prosdo.ru
добавить свой файл
1



Тема: «Познание»


Часть А. Выберите один вариант ответа.

  1. Восприятие - это

1) форма рационального познания,

2) присущее только человеку психическое свойство,

3) способ объяснения мира,

4) форма чувственного познания.

  1. В каких формах проявляется рациональное познание?

1) ощущение, восприятие, представление,

2) понятие, представление, умозаключение,

3) понятие, суждение, умозаключение,

4) представление, суждение, ощущение.

  1. Рациональное познание в отличие от чувственного

1) присуще только образованным людям,

2) формирует понятие о предмете,

3) является критерием истины,

4) приводит к полезным результатам.

  1. Рациональное познание в отличие от чувственного

1) обновляет знания об окружающем мире,

2) формирует наглядный образ предмета,

3) осуществляется в форме ощущений, восприятия и представления,

4) использует логические умозаключения.

  1. Рациональное познание в отличие от чувственного

1) отражает форму предмета,

2) создает зрительный образ предмета,

3) сравнивает существенные признаки предметов,

4) определяет пространственное расположение предметов.

  1. Отражение предметов и их свойств, непосредственно воздействующих на органы чувств в виде целостного образа, называется

1) понятием,

2) ощущением,

3) восприятием,

4) представлением.

  1. Мысль, отражающая предметы или явления в их общих и существенных признаках, называется

1) понятием,

2) представлением,

3) восприятием,

4) выводом.

  1. Чувственное познание, в отличие от рационального


1) создает наглядный образ предмета,

2) использует логические выводы,

3) обогащает наши знания о мире,

4) дает субъективное знание о предмете.

  1. И чувственное, и рациональное познание

1) направлены на получение истины,

2) опираются на представления о предмете,

3) начинаются с субъективных ощущений,

4) отражают существенные свойства предметов.

  1. Что из названного является этапом чувственного познания

1) восприятие,

2) суждение,

3) наблюдение,

4) гипотеза.

  1. Эмпирические научные знания добываются в процессе

1) математического анализа,

2) построения теорий,

3) наблюдений,

4) систематизации знаний.

  1. В научном познании истина достигается с помощью

1) выдвижения гипотез,

2) прозрения и откровения,

3) астрологического исчисления,

4) создания художественного образа.

  1. Что характеризует понятие как форму рационального познания?

1) отражение общих и существенных признаков познаваемых предметов и явлений,

2) утверждение или отрицание чего-либо о познаваемых предметах и явлениях,

3) отражение отдельных свойств и качеств предметов окружающего мира, непосредственно воздействующих на органы чувств,

4) процесс получения новых суждений на основе уже имеющихся согласно законам логического мышления.

  1. Высказывание, соединяющее вместе несколько суждений: «Боги бессмертны. Зевс – верховное божество. Следовательно, Зевс – бессмертен», является примером

1) представления,

2) восприятия,

3) понятия,

4) умозаключения.
  1. Решающую роль в познании отводили мышлению


1) эмпирики,

2) рационалисты,

3) агностики,

4) идеалисты.

  1. Агностики отрицают

1) рациональное познание,

2) возможность обрести истину,

3) чувственное познание,

4) материальный мир.

  1. И чувственное, и рациональное познание

1) формирует наглядный образ предмета,

2) направлено на получение знания о предмете,

3) использует теоретическое обобщение,

4) начинается с ощущения.

  1. И чувственное, и рациональное познание

1) формирует знания и представления о предмете,

2) использует логические умозаключения,

3) начинается с ощущения,

4) дает наглядный образ предмета.

  1. И чувственное, и рациональное познание нацелено на

1) теоретическое осмысление действительности,

2) приобретение истинных знаний об окружающем мире,

3) опровержение существующих научных теорий,

4) восприятие окружающего мира.

  1. Что из перечисленного характеризует эмпирический уровень научного познания?

1) наблюдение отдельных фактов и явлений,

2) объяснение изучаемых фактов и явлений,

3) фиксация обобщений в форме законов,

4) выдвижение и обоснование гипотез.

  1. Какой метод получения знаний используется на теоретическом уровне научного познания

1) описание научных фактов,

2) проведение наблюдений,

3) описание экспериментальных данных,

4) выдвижение гипотезы.

  1. Какой из перечисленных примеров относится к научным знаниям?

1) мифы о героях,

2) мудрость «Тише едешь – дальше будешь»,

3) наблюдение: при удалении размеры предмета уменьшаются,

4) теория относительности.


  1. Что из перечисленного относится к научным знаниям

1) библейская легенда о сотворении мира,

2) китайские мифы о сотворении людей из глины,

3) вывод об уровне образования Древней Руси, полученные на основании исследования берестяных грамот,

4) сообщение Геродота о племенах людей с собачьими головами, обитавших в степях Северного Причерноморья.

  1. Какое из перечисленных утверждений является научным?

1) время течет повсюду одинаково и ни от чего не зависит,

2) судьба человека зависит от расположения звезд в момент его рождения,

3) электрический ток течет по проводам так же, как и вода по трубам,

4) существует наследственная предрасположенность к отдельным заболеваниям.

  1. Какое из перечисленных утверждений является научным

1) планета Марс наделяет людей большими организаторскими способностями,

2) жизнь человека определяет то, какой знак зодиака оказался восходящим в момент его рождения,

3) планета Венера наделяет людей любовью к искусству и творчеству,

4) со временем некоторые звезды становятся красными гигантами.

  1. Утверждение: «На погруженное в воду тело действует выталкивающая сила» иллюстрирует

1) научно обоснованный вывод,

2) народную примету,

3) логический вывод,

4) житейский опыт.

  1. Утверждение: «Находки берестяных грамот при раскопках древнерусских городов являются убедительным доказательством высокого уровня грамотности жителей Руси в домонгольский период» является примером

1) научного знания,

2) мифологического знания,

3) обыденного знания,

4) народной мудрости.
  1. Высказывание: «Все тела, расположенные на Земле, подчиняются закону всемирного тяготения» является примером


1) мифологического знания,

2) народной мудрости,

3) паранаучного знания,

4) научного знания.

  1. Только в процессе научного познания происходит

1) объяснение объективно действующих законов,

2) применение знаний на практике,

3) отрицание предыдущих достижений познавательного процесса,

4) формирование целостного образа мира.

  1. Суждение: «Наша Вселенная образовалась в результате Большого взрыва» - это

1) интуитивная догадка,

2) экспериментально подтвержденный факт,

3) художественный образ,

4) научная гипотеза.

  1. Научное знание, в отличие от других видов знания

1) никогда не может быть опровергнуто,

2) точно прогнозирует будущее,

3) требует доказательств и обоснования,

4) всегда добывается коллективным трудом ученых.

  1. В отличие от других видов познания, в процессе научного познания обязательно происходит

1) отражение внешних признаков познаваемого объекта,

2) теоретическое обобщение результатов наблюдений,

3) формулирование возможных ответов на возникающие вопросы,

4) построение предложений, основанных на опыте.

  1. Высказывание: «Терпение и труд – все перетрут» является примером

1) мифологического знания,

2) народной мудрости,

3) паранаучного знания,

4) научного знания.

  1. Какой из перечисленных законов относится к житейским знаниям

1) закон падающего бутерброда,

2) закон стоимости,

3) закон фотоэффекта,

4) закон спроса.

  1. «Прометей принес людям свет знаний». Данное утверждение является примером

1) научного знания,

2) мифологического знания,


3) обыденного знания,

4) народной мудрости.


  1. Что из перечисленного служит основанием для формирования житейских знаний

1) здравый смысл,

2) представление о прекрасном и безобразном,

3) научно обобщенные факты,

4) лабораторный эксперимент.

  1. «Судьба человека зависит от расположения на небе звезд в момент его рождения». Данное утверждение является примером знания

1) житейского,

2) интуитивного,

3) научного,

4) паранаучного.

  1. Мышление образами – обязательная составляющая познания:

1) художественного,

2) научного,

3) мифологического,

4) житейского.

  1. Верны ли следующие суждения о научном познании?

А. Теоретические научные знания фиксируются в виде законов.

Б. Теоретические научные знания помогают объяснять и предсказывать явления.

1) верно только А,

2) верно только Б,

3) верны оба суждения,

4) оба суждения неверны.

  1. Верны ли следующие суждения об особенностях отдельных видов познания?

А. Не только научное познание, но и житейская мудрость может проявиться в проницательных выводах и предположениях.

Б. Здравый смысл не способен сформулировать проблему, обнаружить загадку, это свойственно исключительно научному познанию.

1) верно только А,

2) верно только Б,

3) верны оба суждения,

4) оба суждения неверны.

  1. Верны ли следующие суждения об особенностях отдельных видов познания?

А. Выводы, сделанные на основе повседневного опыта, бывают недостаточно доказательными.

Б. Научное познание предполагает проверку и перепроверку истинности получаемых выводов.

1) верно только А,

2) верно только Б,

3) верны оба суждения,

4) оба суждения неверны.


  1. Верны ли следующие суждения о познании?

А. Познание имеет своей целью получение достоверного знания.

Б. Этапами познавательной деятельности являются познание, осуществляемое при помощи органов чувств, и теоретическое познание.

1) верно только А,

2) верно только Б,

3) верны оба суждения,

4) оба суждения неверны.

  1. Верны ли следующие суждения о научном познании?

А. Фиксируются в виде законов.

Б. Помогают объяснять и предсказывать явления.

1) верно только А,

2) верно только Б,

3) верны оба суждения,

4) оба суждения неверны.

  1. Верны ли следующие суждения о познании?

А. Рациональное познание отражает существенные свойства предметов и явлений.

Б. В ряде случаев человек приобретает новое знание интуитивно.

1) верно только А,

2) верно только Б,

3) верны оба суждения,

4) оба суждения неверны.

  1. Верны ли следующие суждения о самопознании?

А. Сосредоточение на недостатках других помогает повысить самооценку.

Б. Чем больше реальные качества личности приближаются к «Я-идеалу», тем ниже самооценка личности.

1) верно только А,

2) верно только Б,

3) верны оба суждения,

4) оба суждения неверны.

  1. Верны ли следующие суждения о социальном познании?

А. Особенностью социального познания является влияние позиции исследователя на оценку фактов.

Б. Не все методы, используемые в естествознании, могут использоваться в изучении общества.

1) верно только А,

2) верно только Б,

3) верны оба суждения,

4) оба суждения неверны.


  1. Верны ли следующие суждения о социальном познании?

А. Особенностью социального познания является субъективность добываемых знаний.

Б. Социальное познание отличается от естествознания предметом изучения.

1) верно только А,

2) верно только Б,

3) верны оба суждения,

4) оба суждения неверны.

  1. Верны ли следующие суждения о социальном познании?

А. Особенностью социального познания является преобладание фактического материала над теоретическими обобщениями.

Б. Социальное познание не использует метод моделирования.

1) верно только А,

2) верно только Б,

3) верны оба суждения,

4) оба суждения неверны.

  1. Верны ли следующие суждения о социальном познании?

А. Особенностью социального познания является совпадение объекта и субъекта познавательной деятельности.

Б. Социальное познание отличается от естествознания преимущественно индивидуальным характером познавательной деятельности.

1) верно только А,

2) верно только Б,

3) верны оба суждения,

4) оба суждения неверны.

  1. Познание в отличие от общения

1) является проявлением человеческой активности,

2) допускает использование речи (словесных форм),

3) способствует развитию личности,

4) может быть индивидуальным.

  1. Несомненно, раз и навсегда установленное знание - это

1) научное понятие,

2) относительная истина,

3) народная мудрость,

4) абсолютная истина.

  1. И абсолютная, и относительная истина

1) всегда находят свое подтверждение в практике,

2) имеют объективный характер,

3) дают полное, исчерпывающее знание о предмете,

4) могут быть опровергнуты со временем.


  1. И абсолютная, и относительная истина

1) содержит объективное знание о предмете,

2) добывается только научным путем,

3) никогда не может быть опровергнута,

4) является исчерпывающим знанием о предмете.

  1. Полное, исчерпывающее, точное знание об объекте исследования называется

1) критерием истины,

2) объективной истиной,

3) относительной истиной,

4) абсолютной истиной.

  1. Относительная истина, в отличие от абсолютной

1) содержит объективное знание о предмете,

2) всегда опирается на здравый смысл,

3) может быть со временем опровергнута,

4) является результатом чувственного и рационального познания.

  1. Абсолютная истина, в отличие от относительной

1) добывается только научным путем,

2) является исчерпывающим знанием о предмете,

3) требует усилия для своего понимания,

4) содержит объективное знание о предмете.

  1. Истинное знание отличается от ложного тем, что оно

1) опирается на здравый смысл,

2) использует понятия и суждения,

3) создается в результате познавательной деятельности,

4) соответствует предмету познания.

  1. Практика как критерий истины включает

1) научный эксперимент,

2) научные понятия,

3) теоретические обобщения,

4) статистические методы.

  1. Под истиной понимается

1) обязательный результат познавательной деятельности человека,

2) объективное отражение действительности в сознании человека,

3) знание, разделяемое большинством людей,

4) знание, не противоречащее предыдущим знаниям.
  1. Верны ли следующие суждения об истине?


А. Истина – это объективное отражение в сознании человека предметов и явлений.

Б. Истина – это результат познания, существующий только в виде понятий, суждений и теорий.

1) верно только А,

2) верно только Б,

3) верны оба суждения,

4) оба суждения неверны.

  1. Верны ли следующие суждения об истинном знании?

А. Под истиной понимается достоверное, правильное знание.

Б. Под истиной понимается знание, которое не вызывает расхождений с убеждениями предыдущих поколений людей.

1) верно только А,

2) верно только Б,

3) верны оба суждения,

4) оба суждения неверны.

  1. Верны ли следующие суждения об истине?

А. Путь к абсолютной истине идет через истины относительные.

Б. Относительная истина – это полное, неизменное знание.

1) верно только А,

2) верно только Б,

3) верны оба суждения,

4) оба суждения неверны.

  1. Верны ли следующие суждения об истине?

А. Относительной истиной называется знание, обязательно порождающее разные точки зрения.

Б. Относительной истиной называется неполное знание, верное лишь в определенных условиях.

1) верно только А,

2) верно только Б,

3) верны оба суждения,

4) оба суждения неверны.

  1. Верны ли следующие суждения об истине?

А. Относительность истины обусловлена безграничностью и изменчивостью постигаемого мира.

Б. Относительность истины обусловлена ограниченностью познавательных возможностей человека.

1) верно только А,

2) верно только Б,

3) верны оба суждения,

4) оба суждения неверны.

  1. Верны ли следующие суждения о критериях истины?

А. Одним из критериев истины является практика.


Б. Не все истины могут быть проверены на практике.

1) верно только А,

2) верно только Б,

3) верны оба суждения,

4) оба суждения неверны.


  1. Вывод: «Друзья познаются в беде» является результатом

1) паранаучного знания,

2) обобщения жизненного опыта,

3) художественного вымысла,

4) экспериментальной проверки.

  1. Примером какого вида знания является утверждение: «Задатки – природная основа способностей»?

1) паранаучного,

2) мифологического,

3) научного,

4) обыденного.

  1. Философ Сократ говорил: «Меня считают самым мудрым среди эллинов, потому что я знаю, что моя мудрость ничего не стоит». Это высказывание отражает следующий подход к проблеме познаваемости мира

1) человек вообще не в состоянии познать окружающий мир,

2) мудрецу ясно, что за границами познанного всегда остается непознанное,

3) человек не может познать ничего, кроме собственных ощущений,

4) человеческий разум всемогущ, ему доступна абсолютная истина.

  1. Высказывание: «Познать мир до конца – было бы чудом сосчитанной бесконечности» отражает следующий подход к проблеме познаваемости мира

1) человек не способен познавать мир,

2) познание человеком мира имеет границы, за ними всегда остается непознанное,

3) человек способен полностью познать окружающий мир, его разум всемогущ,

4) человек и мир автономны, человек может познавать только свою сущность, но не окружающий мир.

  1. Высказывание: «Всякая истина рождается как ересь, а умирает как предрассудок» отражает следующий взгляд на проблему познания мира человеком

1) человеческие истины относительны, каждый новый этап познания ведет к изменению взглядов на мир, устареванию имеющихся суждений,


2) законы развития мира, открытые человеком, не могут устареть,

3) все знание человека о мире в действительности ложно, истинного знания не существует,

4) все знания, достигнутые предшествующими поколениями людей, ложны.

Часть В. Напишите краткий ответ на вопрос.


  1. Запишите слово, пропущенное в схеме:







познание







Чувственное
Ощущение

Восприятие

Представление
















____________________
Понятие

Умозаключение

Суждение

Ответ: ______________________________________________________

  1. Запишите слово, пропущенное в схеме:





Основные признаки ____________как формы познания








В сознании человека отражается целостный образ предмета
















Чувственный образ воспроизводится в сознании без непосредственного взаимодействия человека с самим предметам

Ответ: ______________________________________________________

  1. Запишите слово, пропущенное в схеме:







Уровни научного познания







-
















эмпирический

Ответ: ______________________________________________________

  1. Запишите слово, пропущенное в схеме:







Формы чувственного познания







ощущение







-







представление

Ответ: ______________________________________________________

    1. Установите соответствие между формой познания и ее особенностью: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А)

миф

1)

знание является подобным продуктом практической деятельности

Б)

наука

2)

знание существует в форме художественного образа

В)

обыденное знание

3)

знание раскрывается в процессе повествования

Г)

искусство

4)

знание является результатом целенаправленной деятельности


а

б

в

г

д
















Запишите получившуюся последовательность цифр (без разделяющих знаков) в строку ответа.

Ответ: ______________________________________________________

  1. Выберите в приведенном ниже списке формы рационального познания и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) ощущение,

2) понятие,

3) фантазия,

4) умозаключение,

5) восприятие.

Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.

Ответ: ______________________________________________________

  1. Найдите в приведенном списке черты, присущие только научному познанию и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) использование понятий,

2) логическое выведение умозаключений,

3) экспериментальное подтверждение результатов,

4) открытость рациональной критике любого положения,

5) опора на данные опыта чувственного познания.

Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.

Ответ: ______________________________________________________

  1. Найдите в приведенном списке характеристики чувственного познания и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) отражение предметов и их свойств в виде целостного образа,

2) формирование понятий и суждений о предметах и их свойствах,

3) сохранение в памяти обобщенного образа предмета,

4) утверждение или отрицание чего-либо о предмете,


5) отражение в сознании человека отдельных свойств предмета.

Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.

Ответ: ______________________________________________________


  1. Найдите в приведенном списке особенности, отличающие научное познание от других видов познания человеком мира и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) теоретическое обобщение фактов,

2) констатация протекания отдельных событий,

3) образность и оригинальность отражения объективной реальности,

4) стремление к достоверному, истинному знанию,

5) познание мира в форме ощущений, восприятий и представлений,

6) изучение процессов и явлений со стороны закономерностей и причин.
Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.

Ответ: ______________________________________________________

Часть С. Напишите развернутый ответ на вопрос.

С1-С4.

Миф всегда чрезвычайно практичен, насущен, всегда эмоционален, аффективен, жизнен. <…> Мифическое сознание совершенно непосредственно и наивно, общепонятно; научное сознание необходимо обладает выводным, логическим характером; оно не непосредственно, трудно усвояемо, требует длительной выучки и абстрактных навыков. Миф всегда синтетически жизненен и состоит из живых личностей, судьба которых освещена эмоционально и интимно ощутительно; наука всегда превращает жизнь в формулу, давая вместо живых личностей их отвлеченные схемы и формулы; и реализм, объективизм науки заключается не в красочном живописании жизни, но в правильности соответствия отвлеченного закона и формулы с эмпирической текучестью явлений, вне всякой картинности, живописности и эмоциональности.

Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. – М., 1991

  1. Какие черты мифа обнаруживает философ? Добавьте свои три характеристики.
  2. Какие черты науки обнаруживает философ? Добавьте свои три характеристики.


  3. В чем вы видите достоинство научного знания по сравнению с мифом? Если оно существует, приведите три черты.

  4. Существует ли нечто позитивное в мифе, чего лишена наука? Если да, то приведите три конкретные черты для обоснования ответа.

С5. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «истина»? Привлекая знания из курса обществоведение, составьте два предложения, содержащие информацию об истине.

С7. В 1667 году, анализируя материалы астрономических наблюдений, Ньютон применил сформулированные им законы динамики к движению Луны. Ему было известно, что Луна обращается вокруг Земли почти по круговой орбите. Но движение по круговой орбите возможно только тогда, когда на тело действует какая-то сила, сообщающая ему центростремительное ускорение. Ньютон высказал предположение, что этой силой является сила взаимного притяжения Луны и Земли. Произведя необходимые расчеты, он пришел к выводу, что силу взаимного притяжения Луны и Земли можно вычислить по формуле. Ньютон не остановился на этом, а предположил, что по полученной им формуле можно рассчитать силу притяжения любых тел, если их размеры малы по сравнению с расстоянием между ними. Поэтому открытый им закон получил название закона всемирного тяготения.

Назовите методы научного исследования, о которых идет речь в этом фрагменте, и охарактеризуйте каждый из них. Какой уровень (уровни) научного познания представлен(ы) в нем? Свой ответ аргументируйте.

С7. Как-то А.Эйнштейн с женой посетили крупную американскую обсерваторию. Осматривая телескоп, имеющий зеркало диаметром 2,5 метра, жена ученого поинтересовалась предназначением столь грандиозного прибора. Директор пояснил, что этот инструмент необходим, чтобы узнать строение Вселенной. «А мой муж обычно делает это на обороте старого конверта», - сказала супруга ученого.

Назовите два метода научного исследования, о которых идет речь в этом фрагменте, и охарактеризуйте каждый из них. Какой уровень (уровни) научного познания представлен(ы) в нем? Свой ответ аргументируйте.

С7. Ученые одного из университетов США отобрали 25 добровольцев, которые согласились провести в лаборатории изучения сна 12 дней. Одним давали спать по 6 часов, а другим – по 8 часов в сутки. Было установлено, что у тех, кто спал по 6 часов, повышался в крови уровень веществ, связанный с заболеваниями сердечно-сосудистой системы.

Какой из методов научного познания нашел отражение в данном сообщении? Какой уровень научного знания представлен в нем? Аргументируйте свой ответ.