prosdo.ru   1 ... 2 3 4 5

9. Планы практических занятий с рекомендациями для

самостоятельной работы студентов


Практическое занятие 1


Тема: История изучения проблемы общения. Характеристика общения


Цель: разобрать со студентами историю изучения проблемы общения, дать общую характеристику проблеме общения.


Вопросы для самопроверки и обсуждения на практических занятиях:


      1. Какой вклад внёс в психологию общения В. М. Бехтерев.

      2. Почему психология общения, как и психология, вообще долгое время оставалась «в тени» и разработки внутри неё не велись?

      3. Каково значение 60ых годов XX века для психологии общения?

      4. Каков вклад в психологию общения таких учёных как А. А. Бодалева, А. Г. Ковалева, Б. Г. Ананьева?

      5. Способны ли животные к общению?

      6. Описать общение как деятельность (с позиции теории деятельности Ломова Б.Ф.)

      7. С кем и почему люди склонны общаться?

      8. Откуда возникает потребность в общении?


Основные понятия: общение, коммуникация, характеристика общения, история изучения проблемы общения, коммуникативная эффективность

Методические рекомендации: Студенты должны уяснить, что проблема общения в психологии интенсивно разрабатывалась в 20–30х гг. ХХ в. Первые попытки осветить эту проблему среди отечественных ученых предпринял В. М. Бехтерев. Следует также упомянуть В. Н. Мясищева, который еще в начале ХХ в. под руководством В. М. Бехтерева и А. Ф. Новый подъем данной науки наметился в 60-х гг. (стоит упомянуть А. А. Бодалева, А. Г. Ковалева, Б. Г. Ананьева и других исследователей). Так же стоит дать общую характеристику психологическому феномену общения, дать определение данного понятия, цели и задачи дисциплины. Так же стоит рассказать, в чём отличия и сходства общения и коммуникации. Как теория деятельности представляет психологию общения (общение, как деятельность, тут стоит уточнить вклад Ломова Б.Ф.).



Темы рефератов:


        1. Зарождение и становление психологии общения в в 20–30х гг. ХХ в.

        2. Кризис в отечественной психологии середины ХХ века

        3. Общая характеристика психологии общения

        4. Отличие общения от коммуникации и их сходства

        5. Общение с позиций психологии деятельности


Задания для самостоятельной работы:

1. Чтение первой и второй главы учебника «Психология общения и межличностных отношений» Ильина Е.П.

2. Конспектирование на выбор основных положений из первой и второй главы учебника «Психология общения и межличностных отношений» Ильина Е.П.

3. Составление кроссвордов по теме история психологии общения

4. Составление кроссвордов по теме общая характеристика общения


Практическое занятие 2


Тема: Средства общения

Цель:
дать представления студентам о средствах общения, назвать их и дать определения каждому


Вопросы для самопроверки и обсуждения на практических занятиях:

      1. На какие группы делятся средства общения?

      2. Отличительные особенности речи, как средства общения

      3. Какие важны для общения жесты вы знаете?

      4. Для чего нужны жесты при вербальном и невербальном общении?

      5. Мимика, как средство общения, что вы можете сказать по этому поводу?

      6. Можно ли использовать отдельно вербальные и невербальные средства общения, или удобней их комбинировать?

      7. Как поза указывает на состояние человека в процессе общения?

      8. Что можно сказать о человеке по его походке?

      9. Насколько важно знание невербального языка для понимания собеседника?

Основные понятия: вербальное и невербальное общение, речь, жесты, мимика, поза, походка



Методические рекомендации: Необходимо дать студенту представления о видах общения. Охарактеризовать вербальное и невербальное общение. Сказать, что такое речь и о её значимости для человека. Рассказать об исследованиях мимики и жестов, позы и походки, их связи с личностными особенностями человека. В данном случае будут важны исследования по созданию классификаций жестом учёных Д. Эфрона, П. Экмана, В. Фризена, Д. Морриса. Так же стоит ознакомить студентов с трудами Крижанской Ю. С., Третьякова В. П.. В теме про позу и походку студенты будут ознакомлены с трудами Дж. Фаста, Б. Ф. Ломова, Б. Аргайла.


Темы рефератов:


        1. Вербальные и невербальные средства общения

        2. Значимость мимики при общении

        3. Роль жестов в общении

        4. Речь, как средство общения

        5. Виды невербальной коммуникации

        6. История исследования вербальных и невербальных видов общения


Задания для самостоятельной работы:

1. Чтение третьей главы учебника «Психология общения и межличностных отношений» Ильина Е.П.

2. Конспектирование на выбор основных положений из третьей главы учебника «Психология общения и межличностных отношений» Ильина Е.П.

3. Составление презентации по теме «виды общения».

4. Составление презентации по теме «речь».

5. Составление презентации по теме «жесты и мимика».

5. Составление презентации по теме «невербальные средства общения».

6. Составление презентации по теме «классификации жестов».


Практическое занятие 3


Тема: Факторы, обусловливающие эффективность общения


Цель: познакомить студентов с теми факторами, которые детерминируют эффективность общения (либо его неэффективность).

Вопросы для самопроверки и обсуждения на практических занятиях:


      1. На какие группы факторов делятся факторы, обуславливающие эффективное общение?

      2. Что такое ситуация общения?

      3. Как вы думаете почему важна обстановка общения?

      4. Какие вы знаете особенности коллектива влияющие на общение?

      5. Как вы можете понять, что человек умеет слушать? Умеете ли вы сами слушать с точки зрения психологии общения?

      6. Какие вы знаете стили общения? Какой стиль общения характерен вам?


Основные понятия: факторы общения, внешние факторы общения, умение слушать, манеры (стили) общения.


Методические рекомендации: студентам следует кратко рассказать, что такое факторы вообще. Затем необходимо дать представление о факторах общение: рассказать, что такое факторы общения, как определить умеющего слушать человека. Так же, следует указать на то, какие бывают стили общения, привести примеры каждого стиля. Стоит опираться на труды исследователей, которые будут уместны в этом разделе. Например,

А. А. Ивин, Р. Вердербер, К. Вердербер, Си. Келли. Работы данных учёных могут помочь студентам понять более глубоко упомянутые проблемы.


Темы рефератов:

        1. История исследования факторов эффективного общения

        2. Значение внешних факторов для эффективности общения

        3. Сочетание стилей речи и личностных особенностей человека

        4. Умение слушать в контексте современного мира


Задания для самостоятельной работы:

1. Чтение четвёртой главы учебника «Психология общения и межличностных отношений» Ильина Е.П.

2. Конспектирование на выбор основных положений из четвёртой главы учебника «Психология общения и межличностных отношений» Ильина Е.П.

3. Составление презентации по теме «внешние факторы общения».

4. Составление презентации по теме «умение слушать».


5. Составление кроссворда по теме «факторы, способствующие эффективному общению»


Практическое занятие 4


Тема: Формы воздействия (влияния) на партнеров общения


Цель: показать студентам, какие бывают факторы воздействия на партнеров общения


Вопросы для самопроверки и обсуждения на практических занятиях:


      1. Что такое влияние на партнера общения?

      2. Подвергались ли вы во время общения влиянию партнера?

      3. Какие бывают формы воздействия на партнера?

      4. Какие из форм воздействия на партнера вам кажутся наиболее эффективными и почему?

      5. Чем отличаются прямые формы воздействия от остальных?

      6. В каком случаи, прямые формы воздействия могут быть эффективны?


Основные понятия: формы воздействия на партнера общения, внешние факторы воздействия, прямые формы воздействия, непрямые формы воздействия


Методические рекомендации: стоит обратить особое внимание на то, какие формы воздействия люди используют в повседневной жизни, сказать, почему они их используют. Указать насколько осознанно может использование людьми разных форм воздействия на партнера общения. Рассмотреть прямые и непрямые (императивные, не императивные) факторы воздействия на партнера общения. При этом стоит ссылаться на известных учёных, исследовавших данную проблему. Некоторые из этих исследователей: Е. В. Сидоренко, Дж. Дарли и Б. Латане, Д. Майерс , А. Келам, И. Эббер Р. Вердербер и К. Вердербер, А. Г. Ковалев, А. Т. Хлопьев, Н. Ронин, Б. В. Дубинин, и А. В. Толстых. Таким образом, студенты смогут и самостоятельно ознакомится с биографиями и работами учёных.


Темы рефератов:

        1. История изучения проблемы влияния на партнера общения
        2. Сферы деятельности человека, в которых важно использования воздействия на партнера общения


        3. Эффективность императивных и неимперативных форм воздействия на партнера общения

        4. Способы защиты от воздействия во время общения

        5. Эффективные виды психического противостояния влиянию


Задания для самостоятельной работы:

1. Чтение шестой главы учебника «Психология общения и межличностных отношений» Ильина Е.П.

2. Конспектирование на выбор основных положений из шестой главы учебника «Психология общения и межличностных отношений» Ильина Е.П.

3. Составление кроссворда по теме «внешние факторы внушения».

4. Составление презентации по теме «прямые формы воздействия на партнера».

5. Составление кроссворда по теме «неимперативные формы воздействия на партнера»


Практическое занятие 5


Тема: Манипуляция

Цель: познакомить студентов с понятием манипуляции, раскрыть его суть, особенности


Вопросы для самопроверки и обсуждения на практических занятиях:

      1. Как характеризуется манипуляционное общение?

      2. Участвовали ли вы в манипуляционном общении? В роли объекта манипуляции, или сами манипулировали?

      3. Какие вы знаете способы манипуляционного воздействия?

      4. Пользовались ли вы способами манипуляционного воздействия, или видели, как пользуются другие?

      5. Какие способы манипуляционного воздействия наиболее эффективны, на ваш взгляд?

      6. Чем различаются между собой обман, лож и враньё?

      7. Как можно распознать ложь?

      8. Какие люди больше склонны к тому чтобы манипулировать другими?


Основные понятия: манипуляционное общение, способы манипуляционного общения.

Методические рекомендации: студентам стоит усвоить, что такое манипуляция, когда она применяется, для кого более характерен манипуляционный тип общения (для каких типов личности). Так же, студентам предстоит ознакомиться с видами манипуляционного воздействия. В ходе изучения данной темы студентам так же предстоит узнать имена исследователей, которые занимались изучением обозначенного проблемного поля. Ю. С. Крижанская, В. П. Третьяков Ф. Л. Карсон В. В. Знаков В. В. Зеньковский А. О. Руслина Р. Кристи и Ф. Гейтс занимались в данной области исследованиями, изучение их трудов может помочь студентам в более глубоком освоении темы.



Темы рефератов:


        1. История изучения понятия «манипуляции»

        2. Использование манипуляции в современном мире

        3. Манипуляция и суггестия

        4. Способы манипуляционного воздействия при общении

        5. Эффективные виды психического противостояния манипуляции


Задания для самостоятельной работы:

1. Чтение седьмой главы учебника «Психология общения и межличностных отношений» Ильина Е.П.

2. Конспектирование на выбор основных положений из седьмой главы учебника «Психология общения и межличностных отношений» Ильина Е.П.

3. Создание презентации на тему: «Типы, личности для которых характерно использование манипуляционного воздействия».

4. Составление презентации по теме: «Суггестия».

5. Составление кроссворда по теме: «Виды манипуляционного воздействия»


Практическое занятие 6


Тема: Личностные факторы, обусловливающие эффективность воздействий

Цель: усвоение студентами понятий «личностные факторы» и того как они обуславливают эффективность воздействия


Вопросы для самопроверки и обсуждения на практических занятиях:

      1. Что составляется коммуникативную культуру?

      2. Какой человек может считать себя коммуникативно-культурным?

      3. Что такое авторитет источника информации?

      4. Какие вы можете назвать авторитетные источники информации?

      5. Как вы определите конформизм и конформность?

      6. Конформизм и конформность несут положительную или отрицательную роль в общении?


Основные понятия: личностные факторы, эффективность воздействия, коммуникативная культура, авторитет источника информации.

Методические рекомендации: стоит сначала ознакомить студентов с тем, что такое коммуникативная культура, почему она важная для человека. После чего стоит узнать какие источники информации предпочитают студенты и пояснить, почему люди считают тот или иной источник информации авторитетным. Так же стоит рассказать студентам о том, что такое конформизм и конформность, пояснить, что эти явления не стоит упоминать только в негативном смысле. Тут же стоит назвать учёных, которых занимались исследовательской деятельностью в рамках обозначенного проблемного поля. Это будут: Ю. В. Жуков, Г. В. Козлова, Р.Чалдини, Л. Бикман, А. С. Макаренко, Р. Нейл, В. Н. Куликов, А. П. Сопиков, В. Хартуп.



Темы рефератов:


        1. Влияние авторитета источника информации на его воспринимаемость

        2. Важность коммуникативной культуры для человека

        3. Социально-психологические основы коммуникативной культуры

        4. Конформизм и конформность, их роль в жизни человека


Задания для самостоятельной работы:

1. Чтение восьмой главы учебника «Психология общения и межличностных отношений» Ильина Е.П.

2. Конспектирование на выбор основных положений из восьмой главы учебника «Психология общения и межличностных отношений» Ильина Е.П.

3. Создание презентации на тему «коммуникативная культура личности».

4. Составление презентации по теме «авторитетность источников информации для разных изданий и социальных групп людей».

5. Задание на следующее занятие для студентов прочитать отдельно для обсуждения, что такое внушаемость и негативизм реципиента, а так же как можно определить доверие либо недоверие человека к источнику информации.


Практическое занятие 7


Тема: Личностные факторы, обусловливающие эффективность воздействий


Цель: усвоение студентами понятий «личностные факторы» и того как они обуславливают эффективность воздействия


Вопросы для самопроверки и обсуждения на практических занятиях:

      1. Что такое внушаемость и негативизм реципиента? Что из этого даёт лучшие условия для удачного внушения и почему?

      2. Как можно определить доверие и недоверие к источнику информации?

      3. Какой информации обычно доверяют люди?


Основные понятия: конформизм, конформность, внушаемость реципиента, негативизм реципиента

Методические рекомендации: на данном занятии стоит разобрать со студентами пройденный ими самостоятельно материал по вопросам, что такое внушаемость и негативизм, как можно определить доверие и недоверие к источнику информации. Стоит показать студентам, что не все источники информации воспринимаются людьми как достоверные, а так же указать зависимость данного явления от разницы социальных групп. По тематики задания можно предложить ознакомится с авторами: Ю. Е. Рыжкин, А. И. Захаров, В. А. Петрик, И. В. Антоненко, Т. П. Скрипкина, С. П. Табхарова. Работы обозначенных учёных могут помочь в углубленной подготовке студентам интересующим тематикой занятия.



Темы рефератов:


        1. Негативизм как явление

        2. Внушаемость в контексте личностных характеристик индивида

        3. Степень доверия к источнику информации человеком в зависимости от социальной группы, в которой он состоит

        4. Факторы, влияющие на высокую степень негативизма у человека


Задания для самостоятельной работы:

1. Чтение восьмой главы учебника «Психология общения и межличностных отношений» Ильина Е.П.

2. Конспектирование на выбор основных положений из восьмой главы учебника «Психология общения и межличностных отношений» Ильина Е.П.

3. Создание презентации на тему: «Внушаемость и негативизм в современной обществе».

4. Составление кроссворда по теме «внушаемость и негативизм реципиента».

5. Самостоятельное изучения того, что в научном мире является критерием достоверности и авторитетности информации (импакт-фактора изданий)


Практическое занятие 8


Тема: Возрастные особенности общения. Особенности общения, связанные с полом.

Цель: ознакомление студентов с возрастными особенностями т особенностями общения связанными с полом


Вопросы для самопроверки и обсуждения на практических занятиях:

      1. Что вы можете выделить в особенностях общения детей дошкольного возраста

      2. Чем характеризуется общение младших школьников?

      3. Какие особенности есть в общении подростков?

      4. Что будет особенно заметно в общении в юношеском возрасте?

      5. Чем выделяется общение пожилых людей?

      6. Какие вы можете назвать свойства личности в зависимости от коммуникативных особенностей? Охарактеризуйте их взаимовлияние

      7. Чем отличаются в общении мужчины и женщины?
      8. В чём особенности общения людей в интернете?




Основные понятия: возрастные особенности общения, особенности общения, связанные с полом, стиль общения дошкольников, стиль общения младших школьников, стиль общения подростков, стиль общения в юношеском возрасте, стиль общения пожилых


Методические рекомендации: необходимо познакомить студентов с особенностями общения людей в разном возрасте. Привести примеры подобного общения, иллюстрируя тему. Так же стоит указать на половые особенности общения. Тут же рассказать студентам о коммуникативных особенностях, связанных со свойствами личности. На занятии так же необходимо затронуть актуальную и современную тему общения в интернете, того, чем оно отличается от общения в реальности, чем оно лучше и хуже него. Для более глубокого понимания рассматриваемой темы стоит рекомендовать студентам работы следующих авторов: В. Б. Буланова, О. А. Тырнова, Л. С. Сапожникова, А. А. Бодалев, Т. А. Репина, И. В. Тельнюк, Л. Вейцман, Н. В. Бахарева, Р. Рубин, Л. Карли, Р. Бернс, В. М. Погольша О. В. Левшина.


Темы рефератов:

        1. Особенности общения детей со взрослыми в зависимости от возраста

        2. Влияние свойств личности на коммуникативные способности

        3. Гендерные (социально-обусловленные) различия в общении людей

        4. Половые (биологически-обусловленные) различия в общении людей

        5. Интернет, как пространство общения



Задания для самостоятельной работы:

1. Чтение десятой главы учебника «Психология общения и межличностных отношений» Ильина Е.П.

2. Конспектирование на выбор основных положений из десятой главы учебника «Психология общения и межличностных отношений» Ильина Е.П.

3. Создание презентации на тему «общение в коллективе младших школьников».

4. Создание презентации на тему «общение в коллективе подростков (средняя и старшая школа)».

5. Составление презентации на тему «круг общения мужчины и женщины».

6. Составление кроссворда по теме «половые различия в общении между мужчинами и женщинами».

7. Составление кроссворда по теме «свойства личности и особенности общения ».



<< предыдущая страница   следующая страница >>