенклатуры потребительских свойств и показателей товаров;

  • оценка качества товаров;

  • выявление градаций качества и дефектов товаров, причин их возникновения и мер по предупреждению реализации некачественных товаров;

  • определение количественных характеристик единичных экземпляров товаров и товарных партий;

  • обеспечение качества и количества товаров на разных этапах их технологического цикла путем учета формирующих и регулирования сохраняющих факторов;

  • установление видов товарных потерь, причин их возникновения и разработка мер по их предупреждению или снижению;
  • информационное обеспечение товародвижения от изготовителя до потребителя;


  • товароведная характеристика конкретных товаров.



Вопрос 2.
Под классификацией товаров понимают разделение заданного множества товаров по определенным признакам на отдельные категории (подмножества) с использованием выбранного метода деления и соблюдением установленных правил.

Классификация играет важную роль в любой области человеческой деятельности как способ упорядочения исследуемых явлений, свойств, материалов.

В товароведении классификация позволяет объединить в родственные группы большое количество товаров, находящихся в сфере обращения, что дает возможность упорядочить терминологию; облегчить учет спроса, изучение потребительских свойств и ассортимента товаров; совершенствовать учет товаров и отчетность в торговой деятельности и т.д.

Классификация позволяет разделить множество (товар) на отдельные части в зависимости от имеющихся у них общности и различий, распределив товар по определенным категориям или ступеням от высших к низшим. Число ступеней классификации зависит от ее целей, а также сложности и количества классифицируемых объектов.

Для классификации товаров используются два метода: иерархический и фасетный.

При иерархической системе классификации товары подразделяют на подчиненные подмножества, составляющие единую систему с взаимосвязанными подразделениями (группа, подгруппа, вид, подвид и т.д.) объектов, сходных хотя бы по одному признаку.

На рисунке 1 изображена иерархическая система классификации клеев.

Клеи классифицируют на:

1 – природные;

2 – синтетические.

Природные клеи (1) подразделяют на:

    1. – животные;

    2. – растительные;

    3. – минеральные.

В свою очередь природные клеи животного происхождения (1.1) подразделяют на:

      1. – коллагеновые;

      2. – казеиновые;
      3. – альбуминовые.


К коллагеновым клеям (1.1.1) относятся:

        1. – мездровый;

        2. – костный и т.д.

Синтетические клеи (2) подразделяют на:

2.1 – клеи на основе термопластичных смол;

2.2 – клеи на основе термореактивных смол;

2.3 – клеи на основе синтетических каучуков (резиновые) и т.д.






Рисунок 1. Классификация клеев (Иерархический метод).
При фасетной системе классификации предусматривается разделение товаров на отдельные, независимые друг от друга параллельные группы (фасеты) на основе какого-либо признака в каждой из этих групп.

Фасетная классификация отличается большой гибкостью и позволяет в каждом отдельном случае ограничивать подразделение множества товаров лишь несколькими группами, которые представляют интерес в каждом конкретном случае.

Группа «Клеи» может быть с использованием фасетного метода классифицирована по назначению по схеме, изображенной на рисунке 2.


Рисунок 2 - Схема классификации клеев по назначению (фасетный метод): 1 – клеи для древесины; 2 – клеи для кожи; 3 – клеи универсальные; 4 – клеи канцелярские; п – прочие.

В ряде случаев используют сочетание иерархического и фасетного методов классификации.

В настоящее время используются несколько систем классификации товаров. Широкое применение имеет торговая классификация, согласно которой все товары подразделяются на два раздела: продовольственные и непродовольственные.

Непродовольственные товары согласно торговой системе классификации делят на следующие товарные группы: товары из пластических масс; бытовые химические товары; силикатные товары; строительные товары; металлические товары; электротовары и бытовые машины; текстильные товары; швейные товары; трикотажные товары; пушно-меховые и овчинно-шубные товары; галантерейные товары; парфюмерно-косметические товары; ювелирные товары и часы; товары культурно-бытового назначения.


Выше перечисленные группы товаров могут разукрупняться или укрупняться за счет объединения нескольких групп или выделения новых. Например, группа силикатных товаров часто разделяется на две группы: стеклянные товары и керамические товары.

Общую группу товаров культурно-бытового назначения нередко разукрупняют на ряд самостоятельных групп: музыкальные товары, игрушки и т.д.

В связи с тем, что в торговой практике достаточно широко используется организация торговли с учетом потребностей покупателей в торговой классификации предусматривается подразделение товаров по потребительским комплексам (например, «Товары для детей», «Одежда», «Товары для строительства», «Товары для дома» и т.п.).

Учебная классификация предусматривает для более подробного и последовательного изучения курса товароведения деление непродовольственных товаров на одежно-обувные товары и товары культурно-бытового и хозяйственного назначения, которые подразделяют на группы, принятые в торговой классификации.

В течение длительного времени широко применялась прейскурантная система классификации, предусматривающая выделение 144 прейскурантных групп.

Нередко в товароведении используются стандартные классификации, представленные в государственных и отраслевых стандартах.

Вопрос 3.
Под ассортиментом товаров понимают набор товаров различных видов и разновидностей, объединенных по потребительному, торговому, производственному или материально-техническому признаку

Ассортимент потребительских товаров подразделяется на группы — по местонахождению, на подгруппы — по широте охвата товаров, на виды — по степени удовлетво­рения потребностей, на разновидности — по характеру по­требностей.

Классификация ассортимента товаров представлена на рис. 3.
По местонахождению товаров различают ассорти­мент промышленный и торговый.

Промышленный (производственный) ассортимент — номенклатура продукции, выпускаемой изготовителем (отдельным предприятием, объединением предприятий, отраслью промышленности).


В качестве примера можно привести промышленный ассортимент кондитерской фабрики имени Бабаева, вклю­чающий около 100 наименований карамельных, конфетных и шоколадных изделий.

Торговый ассортимент представляет собой номенклатуру товаров, находящихся в сфере обращения на предприятиях оптовой и розничной торговли.

В отличие от промышленного торговый ассортимент включает, как правило, товары разных изготовителей. Ис­ключение составляют фирменные магазины организаций-изготовителей, стратегия которых основывается на сбыте товаров только конкретной фирмы. Так, в торговый ассор­тимент любого кондитерского магазина входят товары, из­готавливаемые многими кондитерскими фабриками, а иногда и предприятиями общественного питания, хлебозаводами, которые выпускают мучные кондитерские изделия.

В зависимости от широты охвата товаров раз­личают следующие виды ассортимента: простой, сложный, групповой, развернутый, сопутствующий, смешанный.

Простой ассортимент — набор товаров, представлен­ный небольшим количеством групп, видов и наименований, которые удовлетворяют ограниченное число потребностей.

Простой ассортимент характерен для магазинов, реа­лизующих товары повседневного спроса в районах прожи­вания покупателей с небольшими материальными возмож­ностями. Например, хлебобулочные и молочные магазины в рабочих районах, сельских местностях.

Сложный ассортимент — набор товаров, представлен­ный значительным количеством групп, видов, разновиднос­тей и наименований товаров, которые удовлетворяют разно­образные потребности в товарах.

Такой ассортимент присущ оптовым базам и рознич­ным торговым организациям типа универсамов или уни­вермагов, ориентирующимся на покупателей с разным спро­сом.

Групповой ассортимент — набор однородных товаров, объединенных общностью признаков и удовлетворяющих аналогичные потребности.

Наиболее часто в качестве общего признака выступает функциональное или социальное назначение. Например, обувные, одеж­ные и другие группы товаров объединены по признаку функционального назначения, а товары для детей, молоде­жи, для отдыха — социального.


Групповой ассортимент положен в основу организаци­онной структуры многих торговых предприятий. Так, на непродовольственных оптовых базах склады различаются групповым ассортиментом. По тому же признаку в уни­вермагах создаются разные секции (одежные, обувные, га­лантерейные и т. п.).

Видовой ассортимент — набор товаров различных видов и наименований, удовлетворяющих аналогичные по­требности. Он является составной частью группового ас­сортимента. Например, ассортимент обуви подразделяется на кожаную, текстильную и т.д.— часть ассортимента обувных товаров.

Марочный ассортимент — набор товаров одного вида, марочных наименований или относящихся к группе мароч­ных. Такие товары наряду с удовлетворением физиологи­ческих потребностей в значительной мере нацелены на удов­летворение социальных и психологических потребностей. Эти потребности удовлетворяются престижными марками авто­мобилей, одежды, обуви, духов и др.

Развернутый ассортимент — набор товаров, который включает значительное количество подгрупп, видов, раз­новидностей, наименований, в том числе марочных, относя­щихся к группе однородных, но отличающихся индивиду­альными признаками. Такой ассортимент, как правило, встречается в специализированных магазинах, причем ко­личество групп однородных товаров может быть сравни­тельно небольшим. Так, в торговый ассортимент магазинов, специализирующихся на продаже аудио- и видеотехники, входят три-четыре группы однородных товаров (телевизо­ры, магнитофоны, видеомагнитофоны), но зато эти группы представлены большим количеством товаров разных клас­сов сложности и торговых марок.

Сопутствующий ассортимент — набор товаров, кото­рые выполняют вспомогательные функции и не относятся к основным для данной организации. Товары сопутствую­щего ассортимента в обувном магазине — это предметы ухода за обувью, а в продовольственном магазине — мыло, спички, некоторые другие хозяйственные товары.

Смешанный ассортимент — набор товаров разных групп, видов, наименований, отличающихся большим разнообра­зием функционального назначения. Смешанный ассортимент характерен для магазинов, торгующих непродовольствен­ными и продовольственными товарами.

Классификационные признаки ассортимента товаров (Ас)



Группы Ас

по местонахождению товаров

промышленный

торговый

Подгруппы Ас

По широте охвата товаров

простой

сложный

групповой

развернутый

сопутствующий

смешанный

видовой

марочный

Виды Ас по степени удовлетворения потребителей

рациональный

оптимальный


Разновидности Ас

по характеру потребностей

реальный

прогнозируемый

учебный


По степени удовлетворения потребностей различают рациональный и оптимальный ассортимент.

Рациональный ассортимент — набор товаров, наиболее полно удовлетворяющий реально обоснованные потребнос­ти, которые обеспечивают максимальное качество жизни при определенном уровне развития науки, техники и тех­нологии.

Формирование рационального ассортимента требует учета большого количества факторов и показателей, мно­гие из которых довольно изменчивы. К таким факторам относятся реальные потребности, которые зависят от уровня жизни населения, достижений научно-технического прогрес­са и других особенностей внешней среды. В свою очередь, многие из этих факторов непосредственно влияют на изме­нения рационального ассортимента. Например, достижения научно-технического прогресса стимулируют разработку новых товаров и формируют новые потребности. Это от­четливо проявляется при формировании рационального ассортимента бытовой техники.

Оптимальный ассортимент — набор товаров, удовле­творяющий реальные потребности с максимально полез­ным эффектом для потребителя при минимальных затра­тах на их проектирование, разработку производства и до­ведение до потребителей. Товары оптимального ассорти­мента отличаются повышенной конкурентоспособностью.

Критерием для отнесения товаров к оптимальному ас­сортименту может служить коэффициент оптималь­ности (Коп), который рассчитывается для конкретного то­вара по формуле

Коп = Эп / З *100%,

где Эп — полезный эффект от потребления товара при использовании его потребителем по назначению, руб.; З — затраты на проектирование, разработку, произ­водство, доведение до потребителя, руб.

Полезный эффект (Эп) представляет собой выгоду, ко­торую может получить потребитель при правильном ис­пользовании товара, за вычетом затрат на его приобрете­ние, эксплуатацию, хранение, ремонт и утилизацию. На­пример, полезный эффект от использования бытового хо­лодильника рассчитывается по стоимости сохраненных в нем продуктов, экономии времени и денег при больших закупках товаров для личного потребления за вычетом за­трат на покупку холодильника, его эксплуатацию (расход электроэнергии и пр.), ремонт и утилизацию пришедшего в негодность оборудования.

В зависимости от характера потребностей ассор­тимент может быть реальным, прогнозируемым и учебным.

Реальный ассортимент — действительный набор това­ров, имеющийся в конкретной организации изготовителя или продавца.

Прогнозируемый ассортимент — набор товаров, который должен будет удовлетворять предполагаемые потребности.

Учебный ассортимент — перечень товаров, системати­зированный по определенным научно обоснованным при­знакам для достижения обучающих целей.

Ассортимент количественно характеризуется следующими основными показателями: структурой, широтой, полнотой, устойчивостью и степенью обновления.

Структура ассортимента – это количественное соотношение товарных групп, подгрупп, видов, разновидностей и наименований отдельных товаров в общем наборе товаров. Показатели структуры ассортимента имеют натуральные или денежные выражения и рассчитываются как отношение отдельных групп, видов, наименований товаров к суммарному количеству товаров, входящих в ассортимент.

Широта ассортимента характеризуется числом наименований видов или разновидностей товаров, входящих в этот ассортимент. (Например, в ассортимент столовой фарфоровой посуды входят тарелки, блюда, селедочницы и т.д. Но дополнительно могут включаться шпротница, ваза для хлеба и т.п. – в этом случае ассортимент, безусловно, шире). Широта ассортимента является косвенным показателем насыщенности рынка товарами. Насыщенность рынка тем выше, чем больше широта ассортимента.


Показатели широты применяются в зависимости от насыщенности рынка, а также от состояния спроса. В условиях дефицита, когда спрос превышает предложение, изготовителю и продавцу выгоднее иметь узкий ассортимент товаров, поскольку при большой широте требуются дополнительные затраты на разработку и производство новых товаров. Кроме того, производство разнообразных товаров требует более обширных закупок сырья, расширения производственных площадей, новых видов упаковки, маркировки. В торговле для широкого ассортимента требуются дополнительные площади торгового зала для выкладки товаров, кроме того, увеличиваются транспортные расходы.

На насыщенном рынке изготовители и продавцы стремятся удовлетворить разнообразные потребности. Когда спрос превышает предложение, требуются коммерческие усилия по созданию потребительских предпочтений, что достигается в числе прочих средств и за счет увеличения широты ассортимента. Широта выступает в качестве одного из критериев конкурентоспособности фирм.

Таким образом, для изготовителей и продавцов расширение ассортимента – мера скорее вынужденная, чем желательная.

Чем шире ассортимент для потребителя, тем более разнообразные потребности могут быть удовлетворены, но при сверхвысокой широте ассортимента потребителю трудно ориентироваться в этом многообразии, что затрудняет выбор нужного товара.

Полнота ассортимента – это количество видов, разновидностей и наименований товаров в группе однородной продукции. Полнота ассортимента характеризуется коэффициентом полноты, который рассчитывается исходя из отношения имеющегося в наличии ассортимента к базовому, определяемому договором поставки, стандартами, ассортиментным перечнем. Наибольшее значение коэффициент полноты имеет на насыщенном рынке. Чем выше полнота ассортимента, тем лучше удовлетворяются потребности покупателя (например, в соответствии с ассортиментным min в продаже должно быть 6 разновидностей ЛКМ, а фактически – 4, следовательно, полнота ассортимента 4/6=0,66).


Устойчивость ассортимента - это показатель, характеризующий колебания его полноты и широты в течение определенного промежутка времени.

Степень обновления ассортимента характеризует долю вновь поступивших в оборот товаров в их общем ассортименте. При этом целесообразно выделять принципиально новые изделия или ранее выпускавшиеся, но с существенно улучшенными потребительскими свойствами. Степень обновления ассортимента должна быть увязана с периодом морального старения товаров: чем он меньше, тем больше степень обновления. Предпочтительнее не только расширять ассортимент, сколько своевременно его обновлять (например, магазин реализует 25 видов парфюмерной продукции, из них 7 – новые, ранее им продаваемые, следовательно, степень обновления 25-100%, 7-х% (х = 7*100/25 = 28% или 0,28).

Важное значение имеет ассортиментный минимум – перечень видов или наименований товаров, наличие которых на торговом предприятии определенного профиля является обязательным. В настоящее время это понятие заменено на понятие «ассортиментный перечень», представляющий собой документально оформленный список разновидностей или видов товаров установленного ассортимента. Ассортиментный перечень для торговых предприятий утверждается органами местного самоуправления и его несоблюдение считается нарушением правил торговли.

Важное значение имеет проблема управления ассортиментом. Под понятием «управление ассортиментом товаров» понимаются действия, осуществляемые в торговле в целях установления, обеспечения и поддержания определенного ассортимента товаров путем регулирования прямых и обратных связей между торговлей, производством и потребителем.

Управление ассортиментом связано с его формированием.

Формирование ассортимента — деятельность по состав­лению набора товаров, позволяющего удовлетворить ре­альные или прогнозируемые потребности.

Основные направления в области формирования ассор­тимента: сокращение, расширение, стабилизация, обновле­ние, совершенствование, гармонизация. Указанные направ­ления взаимосвязаны, в значительной мере дополняют друг друга и определяются рядом факторов.


Сокращение ассортимента — количественные и каче­ственные изменения состояния набора товаров за счет умень­шения его широты и полноты.

Причинами сокращения ассортимента могут быть паде­ние спроса, недостаточность предложений, убыточность или низкая прибыльность при производстве и/или реализации отдельных товаров.

Расширение ассортимента — количественные и каче­ственные изменения набора товаров за счет увеличения показателей широты, полноты и новизны.

Причинами, способствующими расширению ассортимен­та, являются увеличение спроса и предложения, высокая рентабельность производства и/или реализации товаров, внедрение на рынок новых товаров и/или изготовителей. Так, современное состояние российского потребительского рынка характеризуется расширением ассортимента за счет импортных товаров, а также товаров, изготовленных на основе зарубежных технологий.

Расширение ассортимента может происходить одновременно с сокращением товаров, не пользующихся спросом.

Стабилизация ассортимента — состояние набора то­варов, характеризующееся высокой устойчивостью и низ­кой степенью обновления.

Это достаточно редкое состояние ассортимента, прису­щее в основном ассортименту пищевых продуктов повсе­дневного спроса. Ассортимент непродовольственных това­ров отличается высокой степенью изменений под воздей­ствием моды, достижений научно-технического прогресса и других факторов.

Обновление ассортимента — качественные и количе­ственные изменения состояния набора товаров, характери­зующиеся увеличением показателя новизны.

Обновление ассортимента необходимо в целях более полного удовлетворения постоянно растущих потребностей населения; повышения конкурентоспособности; стимулирования спроса.

Это направление основывается на распространенном убеждении потребителей, считающих, что новые товары лучше ранее выпускавшихся. Однако это не всегда так, по­тому что качество новых товаров может быть хуже, чем уже известных. В таких случаях потребитель, осознав это, может испытать чувство разочарования, неудовлетворен­ности, недоверия к новым товарам вообще, а также к фир­ме-изготовителю или продавцу.


Поэтому обновление ассортимента — очень ответствен­ное направление его формирования, связанное со значи­тельным риском для всех субъектов рыночных отношений.

Совершенствование ассортимента — количественные и качественные изменения состояния набора товаров для повышения его рациональности.

Гармонизация ассортимента – количественные и качественные изменения состояния набора товаров, отражающие степень близости реального ассортимента к оптимальному или лучшим зарубежным и отечественным аналогам, наиболее полно соответствующие целям организации.

На российском потребительском рынке это направление формирования ассортимента сравнительно новое и выражается в стремлении ряда «элитных» магазинов формировать ассортимент по образцу известных зарубежных фирм.

Кроме того, это направление характерно для крупных фирм, корпораций, акционерных обществ, имеющих дочерние предприятия в разных регионах. В качестве примера можно привести гармонизированный ассортимент таких фирм, как «Русское бистро», «ГУМ» и др.

Вопрос 4.

Качество товара является одной из его основополагаю­щих характеристик, оказывающих решающее влияние на создание потребительских предпочтений и формирование конкурентоспособности.

В соответствии с МС ИСО 8402: 1994 г. п. 2.1

Качество — совокупность характеристик объекта, отно­сящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности.

Требования к качеству — выражение определенных потребностей или их перевод в набор количественно или качественно установленных требований к характеристикам объекта, чтобы дать возможность их реализации и про­верки (МС ИСО 8402: 1994 г. п. 2.3).

Качество товаров – совокупность свойств товара, обусловливающих его способность удовлетворять определенные потребности в соответствии с его назначением.
Потребительские свойства и показатели качества:

1. Назначение — способность товаров удовлетворять фи­зиологические и социальные потребности, а также потреб­ности в их систематизации.


Назначение относится к одному из определяющих свойств качества товаров. Если товар не удовлетворяет потреби­теля по назначению, то остальные свойства утрачивают для него привлекательность. Например, если одежда и обувь недостаточно защищают организм человека от неблагопри­ятных внешних воздействий, то их надежность, эстетичес­кие и другие свойства для большинства потребителей не имеют существенного значения.

Свой­ства назначения подразделяют на подгруппы: функционального, социального, классификационного и универсального назначения.

- Свойства функционального назначения отражают способность товаров выполнять их основные функции.

- Свойства социального назначения — способность това­ров удовлетворять индивидуальные или общественные со­циальные потребности.

- Классификационное назначение — способность ряда свойств и показателей выступать в качестве классифика­ционных признаков.

- Универсальное назначение — способность свойств и по­казателей удовлетворять разнообразные потребности.

2. Надежность — способность товаров сохранять функци­ональное назначение в процессе хранения и/или потребле­ния (эксплуатации) в течение заранее оговоренных сроков.

Это свойство характеризуется такими критериями, как: долговечность, безотказность, ремон­топригодность и сохраняемость.

- Долговечность — способность товаров сохранять рабо­тоспособность до наступления предельного состояния или установленного времени технического обслуживания и ре­монта.

Долговечность — свойство непродовольственных това­ров длительного пользования. Оно нехарактерно для това­ров, пред­назначенных для непосредственного потребления, в ходе которого они частично или полностью безвозвратно утра­чиваются (например, парфюмерно-косметические товары). Долговечность как показатель сохранения функционально­го назначения зачастую приходит в противоречие с соци­альным назначением. Так, многие непродовольственные то­вары, обладающие значительной долговечностью, мораль­но устаревают, утратив социальное назначение. Это отно­сится к одежде, обуви, головным уборам, некоторым сложно техническим товарам.


- Безотказность — способность товаров выполнять функ­циональное назначение без возникновения дефектов, из-за которых невозможна или затруднена их дальнейшая экс­плуатация.

Безотказность характеризуется сроками, в течение ко­торых товары эксплуатируются без сбоев и отказов, а так­же количеством возникающих в течение обусловленного периода дефектов.

Безотказность как свойство надежности наиболее часто применяется для сложно технических товаров (бытовой тех­ники), оборудования, транспортных средств и т.п.

- Ремонтопригодность — способность товаров восстанав­ливать свои исходные свойства, в первую очередь функцио­нальное назначение, после устранения выявленных дефектов.

Ремонтопригодные товары после возникновения дефектов и их устранения могут быть использованы по назначению. К таким товарам можно отнести большинство бытовой техники и многие комплектующие изделия к ним (например, автомобили, телевизоры, многие марки утюгов).

Ремонтонепригодные товары не подлежат ре­монту из-за определенных конструктивных особенностей или отсутствия запасных деталей. Например, непригодны к ремонту электрические лампы, батарейки, некоторые типы розеток, штепселей, авторучек одноразового дейст­вия и т.п. У этих товаров безотказность совпадает с долго­вечностью.

- Сохраняемость — способность поддерживать исход­ные количественные и качественные характеристики без значительных потерь в течение определенного срока.

3. Эргономические свойства — способность товаров со­здавать ощущения удобства, комфортности, наиболее пол­ного удовлетворения потребностей в соответствии с антро­пометрическими, психологическими и психолого-физиоло­гическими характеристиками потребителя.

Эргономика — наука, комплексно изучающая человека в конкретных условиях его деятельности с целью оптими­зации средств и процессов труда или эксплуатации либо потребления.

Эргономические свойства под­разделяются на подгруппы:


  • антропометрические свойства (антропометрия – измерение человеческого тела) — способность това­ров при потреблении (эксплуатации) соответствовать в наибольшей степени измеряемым характеристикам по­требителя.

В разных регионах земного шара антропометрические характеристики людей (рост, полнота, объем талии, длина, ширина ступни и др.) неодинаковы. В результате размеры одежды и обуви, производимых в разных странах, не соот­ветствуют друг другу. Так, итальянская, китайская, вьет­намская обувь меньше отечественной при одинаковой мар­кировке размера. Товароведы и продавцы должны учиты­вать это и информировать потребителя.

Показателями антропометрических свойств могут слу­жить не только размеры одежды, обуви, головных уборов, но и размеры рабочих деталей оргтехники, бытовой техни­ки, канцелярских товаров и др. Диаметры ручек, каранда­шей, фломастеров не случайны, они отражают антропо­метрические характеристики руки человека и обеспечива­ют удобство и рациональность использования. При боль­ших или меньших их размерах наступает быстрое утомле­ние, возникает ощущение неудобства;

  • психологические свойства – способность товаров обеспечивать при потреблении (эксплуатации) душевную комфортность потребителю.

Душевный комфорт – состояние внутреннего спокойствия, отсутствия разлада с собой и окружающим миром.

Психологические требования могут выражаться через восприятие вкуса, цвета, громкости и тембра звучания, яркости изображения и т.п. Например, бытовая аудио- и видеотехника должна соответствовать психологическим возможностям человека воспринимать звуковую и визуальную информацию. Так, повышенная громкость звучания, большое количество кадров или строк в единицу времени вызывает быструю утомляемость, сильную возбудимость нервной системы. Поэтому длительная и частая эксплуатация таких товаров небезопасна для здоровья потребителей;
  • Психолого-физиологические свойства – способность товаров обеспечивать соответствие психолого-физиологическим возможностям потребителя.


4. Эстетические свойства — способность товаров выра­жать в чувственно воспринимаемых признаках формы об­щественные ценности и удовлетворять эстетические по­требности человека.

Показателями эстетических свойств товаров могут слу­жить внешний (товарный) вид, целостность, дизайн, мода, стиль, информационная выразительность, совершенство производственного исполнения.

5. Экологические свойства – способность товаров не оказывать вредного воздействия на окружающую среду при их эксплуатации или потреблении.

Примером экологических свойств автомобилей может служить содержание вредных веществ в выхлопных га­зах; для тканей и одежды — это прочность красителей; для порошкообразных товаров (муки, крахмала, мела, цемента, стиральных порошков) — надежность транспорт­ных средств или упаковки, которые должны предохра­нять от распыла.

Показателями экологических свойств быто­вой техники являются характеристики электромагнитных полей, которые нарушают стабильность окружающей среды, громкость звучания (для аудиотехники), так как превышение установленных норм вызывает шумовое за­грязнение.

6. Безопасность — состояние, при котором риск вреда или ущерба ограничен допустимым уровнем.

Применительно к качеству потребительских товаров безопасность может быть определена как отсутствие недо­пустимого риска для жизни, здоровья и имущества потре­бителей при эксплуатации или потреблении товаров.

Безопасность — важнейшее свойство качества, кото­рым должны обладать все потребительские товары.

В зависимости от природы воздействий, влияющих на безопасность, различают следующие ее виды:

  • химическая безопасность — отсутствие недопустимо­го риска, который может быть нанесен токсичными веще­ствами жизни, здоровью и имуществу потребителей;
  • радиационная безопасность – отсутствие недопустимого риска, который может быть нанесен жизни, здоровью и имуществу потребителя радиоактивными элементами (изотопами) или ионизирующем излучением этих элементов. Из непродовольственных товаров наиболее опасны в радиационном отношении некоторые строительные материалы (шифер, асбест, цемент и др.), минеральные удобрения, ювелирные изделия с драгоценными и полудрагоценными камнями ряда месторождений;


  • механическая безопасность – отсутствие недопустимого риска для жизни, здоровья и имущества потребителей, который может быть нанесен вследствие различных механических воздействий (ударов, трения, проколов, деформации и т.п.). Показатель механической безопасности устанавливается в основном для непродовольственных товаров: одежды, обуви (коэффициент толщины швов – для чулочно-носочных изделий, требования к швам и срезам – для бельевых швейных изделий, величина деформации подноска и задника – для обуви и т.п.), автомеханических средств (наличие ремней безопасности, амортизаторов, отсутствие в салоне и на кузове выступающих деталей);

  • электрическая, магнитная и электромагнитная безопасность – отсутствие недопустимого риска, который может быть нанесен воздействием электрических, магнитных и электромагнитных полей при эксплуатации сложно технических товаров. Эти виды безопасности присущи только электротоварам, при включении которых в источники электрического тока создаются электрические, магнитные и электромагнитные поля различной частоты и мощности. Эти поля оказывают негативное воздействие на организм человека, если нарушаются допустимые уровни. Степень воздействия зависит от вида и марки электротоваров, продолжительности их работы и соблюдения правил эксплуатации. К бытовым приборам, создающим наиболее сильные электрические и электромагнитные поля, относятся СВЧ-печи и телевизоры, особенно цветные.
  • противопожарная безопасность – отсутствие недопустимого риска для жизни, здоровья и имущества потребителей при хранении и эксплуатации товаров в результате их возгорания или самовозгорания. Наибольшей возгораемость при хранении отличаются этиловый спирт, нефтепродукты, лаки, краски, растворители, фото- и кинотовары. Обеспечение противопожарной безопасности имеет важное значение при эксплуатации бытовых электроприборов, автомобилей, электрооборудования, телевизоров, радиоприемников и т.п. Повышенной способностью к горению отличаются также стройматериалы и другие изделия из дерева, полимерных материалов, бумаги, картона; одежда и обувь.






следующая страница >>