prosdo.ru 1
Процесс пошел, или Особенности Болонской реформы в Германии


Болонский процесс

По следам Болонской реформы: Магистр магистру рознь

Болонская реформа: что станет со "старыми" степенями в немецких вузах?

Процесс пошел, или Особенности Болонской реформы в Германии

Исследование: Работодатели не делают различий между магистрами и бакалаврами

Исследование: Eurostudent, или Портрет студента из страны Болонского процесса

Студенты в Германии недовольны Болонским процессом

Немецкий профессор: К Болонскому процессу в Германии отнеслись несерьезно

Немецкий профессор: Болонский процесс – академический "Апокалипсис"

Как бакалавры из СНГ становятся немецкими магистрами

На учебу в Германию: коротко о главном

Плата за образование в Германии

Студент и финансы

Где жить студенту в Германии?

Недозагрузка: фактор времени на немецком кампусе

Три четверти немецких вузов уже перестроились на систему "бакалавр-магистр". К 2010 году "перестройка" завершится, единая образовательная платформа Европы будет создана. Традиционные немецкие дипломы канут в лету.

Система ''бакалавр-магистр'' – главное нововведение

Болонский процесс стартовал десять лет тому назад - в 1999 году. Именно тогда министры образования 30 стран Европы приняли декларацию о создании единого образовательного пространства. В числе этих государств была и Германия.

Зачем оно надо?

Основная цель Болонского процесса - сделать образование в европейских странах сопоставимым. И тем самым увеличить мобильность студентов во время обучения и улучшить возможность их последующего трудоустройства в любой стране Европы. Для этого была введена единая система измерения и оценки знаний - кредитные пункты (ECTS). Один пункт равен тридцати часам учебной нагрузки.

Главное нововведение Болонского процесса - система обучения "бакалавр-магистр" (Bachelor-Master). На данный момент в немецких вузах параллельно сосуществуют две структуры обучения: новая двухуровневая система Bachelor-Master, а также традиционные немецкие образовательные программы с получением диплома специалиста или магистра (Magister Artium).


Согласно достигнутым договоренностям, к 2010 году все образовательные программы Германии должны стать бакалаврскими или магистерскими. По данным на конец 2008 года, на новую систему уже перешли 75 процентов вузов ФРГ. Тем не менее, многие немецкие студенты сегодня гордятся тем, что получат по окончании образования "старый добрый диплом".

"Старый добрый немецкий диплом"

Критики сетуют на то, что исчезнут традиционные немецкие дипломы

Диплом (Diplom) в Германии обозначает примерно то же самое, что и диплом специалиста в России. Обучение длится, как правило, пять лет и завершается дипломной работой, а также письменными и устными экзаменами. Впрочем, немецкая система образования характеризуется (со следующего года здесь будет уместно употребление прошедшего времени) большой академической свободой студентов. Это касается выбора лекций и семинаров, самостоятельного решения о прохождении практики или поездке за границу в качестве студента по обмену. Из-за этого срок обучения студентов в Германии часто превышает отведенные пять лет.

Магистратура (Magister artium) - это, по сути, тот же диплом, только для выпускников гуманитарных и социальных факультетов. В рамках Magister аrtium допускаются различные комбинации дисциплин.

Государственный экзамен (Staatsexamen) - это форма обучения по медицине, праву и педагогике, заканчивающаяся госэкзаменом, который принимает государственная экзаменационная комиссия. Содержание таких образовательных программ регулируется в законодательном порядке.

Критика в адрес Болонского процесса

Сторонники системы считают, что образование станет мобильнее

Болонский процесс - причина головной боли для всех его участников. Преподаватели вузов сетуют на ухудшение качества немецкого образования из-за ограничения академической свободы студентов. А еще на то, что из-за перекраивания учебных планов "на бакалаврский манер" им не хватает времени на общение со студентами.


Работодатели не знают, как им реагировать на новоиспеченных выпускников. Брать ли на работу бакалавра? Равнозначны ли знания, полученные им за три года в университете, знаниям дипломированного специалиста, отучившегося в вузе, как минимум, пять лет? Над такими вопросами сегодня ломают голову сотрудники кадровых отделов немецких фирм.

Большинство студентов тоже не в восторге от нововведений. Одни рассказывают, как неприятно чувствовать себя в роли подопытных кроликов. Другие жалуются на чрезмерную загруженность. У бакалавров меньше возможностей свободно выбирать курсы для посещения, чем у их предшественников-дипломантов. Практически все экзаменационные оценки идут в итоговый аттестат. Ну а оптимисты, наоборот, радуются перспективе после получения диплома бакалавра поступить в магистратуру другого вуза Германии или Европы.

Болонская реформа: что станет со "старыми" степенями в немецких вузах?

С - как "семестр" и "стипендия"

Сайты знакомств для студентов

Самомаркетинг

Самостоятельность

Свадьба

Связи

Связи с общественностью (специальность)

Секс

Семейный бизнес

Семестр

Сессия

Славистика

Служебный роман

Скаутинг

''Скрытые чемпионы''

''Словарь общежитий''

Смена должности в собственной фирме

Смена факультета

Собеседование (подготовка)

"Сова"

Совет начальству

Сотрудничество гуманитарных вузов

Социальные сети

Союз технических университетов Германии TU9

Социальные сети и карьера

Спасатель (специальность)

Специалист по защите личных данных

Спорт

Спортиндустрия

Стажер

Стажер в отеле

Стартап

''Стеклянный потолок''

Стендист(ка)

Степень

Степень "дипломированный инженер"


Стипендиат

Стипендии и гранты

Страх перед аудиторией

Стресс

Студент-пенсионер

Студент по обмену

Студенческая работа

Студенческая столовая

Студенческие корпорации

Студенческий билет

Студенческий парламент

Ступор

Перестройка системы высшего образования в Германии приближается к финалу. Три четверти немецких вузов уже активно выпускают дипломированных бакалавров и магистров. А что произойдет со "старыми" степенями в вузах страны?

К 2010 году все образовательные программы в вузах Германии станут бакалаврскими или магистерскими. На новую систему сегодня перешли уже почти 75 процентов высших учебных заведений ФРГ. Еще немного и двухуровневая система Bachelor-Master окончательно вытеснит традиционные немецкие образовательные программы с получением диплома специалиста (Diplom) или магистра (Magister Artium).

"Старый добрый диплом"

Напомним, до внедрения болонской системы в Германии существовало три типа квалификаций, присваиваемых по окончании вуза:

1. Диплом (Diplom) - это примерно то же, что и диплом специалиста в России. По окончании пятилетнего обучения студент писал дипломную работу и сдавал письменные и устные экзамены.

2. Магистратура (Magister Artium) - это тот же диплом, только для выпускников гуманитарных факультетов и, частично, факультетов социологии. В рамках этой квалификации допускались комбинации двух или трех дисциплин.

3. Государственный экзамен (Staatsexamen) - это форма обучения по специальностям, успешное окончание которых дает выпускникам право работать в качестве государственных служащих (учителя, судьи) или по профессиям, находящихся под контролем государства (врачи, юристы, фармацевты). По окончании учебы экзамен принимает государственная экзаменационная комиссия.

После окончательного перехода на систему "бакалавр-магистр" лишь два из перечисленных типов квалификаций - классическая магистратура и госэкзамен - получат право на существование, правда, в гораздо меньшем объеме. Рассмотрим подробнее, в какой мере болонская реформа затронет дисциплины, ранее изучавшиеся в рамках Staatsexamen, - педагогику, право и медицину, а также традиционно магистерскую специальность теологию.


Педагогика

Будущие педагоги учатся по новой системе

К настоящему времени педагогические специальности в большинстве вузов Германии были переведены на новую систему бакалавриата и магистратуры. Исключение составляют учебные заведения в Сааре и Саксонии-Анхальт, которые отвергают болонскую "перестройку", а также земля Баден-Вюртемберг, власти которой хоть и согласились на изменения, но пока откладывают их воплощение в жизнь. В этих землях выпускники педагогических факультетов все еще оканчивают вуз сдачей государственного экзамена.

Долгое время остававшийся спорным вопрос, с какой квалификацией - бакалавра или магистра - выпускник педагогических факультетов может приступать к работе по специальности, был решен с соломоновой мудростью. Согласно постановлению конференции министров по делам образования (Kultusministerkonferenz), "профпригодность" будущего педагога впредь будет привязываться не к конкретной степени, а к количеству зачетных единиц - кредитов (Credit Points), набранных им за время обучения.

Право

Классическое юридическое образование - в рамках Staatsexamen

В сфере юридического образования еще некоторое время будет сохраняться двоякая ситуация. С одной стороны, учебные программы по подготовке специалистов в смежных с областью права специальностях, например, бухгалтеров или финансовых инспекторов, почти на 80 процентов были переведены на двухуровневую систему "бакалавр-магистр".

С другой стороны, для студентов классических юридических факультетов пока ничего не меняется: по завершении учебы они получают государственный диплом в рамках квалификации Staatsexamen. Исключение составляет ведущий частный вуз страны в области права - Высшая юридическая школа имени Буцериуса, уже перешедшая на двухуровневую систему Bachelor-Master, а также Университеты Мангейма и Грейфсвальда. Эти вузы предлагают студентам альтернативу между традиционной и болонской формами обучения.

Учитывая тот факт, что отдельные земли Германии активно выступают за перевод юридических специальностей на бакалавриат и магистратуру, этот вопрос планируется поднять на конференции министров юстиции в 2011 году.


Медицина

Студентам-медикам перемены пока не грозят

Государственный экзамен в качестве квалификационной степени продолжает прочно удерживать позиции и в сфере медицинского образования.

В настоящее время в Германии нет ни одной вузовской специальности по медицине, по итогам которой присваивалась бы степень бакалавра или магистра.

Теология

Теология - особый случай

Что касается теологии, то у студентов, выбравших эту специальность, - особый статус. С одной стороны, педагогические специальности в рамках теологического образования были переведены на новую систему Bachelor-Master.

С другой, тип квалификационного свидетельства, присваиваемый в рамках классического образования на священника, зависит от конфессии студента. В то время как протестантские вузы практически полностью перешли на болонскую систему образования, в католических и православных вузах выпускники получают традиционный диплом магистра теологии (Magister Theologiae). Тем не менее, основой для присвоения последнего является система зачетных единиц (Credit Points), позаимствованная у болонской.

Студенты в Германии недовольны Болонским процессом

Болонский процесс

По следам Болонской реформы: Магистр магистру рознь

Болонская реформа: что станет со "старыми" степенями в немецких вузах?

Процесс пошел, или Особенности Болонской реформы в Германии

Исследование: Работодатели не делают различий между магистрами и бакалаврами

Исследование: Eurostudent, или Портрет студента из страны Болонского процесса

Студенты в Германии недовольны Болонским процессом

Немецкий профессор: К Болонскому процессу в Германии отнеслись несерьезно

Немецкий профессор: Болонский процесс – академический "Апокалипсис"

Как бакалавры из СНГ становятся немецкими магистрами

На учебу в Германию: коротко о главном

Плата за образование в Германии


Студент и финансы

Где жить студенту в Германии?

Недозагрузка: фактор времени на немецком кампусе

Юбилейный год Болонской реформы запомнится не пышным праздником, а многочисленными протестами по всей Европе. Студенты недовольны условиями обучения, критики говорят о провале реформы.

На демонстрации против Болонской реформы

Несмотря на то, что большинство вузов Германии перешли на работу по Болонской системе образования, новой модели еще не удалось расположить к себе студентов вузов как в Германии, так и в других странах ЕС. Организуя акции протестов, молодые люди пытаются привлечь внимание политиков и администрации университетов к недостаткам программы "бакалавр-магистр". Зачастую их поддерживают и сами преподаватели.

А помнишь, как все начиналось

В целесообразности Болонского процесса, стартовавшего в июне 1999 года, уверены даже его заядлые критики. Сделать образование в европейских странах сопоставимым, увеличить мобильность студентов и улучшить возможность их трудоустройства - таковы задачи реформы.

К 2010 году построение единой образовательной платформы Европы по замыслу политиков завершится, а все образовательные программы станут бакалаврскими или магистерскими. По данным на конец 2008 года, на новую систему перешли 75 процентов вузов Германии. Некоторые земли, например, Северный Рейн-Вестфалия, уже полностью перестроились. По словам министра науки, инноваций и технологий этой земли Андреаса Пинкварта (Andreas Pinkwart), "это успех!". Так политик оценил ситуацию в интервью студенческому журналу Zeit Campus.

Болонский стресс

Бакалавры и магистры хотят больше академической свободы

В студенческих городках такой оптимизм, мягко говоря, не совсем разделяют. Легенды о восьми докладах в неделю и бессонных ночах за написанием курсовых работ с введением новой системы становятся жестокой реальностью. В вузах Германии, которые издавна славились большой академической свободой студентов, появился даже новое понятие - "магистерский стресс". Студентка магистратуры Эссенского университета Юдит Блазковски (Judith Blaszkowski) рассказывает о его симптомах: "В этом семестре мне надо написать две курсовых работы. Проблема в том, что я еще за прошлый семестр работу не дописала. Получается, что у меня три курсовых в этом семестре. Вообще-то я хотела на каникулах пройти практику, но, по-видимому, не получится, не будет времени. Я ничего не успеваю!"


В то время как соседка по парте, обучающаяся еще по старой программе Magister Artium расслабленно пьет на семинаре кофе, Юдит старательно записывает за доцентом, поскольку ей предстоит сделать доклад на эту тему. Естественно, с презентацией на компьютере и подготовленным для участников семинара конспектом главных тезисов. 23-летняя студентка жалуется: "Совмещать учебу с подработкой, семьей, друзьями очень сложно! Классическим магистрам в этом плане легче. Для простого зачета им достаточно посещения, а мне для этого необходимо еще подготовить доклад или письменную работу, а порой и то, и другое сразу!"

Кто виноват?

В конце апреля 2009 года встреча министров образования стран Европы, собравшихся в бельгийском городе Новый Левен для обсуждения дальнейшего хода Болонского процесса, была отмечена волной студенческих протестов. В Лейпциге несколько сотен студентов блокировали в течение двух недель аудитории университета. В Хемнице и Берлине прошли массовые демонстрации. Студенты выразили таким образом недовольство условиями обучения в вузах, ухудшившимися, на их взгляд, после старта Болонского процесса. Акции протеста против реформы прошли не только в Германии, но и в Бельгии, Испании, Австрии и Франции. "Антиболонская" лихорадка захлестнула всю Европу.

Вольфганг Грюндингер

Автор нашумевшей книги "Восстание молодого поколения" ("Aufstand der Jungen") Вольфганг Грюндингер (Wolfgang Gründinger) называет теперешних студентов бакалавриата и магистратуры поколением подопытных кроликов. 24-летнего писателя относят к юной элите немецкого общества и называют адвокатом молодого поколения. Грюндингер сам учится в магистратуре Берлинского университета имени Гумбольдта и знает не понаслышке о слабых сторонах новой системы.

"По сути, программы по старой учебной системе были втиснуты в более короткие временные рамки. В итоге, для личной самореализации, свободного выбора предметов, проведения семестра по обмену или практики просто не остается времени", – говорит Грюндингер. По его мнению, в провале реформы виноваты как ее создатели – политики, так и ее исполнители – администрации вузов. И от тех, и от других юный эксперт ждет работы над ошибками.


Что делать?

По мнению Вольфганга Грюндингера, исправить ситуацию можно, облегчив учебную программу. "Вместо некоторых семинаров и лекций стоит включить практику и проведение семестра по обмену в иностранном вузе. Также необходимо лучше структурировать учебные планы, чтобы студентам их было проще сопоставить", - вносит предложение писатель и студент.

Юдит Блазковски сама по себе идея реформы образования нравится. "Однако проблема в том, что она не достаточно ориентирована на студентов", - говорит Юдит. По ее мнению, университеты должны вовлекать студентов в составление учебных планов. Но пока желания Юдит остаются только проектами. А в ее ежедневнике записана дата всеобщей забастовки, одно из требований которой - отмена магистратуры и бакалавриата в том виде, в котором они существуют сейчас

Немецкий профессор: Болонский процесс – академический "Апокалипсис"

Болонский процесс

По следам Болонской реформы: Магистр магистру рознь

Болонская реформа: что станет со "старыми" степенями в немецких вузах?

Процесс пошел, или Особенности Болонской реформы в Германии

Исследование: Работодатели не делают различий между магистрами и бакалаврами

Исследование: Eurostudent, или Портрет студента из страны Болонского процесса

Студенты в Германии недовольны Болонским процессом

Немецкий профессор: К Болонскому процессу в Германии отнеслись несерьезно

Немецкий профессор: Болонский процесс – академический "Апокалипсис"

Как бакалавры из СНГ становятся немецкими магистрами

На учебу в Германию: коротко о главном

Плата за образование в Германии

Студент и финансы

Где жить студенту в Германии?

Недозагрузка: фактор времени на немецком кампусе

В знак протеста против Болонской реформы немецкий профессор Мариус Райзер прекратил свою преподавательскую деятельность. В интервью Deutsche Welle он объясняет причины недовольства новой системой образования в Германии.


Профессор Мариус Райзер

Профессор теологии университета города Майнц Мариус Райзер (Marius Reiser) прекратил свою преподавательскую деятельность и отказался от университетской карьеры после перехода немецких университетов на работу по Болонской системе образования. В интервью Deutsche Welle он резко критикует новую модель образования и поясняет все ее недостатки.

Deutsche Welle: Вы считаете, что новая система - это академический Апокалипсис. Что Вы имеете ввиду?

Мариус Райзер: Болонский процесс означает для меня конец академической свободы. Цель новой системы – это передача студентам отфильтрованной информации, которая впоследствии строго опрашивается. Учащиеся находятся в постоянном стрессе, им приходится сдавать в десять раз больше экзаменов, чем их предшественникам.

Передаваемые знания при этом ориентированы на рынок и потребности экономики. Все построено на ограничении и контроле. Развитие способности мыслить самостоятельно новой образовательной системой совершенно не предусмотрено. Мы шагнули из крайности в крайность: от избытка свободы к ее полному отсутствию. Это сумашествие.

- Чем же старая система лучше новой?

- В основу модели Гумбольдта, которую сменила Болонская система, положено образование личности и развитие ее полного потенциала. Получая высшее образование, студент учится отличать вероятное от невероятного, мыслить критически и самостоятельно расширять свои знания. Понятно, что не каждый станет ученым по окончанию университета. Но любой студент должен уметь работать по научным методам.

Старая система осознанно избегает приобретения знаний для их непосредственного применения на практике. Бесспорно, высшее образование не должно быть оторванным от реальных потребностей той или иной профессии. Признаюсь, недостаточная связь с практикой является одним из недостатков модели Гумбольдта. Но этот минус можно было бы устранить с помощью нескольких мелких реформ.

- О каких реформах Вы говорите?


- Например, необходимо было устранить организационную неразбериху по некоторым специальностям. Зачастую студенты не знали, с чего начинать. Более четкая структура не была бы лишней. Или еще пример: на госэкзамене у студентов, изучающих педагогику, опрашивался материал всех лекций и семинаров, которые они посетили за последние восемь семестров. На мой взгляд, это неблагоразумно. Можно было бы ввести промежуточный экзамен. К сожалению, введение новой модели принесло радикальные изменения.

- Как такие новшества повлияют на репутацию немецких вузов на международной арене?

- В других странах Западной Европы дела обстоят не лучше. Во Франции или Англии наблюдается аналогичная тенденция: образовательный уровень опускается с высокого до среднего, ставка делается на строгий контроль. Поэтому можно сказать, что немецкая система образования по сравнению с другими никак не хуже. Однако, и не лучше, что совершенно не утешает.