prosdo.ru   1 2 3 ... 5 6
Тема 2. Учет налогов и сборов, включаемых в себестоимость капитальных вложений, продукции, работ, услуг


2.1 Учет земельного налога (республиканский бюджет)

2.2 Учет экологического налога (республиканский бюджет)

2.3 Учет отчислений в Фонд социальной защиты населения (республиканский бюджет)

2.4 Учет отчислений по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (республиканский бюджет)

2.5 Учет налога на недвижимость

2.6 Учет отчислений в инновационные фонды
2.1 Учет земельного налога (республиканский бюджет)
Одним из объектов налогообложения является земля – земельный участок, который находится во владении, пользовании или собственности.

Целью взимания платы за землю является обеспечение рационального использования земель, формирование средств для проведения мероприятий по землеустройству, повышению качества земель и их охране, а также социальному развитию территорий.

Земельным налогом облагаются земли:


  • Сельскохозяйственного назначения;

  • Населенных пунктов (городов, поселков городского типа и сельских населенных пунктов), садоводческих товариществ и дачного строительства;

  • Промышленности, транспорта, связи, обороны и иного значения;

  • Лесного фонда;

  • Водного фонда.

Земельный налог уплачивают юридические и физические лица, которым земельные участки предоставлены во владение, пользование или собственность. При предоставлении физическим лицам земельных участков для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, уплату земельного налога производит крестьянское (фермерское) хозяйство как юридическое лицо.

Плата за землю определяется в зависимости от качества и местоположения земельного участка. Она не зависит от результатов хозяйственной деятельности землевладельца или собственника земли.

По сельскохозяйственным землям налог определяется по данным кадастровой оценки земель. Основанием для исчисления земельного налога являются:


  • Государственный акт на земельный участок;

  • Удостоверение на право временного пользования земельным участком;

  • Свидетельство (удостоверение) о государственной регистрации;

  • Договор аренды земельного участка;

  • Сведения землеустроительных и геодезических служб о своевременно не возвращенных участках, самовольно занятых, превышающих нормы отвода, которые ежегодно предоставляются налоговым органам.

При отсутствии указанных документов пользователи земель все равно являются плательщиками налога.

Ежегодно не позднее 10 февраля землеустроительные и геодезические службы представляют инспекциям МНС сведения о наличии и качественном состоянии земель. При выявлении невозвращенных, самовольно занятых и превышающих установленные нормы участков сведения данными службами предоставляются в 10-дневный срок в даты выявления таких фактов.

Плата за землю устанавливается в виде ежегодных фиксированных платежей за гектар земельной площади. Ставки налога индексируются с использованием коэффициента, устанавливаемого Законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год.

Плата за земли сельскохозяйственного назначения (пахотные земли, залежные земли, земли под постоянными культурами, луговые земли) исчисляется по установленным ставкам в рублях за гектар в зависимости от кадастровой оценки (общего балла) земли. Ставка земельного налога каждой 0,1 балла кадастровой оценки выше 21 балла увеличивается на 38,3 рубля для пахотных земель и земель под постоянным культурам и на 26,3 рубля – для улучшенных луговых земель. На земельные участки, занятые зданиями, сооружениями и другими объектами, ставка налога установлена в размере 892 рубля за гектар.

Плательщики – юридические лица исчисляют земельный налог самостоятельно и предоставляют в ИМНС по месту постановки на учет «Налоговую декларацию (расчет) по платежам за землю с юридических лиц», где отражена сумма налога, ежегодно не позднее 20 февраля.


В первом разделе декларации «Расчет земельного налога» отражается всего сумма налога и по суммам по сроку на 22 февраля, 15 апреля, 22 мая, 15 июля, 22 августа, 15 сентября, 15 ноября, 22 ноября. Указывается номер и дата документа, подтверждающего правомочность использования земли, место нахождения участков, площадь, категория земель, период пользования, ставка налога, индекс к ставке налога, начисленный налог.

Юридические лица – плательщики уплачивают земельный налог в течение года ежеквартально равными частями не позднее 22 числа второго месяца каждого квартала в размере ¼ годовой суммы, а за земли сельскохозяйственного назначения не позднее 15 апреля, 15 июля, 15 сентября, 15 ноября.

Плата за землю вносится в республиканский бюджет.

Платежи за землю юридические лица включают в затраты по производству продукции. Эти платежи уменьшают налогооблагаемую базу.

Налоговая декларация (расчет) является основанием для учетных записей на счете 68 субсчет «Налоги и отчисления, включаемые в себестоимость продукции, работ, услуг». На сумму начисленного налога дебетуются счета по учету затрат на производство 20 субсчет 1 «Растениеводство», 26 «Общехозяйственные расходы» в корреспонденции с кредитом субсчета 68-1. Уплата налога отражается Дебет 68-1 Кредит 51.

Земельный налог на земельные участки, входящие в состав населенных пунктов, представленные во временное пользование и своевременно не возвращенные в соответствии с законодательством, самовольно занятые, представляющие установленные нормы отвода, взимается в 10-кратном размере и уплачивается за счет средств, остающихся у плательщика после налогообложения. Суммы этого налога не уменьшают налогооблагаемую прибыль.

На счетах бухгалтерского учета начисление этих сумм налога отражается по дебету счета 92 и кредиту счета 68. Пеня за просрочку платы платежей и штрафные санкции по данному налогу отражаются по дебету счета 99 и кредиту счета 68.

При журнально-ордерной форме учета для учета расчетов по земельному налогу используется журнал-ордер 8-АПК. В данном журнале-ордере отражаются расчеты по видам платежей с указанием дебиторской и кредиторской задолженности на начало и конец отчетного периода, а также кредитовых оборотов по счетам в корреспонденции с дебетом соответствующих счетов.


Записи в журнале-ордере 8-АПК производятся на основании Ведомостей аналитического учета расчетов по налогам и сборам (кроме НДС) 37-АПК, налоговой декларации (расчета), бухгалтерских справок (листков-расшифровок).

В Ведомости формы 37-АПК по субсчету 68-1 «Налоги и отчисления, включаемые в себестоимость продукции» указываются дебетовые и кредитовые остатки по земельному налогу, дебетовые и кредитовые обороты в корреспонденции с соответствующими счетами, а также остатки на конец месяца. Записи в Ведомости осуществляются на основании налоговой декларации (расчета), бухгалтерских справок (листовок-расшифровок).

Записи по кредиту счета 68 по отражению начисления земельного налога сверяют дебетом счетов 20,25,26,29 (с данными производственных отчетов), сч. 92 (ведомость учета операционных и внереализационных доходов и расходов ф. №65-АПК).

Суммы уплаты налога сверяются с данными журнала-ордера 2-АПК (по расчетному счету).

При использовании ППП для обработки учетной информации данные по земельному налогу (начисление) вносятся на основании налоговой декларации (расчета) или бухгалтерских справок.
2.2 Учет экологического налога (республиканский бюджет)
Объектом экологического налога являются:


  • Объемы используемых (изымаемых, добываемых) природных ресурсов;

  • Объемы переработанных нефти и нефтепродуктов организациями, перерабатывающими нефть;

  • Объемы выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую среду;

  • Объемы перемещаемых на территории республики нефти и нефтепродуктов;

  • Объемы отходов производства, размещенных на объектах хранения отходов хранения отходов и (или) объектах захоронения отходов, объемы товаров, помещенных под таможенный режим уничтожения и утративших свои потребительские свойства, а также отходов, образующихся в результате уничтожения товаров, помещенных под этот режим;
  • Объемы производимой и (или) импортируемой пластмассовой, стеклянной тары на основе бумаги и картона и иных товаров, после утраты потребительских свойств которых образуются отходы, оказывающие вредное воздействие на окружающую среду и требующие организации систем их сбора, обезвреживания и (или) использования, а также объемы импортированных товаров, упакованных в пластмассовую, стеклянную тару и тару на основе бумаги и картона. Перечень таких товаров устанавливается Президентом РБ.


Лимиты на добычу (изъятие) природных ресурсов устанавливаются Советом Министров РБ и доводятся до потребителей уполномоченными государственными органами. Лимит утверждается решением исполкома.

Лимиты допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросов сточных вод или загрязняющих веществ в окружающую среду также устанавливаются Советом Министров РБ по представлению специально на то уполномоченных органов. Организациям – плательщикам выдается разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух с указанием срока его действия.

Ставки налога за использование природных ресурсов устанавливаются Президентом РБ.

Налог за переработку нефти взимается по ставке 4030 белорусских рублей за 1 тонну нефти и нефтепродуктов.

Суммы налога за использование природных ресурсов в пределах установленных лимитов, а также за производство и (или) импорт пластмассовой, стеклянной тары, тары на основе бумаги и картона и иных товаров, после утраты потребительских свойств которых образуются отходы, оказывающие вредное воздействие на окружающую среду и требующие организацию систем их сбора, обезвреживания и (или) использования; за импортированные товары, упакованные в пластмассовую, стеклянную тару и тару на основе бумаги и картона включаются в себестоимость продукции, товаров (работ, услуг), учитываемые при налогообложении.

Суммы налогов за использование природных ресурсов индексируются на коэффициент, который устанавливается Законом РБ О республиканском бюджете на очередной финансовый год.

В системе счетов бухгалтерского учета такие суммы налога отражаются по дебету 20,25,26,44 и кредиту субсчета 68-1.

В таком же порядке в бухгалтерском учете отражаются суммы налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросы сточных вод или загрязняющих веществ в окружающую среду в пределах установленных норм (лимитов).

За превышение установленных лимитов (объемов) использования (изъятия, добычи) природных ресурсов либо использование без установленных лимитов налог взимается в 10-кратном размере установленной ставки.


За превышение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросы сточных вод или загрязняющих веществ в окружающую среду сверх установленных лимитов либо без установленных лимитов налог взимается в 15-кратном размере установленной ставки.

За размещение отходов производства сверх установленных лимитов либо без их установления налог взимается в 15-кратном размере установленной ставки.

Суммы налога сверх установленных лимитов уплачиваются за счет средств, остающихся в распоряжении плательщиков налога. Эти суммы налога отражаются по дебету счета 92 и кредиту субсчета 68-1. Налогооблагаемую прибыль данные платежи не уменьшают.

Уплата экологического налога производится ежеквартально исходя из фактического объема использования природных ресурсов или выбросов (сбросов).

Допускается исчисление налога исходя из установленных годовых лимитов и соответствующих ставок налога. Уплата налога производится ежеквартально не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в размере ¼ годовой суммы налога. В этом случае налоговые декларации представляются в ИМНС не позднее 20 февраля календарного года исходя из установленного годового лимита. На основании фактических данных годовая декларация представляется не позднее 20 февраля.

В остальных случаях (при ежеквартальной уплате) налоговые декларации представляются не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Платежи уплачиваются на позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Перечисление налога в бюджет отражается по дебету субсчета 68-1 и кредиту счета 51.

Штрафные санкции и пеня по налоговому платежу отражается по дебету счета 99 и кредиту субсчета 68-1.

При журнально-ордерной форме учета для отражения расчетов с бюджетом по данному налогу используется также журнал-ордер 8-АПК и Ведомость аналитического учета расчетов по налогам и сборам (кроме НДС) форма 37-АПК. Основанием для учетных записей в данную ведомость являются налоговые декларации (расчеты) по налогу за использование природных ресурсов (экологическому налогу) и бухгалтерские справки (листки-расшифровки). Утверждены для представления расчетов по данному налогу следующие формы налоговых деклараций:


  • По налогу за использование (изъятие, добычу) природных ресурсов;

  • По налогу за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов;

  • По налогу за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от мобильных источников выбросов (расчет квартальный);

  • По налогу за выбросы сточных вод или загрязняющих веществ в окружающую среду;

  • По налогу за хранение отходов производства (отчет квартальный);

  • По налогу за захоронение отходов производства (для владельцев объектов захоронения) (отчет квартальный);

  • По налогу за переработку нефти и нефтепродуктов организациями, осуществляющим переработку нефти (отчет квартальный);

  • По налогу за перемещение по территории Республики Беларусь нефти и нефтепродуктов (отчет квартальный);

  • По налогу за производство и (или) импорт пластмассовой тары, иных товаров, после утраты потребительских свойств которых образуются отходы, оказывающие вредное воздействие на окружающую среду и требующие организации систем их сбора, обезвреживания и (или) использования, а также импорт товаров, упакованных в пластмассовую тару (отчет квартальный);

  • По налогу на производство и (или) импорт тары на основе бумаги и картона, стеклянной тары, за также за импорт товаров, упакованных в стеклянную тару и тару на основе бумаги и картона (отчет квартальный);

  • По налогу за производство и (или) импорт товаров, содержащих в своем составе 50 и более процентов летучих органических соединений (ЛОС) (отчет квартальный).

Для осуществления последовательного учета используемых природных ресурсов, выбросов и сбросов веществ Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды РБ утверждены формы учетной документации в области охраны окружающей среды и Инструкция о порядке применения и заполнения форм учетной документации в области охраны окружающей среды (№ 33 от 02.06.2009г.).


Это следующие формы (применяются юридическими лицами):


  • ПОД-1 «Журнал учета стационарных источников выбросов и их характеристик»;

  • ПОД-2 «Журнал учета выполнения мероприятий по охране окружающей среды»;

  • ПОД-3 «Журнал учета времени и режима работы стационарных источников выбросов и газоочистных установок»;

  • ПОД-4 «Журнал учета расхода топлива, сырья, материалов и их качественных характеристик»;

  • ПОД-5 «Журнал учета поступления, расхода, сбора бывших в употреблении для повторного использования, рециклинга и передачи на регенерацию озоноразрушающих веществ»;

  • ПОД-6 «Журнал учета водопотребления и водоотведения водоизмерительными приборами и устройствами»;

  • ПОД-7 «Журнал учета водопотребления (водоотведения) неинструментальными методами;

  • ПОД-8 «Журнал учета качества сбрасываемых сточных вод»;

  • ПОД-9 «Книга учета отходов»;

  • ПОД-10 «Книга общего учета отходов»;

  • ПОД-11 «Журнал учета мобильных источников выбросов».

Ведение журналов обязательно с сентября 2009 года в соответствии с Инструкцией по их применению.

<< предыдущая страница   следующая страница >>