prosdo.ru 1 2 ... 4 5
Вопросы ГЭК


Дисциплина «Управление работой флота»
1. Продукция морского транспорта и ее особенности.
Продукция морского транспорта -это перемещение грузов, пассажиров, буксировка плавучих объектов и другие операции, которые продаются и покупаются на мировом фрахтовом рынке, представляющие собой сферу обращения транспортных услуг, оказываемым флотом.

Особенности:

-продукцией транспорта является само перемещение грузов и пассажиров;

- продукция не имеет вещественной формы, ее нельзя накапливать и хранить;

- процессы производства и потребления продукции транспорта в технологическом смысле неотделимы друг от друга во времени и в пространстве;

-в результате производства и потребления транспорта изменяется пространственно-временное положение перевозимых грузов, что приводит к увеличению их потребительской стоимости;

- с момента, когда товар предъявлен к перевозке, он приобретает новое качество- становится грузом о наоборот, после доставки груза по назначению, он превращается в товар.
2. Единая транспортная система Украины. Транспорт общего пользования. Система морского транспорта.

В соответствии со ст.21 Закона Украины «О транспорте» Единую транспортную систему Украины – это подсистема:

транспорта общего пользования (железнодорожный, морской, речной, автомобильный и авиационный, а также городской электротранспорт, в том числе метрополитен);

промышленного железнодорожного транспорта;

ведомственного транспорта;

трубопроводного транспорта;

пути сообщения общего пользования.

Единая транспортная система должна соответствовать требованиям общественного производства и национальной безопасности, иметь разветвленную инфраструктуру для оказания всего комплекса транспортных услуг, в том числе для складирования и технологической подготовки грузов к транспортировке, обеспечивать внешнеэкономические связи Украины.


Транспорт общего пользования – отрасль народного хозяйства, которая удовлетворяет потребности всех отраслей народного хозяйства и населения в перевозках грузов и пассажиров. Транспорт общего пользования обслуживает сферу обращения и население.

Подсистема транспорт общего пользования может быть рассмотрена как самостоятельная транспортная система, представляемая собой в соответствии с ЗУ «О транспорте» совокупность подсистем различных видов транспорта:

ТС общего пользования:


  • ж/д транспорт;

  • авто;

  • водный:

- морской;

- речной;

  • авиационный;

  • городской электротранспорт.


В рамках подсиситем различных видов транспорта можно обозначить основные подсистемы следующего уровня иерархии:

-подсистема «Транспортное предприятие»

-подсистема «Транспортный узел» - совокупность пунктов пересечения транспортних коммуникаций или мест, в которых начинается или завершается процесс перевозки на МТ-это подсистема «Порт»

- подсистема «Предприятие по производству ремонту транспортних средств и других устройств» - совокупность предприятий необходимых для производства, обслуживания и содержания основных фондов транспорта в техническом исправном состоянии, на МТ- это подсистема «СРЗ»

- подсистема «Посредник»

Понятие транспорта общего пользования охватывает железнодорожный транспорт, водный транспорт (морской и речной), автомобильный, воздушный транспорт и транспорт трубопроводный).

Система морского транспорта.

Понятие «транспортная система» может рассматриваться с различных точек зрения в зависимости от:

-объекта изучения;

- системообразующего признака, положенного в основу объединения элементов в основу;

-сложности системы;

- иерархического уровня изучаемой системы.

Термин «транспортная система» может употребляться применительно к:


-совокупности различных схем транспортного обслуживания мировго производства («мировая ТС», «планетарная ТС»);

- транспортно-дорожному комплексу межгосударственных объединений («Европейская ТС», « ТС ЕС»);

-транспортным отраслям и сетям отдельных государств («ТС Украины»);

-подотраслям отдельных видов транспорта(система морского, речного, ж/д транспорта и т.д.);

- региону(«региональная ТС»);

-городу («городская ТС»).

Место системы национального морского транспорта в ЕТС Украины и мировой транспортной системы:

Мировая транспортная система

ЕТС Украины

Система морского транспорта Украины

Подсистема «Судоходная компания»

Основные системообразующие принципы в изучении системы морского транспорта и национального торгового судоходства, а также деятельности отдельных судоходных компаний:


  1. Принцип единства и взаимодействия системы и внешней среды;

  2. Принцип структурности и иерархичности;

  3. Принцип соотносительности;

  4. Принцип целостности;

  5. Принцип множественности описания системы;

  6. Принцип развития;

  7. Принцип глобальной цели;

  8. Принцип функциональности;

  9. Принцип сочетания децентрализации и централизации;

  10. Принцип неопределенности.

3. Объект управления в системе «Судоходная компания». Особенности и графическая модель взаимодействия между процессами перевозки грузов и работы судов.

Объектами управления в системе «судоходная компания» являются процессы перевозки грузов и процессы работы судов.

В научной и технической литературе, а также в практической работе наряду с понятием «транспортный процесс» употребляется понятие «перевозочный процесс».

В обиходе рассмотренный термины идентичны. Однако некоторые специалисты различают их.


Термин «ТП» употребляется в более широком смысле для обозначения всей деятельности транспорта как о транспортной промышленности.

Термин «ПП» употребляется в более узком смысле, применительно к процессу перемещения объекта перевозки.

В рамках изучения дисциплины «УРФ» -синонимы.

Очевидно, что процессы перевозки грузов и работы судов тесно связаны друг с другом.

Графическая модель взаимодействия между процессами перевозки грузов и работы судов

tд

А1 В1 Г1 Д1
tи Qc

О А Б В Г Д

tб tп tх tв
tр
Точка О- начало рейса судна, начало балластного перехода в порт погрузки.

Точка А-начало приёма груза для перевозки портом отправления от грузовладельца или смежного вида транспорта.

Точка Б- приход судна в порт и начало погрузки на судно в порту отправления.

Точка В- окончание грузовых операций и выход судна из порта.

Точка Г-приход судна в порт назначения и начало грузовых операций.

Точка Д-окончание грузовых операций в порту назначения.

Qс- количество груза, принимаемого на судно в данном рейсе.

Прямоугольник АА1Д1Д отражает работу порта и судна в транспортном процессе перевозки грузов.

Площадь трапеции БВ1Г1Д отражает полезную работу судна в технологическом процессе, который относится к данному рейсу.

На участе АБ в транспортном процессе участвует только порт погрузки.

На участе БВ и ГД участниками транспортного процесса являються порт и судно.

На участе ВГ- только судно.

Участок АВ представляет собой интервал отправления судов (грузов) на данном направлении. Интервал отправления, как правило, не совпадает с временем погрузки судна, т.к. накопление груза для погрузки обычно начинается раньше времени погрузки ладанного судна. (Исключение-прямой вариант)


tб – время балластного перехода.

tд – время доставки груза.

tи – интервал отправления груза.

tп – время погрузки.

tх – ходовое время.

tв – время выгрузки.

tд – время рейса.

По характеру производственные процессы различают:


  • основное производство;

  • вспомогательное;

  • обслуживающие.

К основному относят все виды хозяйственной деятельности, характеризующие содержание данного производства. На морском транспорте – это транспортный (перевозочный) процесс.

К вспомогательному относят деятельность по ремонтному обслуживанию основного производства и капитальное строительство.

Все остальные виды производственно-хозяйственной деятельности, а именно материально-техническое снабжение, научно-техническое развитие, коммерческая деятельность и т.д. относятся к обслуживающему производству.
4. Рейс судна. Фазы перевозочного процесса. Классификация рейсов. Время рейса.

Основным видом производственно-технологического процесса работы судна является рейс.

Рейс(ГОСТ 15831-70) – это транспортный процесс перевозки грузов или пассажиров за определённый интервал времени между географическими пунктами или районами.

Рейс - это законченный транспортно-технологический цикл работы судна по перевозке обусловленного количества грузов и пассажиров между заданными портами.

Перевозочный процесс включает в себя три фазы: начальную, основную и конечную.

Начальная фазы включает все операции с момента предъявления грузов к отправлению грузоотправителем или другим видом транспорта до момента погрузки его на судно и отхода судна из порта.

Основная фаза – все операции, связанные с перемещением груза из порта отправления в порт назначения, т.е. переход судна с грузом.


Конечная фаза – все операции с момента прибытия судна в порт назначения до момента передачи грузов получателю или другому виду транспорта.

Каждая фаза транспортного процесса состоит из определённых взаимосвязанных операций, которые последовательно сменяют друг друга. Их совокупность представляет собой определённую законченную часть общего процесса транспортировки грузов средствами морского транспорта.

Рейсы классифицируются по следующим признакам:

- по форме организации перевозок:

*регулярные

*нерегулярные;

- по видам плавания

*каботажные

*заграничные;

- по числу направлений

*односторонние –рейсы, которые начинаются и завершаются в разных портах при следовании в одном направлении;

*круговые – рейсы, предусматривающие обязательное возвращение судна в первоначальный порт отправления. В круговых рейсах выделяют рейсы прямого и обратного направления;

- по числу корреспондирующих портов

* простые – рейсы предусматривающие перевозку грузов или пассажиров между двумя портами;

* сложные – рейсы, охватывающие перевозки между тремя и более портами.

Началом рейса считается момент, указанный в рейсовом задании, который сообщается капитаном судна заблаговременно.

Окончание рейса совпадает с моментом фактического окончания выгрузки и оформления грузовых документов, связанных с выполнением данного рейса.

В любом рейсе независимо от его сложности выделяют следующие элементы:

- погрузка груза;

- переход судна с грузом;

- выгрузка груза.

Рейс и переход судна с грузом не является одним и тем же понятием.

Структура рейса описана в рейсовом задании (графике работы судов).

Балластный переход – переход судна без коммерческой загрузки. Подобные переходы не рассматриваются как самостоятельные рейсы и присоединяются как по времени так и по расходам к транспортным циклам их обусловившим.


5. Технологический процесс работы судна как объект управления. Структура технологического процесса работы судна. Классификация и содержание технологических рабочих процессов и операций.

Технологический процесс работы судна (ТПРС) – рейс. Состоит из рабочих процесс:

- подача судна под погрузку;

- стоянка судна под погрузкой;

- подготовка судна к рейсу;

- выход судна из порта;

- движение судна (плавание);

- вход судна в порт выгрузки;

- стоянка судна под выгрузкой.

Структура.

Рейс – ТПРС

Стояночные РП Ходовые РП

Производственные ТО Непрозводственные ТО

Основные ТО Вспомогательные ТО Вынужденные ТО По орг. причанам ТО

Рабочие Приемы

Рабочие Движения

/* В ходовых РП – та же картина. Во всех ветках – приемы и движения */

РП – рабочий процесс

ТО – технологическая операция – объект нормирования.

Приемы и движения не регламентируются и представляют интерес как компоненты ТО.
Классификация РП:

- по характеру:

- ходовые;

- стояночные;

- по назначению:

- основные;

- вспомогательные;

- по месту реализации:

- в портах;

- в пути.

Классификация ТО:

Производственные ТО (основные, вспомогательные) – операции, последовательное выполнение которых способствует реализации соответствующих РП. Например РП – погрузка включает в себя ТО по креплению груза.

Непроизводственные ТО(вынужденные, по организационным причинам) – характеризуются ожиданием возможности выполнения производственных ТО соответствующих РП (оформление прихода-отхода, бункеровка, перешвартовка, фумигация и т. д).

Три элемента (погрузка груза, переход судна с грузом, выгрузка) представляют собой цикл доставки морем каждой партии груза и очень редко этот цикл совпадает (только в простейшем случае) с производственно-технологическим циклом работы судна – рейсом. Эти три элемента представляют собой отдельные рабочие процессы.


Технологические рабочие процессы классифицируются следующим образом:


  1. По характеру:

    1. ходовые – рабочие процессы, реализованные непосредственно при перемещении грузов между отдельными пунктами отправления и назначения;

    2. стояночные – рабочие процессы, обеспечивающие подготовку груза и судна к выполнению перевозочного процесса.

  2. По назначению:

    1. основные;

    2. вспомогательные;

  3. По месту реализации:

    1. в портах;

    2. в пути.

Укрупненная модель структуры технологического процесса работы судна:

Технологический процесс работы судна
Отдельные технологические рабочие процессы
Технологические операции
Трудовые приемы



следующая страница >>