prosdo.ru
добавить свой файл
  1 ... 4 5 6 7

Сборные концерты лишены тематического единства, составлены из произведений разных жанров и видов искусства в исполнении представителей разных коллективов.

Концертные программы проходят в 1-ом или 2-х отделениях с антрактом. Учитывается закон времени, т.е. влияние концерта на внимание и утомляемость зрителя. Максимальное время концерта в одно отделение 1.10 – 1.30 минут. Концерт в 2-х отделениях делится на 1 – 1.10 минут – первое отделение и 50 - 60 мин – второе.

Процесс подготовки концерта включает несколько этапов.

Первый этап подготовки концерта – этап планирования. Он включает в себя:

– создание постановочной группы (директор программы, режиссер, художник-оформитель, звукорежиссер, администратор). Разрабатывается план подготовки концерта. На этом этапе определяется цель концертной программы, форма проведения, время и место.

Место проведения программы играет важную роль. Если это дом отдыха или зал какого-либо предприятия, то программа имеет право быть более «домашней», более скромной по масштабу и непродолжительной. Уровень исполнительского мастерства – достойный, но не звездный.

Крупные концертные залы предназначены для того, чтобы принимать известных исполнителей и организовывать яркие шоу. Творческий уровень исполнителей должен соответствовать интерьеру, престижности и вместимости площадки.

Концерты проводятся не только в закрытых помещениях (гостиница, казино, ресторан), но и на открытом пространстве (на площади, стадионе, зеленой зоне, пляже и т. п.). На таких площадках для выступления артистов строится специально оборудованная звуком и светом большая высокая сцена. Как правило, такие подиумы окружаются большими видеоэкранами, на которые транслируется увеличенное изображение происходящего на сцене.

Второй этап – этап обсуждения и составления программы (подробный перечень номеров концертной программы). При составлении программы нужно найти лучший вариант расположения номеров, поскольку механическое чередование номеров не создает систему. Способы построения программы основаны на принципах разнообразия, контрастности, гармоничности сочетания номеров и технической совместимости.


Третий этап - финансирование программы. После того, как программа составлена и утверждена, определяются затраты, необходимые для осуществления задуманного. Составляется смета расходов.

Четвертый этап - подготовка программы.

– подготовка сценической площадки и ее оформление;

– подбор и изготовление реквизита и костюмов;

– звуковое оформление (поиск музыкального решения и работа с техническими средствами);

– работа над видеорядом (использование кино, видео, слайдов);

- проведение репетиций;

– работа с рекламой.

Пятый этап - проведения концерта.

Успех программы зависит от многих факторов:

- умения организаторов мероприятия создать праздничное настроение;

- чёткой работы режиссера и помощников режиссера, радиста, осветителя, рабочих сцены; - готовности творческих коллективов, слаженности работы технических служб и т.п.

После проведения концерта наступает заключительный этап - подведения итогов.

Для развлекательных концертных программ характерно объединение номеров и создание нового творческого продукта – программы.


Вопрос № 28 
Особенности создания филармонических концертных программ
Эпоха Возрождения (XIV - XVI вв.) способствовала развитию зрелищных искусств. Строятся специальные помещения для зрелищ: театры, концертные залы. При дворцах устраиваются маскарады, балы, водные феерии. Большой популярностью у знати пользовалась форма закрытого концерта, связанная с придворным бытом и рассчитанная на небольшой круг лиц. Здесь были возможны остановки, повтор, обмен мнениями во время исполнения.

Первые публичные концерты возникли на рубеже XVII – XVIII вв. и были исключительно музыкальными. В них звучали популярные для того времени произведения, привлекающие внимание аудитории. 

Концерт - публичное исполнение номеров разных жанров по определённой, заранее составленной, программе. 
В зависимости от характера исполняемого репертуара, концертные программы подразделяются на развлекательные и филармонические. Хотя такое деление иногда оказывается весьма условным. 
К филармоническим принято относить концерты: 
- симфонических оркестров и камерных ансамблей; 
- хоровых и танцевальных коллективов; 
- духовых оркестров и ансамблей народных инструментов; 
- сольных исполнителей, выступающих с классическим репертуаром; 
- музыкально-литературные, концерты-лекции о творчестве композиторов, исполнителей.
Филармонические концертные жанры требуют при объединении номеров максимального соблюдения автономности номера. 
Принцип объединения номеров: 
- с учетом времени их создания. Если программа посвящена творчеству одного композитора, то чаще ее составляют хронологически. По возрастающей, от первых юношеских произведений к вершинам творчества; 
- принцип тематического единства. Это концерты, посвященные общественным или художественным событиям, памятным датам. Например, 100-е Д. Эллингтону. На концерте звучали его композиции, произведения из репертуара оркестра, пьесы его соратников и участников оркестра
- и напротив принцип контраста, разнообразия. Программа такого концерта построена на отсутствии какой бы то ни было взаимосвязи между номерами, т.е. замкнутость каждого номера, его абсолютную завершенность. Это характерно для большинства сборных концертов. 
При составлении программы для симфонического оркестра учитываются многие факторы и не все из них музыкальные. Главное условие – вопрос баланса. В пределах одной концертной программы, баланс должен соблюдаться в отношении исторического периода, формы и того, что называется «правилом психологической напряженности». Программа такого концерта может выглядеть следующим образом:
1. Классическая симфония или увертюра

2. Трудная работа (композитора ХХ в.)

3. Симфоническое произведение крупной формы.
Идея такой программы основана на том, что первое произведение «обостряет восприятие», второе – «создает тревогу», третье – «успокаивает атмосферу». Если бы в программе появился солист, то его место - после первого номера (т.е. после классической симфонии).
При составлении программы для сольных концертов, артист предлагает ограниченный список работ, которые он подготовил к данному концерту. На его основе и выстраивается программа.
При составлении программы необходимо учитывать и финансы. Для некоторых произведений нужен хор. Поэтому если у оркестра небольшой бюджет, то в программу не включаются крупные произведения, которые требуют привлечения дополнительных музыкантов. Далее нужно учитывать и авторские отчисления (роялти), которые выплачиваются авторам либо их наследникам, если их произведения не стали общественные достоянием. 
Восприятие серьезной музыки требует особой сосредоточенности и специальной подготовки. Культура восприятия заключается в способности настраивать себя на «волну» данного произведения. 
Связь аудитории с артистом строится на признании публикой исполнителя авторитетным лидером. Присутствует «культ исполнителя», не позволяющий даже в случаях неудачных выступлений проявления слушательской неудовлетворенности. 
Существует определенный стереотип поведения слушателей, обусловленны


обусловленный этикетом (правилами приличия). Поскольку первоначально аудитория подобных концертов состояла из слоев высшего общества, то сдержанность реакции диктовалась заботой о сохранности превосходства в поведении, в речи и т.д.
При создании филармонической концертной программы не ставится задача создания нового произведения – программы, как в программах развлекательных жанров


29.Конферанс шоу-программ

В парном конферансе всегда очень логичным оказывается прямое обращение в зрительный зал, так как каждый ищет у публики поддержку собственной позиции. Это позволяет активнее вовлекать публику в игровые ситуации: ведь одна часть публики примет позицию одного, другая — другого, что способствует созданию в зрительном зале атмосферы игры, чудачества, озорства. Самая большая трудность - импровизация в общении. Хотя любой профессионал знает: лучший экспромт — это подготовленный экспромт. И у каждого конферансье непременно есть какие-то свои «домашние заготовки». Вопрос только в их количестве и качестве. Юмор должен быть непременно уместен в данной программе и в данном ее месте.


Парная работа имеет дополнительные сложности, но у нее много преимуществ. Парный конферанс позволяет разнообразить концерт, т. к. конферансье могут появляться не только вместе, но и выходить с сольными репризами и номерами.

Во все времена конферансье был и остается «штучным товаром». Это всегда неординарная, притягательная и обаятельная личность с приятными манерами, запоминающейся внешностью, острым умом, великолепной памятью, артистичностью, «хорошо подвешенным языком» и эталонной речью.

В последнее время профессиональные конферансье постепенно уходят с эстрады. Наблюдается дефицит артистов, умеющих вести концертные программы в роли конферансье. Сегодня сложилась новая и интересная ситуация. Жанр конферанса сохранился, в основном, в мюзик-холлах, ночных клубах, кабаре, небольших эстрадных театрах, в средних по размерам залах (200 - 450 мест), где идут развлекательные программы. Конферанс, в его классическом виде, требует небольших залов, камерности общения.

Появилась тенденция проводить программы вообще без конферансье, или заменять их ведущими.

30. Дополнение к теме конферанс и ведущий.

В парном конферансе всегда очень логичным оказывается прямое обращение в зрительный зал, так как каждый ищет у публики поддержку собственной позиции. Это позволяет активнее вовлекать публику в игровые ситуации: ведь одна часть публики примет позицию одного, другая — другого, что способствует созданию в зрительном зале атмосферы игры, чудачества, озорства. Самая большая трудность - импровизация в общении. Хотя любой профессионал знает: лучший экспромт — это подготовленный экспромт. И у каждого конферансье непременно есть какие-то свои «домашние заготовки». Вопрос только в их количестве и качестве. Юмор должен быть непременно уместен в данной программе и в данном ее месте.

Парная работа имеет дополнительные сложности, но у нее много преимуществ. Парный конферанс позволяет разнообразить концерт, т. к. конферансье могут появляться не только вместе, но и выходить с сольными репризами и номерами.


Во все времена конферансье был и остается «штучным товаром». Это всегда неординарная, притягательная и обаятельная личность с приятными манерами, запоминающейся внешностью, острым умом, великолепной памятью, артистичностью, «хорошо подвешенным языком» и эталонной речью.

В последнее время профессиональные конферансье постепенно уходят с эстрады. Наблюдается дефицит артистов, умеющих вести концертные программы в роли конферансье. Сегодня сложилась новая и интересная ситуация. Жанр конферанса сохранился, в основном, в мюзик-холлах, ночных клубах, кабаре, небольших эстрадных театрах, в средних по размерам залах (200 - 450 мест), где идут развлекательные программы. Конферанс, в его классическом виде, требует небольших залов, камерности общения.

Появилась тенденция проводить программы вообще без конферансье, или заменять их ведущими.

Первые ведущие появились в филармонических концертах. Их главной и единственной задачей было информирование аудитории. Ведущий должен был внятно произнести имя исполнителя и назвать произведение. В 1930-е гг. концертная деятельность стала активно развиваться. Концертные филармонические программы несли не только образовательные, но и развлекательные функции. Это заставило расширить сферу деятельности ведущего.

Ведущие сегодня, как правило, выступают в симфонических, камерных, тематических концертах. Также они важную роль в ведении торжественных, официальных программ, а также концертных программ, посвященных важным (юбилейным, праздничным и др.) событиям.

Функции ведущего: информационная и объединение номеров, блоков в единое целое. Это осуществляется через заранее подготовленный и тщательно выверенный текст.

У ведущего кроме зрителя есть еще один объект деятельности – это актеры, артисты, участники концерта. Во время концерта между ними устанавливаются совсем иные контакты, чем в жизни. Как бы не был ведущий в жизни равнодушен к человеку, которого он представляет публике, все бытовые отношения исключаются в концертной встрече. Уважение к искусству артиста, к его нелегкому труду должно преобладать в концерте.


На концерт ведущий приходит заранее. Он осматривает сцену, проверяет занавес; световое освещение, микрофон, с которым ему придется работать, находятся ли на своем месте стулья, подставки и т.д. Он должен сделать все, чтобы концерт прошел успешно.

Открывая концерт, ведущий выходит на сцену, и выдерживает паузу, для того чтобы собрать внимание зрителей воедино. Однако не следует передерживать её. Для этого многие ведущие про себя считают до трех.

Обычно, на концерте все команды, звонки, занавесы, перестановки делаются по указанию ведущего – это обеспечивает порядок и отсутствие накладок.

Ведущий может объявить номера оставаясь за кулисами по микрофону. Это экономит время, и зритель лучше настраивается на восприятие следующего номера.

Также как и в жанре конферанса, встречается сольный и парный вариант работы ведущих.
Возможные варианты работы в паре:

- основной ведущий и его помощник (все решения принимает «главный», а помощник помогает ему в работе);

- ведущие работают в смену - сначала один, потом другой;

- ведущие на равных работают вместе.

По-настоящему работать в паре достаточно сложно: это качественно отличается от одиночной работы. Суть заключается в том, чтобы у пары был по-прежнему один ведущий, но в двух лицах. Соведущий не может и не должен возражать партнеру, если его заносит, или если он с ним не согласен. Вначале он должен соглашаться с ним, а только затем увести от темы или заставить рассмотреть ее под иным углом.

Преимущества парной работы (для партнера-соведущего):

- партнер оказывает поддержку, помогает принимать решения и берет аудиторию на себя, когда он выдохся или отвлекся;

- партнер часто имеет сильные стороны именно там, где другой не на высоте.

Преимущества парной работы (для аудитории):

- появление и работа перед аудиторией двух ведущих способствует привлечению и переключению внимания зрителей;


- два ведущих более разносторонне подают информацию в рамках заявленной темы.

Современный ведущий должен уметь подстраиваться под данный концерт, улавливать настроение данной аудитории, должен внушить ей доверие к себе. Главное условие его успеха – раскрепощенность. Он может позволить себе шутку, повеселить публику, хотя это не является его профессиональной обязанностью.

Плохой, неопытный, непрофессиональный ведущий, конферансье может загубить самый лучший концерт. И, наоборот.

Большинство концертов не смотрятся на одном дыхании. Если конферансье – это артист с большой буквы, то ведущим может быть журналист или просто интеллигентный человек. Для ведущего нужны лишь техника и культура речи. У ведущих нет умения связывать выступления в единое действо.


<< предыдущая страница