prosdo.ru
добавить свой файл
  1 2 3 ... 13 14

Не признаётся реализацией товаров, работ или услуг:

1) осуществление операций, связанных с обращением российской или иностранной валюты (за исключением целей нумизматики);

2) передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества организации её правопреемнику (правопреемникам) при реорганизации этой организации;

3) передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью;

4) передача имущества, если такая передача носит инвестиционный характер (в частности, вклады в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ, вклады по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности), паевые взносы в паевые фонды кооперативов);

5) передача имущества в пределах первоначального взноса участнику хозяйственного общества или товарищества (его правопреемнику или наследнику) при выходе (выбытии) из хозяйственного общества или товарищества, а также при распределении имущества ликвидируемого хозяйственного общества или товарищества между его участниками;

6) передача имущества в пределах первоначального взноса участнику договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или его правопреемнику в случае выдела его доли из имущества, находящегося в общей собственности участников договора, или раздела такого имущества;

7) передача жилых помещений физическим лицам в домах государственного или муниципального жилищного фонда при проведении приватизации;

8) изъятие имущества путём конфискации, наследование имущества, а также обращение в собственность иных лиц бесхозяйных и брошенных вещей, бесхозяйных животных, находки, клада в соответствии с нормами Гражданского кодекса РФ;

9) иные операции в случаях, предусмотренных НК РФ.

Налоговая база (налогооблагаемая база) — стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения. Является одним из обязательных элементов налога.


1. Налоговая база и порядок ее определения устанавливаются Налоговым кодексом Российской Федерации (НК РФ).

2. Налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.

При обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения).

В случае невозможности определения периода совершения ошибок (искажений) перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения).

3. Индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций в порядке, определяемом Министерством финансов Российской Федерации.

4. Вышеизложенные правила распространяются также на налоговых агентов.

5. Остальные налогоплательщики — физические лица исчисляют налоговую базу на основе получаемых в установленных случаях от организаций и (или) физических лиц сведений о суммах выплаченных им доходов, об объектах налогообложения, а также данных собственного учета полученных доходов, объектов налогообложения, осуществляемого по произвольным формам.

6. В случаях, предусмотренных НК РФ, налоговые органы исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе имеющихся у них данных.

8. Понятие налогового и отчётного периода. Примеры по отдельным видам налогов (10 баллов)

Налоговый период – период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.


Отчётный период – период, в течение которого налогоплательщик должен заплатить налог и представить соответствующую отчётность в налоговый орган.

(ст.285)

Примеры по отдельным видам налогов:

Налог на добавочную стоимость (ст.163)

Налоговый период (в том числе для налогоплательщиков, исполняющих обязанности налоговых агентов) устанавливается как квартал.

Налог на прибыль организаций (ст.285)

Налоговым периодом по налогу признаётся календарный год.

Отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Акциз

Налоговым периодом является календарный месяц.

Отчётный период - налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы по месту своего нахождения, а также по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения, налоговую декларацию за налоговый период в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Земельный налог (ст.393)

Налоговым период признаётся календарный год

Отчётными периодами для налогоплательщиков-организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года.
9. Сроки и порядок уплаты налогов и сборов (10 баллов)

1. Уплата налога (сбора) производится добровольно или принудительно.

При добровольной уплате налога (сбора) она производится:


  • разовой уплатой всей суммы налога;

  • по частям (уплатой авансовых платежей в течение налогового периода, по окончании которого производится перерасчет).

Конкретный порядок уплаты налога устанавливается примени­

тельно к каждому налогу. Например, гл. 22 "Акцизы" части

второй НК РФ предусмотрен авансовый порядок взимания ак­


цизов в форме продажи акцизных марок либо специальных ре­

гиональных марок по подакцизным товарам, подлежащим обя­

зательной маркировке.

Порядок уплаты федеральных налогов устанавливается НК РФ, региональных налогов - законами субъектов РФ, местных налогов - нормативными правовыми актами представительными органами местного самоуправления в соответствии с НК РФ.

2. Налога (сборы) уплачиваются в наличной или безналичной форме.

Уплата налога в безналичной форме производится путем подачи платежного поручения перечислить сумму налога с банковского счета налогоплательщика в кредитную организацию, в которой открыт данный банковский счет. Уплата налога в наличной форме может производиться посредством почтового перевода, через кассу сельского или поселкового органа местного самоуправления или через сборщика налогов и сборов. Исполнение обязанности по уплате налога в неденежной форме (например, передачей государству товаров или выполнением для государственных нужд каких-либо работ)запрещено.

3.Выделяют три основных методологических способа уплаты налога:

по декларации;

у источника выплаты дохода;

кадастровый способ уплаты налога. При уплате налога по декларации налогоплательщик обязан представить в установленный срок в налоговый орган заполненную в установленном порядке налоговую декларацию. В декларации указываются сведения о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога, а также другие юридически значимые для налогообложения сведения. При уплате налога у источника выплаты дохода налогоплательщик получает часть дохода за вычетом налога, рассчитанного и удержанного бухгалтерией предприятия или предпринимателем, производящим выплату дохода (заработной платы, сумм материального поощрения и т. д.).

Кадастр- это реестр, который устанавливает перечень типичных объектов (земель, доходов и т. п.), классифицируемых по внешним признакам, и определяет среднюю доходность объекта обложения.


4. Обязанность по уплате налога (сбора) исполняется в валюте

России - российских рублях. В иностранной валюте налоговые платежи вправе совершать иностранные организации и физические лица, не являющиеся налоговыми резидентами РФ.

5. Сроки уплаты налога (сбора) устанавливаются, изменяются нормативными правовыми актами о налогах и сборах применительно к каждому налогу (сбору).

Срок уплаты налога определяется календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно совершиться.

Налогоплательщик должен уплатить налог в установленный

надлежащий срок или (при наличии такого желания) досрочно. При нарушении этого правила налогоплательщиком уплачиваются пени за просрочку налогового платежа. Неуплаченная или не полностью уплаченная сумма налога в установленный срок является недоимкой, наличие которой является основанием для принудительного взыскания с налогоплательщика соответствующих денежных сумм налоговым органом.

6. Налог (сбор) не признается уплаченным в случаях:


  • отзыва налогоплательщиком платежного поручения4 на перечисление суммы налога в бюджет (внебюджетный фонд);

  • возврата банком налогоплательщику платежного поручения на перечисление суммы налога в бюджет (внебюджетный фонд);

  • когда на момент предъявления налогоплательщиком в банк поручения на уплату налога имеются иные неисполненные требования, предъявленные к счету, которые в соответствии с гражданским законодательством РФ исполняются в первоочередном порядке, а налогоплательщик не имеет достаточных денежных средств на счете для удовлетворения всех требований.

10. Порядок установления, введения и отмены налогов и сборов (10 баллов)

Установление и введение налогов в России осуществляются в соответствии с процедурой, строго определенной НК РФ.


Установление налога означает определение факта наличия и существования налога как такового и определение его существенных элементов. Это первичное нормотворческое действие, юридическое создание налога, определение его места в действующей налоговой системе государства.

Федеральные налоги и сборы устанавливаются федеральным законодательством, они вводятся в действие на всей территории РФ. При установлении федерального налога в федеральном законе определяются налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога, налоговые льготы и основания их использования налогоплательщиком.

Региональные налоги и сборы также устанавливаются федеральным законодательством (Налоговым кодексом), вводятся в действие на территории соответствующего субъекта РФ в соответствии с НК РФ и законами субъектов РФ. При этом представительные органы власти субъектов РФ могут определять такие элементы налогообложения, как налоговые льготы, налоговую ставку в пределах, установленных федеральным законодательством, порядок и сроки уплаты налога, форму отчетности по данному региональному налогу. Так, например, налог на имущество организаций, установленный гл. 30 НК РФ, вводится в действие законами соответствующих субъектов РФ.

Введение налога означает придание ему силы на определенной территории. Для того чтобы каждый конкретный налог мог быть фактически уплачен налогоплательщиком, его необходимо сначала установить, а затем ввести в действие.

Вводя налог, представительные органы субъекта РФ определяют ставку налога в пределах, установленных Кодексом, порядок и сроки его уплаты, форму отчетности по данному налогу. Существенные элементы местных налогов и сборов устанавливаются федеральным законодательством, но вводятся в действие нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления на территории соответствующих муниципальных образований. Местные налоги и сборы в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге вводятся в действие законами указанных субъектов Российской Федерации. Вводя в действие местный налог, представительные органы местного самоуправления определяют в нормативных правовых актах следующие элементы налогообложения: налоговые льготы, налоговую ставку в пределах, установленных федеральным законодательством, порядок и сроки уплаты налога, а также определяют форму отчетности по данному местному налогу.


Налог может быть отменен, если НК РФ позволяет признать по определенным основаниям нормативный правовой акт о налогах и сборах не соответствующим НК РФ. В НК РФ не содержится специальных норм, предусматривающих случаи прекращения действия актов налогового законодательства. Однако сложившаяся практика позволяет говорить о том, что они утрачивают силу либо в результате прямой отмены, либо с истечением срока действия закона.

11. Налоговая политика государства, ее цели и задачи (10 баллов)

Налоговая политика – совокупность финансовых, экономических и правовых мер государства по формированию налоговой системы страны в целях обеспечения финансовых потребностей государства, отдельных социальных групп общества путем перераспределения финансовых ресурсов.
Содержание. Налоговая политика – Косвенный метод регулирования позволяет более гибко и менее болезненно воздействовать на экономику

Налоговую политику во многом определяют формы и методы ее проведения
Формы:
1.    политика максимальных налогов – чрезмерный налоговый гнет у хоз. суб. нет денег платить налоги и расширять бизнес, происходит массовое уклонение

2.    Политика эк. развития – учитывает фискальные интересы налогоплательщиков но сокращает расходы на соц программы. Цель – увеличение инвестиц. активности за счет благоприятного налогового климата

3.    Политика разумных налогов – среднее между 1 и 2  высокие налоги и высокая социальная защита (Швеция, Норвегия, Скандинавия)

Цели. С точки зрения количественных параметров российской налоговой системы, можно выделить следующие цели налоговой политики:

1) Отказ от увеличения номинального налогового бремени в среднесрочной перспективе при условии поддержания сбалансированности бюджетной системы

2) Унификация налоговых ставок, повышение эффективности и нейтральности налоговой системы за счет внедрения современных подходов к налоговому администрированию, пересмотра налоговых льгот и освобождений, интеграции российской налоговой системы в международные налоговые отношения.

Так же выделяют:

1.    Экономические – ускорение развития экономики

2.    Фискальные – обеспечение потребностей всех уровней власти для выполнения функций

государства
3.    Социальные – обеспечение политики регулирования доходов в интересах отдельных соц. Групп
4.    Международные – выполнение межд. финансовых обязательств
Задачи. Основная задача налогового регулирования – обеспечить (создать благоприятные условия) стимулирование количественных и качественных параметров финансово-хозяйственной деятельности, тем самым, создавая благоприятные условия для дальнейшего развития. Иными словами, с макроэкономической точки зрения целью налогового регулирования является выявление связей между состоянием, динамикой, перспективой и системой налогообложения.
А так же

1.    Разумное соотношение прямых и косвенных налогов

2.    Применение пропорциональных ставок

3.    Обеспечение дискретности и непрерывности налогообложения

4.    Широкое применение налоговых льгот

5.    Использование системы налоговых вычетов и их целевая направленность

12. Налоговое администрирование: понятие, цели, задачи (10 баллов) Цели не найдены=(

Налоговое администрирование – это организация и осуществление эффективной деятельности субъектов налогового контроля – налоговых инспекций, система управления налоговыми отношениями; деятельность государственных органов управления, направлено на реализацию законодательных норм.

Задачи:

1. Прогнозирование объемов налоговых поступлений на среднесрочную перспективу на основе прогнозных расчетов роста доходности предприятий, отраслей и всей экономики в целом. На сегодня имеется обширный зарубежный и некоторый отечественный опыт составления таких расчетов.

2. Разработка новых концепций налогообложения, способствующих развитию бизнеса без ущерба для государственных социальных программ.


3.    Составление   налоговых   обоснований   для   обеспечения протекционистской политики в системе внешнеэкономической деятельности.

Задачами НА на макроуровне явл-ся:

-анализ макроэкономических процессов налогообложения и выработка исходных данных для прогнозирования их развития,

-оценка отклонений фактических значений макропоказателей от прогнозируемых, выявление причин их появления,

-детальная (для ввода в действие в ближайшей перспективе) и концептуальная (на дальнейшую перспективу-до завершающей стадии переходного периода) разработка налогового законодательства.

Задачами НА на микроуровне явл-ся:

-ввод в действие принимаемых налоговых законов,

-обеспечение повседневной деятельности налоговых органов по мобилизации налогов и сборов,
разработка и реализация организационных мероприятий, повышающих эффективность функционирования налоговых органов. При этом критерием эффективности НА следует считать обеспечение мобилизации налогов и сборов в объемах, отвечающих научно обоснованным на весь переходный период уровням налоговой нагрузки, при минимизации соответствующих затрат на функционирование налоговой системы.

Современная система НА должна выполнять несколько задач:

1)    повышение уровня собираемости налогов,

2)    создание справедливой прозрачной системы НА, которое помимо прочего предусматривает также сокращение издержек налогоплательщика на выполнение требований налогового законодат-ва и создание для него максимально удобных условий по уплате налогов.
3)    Обеспечение справедливых и равных условий налогообложения для юр лиц, работающих в одной сфере хоз. деят-ти.

13. Налоговая система России. Этапы развития. Основные принципы построения (10 баллов)

Налоговая система —  это совокупность взаимосвязанных налогов, взимаемых в стране, форм и методов налогообложения, сбора и использования налогов, а также налоговых органов.


В Российской Федерации установлена следующая система налогов: федеральные налоги и сборы; налоги и сборы субъектов РФ; местные налоги и сборы.
В формировании налоговой системы в России можно выделить 3 этапа:

1 этап (1991-1993) - принятие закона об основах налоговой системы РФ.

Налоговая система в Российской Федерации практически была создана в1990г., когда в декабре этого года был принят пакет законопроектов о налоговой системе, устанавливающий перечень идущих в бюджетную систему налогов, сборов, пошлин и других платежей, определяющий плательщиков налогов, их права и обязанности, а также права и обязанности налоговых органов. Налоги выражают обязанность всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.

С одной стороны, нужно ослабить налоговое давление на предприятия и организации, особенно на отечественных производителей. Необходимо создать им предпосылки для восстановления утраченных оборотных фондов, для повышения уровня выпуска продукции, чтобы впоследствии начать новый подъем.

С другой стороны, стоит проблема сбалансирования текущего бюджета по доходам и расходам, сокращения его дефицита, снижения внешнего долга, обеспечения финансирования федеральных, региональных и местных потребностей. Ее решение требует роста налоговых поступлений. Основным курсом налоговой реформы было снижение федеральных налогов, перенос их центра тяжести с производителей на потребителей, упорядочение взаимоотношений между налогоплательщиками и государством.

2 этап (1994-1998) - характеризуется внесением большого количества изменений и дополнений, что безусловно создавало нестабильность налоговой системы.

Сложившийся в конце 90-х гг. в России экономический и финансовый кризис требовал от Правительства РФ проведения реформ и разработки стабилизационной программы.


Состояние бюджета зависит, главным образом, от трех групп факторов. Во-первых, от уровня развития экономики, особенно отечественной промышленности и торговли. Во-вторых, от соответствия налогового законодательства экономической ситуации. И, в-третьих, от того, насколько сильна налоговая служба страны.

Кризис выявил крупные недостатки в налоговом законодательстве России. Такие как: нестабильность, фискальная направленность, не позволяющая стимулировать отечественных производителей, противоречивость отдельных положений законов и инструкций, применение слишком жестких финансовых санкций даже за неумышленные нарушения, наличие возможности уклонения от налогообложения. Все это подчеркнуло необходимость осуществления налоговой реформы, которая должна была решать две главные задачи, причем противоречащие друг другу.

3 этап (1998-наше время) - этап введения в действие единого документа по налогам.

Первый проект кодекса был внесен в Государственную Думу еще в начале 1996 года Распоряжением Правительства РФ от 02.02.96 N 114-р. При этом к тому времени в правительстве была закончена разработка только первой (общей) части Налогового кодекса. После многомесячного обсуждения в комиссии и комитетах парламента летом следующего года кодекс был впервые вынесен на обсуждение палаты в целом.

Окончательно первая часть кодекса была принята Думой уже в период правления кабинета Сергея Кириенко. Одновременно с рассмотрением антикризисного налогового пакета в Думе состоялось второе и третье чтение кодекса.3 июля 1998 года кодекс был принят во втором чтении, уже 16 июля - в третьем чтении. Сразу на следующий день в Совете Федерации состоялось номинальное голосование (Постановление N 370-СФ) и 17 июля 1998 года документ ушел на подпись Президенту РФ. Президент РФ подписал документ 31 июля 1998 года за номером 146-ФЗ.6 августа вышел сдвоенный выпуск "Российской газеты" - официального издания, в котором и была впервые официально опубликована Первая часть Налогового кодекса Российской Федерации.


21 июля 1998 года документ был направлен Госналогслужбой России для ознакомления и использования в работе во все инспекции.

1 января 1999 года Первая часть Налогового кодекса РФ вступила в силу.

Вторая часть Налогового Кодекса принята Государственной Думой 19 июля 2000 года, одобрена Советом Федерации 26 июля 2000 года.

Принципы построения:


  • Равные налоги на равновеликий объект обложения

  • Однократность налогообложения отдельных субъектов

  • Унификация порядка взимания налога

  • Рациональное использование налоговых льгот

  • Социальная справедливость

  • Оптимизация количества налогов с учетом экономической необходимости

  • Стабильность и долговременность налогового законодательства (ставок и тарифов)

14. Характеристика современной налоговой системы РФ (налоги и сборы, налоговые органы, налоговое законодательство) (10 баллов)

Налоговая система —  это совокупность взаимосвязанных налогов, взимаемых в стране, форм и методов налогообложения, сбора и использования налогов, а также налоговых органов.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).


Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы.

Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, в сферу полномочий которого, кроме указанных, включаются контроль за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства в пределах компетенции налоговых органов.

В систему налоговых органов входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов (ФНС), и его территориальные органы.

Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.

Законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах состоит из законов о налогах субъектов Российской Федерации, принятых в соответствии с настоящим Кодексом.

Нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах принимаются представительными органами муниципальных образований в соответствии с настоящим Кодексом.


<< предыдущая страница   следующая страница >>