prosdo.ru 1


ВОПРОСЫ К ИТОГОВОМУ ЭКЗАМЕНУ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЛОСОФИЯ» (3 кредита)

на 2012-2013 учебный год


  1. Зарождение философии: где

  2. Веды – это:

  3. 4 составные части Вед: самхиты, брахманы, араньяки, упанишады.

  4. Самая главная и ранняя из самхит (сборников) Вед - Ригведа

  5. Проблема начала бытия в древнеиндийской философии: брахман и атман

  6. Брахман как начало бытия обозначает:

  7. Атман как начало бытия обозначает:

  8. Сущность ортодоксальных учений в древнеиндийской философии

  9. Сущность неортодоксальных учений в древнеиндийской философии

  10. Астика в философии Древней Индии.

  11. Какие учения относятся к Астике?

  12. Настика в философии Древней Индии

  13. Какие учения относятся к Астике?

  14. Понятие сансары в древнеиндийской философии

  15. Понятие кармы в древнеиндийской философии

  16. Локаята – основное материалистическое учение Древней Индии: основные идеи: о 4-х первоэлементах; гедонизм в трактовке смысла жизни

  17. Философия джайнизма. «Три драгоценности» джайнизма – правильная вера, правильное познание, правильное поведение.

  18. Философия буддизма. 4 благородные истины буддизма. Суть человеческой жизни по буддизму - страдание. «Средний путь» - главная идея буддизма.

  19. Конечная цель человеческих усилий, освобождение по буддийскому учению.

  20. Два направления в буддизме – хинаяна и махаяна

  21. В чем состоит отличие буддизма от других мировых религий?

  22. Философия конфуцианства. Основные идеи конфуцианства изложены в книге «Лунь юй» («Беседы и суждения»).

  23. Управление на традициях, ритуале и добродетели – основной принцип учения Конфуция (Кун фуцзы).

  24. Основные понятия конфуцианства: жэнь, «шу», «ли», «чжунюн», «сяо».
  25. Что означает понятие «сяо» в конфуцианстве, которое является всеобщей нормой поведения и основой гуманности?


  26. «Благородный муж» – социальный идеал Конфуция.

  27. Главная идея даосизма. Основоположник – Лао цзы

  28. Что означают понятия «дао», «у-вэй» в даосизме?

  29. Моизм и принцип «всеобщей любви и взаимной выгоды».

  30. Легизм – философия сильной государственной власти. Основной принцип данного учения?

  31. Характерные черты античной философии: космоцентризм, онтологизм, стихийная диалектика.

  32. Представление о сущности человека характерное для античной философии.

  33. Милетская школа – первая материалистическая философская школа античной Греции. Основные представители. Фалес – основоположник Милетской школы.

  34. Основная философская проблематика Милетской школы – вопрос о первоосновах всего сущего. «Архэ» у Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена.

  35. Учение Гераклита о всеобщем изменении и противоречивости всего сущего. Принцип «пантареи» («все течет»).

  36. Проблема первоначала по Гераклиту.

  37. Философия Пифагора – автора термина «философия». Первый принцип и первооснова мира по Пифагору. «Все есть число»

  38. Элейская школа: Ксенофан, Парменид, Зенон.

  39. Понятие бытия как главная проблема философии Парменида. «Бытие есть, а небытия нет».

  40. Антропоморфизм Ксенофана – представителя элейской школы. «Каков человек – таков его Бог».

  41. Апории Зенона.

  42. Древнегреческий атомизм – вершина античного материализма, ее представители.

  43. «Архэ» у Анаксагора

  44. «Архэ» у Эмпедокла

  45. Первые платные учителя философии, риторики, эристики в античной Греции, повернувшие философию от изучения физиса и космоса к проблеме человека?

  46. Агностицизм софистов. «У каждого человека своя истина, своя правда».

  47. Философия Протагора – видного представителя старших софистов. «Человек – есть мера всех вещей».
  48. Этический рационализм Сократа. «Добродетель есть знание». «Познай самого себя».


  49. Философский девиз Сократа – «Знаю, что ничего не знаю».

  50. Философский метод Сократа – «майевтика». В чем состоит его суть?

  51. Философия Платона – создателя системы объективного идеализма. Учение об идеях – «мир идей» - подлинное бытие и «мир чувственных вещей» - кажущееся бытие.

  52. Учение Платона об идеальном государстве, главная цель которого достижение благой жизни. Социальная структура идеального государства по Платону. Правители – философы.

  53. Название философской школы Платона?

  54. Философия Аристотеля – первого учителя человечества, энциклопедиста, систематизатора философских и научных знаний в античной Греции, основателя формальной логики (силлогистики), считавший, что «Логика есть орудие научного познания».

  55. Название философской школы Аристотеля.

  56. Человек по определению Аристотеля. «Человек – политическое животное».

  57. Философия асоциальной свободы (вне общества) киников

  58. Философские идеи Диогена – представителя кинизма. «Ищу человека».

  59. Философские идеи эпикуреизма: атомизм, этика, гедонизм. Название философской школы Эпикура - «Сад».

  60. Философия стоицизма. Идеал человека в понимании стоиков.

  61. Воздержание от суждений («эпохе») о чем-либо - основная идея философии скептицизма.

  62. Основные принципы (основания) философии христианского средневековья: теоцентризм, креационизм, провиденциализм, их суть.

  63. Статус философии в западноевропейской философии средневековья - «Философия – служанка теологии, богословия».

  64. Бытийное отношение бога и человека в средневековой западноевропейской философии (бог – человек). Рассмотрение человека в средневековой философии (человек есть образ и подобие Бога).

  65. Проблема соотношения веры и разума по Тертуллиану – «Верую, ибо нелепо».
  66. Два основных этапа (формы) христианской философии – патристика и схоластика


  67. Как называется учение христианских «отцов церкви»?

  68. Термин «схоластика» означает:

  69. Учение Аврелия Августина – христианского теолога, развивающего идею христианского платонизма. Основные идеи трактата «О граде Божьем».

  70. Между какими направлениями происходит полемика об универсалиях (природе общих понятий) в схоластической средневековой философии?

  71. Философия Фомы Аквинского – вершина схоластики, создателя томизма. «Сумма теологии», «Сумма против язычников». 5 доказательств существования Бога.

  72. Монотеистическая религиозность как основа арабоязычной философии средневековья.

  73. Мировоззренческая направленность арабо-мусульманской философии – теоцентризм, пантеизм.

  74. Аль-Кинди – первый философ арабов и восточного аристотелизма.

  75. Основные направления арабо-мусульманской философии – калам, фальсафа, суфизм.

  76. Школа мутакалимов и мутазилитов в обсуждении догматов Корана. Как называлась школа исламских философов – «отделившихся» от традиционной веры?

  77. Аль-Кинди, аль-Фараби, ибн-Сина, ибн-Рушд – представители восточного перипатетизма (аристотелизма). Энциклопедическая образованность как черта представителей восточного перипатетизма.

  78. Философия аль-Фараби – «Второго Учителя». Идеал общественного устройства в этико-социальном трактате «О взглядах жителей добродетельного города». Какой город в философии аль-Фараби является идеалом общественного устройства? Правители добродетельного города по аль-Фараби.

  79. Фальсафа (принцип рационализма) – основа философии восточного перипатетизма.

  80. Ибн Рушд (Аверроэс) - автор теории о «двойственной истине».

  81. Суфизм – это: (определение). Аскетический образ как практическая реализация этических норм в суфизме.
  82. Аль-Газали – представитель суфизма в арабо-мусульманской философии средневековья. Критика восточного аристотелизма и аристотелевских воззрений в целом в трактате «Опровержение философов».


  83. Характерные черты мировоззрения и философии эпохи Возрождения: эстетизм, антропоцентризм, гуманизм, поиск индивидуальности.

  84. Понимание человека, характерное для философии Ренессанса («человек – творец, художник»);

  85. В какой период истории философии эстетическое начало человека преобладает над нравственным?

  86. Человек как основная проблема философии гуманистов Ренессанса. Сущность гуманизма Ренессанса – величие и могущество человека

  87. Основные представители итальянского гуманизма.

  88. Ф. Петрарка – первый гуманист, отец «гуманизма».

  89. Идеи Эпикура в воззрениях итальянского гуманиста Лоренцо Валлы. «О наслаждении как истинном благе».

  90. Натурфилософия эпохи Возрождения, ее представители.

  91. Что такое пантеизм в трактовке натурфилософии Возрождения?

  92. Новая картина бытия - идеи гелиоцентризма Н. Коперника.

  93. Социально-политическая философия Н. Макиавелли. Цель оправдывает средства – основной тезис учения Н. Макиавелли.

  94. Социально-утопическая философия Т. Мора. «Утопия».

  95. Идеи утопизма в философии Т. Кампанеллы. «Город Солнца».

  96. Основатель немецкого реформационного движения – Мартин Лютер.

  97. Наукоцентризм как основная черта философии Нового времени.

  98. Ф. Бэкон – основоположник эмпиризма Нового времени. «Знание – сила».

  99. Новая теория индукции в основании новой науки по Ф. Бэкону.

  100. Что такое «идолы» по Ф. Бэкону?

  101. Р. Декарт – основоположник методологии рационализма в философии Нового времени». «Мыслю, следовательно, существую».

  102. Суть «картезианского сомнения».

  103. Метод познания по Р. Декарту – рационалистическая дедукция, его суть.

  104. Кто в философии Нового времени развил идею о дуализме субстанций: протяженной (материальной) и мыслящей (духовной)?
  105. Социально-политическая философия Т. Гоббса. «Левиафан». «Война всех против всех».


  106. Сенсуализм Д. Локка. «Нет ничего в уме, чего раньше до этого не было в чувствах». Идея «tabula rasa» («чистая доска»).

  107. Монадология Лейбница. Монада (духовная единица бытия) – ключевое понятие философской системы Лейбница

  108. Учение об единой субстанции (природе) Б. Спинозы.

  109. Культ науки и прогресс человечества как исходная идея философии Просвещения XVIIIв.

  110. Как называется историческая форма материализма XVIII в? Представители механистического материализма и натурфилософии XVIII в.:

  111. Идеи деизма в философии Просвещения XVIII в.

  112. Географический детерминизм Монтескье

  113. Философия Ламетри. «Человек – машина».

  114. Немецкая классическая философия. Представители идеалистического направления в немецкой классической философии. Представитель материализма в немецкой классической философии.

  115. Философия И. Канта – основоположника немецкой классической философии: основные понятия – «вещь в себе», «ноумен», «феномен», «априоризм»

  116. Агностицизм и априоризм о наличии границ познавательной способности человека. Учение об антиномиях (неразрешимых противоречиях) И. Канта

  117. Два вида знаний по И. Канту: априорное (доопытное) и апостериорное (полученное в результате опыта).

  118. Этический закон И. Канта – «категорический императив». «Поступай согласно правилам, которые могут стать всеобщим законом».

  119. Творчество Г. Гегеля – вершина немецкой классической философии. К какому направлению в философии относится система Гегеля?

  120. Абсолютная идея – основное философское понятие теории объективного идеализма Гегеля. «Мир есть развивающаяся абсолютная идея».

  121. 3 части философской системы Гегеля (логика, философия природы, философия духа).
  122. Диалектика Гегеля – вклад в развитие философии: в установлении в философии понятий процесса, развития, истории. Разработка основных законов и категорий диалектики с позиции объективного идеализма. «Триада»: тезис – антитезис – синтез.


  123. Антропологический материализм Л. Фейербаха. «Философия будущего» есть учение о человеке. Позиция оптимистического гностицизма Л. Фейербаха.

  124. Атеистически-антропологическая теория Л. Фейербаха – проблема бога связанная с антропологией. Корни религии. Религия «любви». «Человек человеку – Бог.

  125. Философия марксизма. Основные направления марксистской философии – диалектический и исторический материализм. Диалектический материализм – историческая форма материализма.

  126. Материалистическое понимание истории. Общественное бытие определяет общественное сознание - одно из основных положений исторического материализма.

  127. Теоретические источники марксизма.

  128. Формационная теория исторического развития К. Маркса. Понятие «общественно-экономическая формация». Уничтожение эксплуатации, пролетарская революция и установление диктатуры пролетариата – условия перехода от капиталистической формации к коммунистической.

  129. Марксистское понимание сущности человека. «Человек – есть совокупность общественных отношений».

  130. Позитивизм и его три исторические формы. О. Конт – основоположник позитивной философии.

  131. Главная идея неопозитивизма. Верификация – основной принцип неопозитивизма, его суть.

  132. Постпозитивизм как философское направление, настаивающее на развитии знания, посредством коренных преобразований, научных революций.

  133. Сущность иррациональной философии (иррационализма).

  134. Волюнтаризм и пессимизм А. Шопенгауэра.

  135. «Философия жизни». Определение жизни как потока, изменения, творчества.

  136. Основные положения философии Ф. Ницше: «воля к власти», идея «Сверхчеловека», нигилизм – «Бог умер», религия и рабская мораль.

  137. Понимание бытия в философских концепциях XX в.

  138. Экзистенциализм – философия существования. Бытие человека в центре философии экзистенциализма.
  139. Экзистенциальные идеи А. Камю. Категория «абсурда» и «бунта» в философии А. Камю


  140. Философия психоанализа – исследование природы бессознательного. З. Фрейд – основатель психоанализа. Теория либидо, сублимация

  141. Понятие «архетип» (коллективное бессознательное) в «аналитической психологии» К.Г. Юнга

  142. «Индивидуальная психология» А. Адлера. Понятие «комплекса неполноценности»

  143. Социопсихологизм Э. Фромма – взаимодействие психоаналитических и социально-экономических факторов в процессе общественного развития; соединение марксизма и психоанализа

  144. Герменевтика как учение и метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов

  145. Космоцентризм как главная особенность традиционной философии казахов. Структурная иерархия Космоса в мировоззрении казахов: Тенгри – верхний мир. Тенгрианство – религия древних тюрков, основанная на поклонении небу.

  146. Философия казахского Просвещения. Ч. Валиханов – основоположник казахского Просвещения. Проблема шаманства.

  147. Философия политики и права Ч. Валиханова

  148. Абай Кунанбаев – казахский просветитель, основоположник казахской письменной литературы. Требование о критическом подходе и преобразованиях современного казахского общества. «Слова назидания»

  149. Нравственно-этические проблемы как центральный вопрос философии Абая Кунанбаева. Главный принцип – «Будь человеком» («Адам бол»). Человек – хозяин и создатель своей судьбы.

  150. И. Алтынсарин с идеей о роли знания, просвещения в прогрессе общественной жизни и жизни человека

  151. Проблема человека и его бытия в философии Ш. Кудайбердиева. Наука о совести. Три истины: вера, наука, совесть

  152. Этимология термина «философия»

  153. Определение философии как науки

  154. Основные функции философии. Мировоззренческая функция – главная функция философии

  155. Понятие мировоззрения
  156. Исторические типы мировоззрения. Истоки философии. Что их объединяет? Отличие философии от мифологии и религии


  157. Понятие религии

  158. Понятие теоцентризма

  159. Понятие деизма

  160. Понятие пантеизма

  161. Понятие монотеизма и политеизма

  162. Основные разделы философии

  163. Онтология как учение. Бытие как исходная категория философии

  164. Основной вопрос философии, его две стороны: онтологическая и гносеологическая

  165. Материализм как философское направление

  166. Идеализм как философское направление

  167. Основные формы материализма с точки зрения исторического развития

  168. Две главные разновидности идеализма: объективный и субъективный, их суть

  169. Монизм, дуализм, плюрализм как философские точки зрения

  170. Философское определение материи.

  171. Атрибуты и формы бытия материи – движение, пространство, время

  172. «Время» как философская категория (определение)

  173. Диалектика, ее изначальная форма

  174. Диалектика как философская теория и метод

  175. Альтернативы диалектики как метода философии: метафизика, эклектика, догматизм, софистика

  176. Три основных закона диалектики. Закон единства и борьбы противоположностей – ядро диалектики, раскрывающий источник развития

  177. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений указывающий механизм развития, переход от старого к новому.

  178. Закон отрицания отрицания о направленности развития, характеризующийся необходимостью, цикличностью и преемственностью

  179. Натурфилософия как философия природы

  180. Гносеология как философское учение

  181. Гностицизм и агностицизм в решении проблемы познаваемости мира

  182. Рационализм как гносеологическая концепция

  183. Эмпиризм как гносеологическая концепция

  184. Сенсуализм как гносеологическая концепция

  185. Основные формы познания: чувственное и рациональное
  186. Формы чувственного познания


  187. Формы рационального познания

  188. Уровни научного познания: эмпирический и теоретический

  189. Социальная философия как философское учение. Социальный мир во всем многообразии и единстве есть объект социальной философии

  190. Определение понятия «общество»

  191. Философская антропология как учение о человеке. Вопросы изучения философской антропологии

  192. Логика как учение

  193. Этика как учение. Исходные категории нравственности – добро и зло.

  194. Эстетика как учение

  195. Аксиология как учение

  196. Детерминизм как учение о всеобщей причинной обусловленности явлений

  197. Понятие гедонизма

  198. Понятие «архэ»

  199. Сущность биологизаторского (натуралистического) подхода к определению сущности человека

  200. Сущность социологизаторского подхода к определению сущности человека

  201. Сущность теологического подхода к определению сущности человека

  202. Человек, индивид, личность. Понятие личности

  203. Процесс социализации личности

  204. Понятие антропогенеза

  205. Понятие антропосоциогенеза

  206. Понятие антропоцентризма

  207. Эсхатология как религиозное учение о конце света



Список рекомендуемой литературы при подготовке к итоговому экзамену по дисциплине «Философия»

  1. Спиркин А.Г. Философия.учебник – М.: Гардарики, 2006.

  2. Философия. Учебное пособие. Под редакцией проф. В.Н. Лавриненко. – М.: Юристъ, 2005.

  3. Ильин В.В. Философия в 2-х томах. Учебник. - М., 2006.

  4. УМКД по дисциплине «Философия» (глоссарий, тезисы лекций, материал при подготовке к семинарским занятиям, СРСП)