prosdo.ru
добавить свой файл
1

2010-2011 КазГАСА Философия Джаныкулова С.К

Казахская головная архитектурно-строительная академия

АКТИВНЫЙ РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ


«Философия» ФОГП для всех специальностей

3 кредита 3 семестр

Семинар №6 «Немецкая классическая философия» «»22222ЭЭЭЭээээ«»

Ассоц. проф. Джаныкулова Сауле Калиевна 2010/11 уч. год



Краткое содержание [1]


Немецкая классическая философия (конец XVIII первая половина XIX в). Ее историческое значение состоит: в систематической разработке диалектики, диалектического метода, диалектической логики, учения о закономерностях процесса развития; в переориентации философских исследований на сущность человека, его разум; в понимании истории как целостного процесса; в обосновании идеи социального прогресса и свободы и т. п.

Основные проблемы в философии И. Канта докритического периода (1746— 1770): вопросы бытия, природы, естествознания. Новаторство И. Канта при решении этих вопросов заключалось в том, что он уделял большое внима­ние проблеме развития и был первым философом, ученым, который пробил «брешь» в метафизическом миропонимании. В критический период (1770—1804) интересы И. Канта смещаются на вопросы деятельности разума, познания, механизма познания, границ по­знания, логики и т. п. Отсюда предмет теоретической философии определя­ется как исследование познавательной деятельности, установление законов человеческого разума, его границ, а не как изучение вещей самих по себе — природы, мира, человека. В этом смысле он называет свою философию трансцендентальной. Гносеология возводится в ранг основного и первого элемента теоретической философии. Критический анализ познавательных способностей человека приводил Канта к разработке критического метода, в отличие от догматического метода рационализма XVII в., позволяющего выяснить природу и возможности познания. Рассматривая познание как деятельность, протекающую по своим зако­нам, И. Кант осуществляет своего рода переворот в философии. Впервые не характер и структура познаваемого объекта, а специфика познающего субъекта рассматривается как доминирующий фактор, определяющий процесс по­знания. Тем самым гносеология ставится на место онтологии, т. е. осуществ­ляется переход от метафизики к теории субъекта.


Причиной трудностей при познании, по мнению И. Канта, является не окружающая действительность — объект, а субъект познавательной дея­тельности — человек, а точнее его разум. Познавательные возможности че­ловеческого разума ограничены, что не позволяет постичь (познать) сущ­ность окружающей действительности (агностицизм).

Фихте Иммануил Герман (Фихте-младший) (род. 18 июля 1796, Йена - ум. 8 мая 1879, Штутгарт) нем. философ, сын Иоганна Готлиба Фихте, с 1843 по 1862 - профессор в Тюбингене, издатель философских произв. своего отца, один из основателей нем. философских журналов. Развивал свою философию в полемике с Гегелем, оспаривал его панлогизм и пантеизм и, будучи теистом, разработал философию Канта и своего отца в идеалистически-христианское воззрение, близкое к оккультизму. Структура фихтеанского идеализма «Основы общего наукоучения» (1794). Взаимоотношения «Я» с окружающим миром происходят по схеме: «тезис — антитезис — синтез».

Тезис — «Абсолютное Я» полагает само себя («Я» полагает «Я»). Антитезис — «Я» полагает (образует) «не-Я» — внешнюю окружающую дей­ствительность. Синтез — «Я» (субъект, сознание человека, начало, активное творение) взаи­модействует с «не-Я» (пассивным началом — окружающим миром) внутри «Абсолютного Я» (высшей субстанции). Взаимодействие между «Я» (человеком) и «не-Я» (окружающим миром) внутри «Абсолютного Я» (субъективного духа) предполагает два вида взаимодей­ствия: практическое (от «Я» — к «не-Я»; «Я» творит, определяет «не-Я», основной вид взаимодействия) и теоретическое (от «не-Я» к «Я» — второй, более редкий вид взаимодействия, эмпирический, передача опыта из «не-Я» — окружающего мира — в «Я» (конкретное сознание)).
Основные этапы философской эволюции Ф. Шеллинга. Философия природы (1797-1799). Основные положения природа - самостоятельный предмет изучения материя духовна природе присуще развитие природе присуще динамические противоположности (учение о диалектических противоположностях).

Философия природы (= идеалистическая диалектика природы) отвечает на вопрос: каким образом развитие бессознательно-духовной природы приводит к появлению сознания, как из объективного возникает субъективное? Идеализм трансцендентальный (1800) основные положения. субъективное есть первичное. Субъективное есть единственная основа всей реальности. Из субъективного «Я» выводится объективное. Познание есть непосредственное созерцание разумом самого предмета («интеллектуальная интуиция»).


Трансцендентальная философия отвечает на вопрос: как субъективное становится объективным

Философия тождества (1801-1804) основные положения. Идея тождества (духа и природы) — основная проблема всей философии. Исходное понятие - «Абсолютный разум». В Абсолютном разуме субъект и объект неразрывно связаны, образуют «целостную неразличимость субъективного и объективного».

Философия приходит к истинному «в себе» сущему, которое есть тождество субъективного и объективного.

Философия откровения (1804- 1811) основные положения. Самосознания разума есть самосознание Бога. Бог есть разум. Бог не только чистый Дух, но и Природа. Бог — антецедент, предпосылка вещи следствию. Бог как «личность», но это Личность — Которая— Делает Себя. Богу предшествует тьма, свет извлекает из ночной тьмы Его суть. В Боге те же начала, что и в нас.
Основные черты философии Г.В.Ф. Гегеля. В работе «Наука логики» Г. Гегель объявляет логику учением о сущности всех вещей. Логика составляет важнейшую часть его системы, поскольку тож­дество бытия и мышления означает, что законы мышления, которыми зани­мается логика, суть подлинные законы бытия: и природы, и человеческой истории, и познания. В «Науке логики» Г. Гегель раскрывает взаимосвязь кате­горий научно-теоретического мышления, таких, как бытие, ничто, станов­ление, качество, количество, мера, сущность, тождество, различие, проти­воречие, необходимость и случайность, возможность и действительность и т.д. - Логика Г. Гегеля распадается на учение о бытии, учение о сущности и учение о понятии.

Учение о бытии. Первый раздел логики начинается с характеристики самых абстрактных категорий бытия. Чистое бытие есть чистая мысль, лишенная всяких определений, оно равно ничто, ибо ничто есть то же самое отсутствие определений. Процесс развития (становления) следующий: тезис («бытие») — антитезис бытия («ничто», «небытие») — синтез («становление»), который является новым тезисом и т.д.

Учение о сущности. Главной проблемой второго раздела логики - учения о сущности — является проблема противоречия. Положение о противоречии как внутреннем источнике движения, развития — главное в учении о сущности. Учение о понятии. Третьим, завершающим, разделом логики является учение о понятии. Понятие не есть простая форма мышления: оно есть абсолютная творческая мощь, порождающая все наличное.


Философия природы есть учение об идее в форме инобытия, т. е. в форме природы. Задачу философского рассмотрения природы Г. Гегель видел в том, чтобы проследить, каким образом природа, будучи инобытием идеи, стано­вится духом. «Философия природы» распадается на три больших раздела: ме­ханику, физику и органическую физику.

Философия духа является завершающей частью системы Г. Гегеля. В духе идея становится конкретно разумной. Содержанием философии духа является не только учение о человеческом сознании, но и о различных видах челове­ческой деятельности. Философию духа Г. Гегель расчленял на три раздела: субъективный дух, объективный дух и абсолютный дух.

Учение о субъективном духе посвящено характеристике индивидуального со­знания.

Объективный дух как объективная закономерность, стоящая над отдельными людьми, составляет ту часть гегелевской системы, где он излагал свои воз­зрения на социально-историческую жизнь человечества.

Абсолютным духом Гегель называл формы общественного сознания. Абсо­лютный дух самораскрывается в трех: в искусстве, религии и философии. В искусстве он познает себя в форме созерцания, в религии — в форме представ­ления, в философии — в форме понятия.

Людвиг Фейербах (1804-1872) - немецкий философ-материалист и атеист. Первоначально последователь Гегеля, затем критик гегелевского идеализма. Главные направления философии Л. Фейербаха — критика немецкого классического идеализма и обоснование материализма. Основной труд: «Сущность христианства» (1841).

Марксизм — научная система философских, экономических и соци­ально-политических взглядов; совокупность учений К. Маркса (1818—1883) — последователя и гениального завершителя трех главных идейных течений XIX века: классической немецкой философии, классической английской политической экономии и французского соци­ализма; создатель целостной системы философских, экономических и со­циально-политических взглядов.

Основные труды: «Экономическо-философские рукописи» (1844), «Святое семейство» (1845), «Тезисы о Фейербахе» (1845), «Немецкая идеология» (1846), «Нищета философии» (1847), «Манифест Коммунистической партии» (1848), «Капитал» - т.т. I, II, III (соответственно, 1867, 1885, 1894) и др. Основное содержание нового миросозерцания


- последовательный материализм, охватывающий и область социальной жизни. Диалектика как наиболее всестороннее и глубокое учение о развитии. Теория классовой борьбы и всемирно-исторической революционной роли пролетариата. Марксизм есть синтез его составных частей: диалектико-материалистической философии, политической экономии и теории научного коммунизма


Контрольные вопросы [2]


1. Каковы тенденции развития образовательных систем современности?

2. С какими проблемами сталкиваются образовательные системы в условиях глобализации?

Глоссарий


На русском языке

На казахском языке

На английском языке

1

Диалектика

Диалектика

Dialtctics

2

Классический

Классикалық

Classical

3

Критика

Сын

Critique

4

Противоположность

Қарама-қарсылық

Antipode

5

Трансцендентальный

Трансценденттық

Transcendental

6

Процесс

Процесс

Process


7

Пролетариат

Пролетариат

Proletariat


Задание СРС [1]

Ответить на вопросы и выполнить задания по восьмой теме (срок сдачи 1 неделя)

Задание СРСП [3] (срок сдачи 1 неделя)
1. Родоначальник классической немецкой философии:

а) Кант;

б) Фихте;

в) Гегель;

г) Фейербах;

д) Шеллинг;
2. Сторонник социальной иерархии, выделения «высшей касты»

а) Ницше

б) Шопенгауэр.

в) Гегель.

г) Фрейд.

д) Шеллинг.
3. Заполните недостающее звено в перечислении философских имен: Кант – Фихте – Шеллинг - ….. Фейербах

а) Гегель;

б) Гете;

в) Гердер;

г) Маркс;

д) Лейбниц;
4. Как называется неразрешимое противоречие, в которое согласно И.Канту впадает разум при попытке мыслить мир как единое целое и познать мир вещей в себе?

а) антиномия;

б) апория;

в) дилемма;

г) антитезис;

д) триада.

Основная литература:


1. Алексеев П..В.Панин А.В. Философия:Учебник, МГУ, 2008.

2.Аблеев С.Р. Философия в схемах и таблицах.М.2004

3.Абишев К. Философия: Учебник для студ. И аспирантов. ЗАО "Дәүір".2000

4. Кохановский В.П. Философия. Учебник. 2008

Дополнительная литература:


5. Грядовой Д.И. Основы философских знаний. Учебник. 2007

6. Кохановский В.П.История философии.Учебник.2007

7.Радугин А.А.Философия.Курс лекций.М.,2000.

8. История философии в кратком изложен.М.1997г.

9.Лавриненко В.Н…Философия.Учебник.для вузов., 2007

10.Джаныкулова С.К.Абрахматова Г. Философия: СРС.КазГАСА.2005

11. Джаныкулова С.К. Философия и социология. КазГАСА, 2005.

12. Джаныкулова С.К.Абрахматова Г. Философия: СРС.КазГАСА.2005

13..Сегизбаев О.А. казахская философия XV- XX. А., 1996.

14.Мир философии: Книга для чтения: В 2-х ч. М., 1991.

15. Перевезенцев Практикум по истории западноевропейской философии. М.2000