prosdo.ru
добавить свой файл
1
«НОВАЯ КРИТИКА» / new criticism (англо-американская школа «новой критики»). Считается разновидностью формального метода в литературоведении. Зародилась в Великобритании в 20-х годах XX в. как реакция на психологизм и викторианское литературоведение (позитивизм, культурно-исторический метод, импрессионистическую критику; позже не принималась во внимание и эстетика литературного экзистенциализма). Восходит к литературоведческим штудиям русских формалистов (Роман Осипович Якобсон, Юрий Николаевич Тынянов, Виктор Борисович Шкловский и др.).


У истоков стоят англо-американские поэты Томас Стернз Элиот
(«Избранные эссе») и Эзра Паунд («Литературные эссе», «Путеводитель по культуре»). «Новая критика» прошла длительную эволюцию. Расцвет в США приходится на 1940-е годы. Представители американской ветви «новой критики»: Джон Кроу Рэнсом, Кл. Брукс, Аллен Тейт, Айвор Ричардс и др.

Основные положения / принципы «новой критики»:


  1. внимание к универсальным аспектам литературного произведения (повествовательные формы/регистры; «точки зрения»), что роднит «новую критику» со структуралистским подходом;

  2. использование при анализе литературно-художественного произведения техники «тщательного чтения» (вариант: «пристального чтения» – close reading);

  3. close reading, в свою очередь, предполагает сосредоточение исследователя на вопросах внутритекстовой семантики; произведение воспринимается как абсолютно автономное, вне историко-литературного и социального контекста;

  4. исследователь должен обнаружить имманентный (т.е. внутренне присущий данному произведению) смысл;

  5. собственно эстетический смысл произведения, который не поддаётся перефразированию, обеспечивается столкновением двух типов художественного означаемого – экстенсивным (денотативное значение) и интенсивным (коннотативное измерение художественного языка). Такова концепция А. Тейта.


Представители «новой критики» полагают, что произведения литературы и искусства суть чисто эстетические явления. В основу анализа художественного произведения положен изолированно взятый текст, ценность которого заключается в нём самом (см. выше: «тщательное прочтение»).

Методология «новой критики» внедрена в систему высшего филологического образования США и Великобритании. Она легко воспринимается студентами, поскольку требует от них одного – умения «читать слова на листе», находя в тексте герметические (замкнутые) смыслы. При этом отбрасывается историко-литературный аспект бытования произведения и рецептивный фактор. Перекочевав из Европы в США, «новая критика» после 1940-х годов входит там в фазу кризиса. В 1950-х годах она неожиданно становится востребованной во Франции благодаря развившемуся там мощному течению структурализма во многих областях гуманитарного знания (в антропологии – К. Леви-Стросс, в языкознании – Ф.де Соссюр, Р. Якобсон, Н. Хомский, в семиотике – Л. Ельмслев).


К позднему европейскому направлению «новой критики» относят типологически сходные ответвления французского структурализма и неориторики (1960-70-е гг.), которые имели следующие печатные органы.

1960-е гг. «Тель кель» / «Tel Quel» («Таков, каков есть») – французский авангардный литературно-теоретический журнал структуралистского направления (Р. Барт, Ц. Тодоров, Ж. Женетт, Ю. Кристева и др.). Один из основных постулатов: вместо рефлексий «по поводу» литературы устанавливается жёсткий примат собственно литературоведческого исследования.

1970-е гг. Журнал «Шанж» («Change») – постструктуралистское направление (его организовали вышедшие из «Тель кель» Р. Барт и Ю. Кристева, её муж Ф. Соллерс и др.). Название журнала означает «обмен», «смена одного другим» (т.е. в данном случае отражает переориентацию на постструктурализм).

Журнал «Мю» / или «Группа мю» / «Groupe µ» (в русле структурализма и неориторики). Назван в честь метафоры – главной, как полагали в древности, фигуры речи (µ – начальная буква слова «метафора»). Организован профессурой Льежского университета (Бельгия). Группа Мю систематизировала все риторические фигуры (ср. выше: повествовательные регистры).