prosdo.ru
добавить свой файл
1 2 3 4
Абу Али ибн Сина (Avicenna)


pdfпечатьe-mail

Обновлено 21.08.2011 14:06 Автор: Administrator 21.08.2011 13:49

avicenna

 

Абу Али Ибн Сина Avicenna

980 – 18 июня 1037. Период правления Саманидов.

Абу Али Ибн Сина (Авиценна)Таджикский врач, учёный, философ и поэт Абу Али аль Хусейн ибн Абдаллах Ибн Сина (латинизированное имя – Авиценна) родился в с. Афшана, близ Бухары. Жил в Средней Азии и Иране, изучал в Бухаре математику, астрономию, философию и медицину, занимал должности врача и везира при различных правителях.

Мальчик с раннего возраста проявлял исключительные способности и одарённость. Уже к десяти годам он знал наизусть почти весь Коран. Затем его отправили изучать мусульманское законоведение в школу, где он был самым младшим. Но вскоре даже самые взрослые из слушателей школы оценили ум и знания мальчика и приходили к нему советоваться, хотя Хусейну только исполнилось 12 лет. Позже он изучал логику и философию, геометрию и астрономию под руководством приехавшего в Бухару учёного Абу Абдаллаха Натили. С 14 лет юноша начал заниматься самостоятельно. И геометрия, и астрономия, и музыка ему давались легко, пока он не познакомился с «Метафизикой» Аристотеля. В автобиографии он упоминал, что несколько раз прочитал этот труд, но не смог понять его. Помогла в этом книга Аль-Фараби с комментариями к «Метафизике». В 16 лет Ибн Сину пригласили лечить самого эмира Бухары. В автобиографии Авиценна писал: «Я занялся изучением медицины, пополняя чтение наблюдениями больных, что меня научило многим приёмам лечения, которые нельзя найти в книгах».


После взятия Бухары тюрками и падения династии Саманидов в 1002 году Ибн Сина направился в Ургенч, ко двору правителей Хорезма. Тут его стали называть «князем врачей». В 1008 г. после отказа Ибн Сины поступить на службу к султану Махмуду Газневи благополучная жизнь сменилась годами скитания. Некоторые работы он писал в седле во время своих долгих переездов.

В 1015—1024 гг. жил в Хамадане, сочетая научную деятельность с весьма активным участием в политических и государственных делах эмирата. За успешное лечение эмира Шамс ад-Давла он получил должность везира, но нажил себе врагов в военных кругах. Эмир отклонил требование военных предать Ибн Сину казни, но принял решение сместить его с занимаемой должности и выслать за пределы своих владений. Через сорок дней с эмиром случился очередной приступ болезни, который заставил его отыскать ученого и вновь назначить своим министром.

После смерти эмира за попытку перейти на службу к правителю Исфахана на четыре месяца он был заточен в крепость. В последние годы жизни служил в Исфахане при дворе эмира Ала ад-Давла. Перед смертью он приказал отпустить всех своих рабов, наградив их, и раздать всё своё имущество беднякам.

Ибн Сина был учёный, одержимый исследовательским духом и стремлением к энциклопедическому охвату всех современных отраслей знаний. Философ отличался феноменальной памятью и остротой мысли.

Лекарство для бессмертия

По преданию, почувствовав близкий конец, Ибн Сина решил дать бой смерти. Он приготовил 40 снадобий, которые надлежало последовательно применить в случае его смерти, и продиктовал правила их использования своему самому верному ученику. После смерти Ибн Сины ученик приступил к оживлению, с волнением замечая, как немощное тело старца постепенно превращается в цветущее тело юноши, появляется дыхание, розовеют щёки. Оставалось последнее лекарство, которое нужно было влить в рот и оно бы закрепило жизнь, восстановленную предыдущими снадобьями. Ученик был так поражён произошедшими изменениями, что выронил последний сосуд. Спасительная смесь ушла в глубину земли и через несколько минут перед учеником лежало дряхлое тело учителя [2].


Книга исцеления

Написанный на арабском энциклопедический труд «Книга исцеления» («Китаб аль-Шифа») посвящён логике, физике, биологии, психологии, геометрии, арифметике, музыке, астрономии, а также метафизике. «Книга знания» («Даниш-намэ») также является энциклопедией.


Труды по медицине


Основные медицинские произведения Ибн Сины:

* «Канон врачебной науки» («Китаб ал-Канун фи-т-тибб») — сочинение энциклопедического характера, в котором предписания античных медиков осмысленны и переработаны в соответствии с достижениями арабской медицины. В «Каноне» Ибн Сина предположил, что заболевания могут вызываться какими-то мельчайшими существами. Он первый обратил внимание на заразность оспы, определил различие между холерой и чумой, описал проказу, отделив её от других болезней, изучил ряд других заболеваний. Существует множество переводов «Канона врачебной науки» на латинский язык.
* «Лекарственные средства» («Ал-Адвият ал калбия») — написан во время первого посещения Хамадана. В произведении подробно приведены роль сердца в возникновении и проявлении пневмы, особенности диагностики и лечения заболеваний сердца.
* «Удаление вреда от разных манипуляций посредством исправлений и предупреждений ошибок» («Дафъ ал-мазорр ал куллия ан ал-абдон ал инсония би-тадорик анвоъ хато ан-тадбир»).
* «О пользе и вреде вина» («Сиёсат ал-бадан ва фазоил аш-шароб ва манофиъих ва мазорих») — самый короткий трактат Ибн Сины.
* «Поэма о медицине» («Урджуса фит-тиб»).
* «Трактат о пульсе» («Рисолайи набзийа»).
* «Мероприятия для путешественников» («Фи тадбир ал-мусофирин»).
* «Трактат о сексуальной силе» («Рисола фил-л-бох») — описаны диагностика, профилактика и лечение сексуальных нарушений.
* «Трактат о уксусомёде» («Рисола фи-с-сиканджубин») — описаны приготовление и лечебное применение различных по составу смесей уксуса и мёда.
* «Трактат о цикории» («Рисола фил-хиндабо»).

* «Кровеносные сосуды для кровопускания» («Рисола фил-урук ал-мафсуда»).

* «Рисола-йи жудия» — описываются лечение заболеваний уха, желудка, зубов. Кроме этого в нём описаны проблемы гигиены. Некоторые исследователи оспаривают авторство Авиценны.


Копия рукописи «Канон врачебной науки» (Аль-Ганун Фи ат-Тибб) Ибн Сины 1030 года, сделанная в 1143 в Багдаде. Институт рукописей Национальной Академии Наук Азербайджана в Баку


Философия
В понимании предмета метафизики Ибн Сина следовал Аристотелю. Вслед за Аль-Фараби Ибн Сина различает возможно сущее, существующее благодаря другому, и абсолютно необходимо сущее, существующее благодаря себе. Ибн Сина утверждает совечность мира Творцу. Творение в вечности Ибн Сина объяснял с помощью неоплатонического понятия эманации, обосновывая таким образом логический переход от первоначального единого к множественности тварного мира. Однако в отличие от неоплатонизма он ограничивал процесс эманации миром небесных сфер, рассматривая материю не как конечный результат нисхождения единого, а как необходимый элемент любого возможного бытия. Космос делится на три мира: материальный мир, мир вечных несотворенных форм, и земной мир во всем его многообразии. Индивидуальная душа образует с телом единую субстанцию, обеспечивающую целостное воскрешение человека; носителем философского мышления выступает конкретное тело, предрасположенное к принятию разумной души. Абсолютная истина может быть постигнута посредством интуитивного видения, которое предстаёт кульминацией процесса мышления.

К кругу мистических произведений Ибн Сины относятся «Книга о птицах», «Книга о любви», «Книга о сущности молитвы», «Книга о смысле паломничества», «Книга об избавлении от страха смерти», «Книга о предопределении».

Ему же принадлежат стихотворения на персидском языке, большей частью в форме рубаи.

Астрономия

Находясь в Гургане, Ибн Сина написал трактат об определении долготы этого города. Ибн Сина не смог воспользоваться тем методом, которым пользовались Абу-ль-Вафа и аль-Бируни, и предложил новый метод, состоящий в измерении кульминационной высоты Луны и её сравнении с высотой в Багдаде путём вычислений по правилам сферической тригонометрии.


В «Книге о способе, предпочитаемом другим способам при конструировании наблюдательного инструмента», Ибн Сина описал изобретенный им наблюдательный инструмент, который по его мнению, должен был заменить астролябию; в этом инструменте для уточнения измерений впервые применялся принцип нониуса.

Литература

Сочинения

* Ибн Сина. Даниш-намэ. Книга знания. Сталинабад, 1957.
* Ибн Сина. Канон врачебной науки. В 5 т. Ташкент, 1956-60.
* Ибн Сина. Математические главы «Книги знания». Душанбе, 1967.
* Ибн Сина. Послание о любви. Тбилиси: Мецниереба, 1976.
* Ибн Сина. Избранное. М.: Книга, 1980.
* Ибн Сина. Избранные философские произведения. М.: Наука, 1980.
* Аль-Бируни и Ибн-Сина. Переписка. Ташкент: Фан, 1973.

О нём

* Ахадова М. А. Арифметическая часть «Книги знания» Ибн Сины. Геометрическая часть «Книги знания» Ибн Сины. Учёные записки Бухарского госпединститута, 12, 1964.
* Петров Б. Д. Ибн Сина (Авиценна) М., Медицина 1980.
* Джибладзе Г. Н. Системы Авицены: Абу Али Ибн-Сина. Экзотерический очерк. (Некоторые обобщения и материалы). Тбилиси, 1986.
* Диноршоев М. Натурфилософия Ибн Сины. Душанбе, 1985.
* Завадовский Ю. Н. Абу Али Ибн Сина: Жизнь и творчество. Душанбе, 1980.
* Лютер И. О. Метафизика Ибн Сины: угол — отношение, качество, положение или всё-таки количество? Историко-математические исследования, 8(43), 2003, с. 278—302.
* Шидфар Б. Я. Ибн Сина. М., 1981.
* Сагадеев А. В. Ибн Сина (Авиценна). М., 1985.
* Gardet L. La pense religieuse d Avicenne (Ibn Sina). Paris, 1951.
* Nasr S.H. Three Muslim Sages. Avicenna. — Suhrawardi — lbn Arabi. Cambridge (Mass.), 1964.
* Morewedge P. The metaphysica of Avicenna. London, 1973.
Биография


Абу Али Хусейн ибн Абдаллах ибн Сина.

Ибн Сина, Абу Али Хусейн ибн Абдаллах (латинизированное имя — Авиценна), арабский философ и врач, знаменитый ученый-энциклопедист мусульманского мира, последователь Аристотеля. Родился около Бухары в селе Афтана в 980 г. Начав с изучения богословия, он позднее познакомился со светскими науками (математика, философия, медицина) и к 20 годам стал крупным и известным ученым.


После падения Сасанидов Авиценна до конца жизни странствовал по дворам удельных персидских князей, становясь их придворным лекарем. Он был большим авторитетом для своих коллег — европейских врачевателей.

Труд всей жизни Авиценны — медицинская энциклопедия в 5 частях — «Канон медицины». Книга приобрела мировую известность и многократно переводилась на европейские языки. «Канон врачебной науки», представляющий собой обобщение взглядов и опыта греческих, римских, индийских и среднеазиатских врачей, переиздавался на латинском языке около 30 раз и на протяжении многих веков был обязательным врачебным руководством в Европе и странах Востока.

Мусульманские богословы подчас обвиняли Авиценну в ереси и атеизме. Его философские и естественно-научные трактаты пользовались большой популярностью на Востоке и на Западе в течение ряда столетий. Сегодня многие труды по философии и естествознанию утрачены. Сохранились немногочисленные стихи на арабском языке и на фарси. Основная тема его поэтического творчества — вечность материи, гимн просвещению и науке.

Авиценна оказал большое влияние на классическую иранскую литературу, в меньшей мере — на арабскую,  и, в некоторой степени, на средневековую еврейскую литературы. С его повестью «Живой, сын Бодрствующего» некоторые исследователи связывают создание «Божественной комедии» Данте. Умер в 1037 г.
Ибн Сина. Кто он, этот уникальный человек?
Карина Ферапонтова


Абу Али Хусейн ибн Абдаллах ибн Сина.

Свыше тысячи лет назад (около 980-1037) в Бухаре жил гениальный человек по имени Абу Али Хусейн ибн Абдаллах ибн Сина. Непривычно длинное имя. И, конечно, более знакомо его латинизированное произношение – Авиценна.

Кто он, Ибн Сина? Врачи говорят, что он – великий врач. Математики считают его известным астрономом и математиком. Литераторы добавляют, что Ибн Сина к тому же поэт и писатель. И это еще не все. Музыканты считают его теоретиком музыки, философы – великим мыслителем. И все они правы.


Авиценна – иранец по происхождению. Его биография, дошедшая до наших дней, написана им самим. Она включает в себя первые 30 лет жизни. Затем описывать жизненный путь Авиценны продолжил его ученик – ал-Джузджани. Первые навыки образования мальчик получил еще от своего отца – чиновника, принадлежавшего к исламистам. Способности ребенка оказались незаурядными, жажда к знаниям безгранична. К 10 годам он наизусть знал Коран и освоил словесные дисциплины (грамматику, поэтику, литературу, историю).

Авиценна работал почти во всех областях знания. Он не только в совершенстве знал теорию, но и успешно применял свои знания на практике. В возрасте 17 лет Ибн Сина как врач пользовался такой славой, что был приглашен ко двору Нуха ибн Мансура, который долго болел, и придворные врачи ничем не могли ему помочь. Ибн Сина вылечил правителя. И в благодарность ему было позволено пользоваться дворцовой библиотекой, лучшей и богатейшей на всем Ближнем Востоке. Ему удалось невероятно расширить свои познания.

Но почему через 100 с небольшим лет после смерти Ибн Сины по приказу религиозных фанатиков сжигают его философские книги? А еще через несколько сотен лет, в 1593 в Европе печатают (сразу после Библии) четыре огромных тома «Канона врачебной науки».

Работая в области психологии, будучи материалистом, он впервые попытался связать деятельность отдельных частей мозга. Кроме других наук, Авиценна интересовался и ботаникой, потому что врачу необходимо разбираться в растениях, имеющих целебные свойства. Карл Линней, учитывая заслуги Ибн Сины в этой области науки, назвал его именем вечнозеленое тропическое растение Авиценния.

О многих книгах Авиценны мы знаем только понаслышке. Авиценна первым, за шесть веков до Декарта, записал в «Ишарат»: «Я мыслю, и это значит, что я существую». Этот культ разума, который по сути противопоставлен всесилию ислама, был проявлением прогрессивной тенденции в сложном мировоззрении Ибн Сины. Ученый считал, что мир по своей сущности материален и вечен. Загробную жизнь он признавал только в чисто духовном смысле.


Его не раз бросали в темницу и грозили мечом палача. Он скрывался, бродил по пустыне, сидел в заточении, участвовал в походах, занимался государственными делами, снова скрывался, но всегда работал, писал.

Надо признать, что обвинители Ибн Сины сумели разобраться и в его иносказаниях, и в его противоречиях. Авиценна верил в Аллаха и не мог в свой век не верить в него. Но он превратил Аллаха в такую опустошенную субстанцию, которая существует, но не действует, поскольку извечный мир живет по своим законам.

«Я не могу прожить час, – говорил Авиценна, – не узнав немного нового. Я должен постоянно узнавать новое о мире, иначе я просто не могу жить». Он спешил жить, памятуя о бренности жизни:

Плохо, когда сожалеть о содеянном станешь.
Прежде чем ты, одинокий, от мира устанешь,
Делай сегодня то дело, что выполнить в силах.
Ибо возможно, что завтра ты больше не встанешь.

В 1023 году ученый переехал в Исфахан, где создал свою энциклопедию на персидском – «Книгу знаний». Кто же он – вечный скиталец, то министр, то визирь, то арестант в заточении? Ответ знал только он сам. Или не знал.

Напряженный труд и скитания надломили организм Ибн Сины. Он умер от колита в июле 1037 года.

В честь 1000-летия со дня его рождения (по лунному календарю) коллектив Института востоковедения приступил к переводам его трудов с арабского на русский и узбекский. Эта грандиозная работа была завершена публикацией в 1956-1960 годах полного текста «Канона» на обоих языках.




следующая страница >>