prosdo.ru
добавить свой файл
1


Авторы Программы ждут от широкой общественности конкретных предложений, направленных на ее улучшение.


АНТИКРИЗИСНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ БЕЛАРУСИ

(подготовлена группой экспертов под общей

редакцией д.э.н., проф. С.Богданкевича)

Развитие по административно-командной модели, сохранение государственного монополизма привели экономику Беларуси к парадоксальному положению, когда рост ВВП сопровождается ее фактическим разрушением, товарно-денежной разбалансированностью и общим падением эффективности. Рост ВВП за 2010 г. на 7,6% обеспечен ростом внешних заимствованием на 29%, ростом внутренней задолженности экономики банкам на 40%, превышением импорта над экспортом, равным 13,5% ВВП и рядом других негативных составляющих. Экономика теряет свою конкурентоспособность. Ручное управление, сопровождаемое дотациями, льготами, преференциями, дешевыми кредитами для отдельных предприятий, не работает. Происходит разрушение культуры производства и традиции сбережения, изгнание номенклатурными кланами «мозгов» и предпринимательского капитала. Культивируется иждивенчество и «халява». Страна живет не по средствам. За 2010г. общий размер внутреннего потребления превысил объем производства более чем на 7 млрд. дол. США. Популистское, в нарушение экономических законов, повышение перед президентскими выборами 2010г. заработной платы, привело в начале 2011г. к полной дезорганизации денежно-валютного рынка, снижению золотовалютных резервов (за 1 квартал 2011г. на 31,6%), обвальному росту потребительских цен (более 16%) и реальной девальвации национальной валюты (в 1,5 раза). При этом необходимо учитывать, что если в Национальном банке РБ еще остались резервы в размере 3,8 млрд. дол. США, то у коммерческих банков величина чистых иностранных активов (резервов) составляет на 1 апреля 2011г. отрицательную величину в объеме 15 трлн. белорусских рублей (минус 4,1 млрд.дол.).

Экономике требуется незамедлительное лечение. Страна нуждается в новом экономическом курсе, который базировался бы на демократии, открытой конкуренции и рыночной платформе. Избранная авторитарно-административная модель, проводимая экономическая политика - тупиковые. Средний уровень заработной платы и пенсий в Беларуси ниже, чем у западных соседей, избравших демократию и рынок, более чем в два раза. Увеличивается отставание и от России, Казахстана. И это в условиях многомиллиардных российских ценовых субсидий по нефти и газу. Причем уровень жизни населения в последние годы искусственно поддерживался использованием на потребление продаваемой госсобственности (Белтрансгаз, Велком, БеСТ, банки - всего порядка 10 млрд.дол.) и внешних займов (кредиты МВФ, России, размещение евробондов и др. – всего более 28 млрд.дол.).


Антикризисные первоочередные шаги должны начинаться с публичного признания ошибок в выборе модели развития и экономической политике, предусматривать переход на рыночную модель, создание равных условий хозяйствования для частного и государственного бизнеса, децентрализацию управления, передачу существенной части финансов и полномочий в регионы, стимулирование развития внутринационального рынка, прежде всего малого и среднего бизнеса, определение трех-пяти приоритетов, принятие Антикризисного бюджета, очищение экономики от балласта и «липового» капитала, активизацию института банкротства, снижение налогов, нулевой налог на три года для вновь создаваемого малого и среднего бизнеса, земельную реформу, мораторий на аресты предпринимателей до суда, амнистию бизнес-заключенных.

Важнейшие принципы новой экономической политики: 1.Прозрачность действий всех органов власти. Публичный диалог власти, общества, бизнеса. Полная информация на сайтах о расходовании всех бюджетных средств и займов. 2.Эффективность. 3.Антикоррупционность.


  1. Нормализация денежно-валютного рынка, введение режима жесткой экономии, привлечение ПИИ

Задача оздоровления экономики требует прежде всего нормализации денежно-валютного рынка, восстановления единого валютного курса на основе баланса между спросом и предложением, стабилизации цен. Величина валютного курса, потребительские цены должны определяться рынком. Главная ответственность здесь должна лежать на Национальном банке, который обладал бы высокой степенью автономии как от исполнительной, так и законодательной властей. Прямую, персональную ответственность НБ РБ необходимо законодательно закрепить.

Предлагается:
  1. Национальному банку незамедлительно провести рыночную девальвацию белорусского рубля и восстановление единого валютного курса для экономики и населения. Ожидаемая первоначальная несколько завышенная девальвация приведет к снижению девальвационных и инфляционных ожиданий и тем самым к последующему укреплению рубля и оздоровлению экономики.


  2. Правительству и Национальному банку:

а) запросить у МВФ помощи для поддержки национальной валюты и стабилизации денежно -валютного рынка;

б) принять системную, комплексную программу, целью которой являлось бы оздоровление и повышение эффективности экономики, обеспечение жизни по средствам, достижение сбалансированности внешней торговли, сокращение государственных расходов, объемов кредитной эмиссии и кредитования госпроектов, прекращения практики накачки так называемых «точек роста» дешевыми кредитными ресурсами, пополнения рынка, противостоящего денежной массе, имеющейся у населения, новыми видами товаров и услуг, снижение уровня инфляции, получение стабилизационных кредитов от МВФ и России, поступление прямых иностранных инвестиций на развитие, увеличения золотовалютных резервов до объема не менее размера трехмесячного импорта за счет средств, поступающих от приватизации госсобственности и стабилизационных займов.

  1. На базе полной автономии возложить на НБ РБ персональную ответственность за:

а) поддержание в стране цивилизованного валютного рынка и функционирование единого валютного курса национальной валюты, базирующегося на рыночной основе;

б) снижение уровня инфляции до 3% и его поддержание в дальнейшем;

в) обеспечение работы банковской системы в режиме положительной ставки рефинансирования;

г) поддержания высокого уровня ликвидности банковской системы без использования безресурсной кредитной эмиссии;

д) наведения порядка с отражением сомнительных банковских активов.

  1. Вывести Национальный банк из состава учредителей коммерческих банков страны.
  2. Реализовать план постепенной приватизации государственных банков, доля которых в настоящее время составляет 73% от общей величины совокупного уставного фонда.


  3. Отменить всякие ограничения, тормозящие развитие финансового рынка и страхового дела, в том числе незамедлительно осуществить демонополизацию рынка страховых услуг.

  4. Ввести режим жесткой экономии государственных расходов. Переутвердить государственный бюджет на 2011г. Общий объем госрасходов ограничить 30% от ВВП. Сокращение произвести в рамках политики ограничения участия государства в бизнесе, прежде всего за счет снижения субсидий сельскому хозяйству и неэффективным госпредприятиям, а также прекращения финансирования (консервации) различных госпроектов.

  5. С целью снижения нагрузки на денежную систему и валютный рынок, привлечения средств населения в хозяйственный оборот, пополнения доходов бюджета за счет неналоговых поступлений:

    • устранить правовые и административные барьеры на пути создания полноценного рынка земли;

    • обеспечить продажу арендуемых у государства офисных и производственных помещений по рыночной стоимости, в т.ч. в рассрочку. В случае отказа арендаторов от приобретения арендуемых объектов продавать их через открытый аукцион;

    • обеспечить продажу земельных участков под приватизированными и частными предприятиями;

    • начать широкую распродажу земельных участков под строительство жилых домов и предприятий частного сектора экономики;

    • разработать для коттеджной застройки генпланы по всем городам (в т.ч. городам-спутникам и поселкам-спутникам). Обеспечить в местах застроек создание необходимой инфраструктуры. Организовать продажу земельных участков всем желающим по кадастровой стоимости с учетом создания инфраструктуры (дорог, сетей водоснабжения, канализации, электросетей);
    • выставить на продажу активы замороженного незавершенного строительства, осуществляемого за счет государственных средств;


    • сократить количество резиденций, находящихся в собственности управления делами президента и областных (городских) администраций, до приемлемого в условиях кризиса минимума, выставив их на продажу.




  1. В рамках оптимизации структуры управления и контроля законодательно сократить и установить пределы численности разросшихся правоохранительных органов, МВД и КГБ, а также госаппарата. Общим ориентиром должно стать сокращение не менее чем на 30% ассигнований на содержание власти всех уровней. Кроме того, было бы правильным ввести временный мораторий на увеличение заработной платы по аппарату госчиновников, включая парламент, правительство, другие органы вертикали, а также на индексацию фонда зарплаты на величину инфляции, как отражение признания вины бюрократии за архикризисное состояние экономики.

  2. Расчеты показывают, что режим экономии позволяет государству осуществлять в полном объеме финансирование социальной сферы при сокращении общей налоговой нагрузки на экономику до 25% ВВП, снижения ставки налога на добавленную стоимость с 20% до 17%, ставки налога на прибыль с 24% до 20%. Эти возможности должны быть использованы.

  3. Посредством политической и экономической либерализации обеспечить безусловное выполнение плана привлечения в страну ПИИ в размере 6,5 млрд.дол. США.

2.В правительственной комплексной Программе оздоровления экономики должны найти отражение как основополагающие, так и первоочередные вопросы и задачи.

К основополагающим относятся: полная дебюрократизация, свобода от вмешательства в бизнес «вертикали», равные условия хозяйствования для предприятий частной и государственной форм собственности; отмена льгот по налогообложению, кредитам, другим преференциям «для избранных» и равный доступ к ресурсам; свободная конкуренция и защита прав собственности; прекращение практики бесперспективного сохранения неэффективных рабочих мест, вместо стимулирования создания новых; освобождение экономики от неэффективного, архизатратного, убыточного балласта; безусловное верховенство принципов рыночной модели развития и права, свобода конкуренции.


Не менее важна реализация принципа жесткой договорной и финансовой дисциплины. Он предполагает отказ от субсидирования банкротов. Включая и скрытую форму, посредством принудительного банковского кредитования. Предусматривает широкое использование залогового права собственности на недвижимость, на землю. Инструментом, безусловно гарантирующим соблюдение строгих финансовых и договорных отношений в экономике, является только реальная угроза банкротства. Механизм банкротства необходим рынку и должен быть восстановлен в полном объеме.

Среди других вопросов и задач представляется весьма важным:


  • введение обязательной нормы общественной экспертизы объединениями предпринимателей нормативных правовых актов, касающихся хозяйственной деятельности;

  • введение поста омбудсмена по представлению и защите прав предпринимателей, частного бизнеса, госпредприятий; полноценный заявительный принцип регистрации бизнеса; дальнейшее сокращение перечня лицензируемых видов деятельности, ограничение его только теми видами, которые могут иметь непосредственное, прямое влияние на жизнь и здоровье человека;

  • отмена права регистрирующего органа ликвидировать коммерческую организацию; введение административной и уголовной ответственности за вмешательство «вертикали» в хозяйственную деятельность субъектов хозяйствования;

  • принятие единого порядка продажи государственных активов исключительно на открытом аукционе и за деньги; продажа предприятий с числом занятых до 200 человек исключительно белорусским юридическим и физическим лицам; продажа белорусским гражданам не менее 10% акций стратегических предприятий страны при продаже их иностранным инвесторам;
  • реализация принципа «кредита налогового доверия», предусматривающего освобождение предприятий с таким статусом от плановых проверок в течение 5-7 лет;


  • дальнейшее упрощение системы налогообложения, введение единого социального налога вместо существующих подоходного налога и налогов на зарплату; отмена для негосударственных предприятий отчислений в инновационные фонды; введение патентной системы налогообложения индивидуальных предпринимателей, малых предприятий, занятых розничной торговлей, оказанием бытовых услуг, небольших предприятий общепита и др.; освобождение вновь создаваемого бизнеса от налогообложения на первые три года; увеличиение нормативного объема выручки и численности работающих на предприятиях, применяющих упрощенную систему налогообложения, хотя бы до уровня предприятий союзной РФ;

  • освобождение субъектов малого предпринимательства от проведения обязательного аудита за исключением субъектов, выпускающих ценные бумаги для свободного обращения; введение моратория на проведение всех видов проверок субъектов малого бизнеса до трех лет; введение запрета на проведение рейдовых налоговых проверок стационарных объектов торговли и общественного питания;
  • внесение изменений в Закон о приватизации с целью недопущения использования средств от приватизации на «проедание», придания приватизации рационального народного характера и, во-вторых, четкого описания процедуры определения начальной цены приватизируемого объекта, порядка оповещения о проведении приватизации, состава участников, порядка проведения аукциона, выбора победителя, оплаты, передачи прав собственности, а также процедура опротестования результатов сделки. Народный характер приватизации будет обеспечен за счет поступлений до 50% от каждой сделки в Пенсионный фонд, другой части – в золотовалютные резервы страны. Ресурсы, направляемые в Пенсионный фонд, должны быть потрачены не на текущие выплаты, а на формирование источника финансирования пенсионных выплат в будущем. При приватизации стратегически важных государственных предприятий до 15% акций будет передано в Пенсионный фонд для повышения его финансовой устойчивости и получения дополнительных источников ресурсов;


  • прекращение использования бюджетных ресурсов для покрытия убыточной деятельности; ускорение процесса приватизации низкорентабельных и убыточных предприятий (в том числе через банкротство, передачу в доверительное управление, продажу с отсрочкой платежа, безвозмездную передачу и др.);

  • развитие малого бизнеса за счет отделения отдельных подразделений госпредприятий. Инвентаризация на госпредприятиях неиспользованного в производстве оборудования и передача его частному, прежде всего малому бизнесу в льготный лизинг на срок до 10 лет;

  • снятие бюрократических препон для экспортеров и, прежде всего, предприятий малого бизнеса и предпринимателей, в том числе на оплату экспортируемых товаров за наличный расчет. Обеспечивать незамедлительный возврат экспортерам НДС;

  • создание на базе двух белорусских нефтеперерабатывающих заводов международных концернов с привлечением европейского и российского капитала;

  • земельная реформа. Устранение правовых и административных барьеров на пути создания полноценного рынка земли; обеспечение привязки бюджетных дотаций к объемам реализации сельскохозяйственной продукции;

  • упрощение порядка временного изменения функционального назначения помещений. Введение правовой нормы, разрешающей регистрацию субъектов хозяйствования по домашнему адресу одного из учредителей и адресу арендуемых торговых объектов. Введение понижающего коэффициента - 0,2 для всех предприятий малого бизнеса и ИП, арендующих недвижимость у органов республиканской или местных властей; Упразднение повышающего коэффициента «3» для арендуемых офисных помещений; Прекращение практики фиксации арендных ставок на частную коммерческую недвижимость;
  • переход от обязательной к добровольной сертификации промышленной продукции, строительных работ, туристических и других услуг для частных малых и средних предприятий, создание центров добровольной сертификации. Единственным сертифицируемым в обязательном порядке параметром должна быть безопасность продукции для потребителей;


  • исключение из всех нормативных правовых актов норм, предусматривающих внесудебную конфискацию имущества у субъектов хозяйствования, арест денежных средств на счетах и бесспорное списание их на основании предписаний государственных органов;

  • создание реального рынка оборота ценных бумаг предприятий как для юридических, так и физических лиц;

  • приведение штрафов за нарушения при осуществлении предпринимательской деятельности в соответствие с параметрами, характеризующими их тяжесть, а также учитывающими реальный уровень доходов субъектов хозяйствования и должностных лиц; отмена планов для государственных органов по сбору штрафов, количеству протоколов и объему конфискованных товаров;

  • создание системы для обеспечения безусловного и быстрого исполнительного судопроизводства по взысканию долгов у субъектов хозяйствования, введение института частных судебных исполнителей;

  • упрощение бухгалтерского учета, сокращение документооборота, переход на международные стандарты бухгалтерской отчетности;

  • подписание и реализация Энергетической хартии Европейского союза, создание международных концернов в сфере нефтепереработки, газового рынка и электроэнергетики;

  • активное развитие малой энергетики, демонополизация внутреннего рынка электроэнергии, создание рынка генерации электроэнергии и равного доступа к энергетическим сетям коммерческим организациям;

  • модернизация системы сбора и переработки мусора и отходов, создание возле каждого города современной, экологически привлекательной инфраструктуры для коммерчески выгодной переработки мусора.

3. Вопросы торговли:
  • внесение необходимых изменений в акты законодательства для приведения их в соответствие с нормами и стандартами ВТО. Принятие программы действий правительства по вступлению в ВТО к 2012 году;


  • принятие необходимых изменений в законодательство для создания полноценной зоны свободной торговли со странами – участниками программы «Восточное партнерство», в первую очередь, с Украиной, а также Европейским союзом;

  • разработка программы полного перехода белорусской продукции на международные стандарты качества ISO, полный отказ от ГОСТов и переход на стандарты ISO на товары и услуги до 2014 года;

  • введение нормы о признании действительными на территории Республики Беларусь сертификатов, выданных признанными в международной торговле органами сертификации других стран, без необходимости получения сертификата, выдаваемого органами сертификации Республики Беларусь;

4. Социальные вопросы

  • либерализация контрактной системы найма. Законодательное установление стандарта средней пенсии с учетом прожиточного минимума. Устранение вопиющих диспропорций в пенсионном обеспечении между высшими госчиновниками и другими категориями. Повышение пособий безработным хотя бы до уровня прожиточного минимума и обеспечение возмещения за счет госбюджета обучения новой профессии и переезда к новому месту работы;

  • переход на действительно адресную систему социальной помощи в виде ежемесячных денежных выплат;

  • включение в систему налоговых вычетов всех затрат на образование детей;

  • создание государственного Фонда поддержки талантливых детей. Управление им будут осуществлять избранные на конкурсной основе представители гражданского общества. Отчисление в него будут сокращать налогооблагаемую прибыль;

  • выделение 100 стипендий в год талантливым студентам на получение образования в лучших вузах мира;
  • установление фиксированной суммы выплаты: при рождении одного ребенка 1000 евро, второго ребенка – 2000 евро. При рождении третьего ребенка семья получает беспроцентный квартирный кредит сроком до 40 лет;


  • ликвидация очередей в поликлиниках и больницах, развитие полноценной страховой медицины, компьютеризация медицинских учреждений;

  • предоставление хозяйственной самостоятельности поликлиникам и больницам с гарантированным определением объема бюджетного финансирования;

  • четкие и постоянные правила приема в высшие и средние специальные учебные заведения, главным критерием которых станет уровень знаний абитуриента;

  • равные возможности для образовательных учреждений всех форм собственности, начиная с дошкольных, и заканчивая высшими;

  • стипендию студентам, равную не менее бюджета прожиточного минимума;

  • полная компьютеризация школ; обеспечение всех школ и вузов доступом к широкополосному Интернету;

  • деидеологизация образования, ликвидация ВАКа, переход на стандарты ЕС в области научной работы;

  • проведение полной амнистии бизнес-заключенных. Внести изменение в Уголовный кодекс по примеру России: за экономические преступления карать штрафами, и только после отказа платить штраф лишать таких людей свободы;

  • создание условий для временной (сезонной) легальной занятости граждан Беларуси за рубежом, в первую очередь, в странах ЕС, США и России;

  • введение в одностороннем порядке безвизового режима перемещения граждан стран ЕС, формирование рабочей группы высокого уровня для проведения переговоров по обеспечению безвизового режима въезда граждан Беларуси в страны Шенгенской зоны.


Свои замечания и предложения Вы можете направлять на электронные адреса –

sbogdankevich@mail.ru

ucpb
@ucpb.org