prosdo.ru
добавить свой файл
1 2 3 4
Билет 16. 1. Критический реализм — Критический реализм ориентирован на непосредственное изображение повседневной жизни людей, преимущественно бедных и обездоленных, противопоставляемых зажиточным и праздным слоям населения. В 1871 г. в Петербурге открылась первая Передвижная выставка художников-живописцев, утвердившая критический реализм в русской живописи.Выставка была устроена художниками Петербурга и Москвыздесь было много разнообразных картин зрители переходили от одного полотна к другому, было тесно, шумно, раздавались громкие голоса споривших. Известный критик В.В. Стасов отметил «поразительную новизну» выставки. Больше всего страстей разгорелось у картины молодого петербургского профессора живописи Н. Ге «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе». Много толков вызвала и картина И. Прянишникова «Порожняки». Также тут были портреты известных людей того времени: Островского, Тургенева и др. Как вообще появилось товарищество передвижных выставок? В начале октября 1863 г. группа в составе четырнадцати самых одаренных оканчивающих Академию живописцев подала просьбу в Совет Академии о дозволении свободно выбрать сюжет для конкурсной картины. Тут уж профессора взволновались всерьез. Организованное выступление! В просьбе было отказано. Однако молодежь не успокоилась, и все четырнадцать ходили к каждому профессору в отдельности, урезонивали его и заручались его поддержкой, а затем подали вторую просьбу с тем же содержанием. В последний момент живописец Заболоцкий испугался и откололся от группы. Их осталось тринадцать (так возникло название «бунт тринадцати»), но тотчас же вместо Заболоцкого к группе присоединился скульптор Крейтан. 9ноября в день официального конкурса четырнадцать оканчивающих Академию конкурентов на золотую медаль отправились в Совет узнать, что он решил. Им было объявлено, что предлагается один-единственный сюжет для историков – «Пир в Валгалле» - и одна тема - «освобождение крестьян». Это было уже контрнаступление на «вольнодумцев». Тогда они попросили освободить их от конкурса и выдать дипломы. Предводителем смельчаков был И.Н. Крамской. Выйдя из Академии, молодые художники пошли на серьезную жертву. Они не только потеряли шансы получить золотую медаль и блага, с ней связанные, но сразу же лишались бесплатных мастерских и всякой поддержки Академии в дальнейшем. Художники поселились в одной квартире, где была создана Петербургская артель художников (или Артель Крамского). В 1865 г. Крамской поехал в Нижний Новгород, где устроил во время ярмарки выставку картин членов Артели. Самым замечательным полотном стала «Тайная вечеря» Н. Ге. В письмах из Нижнего Новгорода Крамской сообщал, что посетителей на выставке бывает масса, и все относятся к этому небывалому предприятию очень сочувственно. Так впервые зародилась мысль о возможности устраивать выставки не только в Петербурге и Москве, но и в других провинциальных городах.


2. Творчество в.кандинского.Особенности худ.методаТворчество Василия Васильевича Кандинского — уникальное явление русского и европейского искусства. Именно этому художнику, наделённому могучим дарованием, блестящим интеллектом и тонкой духовной интуицией, суждено было совершить подлинный переворот в живописи и создать первые абстрактные композиции.

Судьба Кандинского складывалась не совсем обычно. До тридцати лет он и не помышлял об искусстве. Поводом для этого послужило впечатление от картины «Стог сена» Клода Моне на Французской индустриальной и художественной выставке в Москве. Кандинский обосновался в Мюнхене, который на рубеже веков был признанным центром немецкого модерна. Он занимался сначала в частной школе живописи, а позднее в Мюнхенской академии художеств у Франца фон Штука.

Живя в Германии, Кандинский почти каждый год приезжал в Россию и представлял свои работы на выставках Московского товарищества художников, Нового общества художников и др. В журналах «Мир искусства» и «Аполлон» появлялись его статьи об искусстве Германии, сыгравшем столь важную роль в формировании творческой личности живописца. В то же время Кандинского волновала и вдохновляла русская художественная традиция: иконы, древние храмы, сказочные персонажи. Все они часто присутствуют в его работах, что говорит о влиянии на него мастеров «Мира искусства». обратился к графике, создав цикл гравюр на дереве «Стихи без слов» (1903 г.).В начале 10-х гг. ясно определилось главное направление творческих поисков Кандинского: он хотел сосредоточить все средства живописи на передаче сложной системы чувств и ощущений, которые живут в потаённых глубинах души художника и не зависят от материального мира. Художник сам описал происшедший в его сознании переворот в работе «Ступени» (1918 г.): «Я... вдруг увидел перед собой неописуемо-прекрасную, пропитанную внутренним горением картину. Сначала я поразился, но сейчас же скорым шагом приблизился к этой загадочной картине, совершенно непонятной по внешнему содержанию и состоявшей исключительно из красочных пятен. И ключ к загадке был найден: это была моя собственная картина, прислонённая к стене и стоявшая на боку... В общем, мне стало в этот день бесспорно ясно, что предметность вредна моим картинам».Наверное, в ту минуту потрясённый мастер вряд ли осознавал, что случайно поставленная на бок картина станет истоком нового направления в искусстве — абстракционизма. По Кандинскому, именно линия и цветовое пятно, а не сюжет являются носителями духовного начала, их сочетания рождают «внутренний звук», вызывающий отклик в душе зрителя.Все абстрактные произведения Кандинского, по его собственным словам, разделяются на три группы (по степени отдаления от предмета): импрессии, импровизации и композиции. Если импрессия рождается как прямое впечатление от внешнего мира, то импровизация бессознательно выражает внутренние впечатления. Наконец, композиция — это высшая и самая последовательная форма абстрактной живописи. В ней нет прямых связей с реальностью. Цветовые пятна и линии образуют захватывающую дух стихию движения. Композиции Кандинского не имели индивидуальных названий — только номера (из десяти таких работ сохранилось семь).Создавая абстрактные композиции, Кандинский фактически изменил природу живописи — искусства, тесно связанного с повествованием, — и приблизил её к музыке, которая призвана не изображать, а выражать наиболее сложные душевные состояния.В работах Кандинского 1900— 1910 гг. чувствуются разнообразные влияния: от немецкого экспрессионизма и французского фовизма («Не без воздействия символизма Кандинский обратился к графике, создав цикл гравюр на дереве «Стихи без слов» (1903 г.). преподавал в Государственных художественных свободных мастерских, не прекращая при этом работать как живописец. Абстрактные полотна Кандинского тех лет стали мягче и светлее по колориту, усилилась роль линии, большее внимание уделялось свободному пространству.Он не много пробыл в России.В отличие от «романтического» мюнхенского этот период в творчестве Кандинского обычно называют «холодным» или «классическим». В его работах пятно всё более уступало место линии, живописность — сухому геометризму, динамика — равновесию. Наряду с треугольниками и квадратами композиции включали в себя круг как символ совершенства и полноты мироздания.


В 1933 г., после прихода к власти нацистов и закрытия «Баухауза», художник эмигрировал во Францию. Он напряжённо работал в 30-х гг., но его творчество оказалось в стороне от главной линии развития современного искусства. Другие мастера шли по пути освоения новых форм абстрактной живописи, который когда-то проложил Кандинский.

Пребывание Кандинского в России было недолгим, в конце 1921 г. он навсегда покинул страну. Известный немецкий архитектор Вальтер Гропиус пригласил его преподавать в «Баухаузе» — высшей архитектурной и художественной школе, которая находилась в Веймаре, а в 1925 г. переехала в Дессау. Здесь он написал книгу «Линия и точка на плоскости». Тогда же к Кандинскому пришло настоящее мировое признание. Он участвовал в многочисленных выставках в городах Германии, публиковал теоретические труды, в 1923 г. устроил первую персональную выставку в Нью-Йорке.

В отличие от «романтического» мюнхенского этот период в творчестве Кандинского обычно называют «холодным» или «классическим». В его работах пятно всё более уступало место линии, живописность — сухому геометризму, динамика — равновесию. Наряду с треугольниками и квадратами композиции включали в себя круг как символ совершенства и полноты мироздания.

В 1933 г., после прихода к власти нацистов и закрытия «Баухауза», художник эмигрировал во Францию. Он напряжённо работал в 30-х гг., но его творчество оказалось в стороне от главной линии развития современного искусства. Другие мастера шли по пути освоения новых форм абстрактной живописи, который когда-то проложил Кандинский. преподавал в Государственных художественных свободных мастерских, не прекращая при этом работать как живописец. Абстрактные полотна Кандинского тех лет стали мягче и светлее по колориту, усилилась роль линии, большее внимание уделялось свободному пространству.

3.К поделочным камням относятся полупросвечивающие,часто не прозрачные миниральные агрегаты,горные породы и др.миниральные тела используемые для крупных поделок(столешницы,вазы ит.д)По физико-механическим свойствам камни делятся на-твердые 5и выше по минералологической шкале например нефрит,яшма,агат.и мягкие твердость 4 и ниже(малахит,мраморный оникс,)Ценность определяется редкостью нахождения,индцветом,рисунком.а также трудом затрачиваемым на их обработку.


В изобразительном искусстве романтизм наиболее ярко проявился в живописи и графике, менее выразительно – в скульптуре и архитектуре. Яркими представителями романтизма в изобразительном искусстве были русские живописцы-романтики.В своих полотнах они выразили дух свободолюбия, активного действия, страстно и темпераментно взывали к проявлению гуманизма. Актуальностью и психологизмом, небывалой экспрессией отличаются бытовые полотна русских живописцев. Одухотворенные, меланхоличные пейзажи — опять та же попытка романтиков проникнуть в мир человека, показать, как живется и мечтается человеку в подлунном мире. Русская романтическая живопись отличалась от зарубежной. Это определялось и исторической обстановкой и традицией. Романтизм в России не был устойчивым явлением, романтиков тянуло к академизму. К середине XIX в. романтическая традиция почти угасла. В России романтизм начал проявляться вначале в портретной живописи.Особенно ярко проявилась эта тенденция в творчестве О. А. Кипренского (1782 – 1836 гг) и В. А. Тропинина (1776 – 1857 гг). Василий Андреевич Тропинин стремился к живой непринужденной характеристике человека, выраженной через его портрет. Портрет сына (1818), «Портрет А. С. Пушкина» (1827), «Автопортрет» (Портрет сына — Арсения Тропинина — один из лучших в творчестве мастера. Изысканная, неяркая золотистая цветовая гамма напоминает валерную живопись XVIII в.

«Молодой садовник» (1817) Кипренского, «Итальянский полдень» (1827) Брюллова, «Жнецы» или «Жница» (1820-е) Венецианова — произведения одного типологического ряда.Самыми значительными достижениями русского романтизма являются работы в жанре портрета. Ярчайшие и лучшие примеры романтизма относятся к раннему периоду.

Анри Матисс - самый известный среди художников-фовистов. В ранний период своего творчества, до 1920-х гг., он использовал характерные для экспрессионизма свободный выбор очень ярких красок и рисунок, состоящий всего из не скольких сильных линий. Картина "Танец" поражает своей простотой и динамизмом. Художник воплотил в ней воспоминание о счастливом существовании человечества на совсем юной Земле, своего рода рае, но без религиозных ассоциаций. И позже Матисс останется верен теме счастья жизни. Его живопись станет нежней. Он использует свежие краски, очень простой рисунок, его искусство становится монументальным и декоративным. К концу жизни Матисс был признан одним из самых замечательных художников XX века.


Фовисты В 1905 г. многие художники, участники временной осенней выставки в Парижском Салоне, среди них - Анри Матисс и Андре Дерен (1880-1954) были названы критиками "фовистами" (фр. - "дикие"). Один из этих критиков писал по этому случаю: "Они швырнули публике в лицо банку с красками". И действительно, фовисты использовали только чистые и контрастные цвета и принципиально отказались от тени. Они не хотели придавать своей живописи иллюзию реальности, а наоборот, хотели избавиться от этой "фальши". С 1908 г. искусство Матисса, Дерена и других художников изменилось. Тем не менее фовизм остается одним из самых блистательных проявлений экспрессионизма.


3.Основные худ.формы и мотивы в ювел.искусстве.Ювелирное искусство - вид декоративно-прикладного искусства; изготовление ювелирных украшений из драгоценных металлов.
В ювелирном искусстве применяются ковка, литье, художественная чеканка, тиснение, резьба или гравировка, зернь, чернь, эмали, инкрустация, травление, полировка и другие механические приемы обработки.




следующая страница >>