prosdo.ru
добавить свой файл
1

Восполнение рамадана

Кто оставил пост по причине, которую Шариат называет уважительной, тот должен восполнить пропущенные дни.

В «Ар-рауда ан-надиййа» говорится: «Кто оставил пост по уважительной причине, тот обязан восполнить пропущенные дни, как путник или больной. Об этом ясно сказано в Коране: فَمَن كَانَ مِنكُم مَّرِيضًا أَوْ عَلَى سَفَرٍ فَعِدَّةٌ مِّنْ أَيَّامٍ أُخَرَ“А кто из вас болен или находится в пути, пусть постится столько же дней в другое время”1. О женщине, у которой менструация, упоминается в хадисе Му‘азы от ‘Аиши (да будет доволен Аллах ими обеими), и к ней приравнивается женщина, у которой послеродовое кровотечение: “И ей было велено восполнять пост, но не было велено восполнять молитву2»3.

Когда нужно восполнять рамадан?


Ибн Касир (да помилует его Аллах) прокомментировал Слова Всевышнего: «пусть постится столько же дней в другое время»: «Следует ли восполнять пропущенные дни подряд или же можно поститься в разрозненные дни? Учёные высказали два мнения. Согласно первому, восполнять пропущенные дни нужно подряд, потому что восполнение должно соответствовать самому посту. Согласно второму мнению, не обязательно восполнять пропущенные дни нужно подряд, то есть человек моет восполнять их подряд. Если сам желает, а если не желает, может поститься в разные дни. Это мнение абсолютного большинства учёных, как ранних, так и поздних, и есть доказательства, подтверждающие правильность этого мнения. Последовательность требуется во время рамадана, поскольку предписано поститься весь месяц. А по истечении рамадана требуется просто восполнить пропущенные дни поста. Поэтому Всевышний Аллах сказал: “…пусть постится столько же дней в другое время”». Абу Саляма  передаёт, что ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) говорила:

عَنْ عَائِشَةَ رَضِىَ اللَّهُ عَنْهَا قَالَتْ: كَانَ يَكُونُ عَلَىَّ الصَّوْمُ مِنْ رَمَضَانَ فَمَا أَسْتَطِيعُ أَنْ أَقْضِيَهُ إِلاَّ فِى شَعْبَانَ. قَالَ يَحْيَى الشُّغْلُ مِنْ رَسُولِ اللَّهِ - صلى الله عليه وسلم-»


« Бывало так, что мне нужно было восполнить пропущенные дни поста в рамадан, а сделать это мне удавалось только в ша‘бан»4.

Йахйа сказал, что она была занята соблюдением прав Пророка 5.

Ибн ‘Аббас (да будет доволен Аллах ими обоими) сказал: « Ничего страшного, если человек будет восполнять пост в разрозненные дни, потому что Посланник Аллаха сказал: “Пусть постится столько же дней в другое время”.

От него также передают, что он сказал о восполнении поста рамадана: «Постись, как пожелаешь». А Ибн ‘Умар сказал: «Постись так, как ты оставлял его»6.

Передают также что Ибн ‘Умар сказал: « Он должен восполнять пропущенные дни подряд».

Абу Хурайра  сказал: «Он может поститься через день, если желает»7.

Шейх аль-Альбани (да помилует его Аллах) сказал: «В заключение можно сказать, что ни последовательность восполнения пропущенных дней поста, ни её отсутствие не подтверждается хадисом, возводимым к Пророку . Ближе к истине мнение, гласящее, что можно поступать и так, и так, как сказал Абу Хурайра: “Он может поститься через день, если желает”»8. Ибн Хаджар сказал: «Аз-Зейн ибн аль-Мунаййир сказал после хадиса ‘Аиши: ‹Из хадиса ‘Аиши можно понять, что следует спешить с восполнением пропущенных дней поста в рамадане, поскольку она разъяснила, что у неё была уважительная причина. Следовательно, те, у кого подобной уважительной причины нет, так поступать не должны›. А поступок аль-Бухари указывает на то, что восполнение пропущенных дней поста разрешается откладывать и восполнять их разрозненно, а не подряд, что подтверждают сообщения, которые он, по своему обычаю, поместил в название главы. Это мнение большинства учёных.

Ибн аль-Мунзир и другие передают от ‘Али и ‘Аиши, что восполнять пропущенные дни поста в рамадане нужно последовательно. Такого же мнения придерживались некоторые захириты.


‘Абду-р-Раззак приводит сообщение от Ибн ‘Умара, в котором говорится: “Он должен восполнять пропущенные дни поста подряд”›. В любом случае, даже те, кто считает, что разрешается восполнять пропущенные дни и не подряд, говорят, что восполнять их подряд лучше»9. Конец цитаты.

Аль-Альбани писал: «Сеййид Сабик сказал: “Восполнение пропущенных дней поста в рамадане обязательно, но не требуется срочно, а может быть осуществлено в любое время”.

Это противоречит Словам Всевышнего: “И спешите к прощению от вашего Господа”10. Правильное мнение — что человек обязан спешить с восполнением поста, то есть восполнять его при первой возможности. Это мазхаб Ибн Хазма11, и нет достоверных хадисов, противоречащих этому мнению.

Что же касается доказательств автора: “Достоверно известно, что иногда ‘Аиша восполняла пропущенные дни поста в рамадане только в ша‘бане. Этот хадис приводят Муслим и Ахмад. Таким образом, она не восстанавливала его при первой возможности”. Это неправильно, поскольку в сообщении ‘Аиши не содержится никаких доказательств того что у ‘Аиши была возможность восполнить пост сразу. Напротив, в версии Муслима (3/154–155) говорится:

عَنْ عَائِشَةَ رَضِىَ اللَّهُ عَنْهَا أَنَّهَا قَالَتْ: «إِنْ كَانَتْ إِحْدَانَا لَتُفْطِرُ فِى زَمَانِ رَسُولِ اللَّهِ - صلى الله عليه وسلم- فَمَا تَقْدِرُ عَلَى أَنْ تَقْضِيَهُ مَعَ رَسُولِ اللَّهِ - صلى الله عليه وسلم- حَتَّى يَأْتِىَ شَعْبَانُ».

Бывало так, что мне нужно было восполнить пропущенные дни поста в рамадане, а я не могла сделать это до самого ша‘бана, поскольку была занята (соблюдением прав) Пророка ”.

В таком же виде этот хадис приводится у аль-Бухари в его “Сахихе”, в отличие от версии, приведённой автором. А Муслим приводит следующую версию: “Бывало, что одна из нас оставляла пост (в рамадане), а потом не могла восполнить пропущенные дни из-за Пророка , пока не наступал ша‘бан”. Из обеих версий хадиса следует, что она не могла восполнить пост до наступления ша‘бана, и из хадиса понятно, что если бы у неё была возможность, она бы сделала это раньше. Таким образом, этот хадис является доводом против автора и его предшественников.


Поэтому аз-Зейн ибн аль-Мунаййир (да помилует его Аллах) сказал: “Из хадиса Аиши можно понять, что следует спешить с восполнением пропущенных дней поста в рамадане, поскольку она разъяснила, что у неё была уважительная причина. Следовательно, те, у кого подобной уважительной причины нет, так поступать не должны”.

И знай, что Ибн аль-Каййим, Ибн Хаджар и другие разъяснили, что слова о том, что она была занята соблюдением прав Пророка , не принадлежат самой ‘Аише, а являются пояснением передатчика (а именно — Йахйи ибн Са‘ида), попавшим в хадис. Это подтверждают сова Йахйи в версии Муслима: “Я думаю, причина в том, какое положение занимала она при Пророке ”.

Однако этот факт никак не влияет на сказанное нами выше, поскольку в качестве довода против автора мы использовали само сообщение, точнее слова ‘Аиши “я не могла”, а не это добавление, которое является разъяснением причин того что у неё не было возможности восполнить пост раньше, а эти причина нас сейчас не интересуют, поскольку у нас иная тема.

Не знаю, право, как эта истина укрылась от Ибн Хаджара, который сказал в конце комментария к этому хадису: “Этот хадис является доказательством того, что разрешается свободно откладывать восполнение пропущенных дней поста в рамадане, как по причине, так и без причин, потому что дополнение к хадису, как мы уже говорили, не являются частью сообщения, а попало в него”. Он него укрылось то, что отсутствие возможности являлось её уважительной причиной. Это повод задуматься»12.

Там же (стр. 424) говорится: «Если говорить в общем, то по этой теме нет ни одного достоверного хадиса, ни утверждающего, ни опровергающего. А содержащееся в Коране веление спешить предполагает восполнение пропущенных дней поста подряд, за исключением тех случаев, когда у человека имеется уважительная причина. Это мазхаб Ибн Хазма13. Он сказал: “Если же он не стал восполнять пропущенные дни поста подряд, а восполнил из разрозненно, то его восполнение действительно и в этом случае, поскольку Всевышний Аллах сказал: ‹пусть постится столько же дней в другое время›. Таким образом, Всевышний Аллах не установил определённый срок, по истечении которого восполнение пропущенных дней поста становится недействительным, и это мнение Абу Ханифы”».


Вывод: пропущенные дни поста следует восполнять при первой возможности, за исключением тех случаев, когда у человека имеется уважительная причина, и подряд.

Так же разрешается восполнять пропущенные дни разрозненно, если у человека есть уважительная причина или если ему необходим отдых, то есть поститься подряд ему трудно. Если же мы станем утверждать, что разрешается даже без уважительных причин восполнять пропущенные дни поста в любое время и не подряд, то это может привести к тому, что люди будут безо всяких причин тянуть с восполнением поста и откладывать его месяцами и даже годами. Может быть, что кто-то даже скажет: «‘Аиша оставляла восполнение поста на ша‘бан. Но и этот срок не является обязательным!» И что потом? Разве это не приведёт к нерадению и безосновательному откладыванию восполнения поста и даже более того, пренебрежением религиозными обязанностями?

А ведь все мы знаем Слова Всевышнего: وَمَا تَدْرِي نَفْسٌ مَّاذَا تَكْسِبُ غَدًا «И не знает душа, что она приобретёт завтра»14.

Абу Умама ибн Сахль передаёт:

عَنْ أَبِي أُمَامَةَ بْنِ سَهْلٍ قَالَ دَخَلْتُ أَنَا وَعُرْوَةُ بْنُ الزُّبَيْرِ يَوْمًا عَلَى عَائِشَةَ فَقَالَتْ: «لَوْ رَأَيْتُمَا نَبِيَّ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ ذَاتَ يَوْمٍ فِي مَرَضٍ مَرِضَهُ. قَالَتْ: وَكَانَ لَهُ عِنْدِي سِتَّةُ دَنَانِيرَ - قَالَ مُوسَى: أَوْ سَبْعَةٌ – قَالَتْ: فَأَمَرَنِي نَبِيُّ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ أَنْ أُفَرِّقَهَا. قَالَتْ: فَشَغَلَنِي وَجَعُ نَبِيِّ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ حَتَّى عَافَاهُ اللَّهُ. قَالَتْ: ثُمَّ سَأَلَنِي عَنْهَا، فَقَالَ: مَا فَعَلَتْ السِّتَّةُ - قَالَ أَوْ السَّبْعَةُ؟ قُلْتُ: لَا وَاللَّهِ! لَقَدْ كَانَ شَغَلَنِي وَجَعُكَ. قَالَتْ: فَدَعَا بِهَا ثُمَّ صَفَّهَا فِي كَفِّهِ، فَقَالَ: مَا ظَنُّ نَبِيِّ اللَّهِ لَوْ لَقِيَ اللَّهَ عَزَّ وَجَلَّ وَهَذِهِ عِنْدَهُ».

« Однажды мы с ‘Урвой ибн аз-Зубайром зашли к Аише и она сказала: “Видели бы вы Пророка в тот день, когда он болел, а в моём доме у него лежали шесть или семь динаров. Пророк Аллаха велел мне раздать их, а меня отвлёк от этого уход за ним, пока Аллах не исцелил его. А потом он спросил, что сталось с этими шестью или семью динарами, и я ответила: ‹Ничего, клянусь Аллахом, ибо меня заняла твоя болезнь›.


И он велел принести их, а потом разложил их на своей ладони и сказал: ‹Что бы сталось с пророком Аллаха, если бы он встретил Аллаха в то время, как эти деньги оставались у него?› Он имел в виду эти шесть или семь динаров”»15.

Это благие мысли об Аллахе. Кого Он упокоил исполнившим свою обязанность, тот совершил благое. А кого Аллах упокоил, когда он отдыхал день или два между восполняемыми днями поста, восстанавливая силы, причём Аллах знает об искренности его намерения, то в отношении такого человека мы надеемся, что Аллах простит его и помилует. Что же касается того, кто откладывал восполнение без причины, то о нём мы можем лишь печалиться.

Да и чем отличается такой человек от того, кто имеет возможность совершить хадж, но не совершает его? У него нет оправданий. Но он тянет, пока смерть не придёт к нему, и так и не совершает хадж…

И тот, кто откладывает восполнение поста и постится в разрозненные дни, должен помнить о том, что завтра с ним снова может случиться нечто такое, что лишит его возможности восполнить пост. А Всевышний Аллах знает обо всём лучше.

Задумайтесь над другими версиями упомянутого хадиса ‘Аиши, например, версией: « Бывало, что одна из нас оставляла пост (в рамадане), а потом не могла восполнить пропущенные дни из-за Пророка , пока не наступал ша‘бан»16. Или версией: «Пропущенные дни поста в рамадане я восполняла только в ша‘бане до тех пор, пока не скончался Посланник Аллаха ».

А что же было после того, как скончался Посланник Аллаха ?

‘Аиша тоже откладывала восполнение пропущенных дней поста в рамадане до самого ша‘бана?

Ответ очевиден, потому что занята она была соблюдением его прав, а после его кончины эта причина исчезла. И её слова « Я не могла» относились к периоду жизни Посланника Аллаха , а после его кончины это обстоятельство ушло.

И кто был в таком же положении, как ‘Аиша, которая была занята соблюдением прав Посланник Аллаха  и потому не могла восполнять пропущенные дни поста раньше названного ею срока, тому мы говорим: «Ничего страшного».


Джабир ибн ‘Абдуллах (да будет доволен Аллах ими обоими) передаёт,

عَنْ جَابِر قَالَ: مَرَّ النَّبِيُّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ بِرَجُلٍ يُقَلِّبُ ظَهْرَهُ لِبَطْنٍ؛ فَسَأَلَ عَنْهُ، فَقَالُوا: صَائِمٌ يَا نَبِيَّ اللَّهِ فَدَعَاهُ فَأَمَرَهُ أَنْ يُفْطِرَ. فَقَالَ: أَمَا يَكْفِيكَ فِي سَبِيلِ اللَّهِ وَمَعَ رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ حَتَّى تَصُومَ؟!

что Пророк  прошёл мимо человека, который извивался от голода. Он спросил, что с ним, и ему ответили: “Он постится, о Пророк Аллаха!” Пророк  позвал ему и велел ему прервать пост и сказал: “Разве не достаточно тебе того, что ты на пути Аллаха и вместе с Посланником Аллаха, чтобы ещё и поститься?!”»17.

Так Посланник Аллаха  упрекнул сподвижника, которому пост причинял страдания, сказав: «Разве не достаточно тебе того, что ты на пути Аллаха и вместе с Посланником Аллаха, чтобы ещё и поститься?!» И откладывание ‘Аишей восполнения поста до ша‘бана относится к той же категории, поскольку она сказала: «…из-за Посланника Аллаха ». А Аллах знает обо всём лучше.

Этот вопрос входит в другой, более общий, а именно: «Каково постановление Шариата в отношении соблюдения прав Всевышнего Аллаха или поклонения? Требуется ли их соблюдение при первой возможности или же их можно соблюдать в любое время?»

Говорить об этом можно долго. Нам же достаточно слов Посланник Аллаха : «مَطْلُ الْغَنِىِّ ظُلْمٌ»«Поистине, задержка уплаты долга состоятельным человеком — несправедливость»18. ‘Амр ибн Шарид передаёт, от своего отца, что Посланник Аллаха  сказал:

« لَىُّ الْوَاجِدِ يُحِلُّ عِرْضَهُ وَعُقُوبَتَهُ »

«Затягивание уплаты долга состоятельным даёт право задевать его честь19 и подвергать его наказанию20»21.

Уместно вспомнить здесь и другой хадис Посланника Аллаха :


« فَدَيْنُ اللَّهِ أَحَقُّ أَنْ يُقْضَى ».

«А долг Аллаха больше заслуживает того, чтобы уплатить его».

Что же касается приведённых выше сообщений, свидетельствующих о разрешённости восполнять пост в разрозненные дни, то их следует относить к тому случаю, когда у человека есть уважительная причина, а не воспринимать их, как противоречие Словам Всевышнего:

وَسَارِعُواْ إِلَى مَغْفِرَةٍ مِّن رَّبِّكُمْ وَجَنَّةٍ عَرْضُهَا السَّمَاوَاتُ وَالأَرْضُ أُعِدَّتْ لِلْمُتَّقِينَ

«Стремитесь к прощению вашего Господа и Раю, ширина которого равна небесам и земле, уготованному для богобоязненных»22.

Должен ли откладывающий восполнение поста искупать свой проступок?


Учитывая отсутствие хадисов, возводимых к Пророку , на эту тему, человек не обязан искупать данное действие.

Должен ли восполнять пост тот, кто нарушил его умышленно?


Если человек нарушил пост в рамадане намеренно, должен ли он восполнить пропущенный день?

Аль-Альбани (да помилует его Аллах) сказал после того, как разъяснил, что наиболее правильным мнением является мнение, гласящее, что он не должен восполнять пост (с некоторыми сокращениями): «Второе мнение правильнее, и именно его избрал шейх ислама Ибн Таймийя. Он сказал в “Аль-ихтийарат” (стр. 65): “Не имеющий уважительной причины не восполняет ни пост, ни молитву, и это восполнение для него недействительно, а сообщение о том, что Пророк  велел вступившему в половую близость в рамадан восполнить этот день является слабым”.

И это мазхаб Ибн Хазма. Это мнение он передавал от Абу Бакра ас-Сыддика, ‘Умара ибн аль-Хаттаба, ‘Али ибн Абу Талиба, Ибн Масуда и Абу Хурайры. Смотрите “Аль-мухалля” (№ 735).

В действительности это сообщение достоверное. Если собрать все пути. которыми оно передаётся, как сказал Ибн Хаджар. Одна из версий представляется собой достоверный хадис категории мурсаль, как я разъяснил в своём комментарии к посланию Ибн Таймийи в “Ас-сыйам” (стр. 25–27), а потом в “Ирва аль-галиль” (т. 4, стр. 90–92). Восполнение пропущенного дня поста человеком, который вступил в половую близость днём в рамадан является частью его искупления (каффара), и к нему не приравниваются люди нарушившие пост умышленно друкгими способами.


Если же говорить о молитве, то это мнение автор (Сеййид Сабик) избрал следуя за Ибн Хазмом. Он привёл его слова в сокращённом виде в главе о молитве перед главой, посвящённой пятничной молитве. И ему следовало выбрать бы подобное мнение и в главе о посте, поскольку доказательства в случае с постом такие же, как и в случае с молитвой.

Особенно учитывая что это мазхаб Ибн Хазма, который сказал: “Доказательством тому является наличие достоверных хадисов, передаваемых от Пророка , о том, что тот, кто намеренно вызвал рвоту во время поста, обязан восполнить этот день, как мы уже упоминали ранее, однако нет хадисов, указывающих на обязательность восполнения поста в случаях его намеренного нарушения посредством принятия пищи или питья или вступления в половую близость.

Всевышний Аллах вменил в обязанность здоровому, не находящемуся в пути, разумному и достигшему совершеннолетия только пост в течение месяца рамадан, и вменять ему в обязанность что-то сверх того поста — значить предписывать то, на что Всевышний Аллах не давал дозволения, а это недопустимо и недействительно. Когда человек, зная, что Всевышний Аллах вменил ему в обязанность соблюдать пост в течение определённого месяца, утверждает, что пост в другое время способен заменить этот предписанный пост, притом, что ни в Коране ни в Сунне ничего подобного не говорится, это то же самое, что сказать, что паломничество не в Мекку заменяет паломничество в Мекку, и молитва с обращением не в сторону Каабы заменяет собой молитву с обращением в сторону Каабы и так далее в том же духе.

Всевышний Аллах сказал: تِلْكَ حُدُودُ اللَّهِ فَلا تَعْتَدُوهَا ‹Таковы ограничения Аллаха. Не преступайте же их!»›. И Всевышний Аллах сказал: وَمَنْ يَتَعَدَّ حُدُودَ اللَّهِ فَقَدْ ظَلَمَ نَفْسَهُ  ‹А кто преступает ограничения Аллаха, тот притесняет сам себя›”.

Далее он отвечает оппонентам, которые приравнивают каждого намеренно прервавшего пост к тому, кто намеренно вызвал рвоту во время поста, а также к тому, кто вступил в половую близость днём во время рамадана. Потом он привёл похожие сообщения от праведных халифов, за исключением ‘Усмана, а также от Ибн Мас‘уда, и Абу Хурайры. Кто желает, может обратиться к этому материалу.


Однако относительно вступившего в половую близость днём во время рамадана достоверно известно, что Посланник Аллаха  велел ему так же восполнить пропущенный день поста».

Восполнение поста по обету после смерти давшего обет его родственником


‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) передаёт, что Посланник Аллаха  сказал: « مَنْ مَاتَ وَعَلَيْهِ صِيَامٌ صَامَ عَنْهُ وَلِيُّهُ »«Вместо того кто умер, имея обязанность поститься, постится его покровитель (родственник)».

Ибн ‘Аббас (да будет доволен Аллах ими обоими) передаёт, что одна женщина плыла по морю и дала обет: если Всевышний Аллах спасёт её, она будет поститься целый месяц. Всевышний Аллах спас её, однако она исполнила свой обет до самой смерти. Потом её родственница — то ли сестра, то ли дочь — пришла к Пророку и рассказала ему об этом, и Пророк : «Как думаешь, если бы у неё остался долг, ты уплатила бы его?» Она ответила: «Да». Он сказал: «А долг Аллаху ещё больше заслуживает уплаты, так постись же вместо сестры»23.

Он (да будет доволен Аллах ими обоими) также передаёт, однажды Са‘д ибн ‘Убада пришёл посоветоваться с Посланник Аллаха  и сказал: «Поистине, моя мать дала обет, а потом умерла». Пророк  сказал: «Исполни её обет вместо неё»24.

В «Ахкам аль-джанаиз» (стр. 215) говорится примерно следующее: «Эти хадисы явно свидетельствуют о том, что пост человека вместо умершего родственника давшего обет поститься, узаконен Шариатом. При этом первый хадис (хадис ‘Аиши), учитывая отсутствие конкретизации, указывает на нечто больше, а именно на то что пост человека вместо умершего родственника, на котором лежала обязанность соблюдать пост в рамадане, то есть обязательный пост, также узаконен Шариатом. Такого же мнения придерживались аш-Шафи‘и и Ибн Хазм25 и другие.

А ханбалиты придерживались первого мнения, учитывая слова имама Ахмада. Абу Дауд сказал в “Аль-масаиль” (96): “Я слышал, как Ахмад ибн Ханбаль сказал: ‹От имени умершего можно поститься только когда речь идёт о посте по обету›”. Его последовали считают, что первый хадис относится к посту по обету и приводят в качестве доказательства сообщение ‘Амры о том, что её мать умерла, а на ней лежала обязанность соблюдать пост в рамадан, и она спросила Аишу: “Мне поститься за неё?” ‘Аиша сказала: “Нет, раздай милостыню: За каждый день половину са‘ каждому бедняку”. Это сообщение приводит ат-Тахави (т. 3, стр. 142) и Ибн Хазм26. Ибн ат-Туркмани сказал, что у приведённой им версии безупречный (сахих) иснад.


Са‘ид ибн Джубайр передаёт от Ибн ‘Аббаса: “Когда в рамадане человек заболевал, а потом умирал, не успев восполнить пропущенные дни поста, от его имени кормили бедняков, но не постились. А если это был пост по обету, то его восполнял от его имени его родственник. Это сообщение приводит Абу Дауд. Его иснад безупречен (сахих) и отвечает требованиям аль-Бухари и Муслима. Это сообщение передаётся и другим путём, о чём упомянул Ибн Хазм27, с безупречным (сахих) иснадом.

Мнение матери верующих ‘Аиши и знатока Корана этой общины Ибн ‘Аббаса (да будет доволен Аллах ими обоими), а также последовавшего за ними в этом имама Сунны Ахмада ибн Ханбаля — надёжное, достойное доверия мнение, которое легко принять, и оно является наилучшим из мнений высказанных по этому вопросу.

Это мнение позволяет задействовать все хадисы на эту тему, не отвергая ни один из них, с правильным пониманием в особенности это касается первого хадиса. Мать верующих ‘Аиша поняла из слов Пророка , что это предписание относиться не к любому виду поста, и это притом, что она и передавала от него эти слова. Принято считать, что передатчик хадиса лучше других понимает его смысл особенно в тех случаях, когда его понимание хадиса соответствует правилам и принципам Шариата, как в данном случае».

В «Маджму‘ аль-фатава» говорится, что Ибн Таймийу (да помилует его Аллах) спросили об умершем, предсмертная болезнь которого пришлась на рамадан, из-за чего он не смог поститься, и скончался он также во время рамадана. Молитву он тоже не мог совершать во время болезни. А родители этого человека живы. Если они восполнят его пост и молитву, будет ли это восполнение действительным, если он завещал сделать это а также в случае, когда он не оставлял подобного завещания. Он ответил: «Если болезнь была постоянной, и он не имел возможности восполнять пост, то его наследники не должны делать ничего, кроме кормления соответствующего количества бедняков от его имени. Что же касается обязательной молитвы, то она вообще не может быть восполнена другим человеком от имени умершего. Однако если кто-то из его родителей совершит добровольную молитву с намерением подарить награду за эту молитву умершему или будет соблюдать добровольный пост с намерением подарить умершему награду за этот пост, то эти действия принесут умершему пользу. А Аллах знает обо всём лучше»28.


Имам Ибн аль-Каййим (да помилует его Аллах) сказал: «Ученые разошлись во мнениях относительно того, восполняется ли пост умершего от его имени. Они высказали три мнения. Согласно первому, пост умершего не восполняется никем в любом случае, ни пост по обету, ни обязательный пост. Это мазхаб аш-Шафи‘и, Малика, Абу Ханифы и его товарищей. Согласно второму мнению, пост умершего восполняется от его имени и когда речь идёт о посте по обету, и когда речь идёт об обязательном посте. Этого мнения придерживался Абу Саур и это одно из двух мнений аш-Шафи‘и.

Согласно третьему мнению, пост умершего восполняется от его имени и когда речь идёт о посте по обету, но не восполняется, когда речь идёт об обязательном посте. Это зафиксированный мазхаб Ахмада. Такого же мнения придерживались Абу ‘Убайд, аль-Лейс ибн Са‘д. Это мнение передаётся от Ибн ‘Аббаса.

Аль-Асрам передаёт, что Ибн Аббаса спросили о человеке, который дал обет поститься в течение месяца, а потом умер, и на нём ещё лежала обязанность поститься в рамадане. Он ответил: «За рамадан следует накормить бедняков, а пост по обету восполняется от его имени».

Это наиболее правильное мнение, подтверждаемое словами сподвижников. Таким образом, устраняются видимые противоречия.

Что же касается слов Ибн ‘Аббаса: “Никто не постится от имени другого — от его имени кормят бедняков”, то эти слова упоминаются в истории о человеке, который дал обет поститься в течение месяца, а потом умер, и на нём ещё лежала обязанность поститься в рамадане. Ибн ‘Аббас разделил эти два случая, и сказал, что за обязательный пост нужно кормить бедняков, а пост по обету — восполнять. Что же в этом такого, что может заставить нас усомниться в достоверности этого хадиса? То же самое можно сказать и о сообщении ‘Аиши, которая сказала о женщине, которая умерла и при этом на ней лежала обязанность поститься, что от её имени нужно кормить бедняков, потому что речь шла об обязательном посте, а не посте по обету, потому что известно, что ‘Аиша сказала об умершем, который должен был поститься в рамадане: “В качестве искупления от его имени кормят бедняков, а не постятся”.


Сообщения ‘Аиши и Ибн ‘Аббаса (да будет доволен Аллах ими обоими) имеют одинаковый смысл. Таким образом, сообщения на эту тему не противоречат друг другу и сподвижники давали одинаковые фетвы на основе доказательства и суждения по аналогии, потому что пост по обету не является обязательным с точки зрения Шариата — это человек делает его обязательным для себя и поэтому его можно приравнять к долгу, что и сделал Пророк  в хадисе Ибн ‘Аббаса, в котором речь шла о посте по обету. А ведь долг может быть уплачен не только должником, но и другим человеком.

Что же касается поста в рамадане, который Аллах вменил в обязанность Своим рабам, то он является одним из столпов ислама, и его не может соблюдать один человек вместо другого, как не имеет право один человек совершать обязательную молитву вместо другого или произносить два свидетельства, поскольку цель предписания этого поклонения — личное соблюдение каждым человеком прав Аллаха и проявление истинной покорности Ему, ради которой он был сотворён, и которая была вменена ему в обязанность.

Это не может сделать за него кто-то другой, подобно тому, как кто-то другой не может принять ислам за него или совершать за него молитву. Точно так же кто имел возможность совершить хадж и выплачивать закят, но не сделал этого до самой смерти — доказательства и правила Шариата указывают на то, что даже если упомянутые действия будут совершены от его имени после смерти, это не очистит его совесть и действия эти не будут приняты. И истина более всего заслуживает того, чтобы следовать ей.

Секрет различия постановлений Шариата в отношении обязательного поста и поста по обету в том, что пост обету вменяет себе в обязанность сам человек, а не Всевышний Аллах. Поэтому и отношение Шариата к нему менее серьёзное и суровое, чем к обязательному посту, который является его обязанностью, хочет он того или нет. Человек может вменить себе в обязанность как посильное, так и непосильное, что же касается обязанностей, которые возлагает на него Шариат, то они могут быть только посильными и снимаются с того, кто не способен их исполнять.


Обязанности совести, то есть обязанности, которые возлагает на себя человек, — понятие более широкое, нежели обязанности, которые возлагает на человека Шариат, потому что человек может возлагать на себя обязанности сверх тех, которые возложил на него Шариат.

А поскольку круг обязанностей совести шире, чем круг обязанностей, возлагаемых на человека Шариатом, то и способ их исполнения — более свободный, чем способ исполнения шариатских обязанностей, и если эти обязанности может исполнять вместо человека кто-то другой, то это вовсе не предполагает, что и шариатские обязанности имеет право исполнять вместо человека кто-то другой.

Отсюда ясно, что сподвижники понимали религию лучше всех остальных людей и лучше других знали секреты Шариаты, его цели и смысл его предписаний. А Всевышний Аллах помогает и ведёт прямым путём»29.

Заключение: пост по обету от имени умершего восполняет другой человек, а обязательный пост не восполняется. А искупается кормлением бедняков.

عَنِ ابْنِ عَبَّاسٍ قَالَ: «جَاءَ رَجُلٌ إِلَى النَّبِىِّ -صلى الله عليه وسلم- فَقَالَ: يَا رَسُولَ اللَّهِ إِنَّ أُمِّى مَاتَتْ وَعَلَيْهَا صَوْمُ شَهْرٍ أَفَأَقْضِيهِ عَنْهَا؟ قَالَ: « لَوْ كَانَ عَلَى أُمِّكَ دَيْنٌ أَكُنْتَ قَاضِيَهُ ». قَالَ: نَعَمْ قَالَ: «فَدَيْنُ اللَّهِ أَحَقُّ أَنْ يُقْضَى».

Так же и хадис Ибн ‘Аббаса (да будет доволен Аллах ими обоими) о том, что к Пророку  пришёл человек, который сказал: «О Посланник Аллаха, моя мать умерла а на ней лежала обязанность соблюдать пост в течении месяца. Поститься ли мне вместо неё?» Он ответил: «Да, ибо долг Аллаху больше заслуживает того, чтобы уплатить его»30. В «Сахихах» аль-Бухари и Муслима есть указания на то, что речь шла о посте по обету. Аль-Альбани сказал в своём ответе Сеййиду Сабику (да помилует Аллах их обоих): «Отсюда можно понять, что его не приводит никто из тех. кто выше по степени достоверности, нежели упомянутые личности. А это не так. Его приводят аль-Бухари и Муслим в Книге поста от Ибн ‘Аббаса, и в их версии говорится:


«إِنَّ أُمِّى مَاتَتْ وَعَلَيْهَا صَوْمُ نَذْرٍ».

Умерла, а на ней лежала обязанность соблюдать пост по обету”. То есть в хадисе речь идёт о посте по обету и его нельзя использовать в качестве доказательства в случае с обязательным постом, как поступил автор»31.

Написано за семь ночей до окончания месяца Рамазана 1431 г. х.

По воле Всевышнего Аллаха продолжение следует, следующая тема «Дни, в которые запрещено поститься»

Абу Умар Салим аль-Газзи


1 Сура 2 «Корова», аят 184.

2 Аль-Бухари, № 321. Муслим, № 335.

3 Садик Хасан Хан, «Ар-рауда ан-надиййа», т. 1, стр. 547.

4 То есть в ша‘бан, предшествующий следующему рамадану.

5 Аль-Бухари, № 1950. Муслим, № 1146.

6 Ад-Даракутни. Аль-Альбани назвал его иснад безупречным (сахих) в «Аль-ирва», т. 4, стр. 95.

7 Аль-Байхакы и Ибн Абу Шйба. Аль-Альбани сказал, что у этого хадиса безупречный (сахих) иснад, отвечающий требованиям аль-Бухари и Муслима.

8 «Аль-ирва», т. 4, стр. 97.

9 Ибн Хаджар аль-Аскалани, «Фатх аль-Бари», т. 4, стр. 189.

10 Сура 3 «Семейство Имрана», аят 133.

11 В «аль-Мухалла», т. 6, стр. 260.

12 Аль-Альбани, «Тамам аль-Минна», стр. 421.

13 В «аль-Мухалля», т. 6, стр. 261.

14 Сура 31 «Лукман», аят 34

15 Ахмад и другие. Ас-сахиха, № 1014.

16 Муслим, № 1146.

17 Ахмад. Иснад этого хадиса отвечает условиям Муслима.


18 Аль-Бухари, № 2287. Муслим, № 1564.

19 Такому должнику разрешается говорить: «Ты — несправедливый притеснитель», «Ты тянешь с уплатой долга» и так далее, не приписывая ему того, чего нет на самом деле, и не браня его.

20 То есть судья имеет право подвергнуть его воспитательному наказанию, например, бичеванию или содержанию под стражей до тех пор, пока он не уплатит долг.

21 Ахмад, Абу Дауд и другие. Аль-Альбани назвал его хорошим (хасан) в «Аль-ирва», № 1434.

22 Сура 3 «Семейство Имрана», аят 133.

23 Ахмад, Абу Дауд, ан-Насаи, ат-Тахави, аль-Байхакы, ат-Тайалиси и другие. См. «Ахкам аль-джанаиз», стр. 214.

24 Аль-Бухари, № 2761. Муслим, № 1628. «Тамам аль-минна», стр. 425.

25 В «аль-Мухалля», т. 7, стр. 2-8.

26 В «аль-Мухалля», т. 7, стр. 4.

27 В «аль-Мухалля», т. 7, стр. 7.

28 «Маджму‘ аль-фатава», т 25, стр. 269.

29 Ибн аль-Каиййм, «Тахзиб сунан аби Дауд», т. 7, стр. 27.

30 Аль-Бухари, № 1953. Муслим, № 1148.

31 «Тамам аль-минна», стр. 428.