prosdo.ru   1 2 3 ... 14 15

Вопрос 5. Античная философия, ее характерные черты и этапы развития.

Античная философия возникла в греческих городах-государствах на рубеже VII-VI в.в. до н. э. Расцвет ее приходится на VI-IV века до н. э. Это время характеризуется развитием свободных городов-полисов, где процветают ремесла, торговля, мореплавание.

Античная философия характеризуется обобщенностью зачатков научного знания, наблюдений за явлениями природы, а также достижений научной мысли и культуры народов древнего Востока. Для данного конкретно-исторического типа философского мировоззрения характеренкосмоцентризм. Макрокосмос - это природа и основные природные стихии. Человек - своеобразное повторение окружающего мира – микрокосмос. Высшее начало, подчиняющее себе все человеческие проявления – судьба.

В историческом плане античную философию можно разделить на пять периодов:

1) натуралистический период, где основное внимание уделялось проблемам природы (фюзиса) и Космоса (милетцы, пифагорейцы, элеаты, короче досократики);

2) гуманистический период с его вниманием к проблемам человека, прежде всего к этическим проблемам (Сократ, софисты);

3) классический период с его грандиозными философскими системами Платона и Аристотеля;

4) период эллинистических школ (стоики, эпикурийцы, скептики), занятых моральным обустройством людей;

5) неоплатонизм, с его универсальным синтезом, доведенным до представления о Едином-Благе.

Основной проблемой древнегреческой философии является проблема устройства космоса и места в нем человека.

Поле проблемных вопросов в философии античности постоянно расширялось. Их разработка приобретала все более детальный и углубленный характер. Можно сделать вывод, что характерные черты античной философии следующие.

1. Античная философия синкретична, это означает, что для нее характерна большая слитность, нерасчлененность важнейших проблем, чем для последующих видов философствования. Античный философ, как правило, распространял этические категории на весь Космос.


2. Античная философия космоцентрична: ее горизонты всегда охватывают весь Космос, в том числе и мир человека. Это означает, что именно античные философы выработали самые универсальные категории.

3. Античная философия исходит из Космоса, чувственного и умопостигаемого. Она в отличие от средневековой философии не ставит на первое место представление о Боге. Впрочем, Космос в античной философии часто считается абсолютным божеством (не личностью); это означает, что античная философия пантеистична.

4. Античная философия многого достигла на понятийном уровне - концепция идей Платона, понятие формы (эйдоса) Аристотеля, понятие смысла слова (лектона) у стоиков. Однако она почти не знает законов. Логика античности - это преимущественно логика общих имен, понятий. Впрочем, в логике Аристотеля весьма содержательно рассматривается и логика предложений, но опять же на уровне, характерном для эпохи античности.

5. Этика античности - это по преимуществу этика добродетелей, а не этика долга и ценностей. Античные философы характеризовали человека в основном как наделенного добродетелями и пороками. В разработке этики добродетелей они достигли необычайных высот.

6. Обращает на себя внимание поразительное умение античных философов находить ответы на кардинальные вопросы бытия. Античная философия по-настоящему функциональна, она призвана помочь людям в их жизни. Античные философы стремились найти для своих современников дорогу к счастью. Античная философия не канула в историю, она сохранила свое значение и поныне и ждет новых исследователей.

Вопрос 6. Философские школы ранней античности.

Греческие мыслители стали искать рациональное объяснение происхождения мира, выдвинув понятие первоначала (сущего). Попытки осознать мир как целое, свести многообразие существующей природы к единому субстрату, из которого все произошло, привели к возникновению различных натурфилософских школ.

  1. Милетская школа. Первой среди них считается милетская школа. Ее представители поставили вопрос о единой материальной причине, подлинном начале всего существующего. Основатель школы Фалес из Милета. В своем осмыслении мира Фалес поднялся до понятия первоначала, каковым с его точки зрения является вода («Все есть вода»), т.е. считал первоначалом бытия воду. Все, что есть в мире производно от воды. Все возникло из воды, из нее все началось и в нее все возвращается. Вода пребывает в движении, вследствие чего все вещи и земля изменчивы.


Ученик Фалеса Анаксимандр первоосновой считал «алейрон» (беспредельное, вечное) - неопределенное, бесформенное начало. Из него выделяются две пары противоположности: горячее и холодное, влажное и сухое. Это порождает четыре стихии: Воздух, Воду, Огонь, Землю.

Анаксимен первоосновой всего полагал воздух. Различные состояния космоса он объяснял сгущением и разрежением воздуха. Так при разрежении воздуха образуется огонь, а затем - эфир; при сгущении - ветер, облака, вода, земля, камни.

Милетцы первыми поставили вопрос - «Что есть все?» - выбрав путь рационального познания. Поиски первоначала влекли за собой идею единства мира и его целостности. В центре внимания последующей философии оказалась проблема соотнесения единого и неизменного первоначала с многообразием и изменчивостью вещей. Так проблема движения и его источника выдвигается на первый план.

  1. Эфесская школа. Тему становления бытия, его текучести впервые в греческой философии поставил Гераклит из Эфеса. Для него Огонь и стал подлинным первоначалом мира, а вода лишь одним из его состояний. Путем сгущения огонь превращается в воздух, воздух – в воду, вода же в землю. Выводы Гераклита:

а) движение и есть первоначало - источником движения является борьба противоположностей: «Дорога вверх и дорога вниз - есть одно и то же», «общее - конец и начало круга» и т.п.;

б) миром правит Логос - закономерность, сам себя движущий мировой процесс. Мир сотворен не богами, а имеет естественное происхождение и развивается не случайно, а повинуясь законам мудрого единого Логоса, управляющего всем мирозданием.
  1. Пифагорейская школа. Пифагор основу мира видел в числе - «Все есть число» - т.е. все имеет количественную определенность, все можно измерить и сосчитать, все можно объяснить как число или пропорцию. Пифагор считается изобретателем термина «философия». Пифагор был основателем первого сообщества философов-математиков-ученых — Пифагорейского союза. Именно пифагорейцы стали называть мир космосом, имея в виду его гармонию и совершенство. Уточним, что в переводе с греческого «космэ» означает «красота».


4. Элейская школа. Получила свое название от г. Элея, где в основном жили и работали ее крупнейшие представители: Ксенофан, Парменид, Зенон. Элеаты первыми попытались рационально объяснить мир, используя философские понятия предельной общности, такие как «бытие», «небытие», «движение».

Основные положения учения элеатов сформулировал Парменид. Выдвинул идею о неделимости бытия. Бытие - центральное понятие в учении Парменида. Свойства бытия: оно вечно; едино и неделимо; бытие неизменно и неподвижно, законченно и совершенно. Неизменное бытие - основа мира.

Ученик Парменида Зенон Элейский (ок. 490-430 гг. до н.э.) в защиту идей своего учителя выдвинул аргументы, получившие название апорий (с греч.апория - затруднение, парадокс мысли). Их еще называют апориями Зенона (“Движущиеся тела”, “Стрела”, "Ахиллес и черепаха” и др.).

Атомизм.Большую роль в развитии античной философии сыграли идеи атомистов, сторонников материалистического учения Левкиппа и Демокрита. Левкипп утверждал, что вечный материальный мир состоит из неделимых атомов и пустоты, в которой эти атомы движутся.

Демокрит истинным миром считал бесконечную, объективную реальность, состоящую из атомов и пустоты. Атомы неделимы, неизменны, качественно однородны и отличаются друг от друга лишь внешними, количественными чертами: формой, величиной, порядком и положением. Атомы составляют первооснову мира. Пустота может заполняться атомами, а может оставаться незаполненной ими (чистое пространство). Атомы и пустота существуют сами по себе. Соединяясь, атомы образуют тела, а соединение тел с пустотой делает возможным их движение. Многообразие явлений мира обеспечивается множеством форм соединения атомов: человек - тоже собрание атомов, а его душа состоит из особых подвижных атомов. Атомы движутся прямолинейно, равномерно и в силу необходимости, т.е. жесткой причинности.

Демокрит сформулировал принцип, согласно которому ничего не происходит беспричинно, но все возникает на каком-нибудь основании, в силу необходимости. Случайность исключается.


Учение Демокрита положило начало материалистической линии в философии.

Вопрос 7. Философия классического периода в античности.

На этапе господства натурфилософии человек рассматривался в неразрывной связи с природой, специфика собственно человеческого бытия не обсуждалась. Но в V веке до н. э. положение меняется: центральной для философских рассуждений становится проблема человека. Такой переход связан с деятельностью софистов и Сократа.

Софистика - течение в древнегреческой философии и политической мысли в V в. до н. э. Первоначально слово «софист» означало мастер, искусник, мудрец. Софистами называли себя первые греческие учителя, которые учили искусству убеждать, красиво говорить, правильно аргументировать свои мысли, а главное - искусству опровергать суждения противной стороны.

Сократ - одна из самых ярких фигур в истории философии. Многие считают его олицетворением философа. Он не записывал свои мысли, а выступал-беседовал на улицах и площадях Афин. У него было много учеников. Самый знаменитый — Платон. Положил начало моральной философии. Учение Сократа знаменует собой поворот от размышлений о мире, космосе, природе (объективизма натурфилософов) к размышлениям исключительно о человеке и обществе, в котором человек живет (к субъективизму антропологии), от материализма к идеализму.

В центре его внимания проблема человека и его сущности. Человеку Сократа, прежде всего, существо моральное, нравственное. На вопрос, что же делает его таким, мыслитель отвечает: существуют моральные качества, общие для всех людей, которые делают человека добродетельным и способным жить в обществе. Чтобы ориентироваться в мире, человек должен познать себя как общественное и нравственное существо. С точки зрения Сократа строение мира, природа вещей непознаваемы; знать мы можем только самих себя.

В своих дискуссиях мыслитель вырабатывает так называемый «сократический метод» диалектики как способа рассуждения: в диалоге, в форме вопросов и ответов, необходимо раскрыть противоречие во взглядах собеседника через столкновение различных точек зрения на обсуждаемый предмет с целью получения истины.


Платон - крупнейший мыслитель античности, один из самых известных философов древности. В этом с ним конкурировал только Аристотель, его же ученик. Он известен, прежде всего, своим учением об идеях и учением об идеальном государстве.

Учение об идеях - центральное в философии Платона. В учении об идеях Платон исходил из того, что человек в своей созидательной деятельности идет от идей к вещам (сначала идеи как образцы, затем вещи, воплощающие их), что в голове человека возникает много идей, которые не имеют материального воплощения, и неизвестно, получат ли они это воплощение когда-нибудь. Эти факты интерпретировались им следующим образом: идеи как таковые существуют независимо от материи в некотором особом мире и являются образцами для вещей. Вещи возникают на основе этих идей.

Идеальное государство - вот что стоит в центре всей философии Платона. Идеальным государством у Платона является государство, устроенное в соответствии с его идеей. А его идея - это идея Всеобщего Блага. Всеобщее благо, считал Платон, несовместимо с частным интересом. Поэтому правители такого государства должны, во-первых, быть философами, чтобы понимать, в чем состоит идея государства, а во-вторых, они не должны иметь семьи и собственности, потому что это связано с частным интересом, который противоречит идее Всеобщего Блага.

Платон основал первую философскую школу, которая называлась Академией.

Аристотель - ученик Платона. Если Платон был идеалистом, художественной натурой, то Аристотель совсем иного типа - исследователь, который методично разрабатывал основные отрасли знания. Аристотеля отличала не только любовь к деталям (скрупулезность), но и систематичность. Практически каждое его сочинение положило начало новым наукам. Его труды по логике, естествознанию, этике и др. во многом определили развитие философской мысли.

Аристотель - отец логики (и сейчас ее порой называют аристотелевской). Он выявил основные правила логического мышления, сформулировав их в виде законов логики, исследовал формы логического мышления (рассуждения): понятие, суждение, умозаключение, доказательство, опровержение.


Аристотель был создателем учения о категориях, основных философских понятиях. Философ впервые использует понятие материи, под которой понимается «то общее, что присуще всем конкретно-чувственным вещам». Все реальное состоит из материи. Материя, согласно Аристотелю, оформлена в пространстве и во времени. Пространство он определяет как совокупность мест, занимаемых телами; время - как «меру движения», но не всякого, а равномерного кругового движения небесной сферы.

В основе политических взглядов Аристотеля лежит признание «естественного» происхождения государства и рассмотрение человека как политического животного. Конечная цель государства - обеспечение «счастливой и прекрасной жизни», что достигается умножением добродетели и мудрости.

Аристотель был вполне земным философом, не чурающимся самых житейских тем. Им разработана теория золотой середины (нормы-меры). Аристотель фактически подвел итог развитию классической древнегреческой философии. Он создал весьма дифференцированную систему знаний, освоение которой продолжается и поныне.

Вопрос 8. Философия эллинистического периода.

После Аристотеля древнегреческая философия и культура начинает распространяться на Восток и на Запад - в Рим. Новый период получил название - эллинистический. Переход от классической культуры к эллинистической связан с глубокими социально-экономическими, политическими и культурными переменами в жизни греческого общества, вызванными последствиями создания империи Александра Македонского.

Философия из теоретической системы в эллинистическую эпоху превращается в умонастроение и выражает, прежде всего, самоощущение человека, потерявшего себя в мире. В этот период философские размышления греков смещаются в сферу этики. В эллинистической культуре возникают новые течения, среди которых наиболее влиятельными стали эпикуреизм и стоицизм.

Эпикуреизм. Основатель - Эпикур Афинский. Как и Демокрит он считал, что все состоит из атомов и пустоты, но, в отличие от Демокрита, указывал на момент случайности в поведении атомов. Эпикур известен больше не как атомист, а как практический философ, моралист. По его мнению, главная цель философии – достижение счастья.


Эпикур и его последователи - эпикурейцы стали рассматривать философию как искусство жить счастливо. Занятия философией - путь к счастью.

Согласно Эпикуру, наслаждение - высшая ценность жизни, страдание - высшее зло. Счастливая жизнь – это жизнь свободная от страданий, приносящая удовольствие. Удовольствие - основной этический принцип эпикурейцев. Эпикур признавал важность наслаждения, но одновременно считал, что не нужно перебарщивать с наслаждениями, т. к. это ведет к страданиям.

Стоицизм – школа, полемизирующая с эпикурейцами. Если эпикурейцы радуются всем радостям жизни, то стоики настроены на волну полуаскетического, спартанского существования, готовы мужественно переносить удары судьбы (отсюда выражение – стоический характер). Проблемы морали они разрабатывали в русле этики долга. Слова “стоицизм”, “стоический характер” благодаря стоикам вошли в плоть и кровь жизненной философии человечества. Ее основатель – Зенон Китийский. Согласно Зенону, свобода человека состоит в том, чтобы согласовывать собственные волнения с тем, что хочет судьба. Самый известный философ-стоик – Сенека.

Цель жизни, по мнению стоиков, состоит в достижении счастья, согласованности мыслей, чувств и желаний. Это возможно, если жить в полном согласии с природой, с мировым логосом-разумом, воспитывать в себе повиновение судьбе, видя в бесстрастии путь к блаженству. Идеалом стоиков является мудрец, достигший добродетели и бесстрастия, добровольно следующий судьбе.

Скептицизм – это философское направление, где сомнение оказывается универсальным философским принципом, т.е. последовательно проводится идея о недостоверности всякого знания. Основоположником считается Пиррон. Виднейший представитель скептицизма в римской философии – Секст Эмпирик.

Античный скептик отвергал познаваемость жизни. Для сохранения внутреннего спокойствия человеку нужно очень много знать из философии, но не для того, чтобы что-то отрицать или, наоборот, утверждать (всякое утверждение есть отрицание, и, наоборот, всякое отрицание есть утверждение). Античный скептик отнюдь не нигилист, он живет, как хочет, принципиально избегая необходимости что-то оценивать. Скептик находится в постоянном философском поиске, но он убежден, что подлинное знание в принципе недостижимо.


Завершающий период в истории античной философии, выходящий за рамки эллинистической культуры, проходит под влиянием неоплатонизма.

Неоплатонизм возник на основе духовного кризиса античного рабовладельческого общества и стал переходным этапом к средневековому мировоззрению. Первая развитая система неоплатонизма была разработана Плотином.

Основу философии неоплатоников составляли: во-первых, учение о Боге как первосущем, о природе которого невозможно никакое утвердительное суждение, никакое положительное знание; во-вторых, признание мистического пути познания Бога через переживание его в человеческой душе. Оба начала вывели философию Плотина за пределы греческого рационализма и в дальнейшем были трансформированы в теоцентризм - парадигму средневекового мышления.



<< предыдущая страница   следующая страница >>