prosdo.ru
добавить свой файл
1



КЕЙС


для студентов III курса

филологического факультета

к теме «Семья и ее роль в развитии личности

и общества»

Автор – доктор


педагогических наук

профессор

И.И. Казимирская



Минск - 2013


ДЕБАТЫ1

на тему «Семья и ее роль в развитии личности и общества»
Цель: Включить студентов в заинтересованное, аргументированное обсуждение проблемы, значимой для каждого из них; стимулирование формирования личностной позиции к тенденциям развития семьи как социального института современного общества, оптимальной среды воспитания детей.


ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП




  1. Студент знакомится с правилами ведения дебатов.



ПРАВИЛА ДЕБАТОВ


  1. Дебаты организует и проводит Председатель. Он не имеет права участвовать в дискуссии, поскольку является незаинтересованным лицом.

  2. Председателю помогает Секретарь, который информирует ораторов о времени, отведенном на выступление, а также ведет документацию дебатов.

  3. Перед дебатами участники занимают места в следующем порядке:

  • справа от Председателя – защитники тезиса (4 человека);

  • слева от Председателя – противники тезиса (4 человека);

  • в конце зала посередине – лица, которые не имеют определенной точки зрения (так называемое «болото»).

  1. Каждый оратор должен начинать свое выступление обращением к ведущему дискуссию «Господин Председатель…»

  2. Участники дебатов обращаются один у другому, употребляя форму «Господин / Госпожа».
  3. В дебатах выступают поочередно защитники и противники тезиса. Первым выступает тот, кто защищает тезис и одновременно его развивает. После него выступает главный оратор от оппозиции, который формулирует и защищает антитезу. Дальше роли распределяются следующим образом:


  • вторые номера обеих сторон по очереди приводят аргументы в пользу своего тезиса (антитезиса);

  • третьи номера опровергают аргументы соперников;

  • четвертые номера подытоживают то, что было сказано обеими сторонами во время дебатов. Последним выступает четвертый номер команды, которая защищает антитезис.

  1. После выступления главных ораторов начинаются дебаты в зале. Каждый из присутствующих имеет право голоса (в том числе и члены команд). Выступающие по очереди представляют стороны защитников и противников тезиса. Дебаты продолжаются до того времени, пока все желающие не выскажутся или до соответствующей команды Председателя.

  2. Выступающий во время выступления подходит к соответствующей стороне кафедры и становится рядом с ней.

  3. Участники на протяжении всего времени дебатов имеют право задавать вопросы и давать информацию. Для этого необходимо встать с места, поднять вверх руку и сказать: «Вопрос» или «Информация». Выступающий имеет право удовлетворить или отклонить желание участника словами «Пожалуйста» или «Нет, спасибо» В случае согласия выступающего время вопроса или время информации со стороны участника прибавляется ко времени, отведенном на выступление. В связи с этим желательно, чтобы вопросы и информация со стороны участников не превышала 2-3-х предложений.

  4. Если выступающий не дал согласия на вопрос или информацию с места, то желающий выступить должен молча сесть.

  5. Выступающий и Председатель могут в любой момент остановить человека, который задает вопрос или сообщает информацию.

  6. Выступающий должен придерживаться времени, выделенного на выступление. Первые номера имеют 5 минут, вторые-четвертые – по 3-4 минуты. Участники дебатов – по 2 минуты. Время, которое остается до конца выступления, показывает Секретарь. Председатель имеет право прервать выступление в случае нарушения процедуры.
  7. Участники дебатов имеют право менять места и покидать зал только в перерывах между выступлениями.


  8. Председатель успокаивает присутствующих в зале, говоря слова «Тишина». В исключительных случаях он имеет право выставить за дверь участников, которые нарушают правила участия в дебатах.

  9. После дебатов проводится голосование, в котором все высказываются в пользу выбранной позиции. При голосовании должен оцениваться не тезис, а аргументы, представленные сторонами.

  10. Лица, которые не имели определенной позиции, присоединяются к защитникам или к противникам тезиса, занимая соответствующие места рядом с ними.

  1. Определяются в выборе позиции по обсуждаемому вопросу.

  2. Распределяют роли, которые будут выполняться во время дебатов:

  • выбирают Председателя;

  • Секретаря;

  • определяют главного Оратора – защитника 1 тезиса;

  • определяют главного Оратора – защитника 1 антитезиса;

  • определяют 2-го Оратора – защитника тезиса;

  • определяют 2-го Оратора – защитника антитезиса;

  • определяют 3-го Оратора – защитника тезиса;

  • определяют 3-го Оратора – защитника антитезиса;

  • определяют 4-го номера )тезис-антитезис), которые подводят итог тому, что было сказано обеими сторонами;

  • все остальные члены группы позиционируют себя либо как сторонники тезиса, либо как его оппоненты.

              1. Изучают литературу по теме дебатов

  • ее глоссарий, включающий основные термины обсуждаемой проблемы, что обеспечивает однозначное толкование наиболее употребительных из них;

  • памятку участников дебатов.


ЛИТЕРАТУРА

к дебатам на тему
«Семья и ее роль в развитии личности и общества»

  1. Бестужев-Лада И.В. Альтернативная цивилизация. – М.: Гуманитарн. изд. центр «Владос», 1998, стр. 83-125.


  2. Закон республики Беларусь «Аб правах дзіцяці» (1993 г.)

  3. Каппочи В., Новак Т. Сам себе взрослый, ребенок и родитель. Серия «Искусство быть» Изд-во «Питер», 1995, стр. 54-67.

  4. Кодэкс Рэспублікі Беларусь аб шлюбе і сям’і (1994 г.)

  5. Основы педагогики: Учеб. пособие / А.И. Жук, И.И. Казимирская, О.Л. Жук, Е.А. Коновальчик. – Мн.: Аверсэв, 2003, р. 5.8, стр. 176-202.

  6. Социально-педагогическое сопровождение приемной семьи: Учеб. – метод. пособие / В.В. Мартынова, Н.С. Поспелова, В.А. Малыш, Т.П. Михневич и др. – М.: ОДО «Тонлик», 2004. Стр. 23-35.

  7. Чэчат В.У. Педагогіка сямейнага выхавання. Мн., 1995, стар. 126-137.



ГЛОССАРИЙ ТЕМЫ



Семья
– это основанная на браке и (или) кровном родстве малая социальная группа, члены которой объединены совместным проживанием, ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью и взаимными обязательствами по отношению друг к другу.

Семья, альтернативная (традиционной) – одна из форм общественного воспитания личности – дом ребенка, детский дом, школа-интернат, дом для престарелых.

Семья гармоничная – это семья, которая в состоянии разрешать все встающие перед ней проблемы, обеспечивая каждому из своих членов достойное физическое, интеллектуальное, социальное развитие, сообразное его природе и культуре страны, где он появился на свет и где он проживает.

Семья замещающая – это семья, взявшая на себя обязанности утраченной ребенком биологической семьи, создающая оптимальные условия для жизни и развития усыновленного ребенка.

Семья неполная – это семья, в которой отсутствует один из родителей, что обусловливает неполноту ее связей, определенную оторванность от окружающего мира.

Семья нуклеарная – семья, состоящая из мужа и жены и одного-двух детей.

Семья среднедетная – это семья, воспитывающая 2-4-х детей. Она является оптимальным социальным институтом для воспроизводства поколений, для упорядочения быта и досуга человека, для кооперации усилий людей в домашнем хозяйстве, для организации интересного, содержательного досуга, для взаимного обучения и воспитания.

ПАМЯТКА

участнику дебатов


  1. Я критикую идеи, а не людей.

  2. Моя цель не в том, чтобы «победить», а в том, чтобы прийти к наилучшему решению.

  3. Я выслушиваю соображения каждого, даже если я с ним не согласен.

  4. Я стремлюсь осмыслить и понять оба взгляда на проблему.

  5. Я изменяю свою точку зрения на проблему, когда факты дают на это ясное основание.


(Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. – Рига, 1995, стр. 158).
ХОД ДЕБАТОВ

I.Определение регламента

Время выступления:

  • главных Ораторов – 5 минут;

  • время выступления 2-4-х номеров – 3-4 минуты;

Содержание выступлений ораторов:

  • вторые номера обеих сторон по очереди приводят аргументы в пользу своего тезиса (антитезиса);

  • третьи номера опровергают аргументы соперников;

  • четвертые номера подытоживают то, что было сказано обеими сторонами.

Дебаты в зале:

  • каждый из присутствующих имеет право задать вопрос и дать информацию. Для этого он встает, поднимает руку и говорит: «Вопрос», «Информация»;

  • вопросы и информация со стороны участников дебатов не превышают 3-х предложений;

  • если Оратор не дает согласие на вопрос или информацию, то желающий выступить должен молча сесть.

Голосование проводится после дебатов, в котором присутствующие высказываются в пользу тезиса или антитезиса. При этом все голосующие помнят, что оценивается не сам тезис, а аргументы в его пользу, представленные сторонами.

Распределение участников дебатов (в пространстве):

Председатель – в центре стола.

Справа от Председателя – защитники тезиса (4 человека).

Слева от Председателя – защитники антитезиса (4 человека).


Выступающие во время выступлений подходят к соответствующей их позиции стороне стола.

Не определившиеся в своих позициях («болото») располагаются в конце зала, посередине.

II.Проблемное поле дебатов

Оппозиция: традиционная семья и ее роль в сохранении устойчивости общества, достоинство личности – альтернативная семья как реалии современности и тенденции развития общества.

III.Старт дебатов (вариант)


Первый тезис

Семья – это лучшее изобретение человечества.

Семья словно нарочно создана для оптимального удовлетворения насущнейшей потребности каждого человека в самоутверждении — в уважении со стороны окружающих и на этой основе в самоуважении. Как бы к тебе ни относились на работе, как бы ни обидели на улице, в семье — в нормальной, пусть даже не особенно счастливой семье — ты всегда самый умный, самый красивый, самый дорогой и желанный. В этом смысле, если бы семьи не было, ее стоило бы выдумать.

Семья словно нарочно создана для упорядочения быта и досуга человека. Она идеальна для кооперации усилий людей в домашнем хозяйстве и для организации интересного, содержательного проведения свободного времени. Никакой клуб не способен тягаться с ней в этом отношении…

(И.В. Бестужев-Лада; стр. 123)

  • Развитие тезиса, если у Оратора есть аргументы.


Первый антитезис

Семья перестала играть ту роль в жизни человека и общества, которую она играла в эпоху феодализма, первоначального накопления капитала и даже в первой половине ХХ века.

Оказывается, стереотипы сознания и поведения, заложенные в детстве и передающиеся из поколения в поколение, — сильнее любого образования. Многие наши чиновники-сановники, профессора-академики, художники-артисты, писатели-поэты, при всех своих «высших образованиях» и даже степенях-званиях, ничем не отличаются в культурном отношении от московских дьяков и скоморохов полтысячелетия назад. Поскольку воспитывались в примерно таких же семьях. Они точно так же с трудом подбирают нематерные слова, скотски обжираются и напиваются при первой к тому возможности, полагают, что взятки в порядке вещей, не стесняются взять чужое, если «плохо лежит», холуйски подобострастны в отношении вышестоящих, хамски высокомерны в отношении нижестоящих, не в состоянии обойтись без скандала, если неизвестно, надо ли еще холуйствовать или можно уже хамить.


(И.В. Бестужев-Лада; стр. 86)


  • Развитие тезиса, если у Оратора есть аргументы.


Второй тезис

Как уже сказано, семья словно нарочно создана для оптимального воспроизводства поколений. И в количественном, и особенно в качественном отношении. Любая казарма, как бы она ни называлась, способна более или менее полноценно воспитать ребенка только в меру своего приближения к образу и подобию семьи. Ребенок, лишенный родительской ласки, всегда в чем-то ущербен. Ребенок, лишенный нормального общения с родителями, всегда ущербен вдвойне. Но семья — великое благо не только для ребенка. Для родителей тоже. Для ребенка папа и мама — великие учителя (если, разумеется, они не фельдфебели в домашней казарме). А для папы и мамы ребенок — величайшая и притом почти что единственная возможность стать профессором, стать авторитетом хоть для кого-то.

Ребенок — ваш прирожденный друг (если, разумеется, обращаться с ним как с другом, пусть младшим). А что может быть ценнее, желаннее истинной дружбы? С ребенком — его глазами — вы сможете прожить вторую, третью и т.д. жизнь. Если вы не отвлечетесь на телевизор или преферанс. Наконец, ребенок — это ваше личное бессмертие в потомках, даже если вы неверующий. Разве всего этого мало, чтобы признать семью, общение с детьми первостепенной ценностью в жизни человека?

(И.В. Бестужев-Лада; стр. 124)

  • Дальнейшее раскрытие тезиса, если у Оратора есть аргументы.


Второй антитезис

Патриархальной, традиционной семье пришел конец.

Социальный статус и престиж человека в обществе больше не зависит от числа сыновей. Вообще не имеет значения, есть у него дети или нет, женат он или, страшно сказать, разведен, замужем она или — что может быть ужаснее? — полностью одинока. Парии патриархального общества — всеми презираемый бобыль и еще более презренная старая дева — перестали быть пугалом для остальных. Мало того, оказывается, без детей и даже вообще без семьи живется гораздо легче, продвижение по службе осуществляется гораздо успешнее. Если жена представляет собой более дешевую и менее строптивую домработницу — ее еще можно терпеть. Если муж дает возможность сносного существования и не надо самой трудиться — его еще можно терпеть. Если же нет — зачем тратить время и деньги на сочетание законным браком? Провести вечер вместе можно и в ресторане. Провести вместе ночь можно и в отеле. А появится ребенок — вполне достаточные алименты гарантированы, а это лучше, чем служить даровой домработницей у его отца (примечание: речь идет о цивилизованных развитых странах мира, к которым пресловутая «шестая часть земной суши» не относится; хотя здесь все то же самое происходит в нецивилизованных, варварских, диких формах).


Как поведет себя «среднестатистический» человек в подобных обстоятельствах?

Прежде всего он сделает потрясающее открытие: дети не нужны. При традиционном сельском образе жизни они — важные помощники по хозяйству, при современном городском — обуза. Дожив до собственной свадьбы и обзаведясь собственными семьями, раньше они были важными союзниками в борьбе за выживание, теперь — даже не соседи, а вполне чужие люди, норовящие лишь хоть чем-нибудь поживиться у родителей. Наконец, раньше это была «живая пенсия» на старости лет, единственно возможная в те времена. Теперь — пенсия вроде бы от детей независимая (на деле же «отовариваемая» именно трудом следующих поколений).

(И.В. Бестужев-Лада; стр. 109-110)


  • Развитие тезиса, если у Оратора есть аргументы.


Третий тезис

Если согласиться с логикой уважаемого оппонента, то в самом незащищенном положении оказываются дети, будущее каждой семьи, рода, народа.

В естественном состоянии на 99 % воспитателями ребенка являются конкретные образцы для подражания – старшие братья и сестры, старшие сверстники из соседних семей, другие взрослые, входящие в состав сложной патриархальной семьи и ее ближайшего окружения. Отец выполняет функции ректора в этом домашнем университете с многочисленной «профессурой». Мать — проректор по общим вопросам и по учебной части. Важные роли заслуженного профессора-консультанта играет бабушка, а арбитражного судьи — дедушка. Общими усилиями этот педагогический коллектив доводит каждого своего подопечного лет за пятнадцать до состояния взрослого члена общества, готового взвалить на свои плечи собственную семью.

(И.В. Бестужев-Лада; стр. 110-111)

  • Оратор развивает свои доводы в пользу тезиса, если они есть.


Третий антитезис

В ответ оппонентам хочу сказать следующее. Во-первых, эти пресловутые нуклеарные семьи. Посмотрите на них. На на одного-единственного ребенка приходится двое родителей, четверо бабушек и дедушек, восьмеро прабабушек и прадедушек, бездетные тетки, холостые дядья — целый взвод генералов на одного юнкера. Разумеется, все его балуют, откупаются подарками и деньгами, а вот уделить любимцу хотя бы минуту — недосуг. В результате массовым тиражом произрастает редкий прежде инфантил — 20-летний молодой человек и даже 60-летний совсем не молодой человек с психологией избалованного ребенка, заведомо не работник (даже если работает), заведомо не семьянин (даже если есть собственная семья) и заведомо не гражданин (даже если есть документ, гражданство удостоверяющий).


Самое же главное в интересующем нас отношении — никудышный отец и никудышная мать, даже если есть ребенок, а всего чаще — совсем не отец и не мать. Это человек с подорванными стимулами к жизни. Родительский дом, а также выморочные дома бабушек-дедушек ему в наследство гарантированы, и любой из них может принести доход, достаточный для безбедной жизни. У многих в дополнение ко всему этому — более или менее солидные родительские и прародительские счета в банках, которые тоже достанутся им. К чему стремиться в жизни? Куда выбиваться? И растущий процент выбрасывается на обочину — уходит в богему, ударяется в наркоманию, кончает самоубийством. Кажущийся парадокс: чем благополучнее страна — тем выше в ней число самоубийц среди молодежи

(И.В. Бестужев-Лада; стр. 111)


  • Развитие тезиса, если у Оратора есть аргументы.


Четвертый тезис

Что бы он ни наработал, что бы ни заработал — все пойдет прахом. Каких бы чинов-званий-должностей ни достиг — о нем забудут через секунду после гражданской панихиды.

Вечными остаются только Семья, Дети, Ученики. В них и только в них сосредоточивается смысл жизни. Трудиться для них. Думать о них. Жить их жизнью. Это и есть полноценная человеческая жизнь. Все остальное — либо средство для нее, либо фанатический бред.

Так мы вновь возвращаемся к проблематике семьи, как непреходящей ценности и самоценности человеческого общества. Когда-то мы слышали требования о точке опоры, чтобы перевернуть земной шар. Сегодня впору говорить о семье, как о точке опоры, чтобы земной шар не перевернулся. Есть серьезные основания полагать, что именно семья станет гарантом устойчивости альтернативной цивилизации, тем Римом, куда в XXI в. будут вести все дороги.

Теоретически демографическое равновесие и покоящаяся на нем высокая устойчивость общества достигается очень просто: переходом от многодетной и малодетной семьи к «среднедетной» семье или, точнее, в среднем к трем детям на каждую женщину «детородного» возраста (18-45 лет). Один ребенок идет на «замену» матери, другой — отца, а третий «компенсирует» нехватку детей в бездетных, однодетных и двухдетных семьях, а также преждевременную убыль людей от болезней или несчастных случаев. Получается даже несколько больше, чем надо для простого воспроизводства поколений, так что предусматривается медленный, очень незначительный рост населения, «избыток» которого, после полного заселения земной поверхности, признанного оптимальным, можно будет направить в космические колонии на другие планеты солнечной системы или возле них. Это все же предпочтительнее убыли, так как при депопуляции — даже самой незначительной — начинают проявляться все те отрицательные следствия, о которых мы только что говорили.


Демографы разработали даже примерные схемы распределения детности семей, чтобы поддерживать «демографический оптимум». Для простого воспроизводства поколений (как говорится, один к одному) достаточно иметь 2 % семей с пятью и более детьми, 14 % — с четырьмя, 35 % — с тремя, 35 % — с двумя, 10 % — с одним ребенком и 4 % бездетных семей. В итоге 100 семей дадут 241 ребенка — ровно столько, сколько необходимо (с небольшим «запасом прочности), чтобы не началась депопуляция.

(И.В. Бестужев-Лада; стр. 114, 125)


  • Развитие тезиса, если у Оратора есть аргументы.


Четвертый антитезис

Общество ХХI века должно считаться с реалиями. Педагогика в качестве своего методологического принципа избрала антропологический, рассматривающий человека в трех измерениях: природного (биологического) существа, социального (культурного) существа и экзистенциального (свободного, самосущего) творения природы. Взглянем с таких позиций на современную женщину – хранительницу семьи, рода.

Демографы выделили социальный тип женщин, который ориентирован всецело на участие в общественном производстве. Не обязательно в качестве деятеля науки, политики, культуры. Но обязательно целиком, всеми помыслами. Семья при этом, если даже она есть, отходит в системе ценностей далеко на задний план. Дети, даже если они есть, сваливаются на свекровь, мужа, на ясли-детсад, на кого угодно, только не на мать. Пытаться стимулировать подобного типа женщину на повышение рождаемости – все равно, что балерину ставить не за ее тренировочный, а за токарный станок. При любых затратах и формах поощрения. Общество погибнет, если таких женщин станет большинство…

Конечно, против этого открытия вопиют инстинкты материнства… Конечно, сказываются пережитки патриархализма, в том числе более высокий — при прочих равных условиях — социальный престиж замужней женщины с детьми (прежде всего, в глазах самих же женщин). Конечно, охватывает ужас перед одиночеством, который заставляет порой выходить замуж за первого встречного, заводить ребенка на четвертом, а то и на пятом десятке лет вообще без мужа. Но все это не идет ни в какое сравнение с широкомасштабными оргвыводами: до трети населения в возрасте от 25 до 45 лет, т.е. когда давно пора жениться (выходить замуж), а о старости говорить еще рано — по разным причинам предпочитают вести холостяцкий образ жизни. Среди них мало кто из женщин обзаводится ребенком, тем более — двумя-тремя, и очень редко кто из холостяков мужчин самолично воспитывает ребенка. В свою очередь, не менее трети из оставшихся двух третей, сочетаясь браком, добровольно или вынужденно остаются бездетными. Из остальных подавляющее большинство довольствуется одним ребенком.


(И.В. Бестужев-Лада; стр. 121)

Дебаты в зале
Голосование:

Точкой опоры общества и личности ХХI века будет среднедетная семья.

ХХI век идет к созданию альтернативных традиционной семье социальных институтов (детских деревень, детских домов семейного типа, института гувернанток и др.)


1 Дебаты (фр. debats) – обсуждение, прения, обмен мнениями по какому-либо вопросу.