prosdo.ru
добавить свой файл
1 2
тема свободы - "Узник" (Лермонтов), "Узник" "Вольность"(Пушкин)



8. Гражданская лирика - "Мне голос был..."(Ахматова)


Сочинения

Какова роль образа вишневого сада в пьесе Чехова?

Прежде всего, это символ уходящей старой жизни, уходящей дворянской культуры, уходящей России. Вишневый сад олицетворяет не только усадьбу: он прекрасное творение природы, которое должен сохранить человек. Автор уделяет большое внимание этому образу, что подтверждается развернутыми ремарками и репликами героев. Вся атмосфера, которая связана в пьесе с образом вишневого сада, служит утверждению его непреходящей эстетической ценности, утрата которой не может не обеднить духовной жизни людей. Именно поэтому образ сада выносится в заглавие. Вишневый сад выступает своеобразным нравственным критерием, по отношению к нему определяются не только действующие лица пьесы, но и мы.
В чем заключается драматизм судьбы Онегина.

Конфликт – противостояние героя и уклада жизни, личности и среды (социальной, бытовой, культурной). Герою не противостоит никто конкретно, у него нет противника, которого можно было бы победить, разрешив конфликт.

Е. О. подавляет обыденность, устойчивые формы русской социальной, бытовой, культурной жизни, приводят к разочарованности, бездействию, хандре, скуке.

При всей широте тематики роман "Евгений Онегин" — это, прежде всего, художественное исследование духовных исканий передовой дворянской молодежи, их сомнений и тревог, стремлений и надежд. Хотя, Онегин, по шутливому замечанию автора, "учился чему-нибудь и как-нибудь", он все же стоит на высоком уровне культуры своего времени, отличались своей эрудицией от большинства окружающих. Пушкинский герой — порождение светского общества, но вместе с тем чужд и враждебен ему. Онегин слишком глубокая и богатая натура, чтобы не замечать пороков окружающего мира. Многое выделает его из толпы. Жизнь "без цели, без трудов".В Онегине Пушкин первым из русских писателей показал тип просвещенного дворянина, сложившийся в 20-е годы XIX века. Эта часть дворянской интеллигенции избегала служить царизму, но, в то же время стояла в стороне от общественной деятельности. Такой путь, являясь своеобразным протестом против политической системы, неизбежно обрекал героя на бездействие, пассивность, на обостренное внимание к собственным, эгоистическим интересам и желаниям.

Чем объясняется внутренняя противоречивость Родиона Расколькникова

Конфликт: внутренний, психологический конфликт: неразрешимые противоречия в душе героя. Герой не в ладу с самим собой, он несет в самом себе противоречия, заключает в себе несовместимые начала.

В центре внимания глубинная проблема человеческой личности – идейно-нравственная сущность характера. Жизненная позиция человека, процесс изменения этой позиции. В центре философский и этический поиск, попытки человека ответить на вопрос о смысле жизни, добре и зле. Процессы идейного и нравственного самоопределения личности.
В чем смысл открытого финала комедии Гоголя ''Ревизор''

Финал пьесы Н.В. Гоголя «Ревизор» – необычное и удивительное явление в русской драматургии. Так называемая немая сцена, которой заканчивается комедия, следует после того, как жандарм… объявил о прибытии в город настоящего ревизора. Кто поражен, кто изумлен, кто злорадствует, – все чиновники составляют весьма живописную и выразительную группу. И эту немую сцену, служащую важным завершением комедии, и зрители, и критики, и литературоведы трактовали по-разному.

Сам Н.В. Гоголь говорил, что немая сцена выражает идею «закона», при наступлении которого все «побледнело и потряслось». То есть финал комедии – это мысль о наступающем возмездии.Большинство критиков согласны все же с автором. Но, пожалуй, самую интересную точку зрения высказал Ю. Мани, литературовед, много труда посвятивший гоголевскому творчеству. Он считал, что немая сцена – это завершающий аккорд произведения, в ней переживания героев получают пластическое выражение, как бы обобщая события человеческой жизни. В результате данный Гоголем намек на торжество справедливости усиливает ощущение тревоги, страха. Действительно, страх, возникший в начале сцены, а затем благополучно растаявший, когда чиновники откупились от «ревизора» и успокоились, вернулся. Но теперь чувство тревоги возрастает многократно – чиновники оказываются в еще худшей ситуации, чем в начале пьесы. Ведь бросив все силы на угождение Хлестакову, они так и не удосужились навести в своих делах хотя бы внешний порядок.


В чем заключается трагизм судьбы Ильи Обломова?

Вершиной творчества Ивана Александровича Гончарова является роман «Обломов». В нем передана жизнь России середины 19 века. Роман рассказывает нам о том, как лежит и спит ленивый Обломов и как ни дружба, ни любовь не могут ни пробудить, ни поднять его. В распорядке дня Обломова отразилась русская жизнь, наша жизнь – беспочвенная мечтательность, пассивно-благодушное отношение к действительности, косность, рутина, консерватизм, застой мысли. Илья Ильич Обломов целыми днями лежит на диване и мечтает, как бы все дела сами собой сделались, без его участия, он равнодушен ко всему, что делается на свете. Можно сказать, что главный ерой болен, и болезнь его – обломовщина! Все, о чем мечтает Обломов, – «а хорошо бы, если бы вот это сделалось».

Даже его внешность подчеркивает его лень и безвольность: «Обломов как-то обрюзг не по летам… Тело его казалось слишком изнеженным для мужчины». Физическое или волевое движение для Обломова невероятно тяжело. Поэтому все свои дела он поручает слуге Захару или управляющему. Обломова с детства приучили к тому, что всё за него должны делать другие. Из сна Ильи Ильича мы узнаем, что он был бойким и интересующимся мальчиком, но вся атмосфера Обломовки, его родной деревни, где царил «какой-то всепоглощающий, ничем непобедимый сон, истинное подобие смерти», заглушили в нем всякие порывы к действию.

Обломовщина – это лень, порожденная боязнью перемен и страхом перед будущим. Идеал жизни для Ильи Ильича –это спокойная, размеренная жизнь в своем поместье. Там он будет проводить целый день с женой и детьми, есть и гулять, принимать друзей и беседовать с ними. Можно сказать, что Обломов - лишний человек. Его образ жизни не укладывается ни в какие человеческие рамки.
почему Софья, девушка сама не глупая, предпочитает дурака умному

Образ Софьи Павловны сложен. Он стоит особняком во всей комедии, не совсем вписываясь в общество Фамусовых и Молчалиных. У Софьи тоже свой "мильон терзаний", главная причина которых - любовь к Молчалину.


Почему выбор Софьи - Молчалин? Да, с ним удобнее иметь дело, его можно приручить, он послушен и безропотен, «муж-мальчик, муж слуга». Но ведь такой человек не пара дочери уважаемого московского господина. И Софья осознает это.

В поведении Софьи, ее настроениях все время ощущается противоречие между тонким трезвым умом и сентиментальными пустыми переживаниями. Софья по-своему умна, она много читает. Но предмет ее чтения — сентиментальные романы, весьма далекие от действительности. Под влиянием этих книг у Софьи складывается представление о некоем идеальном герое, которого она хотела бы полюбить. Поэтому-то она, по мнению Чацкого, и идеализирует Молчалина, льстеца и низкопоклонника. Но не только в этом причина ее склонности к Молчалину. 
Наблюдая Софью в различных ситуациях, Чацкий понимает наконец, что за годы их разлуки Софья не выросла духовно, не научилась критически осмысливать происходящее. Она настолько поддалась влиянию «фамусовщины», губящей все живое, что сама незаметно становится активной защитницей ее интересов. 

Софья отвергает Чацкого не только из женского самолюбия («Три года не писал...»), но и по тем же мотивам, по каким отвергают его Фамусов и княгиня: он «не свой», он из другого круга. Независимый и насмешливый ум Чацкого пугает Софью, и это окончательно отбрасывает его в стан противников. «Да этакий ли ум семейство осчастливит?» — прямо говорит она Чацкому. 

Софья забывает чувства, связывавшие ее с Чацким в прошлом, и, обиженная за Молчалина, наносит Чацкому неожиданный удар: объявляет его сумасшедшим! Чацкий отомщен, отомщен тем способом, который в свете был самым действенным. Таким образом, линия интимных взаимоотношений приобретает в комедии социальный характер. 

В образе Софьи А. С. Грибоедов показал, как незаурядная девушка порабощена «фамусовщиной», как постепенно она становится выразительницей интересов той среды, в которой воспитывается.

Как темы страдания и сострадания раскрываются в романе "Преступление и наказание"?


Все содержание романа Достоевского «Преступление и наказание» пронизано гуманистической идеей сострадания. Оно выступает ведущей силой, заставляющей героев переживать, мыслить, действовать.

Узами сострадания связаны друг с другом многие персонажи романа. Так, Мармеладов когда-то женился на Катерине Ивановне, поскольку пожалел вдову, оставшуюся с тремя малолетними детьми на руках. Поведение Катерины Ивановны в день смерти Мармеладова показывает, что любовь к ближнему глубоко заложена в человеческой душе, что она естественна для человека, даже если он этого не сознает.

Узы любви и сострадания связывают Катерину Ивановну и Соню. Соня не осуждает мачеху, которая когда-то толкнула падчерицу на панель. Напротив, девушка защищает Катерину Ивановну перед Раскольниковым

С образом Мармеладова связана гуманистическая тема «маленького человека». Всякий человек, независимо от своего социального положения и личных качеств, достоин любви и внимания. У Достоевского эта тема, тема «маленького человека» раскрывается в соотнесении с христианским пониманием любви к ближнему. Мармеладов не только беден и убог, но и виновен в страшном грехе - в страданиях семьи, в позоре дочери. Настаивая на праве Мармеладова на сострадание, писатель требует от общества высшей степени проявления гуманизма -«милости к падшим».

Порфирий Петрович по-своему также проявляет «милость к падшим», указывая философу-мученику Раскольникову единственно возможный путь самоутверждения («Станьте солнцем, вас и увидят»).

Благодаря общению с Соней, никого не обвиняющей в своей жизненной трагедии и продолжающей любить людей, Раскольникову открывается непреложная истина: сострадание могущественнее интеллекта, важнее социального протеста. С этого момента начинается нравственное пробуждение героя, отправная точка пути к «новой жизни».

Автор вновь и вновь доказывает: любовь и милосердие спасительны для человека, способность к любви составляет основу личности, без нее личность погибает.

Сочинение по Мертвым душам.

В своем произведении писатель типизирует образы русских помещиков, чиновников и крестьян. Единственный человек, явно выделяющийся из общей картины российской жизни, — это главный герой поэмы. Чичиков — персонаж, история жизни которого дается во всех деталях. Из одиннадцатой главы мы узнаем, что Павлуша принадлежал к бедной дворянской семье. Отец главного героя оставил ему в наследство полтину меди да завет старательно учиться, угождать учителям и начальникам и, самое главное, беречь и копить копейку.

Чичиков быстро понял, что все высокие понятия только мешают достижению заветной цели. Благополучие свое он строит за счет других людей: обман, взяточничество, казнокрадство, махинации на таможне. Никакие неудачи не могут сломить его жажду наживы. Каждая глава расширяет наше представление о возможностях Чичикова и приводит к мысли о поразительной его изменчивости: с Маниловым он приторно-любезен, с Коробочкой — мелочно-настойчив и груб, с Ноздревым — напорист и трусоват, с Собакевичем торгуется коварно и неотступно, Плюшкина покоряет своим “великодушием”.

В чем же секрет? Может быть, главный герой — великолепный актер или дальновидный психолог? Пожалуй, нет. Он обманулся в Ноздреве, разбудил подозрительность Коробочки, спровоцировал ревность губернских дам. Чичиков — своего рода зеркало каждого из перечисленных выше помещиков, потому что в нем есть все те качества, которые составляют основы их характеров. Но в то же время Чичиков отличается от своих двойников в поместьях, он — человек нового времени, делец и приобретатель. Однако он тоже “мертвая душа”, ибо ему недоступна “блистающая радость” жизни. Наш герой избавляется от человеческих чувств почти совершенно. Идея успеха, предприимчивость, практицизм заслоняют в нем все эмоциональные побуждения.

“Самоотвержение”, терпение и сила характера главного героя позволяют ему постоянно возрождаться и проявлять громадную энергию для достижения поставленной цели. Чичиков умеет приспосабливаться к любому микромиру, даже внешний облик героя таков, что подойдет к любой ситуации: “не красавец, но и не дурной наружности”, “не слишком толст, не слишком тонок”, “человек средних лет” — все в нем неопределенно, ничто не выделяется.


Почему чеховская история о гибели Вишневого сада завершается сценой одиночества Фирса?

Фирс символизирует старую Россию, как и вишневый сад, и что фактически старая дореформенная Россия перестает существовать, когда уезжают Гаев, Лопахин и Раневская, и раздается первый удар топора по дереву...Вишневый сад - это символ прожитого, с ним уходит и Фирс. Он покорно примет смерть, понимая, что свое уже прожил и в его годы смешно цепляться за жизнь. Фирс просто обречен на гибель, когда его забыли в заколоченном доме. Обречен, как и вишневый сад, как и Российская империя, все это уходит навсегда в прошлое.

думаю, что во всех таких произведениях говорится о жестокости того времени...
Как соотносятся понятия гордыня и смирение в романе Достоевского Преступление и Наказание?
Да, сам Раскольников страдает, страдает глубоко. Но он сам себя обрек на страдания - Соня же страдает безвинно, расплачиваясь нравственными муками не за свои грехи. Значит, она неизмеримо выше его морально. И оттого его особенно сильно тянет к ней - он нуждается в ее поддержке, он устремляется к ней «не по любви, а как к провидению». Именно поэтому ей первой Раскольников рассказывает о совершенном преступлении. Мысль Раскольникова приводит Соню в ужас: «Это человек-то вошь!». И в то же время ей очень жаль Раскольникова, она уже знает, что ничем невозможно искупить это преступление, что самое страшное наказание за грех - ежеминутное самоосуждение, собственная неспособность простить себя, жить без угрызений совести. И сама Соня после страшного признания Раскольникова начинает считать, что они - люди одного мира, что все разделявшие их преграды - социальные, интеллектуальные - рухнули.

Соня сама выводит героя «из мрака заблуждения», вырастает в громадную фигуру страдания и добра. У нее нет никаких теорий, кроме веры в Бога, но это именно вера, а не идеология. Соня нигде не спорит с Раскольниковым; путь Сонечки - объективный урок для Раскольникова, хотя никаких наставлений с ее стороны он не получает, если не считать совета пойти на площадь покаяться. Соня страдает молча, без жалоб. Невозможно для нее и самоубийство. Но ее доброта, кротость, душевная чистота поражают воображение читателей.


С другой стороны Раскольникову противостоят люди, которые были самыми близкими для него до того, как он пришел к мысли о разрешении самому себе права на убийство «ничтожной твари» ради пользы многих. Это мать, Пульхерия Александровна, сестра Дуня, товарищ по университету Разумихин. Они олицетворяют для Раскольникова «отвергнутую им» совесть. Они ничем себя не запятнали, живя в преступном мире, и потому общение с ними почти невозможно для главного героя.

Герой нашего времени. Проблема лишнего человека

Историю жизни "лишнего человека", человека способного на многое и не свершившего ничего, продолжил великий преемник А. С. Пушкина — Михаил Юрьевич Лермонтов, создав роман "Герой нашего времени". Лермонтов в романе выносит суровый приговор своему поколению, упрекая его в равнодушии, бездействии, в неспособности "к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного счастья". Вслед за А. С. Пушкиным Лермонтов делает героем романа типичного представителя образованной дворянской молодежи.  Раздумывая о людях предшествующих поколений, полной веры, жажды свободы, страстных и пламенных, Печорин причисляет себя к их жалким потомкам, которые скитаются по земле без гордости и убеждений. Отсутствием веры в подвиг, любовь и дружбу и порожденная этим скука лишают для Печорина жизнь всякой ценности. Печорин ощущает в душе своей "силы необъятные", и в то же время он не знает, зачем живет, для какой цели родился. Трагедия молодого человека усугублялась тем, что он вынужден жить в среде, которую презирал и отвергал. Передовой человек 30-х годов XIX века чувствовал себя "лишним" в своей стране и даже в целом мире.  "Рожденный для высокой цели", он вынужден жить в томительном бездействии или растрачивать свои силы на поступки, недостойные настоящего человека
Гоголь «Мертвые души»

В центре внимания не индивидуальные личностные черты, а типические черты социальных групп и лиц, как их представителей.

Конфликт – исполинские духовные силы народа и его закобаленность.

За портретами помещиков в поэме следует изображение верхушки губернского чиновничества. Чиновничьи круги, подменявшие правосудие бумажной волокитой. Г. с изумительной силой обнажает пустоту губернского общества.

Гоголь все время подчеркивает пропасть между помещиками, чиновниками-бюрократами и народом. На протяжении всей поэмы утверждение простого народа как положительного ее героя сливается с прославлением родины. Поэма завершена гимном русскому народу, его могучим возможностям, его великому будущему.

Картины природы в поэме скудны, но горячая любовь к природе прорывается в мотиве дороги, проходящем через всю поэму. Этот образ несомненно способствует усилению эмоциональности и динамичности поэмы. Дорога убегающая вдаль – это необъятные просторы родины, ее непрерывное движение вперед. Пользуясь этим образом, писатель выражает и свою ненависть к застою, и свою устремленность вперед. Образ дороги противостоит мертвому застою русской обыденности.

Пушкин Капитанская дочка.

Идея – путь молодого человека, как путь утрат многих иллюзий, предрассудков, а вместе с тем обогащение его внутреннего мира.

Идея человеческой связи всех людей без различия сословий и положений, идея того, что творить милостыню – одно из лучших проявлений человеческого духа, а прочное основание человеческого общежития – не жестокость и насилие, а добро и милосердие.

Двойственность Пугачева: с одной стороны – беспощадный жестокий злодей. С другой - смелый и дерзкий человек, талантливый военоначальник, любимец народа. Пугачев - человек, способный к состраданию, способный на добро отвечать добром, умеющий защитить, человек чуткий, проницательный, мудрый

Благотворное влияние семьи не было решающим в становлении характера Евгения. Он считал, что "Всякий человек сам себя воспитать должен ...". Годы упорного труда сделали его образованным человеком.

Характеристика Базарова

Базаров – нигилист, демократ. Сила духа, практичность, умение отстаивать свои убеждения, презрительное отношение к природе, искусству, любви. Высокая самооценка, гордость, неразличимо переходящая в гордыню. «Природа не храм, а мастерская»

Аркадий оставался по словам Базарова «либеральным баричем»

Базаров, подчиняясь требованиям культурной жизни России 60-х годов, увлекался естественными науками.Такие знания Базаров считал необходимым фундаментом для всякого рода деятельности, полезной обществу. Являясь представителем разночинной демократии, Базаров утверждал материалистическое миросозерцание, развитие науки, плодотворное стремление ничего не брать на веру, все проверять жизнью.

Самостоятельно мыслящий, независимый, с твердыми убеждениями и принципами, Базаров противопоставляется в романе миру "уездных аристократов", людям мягкотелым со случайными убеждениями. Именно в столкновении с различными персонажами отчетливо раскрываются глубина его суждений, ум, честность, сила воли и чувство собственного достоинства, что подчеркивает его превосходство над окружающими.


<< предыдущая страница