prosdo.ru
добавить свой файл
1
Добродетели


Источник любой добродетели – Бог. Во Христе все добродетели существуют в высшей и совершенной степени;
кроме того, они неделимы и составляют единое целое. Ибо мы – Его творе­ние, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог пред­назначил нам исполнять. (Еф.2:10)
«Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона» (Гал. 5:22-23).

Добродетель

Определение

Свящ. Писание

Условия стяжания

Примеры, после Иисуса Христа

Плоды

Прочее: степени, связь, образы

Вера

Добровольное согласие человеческой воли на принятие Богооткровенной Истины, доверие к Богу как Любящему Отцу и Его Всеблагому Промыслу.

Мф.16:24,

Мф.21:21-22,

Откр.3:20.

Безусловное доверие Богу. Следование Христовым Заповедям.

Праотец Авраам

Апостол Андрей Первозванный

Благоразумный разбойник

Первомученик, архидиакон Стефан


Все поступки совершаются в согласии с волей Божией и являются исполнением её. Стяжевается упование на всеблагой и премудрый Промысл Божий в любых обстоятельствах.

Верующий православный христианин является членом Церкви и ведёт активную духовную жизнь. Вера взращивается  участием в Таинствах (Исповеди  и Причастия), изучением Священного Писания, Житий святых и личным общением с подвижниками благочестия.

Воздержание

Удержание желаний, не согласующихся с волей Божией.

Греческое слово "воздержание" означат: держать под контролем, владеть собой. Часто оно переводится словом "самообладание" и подразумевает "сдерживать пыл, влечение, желания".

1Кор.6:12,

1Кор.9:25;

Лк.1:14-16,

Мф.11:11,

Гал.5.24

Объектом воздержания могут быть: 1) порочные страсти и греховные влечения человеческой природы и 2) ее естественные нужды и необходимые потребности.

С 1-м требуется беспощадная борьба, а 2-е должно подчинить духу и удерживать в разумных пределах.

Праведный Иоанн Кронштадтский

Преподобный Герасим Иорданский

Тело должно покориться душе, а душа — духу.

Подвиг воздержания простирается вообще на все, что препятствует богоугодной жизни. С этой точки зрения воздержание (принимаемое в широком смысле), как добродетель, является родоначальной, основной по отношению к другим добродетелям.


Кротость (простота, незлобие)

 

Добродетель кротости заключается в совершенном безгневии и неподвижном устроении души, пребывающей одинаковой при бесчестиях и похвалах.

Мф.5:5

Мф.11:29

Иак.3:17

Флп.4:5

Пс.24:9

Послушание.

Испрашивание помощи у Бога.

Самоукорение.

Преподобный Павел Препростый

Святитель Спиридон Тримифунтский

Терпение, безгневие, Возможность при оскорблениях от ближнего без смущения и искренно о нем молиться.

Терпение оскорблений и гонений.

Кроткие силой воли своей, своим терпением укрощают гнев, успокаивают раздраженного и всегда остаются в пределах самообладания.

Любовь

(Венец добродетелей) совокупность совершенств, по происхождению есть дар Духа Святого, по своей сущности - обо́жение человека, по форме - жертвенное служение предмету любви – Богу и Его творению.

Гал.5:22-23

1 Ин.4:7-16, 20–21


1 Ин.5:3

Лк.10:27

Ин.14:23,15:9-17, 6:24


«Если ты находишь, что в тебе нет любви, а желаешь иметь ее, то делай дела любви, хотя сначала без любви. Господь увидит твое желание и старание и вложит в сердце твое любовь». Преподобный Амвросий Оптинский.

Апостол Иоанн Богослов

Преподобный Силуан Афонский

Праведный Алексий Мечев

Жертвенное служение Богу и людям.

Зрение в ближних образа Божия.
(Отсутствие страха).

Плод любой добродетели – умножение любви.

Христианская любовь - деятельная и жертвенная.

Милосердие

Сострадательное отношение к ближним, способность откликаться на их нужды.

Мф.25:31-40

Мф.5:7

Мф.6:3

Лк.6:36

Лк.10:30-37

2 Кор.9:6

Пс.40:2.

Св. Иоанн Златоуст: «Начни отдавать неимущим, что тебе не нужно, что у тебя валяется; потом будешь в состоянии давать и больше и даже с лишением себя; и, наконец, уже готов будешь отдавать и все, что можешь».


Праведный Филарет Милостивый

Святитель Николай Чудотворец

Святитель Иоанн Милостивый

Милосердие – лекарство от эгоизма.

Оно облагораживает душу, умиротворяет совесть, дает внутренний покой и радость, укрепляет веру.

Оказание милости при жизни станет заступничеством в день Страшного суда. 

Молитва

Обращение человека к Богу, Богородице, Ангелам или святым угодникам Божиим.

 

Мф.6:6

Мф.1:35

Мф.7:7

Мф.15:8

Мф.26:39

Лк.6:12

Деян.13:2-3

Внимание, неспешность, памятование о Боге, пост, уединение, сосредоточенность, тишина. Молитву можно сделать потребностью только через молитвенный труд.

Преподобная Мария Египетская

Святитель Григорий Палама

Праведный Иоанн Кронштадский

Преподобный Серафим Вырицкий

(Матерь добродетелей).

Непрестанная память о Боге, сердечная теплота, любовь к Богу и ближним.  

Молитва – барометр духовной жизни.

Три степени молитвы: устная, умная, умно-сердечная.

Молитва является зеркалом духовного возрастания. 


Надежда

Надежда – уверенность в добром исходе нашей жизни, укорененной в вере в Бога, убеждение, что несмотря на всю тьму и весь грех, свет любвеобильного прощения Божия нисходит на нас и изменяет нас.

Главным предметом христианской надежды является вечное спасение.

Пс. 32:20-22.

Рим.8:24-25

Лк.12:22-32

 

Упование на Промысл Божий в любых обстоятельствах.

Мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София

Святая царица-страстотерпица Александра

Она ободряет дух в искушениях, воодушевляет на подвиги.

Надеждой гордый может быть  смирен, нечистый – очищен, слабый – укреплен, грешный – исправлен.

Надежда имеет своим основанием веру.

Познается надежда только в приключившейся скорби. Случившаяся неожиданность, внезапная потеря, болезнь близкого человека открывают христианину глаза – на кого в действительности он надеялся.

Нестяжание

Удовлетворение себя (одним) только необходимым.

Пс.61:11

Мф.6:25-26,
31-33

Мф. 19:23

Лк.12:33-34
Ин.15:5


 Любление евангельской нищеты.

Преподобный Нил Сорский

Блаженная Ксения Петербургская

Новосвященномученик Фаддей Тверской

Милосердие к нищим, презрение к роскоши, готовность отдать последнее.

Исторгается из сердца страсть к наживе.

 

Покаяние

Фундаментальная перемена в жизни: от произвольно-греховной, самолюбивой и самодостаточной к житию по заповедям Божиим, в любви и стремлении к Богу.

Мф.3:2

Мф.4:17

Мк.6:12.

Деян.2:38, 2:21

Совершение в течение всей (человеческой) жизни, (никогда не бывает излишним)

Авва Сисой Великий

Апостол Петр

Царь и пророк Давид

 

Видение своей греховности, появление желания служить ближним, нрав становится непритворным и нелицемерным.

Переход на качественно иной образ мыслей.

Плоды: искренность исповедания грехов, видение даже тонких греховных помыслов.

Вектор жизни изменяет направление от собственного «я» к Богу.

Послушание


Послушание – это особое отношение пастыря и пасомого, которое строится на глубоком доверии, взаимном уважении, творчестве, смирении, молитве, стремлении искать и находить правду Божию.

В более широком смысле – согласование своей воли с волей Божией.

Лк.16;

Ефес.4:11-12

Быт.22:1-18

Мф.26:39

Ин.6:38

Фил.2:6-8

Деян.4:19

Отсечение своей воли (имеется в виду воля греховная и гордость).

Для него необходимы: смирение, вера, надежда, любовь, чистота намерений, жертвенность, рассудительность.

Духовный руководитель может указать на какие-то ориентиры, но проходить путь от ориентира до ориентира человек должен сам.

Исаак при жертвоприношении Авраама

Преподобный Симеон Псково-Печерский

Преподобный Акакий Синайский

 

Приходит внешний порядок жизни.

Смирение рождает послушание, а послушание рождает смирение.

Церковь созидает Божию благодать, которая дается только смиренным и послушным.

Настоящее послушание должно быть сознательным и творческим, потому что это есть не желание угодить и формально исполнять чьи-то предписания, а быть активным, решительным и инициативным, понимать, что нужно для пользы дела.

Образом пос  лушания указывают ртуть, т.к. она спускается ниже всякой жидкости и не смешивается с нечистотою.


Рассуждение

Благодатный дар духовного зрения и различения воли Божией.

2Пет.1:5

Пс.78:16

Притч.2:3-5

1. Самоконтроль. Внутреннее внимание.
2. Избегание крайностей.
3. Сообразование собственной аскезы и духовной пользы окружающих.
4. Чтение святых отцов и Житий святых.
5. Развитие навыков рассуждения.

Рассуждение невозможно для новоначальных. Поэтому неопытным необходимо недоверие к себе и послушание духовному руководителю.

Святитель  Иоанн Златоуст

Преподобный Амвросий Оптинский

Святитель Феофан Затворник

Преподобные Варсонофий Великий и Иоанн Пророк

 

 

Просвещенный ум. Способность принимать правильное решение в любых обстоятельствах и подавать душеполезный совет ближнему.

Когда человек стяжает добродетель рассуждения, тогда он будет защищен от осуждения других.

Рассуждение - Дар Божий, а не просто интеллектуальная развитость.

Без рассуждения ни одна добродетель не имеет настоящей цены в очах Божиих. Будет ли то молитва, или пост, или милостыня — без рассуждения все это может обратиться даже во вред.

 

Образом добродетели рассуждения в церковной письменности являются руль и соль.

Ревность

Сердечная сила души, выражающаяся в пламенном стремлении к добру и ненависти ко злу, христианская решимость к бесповоротному оставлению греха и исполнению Божией воли.


Исх.30:3-5

Пс.36:8

Пс.68:10

Рим.10:2

Необходимо преобразить противоестественную ревность о временном и преходящем, изначально присущей человеку, - ревностью к познанию Бога и соединению с Ним.

Пророк Иеремия,

Праведный Иоанн Кронштадтский,

Преподобный Иосиф Волоцкий

Новосвященномученик Иоанн Рижский

Отвага, усердие,  душевная сила и телесная старательность.

С ослаблением ревности приходит теплохладность.

Ревность в духовной жизни не должна исключать такую добродетель, как рассуждение. Ревность без рассуждения в патристике именуется ревностью не по разуму, неразумной ревностью (Рим. 10:2).

 

Святость (обожение)

Высшая степень приобщения подвижника к божественной благодати, причастность к Богу.

Лев.11:44

1 Пет.1:15

Мф.5:48

Святые отличаются от обычных людей той решительностью и решимостью, с которой они меняют жизнь после обращения к Богу.


Преподобный Серафим Саровский

Святитель Иоанн Шанхайский

О святости свидетельствуют не подвиги, а богоподобные качества.

Три степени: освящение, просвещение, усовершение.

Смирение и

Смиренно-мудрие

Смирение – почитание себя грешником, не сделавшим ничего доброго перед Богом, уничижение духа, трезвое видение своих грехов.

 Смиренномудрие – одна из граней смирения, правильный образ мыслей человека о самом себе и окружающем его мире.

Исх.66:2

Мф.26:63

Мф.11:29 

Ин.13:14-15.

1. Справедливая оценка самого себя и понимание того, что все человеческие заслуги – дары Бога.

2. Молчание.

3. Смиреннословие

4. Скромное одеяние.

5. Самоуничижение.

6. Сокрушение о грехах.

7. Последность.

8. Телесные труды.

Смирение явственно рождается в душе от исполнения заповедей.

Преподобный Сергий Радонежский

Андрей, Христа ради юродивый

Преподобный Агафон Египетский

 

Чем более приближаются подвижники к Богу, тем более грешными себя видят.

Есть два смирения: считать себя ниже всех и приписывать Богу свои подвиги (это совершенное смирение святых).

Признак глубочайшего смирения, когда человек ради уничижения, в некоторых случаях принимает на себя такие вины, каких в нем нет.


Смирение - высшая добродетель. Цель христианской жизни – обо́жение, а кто больше познает Бога, тот более и смиряется.

Только этой добродетели не могут подражать бесы.

 Люди делятся на праведников, которые считают себя грешниками, и грешников, которые считают себя праведниками.

Что соль для всякой пищи, то смирение для всякой добродетели; оно может сокрушить крепость многих грехов.

Терпение

Стойкое перенесение скорбей с благодарением Богу.

 

Сир. 2:14

Пс.39:2

Мф.24:13

Лк.21:19

Иак.1:3-4

Евр.10:36

2 Сол.3:5.

Терпение есть готовность к скорби и ежедневное ожидание ее.

В терпении нужно упражняться прежде необходимости, чтобы, когда она настанет, быть во всеоружии.

(Нужно считать любое бесчестие посланным от Бога для упражнения в его преодолении.)

Праведный Лот

Праведный

Иов Многострадальный

Богоотцы Иоаким и Анна

Великомученик Евстафий

Благоверная княгиня Анна Кашинская.

Терпеливому чужда обида.

Терпеливый стяжевает всегдашнее спокойствие и сохраняет душевный мир в любых обстоятельствах.


Терпение вырабатывается несением скорбей.

Терпение даётся Богом по мере смирения.

Высшей степенью является перенесение обид с радостью, даже имея возможность отразить их.

Трезвение

С одной стороны, трезвение есть внимание к спасению души среди скорбей и искушений преходящего мира, противостоящее рассеянности и лености. С другой стороны, трезвение – это правильная (здравая) оценка своих сил и своего духовного состояния, основанная на познании своей немощи и уповании на Божественную благодать.

1 Петр.5:8

Пс. 79:12

1Кор. 14:16

Мф.24:45-51

Мф.26:41

 

Хранение ума от помыслов и сердечное безмолвие. Ежедневное испытание ума и сердца.

Святитель Игнатий Брянчанинов

Преподобный Пахомий Великий

 

Исправляя сердце, исправляем внутреннее зрение своей души.

Приобретается свобода от искушений, свобода от самообмана, видение своих грехов и упование на Бога, сдержанность в радости и сохранение благоразумия в скорбях.

Духовная бдительность помогает очищению ума и сердца и стяжанию прочих добродетелей.

Целомудрие

Совершенное подчинение тела душе, чистота души и тела.

"По своему этимологическому составу греческое слово "целомудрие" указывает на здравость, неповрежденность, единство и вообще нормальное состояние внутренней духовной жизни христианина, цельность и крепость личности, свежесть духовных сил, духовную устроенность внутреннего человека" (свящ. Павел Флоренский)


Числ.6:8

2Кор.6:6

1Тим.4:12, 5:2

1Кор.3:17

Тит.2:5-6.

1Фес.4:7

Пс.138:14

Притч.6:25

Начало целомудрия – ум, не колеблющийся от блудных помыслов и мечтаний. Уклонение от сладострастных бесед, скверных слов, хранение чувств, особенно зрения, слуха и осязания.  Телесные труды. Пост, молитва.

Избегать всего, что может положить и малейшее пятно на чистоту души.

Целомудрие есть воздержание и преодоление (всяких) похотей борьбою.

Богородица

Равноапостольная Фекла

Мученица Евфрасия

Мученица Пелагея дева

Мученицы Домнина, Виринея и Проскудия

Мученица Фомаида

Благоверная княгиня Иулиания Вяземская

Телесная и духовная чистота.

 

По определению святого Григория Нисского, "целомудрие вместе с мудростью и благоразумием есть благоустроенное распоряжение всеми душевными движениями, гармоническое действие всех д