prosdo.ru
добавить свой файл
1 2 3



Тема: «Деятельность и ее особенности»


Часть С. Напишите развернутый ответ на вопрос.

С5. Назовите любые три группы потребностей человека.

  • биологические (физиологические),

  • социальные,

  • идеальные,

  • экзистенциальные,

  • престижные.

Максимальный балл – 2.

С5. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «потребности человека»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о потребностях человека.

  • под потребностями человека понимается состояние объективной нужды организма в чем-то, что составляет необходимое условие его нормального функционирования,

  • потребности не должны противоречить нравственным нормам общества,

  • разумными являются те потребности, которые помогают развитию в человеке подлинных человеческих качеств

Максимальный балл – 2.

С5. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «деятельность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о человеческой деятельности.

  • под деятельностью понимается специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования,

  • деятельность человека, в отличие от активности животных носит продуктивный, творческий, созидательный характер,

  • человеческую деятельность необходимо формировать и развивать в обучении и воспитании

Максимальный балл – 2.

С6. Раскройте на примере изучения любого школьного предмета три основные характеристики учения как вида деятельности.
  • наличие субъектов деятельности (учитель и ученики),


  • наличие объекта деятельности (изучаемого предмета – физики),

  • нацеленность на приобретение новых знаний и умений,

  • использование комплекса методов учения (решение задач, лабораторные работы) и преподавания (проблемный подход, лекции),

  • использование средств обучения (учебник, рабочая тетрадь).

Максимальный балл – 3.

С7. Сравните три ситуации:

1) ураганный ветер валит в лесу деревья,

2) животное подрывает корни дерева, чтобы добраться до плодов,

3) лесорубам дано задание с помощью современной техники расчистить делянку.

К какой из этих ситуаций можно применить понятие «деятельность»? Приведите два аргумента в обоснование своего вывода.

Понятие «деятельность» применимо только к третьей ситуации. Аргументы:

  • именно в этой ситуации имеет место целеполагание (наличие идеального образа ожидаемого результата),

  • лесорубы целенаправленно применяют искусственно созданные объекты – орудия труда.

Максимальный балл – 3.

С7. Широкую известность приобрели исследования Дж. Лавик-Гудолл жизни шимпанзе в естественных условиях. По ее наблюдениям, шимпанзе используют соломинки или палочки для извлечения термитов; этими орудиями они протыкают отверстия в термитниках, заделанные мхом. Разжевывая массу прошлогодних листьев, обезьяны делают своего рода «губки», с помощью которых достают воду из углублений в деревьях.

Используя свои знания и учитывая наблюдения Лавик-Гудолл, сформулируйте существенные отличия трудовой деятельности человека от орудийных действий животных. Укажите три отличия.

  • изготовление человеком орудий труда с помощью другого орудия,

  • общение людей в процессе труда с помощью языка и речи,
  • осознанность и целесообразность трудовой деятельности человека,


  • накопление и передача опыта в виде традиций или предметов материальной культуры следующим поколениям.

Максимальный балл – 3.

С7. Умение эффективно действовать в нестандартной ситуации, находить оптимальное решение задачи не заложено у человека, как у животного, в генетической программе, в инстинктах, а обретается в онтогенезе, в процессе деятельности.

Назовите любые два вида деятельности, которые способствуют развитию этого умения. Поясните, как им пользоваться в нестандартных ситуациях.

В ответе могут быть названы следующие виды деятельности и приведены пояснения:

  • игра (способствует развитию фантазии, творческого воображения, что влияет на умение принимать нестандартные решения),

  • учебно-познавательная деятельность (предполагает поиски способов и вариантов решения учебных задач, переноса полученных знаний со знакомых ситуаций на незнакомые).

Максимальный балл – 3.

С7. Рассматривая игру как вид деятельности, исследователи характеризуют ее как стихийную, вечно обновляющуюся, изменяющуюся, модернизирующуюся.

С опорой на курс обществознания и социальный опыт приведите три подтверждения изменчивости игры как вида деятельности.

В ответе могут быть даны следующие подтверждения:

  • с развитием общества меняются и игры (например, родители сегодняшних школьников не играли в детстве в компьютерные игры),

  • игры можно придумать, то есть игра как проявление творчества,

  • можно менять правила игры, в результате чего игра фактически меняется,

  • в игре может проявляться выдумка и фантазия в выборе средств, целей игры.

Максимальный балл – 3.

. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «диалог культур»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о диалоге культур.


Ответ:


        • Диалог культур – взаимодействие культур, обмен культурными ценностями.

        • диалог культур – это процесс, последствия которого неоднозначны,

        • диалог культур может способствовать как взаимному обогащению культур, так и уничтожению некоторых из них.

Максимальный балл – 2.

С5. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «искусство»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию об искусстве.

Ответ:

        • Искусство – специфическая форма общественного сознания и человеческой деятельности, представляющая собой отражение действительности в художественных образах.

        • важнейшая особенность искусства состоит в том, что оно в отличие от науки отражает действительность не в понятиях, а в художественных образах,

        • предметом искусства являются эстетические отношения человека к действительности, его задача – художественное освоение мира.

Максимальный балл – 2.

С5. Назовите любые три функции современной науки.

Ответ:

        • культурно-мировоззренческая,

        • функция науки как непосредственной производительной силы общества,

        • функция катализатора процесса непрерывного совершенствования производства,

        • социальная функция.

Максимальный балл – 2.

С6. Назовите два проявления социальной функции науки и приведите два примера ее осуществления.

Ответ:

        • проявления социальной функции науки: социального развития и управления, социального прогнозирования,

        • примеры:
        • демографы, анализируя динамику численности и состава населения страны, вносят коррективы в социальные программы правительства,


        • экономисты анализируют текущие экономические показатели страны, динамику развития внутреннего и мирового рынков, полученные данные ложатся в основу разработки бюджета страны на следующий год правительством,

        • ученые-экологи пытаются определить масштабы глобальных изменений природных процессов и будущие контуры человеческого общества.

Максимальный балл – 3.

С6. С помощью 3 примеров проиллюстрируйте взаимовлияние народной, элитарной и массовой культур.

Ответ:

        • сопровождение ледового шоу фрагментами из классических музыкальных произведений,

        • использование в качестве рекламных слоганов название произведений литературной классики или цитат из нее,

        • использование мотивов народного творчества в таком жанре массовой лирической песни, как романс.

Максимальный балл – 3.

С6. Существует расхожее представление о том, что творчество – удел только ученого, писателя, композитора или художника. Опровергните это представление с помощью трех примеров, доказывающих, что творческие возможности не имеют профессиональных и других ограничений.

Ответ:

  • творческий характер имеют действия ребенка, придумывающего со своими товарищами новую игру (отсутствие возрастных ограничений),

  • творчество проявляет хозяйка, изобретающая новый соус для мяса (отсутствие ограничений, связанных с уровнем образования),

  • творчество проявляет ученик, студент, молодой рабочий или мастер, предлагающие свои способы решения поставленной перед ними задачи (отсутствие профессиональных ограничений и ограничений, связанных с уровнем квалификации).

Максимальный балл – 3.

С6. Приведите три проявления роли средств массовой коммуникации в современном обществе и раскройте каждое из них на примере.


Ответ:


        • представление массовой аудитории актуальной информации о различных сторонах современного общества (газеты, телевидение освещают важнейшие события внутренне и внешней политики, экономических, социальных, культурных процессов и явлений),

        • участие в формировании общественного сознания личности и социальных групп, общественного мнения и социальных стереотипов (средства массовой коммуникации способствуют формированию отрицательного общественного мнения в отношении международного терроризма),

        • возможность использования средств массовой коммуникации в манипулировании и управлении общественным сознанием (газеты и телевидение нередко используются как каналы манипуляции мнением граждан в период проведения избирательного процесса),

        • участие средств массовой информации в социализации индивида (через средства массовой коммуникации индивид принимает социальные нормы, существующие в обществе),

        • ознакомление общества и индивида с достижениями культуры и искусства, особенностями культур (средства массовой коммуникации постоянно сообщают о кинематографических и книжных новинках, театральных премьерах и так далее).

Максимальный балл – 3.

С7. По словам одного известного издателя, «газета без сенсаций годится только на то, чтобы в нее заворачивать рыбу». К какой аудитории обращена эта газета? Исходя из этого, назовите категорию средств массовой информации, к которой она относится. Назовите любые две особенности средств массовой информации данной категории, не указанные в задании.

Ответ:

        • газета обращена к массовой аудитории, широкому кругу читателей,

        • категория СМИ – «желтая пресса», «бульварная пресса»,
        • признаки: акцент на развлекательность; отказ от серьезной аналитики; преобладание информации, относящейся к частной жизни знаменитостей, криминальной хронике, спорту; приоритет интересов коллектива перед интересами личности.


Максимальный балл – 3.

С7. Доходы печатных средств массовой информации складываются из поступлений от размещения рекламы и реализации тиража. Сегодня первые более чем вдвое превосходят вторые. На телевидении преобладают однотипные развлекательные сериалы, подтвердившие свою коммерческую эффективность. Какой вывод о связи современных СМИ и массовой культуры вы можете сделать на основе приведенных данных? Поясните этот вывод, приведя не менее двух положений. Приведите еще один пример, подтверждающий сделанный вами вывод.

Ответ:

        • СМИ активно распространяют рекламу, а она типичный продукт массовой культуры,

        • художественная продукция, преобладающая на телевидении, также отвечает всем признакам массовой культуры: упрощенность, коммерческая эффективность. Дополнительным примером, иллюстрирующим главный вывод, может служить активное проникновение в СМИ еще одного вида массовой культуры – шоу-бизнес (трансляция эстрадных выступлений, освещение различных сторон жизни звезд).

Максимальный балл – 3.

С7. Нередко можно услышать мнение о необходимости ограничить свободу средств массовой информации, введя цензуру. Сформулируйте собственное мнение по данному вопросу. Приведите два аргумента.

Ответ:

Мнения:

  • да, необходимо ограничить свободу СМИ, введя цензуру, так как существующая полная безответственность СМИ может привести к размыванию нравственных устоев общества,

  • нет, современная демократия немыслима без свободы СМИ.

Аргументы для первого мнения:

  • многие СМИ в погоне за тиражом регулярно публикуют всяческие небылицы-сенсации, фактически обманывая людей,
  • практически все СМИ уже имеют свою «цензуру» - ограничения, которые устанавливает владелец СМИ, поэтому лучше заменить их на ограничения, установленные государством.


Аргументы для второго мнения:

  • подлинная демократия невозможна без обладания объективной и достоверной информацией, соответствующей реально происходящим политическим, социальным, экономическим процессам,

  • ограничение свободы СМИ путем введения цензуры дает государству возможность манипулировать общественным сознанием, навязывать единую официальную идеологию, что может привести к тоталитаризму.

Максимальный балл – 3.

С7. Критик так отозвался об этом произведении: «Фантастические спецэффекты, захватывающий сюжет, звездный состав исполнителей, легко запоминающиеся песни». Предположите, к какой форме культуры можно отнести это произведение. Приведите три обоснования этого предположения с позиций знания основных форм культуры.

Ответ:

        • форма культуры – массовая культура,

        • обоснования:

        • произведение имеет развлекательную направленность (захватывающий сюжет),

        • произведение рассчитано на массового зрителя (привлечение звезд, легко запоминающиеся песни),

        • произведение имеет коммерческую направленность.

Максимальный балл – 3.

С7. Звезда телесериалов снялась в некоммерческом черно-белом фильме, сложном по содержанию. Произведение получило высокую оценку критиков и знатоков, но в прокате не смогло собрать сколько-нибудь значительных средств. К какой форме культуры относится описываемое произведение? Укажите три признака, по которым вы это определили.

Ответ:

        • форма культуры – элитарная культура,

        • признаки:

        • некоммерческий характер,

        • высокая содержательная и эстетическая сложность,

        • доступность ограниченному кругу специалистов и знатоков.

Максимальный балл – 3.

С7. Существует мнение, что нравственность является основой свободы человека. Сформулируйте собственное мнение по данному вопросу. Приведите два аргумента.

Ответ:

Мнения:


  • да, свободным можно назвать только человека, обладающего сильным нравственным стержнем, так как он не позволяет порокам руководить собой,

  • нет, свобода – понятие абсолютно самостоятельное от категорий добра и зла.

Аргументы для первого мнения:

  • свобода – это осознанная необходимость, ограниченная нравственными нормами, а не безответственное потакание своим страстям,

  • свобода невозможна без ответственности перед обществом, а ответственность имеет в своей основе нравственные начала.

Аргументы для второго мнения:

  • свобода всегда предполагает наличие выбора, а человек не всегда делает выбор, исходя из интересов общества,

  • нравственные нормы отличаются у разных народов и стран, поэтому нельзя мерить свободу нравственными норами одной из человеческих общностей.

Максимальный балл – 3.

С5. Назовите любые три характеристики общества как динамической системы.

  • целостность,

  • состоит из взаимосвязанных элементов,

  • элементы изменяются с течением времени (постоянные изменения в жизни общества),

  • меняет характер взаимосвязи между системами,

  • меняется система в целом.

С5. Укажите четыре отличия человека от животного.

  • сложно организованный мозг,

  • членораздельная речь,

  • прямохождение,
  • совершенство руки как производящего орудия,


  • способность производить орудия труда и использовать их,

  • способность к творческой деятельности,

  • целеполагание,

  • самосознание.

С5. Назовите любые три уровня развития способностей человека.

  • задатки,

  • способности,

  • одаренность,

  • талант,

  • гениальность.

С5. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «личность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о личности.

  • под личностью подразумевается индивид как активный субъект социальных отношений и целенаправленной деятельностной активности

  • каждый человек ценен для общества, прежде всего, своими социально-значимыми качества, которые характеризуют личность,

  • чтобы стать личностью, надо обладать определенными чертами – разумом, самосознанием, способностью нести ответственность за свои поступки действия

С5. Перечислите любые три фактора, определяющие развитие личности.

  • врожденные анатомо-физиологические особенности,

  • особенности социального окружения,

  • социальные нормы, принятые в обществе,

  • принципы воспитания,

  • ценности группы, в которые входит ребенок и с которой себя отождествляет.




С6. К характеристикам личности ученые относят отношения человека с окружающими людьми. Раскройте различные проявления этих отношений с помощью трех примеров из жизни вашего ровесника. В каждом случае сначала укажите вид отношений, а затем приведите пример.
  • неформальные отношения в семье (забота о младшем брате, помощь родителям, проявление уважения и внимания к бабушке),


  • формальные отношения в школе (отношения с учителями, классным руководителем),

  • неформальные отношения со сверстниками (отношения с приятелями во дворе, совместные занятия любимым делом).

С6. Понятие «личность» подразумевает прежде всего те качества, которые сформировались у человека в процессе жизни, под влиянием общения с окружающими людьми. Конкретизируйте это «книжное» утверждение с помощью трех примеров влияния социального окружения на человека (в каждом случае назовите качество и укажите, под влиянием чего оно сформировалось).

  • овладение речью под влиянием общения в семье,

  • складывание системы ценностей под влиянием межличностных отношений и совместной деятельности,

  • усвоение традиций социальной группы под влиянием участия в национальных праздниках.



С7. Отечественный ученый-психолог Б.Г. Ананьев и его последователи утверждали, что личностью является каждый человек, не подвергшийся искусственной изоляции в первые месяцы жизни (как ребенок-Маугли). Разделяете ли вы данную точку зрения? Приведите три аргумента в обоснование своего мнения.

В случае согласия с приведенным мнением могут быть приведены следующие аргументы:

  • понятие «личность» подразумевает те качества, которые формируются у каждого человека в процессе его вхождения в структуру социальных отношений (поэтому личностью не могут быть дети-Маугли),

  • на формирование личностных качеств влияет общение с окружающими, в которое в той или иной степени вступают все люди,

  • под влиянием социальной среды и конкретных социальных ситуаций каждый человек осваивает ту или иную социальную роль, которая, в частности, характеризует его как личность.

В случае несогласия с приведенным мнением могут быть приведены следующие аргументы:


  • чтобы «являться» личностью, недостаточно просто находиться среди людей, надо еще и занимать активную жизненную позицию,

  • проявлять себя ка личность – значит, выразить себя в каком-то социально значимом деле (например, как выражают себя люди-инвалиды, включаясь в индивидуальную трудовую деятельность),

  • деградирующие индивиды (в том числе алкоголики, наркоманы), ведущие образ жизни, который трудно назвать человеческим, разрушают свое сознание и свою личность.

С7. Человеческий ребенок в момент рождения, по меткому выражению А. Пьерона, не человек, а «кандидат в человека». Объясните, что имел в виду А. Пьерон, называя ребенка «кандидатом в человека» (сформулируйте три суждения).

  • определение человека как существа культурного (общественного, социального), а не только биологического,

  • объяснение различий в понятиях «индивид», «индивидуальность», «личность»,

  • указание на роль социализации (воспитания, обучения, общения с другими людьми) в развитии личности,

  • суждение о том, что речь (сознание, мышление) человека может развиваться только в общении с другими людьми (только в обществе).




следующая страница >>