prosdo.ru   1 2 3 4 5

6.3. Материально-техническое обеспечение дисциплины


п/п

Наименование раздела

(темы) учебной

дисциплины (модуля)

Наименование

материалов обучения,

пакетов программного

обеспечения

Наименование технических и аудиовизуальных средств, используемых с целью демонстрации материалов



История изучения проблемы общения. Характеристика общения

Программа презентации Power Point. Электронные учебники.

Научно-популярные информационные ресурсы.

Учебная аудитория, оборудованная мультимедийным комплексом



Средства общения

Программа презентации Power Point.

Электронные учебники.

Научно-популярные информационные ресурсы.

Словари и онлайн-версии

периодической литературы.

Учебная аудитория, оборудованная мультимедийным комплексом



Факторы, обусловливающие эффективность общения

Программа презентации Power Point.

Электронные учебники.

Научно-популярные информационные ресурсы.

Словари и онлайн-версии

периодической литературы

Учебная аудитория, оборудованная мультимедийным комплексом



Формы воздействия (влияния) на партнеров общения

Программа презентации Power Point.

Электронные учебники.

Научно-популярные информационные ресурсы.

Онлайн-версии

периодической литературы. Видеофильмы.

Учебная аудитория, оборудованная мультимедийным комплексом



Манипуляция

Программа презентации Power Point.

Электронные учебники.

Научно-популярные информационные ресурсы.

Словари и онлайн-версии

периодической литературы. Видеофильмы, наборы слайдов.

Учебная аудитория, оборудованная мультимедийным комплексом



Личностные факторы, обусловливающие эффективность воздействий

Программа презентации Power Point.

Электронные учебники.

Научно-популярные информационные ресурсы.

Описание деловых игр, учебных ситуаций в работе с детьми раннего возраста.

Видеофильмы.


Учебная аудитория, оборудованная мультимедийным комплексом



Возрастные особенности общения. Особенности общения, связанные с полом.

Программа презентации Power Point.

Электронные учебники.

Научно-популярные информационные ресурсы.

Комплекс методик, направленных на изучение психологической готовности ребенка к обучению в школе.

Описание деловых игр, учебных ситуаций в работе с дошкольниками.

Учебная аудитория, оборудованная мультимедийным комплексом




Межличностные отношения и взаимопонимание

Программа презентации Power Point.

Электронные учебники.

Научно-популярные информационные ресурсы.

Словари и онлайн-версии

периодической литературы.

Видеофильмы, наборы слайдов.

Комплекс методик, направленных на изучение адаптации ребенка к школе, успешность его личностного развития и обучения.

Описание деловых игр, учебных ситуаций в работе и общении с детьми младшего школьного возраста.


Учебная аудитория, оборудованная мультимедийным комплексом



Психология конфликтов

Программа презентации Power Point.

Электронные учебники.

Научно-популярные информационные ресурсы.

Словари и онлайн-версии

периодической литературы. Видеофильмы.

Комплекс методик, направленных на изучение особенностей личностного развития и обучения подростка.

Описание деловых игр, учебных ситуаций в работе и общении с подростками.


Учебная аудитория, оборудованная мультимедийным комплексом



Межличностные отношения

Программа презентации Power Point.

Электронные учебники.

Научно-популярные информационные ресурсы.

Словари и онлайн-версии

периодической литературы.

Видеофильмы.

Описание деловых игр, учебных ситуаций.

Учебная аудитория, оборудованная мультимедийным комплексом



Практические аспекты общения

Программа презентации Power Point.

Электронные учебники.

Научно-популярные информационные ресурсы.

Словари и онлайн-версии

периодической литературы. Видеофильмы.

Наборы слайдов.

Описание деловых игр, учебных ситуаций.

Учебная аудитория, оборудованная мультимедийным комплексом



Педагогическое общение

Программа презентации Power Point.

Электронные учебники.

Научно-популярные информационные ресурсы.

Словари и онлайн-версии

периодической литературы. Видеофильмы.

Описание учебных ситуаций в работе с людьми пожилого возраста.

Учебная аудитория, оборудованная мультимедийным комплексом



Межличностные отношения и общение в семье

Программа презентации Power Point.

Электронные учебники.

Научно-популярные информационные ресурсы.

Словари и онлайн-версии

периодической литературы. Видеофильмы.

Описание учебных ситуаций в работе с людьми пожилого возраста.

Учебная аудитория, оборудованная мультимедийным комплексом


7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины


7.1. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины для преподавателей.

Данная программа предполагает формирование у магистров вербальных и невербальных навыков общения и понимание значения общения в формирования межличностных отношений, а также средств и методов их сохранения, укрепления и развития.


Данная программа предполагает формирование у магистров навыков научного информационного поиска, интерпретации данных научной литературы, анализа особенностей развития современной психологии, выделения проблемных направлений развития направления психологии общения, владения методами получения современного научного знания в области психологии, анализа и диагностики состояний, связанных с различными формами общения.

Базовыми вопросами в преподавании дисциплины являются изучение связи проблемы средств общения с другими разделами психологической науки и другими науками – физиология, социология, антропология. Изучение понятий об основных современных методологических подходах и методах, разработанных для характеристики и оценки значимости вербальных и невербальных средств коммуникаций, а также значение факторов различной природы влияющих на формирование и развитие коммуникации посредством вербальных и невербальных средств.

При изучении дисциплины по разделам следуем обратить внимание на следующие цели и задачи

-значение вербальные и невербальных средств общения в установлении взаимопонимания и формирования межличностных отношений,

- значение деятельности психолога в использовании средств и методов для установления, развития и укрепления межличностных отношений,

- значение факторов, влияющих на формирование, развитие и укрепление взаимопонимания и межличностных отношений.

- определение характеристик вербального и невербального общения,

- осуществление психологических мероприятий по выработке стратегии и тактики на формирование, развитие и укрепление межличностных отношений.

Все эти направления изучения предмета являются необходимыми в познании и осмыслении сущности условий и характера развития современной психологии общения. Разделы лекционного курса должны быть связаны с изучением развития различных направлений современной психологии при этом следует обратить внимание не только на изучение конкретных закономерностей развития дисциплины, но и на раскрытие общих принципов развития психологии в контексте развития научного знания и преобразований социума.


Особое внимание следует обратить на эволюционность развития психологии, а также на неразрывную связь современной психологии с естественными науками, такими как биология, этология и другие. Следует особенно подчеркнуть материалистические основы и закономерности развития психологических методов и подходов, базирующихся на общих принципах и естественно-научных законах окружающего мира.

В центре внимания при проведении лекций должны находиться не только содержательные и результативные моменты развития психологии, но и механизмы и закономерности, обеспечивающие преобразование совокупности элементов гуманитарных и естественных наук интегрированные в современные представления о содержании научного знания.


7.2. Методические рекомендации для студентов

При изучении дисциплины предполагается изучение первоисточников как отечественных, так и зарубежных авторов. Рекомендованные источники литературы используются при самоподготовке, подготовке к экзамену и написанию рефератов. Необходимо изучение всей рекомендованной литературы для формирования полной картины состояния современной науки вообще и педагогики и психологии в частности, понимания механизмов развития научного знания и закономерностей в представлениях гуманитарных и естественных наук.

Методические рекомендации к написанию реферата.

Работа над рефератом требует изучения научной и учебной литературы по соответствующей теме и кратного изложения полученных знаний. Реферат не должен являться простым пересказом прочитанного. Необходимо тщательно проанализировать прочитанную литературу, выделить наиболее важные необходимые для понимания закономерностей положения, концепции, теории, факты и научно обосновать их, акцентируя при этом внимание не только на результате, но и на методологическом обеспечении, используемом при изучении той или иной проблемы. Для этого следует усвоить не только основное содержание той или иной теории, но и способ доказательства, к которому прибегает автор, раскрыть особенности основных точек зрения на вопрос, оценить практическую и теоретическую значимость результатов реферируемой работы, а также отразить собственное отношение к идеям и выводам автора и подкрепить это отношение весомыми аргументами (доводами, высказываними, доказательствами).


Реферат должен быть написан с соблюдением логики изложения, а следовательно, иметь структуру. Традиционной является следующая структура реферативной работы: титульны лист, оглавление, введение, основная часть, заключение, список использованной литературы. Реферат удобно составлять, подразделяя материал на пункты, параграфы, подзаголовки, либо выделяя главы реферируемого источника сохраняя структуру и логику изложения автора научной работы. Возможна и следующая последовательность изложения: введение в состояние изучаемой проблемы, выделение основных и наиболее важных вопросов, целей и задач исследования, используемых в нем методов, результатов, выводов и представлений.

Список использованной литературы, а также ссылки на литературные источники оформляются следующим образом. Фамилия и инициалы автора, название работы, место и год издания, общее количество страниц, если работа является самостоятельным изданием. Если же работа входит в структуру коллективной монографии, сборника статей, тезисов, научных трудов или является журнальной статьей, то после названия работы ставятся две косые линии, после которых указывается название источника структуру которого входит реферируемая работа, место и год издания, страницы на которых напечатана работа, либо год выхода периодического издания, его номер и страницы которые занимает статья.

Требования к оформлению реферативной работы.

Текст набирается на компьютере в текстовом редакторе гарнитурой Times New Roman, межстрочный интервал 1.5, размер шрифта 12 или 14, Работа печатается на одной стороне листа белой бумаги форматом А4. На каждой странице работы соблюдаются поля, левое 30 мм, правое 15 мм, верхнее 20 мм, нижнее 20 мм. Абзацный отступ составляет пять знаков или 15 мм. Порядковый номер страницы ставится в правом нижнем углу страницы. На первой странице номер не ставится.

Приветствуется подготовка реферата в электронном виде без распечатывания на бумаге в программе электронной верстки по выбору студента, с предоставлением окончательного результата в файле формата Adobe Acrobat с расширением *.pdf, с внедрением в текст необходимых графических и табличных файлов.


Цитируемая литература оформляется в виде списка в конце работы. Ссылки приводятся в порядке следования по тексту в квадратных скобках. Объем реферата от 15 до 25 страниц.


8. Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся


8.1. Тематика рефератов (докладов, эссе)


  1. Краткая история изучения психологами проблемы общения

  2. Характеристика общения

  3. Средства общения

  4. Факторы, обусловливающие эффективность общения

  5. Свойства личности, влияющие на эффективность общения

  6. Формы воздействия (влияния) на партнеров общения

  7. Манипуляция

  8. Личностные факторы, обусловливающие эффективность воздействий

  9. Коммуникативные эмоциональные состояния

  10. Возрастные особенности общения

  11. Особенности общения, связанные с полом

  12. Потребность людей во взаимоотношениях

  13. Установление взаимопонимания между общающимися

  14. Психология конфликтов

  15. Межличностные отношения

  16. Публичное выступление

  17. Деловое общение

  18. Педагогическое общение

  19. Общение и межличностные отношения между медицинскими работниками и больными

  20. Межличностные отношения и общение в семье

  21. Коммуникативные компетенции и карьера.

  22. Роль учителя в формировании навыков общения у школьников.

  23. Значение невербальных сигналов в установлении межличностных отношений.

  24. Механизмы выработки устойчивости к коммуникативным манипуляциям.

  25. Длительное партнерство мужчины и женщины и коммуникативные компетенции.

  26. Роль психолога в формировании стратегии коррекции коммуникативных проблем.

  27. Особенности профессионального общения на производстве.
  28. Методы психологической защиты.


  29. Типы управления и роль коммуникативных компетенций в управлении.


8.2. Вопросы и задания для самостоятельной работы, в том числе групповой самостоятельной работы обучающихся


    1. Проблема общения в психологии

    2. Какие виды общения и почему выделял В.М. Бехтерев?

    3. Как характеризуется общение в условиях коллективной деятельности?

    4. Как Б.Г. Ананьев рассматривал общение?

    5. Что такое коммуникативная эффективность по мнению разных авторов?

    6. Что такое общение с точки зрения современной психологии?

    7. Что такое коммуникация в психологии?

    8. Чем отличается общение от коммуникации по мнению отечественных психологов?

    9. Рассмотрите общение с точки зрения «теории деятельности»

    10. Чем характеризуется общение, как особая форма взаимодействия субъектов?

    11. Каков вклад Б.Ф. Ломова в изучение проблемы общения?

    12. Относится ли общение только к людям?

    13. Чем характеризуется общение с реальным партнером?

    14. Представьте, чем характеризуется общение с иллюзорным партнером.

    15. Представьте, чем характеризуется общение с воображаемым партнером.

    16. Представьте, как происходит общение двух воображаемых партнеров

    17. Что вы можете сказать о виртуальном (воображаемом) общении?

    18. Какие компоненты есть в коммуникационном процессе.

    19. Откуда у людей существует потребность в общении, приведите психологические причины?

    20. Что такое «потребность в аффиляции». Зачем этот термин выдвинут в психологии?

    21. Почему общение можно называть ценностью?

    22. Какие цели могут преследовать два человека во время общения?

    23. Назовите виды общения. Чем они отличаются друг от друга и что них есть общего?

    24. Что такое целевое общение?

    25. Зачем нужно инструментальное общение?


    26. По каким критериям разделяется разговор?

    27. Почему неформальное общение не принято в формальной обстановке?

    28. Как изменялось ритуальное общение, и в каком виде оно дошло до современных людей?

    29. Какую роль играет стаж знакомства при общении?

    30. Удобно ли манипуляционное общение. Плюсы и минусы его использования?

    31. Удобно ли гуманистическое общение. Плюсы и минусы его использования?

    32. Какие виды общения выделяет А.А. Леонтьев и почему?

    33. По какому основанию построена классификация Г.А. Ковалева?

    34. Что такое вербальное общение?

    35. Что такое невербальное общение?

    36. Как невербальное общение дополняет вербальное общение?

    37. Что такое зоны общения? Укажите примерно их радиус?

    38. Какие есть способы общения?

    39. Какие способы общения, в каких ситуациях наиболее эффективны?

    40. Какие бывают виды партнеров по общению?

    41. Какие факторы влияют на выбор партнера по общению?

    42. Чем речевые средства общения отличают от неречевых?

    43. Попытайтесь общаться, используя неречевые средства общения.

    44. Какую роль играет эмоциональная выразительность в неречевых средства общения?

    45. Какие вы знаете средства невербального общения?

    46. Попробуйте вспомнить и проинтерпретировать ряд невербальных жестов в общении, как они различаются по толкованию в зависимости от культурного контекста.

    47. Какие наиболее известные мимические средства невербального языка часто используются в обществе?

    48. Как сочетаются вербальные и невербальные средства общения?

    49. Легче общаться, используя вербальные и невербальные средства общения отдельно, или вместе? Почему?

    50. Какая классификация жестов по Д. Эфроному?
    51. Назовите классификации жестов по П. Экману и В. Фризену


    52. Какой классификации жестов и почему придерживались Н. Фридман и С. Гранд

    53. Попытайтесь вспомнить классификацию жестов по Б. Аргайлу

    54. Насколько много информации могут нести жесты?

    55. Какие участки человеческого лица наиболее заметны при выражении мимических эмоций?

    56. Что такое «мимический симптомокомплекс»?

    57. О чём может говорить поза человека?

    58. Какая походка и как может выражать психологические особенности человека?

    59. В каких случаях общение будет эффективным и наоборот, когда оно не эффективно?

    60. Что относится к внешним факторам общения?

    61. Что такое ситуация общения?

    62. Что такое обстановка общения?

    63. Какое влияние на общение оказывает наличие общего тезауруса и особой обстановки в коллективе?

    64. Как можно определить, что человек готов слушать?

    65. Какие есть технические приемы эффективного слушания?

    66. Какие есть характеристики хорошего и плохого слушателя?

    67. Какие есть манеры, стили общения?

    68. Какие вы знаете свойства личности, оказывающие влияние на общение?

    69. Кто более открыт для общения экстраверт, или интроверт, и почему?

    70. Какое оказывает влияние эмпатия на качество общения?

    71. Опишите положительные и отрицательные стороны властности при общении.

    72. Чем отличается конфликтность и агрессивность при общении?

    73. Что такое коммуникативная толерантность, как она помогает при общении? Важна ли она для психолога?

    74. Почему застенчивость является достаточно расплывчатым понятием, как её лучше всего определять?

    75. Опишите особенности застенчивой личности

    76. В чём заключаются негативные последствия застенчивости?

    77. Что такое робость?

    78. Чем робость отличается от застенчивости, а в чём она с ней схожа?

    79. Как выражается ригидность при общении?


    80. Чем отличается мобильность от ригидности?

    81. Дайте описание ригидного собеседника по Добрович А. Б.

    82. Попробуйте представить психологический портрет субъекта затруднённого общения

    83. Какие бывают затруднения при общении?

    84. Какие существуют формы влияния на партнеров по общению?

    85. Что относится к прямым формам воздействия?

    86. Почему чаще люди склонны оказывать информационную помощь, чем материальную?

    87. От каких факторов зависит восприятие информации?

    88. От чего зависит большая действенность логических, либо эмоциональных доводов?

    89. Как различаются похвала, поддержка и утешение?

    90. Что такое суггестия? От каких факторов зависит её действенность?

    91. Как различаются приказ, требования, запрет?

    92. Какие вы знаете способы защиты от воздействия?

    93. Как можно охарактеризовать манипулятивное общение?

    94. Классификация способов манипуляции

    95. Для чего человек демонстрирует собственную слабость и беспомощность?

    96. Назовите психологические механизмы обмана, ложи, вранья?

    97. Важная ли коммуникативная культура для человека?

    98. Что такое конформизм?

    99. Как можно определить внушаемость индивида?

    100. Какие бывают коммуникативные эмоциональные состояния?

    101. Дайте краткую характеристику каждому коммуникативному эмоциональному состоянию

    102. Какие возрастные особенности общения вы знаете?

    103. Какие есть возрастные коммуникативные особенности у личности

    104. Как зависит общение от пола?

    105. Как пол влияет на выбор партнера по общению у детей и почему?

    106. Как различаются круги общения у женщин и мужчин?

    107. Половые различия в использовании вербальных и невербальных средств общения

    108. Особенности общения в виртуальном пространстве сети интернет


    109. Что такое межличностные отношения? Насколько они важны в жизни человека?

    110. Попытайтесь классифицировать межличностные отношения

    111. Что такое остракизм? Чем он отличается от одиночества

    112. Какие могут быть психологические предрасположенности у человека к одиночеству?

    113. Что такое взаимопонимание между общающимися? Почему оно важно при акте общения?

    114. Как можно установить взаимопонимание?

    115. Как строиться впечатление о партнере по общению?

    116. Каким образом можно устроить наиболее качественную самопрезентацию?

    117. Роль конфликта и конфликтной ситуации в общении

    118. Попытайтесь вспомнить фазы развития конфликта

    119. Как может разрешиться конфликтная ситуация?

    120. Межличностные отношения, их формы.

    121. Что такое любовь с точки зрения психологии общения?

    122. Для чего нужны зависть и ревность в межличностных отношениях?

    123. Как выражается эгоизм в межличностных отношениях?

    124. Насколько важен вербальный и невербальный язык при публичных выступлениях?

    125. Какими можно воспользоваться приёмами, чтобы улучшить контролировать вербальный и невербальный язык при публичном выступлении?

    126. «Правила» деловой беседы

    127. Чем отличаются переговоры от приёма посетителей?

    128. Какие существуют стили руководителей?

    129. Как связан стиль руководства с личностными особенностями руководителя?

    130. Охарактеризуйте особенности педагогического стиля общения

    131. Насколько важно соблюдение педагогического такта в общении с детьми?

    132. Значимость культуры речи при общении как с учениками, так и с их родителями, сторонними взрослыми?

    133. Что может мешать учителю в общении с учащимися?
    134. Каким образом учитель может воздействовать на учащихся?


    135. Каким правилам должен следовать врач, чтобы наладить положительные взаимоотношения с больным?

    136. Охарактеризуйте межличностные отношения в семье.

    137. Какие цели могут преследовать акты общения между родственниками?

    138. Кто должен быть главным внутри семьи?

    139. Назовите стили взаимоотношений отцов и матерей?

    140. Как родители могут воспитывать детей в процессе общения?

    141. Какие вы знаете методики для измерения потребности в общении?




<< предыдущая страница   следующая страница >>