prosdo.ru 1 2
3.2.8 Развитие гражданского общества


Анализ текущего состояния и основные проблемы в сфере гражданского общества в Самарской области

Для оценки состояния гражданского общества целесообразно проводить
специальные обследования в двух разрезах. Во-первых, оценка состояния

институциональной структуры гражданского общества, в частности, негосударственных некоммерческих организаций (далее – НКО). Состояние сектора изучается на основе характеристик по показателям занятости, добровольческих ресурсов, доходов/расходов НКО, по основным проблемам функционирования, ресурсной обеспеченности и т.д. Во-вторых, оценка общественной активности жителей области, их вовлеченности в практики гражданского общества – добровольчество, самоорганизацию по месту жительства, денежные пожертвования, участие в НКО и гражданских инициативах.

Анализ текущего состояния и основных проблем в сфере гражданского общества в Самарской области проведен на основе данных эмпирических исследований Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ по вопросам состояния гражданского общества в разрезе характеристик институциональной структуры и общественной активности граждан, вовлеченности в практики гражданского общества166 (Приложение Щ); статистических данных, предоставленных Росстатом; данных Общественной палаты Самарской области, находящихся в открытом доступе.


Исследования Центра, использованные в данном отчете, включают результаты Мониторинга состояния гражданского общества – всероссийские опросы населения (2006-2011 гг.), всероссийские обследования НКО (2007-2010 гг.). Ряд исследований был проведен в рамках программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ (2007-2011 гг.). Получаемая достоверная и надежная эмпирическая информация достаточна для понимания и описания участия горожан в практиках гражданского общества (добровольчество, благотворительность, участие в деятельности НКО, самоорганизация граждан по месту жительства и др.), состояния сектора негосударственных некоммерческих организаций.


Состояние сферы гражданского общества в Самарской области следует
характеризовать с точки зрения его институциональной структуры (негосударственных
некоммерческих организаций) и участия населения в повседневных практиках
гражданского общества. Состояние сектора НКО изучается по показателям занятости;
добровольческих ресурсов; доходов/расходов НКО; основным проблемам

функционирования; взаимодействия с органами власти, коммерческими компаниями; участия НКО в решении вопросов местного значения. Общественная активность жителей, вовлеченность в практики гражданского общества – по показателям вовлеченности в благотворительность и добровольческую деятельность; вовлеченности в общественную работу; информированности и вовлеченности в деятельность НКО; доверия граждан НКО и гражданским инициативам.

Обозначим основные грани текущего положения сферы гражданского общества Самарской области, включая ее межрегиональное позиционирование по показателям развития гражданского общества.

Филантропическая активность рядовых граждан. Исследования последних лет показывают, что в неформальные практики гражданского общества вовлечена значительная часть жителей Самарской области. В сфере частных пожертвований регион находится на сопоставимом с другими областями Поволжского федерального округа (далее – ПФО) уровне. Так, половина жителей Самарской области делала денежные пожертвования за последние 2-3 года (в среднем в ПФО и по России - 51%). Лидерами по числу жертвователей в Поволжском федеральном округе являются Республика Татарстан (59%), Республика Марий Эл (58%), Пермский край (57%) и Пензенская область (57%). Среди регионов, жители которых совершали благотворительные пожертвования реже остальных – Республика Мордовия (31%), Кировская область (43%) и Чувашская Республика (45%).

970

Более половины жителей Самарской области, совершавших за последние 2-3 года денежные пожертвования, затруднились ответить на вопрос «Какую сумму в целом составили эти Ваши пожертвования за последний год, хотя бы приблизительно?». До 100 руб. тратят на благотворительные пожертвования 21% жителей региона, от 101 до 500 руб. - 17%, от 501 до 2000 руб. - 5%. Лишь 3% опрошенных жертвовали суммы, превышающие 2000 руб.


Средняя величина суммарных пожертвований за год в Самарской области находится на среднем по ПФО уровне и составляет 1188 руб. (в среднем по России - 1661 руб., в среднем по ПФО - 1344 руб.). Лидерами по средней величине пожертвований в ПФО является Удмурдская Республика (2531 руб.), Республика Башкортостан (1736 руб.), Республика Татарстан (1673 руб.) и Нижегородская область (1646 руб.). В тоже время в трех областях ПФО средний размер пожертвований не превысил 700 руб. Это Чувашская Республика (641 руб.), Кировская (659 руб.) и Пензенская (687 руб.) области.

Некоммерческие организации Самарской области крайне редко выступают посредниками благотворительной деятельности граждан – только 3% жителей Самарской области указывают на наличие таких посредников, а большинство предпочитают делать денежные пожертвования нуждающимся лично в руки или в форме милостыни. При этом такие формы денежной помощи как милостыня и подаяние в регионе распространены более широко, чем в среднем по ПФО и в среднем по России. Согласно данным всероссийского опроса населения (см. [1] в Приложение Щ), в 2010 году денежные пожертвования в форме милостыни, подаяния совершали 43% жителей Самарской области (против 38% в среднем по ПФО и по России). В других регионах ПФО доля граждан, выбирающих этот канал пожертвований, аналогична или меньше самарской, например, в Нижегородской области и в Республике Башкортостан – 43%, в Республике Татарстан и в Пензенской области – 40%, в Республике Марий Эл и в Ульяновской области – 39%.

Нуждающимся лично в руки (кроме милостыни) помогают деньгами 17% жителей области, что является средним показателем по ПФО и по России в целом (16%). Реже, чем в среднем по Приволжскому федеральному округу, население Самарской области делает денежные пожертвования через ящик-копилку для сбора средств (4% против 11% в ПФО), через сбор средств по месту работы (2% против 5% в ПФО), через сбор средств друзьями, знакомыми (1% против 3% в ПФО).

Почти четверти жителей Самарской области (24%) приходилось за последние два-три года заниматься, помимо своей основной работы, добровольной и безвозмездной деятельностью на благо других людей (не членов семьи и не близких родственников).


971

Важным показателем вовлеченности в добровольческую работу служит время, которое люди тратят на эту работу. В Самарской области, в среднем люди тратят на добровольческую работу 9 часов в месяц, что заметно меньше общероссийского показателя (19 часов в месяц) и среднего по ПФО показателя (17 часов в месяц) (см. [1] в Приложение Щ).

Уровень вовлеченности жителей Самарской области в гражданские инициативы, не связанные с деятельностью НКО, находится на среднем уровне. Практически треть жителей (30%) занимались благоустройством территории проживания. Около 12% жителей Самарской области принимали участие в благотворительных и добровольческих акциях. Участие в митингах, демонстрациях, а также в экологических акциях привлекает заметно меньшее количество граждан – по 7% соответственно. Около трети граждан не принимали участия ни в какой форме гражданской активности (29%)167.

Таким образом, образ жизни граждан Самарской области характеризуется присутствием повседневных практик гражданского общества. Однако формальные каналы мобилизации общественной активности в Самарской области развиты относительно слабо – роль НКО как институциональных посредников и каналов гражданской активности жителей выражена достаточно слабо.

Информированность о деятельности НКО. По сравнению с другими регионами Поволжского федерального округа Самарская область занимает лидирующие позиции в плане осведомленности жителей о существующих общественных и некоммерческих организациях и инициативах. 87% жителей региона заявили о том, что знают или что-нибудь слышали об НКО (в целом по России – 70%, по ПФО – 72%). Только 8% горожан заявляют о том, что они не знают ни о каких общественных и других некоммерческих организациях (среди населения России в целом – 30%, в ПФО – 24%). В других областях ПФО высокий уровень информированности демонстрировали жители Кировской (85%), Саратовской (79%), Нижегородской (77%) областей и Чувашской Республики (76%). Меньше остальных в ПФО осведомлены об НКО жители Республики Башкортостан (54%) и Республики Мордовии (57%) (см. [1] в Приложение Щ).


Около половины жителей Самарской области декларируют знание содержания понятия «негосударственная некоммерческая организация» - об этом заявляют 43% прошенных, примерно столько же что-то слышали, имеют приблизительные представления о понятии (37%). Практически каждый десятый (13%) выразил



уверенность, что точно знает, чем занимаются некоммерческие организации, а 43% опрошенных не смогли дать ответ на данный вопрос168.

Чаще других жители Самарской области упоминают профсоюзы, общества инвалидов, ветеранские объединения, общества защиты прав потребителей (Рисунок 3.89). Сравнительно большей известностью у жителей региона пользуются также домовые комитеты, спортивные, благотворительные и правозащитные организации, религиозные общины и экологические организации. Реже всего опрошенные упоминают в данном контексте профессиональные ассоциации и творческие союзы, инициативные группы, объединения родителей, этнические общины, национальные диаспоры и землячества, движения национально-патриотического толка и местные инициативы по защите имущественных, жилищных, потребительских прав и интересов местных жителей (см. [1] в Приложение Щ).




Вовлеченность жителей в деятельность НКО. В 2010 году 17% жителей Самарской области участвовали в деятельности НКО (в среднем по России - 12%, в среднем по ПФО - 14%). Но лишь 2% жителей области декларируют свое участие в НКО в качестве добровольцев и помогают НКО деньгами, делают пожертвования, 4% - активно участвуют в делах НКО, 6% - участвуют в собраниях, конференциях и других мероприятиях НКО, 12% - декларируют членство в НКО. В других регионах ПФО чаще всего в 2010 году заявляли о своем участии в деятельности НКО жители Республики Мордовия и Удмурдской Республики (по 18% соответственно). Проживающие в Пензенской (8%), Нижегородской (10%) и Саратовской (12%) областях, напротив, реже остальных говорили о своем участии в деятельности некоммерческих организаций.


В целом, по нашим оценкам, в разных формах в деятельность НКО в Самарской области вовлечено не менее 400 тыс. человек в возрасте 18 лет и старше (см. [1] в Приложение Щ).

Данные социологических исследований, проведенных в Самарской области, подтверждают общероссийские тренды169. Реальный опыт участия в работе общественных организаций имеют 16% жителей области. Участие в работе НКО дифференцируется в зависимости от территории проживания, уровня образования и возраста. Так, среди тех, кто уже принимает участие в работе общественных организаций, преобладают жители крупных городов (89%), лица с высшим образованием (56%) и люди в возрасте старше 46 лет (44%).

Наибольшую привлекательность в плане возможного участия для населения имеют
профсоюзные и благотворительные организации, инициативы или акции (25% и 22%
соответственно). Немногим меньшее число участников (20%) опроса заявляют о своей
готовности работать в организациях, основанных на общих интересах и увлечениях
(спортивные, туристические, охотничьи и т.п.). Характерно, что самыми

непривлекательными для населения являются организации, связанные с территориальным управлением и домовые комитеты170.

Потенциал расширения участия граждан в деятельности некоммерческих организаций в Самарской области находится на среднем уровне и пока недостаточно оснований говорить о наличии существенных возможностей для его роста – 21%



опрошенных выразили желание участвовать в деятельности НКО171. Быть включенным в деятельность НКО в других формах в целом хотят примерно столько же или меньше жителей Самарской области, чем реально участвующих (Рисунок 3.90) (см. [1] в Приложение Щ).


Уровень доверия граждан к деятельности НКО.


Уровень доверия жителей области деятельности НКО находится на среднем уровне. В ходе опросов высказываются о доверии тем или иным НКО лишь 38% жителей области, что практически соответствует среднему по ПФО уровню. Самый высокий уровень доверия демонстрирует население Удмурдской Республики (47%), Саратовской области (46%) и Республики Марий Эл (44%). Среди регионов, доверяющих НКО меньше остальных – Пензенская (27%) и Кировская область (30%), Республика Мордовия (30%) и Республика Башкортостан (30%).

Жители Самарской области, заявляющие о доверии конкретным организациям, чаще упоминают общества защиты прав потребителей (14%), ветеранские объединения (9%), общества инвалидов (8%), профсоюзы (6%) и спортивные, туристские, охотничьи и автомобильные объединения (5%) (см. [1] в Приложение Щ).

По самооценкам руководителей некоммерческих организаций в Самарской области пока не сформирован благоприятный социальный фон для роста вовлеченности граждан в



деятельность НКО. По оценкам почти половины руководителей НКО (40%) население

относится к их деятельности равнодушно и настороженно. Уровень гражданской

активности руководители НКО оценивают как низкий или неопределенный (33% и 40% соответственно)172.

Численность негосударственных некоммерческих организаций в Самарской области. Данные о численных характеристиках институциональной структуры гражданского общества в Самарской области основано на статистических данных Управления Министерства юстиции РФ по Самарской области. В 2010 году было зарегистрировано 5 972 некоммерческие организации. Сектор разделен на несколько основных блоков НКО: наиболее многочисленными являются общественные объединения (50%, 2966 организаций); религиозные организации составляют около одной десятой всех зарегистрированных организаций (9%, 546 организаций). Группа «иные НКО» включает 2445 организаций, что составляет 41% от общего числа НКО в Самарской области. По оценкам экспертов, в области зарегистрировано около 300 благотворительных организаций, при этом доля реально действующих оценивается не более 30% от их общего числа. Соотношение количества реально действующих и зарегистрированных НКО варьируется в зависимости от профиля деятельности организации, однако в среднем доля сохраняется на уровне 40%. Так, например, количество зарегистрированных социально-ориентированных НКО (далее – СО НКО) было 1622, однако количество организаций, ведущих постоянную деятельность – 768 (по данным Управления Министерства юстиции РФ по Самарской области на 21.05.2010)173.


Динамика роста численности некоммерческих организаций в области является положительной, количество регистрируемых НКО увеличивается. По данным Управления Министерства юстиции РФ по Самарской области в период с 2007 г. 2010 г. было зарегистрировано 2394 некоммерческих организации, общее количество НКО увеличилось практически в два раза.

Анализируя направления деятельности самарских негосударственных

некоммерческих организаций, можно выделить ряд устойчивых приоритетов работы. Наиболее развит такой вид деятельности, как предоставление коммунальных, социальных и муниципальных услуг. Второе и третье место (примерно одинаковое количество



зарегистрированных НКО) занимают операции с недвижимым имуществом (в т. ч. аренда) и образовательная деятельность. Большинство СО НКО осуществляют свою деятельность в сфере социальной политики и социального обеспечения. Значительная часть СО НКО работает в сфере образования и науки. На третьем месте – организации, работающие в сфере благотворительности174.

Человеческие ресурсы НКО. Состояние человеческих ресурсов, сотрудников в НКО является важным показателем институционального состояния структуры гражданского общества в области. По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Самарской области большая часть организаций имеет численность штатных сотрудников от 101 до 500 человек (30%). В каждой пятой организации зарегистрировано от 11 до 50 сотрудников (20%) и примерно столько же организаций имеют в штате менее 10 человек (Рисунок 3.91)175.



Рисунок 3.91 - Распределение НКО Самарской области по количеству членов организации (физических лиц), (% от опрошенных НКО в Самарской области)

Большинство организаций характеризуются стабильной численностью сотрудников – 70% руководителей НКО заявили, что за прошедшие два года не было заметных изменений. В ряде организаций наблюдался рост числа штатных сотрудников, что объясняется ротацией кадров, в частности переводом части добровольцев в постоянный штат, организационными и структурными перестройками, расширением активности части НКО и увеличением объема предоставляемых услуг. Только в каждой десятой НКО зафиксировано сокращение количества штатных сотрудников.




По данным социологических исследований Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ некоммерческие организации Самарской области достаточно активно используют труд добровольцев в своей повседневной деятельности. В каждой пятой организации (19%) количество привлеченных на добровольной основе сотрудников более 50 человек, столько же организаций имеют от 29 до 49 добровольцев (19%). Существенно меньшее число добровольцев – от 1 до 9 – участвуют в работе каждой четвертой НКО (26%) и 21% организаций вообще не привлекают добровольцев к своей работе. В целом по стране доля НКО, использующих труд добровольцев, не превышает 70% (см. [5] в Приложение Щ).

Финансовая устойчивость некоммерческих организаций Самарской области.

Сектор некоммерческих организаций как институциональная структура гражданского общества в Самарской области сегодня нельзя однозначно назвать устойчивым и хорошо развитым. Приведенные выше данные свидетельствуют о сравнительно невысоком уровне участия граждан в деятельности некоммерческих организаций и о наличии препятствий на пути роста гражданского участия в деятельности некоммерческого сектора. Следует отметить, что сами некоммерческие организации сегодня не обладают достаточной институциональной устойчивостью. Согласно данным ежегодного всероссийского обследования НКО, российские НКО в массе своей экономически слабы и нередко находятся на грани выживания. Не является исключением и некоммерческий сектор Самарской области. Большинство самарских НКО (88%) заявили о наличии проблем в деятельности своей организации (90% в целом по России). В каждой третей организации недостаток средств грозит прекращением деятельности (Рисунок 3.92) (см. [5] в Приложение Щ).

978

Наряду с проблемами нехватки финансовых ресурсов НКО в Самарской области сталкиваются с широким спектром других проблем, перечень которых практически не отличается от проблем большинства российских организаций. Наиболее часто упоминается недостаток материальных средств (55% самарских НКО). В число самых актуальных проблем входят также низкая информированность населения о деятельности НКО (45%), недостаточная поддержка органов власти (45%), неэффективность механизмов по привлечению грантовых средств (41%), а также проблема с помещениями (41%). Низкий уровень социальной активности населения как проблему оценивает каждый третий опрошенный руководитель НКО (34%). Около четверти опрошенных заявляют о несовершенстве законодательной базы деятельности общественных организаций (28%) и нехватке подготовленных кадров для работы в организации (24%)176.



По данным всероссийского опроса руководителей НКО, проведенного Центром
исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ,
институциональная устойчивость сектора негосударственных некоммерческих

организаций находится на невысоком уровне. Больше половины российских НКО указывают на проблемы материального обеспечения (60%). Следующими по значимости названы проблемы, связанные с отсутствием поддержки со стороны возможных спонсоров (30% среди НКО в целом по стране), а также отсутствие интереса со стороны региональных (19%) и местных властей (26%), нехватка специалистов для работы в организации (10% НКО в целом по стране), проблемы с помещением (19%), отсутствие интереса со стороны населения (17%), препятствия, связанные с несовершенством законодательства (13% соответственно) и ряд других (см. [5] в Приложение Щ).

Одной из причин недостаточной институциональной и финансовой устойчивости организаций сектора в Самарской области является слабая диверсификация источников финансирования НКО. Почти в трети организаций имеется только один доминирующий тип источника доходов. Основные источники доходов – финансирование за счет средств регионального или муниципального бюджетов, взносы членов организации (по 23% НКО соответственно). В числе источников доходов на пожертвования коммерческих организаций указали 13% НКО. Обращает на себя внимание низкая доля доходов от собственной хозяйственной деятельности: только десятая часть обследованных НКО (10%) указали этот источник. Столько же организаций имеют поступления от российских доноров, при этом финансирование через зарубежные донорские организации практически не представлено177.


Экономический кризис 2008-2009 годов негативно отразился на финансовом положении большинства некоммерческих организаций области. Больше половины руководителей НКО в 2009 году заявили, что острота проблем финансирования возросла (62%). Вместе с тем ситуация с кадровым обеспечением осталась практически неизменной (74%). Кризис практически не повлиял на состояние проблем, связанных с политикой органов власти по отношению к НКО (67%) (см. [5] в Приложение Щ).

Самарский третий сектор неоднороден и приведенные выше данные касаются типичных, «средних» самарских НКО. В целом третий сектор Самарской области, особенно крупные организации, действующие в города Самара и Тольятти, являются достаточно развитыми, одними из передовых по стране в целом. Факторами служит



комплекс причин, начиная от общего экономического и промышленного состояния региона, поддержки местных органов власти и заканчивая особенностями формирования сектора в области (например, тот факт, что первый и наиболее крупный в России фонд местных сообществ был открыт именно в Самаре).

Институциональная среда и устойчивость организаций третьего сектора Самарской области.

Во-первых, создан достаточной развитый интерфейс взаимодействия институтов гражданского общества и органов государственной власти Самарской области. Так, для обеспечения эффективного взаимодействия органов власти с институтами гражданского общества в городе сформирована сетевая инфраструктура государственных профильных учреждений и организаций. В их функции, в частности, входят задачи общественного контроля и общественной экспертизы. Основными организациями являются178:

  • Общественное собрание Самарской области при Губернаторе Самарской области179. Совещательно-консультативный орган, в который входят представители НКО и органов власти. Задачами собрания является обсуждение различных аспектов развития области, содействие деятельности НКО, разработка рекомендации по совершенствованию социальной политики, вовлечение третьего сектора в процесс принятия общественно-значимых решений, совершенствование механизма обратной связи и формирование толерантности, политической и правовой культуры;


  • Общественный совет при Самарской Губернской Думе180. Экспертно-консультативный и совещательный орган, включающий представителей Думы и НКО, подписавших «Коллективный договор о взаимодействии с Самарской Губернской Думой в нормотворческой деятельности»;

  • Областной Благотворительный Совет181, действующий в целях поддержки благотворительной деятельности, осуществления взаимодействия органов государственной власти Самарской области, органов местного самоуправления и благотворительных организаций. В его состав входят представители Губернской Думы, Правительства Области и общественных организаций;



  • Общественная палата Самарской области182. В ее состав входят 15 членов, назначенных Губернатором Самарской области, 15 представителей, выдвигаемых Самарской Губернской Думой, 15 представителей НКО. Целями Общественной палаты являются обеспечение участия представителей общества в решении наиболее важных вопросов развития области, развитие институтов гражданского общества, обеспечение взаимодействия граждан и некоммерческих организаций с органами государственной власти и органами местного самоуправления;

  • Общественная палата при администрации города Самара183;

  • Департамент по информационной политике и связям с общественностью аппарата Правительства Самарской области184.

Во-вторых, органы власти Самарской области и города Самары оказывают поддержку организациям третьего сектора, ориентированы на развитие межсекторного партнерства в решении социальных задач города и области. Однако формирование системы государственной/муниципальной поддержки НКО в области до сих пор не завершено.

В Самарской области основной объем взаимодействий НКО с органами власти происходит в формах участия НКО в обсуждении значимых социальных проблем, обмена информацией185. Респондентами чаще всего назвались следующие формы: участие представителей НКО в комиссиях, советах при органах власти и в рабочих группах (73%); пропаганда деятельности организации (64%); участие в депутатских и общественных слушаниях (54%); издание и распространение информационных материалов (45%); предложение властям проектов нормативно-правовых актов, программ в рамках народной правотворческой инициативы (41%); проведение независимого анализа по проблеме и представление результатов общественности и властям (36%); организация общественных слушаний по проблемам (32%); сбор подписей под обращениями к депутатам и представителям исполнительной власти (22%); регулярный независимый комплексный анализ проблемных процессов, использование результатов социологических исследований для влияния на власть (18%); проведение пикетов, митингов, шествий, демонстраций




(14%); независимый мониторинг реализации актуальных решений властей, выявление фактов нарушений (13%).

Ежегодно с 2005 года в рамках Общественного Собрания Самарской области проводятся публичные слушания по проекту областного бюджета и исполнению областного бюджета, в которых принимают участие около 300 общественных организаций региона. Представители общественных организаций включены в состав коллегий всех министерств Самарской области, являются членами общественных советов и комиссий186.

Чаще всего руководители НКО, действующих в Самарской области, характеризовали свои отношения с органами власти как партнерские (43%), негативные оценки этих отношений со стороны руководителей НКО встречались достаточно редко.

По данным всероссийского обследования некоммерческих организаций, было выделено несколько наиболее распространенных форм взаимодействия НКО с органами власти (см. [5] в Приложение Щ). Прежде всего, это участие в реализации региональных программ (20% НКО в среднем по России), участие в совместных с органами власти общественных советах (23% НКО в среднем по России) и рабочих группах (21%). Среди наиболее эффективных форм поддержки НКО региональными органами власти представителями российских НКО названы государственные гранты (субсидии) на реализацию социально значимых проектов (42% среди российских НКО), предоставление помещений для НКО (30%), налоговые льготы для НКО (29%), налоговые льготы для организаций, поддерживающих деятельность НКО и/или делающих пожертвования (20%).

В Самарской области реализуется целый блок мероприятий по предоставлению финансовой поддержки негосударственным некоммерческим организациям области и города Самары. На период 2008-2010 года был утвержден ряд мероприятий по развитию институтов гражданского общества. В рамках реализации федеральной программы поддержки НКО в 2010 было выделено четыре основных направления: аналитическая (830,3 тыс. руб.), образовательная и методическая (3 012,4 тыс. руб.), организационная (709,6 тыс. руб.), информационная деятельность (10 116,6 тыс. руб.). Финансовая поддержка СО НКО области осуществляется органами государственной власти Самарской области в форме субсидий из областного бюджета с 2004 года. В Самарской области сформирован комплекс нормативно-правовых документов, регулирующих порядок предоставления субсидий и других форм финансовой поддержки некоммерческих организаций, ведутся реестры получателей субсидий по выделенным направлениям.




Благодаря принимаемым мерам поддержку из областного бюджета ежегодно получают около 50 общественных объединений. Общая сумма такой поддержки за 2009-2010 годы составила более 30 млн рублей187.

Таким образом, общее состояние сферы гражданского общества в Самарской области имеет ряд преимуществ и сильных сторон по показателям развития институтов гражданского общества и взаимодействия структур гражданского общества и органов государственной власти области. Среди них:


  • Уровень участия населения в основных повседневных практиках гражданского общества, таких как благотворительность, добровольчество и др., в области не ниже общероссийского и обладает потенциалом развития;

  • Сравнительно развитый сектор негосударственных некоммерческих организаций, относительно устойчивое положение НКО по параметру численности сотрудников;

  • Уровень осведомленности жителей о деятельности некоммерческих организаций находится на относительно высоком уровне (по сравнению со средними российскими показателями);

  • Весьма развитый, по общероссийским меркам, интерфейс информационного взаимодействия структур гражданского общества и органов власти области;

  • Наличие основ нормативно-правовой базы и практики оказания ресурсной поддержки НКО стороны государственных органов региона.

Вместе с тем в Самарской области присутствует ряд ограничений для более активного развития сферы гражданского общества, повышения институциональной устойчивости и реализации ее потенциала в решении стоящих перед областью задач перехода социально-экономического развития на инновационный сценарий.

  • Невысокий уровень участия граждан в деятельности некоммерческих организаций;
  • Уровень осведомленности граждан о деятельности НКО в области не всегда включает адекватное понимание характера и содержания этой деятельности;


  • Ресурсы благотворительной деятельности, прежде всего ресурсы массовой индивидуальной благотворительности, не концентрируются в специализированных НКО, которые могли бы участвовать в реализации сравнительно масштабных проектов по оказанию социальной помощи нуждающимся и по решению задач развития области. Денежные пожертвования граждане сегодня предпочитают передавать нуждающимся лично в руки или в форме милостыни. При этом



подобные формы оказания денежной помощи в регионе распространены более

широко, чем в среднем по ПФО и в среднем по России. - Взаимодействие НКО с органами власти осуществляется пока преимущественно в

форме информационного обмена, формы сотрудничества, предполагающие участие

НКО в работе по решению социально-экономических проблем области, только

начинают развиваться.

Оценивая комплексное состояние сферы гражданского общества в Самарской области, степень развития институциональных признаков и организационно-правового закрепления, пока все еще недостаточно оснований говорить о гражданском обществе региона как о сложившейся форме организации и регулирования общественной жизни, обеспечивающей выполнение важных для региона функций, способствующей комплексному и модернизационному типу развития. Стратегия реализации потенциала гражданского общества в Самарской области должна предусматривать соответствующие меры для создания условий полноценного функционирования сферы гражданского общества, подключения ее потенциала к решению задач социально-экономической модернизации.

Развитие институтов гражданского общества

Институты гражданского общества являются одним из ключевых ресурсов развития Самарской области по инновационному сценарию с активизацией новых региональных «полюсов роста», кластеров креативной экономики.

Институты гражданского общества способны внести существенный вклад в формирование в Самарской области социальной среды, необходимой для использования конкурентных преимуществ, связанных с развитием высокотехнологичного, кастомизированного индустриального производства, интеллектуальных и высокотехнологичных услуг, для решения проблем дефицита кадров по специальностям и профессиям, обеспечивающим технологическое развитие и диверсификацию экономики. Благоприятная социальная среда обеспечит привлекательность области как места жизни и работы для образованных, творческих людей с активной жизненной установкой, обладающих профессиональными навыками, востребованными в высокотехнологичном производстве и в современном предпринимательском секторе.


следующая страница >>