prosdo.ru   1 ... 45 46 47 48

В Оружейной палате хранятся десять пасхальных яиц, самое раннее из которых относится к 1891 году. Всего же фирма Карла Фаберже изготовила более пятидесяти пасхальных яиц для императорской фамилии, но в настоящее время известно местонахождение лишь 48 из них.

Частично изделия фирмы Фаберже были вывезены за границу русскими эмигрантами после революции. За границей оказалась редчайшая коллекция произведений Фаберже из собрания Юсуповых, составляющая теперь ядро музея Хилвуд в Вашингтоне. А в Париже было продано яйцо «Гатчинский дворец», созданное мастером Михаилом Перхиным около 1912 года. Яйцо разделено на двенадцать сегментов мелкими ровными жемчужинами, покрыто белой прозрачной эмалью по гильошированному рисунку в виде муаровых волн и украшено орнаментом из красных бантов и зеленых листьев. Сюрприз яйца – модель Гатчинского дворца, любимой резиденции Марии Федоровны, из четырехцветного золота со всеми архитектурными подробностями и памятником Павлу I перед фасадом.

Целыми партиями покупали произведения искусства и предметы личного обихода царской семьи Арманд Хаммер, Александр Шеффер и другие «коллекционеры». А серебряные изделия после революции зачастую так просто продавались на вес, без учета их художественной ценности. Александр Шеффер когда-то начинал работать в галерее Хаммера, а позже открыл в Нью-Йорке фирму «Русская вилла» – одну из самых богатых и известных фирм по продаже русского антиквариата. Вторая в мире по значимости коллекция изделий Фаберже крупного бизнесмена Малколма Форбса на шестьдесят процентов приобретена именно через «Русскую виллу» (около 360 изделий).

Судьба разбросала работы фирмы Карла Фаберже по всему свету. Пасхальные яйца-сюрпризы можно увидеть во многих музеях Америки – в Вашингтоне, Новом Орлеане, Кливленде, Балтиморе, а также частных коллекциях США и Европы.

В 1989 году по инициативе Морин О’Коннор, мэра города Сан-Диего, и Государственных музеев Московского Кремля была организована выставка «Искусство Фаберже: Пасхальные сюрпризы». Выставка прошла в Сан-Диего и Москве, на ней были представлены 27 пасхальных сюрпризов Фаберже из разных коллекций.


На эту выставку любезно представила два яйца английская королева Елизавета II. Английское королевское собрание произведений Фаберже является самым крупным в мире и насчитывает более 450 предметов. Начала собирать эту коллекцию еще королева Александра, последующие английские монархи продолжали ее пополнять. Из королевской коллекции особый интерес представляет яйцо под названием «Мозаичное», поражающее изобретательностью фантазии, виртуозным мастерством и изысканностью ювелирной работы. На тончайшем платиновом камне вместо шелковых нитей засверкали и заискрились рубины, алмазы, сапфиры, зеленые гранаты. Сюрприз яйца – овальный экран на подставке с миниатюрными профильными портретами детей императора Николая II. На другой стороне экрана – корзина с цветами и надпись с датами рождения и именами новорожденных.

Особая заслуга К. Фаберже заключается еще и в том, что он впервые использовал в своих изделиях удивительной красоты уральские и сибирские самоцветы, а также драгоценные камни Кавказа. Продавцы камней были желанными гостями в его доме, и сам он, естественно, был признанным знатоком минералов, недаром он стал оценщиком драгоценных камней при императорском дворе. Известность приобрели и такие изделия фирмы как часы, табакерки, портсигары, ювелирные украшения, подарки-сувениры, миниатюрные скульптурные фигурки людей, животных, миниатюрные игрушки и многое другое.

Мастерская знаменитого ювелира Карла Фаберже производила еще и изысканные флакончики для духов. Один из них, в виде совы, находится в коллекции ювелира Геза фон Габсбурга. Это самое крупное частное собрание драгоценных бутылочек фирмы Фаберже, в нем насчитывается сорок флаконов. По словам экспертов, такая коллекция оценивается в сотни тысяч фунтов стерлингов.

Орден «Победа»

Мысль об учреждении этого ордена для награждения высшего командного состава возникла у советского руководства летом 1943 года. Первоначально для него предполагалось название «За верность Родине». Для работы над проектом ордена были привлечены видные советские художники-медальеры. Например, проектный эскиз художника Н. Неелова выглядел следующим образом: в центральном круглом медальоне изображались повернутые вправо профили В.И. Ленина и И.В. Сталина, а в нижней части – надпись «За верность Родине».


Также был приглашен и художник А.И. Кузнецов – автор рисунка Ордена Отечественной войны. Он получил задание создать особый орден – для награды советским полководцам за проведение крупномасштабных успешных боевых операций, поэтому и внешнее оформление ордена должно было отличаться от ранее учрежденных наград, предполагалось в его оформлении использовать драгоценные камни.

В ходе работ над эскизом ордена появилось его новое название – «Победа». Учреждение ордена совпало с празднованием 25-й годовщины со дня Октябрьской революции – 8 ноября 1943 года. Еще шла война, враг еще был очень силен, но самые трудные испытания считались пройденными, и никто уже не сомневался в победе над фашизмом. К этому времени гитлеровским войскам был нанесен сокрушительный удар: разгром под Москвой, окружение и уничтожение сталинградской группировки, разгром вражеских полчищ на Курской дуге, форсирование Днепра и освобождение Киева – все это свидетельства не только возросшего боевого мастерства, мужества и отваги советских солдат и офицеров, но и высокого военного искусства высшего командного состава Советских Вооруженных Сил.

Все проектные рисунки ордена (как и пробные образцы) в основе своей изображали красную звезду, украшенную бриллиантами. На разных эскизах А.И. Кузнецова в центральном круглом медальоне варьировались одни и те же изображения: Государственный герб СССР, серп и молот, развернутое красное знамя и Спасская башня Кремля. Окончательный вариант ордена «Победа» был выбран Верховным Главнокомандующим 5 ноября 1943 года; а 8 ноября 1943 года Указом Президиума Верховного Совета СССР был учрежден сам орден, его статут и описание знака. В статуте сказано: «Орденом «Победа», как высшим военным орденом, награждаются лица высшего командного состава Красной Армии за успешное проведение таких боевых операций, в масштабе нескольких или одного фронта, в результате которых в корне меняется обстановка в пользу Красной Армии».

Орден представлял большую выпуклую пятиконечную звезду из рубинов, богато украшенную бриллиантами. Общий вес драгоценных бриллиантов в ордене должен был равняться 16 каратам.


Основа ордена «Победа», размер которого равнялся 72 миллиметрам между концами противоположных лучей, изготовлялась из платины. В центральном круглом медальоне были помещены золотые листья (дубовые и лавровые), обрамляющие стены и башни Кремля, а под ними – Мавзолей В.И. Ленина. В нижней части круга на красной эмалевой ленте располагалась надпись – «Победа», в верхней части медальона буквами белой эмали была сделана надпись – «СССР». На оборотной стороне ордена было сделано приспособление для крепления его на одежду.

Первое награждение орденом «Победа» состоялось в 1944 году – через пять месяцев после его учреждения. Указом Президиума Верховного Совета СССР были отмечены заслуги двух боевых полководцев – маршалов Советского Союза Георгия Константиновича Жукова и Александра Михайловича Василевского.

В начале 1944 года маршал Г.К. Жуков принял командование Первым Украинским фронтом, и уже вскоре Южному флангу гитлеровских армий был нанесен сокрушительный удар. В результате успешно предпринятого наступления в марте месяце войска фронта уже к началу апреля продвинулись на 350 километров вперед, разгромив большую группировку вражеских войск и освободив при этом 57 городов и сотни населенных пунктов.

За годы Великой Отечественной войны было произведено 19 награждений орденом «Победа». Дважды им награждались генералиссимус И.В. Сталин, маршалы Г.К. Жуков и А.М. Василевский. По одному ордену – за искусное руководство войсками – маршалы И.С. Конев, К.К. Рокоссовский, Ф.И. Толбухин, Л.А. Говоров и С.К. Тимошенко, а также генерал армии А.И. Антонов. Маршал К.А. Мерецков был награжден орденом «Победа» за отличие в войне с Японией.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 августа 1944 года были утверждены образец и описание ленты ордена «Победа», а также определен порядок ношения планки с лентой ордена «Победа». Ширина шелковой муаровой ленты составляла 46 миллиметров. Посреди ее проходила красная полоса шириной 15 миллиметров, по обе стороны от нее (ближе к краям ленты) проходят зеленые, синие, светло-голубые и бордовые полоски, окаймлена лента оранжевыми и черными полосками. Размер планки, на который крепится лента ордена «Победа», – 46 х 8 миллиметров.


Высшим советским военным орденом были отмечены и пять иностранных военачальников – за вклад в общую победу над фашизмом. Это были маршал Иосиф Броз Тито – Верховный Главнокомандующий Народно-освободительной армией Югославии, маршал М. Роля-Жимеринский – Верховный Главнокомандующий Войска Польского, французский генерал Б. Монтгомери – командующий войсками группы армий в Западной Европе, Михай I – бывший король Румынии (на заключительном этапе войны румынские войска принимали участие в военных действиях на стороне союзников).

Сверкающий бриллиантами орден «Победа» в июне 1945 года в немецком городе Франкфурте-на-Майне Г.К. Жуков вручал генералу американской армии Д. Эйзенхауэру – Верховному Главнокомандующему союзными экспедиционными силами в Западной Европе. «Я поражен такой большой наградой советского правительства, – сказал Д. Эйзенхауэр, – и польщен тем, что получаю такой орден из рук маршала Жукова».

После Второй мировой войны Д. Эйзенхауэр стал политиком, и его прочили в президенты, но… «кандидату на выборах 1952 года не к лицу было иметь награду коммунистического государства». И орден «Победа» был сдан в музей Д. Эйзенхауэра в Абилине. В этом отношении очень любопытно свидетельство одного из адъютантов американского генерала: «Орден «Победа» был оценен в 100 000 долларов. Эйзенхауэр тщательно пересчитал бриллианты, учел их размеры… Но как быть с рубинами?

Тогда обратились к экспертам, но и они не смогли назвать их точную стоимость, потому что не могли понять – подлинные или синтетические рубины укреплены на ордене. Окончательное решение вынести никому не удалось, так как никто в США не видел подлинных рубинов таких размеров».

11

18

24

31

39

46

53

Примечания

1

 Вейденбаум Е.Г. в своем исследовании «Большой Арарат и попытки восхождения на его вершину» утверждает, что Западная Европа не имела никакого представления о местоположении Ноевой горы до тех пор, пока Марко Поло и католические миссионеры не познакомили ее со странами, лежащими за Кавказом.


2

 Шамаш – бог Солнца, света, справедливости, оракулов и предзнаменований.

3

 Здесь Хаммурапи намекает, что, свергнув ларсскую династию, он пощадил сам город.

4

 Нагир – лицо, исполнявшее обязанности судебного исполнителя.

5

 В Древнем Вавилоне вместо чеканенной монеты в ходу были серебряные слитки определенного веса в форме колец. 1 сикль по весу равнялся 8 граммам.

6

Протянуть палец – несправедливо обвинить, оклеветать.  

7

 Волосы остригали на висках в знак бесчестия.

8

 От имени банкира алмаз получил название «Хоуп» («Надежда»), а до этого (по некоторым сведениям) он назывался «Голубой Тавернье».

9

 Это название много раз упоминается в Библии, «Иудейских древностях» Иосифа Флавия и апокрифических сочинениях.

10

 Подробнее о Храме Соломона можно прочитать в книге «100 великих чудес света».

11

 Сейчас эта плита находится близ южных ворот на наружной стене мечети «Купол скалы». 

12

Современные исследователи истории американских индейцев считают, что коренные обитатели сами могли создать свои замечательные произведения, и поэтому они отвергли теорию Х. Мельгара.  

13

 В противоположность горизонтальному в баскетболе.

14

 Античные авторы Оксом называли Амударью.

15

 У древних фракийцев существовал обычай, что побратавшиеся лица пьют из одного сосуда.

16

 Общим именем «скифы» в науке называется население евразийских степей, жившее от Дуная до Енисея в VII—III веках до нашей эры. Причем состояло оно из многих родственных племен, которые имели свои собственные названия.

17

В Винницкой области, а потом в районе Мелитополя и под Ростовом археологи нашли точно такие же гориты.  


18

 Существует и такое, довольно распространенное предание: «Когда похоронная процессия из Александрии двинулась в Сиву, в пути она попала в песчаную бурю, потеряла в пустыне дорогу и была занесена песками вместе с гробницей».  

19

 Только Афина, Гестия и Артемида не были подчинены ее могуществу.

20

 То есть на охоте и на войне.

21

 Хорошим металлом в «Речах царств» названа бронза, а плохим – железо. Это не значит, что железное оружие китайцы вообще не изготовляли, археологи находят как отдельные экземпляры железного оружия, так и формы для его отливки. Но все равно бронзовое оружие являлось основным, а железное – вспомогательным; лишь во время правления династии Хань они поменялись местами.

22

 О том, каким скульптурам принадлежали найденные в гроте Тиберия обломки, можно подробнее прочитать в книге А. Варшавского «Судьбы шедевров» (М.: Детская литература, 1984).

23

 Интересующиеся читатели могут подробнее узнать об этом, например, в журнале «Чудеса и приключения» (1995, № 8; 1996, № 2).

24

 С содержанием этого романа читатели могут познакомиться в статье Л.Замойского, напечатанной в журнале «Чудеса и приключения» (№ 11 за 1994 год).

25

 Голгофу греки называют Краниево от слова «череп», здесь погребена голова первого человека – Адама.

26

 Ученые полагают, что это название происходит от латинского слова «cubiculum» – комната, покой, опочивальня. В эпоху раннего средневековья так называлась царская сокровищница. А Святая Кувуклия – это образ неоценимой сокровищницы, в которой «тридневно плотию опочил, яко мертв, Спаситель рода человеческого».

27

 О находке В.А. Городцова в рязанском селе Алеканове рассказано в главе «Диск из Феста».

28

Подробнее об этом можно прочитать в книге «100 великих чудес света» (глава «Священная Мекка»). 


29

 Известный исследователь африканских культур Н.Б. Кочакова считает, что скульптурные изображения человеческих голов по стилю очень похоже на древнегреческую скульптуру, так как они выполнены даже не в реалистической, а сугубо натуралистической манере.

30

 В 1815 году Габсбурги вернули Венеции коней Лисиппа.

31

Подробнее о раскопках храма можно прочитать в книге «100 великих чудес света».  

32

 В Южной Азии чортен известен под названием «ступа».

33

 О самом соборе Святого Петра можно прочитать в книгах «100 великих чудес света» и «100 великих музеев мира».

34

 О терракотовой армии императора подробно рассказывается в книге «100 великих чудес света».

35

Чичен-Ица означает буквально «рот колодца, пасть».  

36

 Виталий Смирнов в своей статье «Куда уплыло золото тамплиеров» (журнал «Чудеса и приключения, 1995, № 10) выдвигает версию, что его «отмыли» средневековые алхимики.

37

 В Гентском алтаре они заменены копиями.

38

 Поляки произносят его имя как «Вит Ствош».

39

 В 1477 году Ф.Штос переселился с семьей из Нюрнберга в Краков, куда его пригласил польский магистрат для создания самого большого в городе алтаря в Мариацком соборе.  

40

 Инки называли золото «путом Солнца», а серебро – «слезами Луны».

41

Ухув-элао – это резные деревянные головы предков, служившие посредниками между потусторонним и земным мирами. 

42

Михаил Федорович Сунбулов.  

43

 Кривцов Н., Рогинский Н. В колыбель Лузитании (Вокруг света. 1998. № 8).

44

 Не путать с испанским подразделением, посланным воевать в Россию.

45

 Корреспонденты «Вокруг света» рассказывают несколько иную версию, которую им довелось услышать в Португалии. Будто бы Казанская икона Божьей Матери с войсками Врангеля попала в Крым, оттуда в Румынию, а затем она оказалась в США. От русских эмигрантов икона и перешла к «Голубой дивизии».


46

Некоторые ученые предполагают, что эта икона тождественна украденной в Казани.  

47

 Имеется в виду техника ложной филиграни.

48

 Камка – шелковая ткань с различными фигурами и узорами.

49

 То есть митрополит никейский Григорий.

50

 Об этом «преступлении века» можно подробнее прочитать в журнале «Наука и религия» (1984, № 4—5).

51

 После шлифовки вес «Великого Могола» уменьшился до 280 каратов.

52

 В романе английского писателя этот алмаз имеет желтый цвет.

53

Сейчас Андреевский крест Петра I хранится в Алмазном фонде России.  

54

 В 1799 году Наполеон заложил алмаз, чтобы совершить переворот 18 брюмера.

55

 Имеется в виду Таврический дворец.

56

 Это имя пока остается неизвестным.

57

 Так Г.Р. Державин назвал фигуру «китайца».

58

 Вероятно, имеется в виду Н.Шааф.

59

 Впервые о Розеттском камне девятилетний Ж.Ф. Шампольон узнал из 37-го номера «Египетского курьера».

60

 Несколько знаков открыли датский ученый Г. Цоёг и шведский востоковед Д. Окерблад; французский ученый де Саси остановился перед проблемой, почему в демотическом тексте различные имена начинаются с одинаковой буквы. Английский врач и естествоиспытатель Томас Юнг дешифровал пять знаков иероглифического письма и определил их звучание, подтвердив уже давно высказанную гипотезу, что в древнеегипетском письме гласные не встречаются.

61

 В настоящее время эти грамоты хранятся в королевском архиве в Стокгольме.

62

 О строительстве храма Христа Спасителя можно прочитать в книге «100 великих чудес света».  

<< предыдущая страница