prosdo.ru
добавить свой файл
1 2 ... 6 7


Тема 11-12: «Политика доходов и оплата труда» (4 часа) (1,3,4,7,16,17,21,23)
1. Стоимость рабочей силы и факторы, влияющие на ее величину

2. Доходы населения и источники их формирования

3. Государственное регулирование доходов населения

4. Уровень жизни и его показатели

5. Элементы организации заработной платы

6. Формы и системы оплаты труда

7. Тарифная система и ее элементы

8. Тарифно-квалификационный справочник и его применение

9. Тарифные сетки и их виды

10. Доплаты и надбавки
1.Вартисть рабочей силы и факторы, влияющие на ее величину

Современные взгляды на стоимость и цену рабочей силы объединяют подходы трудовой теории стоимости и теории маржинализма, т.е. теории общественных расходов и предельной полезности.

Стоимость специфического товара-услуги рабочей силы, отвечающей общественной оценке, должна устанавливаться на уровне, который согласовывает предельную полезность труда с условиями воспроизводства рабочей силы. Первая составляющая имеет, как правило, гарантированный характер и направлена ​​на обеспечение простого воспроизводства рабочей силы, благодаря государственному регулированию минимальной заработной платы, других минимальных гарантий, предусмотренных действующим законодательством и коллективными договорами и соглашениями. Вторая составляющая стоимости услуг рабочей силы зависит от результативности трудовой деятельности, способности этих услуг создавать больший или меньший доход, соотношение распределения последнего между наемными работниками и собственниками средств производства.

Стоимость рабочей силы имеет количественную и качественную сторону. Количественная характеристика стоимости рабочей силы заключается в том, что она отражает определенные производственные отношения, а именно продажа работником своей рабочей силы и покупку ее с целью увеличения прибыли. С количественной стороны стоимость рабочей силы определяется стоимостью средств, необходимых для того, чтобы создать, развить, сохранить рабочую силу.


Стоимость рабочей силы - это совокупность затрат предпринимателя, связанных с использованием рабочей силы, обеспечение необходимых для поддержания ее работоспособности, профессионально-квалификационной подготовки, содержание семьи и воспитание детей, духовного развития и т.д.

Формирование стоимости рабочей силы на рынке происходит путем сравнения результативности, полезности труда с затратами на воспроизводство рабочей силы и устанавливается на уровне, который согласовывает предельную производительность труда, т.е. ценность услуг труда для покупателя-предпринимателя, с затратами, которые необходимы для воспроизводства рабочей силы.

Существует много факторов, которые по-разному влияют на стоимость рабочей силы. Одни увеличивают ее, другие – уменьшают. К факторам, которые увеличивают стоимость рабочей силы, можно отнести расширение потребностей в новых товарах и услугах в зависимости от экономического развития общества, увеличение расходов на жилье, транспортные расходы, повышения интенсивности труда наемных работников, рост психологической нагрузки, что требует все больше жизненных средств для восстановления затраченных физических, моральных и психических сил.

На снижение стоимости рабочей силы влияет на повышение производительности труда, поскольку при этом происходит снижение стоимости жизненных средств, необходимых для воспроизводства рабочей силы.

В состав стоимости рабочей силы входят непосредственно заработная плата; натуральные выплаты, которые предприниматели предоставляют работникам, расходы работодателей на социальное страхование и выходное пособие (выплаты в связи с истечением срока трудового договора); расходы на повышение профессионального уровня; расходы на социально-бытовое обслуживания; налоги, которые рассматриваются как затраты на рабочую силу (рис. 1.).

Стоимость услуг рабочей силы является усредненным эквивалентом жизнеобеспечения типичного представителя ассоциированной группы людей, объединенных общностью целей и интересов, условиями жизни и результатами труда, уровнем интеллектуального и культурного развития. В этом определении соединены затратность и результативность как обязательные составляющие определения стоимости услуг рабочей силы.


Цена услуг рабочей силы рассматривается, с одной стороны, как рыночная стоимость этого специфического товара, а с другой - как составная фактических расходов работодателя на рабочую силу.

По своей экономической природе расходы на рабочую силу является той частью вновь созданной стоимости, которая составляет фонд жизненных средств, необходимых для воспроизводства рабочей силы в конкретных социально-экономических и исторических условиях.
СТОИМОСТЬ РАБОЧЕЙ СИЛЫ


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

заработная плата







натуральные




расходы







налоги

(тарифный







выплаты




работодателей на







(на фонд

заработок,







(питание,




социальное







заработной

должностное плата,







расходы на




(добровольные,






платы, доход)


премиальные







жилье и т.п.)




договорные,










выплаты, надбавки













личное










и доплаты)













страхование)












2. Доходы населения и источники их формирования

    В условиях современного функционирования рыночного механизма и структурных изменений в экономике государства трансформировалось формирование доходов, их использования и система распределения.


Наибольший удельный вес в структуре денежных доходов населения составляет оплата труда. Заработная плата как социально-экономическая категория является основным источником денежных доходов работников и вместе с тем является главным двигателем социально-экономического развития государства. Она обеспечивает не только воспроизводство рабочей силы, но и становится весомым фактором воспроизводства общественного производства и выступает основным регулятором рынка труда.

Сущность политики доходов заключается в непосредственном установлении государством такого верхнего предела увеличения номинальной заработной платы, которая способствовала бы выполнению основных задач и реализации приоритетов, стоящих перед экономикой.

Конкретную формулировку отдельных положений политики доходов в разных странах разное. На практике не существует двух полностью идентичных вариантов развития политики доходов. В механизме осуществления и формах проявления этой политики в каждом конкретном государстве различаются следующие особенности, обусловленные:


  • социально-экономическим и политическим развитием той или иной страны;

  • степенью и характером вмешательства государства в вопросы регулирования

  • заработной платы;

  • традициями заключения коллективных договоров;

  • социальной напряженностью в обществе.

Главным объектом всех вариантов политики доходов является заработок рабочего в целом, в том числе ставка заработной платы, оплата сверхурочных, социальные выплаты и прочее. В странах Западной Европы, как правило, политика доходов подразумевает непосредственное ограничительное регулирование всех основных категорий доходов населения, лежащих в основе личного и производственного потребления. Политика доходов на практике преимущественно воздействует на движение только заработной платы.

Доходы населения - это сумма денежных средств и материальных благ, которые домашние хозяйства получили за определенный промежуток времени в натуральном виде для поддержания физического, морального, экономического и интеллектуального состояния человека. Роль доходов определяется тем, что уровень потребления населения прямо зависит от их уровня.


Условно можно провести следующую классификацию доходов (см. рис. 9.2.).

Денежные доходы населения включают все поступления денег в виде оплаты труда рабочих, доходов от предпринимательской деятельности, пенсий, стипендий, различных пособий, доходов от собственности в виде процентов, дивидендов, ренты, сумм от продажи ценных бумаг и недвижимости.

Натуральный доход включает, прежде всего, продукцию, произведенную домашним хозяйством для собственного потребления.

Номинальные доходы характеризуют уровень денежных доходов независимо от налогообложения и цен, а реальный доход характеризует номинальные доходы с учетом изменения розничных цен и тарифов. Индекс потребительских цен влияет на покупательную способность номинальных доходов населения:

Др = Дн х Иц

где Др - доходы реальные; Дн - доходы номинальные; Иц - индекс потребительских цен.

Уровень жизни - это социально-экономическая категория, которая отражает степень развития и удовлетворения физических, духовных и социальных потребностей населения, а также условия в обществе для развития и удовлетворения.

Согласно рекомендациям МОТ уровень жизни отражают следующие показатели: объем фонда потребления на душу населения, реальные доходы, продолжительность жизни, образование, объем потребления важных продуктов в натуральном выражении, обеспеченность жильем, коммунальными и социальными услугами, транспортом и связью, охрана здоровья я, социальное обеспечение. Исходя из международных норм, необходимо также учитывать: занятость и условия труда, действующие социальные гарантии, демографические, экологические условия, домашнее имущество и т.п. Кроме этого, необходимо учитывать распространение негативных социально-экономических явлений, таких как инфляция, безработица, бедность, преступность, дискриминация в разных ее проявлениях.

Уровень жизни определяют в целом по стране, на отдельных территориях и социальных группах.

В мировой практике для характеристики уровня жизни используется такой интегральный показатель, как индекс человеческого развития, который включает три индикатора: национальный или валовой внутренний продукт на душу населения (ВВП), продолжительность жизни, уровень образования населения. Эти величины соотносятся с наивысшими мировыми уровнями этих показателей.


Уровень жизни населения зависит от экономического потенциала и в значительной мере определяется величиной ВВП и структурой его использования. Источником повышения уровня жизни населения является рост национального дохода, который составляет часть совокупного общественного продукта после вычета израсходованных в процессе производства средств труда и материальных затрат, т.е. вновь созданную стоимость.

Для характеристики уровня жизни в отечественной и зарубежной практике используются показатели бедности: абсолютной и относительной. По абсолютной бедности, бедными являются часть домохозяйств, которые не

могут обеспечить себя необходимой суммой благ, необходимых для сохранения здоровья и ведения умеренно активной трудовой жизни. При относительной бедности, бедными являются часть домохозяйств, имеющих низкие доходы.

В зарубежной практике относительная бедность характеризуется доходом, не превышающим 40-60% дохода, сложившегося в стране.

На понятие бедности как социально-экономического явления влияет социальная политика, проводимая в стране. Это понятие в зависимости от задач, выполняемых, может иметь разный смысл в одной и той же стране в разные периоды (например, программы по ограничению бедности в США в послевоенный период и сегодня), а также в один и тот же период в разных странах ( существуют определенные трудности в отношении национальных оценок бедности по единым стандартам в Европейском Союзе). В разных странах существуют свои подходы к критериям зачисления органами социальной защиты конкретного лица или домохозяйства к бедным. Например, в США и Англии для этого используются шкалы государственных пособий, во Франции - минимальная заработная плата. В этих странах люди, которые нуждаются в помощи, должны доказать, что их доходы меньше тех, что гарантирует государство.

Уровень бедности и численность бедных зависит черты бедности, официально установленной государством. Эта цель, в свою очередь, зависит от финансовых возможностей страны, поскольку декларируемые черты бедности основываются на определенных размерах социальных программ.


Сейчас факторами, которые влияют на уровень бедности в Украине, являются:


  • местоположение домохозяйств (в сельских районах уровень бедности выше, однако необходимо учитывать, что сельская и городская бедность существенно различаются);

  • высокая доля детей;

  • достижения пенсионного возраста;

  • безработицы, в том числе в скрытой форме (невыплаты заработной платы, ее задержки, вынужденные отпуска по инициативе нанимателей без сохранения содержания и т.д.);

  • высокая доля иждивенцев у получателя доходов.

Зависимости от источников формирования доходы могут быть трудовые и нетрудовые. По определению МОТ, трудовой доход - это доход, который получает работник в результате своей экономической деятельности как наемная рабочая сила или в случае самостоятельной занятости. Следует различать также трудовые доходы от основной работы по найму и доходы от вторичной занятости.

На формирование доходов влияют нивелирующие и дифференцирующие факторы. К первым относят заработки семьи, пенсии пенсионеров, живущие в семье и вносящие свою пенсию в бюджет семьи, помощь, которую получают члены семьи. К дифференцирующим - наличие нетрудоспособных членов семьи, их количество в семье, соотношение тех членов семьи, которые работают и не работают.

В зависимости от источников формирования доходы могут быть трудовые и нетрудовые.

Нетрудовые доходы - это поступления от деятельности, которая ведется с отклонением от принятых в обществе государственных правовых норм, норм морали и поведения граждан.

В современных условиях значительная часть доходов являются скрытыми. Они связаны с теневой экономикой составляют скрытую экономическую деятельность. К ней относят:
  • виды экономической деятельности, которые не являются незаконным бизнесом, однако в них скрываются или уменьшаются доходы, снижается величина заработной платы с целью уклонения от налогов и других обязательств;


  • неформальная экономическая деятельность, которая принадлежит к законным видам деятельности или ведется предприятиями, принадлежащими отдельным лицам, домашним хозяйствам, которые не оформляются как лица, ведущие экономическую деятельность;

  • нелегальная деятельность, которая охватывает незаконные виды производства и услуг, и подпадает под уголовную ответственность (производство и продажа наркотиков, контрабанда).

Кроме того, к скрытым доходам относятся доходы лиц, ведущих незарегистрированную индивидуальную предпринимательскую деятельность (доходы от производства продукции для продажи в личных подсобных хозяйствах, продажа товаров частными лицами на рынках, от услуг по строительству, которые осуществляются неформальными бригадами, юридических услуг, услуг по ремонту одежды, обуви, бытовой техники, индивидуальных услуг в сфере образования и культуры и т.д.).

Объективной характеристикой уровня денежных доходов является соответствие их прожиточному минимуму.

Прожиточный минимум является показателем объема и структуры потребления основных материальных благ и услуг на минимально допустимом уровне, обеспечивающем поддержание активного физического состояния различных социально-демографических групп. Следовательно, минимальные размеры оплаты труда, а также пенсии по возрасту, стипендии, социальные пособия и другие компенсационные выплаты должны ориентироваться на величину прожиточного минимума, бюджет которого стоимостной оценкой натурального набора прожиточного минимума, а также включает все расходы на налоги и другие обязательные платежи.

Также прожиточный минимум и величина его стоимости для граждан трудоспособного возраста является одним из инструментов социальной политики. Указанные категории используются в соответствии с поставленной целью: 1) как ориентиры при регулировании доходов и расходов различных групп населения, 2) для обоснования размеров оплаты труда и регулирования межотраслевого повышения заработной платы, 3) соотношения в оплате труда по отраслям, 4) для оценки материальных и финансовых ресурсов, необходимых для реализации текущих и перспективных социальных программ на уровне региона, предприятия.


Размер прожиточного минимума на трудоспособное лицо с 1 января 2009 г. установлен в размере 669 грн. Таким образом, предельный размер заработной платы, к которой можно применять налоговую социальную льготу в 2009 г., составляет 937грн. (669 х 1,4) (округленно до 937 грн.).

В условиях трансформационных преобразований в экономике важную роль играет проблема распределения доходов, которая имеет два аспекта: функциональное распределение и личное распределение.

Функциональное распределение доходов связано со способом, которым денежные доходы общества делятся на заработную плату, ренту, процент и прибыль. Совокупные доходы распределяются в соответствии с функцией, которую выполняет получатель дохода. Функциональное разделение формирует первичные доходы населения. Как показывает практика развитых стран, в смешанной экономике основная часть общего дохода приходится на заработную плату, а доход мелких собственников является, по сути, комбинацией заработной платы, прибыли, ренты и процента.

Личный распределение доходов связан со способом, которым совокупный доход общества распределяется среди отдельных домохозяйств, причем совокупный доход неравномерно распределяется между группами семей. Часть доходов населения поступает государству как индивидуальные налоги, а остаток распределяется на личное потребление и сбережения.

Заработную плату разделяют на номинальную и реальную. Номинальная заработная плата - это сумма средств, которые получают работники за выполненный объем работ, количество и качество затраченного труда и конечных результатов деятельности предприятия. Такая форма зарплаты позволяет осуществлять обмен на необходимые товары, однако более точной характеристикой доходов реальная заработная плата. Это совокупность материальных и культурных благ и услуг, которые может приобрести работник за номинальную заработную плату. Размер реальной заработной платы напрямую зависит от уровня цен на продукты потребления и услуги и величины номинальной заработной платы. Эту зависимость можно выразить так:



следующая страница >>