prosdo.ru 1 2 3 4
Вопрос 1: Культурология в системе наук об обществе

Культурология является частью обширного комплекса знаний, методов научных исследований, научно-практических и прикладных разработок, называемых гуманитарными и общественными (социальными) науками. Гуманитарные науки – это науки о человеке, а общественные науки – науки о человеке, обществе и культуре. Заметим, что в определении общественных наук культура занимает особое место, то есть она изучается рядом наук.

Если говорить о культурологии, то её можно отнести как к социальным, так и к гуманитарным наукам, так как культура имеет большое значение не только в жизни отдельного человека (индивида), который является предметом изучения гуманитарных наук, так и для общества, которое является предметом изучения общественных наук. Поэтому культурологию относят к так называемым «социогуманитарным» наукам. Среди других наук такой является история.

Общественные науки – это сложная и постоянно развивающаяся система, причём различные области этой системы развиваются неравномерно. То одна, то другая гуманитарная наука переживает своего рода «научную революцию» – период радикального пересмотра своего теоретического арсенала и фактической базы. Как правило, такие серьёзные перемены не ограничиваются рамками одной научной дисциплины или научной школы, а стимулируют развитие нетрадиционных подходов к проблемам других общественных наук.

Таким образом, в сфере гуманитарного знания возникают новые и перестают существовать старые тенденции, меняется «конфигурация» этой сферы, меняются и отношения между науками. Например, наука, некогда породившая новаторское и постепенно обособившееся направление исследований (зачастую оно скоро становится отдельной наукой), сама начинает испытывать воздействие «дочерней» науки. Всё это в полной мере относится и к культурологии.

Культурология как наука формировалась путём интеграции таких дисциплин, как:

1) Культуроведение – описание достижений той или тиной культуры. Оно охватывает всю сферу познания класса явлений культуры, в том числе и достаточно узкие, специализированные знания (искусствоведение, театроведение, музыковедение и т.д.);


2) Культурогенез – учение о происхождении культур;

3) Философия культуры (культурфилософия) – учение о смысле и возможных перспективах развития культуры, философское познание сущности и значения культуры;

4) Социология культуры – рассматривает культуру с точки зрения её функционирования в эмпирически данной системе общества.

Культурология занимает значительное место среди социальных наук. Чтоб понять это, следует выяснить связь культурологии с такими общественными науками, как история, социология и политология, а также – в первую очередь – с философией и другими гуманитарными науками.

Вопрос 2: Социокультурная динамика
Важнейшее из человеческих усилий — стремление к нравственности. От чего зависят наша внутренняя устойчивость и само наше существование. Только нравственность в наших поступках придаёт красоту и достоинство нашей жизни. Сделать её живой силой и помочь ясно осознать её значение—главная задача образования.

А. Эйнштейн

Само становление личности есть не что иное, как результат культурной эволюции индивида. Только усваивая и соединяя в себе определённую долю общественной культуры, человек становится личностью и персонифицирует обретённый культурный потенциал как свой собственный мир, как богатство своего «Я».

Разговор о культуре следует начать с этимологии этого слова. В прямом переводе с латинского «cultura» обозначает возделывание, обрабатывание. А так как возделывать и обрабатывать можно все что угодно, понятие «культура» употребляют по самым различным поводам. Достаточно сказать, что современный французский культуролог А. Моль в своей книге «Социодинамика культуры» насчитал 250 определений культуры, употребляемых в самых разных контекстах (значениях). Отталкиваясь от этимологии слова «культура» как возделывание, можно сделать первый вывод, что возделывать, т.е. создавать нечто новое, может, прежде всего, человек, а потому культура связана с его существованием в мире.


Культура - это, прежде всего, характерный (для данного человека, общества) образ мыслей и образ действий. В социологическом понимании культура, и в первую очередь её ядро - ценности, регулируют взаимоотношения людей, это скрепы, объединяющие людей в единую целостность - общество. Следовательно, культура - важнейшая субстанция человеческой жизни, проникающая фактически повсюду, проявляющаяся в самых разнообразных формах. В рамках нашей темы мы рассмотрим соотношение внешнего и внутреннего (материального и духовного), в культуре. Человеческая деятельность осуществляется в общественно-исторических формах материального и духовного производства. Соответственно материальное и духовное производство предстают как две основные сферы развития культуры. На основании этого вся культура естественным образом подразделяется на материальную и духовную, внутреннюю и внешнюю.

Материальная культура - совокупность овеществленных результатов человеческой деятельности, включающая:

- физические объекты, созданные человеком; и - природные объекты, используемые человеком (Свешников Б. Духовная культура России).

Внешняя культура включает в себя всю совокупность культурных ценностей, а также процесс их создания, распределения и потребления, которые призваны удовлетворять так называемые материальные потребности человека. Материальные потребности, вернее их удовлетворение, обеспечивают жизнедеятельность людей, создают необходимые условия для их существования – это потребность в пище, одежде, жилище, средствах передвижения, связи и т.д. И чтобы их удовлетворить человек (общество) производит продукты питания, шьет одежду, строит дома и другие сооружения, делает автомобили, самолеты, корабли, компьютеры, телевизоры, телефоны и т.д. и т.п. И все это как материальные ценности и есть сфера материальной культуры.

Но эта сфера культуры не является определяющей для человека, т.е. самоцелью его существования и развития. Ведь человек живет не для того, чтобы есть, а он ест для того, чтобы жить, а жизнь человека – это не простой обмен веществ как у какой-нибудь амёбы. Жизнь человека – это его духовное существование. Так как родовым признаком человека, т.е. то, что присуще только ему и что отличает его от других живых существ, является разум (сознание) или иначе, как говорят, внутренний мир, то отсюда определяющей сферой культуры становится духовная культура.


Духовная культура — это как бы гимн, всенародно пропетый в истории Творцу всего и всех. Ради создания этой духовной музыки народы живут из века в век в работах и страданиях, в падениях и подъемах. Эта «музыка» своеобразна у каждого народа. Узнав в ней созвучность своему духу, человек узнаёт свою Родину и врастает в неё так, как врастает единичный голос в пение хора.

Внутренняя культура есть совокупность духовных ценностей, а также процесс их создания, распределения и потребления. Духовные ценности призваны удовлетворять внутренние потребности человека, т.е. все то, что способствует развитию его духовного мира (мира его сознания). Внутренняя культура — это нравственные идеалы и установки, нормы и принципы поведения, являющиеся фундаментом духовного облика личности. Это те духовные основания, на которых человек строит свои отношения с другими людьми во всех сферах общественной жизни. Внутренняя культура личности играет ведущую, определяющую роль в формировании внешней культуры общения, в которой она находит, свое проявление. Способы такого проявления могут быть многообразными — обмен с другими людьми приветствиями, важной информацией, установление различных форм сотрудничества, отношения дружбы, любви и др. Внутренняя культура проявляется в манерах поведения, способах обращения к партнеру, в умении одеваться, не вызывая нареканий со стороны окружающих и так далее. И если материальные ценности, за редким исключением, скоротечны – дома, станки, механизмы, одежда, транспортные средства и прочее и прочее, то духовные ценности могут быть вечными, пока существует человечество. Скажем, философским суждениям древнегреческих философов Платона и Аристотеля без малого две с половиной тысячи лет, но они и сейчас такая же реальность, как и в момент, их высказывания – достаточно взять в библиотеке их произведения или получить информацию через Интернет.

Внутренняя и внешняя культура нравственного общения всегда взаимосвязаны, дополняют друг друга и существуют в единстве. Однако такая их взаимосвязь не всегда очевидна. Есть немало людей, у которых за кажущейся необщительностью, некоторой скрытностью, обнаруживается духовно богатая личность, готовая откликнуться на вашу просьбу, если нужно оказать помощь и т. д. В то же время существуют и такие индивиды, которые за внешним лоском скрывают свою убогую и непорядочную сущность. В жизни встречается немало примеров, когда для некоторых людей внешняя сторона общения становится самоцелью и фактически является прикрытием для достижения эгоистических и корыстных целей. Разновидностью такого поведения являются лицемерие, ханжество, сознательный обман. Вопросы единства внутренней и внешней культуры нравственного общения, определение их объективных критериев весьма актуальны в современном обществе, когда резко обозначилась нивелировка в иерархии моральных ценностей, происходит разрушение нравственных устоев личности и общества, а место устранившегося из воспитательной сферы государства занимают СМИ и различного рода самозваные учреждения, выступающие зачастую с сомнительной моральной продукцией. Культура нравственного общения, взятая в единстве ее внутренних и внешних характеристик, является важнейшим способом социального бытия, показателем духовного здоровья и благополучия личности и общества.

Вопрос 3: Добровольное присоединение Башкортостана к России и его влияние на культуру.
Башкиры приняли русское подданство по-своему волеизъявлению, добровольно. Это диктовалось сложившейся в тот период исторической обстановкой, когда башкирский народ вел борьбу против своих властителей - татарских ханов и ногайских мурз. Западные башкиры не поддерживали Казанское ханства во время решительного наступления на него русских войск, ибо в лице хана они видели поработителя и угнетателя. По той же причине основная масса южных и юго-восточных башкир воспринималась требованиями ногайских феодалов уйти с ними за пределы родного края, и поднялось на борьбу за освобождение от их господства. Башкирский народ надеялся на помощь со стороны Русского государства и стремился к объединению с сильным и дружественным соседом.

Условия, на которых московский царь принимал под свою власть башкир, вполне устраивало башкирских феодалов, так как они сразу получали определенные экономические выгоды. Например, жалованные грамоты царя на вотчинное владение землей давали им возможность по своему усмотрению распоряжаться земляными угодьями, а тарханные грамоты освобождали их от платежа ясака.

Не все башкирские феодалы выступали за принятие русского подданства, были и противники. Одни из них оставили Башкирию и откочевали с ногайскими мурзами на Кубань или за Яик, а другие, остались на родине, вынуждены были мириться со свершившимся актом.

Добровольному характеру присоединение Башкирии к Русскому государству соответствовали и те же условия, на которые согласились обе стороны при оформлении подданства. Включая башкир в число своих подданных, Русское государство брало на себя защиту их от грабежей со стороны соседних племен и народов от попыток кочевых ханов подчинить башкир своему господству, а также гарантировало земельные права башкир, признав за их общинами вотчинное право на занимаемые ими земли. Башкиры обязывались платить ясак, нести воинскую службу за свой счет. Московское правительство обещало не вмешиваться во внутренние управление башкир, не притеснять мусульманскую религию, соблюдать обычаи и обряды местного населения.


На башкир возлагалась охрана юго-восточных границ страны от нападений соседних кочевых феодалов. Башкирская конница в составе русских войск должна была принимать участие в войнах, которые вело Русское государство. Предусматривались и другие государственные повинности. Таким образом, условия, на которых башкиры получили русское подданство и вотчинные права на земли, были мягкими. Но сложившиеся в это время устойчивое политическое положение в Башкирии, ставшей частью Русского государства, упорядочиванию уплаты натуральной подати-ясака, регламентирование других повинностей принесли некоторое облегчение трудовым массам башкирского народа.

Условия принятия башкирами русского подданства вполне отвечали насущным потребностям Русского государства. Присоединение Казани и Астрахани отнюдь не исчерпывались его внешнеполитические задачи на Востоке. Для московского правительства важно было превратить в Поволжье и Предуралье в опорные пункты для проведения военно-политических и торгово-экономических мероприятий в отношении Казахстана, Средней Азии и Сибири.

Вхождение в состав Русского государства было прогрессивным событием в истории Башкирии. Оно знаменовало переломный момент в судьбах башкирского народа.

Несмотря на всю свою подлость и славянскую грязь, господства России играет цивилизаторскую роль для Черного и Каспийского моря и Центральной Азии. Для башкир и татар с середины XVI в. историю башкир уже нельзя рассматривать вне связи с историей России.

Принятие подданства Русского государства положило конец жестокому господству ногайских, казанских и сибирских ханов, покончило с политической раздробленностью края и бесконечными феодальными войнами, оградив тем самым производительные силы Башкирии от дальнейшего разрушения.

Русское государство стало надежным гарантом башкирских земель от любых агрессивных внешних нападений и грабительских набегов кочевых феодалов.

Прогрессивное значение присоединения Башкирии к России сказалось на развитии экономики и культуры края. Это способствовало развитию в крае земледелия, кустарно - промысловых занятий, а позднее и промышленности.


К концу XVI в. завершился многовековой и сложный процесс формирования башкирской народности.

Вошедшие в нее племена имели территориальную, экономическую, языковую и культурную общность, осознавали принадлежность к своему народу, признавали его самоназвание.

В составе Русского государства башкирский народ получил возможность для сближения с другими народностями. В край или русские, татарские, марийские, чувашские, удмурдские крестьяне, бежавшие от феодально-крепостнической эксплуатации.

Присоединение Башкирии, как и народов Поволжья, имело важное значение для укрепления Русского государства и облегчивало его борьбу с внешней опасностью.

С падением Казанского и Астраханского ханств и присоединением Башкирии произошло заметное оживление в сношениях России со Средней Азией, Казахстаном. Через Башкирию пролег один из основных сухопутных торговых путей в страны Востока. Планомерное укрепление государственных позицией в Башкирии превратило ее в плацдарм для проведения восточной политики России.
Вопрос 4: Культура в эпоху просвещения.
Идеи Просвещения вначале были восприняты знаменитым царем-реформатором Петром Великим и его сподвижниками. Этими идеями вдохновлялись проповеди Феофана Прокоповича, сатиры Антиоха Кантемира и историография Василия Татищева.

Во время правления дочери Петра императрицы Елизаветы идея просвещенного абсолютизма была подхвачена её фаворитом Иваном Шуваловым. Он был идеальным просвещенным придворным, содействовал основанию Московского университета и Императорской академии художеств, в которых сосредоточилась интеллектуальная жизнь многих деятелей искусства последней четверти XVIII века. Шувалов покровительствовал и величайшему из русских учёных того времени Михаилу Ломоносову, который многое сделал в самых различных областях естествознания, а также в поэзии, религиозной философии и изобразительном искусстве Лебедева О.Б. История русской литературы XVIII века: Учебник. - М.: Высшая школа, Издательский центр «Академия», 2008. - 415 с..


Как и в остальной Европе, на русское Просвещение сильное влияние оказало Просвещение Франции. Наиболее сильным это влияние было в период правления Екатерины II. Екатерину обычно считают образцом просвещенного деспота. Как известно, она поддерживала дружескую переписку с Вольтером и Дидро, основала один из крупнейших музеев мира -- Эрмитаж, Вольное экономическое общество и Российскую национальную библиотеку в Санкт-Петербурге, три учреждения, важнейших для последующего распространения образования и просвещения в России. Ко двору Екатерины стремились знаменитые иностранцы из европейских стран: Дени Дидро, Леонард Эйлер, Петр Паллас и Алессандро Калиостро. Когда во Франции издание Энциклопедии было под запретом, Екатерина предлагала Дидро закончить его работу в России.

Хотя православие по-прежнему оставалось государственной религией, Екатерина, следуя советам своих просвещенных друзей, провела целый ряд реформ, в частности секуляризацию большей части русских монастырей. Были также проведены муниципальные реформы, благодаря которым русские города приобрели более рациональный план. В 1767 г. императрица даже созвала Уложенную (законодательную) комиссию, которая должна была заменить ранее действовавшее Соборное уложение 1649 года и подвести законную базу под режим абсолютной монархии, установившийся в Российской империи вместо сословной монархии XVII века. Для комиссии был составлен Наказ, который содержал многие идеи государственного устройства, авторство которых принадлежит Чезаре Беккариа и Монтескьё. Хотя никаких практических последствий для ограничения режима самодержавия Наказ не имел, законодательная активность послужила некоторым стимулом для распространения либеральных идей; кульминацией его было появление книги Радищева Путешествие из Петербурга в Москву (1790 г.) Павленко Н.И. Екатерина Великая. Из серии биографий «Жизнь замечательных людей». Вып.1060(860). - М.: Молодая гвардия, 2007..

Тем не менее, энтузиазм Екатерины по поводу французской Энциклопедии и идей её создателей никак не повлиял на режим её собственной абсолютной власти, а когда после американской и французской революций оказалось, что Просвещение оказывает сильное влияние на политическую жизнь, Николай Новиков за вольнодумство был заключен в тюрьму, Радищев -- сослан на каторгу, а его работы, как и работы Вольтера, были сожжены и запрещены. Конституция Речи Посполитой от 3 мая 1791 г. Екатериной была расценена как якобинская и опасная по своему влиянию на Россию и её собственному влиянию в Польше. В итоге в 1792 г. разразилась русско-польская война, за которой последовали разделы Польши. Этот поворот от политики Просвещения получил название контрпросвещение.

Сменивший в 1796 г. Екатерину на русском троне император Павел I, хотя и правил не менее самодержавно, освободил из тюрем вольнодумцев Новикова и Радищева. В годы его короткого правления фаворитом императора среди писателей стал Иван Крылов, чьи басни вошли в моду как образец иносказательной речи на политически опасную тему.

Следующий император Александр I, вновь пришедший к власти в результате государственного переворота, сознавал опасность противостояния между либерально настроенным дворянством и режимом его абсолютной власти. Впервые созванный им уже в 1801 г. Негласный комитет, как и Уложенная комиссия 1767 г., должен был разработать программу политических реформ. В 1801--1803 гг. рядом указов государственным крестьянам, купцам и прочим подданным неблагородных сословий разрешалось покупать землю, передача помещикам и закрепощение государственных крестьян были запрещены, был даже установлен механизм выкупа крестьянами личной свободы, которым, впрочем, сумела воспользоваться только наиболее предприимчивая часть крестьянства. После отмены крепостного права в Германии и Австрийской империи Россия все ещё оставалась единственной европейской страной, где господствовало средневековое крепостничество. Тем не менее, вновь присоединенное к империи Великое княжество Финляндское стало автономным, его законы не могли быть изменены без согласия местного сейма. После войны 1812 г. было отменено крепостное право в Прибалтике, а в 1815 г. получило конституцию Царство Польское. В 1810 г. был учрежден новый орган управления, Государственный совет, канцелярию которого, по рекомендации одного из членов Негласного комитета, возглавил видный реформатор М. М. Сперанский, продолжавший свою деятельность даже в эпоху политической реакции, наступившую с воцарением Николая I. Программа реформ была в значительной мере осуществлена лишь при Александре II Лебедева О.Б. История русской литературы XVIII века: Учебник. - М.: Высшая школа, Издательский центр «Академия», 2008. - 415 с..

следующая страница >>