prosdo.ru
добавить свой файл
1
Вопросы к экзамену по детской литературе (2часть).


  1. Педагогические взгляды Л.Н. Толстого. История создания «Азбуки», «Новой азбуки». Источники «Азбуки». Рассказы о детях: особенности композиции («Косточка», «Котёнок», «Филиппок», «Корова» и др.), способы создания детских характеров, психологическая обоснованность поступков героев. Реализм в изображении действительности.

  2. Рассказы о животных Л.Н. Толстого. («Лев и собачка», «Пожарные собаки», «Булька» и др.). Особенности изображения героя-животного в произведениях. Басни («Лев и мышь», «Лгун», «Два товарища», «Старый дед и внучек» и др.): отличие от рассказов о животных. Сказки («Три медведя», «Как мужик гусей делил» и др.): связь с народной сказкой и отличие от неё. Особенности дидактизма произведений Л.Н. Толстого: «умная мораль».

  3. Творчество Д.Н. Мамина-Сибиряка для детей. Его отношение к детской книге. Сборник «Алёнушкины сказки». Галерея сказочных образов животного мира. Поэтическое обрамление цикла сказок. Воспитательная ценность сказок.

  4. Своеобразие реалистических рассказов о природе Д.Н. Мамина-Сибиряка: «Емеля-охотник», «Приемыш», «Серая Шейка», «Зимовье на Студёной». Ведущая тема рассказов. Роль пейзажа в рассказах и приёмы его введения. Включение в реалистический рассказ сказочных мотивов. Мастерское изображение животных.

  5. Рассказы А.П. Чехова о детях. Тема загубленного детства. Мир детей и взрослых. Раскрытие психологии ребёнка. Особенности юмора.

  6. Рассказы А.П. Чехова о животных «Каштанка» и «Белолобый». Особенности сюжета, композиции и центрального конфликта рассказов. Образ главной героини рассказа «Каштанка». Принципы характеристики героини. Эволюция характера. Мир животных и людей. «Совмещение» образов – основной художественный принцип чеховских рассказов. Роль детали.

  7. Рассказы А.И. Куприна о детях и для детей. Рассказы о животных. Тема тяжёлого детства. Рассказ «Белый пудель».
  8. Творчество М. Горького для детей. Роль Горького в развитии русской детской литературы. Реалистические рассказы «Дед Архип и Ленька», «Встряска» и др. Сказочный цикл. Идейно-эстетические особенности сказки «Воробьишко».


  9. Новаторский характер сказок Горького. «Случай с Евсейкой», «Самовар», «Яшка», « Про Иванушку-дурачка», «Утро». Связь с жизнью, социальная насыщенность, овладение традициями народных сказок.

  10. Автобиографическая проза. «Детские годы Багрова внука» С.Т. Аксакова.

  11. Автобиографическая проза. Трилогия Л.Н. Толстого «Детство», «Отрочество», «Юность». Н.Г. Чернышевский о повести «Детство».

  12. Н.Г. Гарин-Михайловский «Детство Тёмы». Традиции Льва Толстого в повести. Глубина проникновения во внутренний мир ребенка в повести. Способы создания характера Тёмы Карташёва. Раскрытие характера героя в сцене спасения Жучки.

  13. Вопросы воспитания и образования, взаимоотношения родителей и детей в семье в повести Н.Г. Гарина-Михайловского «Детство Тёмы». Влияние школы на формирование нравственного становления личности: друзья Тёмы, учителя гимназии.

  14. История создания повести «Детство Никиты» А.Н. Толстого, её автобиографизм. Характер главного героя, творческие возможности Никиты в их обусловленности природой и чувством Родины. Герои-дети, близкие Никите по духу, и герои-антиподы.

  15. Тема детства, природы и Родины в повести А.Н. Толстого «Детство Никиты». Природная жизнь, чувство красоты мира и счастье от общения с природой. Семья и её влияние на ребёнка. Отличие повести А.Н. Толстого «Детство Никиты» от автобиографической повести Н.Г. Гарина-Михайловского «Детство Тёмы».

  16. «Заповеди для детских поэтов» К.И. Чуковского. Воплощение заповедей в детских сказках К.И. Чуковского.

  17. Лирическая поэзия С.Я. Маршака для детей. Тематическое и жанровое многообразие его произведений. Своеобразие поэтического видения мира, отражения действительности в поэзии С.  Маршака.

  18. Своеобразие детской поэзии А.Л. Барто. Интернациональная тема. Юмористические стихи. Лирические стихи для подростков.
  19. Новые герои поэзии С.В. Михалкова. Особенности его лирики. Тетралогия о дяде Стёпе.


  20. Творчество поэтов-обэриутов: Д. Хармса, А. Введенского, Ю. Владимирова. История литературной группы. Особенности поэтики.

  21. Творчество В.В. Маяковского для детей, новаторство его поэзии. Многообразие жанров. Попытка отражения новой социальной морали в «Сказке о Пете и о Симе». Развитие жанра дидактического рассказа в стихах («Что такое хорошо и что такое плохо»). Воспитание любви к труду («Эта книжечка моя про моря и про маяк», «Кем быть?», «Конь-огонь»).

  22. Природоведческая тема в русской литературе ХХ века: М.М. Пришвин, В.В. Бианки, Е.И. Чарушин.

  23. Своеобразие лирической прозы А.П. Гайдара. «Голубая чашка». Тематика, своеобразие композиции, особенности конфликтов. Характеры главных героев. Психологизм. Юмор и романтический пафос. Символические образы.

  24. Рассказ А.П. Гайдара «Чук и Гек». Своеобразие сюжета и композиции. Раскрытие психологии детей, мотивировка их поступков. Роль взрослых в этом произведении. Своеобразие темы счастья.

  25. Многообразие творческих индивидуальностей в детской поэзии ХХ века: Е. Благинина, И. Токмакова, Б. Заходер, В. Берестов, Я. Аким и др.

  26. Советская литературная сказка 20-30 годов ХХ века: Ю.К. Олеша, А.Н. Толстой, Л.И. Лагин.

  27. Литературная сказка середины ХХ века: А.М. Волков, Н.Н. Носов.

  28. Литературная сказка второй половины ХХ века: Э.Н. Успенский, Т. И. Александрова, Р.Н. Погодин, С.Л. Прокофьева, С.Г. Козлов и др.

  29. Основные направления современной прозы для детей: литература о детстве (юмористический рассказ, дидактический рассказ).

  30. Основные направления современной прозы для детей: научно-познавательная проза. Творчество Б.С. Житкова.

  31. Переводная зарубежная сказка второй половины ХIХ века: Х.К. Андерсен.

  32. Переводная зарубежная сказка ХХ века: Л. Кэррол, А. Милн, А. Экзюпери, А. Линдгрен, П. Трэверс, О. Пройслер, Д. Роллинг и др. (2 автора по выбору).



Наизусть произведение (или отрывок из произведения) С.Я. Маршака, А.Л. Барто, К.И. Чуковского, С.В. Михалкова, стихотворение одного из современных детских поэтов (Е.Благининой, И. Токмаковой, Б. Заходера, В. Берестова, Я. Акима), одного из поэтов-обэриутов (Д. Хармса, А. Введенского, Ю. Владимирова).