prosdo.ru   1 2 3 4 5

Единство мира как философская проблема. Философы обнаружили, что мир с одной стороны неоднороден в его существовании. Ед-во мира заключается в его материальности. Ед-во мира проявляется в всеобщей взаимосвязи явл-ний и предметов; наличии у всех видов матери таких универсальных атрибутов.

Принцип единства мира утверждает, что мир, как и его отдельные фрагменты , есть взаимосвязанное материальное целое, что познание мира, как и его преобразование, может происходить лишь с учетом всех доступных нам связей и взаимодействий на уровне объективной и субъективной реальности.

5.Философское понятие материи. Современная наука о системной организации материального мира

Первые философы пришли к выводу, что существует материал, из которого состоят все вещи, то, что значительно позднее было названо субстанцией и субстратом. Материя - центральная категория для материалистических систем, трактующих ее как объективную реальность, данную человеку в ощущениях и существующую вне и независимо от человеческого сознания. Материя несотворима и неуничтожима, вечна во времени и бесконечна в пространстве, в своих структурных проявлениях, неразрывно связана с движением, способна к неугасающему саморазвитию, которое на определенных этапах при наличии благоприятных условий приводит к возникновению жизни.

В определении философской категории материи важны три момента:

1. материя-то, что существует вне и независимо от сознания;

2. материя - то, что прямо или косвенно вызывает ощущения;

3. материя - то, отражением чего является сознание.

В конце 19 – начале 20 вв. появляется философский подход к пониманию материи. В философском понятии материи можно выделить 3 аспекта: логический – материя как философская категория; онтологический – материя как объективная реальность; гносеологический –материю можно познать через копирование;

Современная наука о системной организации материи.

1. Субэлементарный уровень организации материи (лептоны и кварки). 2. элементарный уровень (элементар. частицы, которые обладают свойствами вещества и поля) 3. Атомы. 4. Молекулы. 5. Макротела. 6. Планеты. 7. Планетные системы. 8. Галактики. Структурные уровни живой материи. На определенном этапе развития мега галактики в рамках некоторых планетных систем возникают условия формирования из молекул неживой природы материальных носителей жизни. 1.доклеточный уровень (ДНК, РНК, белки). 2. Клетки 3. Многоклеточные организмы. 4. Популяции 5. Биоценоз, 6. Биосферы. Уровни социальной материи: на определенном этапе развития в биосферы возникают особые популяции, которые преобразуют, благодаря орудийной деятельности биологические формы своего существования в социальную жизнь:1. Индивид. 2. Семья 3.социальная группа 4. Классы 5. Нации 6. Государства 7. Общества.


С точки зрения современной науки основные формы Материи это: 1. система неживой природы 2. биологические системы 3. социально организованная система.


6. Движение, пространство и время как формы бытия материи. Классическая и современная научная картина мира.

Весь окружающий нас мир представляет собой движущуюся материю в ее бесконечно разнообразных формах и проявлениях, со всеми ее свойствами, связями и отношениями. Материалистический подход к познанию мира позволяет вскрыть универсальные, т.е. свойственные всем предметам, связям и явлениям, формы и способы бытии. Ими являются движение, время и пространство. Следует понять определенную субординацию между формами движения материи. Во-первых, они генетически взаимосвязаны /высшие включают в себя все ниже стоящие формы движения/, во-вторых, формы движения материи качественно отличны и несводимы друг к другу, т.е.. нельзя на основе законов ниже стоящих форм объяснять вышестоящие

нет материи без движения, нет движения без материи. Любой материальный объект занимает какое-то место, наводится на каком-то расстоянии от других объектов, обладает какой-то конфигурацией и размерами в трех измерениях, эти формы сосуществования материальных объектов называют пространственными формами и отношениями, или пространством. Длительность явлений, следование сменяющих друг друга явлений, имеющие лишь одно измерение, - эти формы существования явлений называют временными формами и отношениями, или временем. Под движением материи нужно понимать не только механическое перемещение тел в пространстве, но и любые взаимодействия, а также изменения состояний объектов, которые вызываются этими взаимодействиями. Движение материи существует в различных фазах: 1) в неорганической природе; 2) в живой природе

3) в обществе. Основные типы движения: 1 тип движения - это движение, когда сохраняется качество предмета. 2 тип движения, связанный с переходом от одного качества к другому, с изменением качественного состояния предмета.


Процесс развития - это всегда переход из одного качества в другое, направленное формирование новых систем, новых типов организации, которые рождаются из предшествующих им систем. Выделим две разновидности процессов развития. Первая разновидность - это процессы качественных превращений, не выходящие за рамки соответствующего вида материи, определенного уровня ее организации. Вторая - процессы перехода от одного уровня к другому. Ф. Энгельс выделил пять форм движения материи: механическая, физическая (атом), химическая (молекула), биологическая (белок) и социальная (общество).

Понятие пространства и времени. Предельно общие свойства, выражающие структурную организацию материального мира, - свойства объектов быть протяженными, занимать место среди других, граничить с другими объектами - выступают как первые, наиболее общие характеристики пространства. Пространство и время - это формы бытия материи. Вне этих форм материя не существует. Но сами пространство и время также не существуют в отрыве от материи. В истории философии существовали различные концепции пространства и времени. Их можно разбить на два больших класса концепции субстанциальные и реляционные. Субстанциальная концепция рассматривает пространство и время как особые сущности, которые существуют сами по себе, независимо от материальных объектов. Реляционная концепция пространства и времени говорит о том, что пространство и время - это особые отношения между объектами и процессами и вне них не существуют.

Особенности классической научной картины мира: независимость пространства и времени; однозначная связь причины и следствия; механицизм; объективность наблюдения

Особенности современной научной картины мира: релятивистский характер картины мира; теоретико-вероятностная трактовка причинности; системное видение мира; отказ от идеала объективности наблюдения

7.Сознание как фил проблема. Современная наука о структуре и динамике чел психики.


Самые первые представления о сознании возникли в древности. В истории философии Существовало 2 основных понимания сознания: Философский идеализм: сознание как некий абсолютный дух, мировой разум; сознание первично; Философский материализм: сознание - функция мозга отражать мир, создавать идеальные модели мира, с помощью которых человек может приспосабливаться к окружающей действительности; материя первична; сознание - производное от материи.

Сознание – не только отражение окружающего мира. Сознание – проявление бытия в нас. Все, что мы знаем о мире, дано нам через сознание. Сознание – источник всех знаний и всех осмыслений мира. Сущностью сознания является его идеальность, кот выражается в том, что составленные сознанием образы не обладают ни свойствами отражаемых в нем предметов, ни свойствами нервных процессов, на основе которых они возникли. Сознание является частью психики. Под психикой чел понимается вся совокупность явлений и состояний его внутреннего мира Можно выделить 3 стороны сознания: предметное (направлено на окружающие вещи, предметы, события); самосознание (на себя); сознание как поток непосредственных переживаний. В структуре сознания наиболее отчетливо выделяются: осознание вещей и переживание - отношение к содержанию того, что отражается. ощущения, понятия, восприятия, мышление образуют ядро сознания. акт внимания, чувства, эмоции - компонент сознания.

Основными подходами к происхождению сознания были следующие: Платон: тело человека - вместилище души. Христианство: мышление-искорка божественного разума. Декарт: сознание – внепространственная субстанция, главное в сознании - внутренний анализ собственного “Я”. Гегель: Сознание - одно из воплощений всемирного разума. Локк - представитель сенсуализма, подчеркивает первостепенное значение чувств в формировании сознания человека и его познавательных возможностей. Мистическая концепция сознания связана с верой в сверхъестественные силы. Иррационалистическая концепция предполагает, что разум и чувства человека ограничены, в то время как его интуиция, инстинкт и другие, логически неопределенные стороны сознания помогают человеку понять поток жизни. Философия Канта дает целостное представление агностицизма.


Современное естествознание считает, что все акты сознания возникают в результате совместных действий множества клеток головного мозга, который является органом сознания.

Психика человека состоит из: Сознания – высшей формы психологического отражения, свойственная общественно развитому человеку, идеальная сторона целеполагающей трудовой деятельности. Самосознание – осознание, оценка человеком своего знания, нравственного облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя как деятеля, как чувствующего и мыслящего существа. Подсознательное - совокупность психических процессов и состояний, лежащих вне сферы сознания и недоступных для непосредственного субъективного опыта. Бессознательное: особая сфера психической деятельности, характеризующаяся отсутствием сознательного регулирования и контроля

8.Гносеология как философское учение о человеческом познании.

Теория познания иначе называется гносеологией. Задача гносеологии – выяснение природы человеческого познания, его основных закономерностей, определение целей и возможностей человеческого познания. Основные теоретико-познавательные установки: 1) мир познаваем и человек располагает средствами, позволяющими получить о нем верное представление 2) отрицание возможности достижения истинного знания 3) отрицание возможности познания сущности вещей.

Уровни и формы познания: 1)чувственное познание. 2)рациональное познание. 3)интуиция

Субъект и объект познания. В докантовсой философии под субъектом познания понимали единично-оформленное бытие, человеческого индивида. Под объектом же, то на что направлена познавательная деятельность и что существует в его сознании в виде идеальных мыслительных конструкций. Кант перевернул отношения объекта и субъекта. Кантовский субъект – это духовное образование, то, что лежит в основе предметного мира. Объект же – продукт деятельности этого субъекта. Субъект первичен по отношению к объекту. Познание есть результат сложного и никогда не заканчивающегося процесса, в который включены субъект и объект. Познание как отражение действительности. Отражение: Объективный мир воздействует на сознание человека специфическим способом. Результатом этого воздействия являются образы сознания. Эти образы являются снимками, копиями реальных вещей. Они объективны по своему содержанию, содержательно воспроизводят особенности отражаемого объекта.


Научное познание - это процесс получения объективного, истинного знания. Научные знания характеризуются объективностью, универсальностью, претендуют на общезначимость. Когда разграничивают научное, основанное на рациональности, и вненаучное знание, то важно понять: вненаучное знание не является чьей-то выдумкой. Бывает, что вненаучное знание старше научного. Выделяют следующие формы вненаучного знания: 1. ненаучное, понимаемое как знание, которое не формализуется и не описывается законами; 2. донаучное, выступающее предпосылочной базой научного; 3. паранаучное - несовместимое с имеющимся гносеологическим стандартом. 4 лженаучное - это ошибочное знание 5 квазинаучное знание ищет себе сторонников и приверженцев, опираясь на методы насилия и принуждения. 6. антинаучное - сознательно искажающее представление о действительности

7 псевдонаучное знание представляет собой интеллектуальную активность, спекулирующую на совокупности популярных теорий.


9. Проблема познаваемости мира. Основные концепции истины.

В античности центральной была проблема отношения мнения и знания, истины и заблуждения. Знания понимались в единстве с его предметом. Для европейской философии 17-18вв. гл. стала проблема связи «Я» и внешнего мира, внешнего и внутреннего опыта. Ставилась задача отыскания абсолютно достоверного знания. Это привело к появлению рационализма и эмпиризма. Рационализм применял методы науки. Эмпиризм признавал чувственный опыт единственным источником знаний. В немецкой классической философии проблемы теории познания связывались с исследованием исторического развития форм практической и познавательной деятельности. Кант строит такую теорию, которая была бы независимой от всяких допущений о реальности. Он определял зависимость реальности от самого познания. В западной философии 20в. существовало две особенности: 1) идеалистический эмпиризм сочетается с онтологизмом. 2) появление направлений, которые отрицают осмысленность теории познания. Теория познания марксистско-ленинской философии рассматривала познаваемый материальный мир, объективную реальность, как существующий вне и независимо от сознания. Диалектический материализм исходит из того, что мир познаваем и отвергает утверждение о его непознаваемости. Агностицизм - философское учение о принципиальной непознаваемости бытия, отрицающее саму возможность выявления его закономерностей и постижения объективной истины.


Проблема соответствия знаний объективной реальности известна в философии как проблема истины. В структуре знания можно выделить два слоя. Один из них зависит от специфики биологической и социальной организации человека, способа переработки информации, своеобразия данной культуры, исторической эпохи и языка. Другой зависит от объективной реальности, от специфики явлений и процессов, отражаемых познанием. Эти два слоя находятся в определенном отношении друг к другу.

Истина — отражение объекта познающим субъектом, воспроизведение его таким, каким он предположительно существует сам по себе, как бы вне и независимо от познающего субъекта и его сознания.

Классические:

Корреспондентская концепция: истина — это соответствие мысли и действительности, представление, предельно адекватное или совпадающее с реальностью; Авторитарная концепция: истина — это убеждение и/или доверие авторитету; Теория истины как очевидности: истина — это «ясное и отчетливое представление; Теория истины как опытной подтверждаемости; Семантическая теория истины: поскольку высказывание о высказывании порождает парадоксы, вводится запрет на определение понятия истины в теории, использующей данное понятие; "Натуралистическая" теория истины: истина - это идея, соответствующая законам Природы

Неклассические концепции:

Конвенциональная теория: истина — это результат соглашения; Когерентная теория: истина — это характеристика непротиворечивого сообщения, свойство согласованности знаний; Прагматическая теория: истина — это полезность знания, его эффективность, то есть истинным является сообщение, позволяющее достичь успеха; Дефляционная теория: слова «истина», «истинный», «истинно» излишни, поскольку избыточны для процесса познания: если делать утверждение об истинности некоторого предложения, то приходится высказывать само это предложение, отрицание же предложения означает его простое отрицание; Перформативная теория: слова «истина», «истинный», «истинно» являются перформативами(речевые акты, равноценные поступку) в рамках теории речевых актов


<< предыдущая страница   следующая страница >>