prosdo.ru
добавить свой файл
1 ... 2 3 4

35.Рифма и виды рифмовки. Рифма - повторение более и менее сходных сочетаний звуков, связывающих окончания двух и более строк или симметрично расположенных частей стихотворных строк. В русском классическом стихосложении основным признаком рифмы является совпадение ударных гласных. Рифма отмечает звуковым повтором окончания стиха (клаузулы), подчеркивая междустрочную паузу, а тем самым и ритм стиха. По слоговому объему Р. делятся на мужские (ударение на последнем слоге), женские (ударение на предпоследнем от конца слоге), дактилические (ударение на третьем от конца слоге), гипердактилические (ударение на четвертом от конца слоге). Если Р. оканчивается гласным звуком, она называется открытой, если оканчивается согласным звуком, — закрытой.По характеру звучания различаются Р.: точные и приблизительные, богатые и бедные, ассонансы, диссонансы, составные, тавтологические, неравносложные, разноударные.По положению в стихе рифмы бывают: конечные, начальные, внутренние; по положению в строфе — смежные, перекрестные и охватные (или опоясанные).

В отношении кратности повторов различаются Р. парные, тройные, четверные и многократные.Стихи без Р. называются белыми, неточные Р. — «рифмоидами». 

36.Строфа и ее разновидности. СТРОФА (греч. strophe - поворот)  - группа стихов с периодически повторяющейся организацией ритма и (или) рифмы. Как правило, каждая строфа посвящена какой-то одной мысли, и при смене строфы меняется и тема. На письме строфы разделяются увеличенными интервалами. Основной признак строфы - повторяемостьеё элементов: cтоп, размера, рифмовки, кол-ва стихов и пр. ВИДЫ СТРОФ: ДВУСТИШИЕ (дистих) - простейший вид строфы из двух стихов: в античной поэзии - дистих, в восточной - бейт, в силлабической - вирши. Если двустишие образует самостоятельную строфу – это строфическое двустишиеГрафически такие двустишия отделяются друг от друга. ТРЁХСТИШИЕ (терцет)  - простая строфа из трёх стихов. ЧЕТВЕРОСТИШИЕ (катрен) – простая строфа из 4 стихов, самая употребительная в европейской поэзии. ПЯТИСТИШИЕ (квинтет) – строфа из пяти стихов. ШЕСТИСТИШИЕ  - строфа из шести строф. Шестистишие с рифмовкой АВАВАВ – СЕКСТИНА.СЕМИСТИШИЕ (септима)  - сложная строфа из семи стихов.ВОСЬМИСТИШИЕ (октава) – строфа из 8 стихов.ДЕВЯТИСТИШИЕ (нона) - сложная строфа из 9 стихов.ДЕСЯТИСТИШИЕ (децима)  - сложная строфа из 10 стихов. ОДИЧЕСКАЯ СТРОФА – десятистишие с рифмовкой АBАB CC DEED. Одической строфой пишутся торжественной оды.  ОНЕГИНСКАЯ СТРОФА - 14-стишие 4-стопного ямба с рифмовкой ABAB CCDD EFFE GG, созданное  А. С. Пушкиным («Евгений Онегин»).  БАЛЛАДНАЯ СТРОФА - строфа, в которой, как правило, чётные стихи состоят из большего количества стоп, чем нечётные. СОНЕТ (прованс. sonetto – песенка) - стихотворение твёрдой формы из 14 строк. Популярен в поэзии Возрождения, барокко, романтизма. Цикл из 15 связанных сонетов называется «венком сонетов».

Итальянский сонет строится по схеме .ТЕРЦИНА (лат. terzа rima - третья рифма) - 3-стишная строфа из непрерывной цепи тройных рифм ABА BCB CDC ТРИОЛЕТ -  восьмистишие с рифмовкой АВАА АВAB , где стихи А и В повторяются ка рефрены.РОНДО  - стихотворение в 15 строк с рифмовкой AABBA, ABBС, AABBAС (C - нерифмующийся рефрен, повторяющий первые слова 1-й строки). Популярно в поэзии барокко и рококо.СИЦИЛИАНА - восьмистишие с перекрёстной рифмой АБАБАБАБ. САПФИЧЕСКАЯ СТРОФА  - строфа с устойчивым чередованием различных метров, изобретённая греческой поэтессой Сапфо.АЛКЕЕВА СТРОФА – строфа античного стихосложения из 4-х логаэдов с устойчивым чередованием различных метров. КОРОЛЕВСКАЯ  СТРОФА   - семистишие с системой рифмовки АББААВВ.СПЕНСЕРОВА  СТРОФА   - девятистишная строфа с рифмовкой ABABBCDC, представляющая собой октаву с добавлением девятого, удлиненного на одну стопу, стиха. Впервые появилась в поэме английского поэта Э. Спенсера «Королева фей» (1596).  НЕТОЖДЕСТВЕННЫЕ СТРОФЫ - строфы с неупорядоченным чередованием четверостиший с различной рифмовкой, клаузулами и пр. СТРОФОИДЫ - строфы с различным количеством стихов. Например, чередование 4-стиший с 5-стишиями, 6-стишиями и т.д.АСТРОФИЗМ - стихотворение, в котором нет симметричного деления на строфы, что расширяет интонационно синтаксическое звучание стихотворения и даёт поэту больше композиционной свободы. Астрофизм применяется в баснях, детских стихах, повествовательных поэтических произведениях.

37.Основные и вспомогательные стихотворные размеры.Стихотворный размер — частная реализация стихотворного метра, его вариация. В силлабо-тоническом стихосложении (например, в русском) варьируется, главным образом, длина строки: так, ямбический метр может выступать в виде одностопного, двухстопного, трехстопного и т. д. ямбического размера. Характеристикой размера являются также наличие или отсутствие цезуры и характеркаталектики; некоторые ученые признают размеры с цезурой и без цезуры (например, цезурованный и бесцезурный шестистопный ямб) или размеры с по-разному урегулированными каталектиками разными размерами, другие предпочитают вводить термин следующего уровня разновидность размера.Однодольный размер Брахиколон — однодольный размер, при котором в каждой стопе содержится слово, состоящее только из одного слога. Стоп в строке может быть несколько.Двудольные размеры Хорей — двудольный размер, с ударением на первом слоге в стопе, то есть в строке ударными являются первый, третий, пятый и т. д. слоги. Пример четырехстопного хорея:





Ямб — двудольный размер, с ударением на последнем слоге в стопе, то есть в строке ударными являются второй, четвёртый, шестой и т. д. слоги. Пример пятистопного ямбаЛогаэд Все стихотворные размеры, приведенные выше, основаны на последовательности нескольких стоп одного типа. В отличие от них логаэд — это размер, в строке которого чередуется несколько различных стоп

38.Виды звукописи. Звукописью пользовались и пользуются в настоящее время самые разные люди – прежде всего поэты, писатели, но ещё ее можно встретить в лозунгах политических партий и рекламных текстах. Но что такое звукопись? Этому термину можно дать несколько определений. В Большой советской энциклопедии сказано, что это «использование вторичных звуковых признаков речи для выражения различных эмоций, дополнительных смыслов и т.п.» В поэтическом словаре А. П. Квятковского говорится о том, что звукопись - это условный термин для одного из видов инструментовки стиха, который устанавливает соответствие фонетического состава фразы изображенной картине. В. Холшевников пишет: "В отличие от рифмы, повторяющейся регулярно, звуковые повторы внутри стиха то появляются, то исчезают, то едва улавливаются, то слышны очень отчётливо. Поэтому, когда после ряда "нейтральных" в звуковом отношении стихов возникают явно слышимые повторы, стих заметно выделяется".

39.Понятие о художественном методе. Художественный метод (творческий) метод – это совокупность наиболее общих принципов эстетического освоения действительности, которое устойчиво повторяется в творчестве той или иной группы писателей, образующих направление, течение или школу.


О.И. Федотов отмечает, что «понятие «творческий метод» мало, чем отличается от породившего его понятия «художественный метод», хотя его и пытались приспособить для выражения более масштабного значения – как пути исследования социально бытия или как основных принципов (стилей) целых направлений».

Понятие художественного метода появляется в 1920 –е годы, когда критики «Российской ассоциации пролетарских писателей» (РАПП) заимствуют данную категорию из философии, стремясь тем самым теоретически обосновать развитие своего литературного течения и глубину творческого мышления «пролетарских» писателей.

Художественный метод имеет эстетическую природу, он представляет собою исторически обусловленные общие формы эмоционально окрашенного образного мышления.

40.Литературное направление, течение, школа. Литературное направление - часто отожествляется с художественным методом. Обозначает совокупность фундаментальных духовно-эстетических принципов многих писателей, а также ряда группировок и школ, их программно-эстетических установок, используемых средств. В борьбе и смене направлений наиболее отчетливо выражаются закономерности литературного процесса. Принято выделять следующиелитературныенаправления:Классицизм,Сентиментализм,Натурализм,Романтизм (к которому некоторые относят и литературу барокко),Символизм,Реализм.  Литературное течение - часто отожествляется с литературной группировкой и школой. Обозначает совокупность творческих личностей, для которых характерны идейно-художественная близость и программно-эстетическое единство. Иначе, литературное течение - это разновидность литературного направления.

41Классицизм как литературное направление. Классицизм (от латинского classicus – «образцовый, первоклассный») - художественное направление, зародившееся еще в эпоху Возрождения, занявшее, наряду с барокко, важное место в литературе 17 столетия и продолжающее развитие в эпоху Просвещения - вплоть до первых десятилетий 19 века. Классицизм формируется, испытывая воздействие других непосредственно соприкасающихся с ним общеевропейских направлений в искусстве: он отталкивается от предшествующей ему эстетики Возрождения и противоборствует активно сосуществующему с ним искусству барокко, проникнутому сознанием всеобщего разлада, порожденного кризисом идеалов минувшей эпохи. Продолжая некоторые традиции Возрождения (преклонение перед древними, вера в разум, идеал гармонии и меры), классицизм являлся своеобразной антитезой ему. За внешней гармонией в классицизме скрывается внутренняя антиномичность мироощущения, роднившая его с барокко. Родовое и индивидуальное, общественное и личное, разум и чувство, цивилизация и природа, выступавшие в искусстве Ренессанса как единое гармоничное целое, в классицизме поляризуются, становятся взаимоисключающими понятиями. В этом отразилось новое историческое состояние, когда политическая и частная сферы начали распадаться, а общественные отношения превращаться в обособленную и абстрактную для человека силу. 

42.Сентиментализм как литературное направление. Сентиментали́зм (франц. sentimentalisme, от англ. sentimental, франц. sentiment – чувство) — умонастроение в западноевропейской и русской культуре и соответствующее литературное направление. В Европе существовал с 20-х по 80-е годы XVIII века, в России - с конца XVIII до начала XIX века. Доминантой «человеческой природы» сентиментализм объявил чувство, а не разум, что отличало его от классицизма. Не порывая с Просвещением, сентиментализм остался верен идеалу нормативной личности, однако условием её осуществления полагал не «разумное» переустройство мира, а высвобождение и совершенствование «естественных» чувств. Герой просветительской литературы в сентиментализме более индивидуализирован, его внутренний мир обогащается способностью сопереживать, чутко откликаться на происходящее вокруг. По происхождению (или по убеждениям) сентименталистский герой — демократ; богатый духовный мир простолюдина - одно из основных открытий и завоеваний сентиментализма. 


43.Романтизм как литературное направление.  Романтизм, как литературное направление, характеризуется неудовлетворенностью настоящим, современной действительностью. Эта неудовлетворенность порождает мечты о том, что должно быть, о желанном. Но это желаемое, то, что хотелось бы видеть в жизни, представлялось писателям-романтикам по-разному. Поэтому в романтизме выделилось два основных течения - консервативное и революционное. Для романтиков характерен интерес к народному творчеству. Там они видят отражение черт национального характера. Однако понимание этих черт различно. Революционные романтики подчеркивали свободолюбие народа, его протест против угнетения, способность к борьбе, а консервативные романтики поэтизировали такие черты, как смирение, терпение, покорность, суеверие и другие. Так в эпоху романтизма сложились два противоположных течения – консервативный романтизм и революционный, яркими представителями которых в России являются Жуковский и Рылеев

44.Реализм как литературное направление. Реализм, в литературе — направление, стремящееся к изображению действительности.

Во всяком произведении изящной словесности мы различаем два необходимых элемента: объективный — воспроизведение явлений, данных помимо художника, и субъективный — нечто, вложенное в произведение художником от себя. Останавливаясь на сравнительной оценке этих двух элементов, теория в различные эпохи — в связи не только с ходом развития искусства, но и с иными разнообразными обстоятельствами — придаёт большее значение то одному, то другому из них. Отсюда два противоположных направления в теории; одно — реализм — ставит перед искусством задачу верного воспроизведения действительности; другое — идеализм — видит назначение искусства в «пополнении действительности», в создании новых форм, причём исходным пунктом служат не столько наличные факты, сколько наперёд данные, идеальные представления. Эта терминология, заимствованная из философии, вносит иногда в оценку художественного произведения моменты внеэстетические: Реализм совершенно неправильно упрекают в отсутствии нравственного идеализма. В ходячем употреблении термин «Реализм» означает точное копирование деталей, по преимуществу внешних. Несостоятельность этой точки зрения, естественным выводом из которой служит предпочтение протокола — роману и фотографии — картине, совершенно очевидна; достаточным опровержением её служит наше эстетическое чувство, которое ни минуты не колеблется между восковой фигурой, воспроизводящей тончайшие оттенки живых красок, и мертвенно-белой мраморной статуей. Было бы бессмысленно и бесцельно создавать ещё один мир, совершенно тождественный с существующим.

45.Модернизм и постмодернизм  В конце Х1Х века произошли значительные изменения в понимании человека, его отношения к миру, нового языка искусства. В ходе интеграции национальных культурных традиций, формирования техногенной цивилизации, пересмотра ценностных ориентаций нарастает тенденция декаданса, возникает новая культурная стратегия – модернизм. Модернизм в широком смысле слова характеризует все нереалистические школы и течения европейского искусства, в узком смысле слова – это художественная система, характеризуемая общностью стремлений, цельностью, единством целей и задач. В русле модернизма формируется «авангард» (фр. «передовой отряд»), наиболее радикальное течение, открыто порывавшее с искусством прошлого, ориентированное на крайние формы выразительности, отказ от предметности и соотнесения с действительностью. Постмодернизм основан на идеях игры, парадоксальности, комбинирования элементов, отражения действительности как ее опровержения. Его принципы – концептуальность, ирония, пародия, вторичность, безличность, цитатность. Ж.Ф.Лиотар (род. в 1924), Ролан Барт (1915 – 1980), У.Эко (род. в 1932 г.) рассматривают любое произведение искусства как определенный текст, построенный и развивающийся вне всяких законов жанра и композиции, а представляющий собой некий коллаж высказываний, цитат, аллюзий и метафор. Возрождая романтический принцип иронии, сторонники постмодернизма возводят ее в абсолют, низвергая все и всякие ценности, провозглашая идею «смерти автора» (неважно, что хотел выразить автор, каждый зритель или читатель имеет право увидеть то, что хочется ему). Прием деперсонализации в эстетике постмодерна применим и по отношению к художнику, автору, творцу и по отношению к зрителю, читателю, рецепиенту. Постмодернизм как культурная стратегия и эстетический метод явился следствием процесса глобализации, стирания культурных и национальных различий.


<< предыдущая страница