prosdo.ru   1 2 3 4 5

Вопросы для самопроверки, диалогов, обсуждений, дискуссий, экспертиз




  1. Что такое общение, как психологическая категория?

  2. Как вы считаете, важно общение в жизни человека, почему?

  3. Какие основные различия вы видите между общением и коммуникацией, почему это не одно и то же?

  4. Как вы считаете, способны ли животные к общению, почему?

  5. Как вы считаете, способны ли животные к коммуникации? Обоснуйте свой ответ.

  6. Какие средства общения вы знаете?

  7. Нужны ли средства общения человеку, и почему?

  8. Важна ли эффективность в общении?

  9. Считаете ли вы, что свойства личности связаны с эффективностью общения?

  10. Какие свойства личности обуславливают эффективное общение и почему?

  11. Какие формы воздействия на партнера вы можете назвать?

  12. Зачем нужно воздействовать на партнера? Насколько этичны подобные действия?

  13. Что такое манипуляция? Приведите примеры манипуляции.

  14. Какие черты личности могут помочь более эффективному воздействию на собеседника? Часто ли встречаются люди с такими чертами?

  15. Какие бывают коммуникативные эмоциональные состояния?

  16. Какие коммуникативные эмоциональные состояния, способствуют большей эффективности общения?

  17. Зависят ли от возраста особенности общения, и почему?

  18. Назовите возрастные промежутки согласно коммуникативным особенностям. К какому из них вы можете себя отнести?

  19. Какое влияние оказывает пол на общение?

  20. Одинаковы ли круги общения у мужчин и женщин, почему?

  21. Что такое потребность людей во взаимоотношениях?

  22. Откуда берётся потребность людей во взаимоотношениях? И важная ли она?

  23. Как устанавливается взаимопонимание между общающимися?
  24. Считаете ли вы важным взаимопонимание между общающимися и почему?


  25. Неизбежны ли конфликты при общении?

  26. Как можно предотвратить конфликт при общении?

  27. Какую роль играют межличностные отношения в общении?

  28. Какие особенности публичных выступлений вы знаете?

  29. Как можно наиболее эффективно выступать публично?

  30. Что такое деловое общение? Чем деловое общение отличается от обычного?

  31. Важно ли знать педагогу про особенности педагогического общения? Почему?

  32. Важны ли межличностные отношения в общении медицинских работников между собой и с пациентами? Почему?

  33. Должно ли быть положительными взаимоотношения между медицинскими работниками и пациентами?



8.4. Примеры тестов


    1. Укажите отечественного учёного, который внёс в начале XX века значительный вклад в освоение проблемы общения.

А) Бехтерев В.М. В) Выготский Л.С.

Б) Ананьев Б.Г. Г) Теплов Б. Г.


2. К какому времени можно отнести «новый подъём» интереса в отечественной науке к психологии общения?

А) 50е года XX века В) 80е года XX века

Б) 60е года XX века Г) 70е года XX века


3. Общение — это…

А) сложный и многогранный процесс, который может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс взаимовлияния друг на друга, и как процесс сопереживания и взаимного понимания друг друга

Б) познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира. Это психический процесс, заключающийся в отражении предмета или явления в целом при его непосредственном воздействии на рецепторные поверхности органов чувств.

В) процесс моделирования систематических отношений окружающего мира на основе безусловных положений

Г) одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию.



4. Как определяет М. И. Лисина потребность в общении (коммуникации)?

А) как стремление к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью — к самопознанию и самооценке.

Б) сложный и многогранный процесс, который может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс взаимовлияния друг на друга, и как процесс сопереживания и взаимного понимания друг друга

В) процесс моделирования систематических отношений окружающего мира на основе безусловных положений

Г) стремление быть в обществе других людей, потребность человека в создании тёплых, эмоционально значимых отношений с другими людьми.


5 Что такое речь?

А) стремление быть в обществе других людей, потребность человека в создании тёплых, эмоционально значимых отношений с другими людьми.

Б) процесс моделирования систематических отношений окружающего мира на основе безусловных положений

В) сложный и многогранный процесс, который может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс взаимовлияния друг на друга, и как процесс сопереживания и взаимного понимания друг друга

Г) это процесс использования языка в целях общения людей, это говорение


6. Первая попытка классификации жестов была предпринята

А) П. Экманом и В. Фризеном В) Д. Эфроном

Б) Ф. Розенблаттом Г) Ананьев Б.Г.


7. Выберите лишнее. К внешним факторам общения относятся:

А) ситуация, в которой проходит общение В) обстановка общения

Б) собственный тип темперамента Г) личность партнера по общению


8. Перефразирование — это…

А) переформулировка того, что сообщают своими словами для проверки понимания или же с целью направления разговора в нужную сторону


Б) процесс моделирования систематических отношений окружающего мира на основе безусловных положений

В) это процесс использования языка в целях общения людей, это говорение

Г) сложный и многогранный процесс, который может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс взаимовлияния друг на друга, и как процесс сопереживания и взаимного понимания друг друга


9. Кто из этих учёных не занимался проблемами эмпатии?

А) Дж. Сальзера В) Р. Бергласа

Б) Т. П. Гаврилова Г) Ф. Розенблатт


10. Толерантность в дословном переводе это…

А) Терпимость В) Обуславливание

Б) Взаимосвязь Г) Нетерпимость


11.Что из перечисленного не относится к методам убеждения?

А) метод противоречия В) метод акцентирования

Б) метод анкетирования Г) метод контент-анализа


12. Выберите то, что относится к приёмам косвенного внушения.

А) переформулировка того, что сообщают своими словами для проверки понимания или же с целью направления разговора в нужную сторону

Б) процесс моделирования систематических отношений окружающего мира на основе безусловных положений

В) использование неоконченных фраз, силлогизмов; окончание додумывает суггерент либо по аналогии, либо, при интонационной остановке, исходя только из мелодики фразы;

Г) высказывание в условной форме: «если… (совершить какиеFто действия), то… (результат будет такимFто)»; такая форма может быть воспринята двояко: так, как сказано, и инверсивно, т. е. если действие не совершить, то результат будет противоположным;


13. Что понимают под манипуляцией?

А) скрытое от адресата побуждение его к изменению отношения к чему либо, принятию решений и выполнению действий, необходимых для достижения манипулятором собственных целей.


Б) сложный и многогранный процесс, который может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс взаимовлияния друг на друга, и как процесс сопереживания и взаимного понимания друг друга

В) процесс моделирования систематических отношений окружающего мира на основе безусловных положений

Г) стремление быть в обществе других людей, потребность человека в создании тёплых, эмоционально значимых отношений с другими людьми.


14. Кто из этих отечественных учёных занимался проблемой манипуляции?

А) Знаков В. В. В) Выготский Л.С.

Б) Ананьев Б.Г. Г) Теплов Б. Г.


15. Какие из этих групп правил выделены учёным Ю. В. Жуковы.

А) правила коммуникативного этикета

Б) правила приличия

В) правила согласования коммуникативного взаимодействия

Г) правила самоподачи

16. Какой авторитет из приведённых ниже назван неверно?

А) Авторитет возраста В) Авторитет профессионала

Б) Трансперсональный авторитет Г) Нравственный авторитет

17. Конформность — это…

А) склонность человека к добровольному сознательному (произвольному) изменению своих ожидаемых реакций для сближения с реакцией окружающих вследствие признания большей их правоты.

Б) процесс моделирования систематических отношений окружающего мира на основе безусловных положений

В) сложный и многогранный процесс, который может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс взаимовлияния друг на друга, и как процесс сопереживания и взаимного понимания друг друга

Г) это процесс использования языка в целях общения людей, это говорение

18. Что из названного не относится к коммуникативным эмоциональным состояниям?


А) Веселье В) Депрессия

Б) Стресс Г) Смятение


19. Что из названного входит в структуру вины?

А) реакция на свет В) вербально-оценочная реакция

Б) вегетативно-висцеральная реакция Г) безусловно-рефлекторная реакция


20. Какой из этих учёных занимался выделял особенности общения дошкольников?

А) Дж. Сальзера В) Р. Бергласа

Б) Т. П. Гаврилова Г) Л. Н. Галигузова


21 Расположите в порядке возрастания уровня экстраверсии в общении детей в определённых возрастных промежутках

А) 11–12 лет Б) 7–8 лет

В) 15–16 лет


22. Сопоставьте качества характерные для девочек и для мальчиков.

1. Мальчики; 2. Девочки

А) стремлением занять свое место в коллективе

Б) ориентацией на авторитет взрослых

В) желанием добиться признания сверстников

Г) потребностью в общении «на равных» со взрослыми


23. По данным авторов Р. Хагена и А. Кана

А) высококомпетентные женщины не пользуются расположением как мужчин, так и женщин

Б) в круге ближайшего общения мужчин людей, занимавшихся одинаковой с ними деятельностью, оказалось на 21–34% больше, чем у женщин

В) Если юноши в общении с представителями противоположного пола ориентируются в основном на сверстниц, то девушки в значительной их части — на более старших представителей мужского пола


24. Межличностные отношения это

А) как стремление к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью — к самопознанию и самооценке.

Б) сложный и многогранный процесс, который может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс взаимовлияния друг на друга, и как процесс сопереживания и взаимного понимания друг друга

В) процесс моделирования систематических отношений окружающего мира на основе безусловных положений


Г) это отношения, складывающиеся между отдельными людьми.


25. Аффилиация это

А) потребность человека, проявляющаяся в его желании и стремлении постоянно быть с людьми, устанавливать и сохранять положительные взаимоотношения с ними.

Б) сложный и многогранный процесс, который может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс взаимовлияния друг на друга, и как процесс сопереживания и взаимного понимания друг друга

В) процесс моделирования систематических отношений окружающего мира на основе безусловных положений

Г) это отношения, складывающиеся между отдельными людьми.


26. Дети, нарушающие правила половой сегрегации

А) Являются лидерами в коллективе В) Принимаемы сверстниками

Б) Отвергаемы сверстниками Г) Ничем не отличаются от остальных


27. Какой учёный классифицировал стили самопрезентации?

А) П. Экманом и В. Фризеном В) Д. Эфроном

Б) Е. Джонс Г) Ананьев Б.Г.


28. Конфликтная ситуация — это

А) потребность человека, проявляющаяся в его желании и стремлении постоянно быть с людьми, устанавливать и сохранять положительные взаимоотношения с ними.

Б) сложный и многогранный процесс, который может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс взаимовлияния друг на друга, и как процесс сопереживания и взаимного понимания друг друга

В) возникновение разногласий, т. е. столкновение желаний, мнений, интересов.

Г) это отношения, складывающиеся между отдельными людьми.


29. Что из названного относится к вариантам разрешения конфликта?

А) Принуждение В) Компромисс

Б) Аффилиация Г) Конфронтация

30. Знакомство это


А) потребность человека, проявляющаяся в его желании и стремлении постоянно быть с людьми, устанавливать и сохранять положительные взаимоотношения с ними.

Б) сложный и многогранный процесс, который может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс взаимовлияния друг на друга, и как процесс сопереживания и взаимного понимания друг друга

В) отношения между людьми, знающими друг друга

Г) отношения, складывающиеся между отдельными людьми.


31. Укажите, что из перечисленного относится к причинам дружбы

А) принуждение В) нужда в материальной помощи и информации

Б) нужда в социальной поддержке Г) совместные занятия


32. Назовите принципы информирования.

А) Экстраполяция

Б) Интеллектуальная стимуляция

В) Аффилиация

Г) Доверие


33. Выделите то, что не относится к весомым (хорошим) доводам.

А) Бездоказательность

Б) Многословность

В) Эмоциональность

Г) Подкрепление доказательствами


34. Укажите причины производственных конфликтов.

А) недостатки в организации труда

Б) высокая заработная плата

В) либеральность руководителя

Г) низкая заработная плата


35. По мнению, какого учёного стиль руководства одновременно включает три в разной степени выраженных компонента: директивность, коллегиальность и невмешательство (попустительство), то кроме трех крайних типов автор выделяет и промежуточные: директивноколлегиальный, директивнопопустительский, попустительскиколлективный?

А) П. Экманом и В. Фризеном В) Журавлев А. Л.

Б) Е. Джонс Г) Ананьев Б.Г.


36. Педагогическое общение — это…

А) профессиональное общение учителя с учащимися, а также с их родителями, имеющее определенные педагогические, в том числе


и воспитательные, цели

Б) сложный и многогранный процесс, который может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс взаимовлияния друг на друга, и как процесс сопереживания и взаимного понимания друг друга

В) отношения между людьми, знающими друг друга

Г) отношения, складывающиеся между отдельными людьми


37. Укажите, что из перечисленного не относится к учителю, не обладающему педагогическим тактом?

А) естественность и простота обращения без фамильярности

Б) авторитарные меры воздействия на учеников без демократических

В) серьезность тона без натянутости

Г) доброжелательность без «заласкивания»


38. Какой исследователь изучал мотивы общения подростков с родителями?

А) Бехтерев В.М. В) С. В. Белохвостова

Б) Ананьев Б.Г. Г) Теплов Б. Г.


ОТВЕТЫ


N

ответ

N

ответ

1

А

20

Г

2

Б

21

Б, В, А

3

А

22

      1. А, В, Г. 2. Б

4

А

23

А


5

Г

24

Г

6

В

25

А

7

Б

26

Б

8

А

27

Б

9

Г

28

В

10

А

29

А, В. Г

11

Б, Г

30

В

12

В, Г

31

В, Б, Г

13

А

32

Б, Г

14

А

33

А, Б, В

15

А, В, Г

34

А, Г

16

Б

35

В

17


А

36

А

18

Б, В

37

Б

19

Б, В

38

В



8.5. Вопросы для промежуточной аттестации (к зачету)


    1. История изучения проблемы общения. Понятие «общение».

    2. Потребность в общении.

    3. Общение как ценность

    4. Функции и цели общения

    5. Виды общения

    6. Способы общения

    7. Выбор партнера по общению

    8. Речь, или вербальные средства общения

    9. Невербальные средства общения

    10. Жесты, мимика, поза, походка, другие невербальные средства общения

    11. Внешние факторы общения

    12. Манеры (стили) общения

    13. Экстравертированность — интровертированность

    14. Эмпатийность

    15. Властность

    16. Конфликтность и агрессивность

    17. Толерантность

    18. Застенчивость

    19. Робость (социальная трусость)

    20. Ригидность — мобильность

    21. Психологический портрет субъекта затрудненного общения

    22. Неимперативные прямые формы воздействия

    23. Просьба, предложение (совет)

    24. Убеждение как форма воздействия на принятие субъектом решения, похвала, поддержка и утешение

    25. Внешнее внушение

    26. Императивные, прямые формы воздействий

    27. Приказ, требование, запрет, принуждение

    28. Дисциплинарные меры воздействия

    29. Угрозы (запугивание)

    30. Самовосхваление и самоназидательность
    31. Критика


    32. Слухи и сплетни

    33. Способы защиты от воздействий

    34. Характеристика манипулятивного общения

    35. Демонстрация слабости, беспомощности

    36. Заискивание, лесть, подхалимаж

    37. Обман, ложь, вранье

    38. Распознавание лжи

    39. Манипулятивный (макиавеллический) тип личности

    40. Коммуникативная культура

    41. Авторитет источника информации

    42. Конформность реципиента

    43. Внушаемость и негативизм реципиента

    44. Доверие — недоверие к источнику информации

    45. Коммуникативные эмоциональные состояния (веселье, смятение смущение, стыд и т.п.)

    46. Особенности общения в разные возрастные периоды развития

    47. Особенности общения детей раннего возраста

    48. Особенности общения дошкольников

    49. Особенности общения младших школьников

    50. Особенности общения в подростковом возрасте

    51. Особенности общения в юношеском возрасте

    52. Особенности общения в пожилом возрасте

    53. Возрастные особенности коммуникативных свойств личности

    54. Значимость общения для мужчин и женщин

    55. Половые особенности социальной перцепции

    56. Половые особенности выбора партнера по общению детьми

    57. Круг общения у женщин и мужчин

    58. Теснота общения и пол

    59. Половые различия в использовании вербальных

    60. средств общения

    61. Половые различия в использовании невербальных

    62. средств общения

    63. Мужской и женский стили общения

    64. Особенности общения через Интернет

    65. Межличностные отношения и их классификация

    66. Аффилиация

    67. Остракизм

    68. Одиночество

    69. Сущность взаимопонимания и этапы его установления
    70. Восприятие партнера по общению и возникновение


    71. первого впечатления о нем

    72. Самопрезентация

    73. Изучение и понимание партнера по общению

    74. Обеспечение понимания себя другим

    75. Сближение позиций и поддержание взаимопонимания

    76. Конфликтные ситуации и конфликты

    77. Фазы развития конфликта

    78. Исходы конфликтных ситуаций

    79. Агрессивное поведение как проявление конфронтации

    80. Отношения знакомства

    81. Приятельские отношения. Симпатия и антипатия

    82. Привязанность и дружба

    83. Любовь

    84. Виды любви по отношению к ее объекту

    85. Страстная любовь (влюбленность)

    86. ЛюбовьFдружба

    87. Псевдолюбовь

    88. Вражда

    89. Зависть

    90. Ревность

    91. Признательность (чувство благодарности)

    92. Уважение

    93. Альтруизм (заботливость)

    94. Эгоизм

    95. Принципы информирования

    96. Методы информирования

    97. Оценка аудитории

    98. Учет обстановки выступления

    99. Вербальная и визуальная адаптация

    100. Как сделать свою речь убедительной

    101. Преодоление оратором нервозности

    102. Деловая беседа (переговоры, прием посетителей)

    103. Переговоры

    104. Прием посетителей

    105. Деловые споры

    106. Деловое общение по телефону

    107. Производственные конфликты

    108. Проведение деловых собраний и совещаний

    109. Стили руководства

    110. Классификации стилей руководства

    111. Стиль руководства и личностные особенности

    112. Эффективность различных стилей руководства

    113. Отношение подчиненных к различным стилям руководства

    114. Типы подчинения

    115. Общительность руководителя и эффективность деятельности коллектива

    116. Характеристики педагогического общения


    117. Умения учителя, влияющие на эффективность общения

    118. Педагогический такт

    119. Культура речи учителя

    120. Личностные особенности учителя, затрудняющие общение с учащимися

    121. Виды воздействий учителя на учащихся

    122. Психологическая характеристика различных форм воздействия

    123. учителя на учащихся

    124. Проявление внимания к учащемуся

    125. Просьба и требования учителя

    126. Убеждение и внушение

    127. Принуждение

    128. Оценка действий и поступков учащихся

    129. Поощрение и наказание

    130. Отметка и ее психологическое воздействие

    131. Использование юмора, шутки

    132. Стили педагогического общения

    133. Взаимоотношения учителей с учащимися

    134. Общение учителей с родителями учащихся

    135. Поведение учителя в конфликтных ситуациях

    136. Причины и условия возникновения конфликтов учителя с учащимися

    137. Основные правила поведения учителя в конфликтной ситуации

    138. Управление учителем конфликтом между учащимися

    139. Создание положительных взаимоотношений между врачом и больным

    140. Взаимоотношения медицинской сестры и больного

    141. Влияние профессиональной деформации медицинского

    142. персонала на общение с больными и с коллегами

    143. Особенности эмоциональной сферы медицинских работников, влияющие на общение

    144. Ятрогении как результат неправильного общения

    145. и взаимодействия медицинских работников с людьми

    146. Выбор партнера по браку

    147. Коммуникативные потребности и цели, реализуемые в браке

    148. Совместимость супругов

    149. Отношения между супругами: кто в семье главный

    150. Типы жен и особенности их общения
    151. Привязанность детей к родителям


    152. Типы привязанностей

    153. Стили общения и взаимодействия с детьми отцов и матерей

    154. Воспитание детей родителями в процессе семейного общения

    155. Отношение детей к матери и отцу

    156. Удовлетворенность супругов браком

    157. Кризисы в семейных отношениях

    158. Общение и взаимоотношения пожилых родителей с родственниками



<< предыдущая страница   следующая страница >>