prosdo.ru   1 2 3 4 ... 13 14

15^ . Налоговые органы в РФ: состав, их права и обязанности (10 балло)

Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы.

Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, в сферу полномочий которого, кроме указанных, включаются контроль за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства в пределах компетенции налоговых органов.

В систему налоговых органов входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов (ФНС), и его территориальные органы.

Права налоговых органов:

1) требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам и (или) форматам в электронном виде, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов;

2) проводить налоговые проверки в порядке, установленном настоящим Кодексом;

3) производить выемку документов у налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента при проведении налоговых проверок в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;

4) вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах;

5) приостанавливать операции по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента в банках и налагать арест на имущество налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом;

6) в порядке, предусмотренном статьей 92 настоящего Кодекса, осматривать любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества. Порядок проведения инвентаризации имущества налогоплательщика при налоговой проверке утверждается Министерством финансов Российской Федерации;

7) определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками в бюджетную систему Российской Федерации, расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги;

8) требовать от налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований;

9) взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом;

10) требовать от банков документы, подтверждающие факт списания со счетов налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента и с корреспондентских счетов банков сумм налогов, сборов, пеней и штрафов и перечисления этих сумм в бюджетную систему Российской Федерации;

11) привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;

12) вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля;

13) заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления определенных видов деятельности;

14) предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски (заявления):

(в ред. Федерального закона от 29.11.2010 N 324-ФЗ)

о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;

о возмещении ущерба, причиненного государству и (или) муниципальному образованию вследствие неправомерных действий банка по списанию денежных средств со счета налогоплательщика после получения решения налогового органа о приостановлении операций, в результате которых стало невозможным взыскание налоговым органом недоимки, задолженности по пеням, штрафам с налогоплательщика в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом;

о досрочном расторжении договора об инвестиционном налоговом кредите;

в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Обязанности налоговых органов:

1) соблюдать законодательство о налогах и сборах;

2) осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;

3) вести в установленном порядке учет организаций и физических лиц;

4) бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения;

5) руководствоваться письменными разъяснениями Министерства финансов Российской Федерации по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах;

6) сообщать налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам при их постановке на учет в налоговых органах сведения о реквизитах соответствующих счетов Федерального казначейства, а также в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, доводить до налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сведения об изменении реквизитов этих счетов и иные сведения, необходимые для заполнения поручений на перечисление налогов, сборов, пеней и штрафов в бюджетную систему Российской Федерации;

7) принимать решения о возврате налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом;

8) соблюдать налоговую тайну и обеспечивать ее сохранение;

9) направлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, налоговое уведомление и (или) требование об уплате налога и сбора;

10) представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа.

Запрашиваемая справка представляется (передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи) в течение пяти дней со дня поступления в налоговый орган соответствующего письменного запроса налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента;

11) осуществлять по заявлению налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента совместную сверку расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам. Результаты совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам оформляются актом. Акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам вручается (направляется по почте заказным письмом) или передается налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи в течение следующего дня после дня составления такого акта.

Форма и форматы акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, а также порядок его передачи в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов;

12) по заявлению налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента выдавать копии решений, принятых налоговым органом в отношении этого налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента.

16. Возникновение, изменение и прекращение обязанности по уплате налога и сбора (10 баллов)

1. Обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.

2. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

3. Обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается:

1) с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора;

2) утратил силу с 1 января 2007 года. - Федеральный закон от 27.07.2006 N 137-ФЗ;

3) со смертью физического лица - налогоплательщика или с объявлением его умершим в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации. Задолженность по налогам, указанным в пункте 3 статьи 14 и статье 15 настоящего Кодекса, умершего лица либо лица, объявленного умершим, погашается наследниками в пределах стоимости наследственного имущества в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации для оплаты наследниками долгов наследодателя;

4) с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения всех расчетов с бюджетной системой Российской Федерации в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса;

5) с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.

17. Классификация налогов: понятие, основные признаки (10 баллов)

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Классификация налогов – группировка налогов по наиболее существенным признакам в целях выявления сходства и различия налогов.

^ По способу взимания:

-прямые (прямая форма изъятия средств государством; подоходный/поимущественный налог и личный – с учетом фактической платежеспособности налогоплательщика)

-косвенные (путем введения надбавок к ценам товаров и услуг. Окончательные плательщик – потребитель товара; акцизы, НДС)

^ По органу, который устанавливает и может менять налоги:

-унитарное государство (2 уровня)

-федеративное государство (федеральные, региональные и местные)

^ По субъектам:

-с физиков

-с юриков

-и с тех, и с тех

В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.

2. Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены настоящим Кодексом и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи.

3. Региональными налогами признаются налоги, которые установлены настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи.

Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах.

При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены настоящим Кодексом. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются настоящим Кодексом.

Законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации законами о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.

4. Местными налогами признаются налоги, которые установлены настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, если иное не предусмотрено настоящим пунктом и пунктом 7 настоящей статьи.

Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.

Признаки налогов:

  1. Законодательный характер (тесная связь налогов с государственной властью, для которой они являются важнейшим источником доходов)

  2. Принудительный характер (налог является обязательным платежом)

  3. Безэквивалентность и безвозмездный характер (односторонность налоговых отношений, государство не принимает никаких обязательств, уплата налогов не предусматривает выгоды для налогоплательщика)

  4. Использование налогов на выполнение публичных функций государства

18. Налоговый кодекс РФ: его характеристика как закона прямого действия; структура (10 баллов)

Налоговый кодекс РФ является законодательным актом прямого действия. Федеральные законы о налогах и сборах должны приниматься в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

НК РФ – кодифицированный акт прямого действия, занимает особое место среди источников налогового права. Налоговый кодекс РФ структурирует налоговое право как отрасль, формирует правовые основы налоговой системы.

НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - систематизированный законодательный акт, в котором содержатся нормы налогового права, основной документ, регулирующий налоговую систему Российской Федерации и устанавливающий общие принципы ее построения. В соответствии с Федеральным законом от 31 июля 1998г. № 147-ФЗ «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» Кодекс действует с 1 января 1999г., за исключением положений, для которых установлены иные сроки введения в действие. Налоговый кодекс РФ (часть первая) состоит из семи разделов, 20 глав и 142 статей. Раздел I определяет общие положения налоговой системы РФ и законодательства о налогах и сборах в РФ, действие международных договоров по вопросам налогообложения, институты, понятия и термины, используемые в налоговом кодексе РФ. Во второй главе раздела определены виды налогов и сборов в РФ, федеральные, региональные, и местные налоги и сборы, источники информации о налогах и сборах, общие условия установления налогов и сборов, специальные налоговые режимы. Раздел II содержит основные положения о налогоплательщиках, плательщиках сборов, налоговых агентах, их правах и обеспечении (защите) этих прав, обязанностях, а также о взаимозависимых лицах и сборщиках налогов и сборов. Раздел III представляет организационную структуру налоговых и таможенных органов РФ, Государственных внебюджетных фондов, налоговой полиции, права, обязанности, полномочия и ответственность перечисленных организаций и их должностных лиц. Раздел IV содержит общие правила исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов. Раздел V содержит положения о налоговой декларации и правилах внесения дополнений и изменений в нее. В разделе VI определены понятия и виды налоговых правонарушений, ответственность за их совершение. В разделе VII рассматриваются вопросы права и порядка обжалования актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц, рассмотрения жалобы и принятия решения по ней. Налоговые санкции за нарушение законодательства о налогах и сборах, которые до введения в действие части первой Кодекса взимались в бесспорном порядке и по которым решение налогового органа было вынесено до 1 января 1999 г., взимаются в бесспорном порядке. Решение о взыскании налоговых санкций за нарушение законодательства о налогах и сборах, вынесенные после 1 января 1999г., подлежат принудительному исполнению только по решению суда. Расположение правовых норм в Кодексе производится в порядке, отражающем систему данной отрасли права.

С 1 января 2001 г. вступила в силу вторая часть Налогового кодекса РФ. Порядок введения в действие части второй Налогового кодекса РФ устанавливается Федеральным законом от 5 августа 2000г. № 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ о налогах». С 1 января 2001 г. введены в действие очередные 4 главы, посвященные следующим федеральным налогам: налогу на добавленную стоимость, акцизам, налогу на доходы физических лиц и единому социальному налогу.

19. Виды налоговых проверок и цели их проведения (10 баллов)

Налоговая проверка представляет собой осмотр и исследование первичной бухгалтерской и иной документации предприятия на предмет правильно­го и своевременного исчисления и уплаты им на­логовых платежей в бюджет.

Налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов. Налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, плательщика сбора и налогового агента, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки.

Целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.

Камеральные проверки проводятся налоговыми инспекциями на стадии приемки от налогоплатель­щиков отчетных документов и налоговых расчетов, (деклараций), т.е. без выхода на предприятие.

Целью камеральной проверки является контроль за соблюдением налогоплательщиками законодатель­ных и нормативных актов по налогам, выявление и предотвращение налоговых правонарушений, взыскание сумм неуплаченных налогов и привле­чение виновных лиц к ответственности, а также подготовка информации для отбора налогоплатель­щиков для выездных налоговых проверок.

Выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.

В случае, если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа.

Решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации или по месту жительства физического лица, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) может проводиться по одному или нескольким налогам.

Налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период.

Налоговые органы не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года.

20.Виды налоговых правонарушений. Лица, подлежащие ответственности за совершение налоговых правонарушений. Налоговые санкции. Срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения (10 баллов).

21.Льготы по налогам и сборам. Их виды, установление и использование (10 баллов).

Статья 56. Установление и использование льгот по налогам и сборам

1. Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

 Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера.

Налоговая льгота (НЛ) – изменение любого элемента налога, предоставляемое в соответствии с законами и др. НПА по налогам, уменьшающее величину налогового платежа или изменяющее срок уплаты налогов в бюджет.

Иногда НЛ выражаются в полном или частичном освобождении от налогообложения. НЛ призваны способствовать решению задач, стоящих перед обществом на конкретном этапе его развития.

^ По экономич-му содерж-ю НЛ могут стимулировать НТП, способствовать природоохр. мерам, развитию малонаселенных районов, повышению уровня капитальных вложений в АПК и т.д.

НЛ – главный элемент выполнения экономич-й функции налогов.

Классификация НЛ:

  1. ^ По широте охвата: общие (на всех налогоплат-ков) и целевые (на целевую группу налогоплат-ков).По временному охвату: на постоянной основе, на временной основе.

  2. По ограничению в объемах предоставления: лимитированные (устанавливается максимальный предел в льготе), нелимитированные (не зависит от размеров налоговой базы).

  3. ^ В зависимости от элементов налога: освобождение (направлено на налогоплательщика); налоговое изъятие (на объект); скидка (на налог. Базу); пониженная ставка.

Рассрочка - изменение срока уплаты налога при наличии определенных оснований на срок от 1 до 6 мес с поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности.

^ Предоставляются заинтересованному лицу при наличии хотя бы 1 из оснований: 1) причинение лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологич-й катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы; 2) задержка лицу финансир-я из бюджета или оплаты выполненного этим лицом гос заказа (В этих случ. на ∑ задолж-ти %-ты не начисляются). 3) угроза банкротства лица в случае единовременной выплаты им налога; 4) если имущественное положение ФЛ исключает возможность единовременной уплаты налога; 5) если произв-во и (или) реализация товаров, работ, услуг лицом носит сезонный характер. Перечень таких отраслей и видов деятельности утверждается Правит-вом РФ (на ∑ задолж-ти начисляются %-ты по ставке = 0,5 ставки рефинанс-я ЦБ РФ, действовавшей за период отсрочки или рассрочки).6) на основе Тамож-го кодекса РФ по налогам, подлежащим уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ (ставка %-тов на ∑ задолж-ти опред-ся ТамК РФ).

Отсрочка или рассрочка по уплате налога могут быть предоставлены по 1 или нескольким налогам.

Налоговый кредит (НК) - изменение срока уплаты налога на срок от 3 мес до 1 года при наличии хотя бы одного из оснований: 1) причинения заинтересов-му лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы; 2) задержки этому лицу финансир-я из бюджета или оплаты выполненного этим лицом гос заказа; 3) угрозы банкротства этого лица в случае единовременной выплаты им налога.

НК может быть предоставлен по 1 или нескольким налогам. Он предоставляется заинтересованному лицу по его заявлению и оформляется договором между уполномоченным органом и указанным лицом.

Инвестиционный НК - изменение срока уплаты налога, при котором орг-ции при наличии определенных оснований предоставляется возможность в течение опред-го срока и в опред-х пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой ∑кредита и начисленных %-в.

^ ИНК может быть предоставлен по налогу на прибыль (доход) организации, по региональным и местным налогам на срок от 1 года до 5 лет.

ИНК предоставляется на основании заявления орг-ции и оформляется договором между уполномоч-м органом и этой орг-ией.

Решение о предоставлении орг-ции ИНК принимается уполномоч-м органом в течение 1 мес со дня получения заявления.

^ Налоговое убежище, налоговая гавань

2 вида: 1. Территории, заключившие договора с гос-вами об избежании двойного налогооблож-я (Кипр, Швейцарии); 2. Территория, заключившая договор с 1-2 гос-вами и пользующаяся только ими (ранее Тайвань).

Узкая сфера – банковский сектор, прописка судов.

Оффшорные зоны – гос-ва или территории, предоставляющие широкие НЛ в целях привлечения ресурсов из-за рубежа.

22.Краткая характеристика функций налогов, их взаимосвязь (10 баллов).

Сущность налогов проявляется через их функции:

1.Фискальная – эта функция является исторически первой и основной (от слова «fisc» – корзина), отражает само предназначение налогов и причину их возникновения. Она заключается в том, что с помощью налогов формируется финансовые ресурсы государства, и тем самым, создается материальная основа государства и его функционирования. В настоящее время налоги являются основным доходным источником бюджетов. В странах с развитой рыночной экономикой налоговые доходы составляют от 70 до 90% доходов бюджета.

2.Экономическая (распределительная, регулирующая) – само существование налогов оказывает влияние на общественное воспроизводство. Налоги, изымая часть дохода, из воспроизводственного процесса снижают объем воспроизводства следующего цикла, и, следовательно, снижение экономического роста в целом. Усиление налогового времени ведет к уменьшению таких компонентов совокупного спроса, как потребление, сбережение, инвестиции.

^ 3.Контрольная – заключается в том, что налоги – это зеркало экономических процессов; механизм этой функции проявляется в проверке эффективности хозяйствования, с другой стороны – действенности проводимой экономической политике государства в целом.

Альтернативный ответ: Сущность налога проявляется через его функции.

Мировая обществ наука останавливается на 2-х функциях: 1) Фискальная. Исторически первая, самая главная, раскрывает предназначение налога, его появление. 2) Экономическая. Само существование налога оказывает воздействие на обществ воспроизводство; налог, изымая часть дохода неизбежно снижает как объем производства след цикла, так и темпы эк роста в целом. Усиление нал бремени оказывает отрицательное воздействие, в то время как его снижение, соответственно, положительное. Налоги способна влиять на формирование отраслевых, межотраслевых и региональных пропорций в эк-ке, т.е. снижение налог изъятий может стимулировать развитие отдельных отраслей, территорий, категорий граждан. Может также влиять на развитие малых форм предприятий и занятость населения. Т.е. эк функция отражает сущность налога как перераспределительной категории.

Экономисты отмечают наличие связи между фиск и эк функциями налогов, которая носит своеобразный характер: повышение налогового бремени способствует более полной реализации фискальной функции в краткосрочном периоде, но подрывает эк стимулы развития. В долгосрочном периоде нал поступления снижаются (банкротства, сокращение предпринимательской деятельности, нежелание платить налоги, уклонение), что уменьшает фиск эффект. Активизация стимулирует воздействие налога, следовательно, в долгосрочном периоде за счет увеличения налоговой активности происходит увеличение налоговых платежей.

Функции, выделяемые отечественными экономистами. Часто трактуются как подфункции экономической функции: 1) регулирующая; 2)бюджетная; 3) распределительная; 4) стимулирующая; 5) социальная; 6) стабилизирующая; 7) контрольная (налог – зеркало эк процессов; с помощью анализа динамики и структуры нал поступлений гос-во составляет картину о процессах, происходящих в экономике, об эффективности действия нал системы и ее влияния на нац хозяйство); 8) интегрирующая (выделяет Караваева: налог – одно из средств формирования единого эк пространства гос-ва, связывающий региональные хозяйства с политическими интересами.

23.Экономическое содержание и сущность налогов. Основные отличительные признаки налога. (10 баллов).

Эл-ты Н, их состав и общая хар-ка. Обязательн., законод. и экономич. эл-ты.

Чтобы лучше понять экономич. содержание Н, надо останов-ся на тех составн. частях (эл-тах), кот. хар-т Н как платеж, уменьшающ. доход субъектов, т.е. затрагивающ. их экономич. интересы. Такими эл-тами могут быть: объект, плательщик, единица Нобл, источник, льготы и др.

Законодат. эл-тами явл-ся те эл-ты, кот. гос-во устанавливает в кач-ве обязательн. через НПА, но сущ-т и др. группы эл-тов: экономич. эл-ты Н - в них включ-ся также не вошедш. в законодат. группу эл-ты, кот. помогут опред. сумму Н и с его уплатой; самая маленькая группа эл-тов – обязат. эл-ты Н – суть: без наличия любого из них невозможно определить сумму Н или уплатить ее в бюджет.

Эл-ты Н:

Обязательн. (пор-к очень важен!): 1) налогоплательщ.; 2) объект Нобл; 3) Н база; 4) Н ставка; 5) Н период; 6) порядок исчисления Н; 7) порядок и сроки уплаты Н.

Законодательн.: Н льготы и источн. Н.

Экономич.: единица Нобл, Н оклад.

Налогоплательщ. – плательщ. Н и сборов (субъект Нобл) – представляет собой лицо, обязанное внести платеж в гос. фонд, т.е. лицо, непосредственно вносящ. Н в бюдж. Налогоплательщ. – это организации и ФЛ, кот. обязаны уплат. Н, причем понятие «орг-ция» шире понятия «ЮЛ».

Объект Н по НК РФ (ст. 38): 1) операц. по реализац. товаров, работ, услуг (факт реализац.); 2) имущ-во; 3) доход; 4) прибыль; 5) ст-ть реализован. товаров, выполненных работ, оказанных услуг; 6) любой иной объект, имеющ. стоимостн., колич. или др. хар-ку, с возникнов-м кот-й законодат-во связ-т обязат-во по уплате Н.

Предмет Н – вещь или событие материальн. мира/материальн. основание для возникнов-я обяз-ти. Предмет Н теснейш. образом связан с объектом Н. Сам предмет не рождает обяз-ти по уплате Н, лишь с возникнов-м определен. прав возник-т и условия. Объект Н – условия возникнов-я правоотнош., а предмет Н – признак фактич., а не правового хар-ра.

Ставка Н (норма Нобл) – это установлен. размер платежа с единицы обложения. Н ставка имеет наиболее важное регулирующ. знач-е среди всех обязательн. эл-тов Н.

24.Водный налог: объект налогообложения; ставки и льготы по налогу; порядок исчисления (15 баллов)



<< предыдущая страница   следующая страница >>