prosdo.ru   1 2 3 ... 9 10

Учение Фомы Аквинского о видах законов.

Фома Аквинский считал право издания общеобязательных законов основным признаком государственной власти. Вместе с тем, он подразделял законы на следующие категории:

Вечный закон – главный, управляющий миром и естественными склонностями живых существ божественный разум.

Естественный закон – отражение вечного закона во всех живых существах, фундамент позитивного права, заключающийся в законах природы и морали.

Человеческий закон – позитивное право, основанное на естественном праве и расширяющее его трактовки. Однако иногда человеческий закон, с сожалением отмечает Фома Аквинский, не совпадает е нормами естественного закона.

Божественный закон – Священное Писание.

Нарушение любого закона наказуемо, подчеркивал Фома Аквинский. Теперь понятно, что, говоря о законотворчестве государственной власти, Фома Аквинский подразумевал лишь возможность издания светскими государями норм человеческого закона, а никак не вечного, естественного или божественного закона.

Римско-католической церковью Фома Аквинский был объявлен святым, а его учение - единственно истинной философией католицизма.
8. Правовая концепция ислама

На формирование политико-правовой мысли Арабского Востока определяющее влияние оказало священное писание, содержащееся в Коране. Основа – греческая философия, особенно учение Платона, меньше Аристотеля. Политико-правовая мысль нашла отражение в учениях Аль-Фараби, Ибн Сины.

Воззрения ранних мыслителей: Государство – любая относительно обособленная территория с населением, которое обладает общностью проживания, общими целями и наличием единой власти. Эта концепция близка к классическому пониманию государства, но специфична (теологична). Все представления построены на концепции “халифата”. Различаются государства 2-х типов: невежественные и добродетельные (как у Аристотеля). В добродетельных – правители заботятся об интересах государства, города, общины, пекутся о счастье его жителей. Власть используется в интересах общины в целом. В государстве невежественном власть стремится к личной выгоде, властвующие заботятся только о своих интересах. Только в добродетельном государстве человек может достичь наивысшего блага, достойной жизни.


Наиболее отчётливо конкретизируется политико-правовая позиция этих понятий в учении Аль-Маварди. В его взглядах в сравнении с предшественниками – акцент на обожествление государственной власти. Труд – “Законы правления”. Халифат считается божественным творением, призванным охранять исламскую веру, осуществлять справедливое творение над всем миром => миссия халифата будет завершена лишь после того, как будут покорены все неверные и превращены в мусульманскую веру, после того, как над ними установится единая и неделимая власть халифа. Верховная власть соединяет в себе власть политическую (эмират) и духовную (имамат). А.-М. Исходит из того, что власть халифа возникает после того, как он будет избран мусульманской общиной, которая предоставляет ему право назначать своего преемника. Выбирать должны в мечети наиболее авторитетными религиозными деятелями и представителями светской власти. Отношения между халифом и народом строятся на договорной основе, предусматривающей взаимные права и обязанности. По этому договору халиф обязан: охранять мусульманскую религию; разрешать внутриобщин. конфликты; осуществлять богослужение; исполнять приговоры по уголовным делам.

Халиф не мог устанавливать законы, уже предусмотренные нормами мусульманского права. Народ обязан: повиноваться халифу; оказывать помощь в поддерж. установленного порядка.

В политической и правовой мысли Арабского Востока при разнообразии позиций арабских авторов выделялось 2 направления – шиитское и суннитское.

1. Шиитское направление. Начало формироваться в 7 в. Они обосновывали государственную власть (имамат) сугубо религиозно. Установление имамата – право Аллаха, а не обязанность общины. Имамат – высшее правление добра, мудрости Аллаха. Это установленный божественный закон.

2. Суннитское направление. Сунна – источник права, который содержит предания о поступках и изречениях Мухаммеда – совокуп. кадиссов, признанных достоверными. Они признают наряду с Кораном и Сунну. Верхов. власть в халифате принадлежит Аллаху, и мусульманское государство строится на основе поручения данного им общине. В общине высшая власть на земле её и осуществляется. Община обладает полным сувер-том, являясь отражением суверенитета Аллаха. Он проявляется в полномочиях своего правителя, который вершит дела общины от имени общины, которая не уступает халифу своих прав, а только доверяет ему руководить.


В осуществлении полномочий халифа его нормотворческая деятельность связана волей Аллаха, которая выражена в мусульманском праве => община вправе законодательствовать лишь по вопросам, не урегулированным в Коране и Сунне.

Шииты – суверенитет только у Аллаха, и от его имени всеми делами мусульман единолично руководит имам, который подчиняется только шариату, а не зависит от общины.
9. Н. Макиавелли

Одним из первых политико-правовых теоретиков новой эпохи был итальянский гос. деятель Николо Макиавелли. Учение свободно от теологии. Природа человека, - единая и неизменная, у всех народов существуют единые стремления и страсти, которые политику следует изучить и использовать в своих интересах. Важнейшие черты любого человека: властолюбие и корыстолюбие. Люди всегда неблагодарны, трусливы, лживы, лицемерны итд. Люди подражают порокам, а не достоинствам. Мудрый политик должен учитывать свойства человеческой природы, игнорируя при этом принципы морали.

Т.е. отделяет политику от морали. Он подчеркивает, что все поступки основателей государств, завоевателей и узурпаторов не нужно рассматривать с точки зрения мораль и права, нужно смотреть на достигнутые ими результаты. Лозунг его политики: цель оправдывает средства.

Образцом государства считал античную республику (скажем, Афинскую или Римскую), где, как он полагал, все было приспособлено к человеку. Цель нормального государства: обеспечение благ свободы, чтобы каждый человек мог свободно пользоваться своим имуществом, не страшиться за своих жен и детей, только тогда государство в целом будет процветать. Государство (независимо от конкретной формы) рассматривается М. как отношения между правительством и подданными, которые могут опираться либо на любовь, либо на страх подданных. При этом любовь не должна перерастать в презрение, а страх – в ненависть.

Основы государства – безопасность личности и незыблемость собственности. Мудрый правитель не должен посягать на имущество своих подданных, т.к. это обязательно вызовет у них ненависть. Основные формы государства (по Н. Макиавелли) – это монархия (княжество) и республика. В республике управлять одновременно должны представители народа и знати, глава государства должен быть выборным. Т.о. удачно сочетаются интересы демократии, аристократии, монархии. Республика лучше приспосабливается к обстоятельствам времени. В республиках наиболее возможно осуществлять политическую свободу посредством городского самоуправления, где власть должна принадлежать городскому патрициату. В республике не нужно бояться злоупотреблений должностных лиц, т.к. они переизбираются. В республике лучше осуществляется принцип правового равенства граждан, т.к. все феодальные сословные привилегии должны быть отменены.


Особенно большое значение Н. Макиавелли придает законодательству, праву, приводя в пример мудрые спартанские законы Ликурга. При законности гарантирована общественная безопасность. Право – орудие власти, выражение силы.

Главная забота любого правителя – война, военная организация и военная наука. Вообще говоря, по Н. Макиавелли, война – единственная и исключительная обязанность монарха. Н. Макиавелли одним из первых выступает против наемных войск, выступая за национальное ополчение.

Н. Макиавелли выступал за единое централизованное национальное (итальянское) светское государство. По мнению Н. Макиавелли, объединению Италии в то время мешали церковь (амбиции папской власти) и дворяне.

Во многом последователями Н. Макиавелли можно назвать Б. Спинозу, Ж.-Ж. Руссо.

Хотя Макиавелли и склонялся к демократической республике, он понимал, что в современной ему политической ситуации в Италии этот идеал недостижим. Поэтому он считал, что для начала страну от иностранных наемников, мелких тиранов и многочисленных ненужных дворян должен освободить чрезвычайный единоличный правитель. Правлению одного человека посвящена книга Н. Макиавелли "Государь"


10. Т. Мор

Главное произведение: "Золотая книга, столь же полезная как и забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия" более известна как "Утопия" написана в 1516 г. "Утопия" писалась в эпоху великих географических открытий, когда путешествия, новые земли были у всех на уме. Написана в форме диалога с Рафаилом Гитлодея, который обнаружил неведомый остров Утопия

Книга делится на две части:

В первой части Гитлодей критикует современное общество, анализирует порядки, существующие в Англии. Начался процесс "огораживания", превращающий крестьян в бродяг (Генрих VIII повесил около 3% населения Англии за бродяжничество). Английское законодательство было кровавым, за любое воровство - виселица. Дается анализ и критика социальных причин преступности.


Корень социальной несправедливости Мор видел в частной собственности. Частная собственность разлагает общество, создает много ненужных профессий (ростовщик и т.д.), а рабочие нищенствуют.

Во второй части книги описываются учреждения и нравы жителей острова. Утопия - остров, находящийся около берегов Америки. Он имеет вид полумесяца, концы которого сближаются, образуя обширную гавань, удобную для отношений с другими государствами.

Устройство и управление Утопии

"Утопия" - своеобразная федерация из 54 городов (в Англии в это время также было 54 города).

Для общих дел от каждого города посылаются по три депутата в Утопический Сенат. Он решает вопросы: перераспределения продуктов, рабочей силы, прием иностранных посольств и т.д.

Устройство и управление каждого из городов одинаково: в городе 6 000 семей; от 10 до 16 взрослых. Каждая семья занимается определенным ремеслом (разрешен переход из одной семьи в другую). Каждый должен отработать два года в "сельскохозяйственной семье". А когда уборка - все приходят на помощь, т.к. сельскохозяйственный труд более трудный.

Управление городов основано на выборных началах. Каждые 30 семей избирают на год филарха. Во главе 10 филархов стоит протофиларх (из числа ученых). Протофилархи города образуют сенат, возглавляемый князем. Князь избирается филархами из 4 кандидатов, предложенных народом. Должность князя несменяема, однако, он может быть смещен, если будет заподозрен в тирании.

Остальные должностные лица избираются ежегодно. Их функция - наблюдение за соблюдением законов и организация общественных работ, а также надзор за ними.

Важные дела представляются на обсуждение собранию всех должностных лиц, а иногда, и собранию народа (продолжительность рабочего времени, количество продуктов, необходимых для общества, их распределение, избрание должностных лиц и заслушивание их отчета).

В Утопии производительный труд обязателен для всех, за очень редким исключением некоторых (философы, ученые). За этим наблюдают филархи.


Рабочий день всего 6 часов, этого достаточно для удовлетворения всех нужд, так как нет праздных людей (богачей, монахов, воинов, нищих) и никто не трудится для удовлетворения пустых прихотей (все носят одинаковую одежду, дома не перестраиваются без надобности, их меняют через 10 лет по жребию).

Все свои произведения семейства сносят в общие дома, откуда каждый берет, что хочет. На общий рынок сносят и съестные припасы, там их берут начальники, "заведующие общими обедами", но не запрещается обедать и дома, но этого никто не общее имущество делает, т.к. нет необходимости в этом.

Такое же существует и между городами: если у одного есть в чем-то недостаток, то он берет у другого без всякого вознаграждения.

Установив общее имущество, в семье утопийцы не допускают, однако, общих жен, т.е. семья моногамна (одна жена), царят патриархальные нравы, оберегаются устои традиционной морали. Внебрачные связи наказываются. Развод разрешается с согласия обоих супругов и с разрешения сената.

О праве

Законов мало. В законах разбирается каждый.

На острове Утопия нет частной собственности, отменены деньги, сделки между частными лицами, царит полное имущественное равенство, всякое проявление роскоши запрещено, поэтому споры между утопийцами редки и преступления немногочисленны.

Проблема наказания

Преступников не казнят, а присуждают к общественным работам (идея о том, что наказание должно воспитывать). Утопийцы, совершившие тяжкое преступление, обращаются в рабство. Рабство - не пожизненное и не наследственное. Рабами становятся также осужденные на казнь преступники, купленные в других странах. Рабов заковывали в золотые цепи (чтобы воспитать презрение к золоту) и выполняют неприятные работы (убой и свежевание скота).

О войне

Утопийцы гнушаются войны, стараются со всеми жить мирно, не заключая союзов, которые они считают лишними и подающими повод к обману.

Войны предпринимаются для собственной защиты или для отмщения за обиду, или для избавления других народов от тирании. Цель их - не завоевание, а единственно восстановление права.


В войско поступают только желающие, существует и наемное войска.

Войну стремятся вести хитростью, а не силой. С этой целью подсылают убийц к военачальникам противника.

Вывод: Утопия Т. Мора - это мыслительный эксперимент, как бы выглядело общество, если бы не было частной собственности. Утописты ХVIII века отойдут от этого, будут уже искать философские принципы построения нового общества.
11. Политические идеи Реформации (М. Лютер, Т. Мюнцер, Ж. Кальвин)

Эпоха.Реформация - разнородное общественное движение во многих странах Западной и Центральной Европы (цель - преобразование господствовавшей католической церкви).

Германия (поляризация классовых сил; крестьянская война) Мартин Лютер (1483 - 1546) Работы («К христианскому дворянству немецкой нации» (задача освобождения немцев от засилия папского Рима); «О светской власти» (светская власть обязана охранять существующие порядки - шаг назад); «О рабской воле» (теория абсолютного предопределения)).Томас Мюнцер (1490 - 1525) (современник и последователь Лютера; позднее порвал с ним; наиболее близким для него стало учение последователей Яна Гуса - таборитов (Бог мечом совершит суд над мировым злом через избранных ревнителей дела Божия); участвовал в Крестьянской войне, попал в плен, казнен).

Жан Кальвин (1509 - 1564) главный труд «Наставления в христианской вере»).Характеристика государства (определение государства).Лютер (коренное преобразование культа и организации церкви вело к сдвигам в социальной и политической жизни общества; предпосылки для политического объединения Германии; прекращается отток денежных средств в Рим; упразднение церковных праздников - стимулирование предпринимательской деятельности; упрощение мессы - упразднение огромной массы духовенства; секуляризация церковного и монастырского имущества).Концепция государства (порвал с теорией христианского корпуса (объединение христианских народов, жизнь которого регулируют две власти (светская и духовная) и два права (мирское и каноническое); отверг целесообразность 2 властей и 2 прав - альтернатива - учение о 2 царствах (разграничение религиозной и светской сфер)).Кальвин (радикальная реформа устройства церкви; упрощение культа; упразднено духовное сословие; церковные общины стали возглавлять старшины из мирян).


Формы государства (идеальное государство).Лютер Светское правление должно осуществляться с помощью светской власти (отвергается тезис католицизма о примате духовной власти над светской; светской власти отводится экономика, политика, просвещение, культура; должностные лица обязаны преследовать интересы подданных, руководствуясь при этом этическими принципами и нормами естественного права).

Необходимость полной автономии религиозной организации от общества (вера, внутренний мир человека находятся вне юрисдикции светской власти - сфера исключительно духовной власти; при нарушении принципа разделения властей - справедливо право сопротивления со стороны подданных - оружие только слово и страдание за веру, единственный судья - Бог).Мюнцер (реформация - преобразование мира на началах примата общих интересов; вера - активные действия в интересах трудового народа против угнетателей; только люди труда способны понимать Бога - их интересы полностью совпадают с интересами общества).Торжество общих интересов (общность имущества; отсутствие частных интересов).Ближайшие политические цели (манифест «Статийное письмо» - перед трудящимися ставилась задача объединиться в христианский союз и братство, устранить иго господ и установить справедливый общественный строй).Не отвергал республиканских идей (народ должен определять и контролировать политику государства) (радикализм оттолкнул многих от Реформации).



<< предыдущая страница   следующая страница >>