prosdo.ru 1 2 ... 19 20
Вопрос№1. Соотношение права и государства.


Понятия:
Государство - властно-политическая организация общества, обладающая государственным суверенитетом, специальным аппаратом управления и принуждения, государственной казной и устанавливающая правовой порядок на определенной территории.

Право – это сочетающая в себе классовые и общественные интересы система общеобязательных, формально определенных норм, установленных и обеспечиваемых государством, направленных на регулирование общественных отношений.

Проблема соотношения государства и права, по существу, сводится к вопросу о том, что первично: государство или право, зависит ли государство от права или, напротив, право зависит от государства.

5 позиций соотношения:

Этатистская (государство первично, право порождено им и зависит от него. Право выступает совокупностью государственно-властных велений и обеспечивается возможностью применения государственного принуждения)

Естественно-правовая (права появилось до государства и независимо от него. Государство – продукт права, так как утверждается юридическими способами, предшествующим государству правопорядком)

Дуалистическая (связь между государством и правом двусторонняя, связь взаимной зависимости: право без государства бессильно, государство же не способно существовать без права как регулятора общественных отношений)

Позитивистская (самоограничение государства: издавая законы, государство тем самым ограничивает себя ими, обязано подчиняться законам. Однако такое самоограничение определяется самим государством)

Либерально-демократическая (идея связанности государства правом. Этот подход исходит из различения закона и права, считая право первичным элементом. Данное положение должно учитывать государство, принимая новые законы и регулируя отдельные стороны жизни общества)

Воздействие права на государство.

Два главных направления воздействия права на государство: на внутреннюю организацию государства (оформляет структуру государства, упорядочивает внутрисистемные связи и отношения в государстве); на деятельность государства (воздействует на отношения между государством и населением, придает деятельности государства легальный характер).


Воздействие государства на право:

1) является непосредственным создателем правовых норм и средством их реализации.

2) обеспечивает реализацию права посредством организации исполнительной власти, судебной, надзорной и контрольной деятельности;

3) оказывает праву идеологическую поддержку, воспитывая уважение к праву, закону, обязывая всех следовать правовым предписаниям.

Воздействие государства на право выражается, в частности, в юридической (правовой) политике.

Правовая политика - комплекс идей, задач, целей, программ, принципов, реализуемых обществом в сфере действия права, на основе права и посредством права. Ее подразделяют на три вида: а) законодательную; б) правоприменительную; в) правоохранительную.

Правовая политика имеет комплексный характер. Это обусловлено тем, что:

во-первых, в ней выражаются наиболее значимые интересы и ценности общества, требующие официального признания со стороны государства и обеспечения государственно-правовыми средствами;

во-вторых, она организует процессы формирования и реализации всех видов юридической деятельности;

в-третьих, обладает сложной структурой, комплексом элементов, обеспечивающих ее целостность и функциональность. Центральное место в этом комплексе отводится государственно-правовой стратегии и тактике, выражающим правовое развитие общества, прогнозирование основных тенденций его движения, систему наиболее эффективных средств, приемов, методов и способов достижения государственно-правовых целей.

Интегрирующим направлением в правовой политике современного российского государства выступает конституционно-правовая политика. Она направлена на:

1) обеспечение единого правового пространства в стране, верховенство Конституции РФ и федеральных законов;

2) выработку единых стандартов прав, свобод и законных интересов личности;


3) создание общегосударственных гарантий законности и правопорядка;

4) формирование ключевых принципов законодательной, правоприменительной, правоохранительной и иной юридически значимой деятельности в масштабах всего государства.

Вывод: Право относительно самостоятельно по отношению к государству, так же как и государство относительно самостоятельно в отношении права. Кроме того, каждое из этих явлений имеет собственные закономерности развития, но они не могут существовать друг без друга и оказывают взаимное влияние.
Вопрос№2. Предмет и функции ТГП.

Предмет ТГП находится в постоянном развитии, с течением времени он изменяется, что обусловлено развитием самого общества, его культуры, идеологии, уровня общественного сознания и так далее.

Характерные черты предмета ТГП:


  • общие специфические закономерности (ТГП изучает ГП в целом (в наиболее общем виде));

  • основные коренные вопросы (сущность, тип, формы, функции, структура, механизм действия ГП, правовая система);

  • общая теория (разрабатывает и формулирует основные теоретические понятия и категории юриспруденции);

  • единство науки (ТГП - единая наука, предмет которой ГП, государственные и правовые явления в их взаимосвязи, взаимопроникновении и взаимодействии).

Предметом теории государства и права выступают наиболее общие закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права.

Предмет ТГП:

  • закономерности возникновения, функционирования и развития ГП;

  • сущность, типы, формы, функции, структура и механизм действия ГП, правовая система;

  • основные государственно-правовые понятия, общие для юридической науки.

Функции - основные направления исследовательской деятельности. В дисциплине теории государства и права (ТГП) выделяют следующие функции:

1. Онтологическая - (онтология - учение о бытие), нахождение и исследование материала о государственно-правовых явлениях, его систематизация, исследование и анализ.


2. Гносеологическая - (гносеология - учение о познание), связана с познанием ТГП, сущности, содержания и форм государственно-правовых явлений.

3. Эвристическая - ТГП не только познаёт бытие, но и открывает новые закономерности в государственно-правовых явлениях.

4. Прогностическая (предсказательная) - на основе полученных данных ТГП прогнозирует развитие государства и права в будущем, их проблемы.

5. Методологическая - разрабатывает методологию познания государственно-правовых явлений. Понятия и концепция ТГП заимствуется отраслевыми и специальными юридическими науками.

6. Прикладная (политическая) - консультация "политики", разработка практических рекомендаций для различных сфер государственно-правовой действительности.

7. Политико-управленческая. ТГП призвана формировать научные основы внутренней и внешней политики, обеспечивать научность государственно-правовых явлений.

8. Методологическая.
Вопрос№3.Место ТГП в системе общественных и юридических наук.
С точки зрения предмета изучения все науки делятся на:

естественные - изучают процессы, протекающие в человеческом обществе;

общественные - в зависимости от предмета делятся на разные отрасли знаний - социологию, психологию, политологию, а также те, предметом которых являются государственно-правовые институты и их функционирование - юридические.

ТГП наиболее тесно связана с такими гуманитарными науками как философия, политология, экономическая теория, социология, история.

ТГП, являясь частной наукой по отношению к гуманитарным наукам, при изучении своего предмета нередко опирается на положения и выводы, разрабатываемые этими науками. В свою очередь ТГП обогащает гуманитарные науки, глубоко изучая государственно – правовые явления.

В системе общественных наук ТГП тесно взаимосвязана с:

философией - наукой о мире и его закономерностях. ТГП смотрит на проблемы более узко, изучает закономерности развития и функционирования государства и права, но в контексте мирового развития;


экономикой - наукой, изучающей производственные отношения и экономические законы. ТГП рассматривает все государственно-правовые явления в органической связи с экономическими условиями жизни людей, раскрывает их активное обратное воздействие на экономику;

политологией - наукой, изучающей политику и политические системы современного мира. ТГП рассматривает политические системы общества с точки зрения места в них государства. ТГП основывается на данных о политической системе общества (место и роль государства в ней) Политология использует положения и выводы ТГП по вопросам понимания политической власти и государства, политического режима и так далее;

социологией - наукой, изучающей все проблемы общества в целом. ТГП рассматривает все социальные явления в более узком ракурсе (виды социальных регуляторов и так далее).

Связь ТГП и других гуманитарных наук носит двухсторонний характер.

ТГП и историко-юридические науки:

Общность:

рассматривают ГП в целом;

изучают ранее существовавшие ГП; исследуют причины их возникновения и закономерности развития.

Различия:

история - процесс развития ГП конкретных стран в хронологическом порядке;

ТГП - исторический процесс в обобщенном виде, теоретическое обобщение процессов.

Взаимодействие:
изучение исторического материала необходимо для всестороннего исследования общетеоретических государственно-правовых проблем;

история опирается на выводы и обобщения ТГП.

ТГП и отраслевые юридические науки:

ТГП изучает общие закономерности независимо от конкретной области общественной жизни - это общеправовая наука по отношению к отраслевым;

отраслевые юридические науки изучают части государства, его определенные органы, отдельные группы правовых норм. Они дают фактический материал для ТГП.
Вопрос№4. Методология ТГП.

Методология - это совокупность методов, принципов, способов познания, направленных на получение истинных (объективно отражающих действительность) знаний.


Метод ТГП - совокупность приёмов и способов, с помощью которых изучается право и государство.

Методы разделяются на:

1. общефилософские (мировоззренческие) методы - охватывают всю область научного познания и используются всеми науками без исключения (тесно связаны с другими науками, определяют подход к изучению ГП в целом):


  • метафизический - исходит из неизменности начал всего существующего в мире;

  • диалектический материализм - противоположен метафизике - все государственно-правовые явления рассматриваются во взаимной связи между собой и общественной жизнью; изучаются не в статике (метафизика), а в динамике (диалектика);

  • агностицизм - отвергает саму возможность познания всего сущего;

  • идеализм - связывает существование ГП либо с объективным разумом (объективные идеалисты), либо с сознанием человека, его переживаниями, субъективными и осознанными усилиями (субъективные идеалисты). Не внешние факторы определяют развитие ГП, а внутреннее духовное начало. В итоге мир непознаваем. Подвиды идеализма (ХХ век):

  • Прагматизм - понятие научной истины неуловимо, истина всё то, что приносит успех.

  • Интуитивизм - исследователь может действовать лишь под влиянием внутреннего вдохновенья.


2. общенаучные (общие) методы - распространяются на множество наук и все разделы и стороны данной науки:

  • Исторический метод - требует, чтобы государственно-правовые явления изучались не просто в развитии, а с учетом специфических условий существования отдельных народов, стран, регионов, с учетом исторических традиций, особенностей культуры, обычаев;

  • Логический метод - позволяет выявить в историческом процессе наиболее существенное, закономерное и выразить в научных категориях; материал излагается абстрактно-теоретическими формами;
  • Анализ - мысленное или фактическое разложение целого на части, например, норма права состоит из гипотезы, диспозиции (в ней изложено содержание правила поведения, права и обязанности сторон регулируемого данной нормой общественного отношения) и санкции;


  • Синтез - предполагает процесс мысленного или фактического воссоединения из частей (элементов) целого. Например, из формы правления, государственного устройства и государственно-правового режима создается характеристика формы государства.

  • Системный метод - рассматривает государственно-правовые явления, как системы, то есть целостные явления, состоящие из множества других явлений;

  • Функциональный метод - выявляет в государственно-правовых явлениях механизм и функционирования, рассматривает их в динамике, в реальном действии (рассмотрение функций государства, права, правосознания и так далее).


3. частнонаучные (частные, специальные) методы - используются для изучения отдельных наук или некоторые разделы и стороны данной науки:

  • Статистический метод - использование количественных показателей юридически значимых явлений (для характеристики массовых явлений, например, динамики преступности, правонарушений);

  • Метод моделирования - изучение государственно-правовых явлений, процессов и институтов на их моделях, то есть путем мыслительного, идеального воспроизведения исследуемых объектов на основе общих признаков;

  • Метод конкретно-социологических исследований - анализ, переработка и отбор необходимой информации о важнейших сторонах юридической практики (письменные опросы, изучение общественного мнения, анализ юридических документов и т.д.);

  • Метод социально-правового эксперимента - способ проверки научных гипотез или проекта какого-либо решения или законопроекта;

  • Сравнительный метод - сопоставление различных государственных и правовых систем и отдельных институтов и категорий в целях выявления черт сходства и различия между ними.



4. специальные юридические методы:

  • формально-логический (догматический) метод - изучение, систематизация и толкование норм действующего права;

  • сравнительный - сопоставление сходных объектов познания;


  • исторический - закономерности становления и развития ГП.


Вопрос№5. Теории происхождения права.

Познание процесса правообразования позволяет познать природу права, его сущность, характерные особенности, выяснить соотношение права и государства, а также с другими социальными явлениями.

Особая роль в познании права первоначально отводилась религии. Поэтому наиболее древние учения о государстве – теологические.

В Древнем Египте, Вавилоне, Иудее господствовала идея божественного происхождения государства и права. Появление права обосновывалось божественным промыслом. Правовые нормы – это нравственные правила жизни, которые исходят от Бога и указывают человечеству правильное направление жизни. Понятие права связывалось со справедливостью, а впоследствии – с правосудием. Именно Богом устанавливается в обществе вечный естественно-божественный порядок справедливости. Все люди равны и наделены Богом равными возможностями. Следовательно, нарушение этого равенства в человеческих отношениях есть отступление от божественного закона. Важным фактором, поддерживающим божественный порядок в обществе, является наказание: при жизни со стороны государства, а после смерти за прегрешения и проступки, в том числе преступления, – божественным судом.

Наибольшее распространение теологические учения получили в период утверждения феодальных отношений. В этот период появляется учение известного ученого-богослова Фомы Аквинского. Согласно его учению миром управляет Божественный разум. Право есть действие справедливости в божественном порядке человеческого общежития, а сама справедливость выражает отношение человека не к самому себе, а к другим людям и состоит в воздаянии каждому ему принадлежащего.

Ф. Аквинский различал право и закон. Закон оценивается с точки зрения соответствия его праву как высшей справедливости, имеющей божественное происхождение. Вечный закон не доступен человеческому сознанию. Но человек различает добро и зло, должное и недолжное поведение. На этой основе он разрабатывает рационалистические принципы, составляющие естественный закон. Таким образом, Ф. Аквинский утверждал, что существует Вечный закон, который управляет Вселенной, – это божественный разум, его часть составляет божественный закон, который содержится в Библии. От него производны все другие законы. В частности, от него производен естественный закон, который есть отражение Вечного закона в человеческих отношениях. Естественный закон предписывает стремиться к самосохранению, продолжению рода, обязывает искать истину (Бога) и уважать достоинство людей. Естественный закон отражается и конкретизируется в человеческих законах, назначение которых – силой и страхом принуждения заставлять людей избегать зла, стремиться к добродетели. Право есть там, где нет противоречия между естественным и человеческими законами. Но человеческие законы несовершенны, поэтому если они противоречат естественным установлениям и божественному закону, то им можно не повиноваться. В то же время любое выступление против законной власти он считал смертным грехом. В эпоху капитализма теологические теории нашли выражение в виде неотомизма, который исходит из божественной природы права. Наиболее ярким представителем этого направления был Жак Маритен (1882–1973). По его мнению, существуют два мира: мир сущностей, духовный, нематериальный мир и производный от него мир материальный.


Их единство определяется духовным началом – Богом. Право, как и государство, представляет собой результат действия духовных начал, отражение божественного разума в общественном порядке. Ж. Маритен связывал нормативное регулирование поведения и поступков человека с так называемыми нормами-пилотами, которые воспроизводят вечный божественный закон и ориентируют человека на выполнение нравственного долга, умножение блага и помогают избегать зла.

Неотомисты акцентируют внимание на идее солидаризма как основы объединения людей в различные формы, полагая, что социальное примирение, социальный мир должны соотноситься при их оценке с божественными предначертаниями, которые являются истинным источником жизни.



следующая страница >>