prosdo.ru
добавить свой файл
1
Артиллерийский тягач тяжелый.



НАЗВАНИЕ
- АТ-Т
- Артиллерийский Тягач Тяжелый
- Заводское обозначение - изделие 401

НАЗНАЧЕНИЕ
Гусеничная машина предназначенна для буксировки колесных, гусеничных и санных прицепов, транспортировки груза в кузове и вытаскивания застрявших машин.

РАЗРАБОТКА, ПРОИЗВОДСТВО
Первые опытные образцы были изготовлены в 1947 г. Серийное производство ХЗТМ развернул в середине 1949 г. В 1979 г. был заменен на МТ-Т ("429").

МОДИФИКАЦИИ
- объект 401А - модификация для районов Крайнего Севера и Антарктиды 
- объект 401У- поздняя модификация АТ-Т
- объект 402 - модификация с двигателем В-54 мощностью 520 л.с.
- объект 403А - модификация для районов Крайнего Севера и Антарктиды
- объект 403Б - модификация для районов Крайнего Севера и Антарктиды
- объект 404 - "Харьковчанка"
- объект 404С - "Харьковчанка-2"
- объект 405 - шасси БАТ
- объект 405у - шасси БАТ-1
- объект 405му - шасси БАТ-1М 
- объект 407 - АТ-Т доработанный для установки навесного оборудования

- объект 409му - шасси МДК-2м

- объект 410 - АТ-Т доработанный для установки навесного оборудования
- объект 426 - шасси РЛС "Круг"
- объект 426у - удлиненное шасси с 7 катками на борт.


Объекты на базе АТ-Т и его модификаций:
- АРСОМ-1 - РЛС обнаружения минометов
- АРСОМ-2 - РЛС обнаружения минометов
- БАТ
- БАТ-1
- БАТ-1М
- БТМ
- МДК
- МДК-2м
- 1РЛ128Д П-40 - РЛС

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ
К основным частям тягача относятся: силовая установка, силовая передача, ходовая часть, рама, кузов, кабина, облицовка, электрооборудование, лебедка, тягово-сцепной прибор и пневматическое оборудование.
На тягаче имеются силовое отделение, отделение топливных баков, отделение лебедки, отделение управления и кузов.

Силовое отделение расположено в передней части тягача. В нем размещены: двигатель, главный фрикцион, коробка передач, правый и левый планетарные механизмы поворота, конический редуктор, передний и средний валы привода лебедки, радиатор, бортовой топливный бак, масляный бак, тормозной кран, тормозная камера, компрессор, вентиляторы, реле-регулятор, стартер, воздухоочистители, эжекторы, котел-подогреватель с редуктором, звуковой сигнал и приводы управления. Передняя решетка с жалюзи, капот, боковые кожухи и подкабинные сетки плотно подходят к раме и кабине, образуя облицовку, закрывающую силовое отделение.

Отделение топливных баков находится в средней части рамы, В нем расположены четыре топливных бака. Вдоль правого борта, под баками, проходит задний вал привода лебедки; вдоль левого борта - трубопроводы топливной и пневматической систем.
Отделение лебедки находится в кормовой части рамы. В нем расположены лебедка и два резервуара пневматической системы.
Отделение управления находится в кабине тягача, расположенной над двигателем. В кабине размещены: сиденья со спинками для механика-водителя (слева) и для трех чело1век (справа), рычаги управления планетарными механизмами поворота и тормозами, рычаг переключения передач, съемный рычаг управления лебедкой, педаль управления главным фрикционом, педаль ножного тормоза, педаль ножного и рукоятка ручного привода управления топливным насосом, рукоятка управления жалюзи, редукционный кран системы воздушного запуска двигателя, рычаг крышки вентиляционного лючка, баллоны системы воздушного запуска, рукоятка крана перекрытия пневматического привода к тормозам тягача, рукоятка привода топливоподкачивающего насоса, клапан выпуска воздуха из топливной системы, рукоятка топливораспределительного крана, левый и правый пусковые вентили стеклоочистителей, кран отбора воздуха из пневматической системы, правый и левый стеклоочистители, козырек с противосолнечным фильтром, футляр санитарной аптечки, кронштейн и подставка прибора, ящик для мелких вещей, щиток контрольных приборов, щиток электроприборов, а также выключатели, кнопки, сигнальные лампы и др.
На задней стенке с левой стороны кабины расположен фильтр для сообщения топливных баков с атмосферой. В верхней части правого заднего угла кабины установлены два бачка для питьевой воды. Съемное сиденье механика-водителя обеспечивает доступ к указателю уровня топлива, а крышка лючка в полу кабины - к указателю уровня масла и к рукоятке перепускного клапана масла.

Под сиденьями кабины расположены три съемных ящика с частью ЗИП. В кабине имеются таблички с основными указаниями по эксплуатации тягача, а также схема электрооборудования.

Кузов расположен непосредственно за кабиной, над воздухоочистителями, отделением топливных баков и отделением лебедки. Кузов оборудован откидывающимися сиденьями, съемным тентом, плафоном освещения и световой сигнализацией из кузова в кабину. Тент может быть снят с дуг, скатан и укреплен ремнями на дугах, установленных в гнезда на ящиках для аккумуляторных батарей. В передних углах кузова расположены ящики для аккумуляторных батарей, а над ними передние габаритные фонари и ящики для укладки части ЗИП с гнездами под дуги тента.
Рама тягача через балансиры, торсионы и десять обрезинен-ных сдвоенных опорных катков (по пяти на каждом борту) опирается на две гусеницы.
В передней части тягача по обоим бортам расположены бортовые передачи и ведущие колеса. На бортах рамы у ведущих колес на кронштейнах закреплены очистители ведущих колес от снега и грязи. В кормовой части тягача по бортам расположены направляющие колеса с механизмами натяжения гусениц. В передней и задней частях надгусеничных полок расположены откидные легкосъемные грязевые щитки. На надгусеничных полках в передней части располагаются ящики с частью ЗИП.
На правой полке сбоку расположена крышка отверстия для установки съемной рукоятки ручного привода редуктора подогревателя двигателя. По бокам передней решетки расположены фары с защитными дугами. Впереди кабины с левой стороны на поворотном кронштейне имеется фара-искатель, а на кронштейне верхней петли левой двери крепится зеркало заднего вида.
На передних подкабинных стойках слева расположена горловина бортового топливного бака, а справа - масляного бака.

Две заправочные горловины передних и задних топливных баков расположены у правого борта кузова. Сзади рамы тягача расположены: тягово-сцепной прибор, выдающее устройство с концом троса лебедки, габаритные фонари и .фонари сигнала "Стоп", соединительная головка с разобщительным краном для присоединения воздухопровода тормозной системы прицепа и др. Впереди и сзади рамы тягача имеются по два крюка для буксировки и подъема тягача.

Общая наружная окраска тягача выполнена в защитный цвет.
Для удобства обслуживания все трубопроводы тягача окрашены в разные цвета: топливные-в желтый, масляные- в коричневый, системы охлаждения и подогрева - в зеленый, воздушные - в голубой. Головки смазочных пробок окрашены в красный цвет.

ПРИМЕНЕНИЕ
АТ-Т и машины на его базе поличили широкое распространение в Советской армии. В настоящее время нередко можно увидеть инженерные машины на базе АТ-Т в строительных и дорожных организациях.
Один из тягачей АТ-Т используется на МЗКТ как балласт при испытании машин и полуприцепов.

ОЦЕНКА, СРАВНЕНИЕ С АНАЛОГАМИ
Тягач был мощным и надежным, однако имелись и недостатки - низкий коэффициент сцепления на льду, жесткие условия работы экипажа из-за шума и вибраций.

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ
Журнал "Моделист-конструктор" №3'99 
Журнал "Бронеколлекция" №5'05
Техническое описание тяжелого тягача АТ-Т 
Техническое описание трнспортера МДК-2м 409му