prosdo.ru
добавить свой файл
1 2 3 4
Билеты по Основе теории литературы.


1.Литературоведение как наука.

Литературоведение как наука возникло в начале 19-го века. Конечно, еще со времен античности существовали литературные труды Аристотеля Платона. Буало итд В начале 19 века в идеологии, философии, искусстве начинается эпоха господства романтизма. В это время свою теорию создали братья Гримм. Литература – вид искусства, она создает эстетические ценности, и поэтому изучается с точки зрения разных наук. Литературоведение изучает художественную литературу различных народов мира для того, чтобы понять особенности и закономерности ее собственного содержания и выражающих их форм. Предметом литературоведения является не только художественная литература, но и вся художественная словесность мира – письменная и устная.

2.Взаимодействие литературоведения с другими науками.

Многообразны связи Л. с др. гуманитарными науками, одни из которых служат его методологической базой (философия, эстетика), другие близкие к нему по задачам и предмету исследования (фольклористика, общееискусствознание), третьи общей гуманитарной направленностью (история, психология, социология). Многоплановы связи Л. с языкознанием, основанные не только на общности материала (язык как средство коммуникации и как строительный материал литературы), но и на некотором соприкосновении гносеологических функций слова и образа и некоторой аналогичности их структур.

3.Происхождение искусства. Слово искусство первоначально обозначало всякое мастерство более высокого и особого сорта искусство мышления, искусство ведения войны. В общепринятом смысле оно обозначает мастерство в эстетическом плане, и созданных благодаря нему произведений произведений искусства, которые отличаются, с одной стороны, от творений природы, с другой от произведений науки, ремесел, техники. Причем границы между этими областями человеческой деятельности очень нечетки, так как в величайших достижениях в этих областях участвуют также и силы искусства. Реальные и душевные источники искусства, т.е. художественного творчества, усматриваются в различных явлениях фантазии романтизм, многообразном стремлении к изменению Шиллер, стремлении к подражанию Аристотель, современный натурализм, стремлении к символическому изображению немецкий идеализм, экспрессионизм и во многом другом. Но это все образные определения искусства. Философия же дает следующее определение. Искусство есть особая форма общественного сознания и духовной деятельности, специфика которой состоит в отображении действительности посредством художественных образов. В практической деятельности у людей складываются и развиваются эстетические представления, в которых явления действительности отражаются как прекрасные и безобразные, трагические и комические, т.е. эстетически.


4.Литература как искусство слова. Основным средством литературы является слово. Посредством созданных словом образов автор пытаетсяувлечь читателя, «включить» его в действие, сделать его присутствие во времени и пространстве произведения «реальным». Такое «участие» необходимо для полного и более глубоко понимания написанного: так, читатель переживает за Татьяну в «Евгении Онегине», пытается понять причины поступков Катерины в «Грозе» и сложный духовный мир Наташи Ростовой в «Войне и мире», трагедию Григория Мелехова в «Тихом Доне». Именно наше («читательское») восприятие и глубокое переживание судеб героев свидетельствует о том, что литература – это искусство, искусство слова.

5.Литературно-художественная критика как часть литературоведения. Своего рода авангард читающей публики (точнее ее худож. образовательной части) составляют литературные критики.Их деятельность явл. весьма существенным компонентом функционирования литературы. Призвание и задача критики оценивать худ. произведения, и при этом обосновывать свои суждения.Лит. критика своего рода посредник между писателями и читателями. Она способна стимулировать и направлять писательскую деятельность.

6. Художественный образ.

Художественный образ — всеобщая категория художественного творчества, форма истолкования и освоения мира с позиции определенного эстетического идеала путем создания эстетически воздействующих объектов. Художественным образом также называют любое явление, творчески воссозданное в художественном произведении. Художественный образ — это образ от искусства, который создается автором художественного произведения с целью наиболее полно раскрыть описываемое явление действительности. Художественный образ создаётся автором для максимально полного освоения художественного мира произведения. В первую очередь через художественный образ читатель раскрывает картину мира, сюжетно-фабульные ходы и особенности психологизма в произведении. Художественный образ диалектичен: он объединяет живое созерцание, его субъективную интерпретацию и оценку автором (а также исполнителем, слушателем, читателем, зрителем).

7. Идейно-тематическое содержание литературного произведения. Проблематика. Ядром худ-ной системы , ее центром принято считать идейно-тематическое содержание. Неразрывное единство темя и идеи составляет экстракт объекта и субъекта творчества, предмета искусства, и его авторского осознания,распространяющий свое влияние на все остальные элементы системы. Проблематика- развертывание проблемы(более менее осознанного противоречия) в процессе размышления. Например, анализ чувства долга и свободы относящиеся к нравственной проблематике
8.Содержание и форма литературного произведения.

Содержание и форма литературного произведения - противоположные «полюса» в художественной целостности произведения. Оно не просто сообщает о чем-то или указывает на что-то, оно содержит в себе эстетическую реальность художественного мира, в которой преображаются изображаемые события, переживания, действия, их осмысление и оценка. Художественный мир — это содержание литературного произведения. Именно художественный текст и становится единственно возможной формой воплощения этого содержания «Стихи живые сами говорят / И не о чем-то говорят, а что-то».(С.Я.Маршак).
Внутреннее единство с. и ф. необходимо отличать от различного рода внешних соответствий того, о чем говорится в произведении, и того, с помощью каких приёмов и средств построен текст. «Содержание — это не что иное как переход формы в содержание. А «форма — это не что иное как переход содержания в форму»
9.Художественное время и пространство.

Любое литературное произведение так или иначе воспроизводит реальный мир. Естественными формами существовании этого мира являются время и пространство. Время и пространство в литературе условны. Однако литература по сравнению с другими видами искусства   наиболее свободно общается со временем и пространством.В частности, могут изображаться события, происходящие одновременно в разных местах. Повествователю достаточно сказать: « а тем временем происходило то-то». Таким приемом перенесения из одного пространства в другое пользовалась литература. Так же важным свойством литературных времени и пространства является их дискретность, т.е прерывность. Дискретность пространства  проявляется прежде всего в том, что оно обычно не описывается подробно, а лишь обозначается наиболее значимыми для автора деталями. Характер условности времени и пространства в сильнейшей степени зависит от рода литературы. Условность максимальна в лирике, так как она ближе к экспрессивным искусствам. Здесь может отсутствовать пространство. В драме условность времени и пространства установлена в основном на театр. На фоне драмы эпос имеет более широкие возможности. Переходы из одного времени в другое, пространственные перемещения происходят благодаря повествователю. Повествователь может сжимать или растягивать время.


10.Композиция литературного произведения. Внешняя композиция произведения делятся на главы (в лиро-эпических произведениях они могут быть небольшие по объему), подглавки, части, тома, книги. Драматические произведения состоят из актов (действий), картин (сцен), явлений от завязки и до развязки + внесюжетные элементы.
внутренняя композиция: мотивы, система персонажей, обрамление сюжета, точка зрения. 
Композиция осуществляет единство и целостность художественных творений. Совокупность композиционных приемов и средств стимулирует и организует восприятие литературного произведения. Фундаментом композиции является организованность (упорядоченность) вымышленной и изображенной писателем реальности, т.е. структурные аспекты самого мира произведения. Но главное и специфическое начало художественного построения – это способы «подачи» изображенного, а также речевых единиц.

11.Сюжет и фабула литературного произведения.

Сюжетом называют ход действия и последовательность его развития, которые служат в произведении формой развертывания и конкретизации его фабулы. Фабула - это то, что, хотя и существует в сюжете, но полностью с ним не совпадает. Сюжет - это та же цепочка действий, но изменений, взятые в авторском освещении, в развитии авторского взгляда от начала и до конца произведения. фабула, - это то, что поддается переводу, когда телевизионный диктор коротко излагает нам события предыдущих серий фильма, он пересказывает именно фабулу, о сюжете мы получим представление, только увидев эти серии на экране.  Исходное содержание слова «фабула» -баснясказка история, перевод. «Сюжет» - означает «предмет», то есть то, для чего написано произведение. Сюжет - это цель автора, а фабула - средство достижения этой цели».

12.Конфликт литературного произведения. Конфликт - столкновение, борьба, на которых построено развитие сюжета в художественном произведении; противоречие как принцип взаимодействия между образами литературного (эпического или драматического) произведения. Конфликт определяет идейную направленность и композиционно организует художественное произведение на всех уровнях, придавая каждому образу его качественную определенность в противопоставлении другим образам. Любовный- взаимоотношения между людьми, построенные на любовных коллизиях; характерен для традиционной драмы классицизма и любовного романа. Социально-бытовой(общественный)-социальныевзаимоотношения,характерен для реалистических произведений. Философский-постановка и решение философских проблем: жизни и смерти, кардинальных основ бытия, судьбы человека. Идейный-столкновение различных идей, имеющих право на существование. Психологический- внутренние противоречия личности; характерен для романтических произведений. Символический- противоборство, столкновение реальности с ее символическим перевоплощением; характерен для произведений символизма.

 

 






следующая страница >>