prosdo.ru
добавить свой файл
1 2 3
всех членов общества. Поэтому обязанность платить налоги имеет публично-правовой, а не частноправовой характер.


Налогоплательщик обязан подчиняться требованиям законодательства о налогах и сборах. Налоговые органы контролируют выполнение этой обязанности. Для налогоплательщиков обязательны те требования налоговых органов, которые основаны на законе. В соответствии 1 ст. 21 ч. I НК РФ налогоплательщики имеют право не выполнять правомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц, не соответствующие НК РФ или иным федеральным законам.

Таким образом, суть взаимоотношений участников налоговых отношений состоит не в подчинении налогоплательщиков налоговым органам (субординации), а в подчинении обеих сторон закону. При этом налоговые органы контролируют выполнение налогоплателыциками требований налогового законодательства и имеют пр. действовать властно-обязывающим образом. Налогоплателыцики имеют право оспаривать законность действий налогового органа в административном или судебном порядке.

Природой налоговых правоотношении обусловлен метод их регулирования — метод властных предписаний. Он выражается в та, что права и обязанности участников налоговых правоотношении oпределяются законами и другими актами государственных органов. Конечно, налогоплательщик самостоятельно выбирает вид деятельности, приносящей ему доход, но он не определяет налоговых последствий своего выбора.

Наряду с властными предписаниями налоговому праву известия и договорные отношения, допускающие некоторую инициативу обязанных субъектов. Однако эта инициатива строго ограничена законом. Налоговый кодекс РФ, например, допускает возможность ; заключения договоров между налогоплательщиками и финансовыми органами о предоставлении инвестиционного налогового кредита. При этом Кодекс ограничивает усмотрение сторон, вводит строг рамки возможных соглашений (ст. 65—68 ч. I).

§ 2. Участники налоговых правоотношений ,

Участниками налоговых правоотношений выступают субъекты хо*<1 зяйственной деятельности и государственные органы. Права и обязан~| ности составляют основу правового статуса участников ндлотоъыщ правоотношений и являются основанием для выделения их категорий.^ Субъекты хозяйственной деятельности как участники налоговых^ отношений выступают прежде всего в качестве налогоплательщико^ представителей налогоплательщиков, налоговых агентов. Банки к расчетно-кассовые центры выполняют ряд возложенных на m функций, связанных с налогообложением. Законодательство мож« налагать отдельные обязанности, связанные с налогообложение! и на другие категории лиц.


В графическом виде состав участников налоговых правоотноше­ний представлен на рис. 11. Об их правах и обязанностях говорится в настоящей главе.

Специальными правоохранительными органами, выполняющими функции предупреждения, выявления, пресечения и расследования нарушений законодательства о налогах и сборах, являются органы внутренних дел.

Государственные органы как участники налоговых отношений можно подразделить на структуры, реализующие свои основные функции в налоговой сфере (органы Федеральной налоговой служ­бы, органы Федеральной таможенной службы), и структуры, наде­ленные отдельными полномочиями в отношении налогообложения (финансовые органы, сборщики налогов и сборов)

Налоговый кодекс РФ устанавливает, что налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Кодексом возложена обязанность

Налогоплательщик (субъект налогообложения) — это лицо, на котором лежит юридическая обязанность уплатить налог за счет собственных средств уплачивать налоги и сборы (ст. 19 ч. I HK РФ). Таким образом; мое общее деление плательщиков на группы — это деление налогоплательщиков — физических лиц и налогоплателыциков-организаций. В Налоговом кодексе РФ под организациями-налогоплательщиками понимаются юридические лица. Порядок распределения налоговых платежей между бюджетами различных территорий, на которых юридическое лицо ведет деятельность через расположенные там филиалы и иные обособленные подразделения, устанавливается применительно к конкретным налогам.

Помимо российских юридических лиц плательщиками налог в Российской Федерации при определенных обстоятельствах мог; быть также иностранные организации: юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской г воспособностью; международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации. В законодательстве многих зарубежных стран группа предприятий — самостоятельных юридических лиц, связанных между со организационно, финансово и технически, может рассматриваться как консолидированный налогоплательщик. Это объясняется тем, что, во-первых, в условиях специализации производства итогов результат может быть получен на стадии реализации готового продукта, а во-вторых, внутри такой группы существует множество вариантов планирования налоговых платежей, поэтому налогообложение отдельных участников группы может оказаться неэффективны


Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. № 190-ФЗ «О финансо­во-промышленных группах»1 предусматривает, что участники финан­сово-промышленной группы, занятые в сфере производства товаров (работ, услуг), могут быть признаны консолидированной группой на­логоплательщиков (ст. 13). Однако до настоящего времени налоговое законодательство не установило конкретных правил образования и деятельности консолидированного налогоплательщика.

Консолидированными налогоплательщиками могут быть не толь­ко юридические, но и физические лица. Например, законодательство США предусматривает право супругов представлять совместную дек­ларацию о доходах. К их общему доходу применяется специальная шкала налогообложения.

Проект ч. II НК РФ не предусматривает такого варианта налого­обложения в России. Наличие организационных и родственных свя­зей налогоплательщиков НК РФ учитывает в ином аспекте. Стать­ей 20 ч. I Кодекса введено понятие «взаимозависимые лица». Ими признаются физические лица и (или) организации, отношения меж­ду которыми могут оказать непосредственное влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц. Кодекс указывает на такие отношения: од­но лицо непосредственно или косвенно участвует в имуществе дру­гого лица (организации) и доля такого участия составляет более 20%; одно физическое лицо подчиняется другому по должностному положению; лица состоят в брачных отношениях, отношениях родст­ва или свойства, усыновителя и усыновленного, а также попечителя и опекаемого.

В перечисленных случаях лица признаются взаимозависимыми в силу закона. Однако таковыми они могут быть признаны и реше­нием суда, когда имеются доказательства, что они находятся под контролем третьего лица либо лицо каким-либо образом контроли­руется другим. Например, два дочерних предприятия одного юриди­ческого лица могут быть признаны взаимозависимыми, несмотря на то что ни одно из них не участвует в имуществе другого.


Результаты сделок между взаимозависимыми лицами оценивают­ся с учетом особых правил, установленных ст. 40 ч. I НК РФ.

Из общего круга налогоплательщиков — организаций и физиче­ских лиц выделяют по различным основаниям отдельные категории. Это выделение вводится, как правило, в целях предоставления нало­говых льгот, а также установления различных форм и методов нало­гообложения.

В отношении налогоплательщиков — физических лиц наиболее значимым является деление на лиц, имеющих статус предпринимате­лей, и лиц, не имеющих такого статуса. Законодательство устанавли­вает различный порядок учета этих налогоплательщиков, ведения ими учета результатов своей деятельности, расчета налоговых обязательств, составления и представления отчетности.

В группе налогоплательщиков-организаций необходимо выделить категории российских и иностранных организаций. Законодатель учитывая интернациональный характер бизнеса иностранных организаций, ограниченные возможности налогового контроля их деятельности, устанавливает особый порядок подсчета их прибыли и доходов; специфические методы перечисления налогов в бюджет и др.

3. Основные права и обязанности налогоплательщиков

Основой правового статуса налогоплательщика является конституционная обязанность платить налоги и сборы: «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы» (ст. 57 Kонституции РФ). Все остальные установленные законами обязанности налогоплателыцика так или иначе направлены на то, чтобы обеспечить неукоснительное, правильное и своевременное выполнение этой основной обязанности.

Установленные законами права налогоплательщиков имеют целью поддержание баланса прав и интересов в их взаимоотношениях с налоговыми органами.

Основные права и обязанности едины для всех налогоплателыциков независимо от их групп, категорий и т. п. Законодательством (определенных налогах эти права и обязанности конкретизируют уточняется их содержание применительно к отдельным груш и категориям налогоплательщиков.


В широком смысле права плательщиков налогов и сборов — г права на реализацию в законодательстве основных (конституционных) принципов налогообложения. Права налогоплательщиков соблюдаются, если законодательство принимается и исполняется с учетом принципов равного налогового бремени, равноправия, соразмерности и др.

Однако под правами налогоплательщиков понимают также конкретные правила их взаимоотношений с налоговыми организациями имеющие целью гарантировать соблюдение гражданских, экономических, социальных прав и интересов граждан в налоговых отношениях. Если конституционные принципы налогообложения и сборы применяются, как правило, опосредованно, то нормы, закрепляют права налогоплательщиков, действуют непосредственно, прямо. Oни являются выражением общих принципов в их повседневном виде.

Права налогоплательщиков — это гарантии правильной, точной реализации налогового законодательства. Поэтому в ряде стран прос о правах налогоплательщиков поднят на особую высоту, во Франции, Канаде, США приняты декларации прав налогоплателателыциков, в обобщенном виде перечисляющие и раскрываю важнейшие правила взаимоотношении плательщиков налогов и нало­говых органов1.

Можно выделить следующие основные права налогоплательщиков:


  1. право на информацию;

  2. право на вежливое и уважительное отношение;

  3. право на беспристрастное применение закона;

  4. право на признание действий добросовестными;

  5. право на конфиденциальность и невмешательство;

  6. право на справедливое рассмотрение споров;

  7. право применять налоговое законодательство наиболее выгод­ным для налогоплательщика способом.

Право на информацию. Налогоплательщики имеют право на полную и точную информацию о налоговом законодательстве, о пре­доставляемых им законами правах и налагаемых обязанностях.

Налоговый кодекс РФ в этом отношении выделяет право налого­плательщика на получение текущей информации о законодательстве и право на получение разъяснений по конкретным вопросам, возни­кающим в практике налогообложения.


Праву налогоплательщиков на получение информации корреспон­дируется обязанность налоговых органов проводить разъяснительную работу о применении законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, бес­платно информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, предоставлять формы установленной отчетности и разъяс­нять порядок их заполнения, давать разъяснения о порядке исчисле­ния и уплаты налогов и сборов.

Право на вежливое и уважительное отношение. Налогоплатель­щик имеет право на вежливое и уважительное отношение во всех случаях общения с налоговыми органами, касается ли это ситуаций, когда предъявляются требования о предоставлении документации, проводятся проверки, другие контрольные мероприятия, либо в иных обстоятельствах.

Должностные лица налоговых органов обязаны корректно и вни­мательно относиться к налогоплательщикам, их представителям и участникам налоговых отношений, не унижать их честь и достоин­ство (ст. 33 ч. I HK РФ).

К сожалению, не изжито мнение, что налогоплательщики и на­логовые органы находятся по разные стороны баррикад. Это созда­ет настроение враждебности между участниками налоговых отноше­ний. Такая ситуация является следствием бюрократизированной на­логовой системы, когда у одной стороны отношений сосредоточены права, а у другой — обязанности. Надо полагать, что вежливые и уважительные отношения участников налоговых отношений будут налаживаться с улучшением общей политико-правовой функции в государстве.

Литература

1 Cestnick, Timothy J. A Declaration of Taxpayer Rights. Tax and Investment Ide­as- Canada, 1997. P. 243.
Право на беспристрастное применение закона. Налогоплательщики имеют право требовать правильного применения закона, налоговые органы могут претендовать на уплату налогоплательп точных сумм налога, не больше и не меньше тех, которые ощ ны на основе закона.

Налоговый кодекс РФ устанавливает, что налогоплателын имеют право требовать от должностных лиц налоговых органов! блюдения законодательства о налогах и сборах при выполнении служебных обязанностей (ст. 21). Налоговые органы обязаны с дать законодательство о налогах и сборах (ст. 32 ч. I), их долэ ные лица обязаны действовать в строгом соответствии с НК и иными федеральными законами (ст. 33 ч. I).


Гарантией реализации этого права налогоплательщиков выступает, во-первых, установление ответственности должностных и иных работников налоговых органов за неправомерные действия или бездействие. Налоговое законодательство не устанавливает ких специфических мер ответственности именно для должностных лиц и сотрудников налоговых органов. Эти меры, общие для сотрудников и должностных лиц, установлены трудовым, административным и уголовным законодательством.

Право на признание действий добросовестными. Налогоплательщик имеет право на то, чтобы к нему относились как к добросовестному налогоплательщику, если только нет доказательств обратного.

Статья 108 ч. I HK РФ устанавливает, что каждый налогоплателыцик считается невиновным в совершении налогового правоотношения, пока его виновность не будет доказана предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу решением суда. Налогоплательщик не обязан доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности налогоплательщика в совершении, возлагается на налоговые органы.

Право на конфиденциальность и невмешательство. В ходе реализации своих полномочий налоговые органы получают доступ i формации о налогоплательщике. Налогоплательщики вправе рассчитывать, что ставшая известной налоговым органам информация персонального и экономического характера будет использована исключительно в целях, определенных законом.

Налоговый кодекс РФ устанавливает, что налогоплательщик вправе требовать соблюдения налоговой тайны (ст. 21 ч. I), налоговые органы обязаны ее соблюдать (ст. 32 ч. I).

Право на справедливое рассмотрение споров. Налогоплательщик вправе в административном и (или) судебном порядке (ст. 21)обжаловать решения налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц, если считает их неправильными.

Законодательство устанавливает процедуры обжалования актов и деяний, нарушающих права налогоплательщиков и других участни­ков налоговых отношений.


Налоговый кодекс РФ провозглашает, что налогоплательщикам (плательщикам сборов) гарантируется административная и судебная защита их прав и законных интересов (ст. 22 ч. I).

Существом права на обжалование является не столько возмож­ность налогоплательщика реализовать те или иные предусмотренные законом процедуры, сколько обязанность соответствующего налого­вого органа или суда беспристрастно рассмотреть представленные возражения и принять решение, руководствуясь требованиями закон­ности и обоснованности.

Нередки случаи, когда этими требованиями пренебрегают в угоду соображениям целесообразности. Принимаются решения, позволяю­щие приумножить или сохранить доходы бюджетов.

Право на справедливое рассмотрение споров предусматривает предоставление налогоплательщику информации о, содержании и размере предъявляемых ему претензий. Эта информация должна быть представлена в виде и объеме, позволяющих налогоплательщи­ку адекватно на нее реагировать. Налоговый кодекс РФ устанавли­вает, что налогоплательщики имеют право получать копии актов на­логовой проверки и решений налоговых органов, а также требований об уплате налогов (ст. 21 ч. I). Налоговые органы соответственно обязаны направлять налогоплательщику и иному обязанному лицу копии актов налоговой проверки и решения налогового органа, а также требования об уплате налогов и сборов (ст. 32 ч. I).

Право на справедливое рассмотрение споров предусматривает возможность своевременной реакции на предъявляемые претензии. Налогоплательщик имеет право присутствовать при проведении вы­ездной налоговой проверки и предоставлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проверок, с тем чтобы спорные вопросы были ре­шены до момента вынесения решения о взыскании недоимок и нало­жении санкций.

Рассмотрение спора можно назвать справедливым, если его сто­роны имеют возможность обсуждать проблемы профессионально и на равном уровне. Налогоплательщики являются специалистами прежде всего в той отрасли деятельности, которая приносит им до­ход. К дискуссии с налоговыми органами готов далеко не каждый налогоплательщик. Поэтому Налоговый кодекс РФ предоставляет налогоплательщику возможность защищать свои интересы в налого­вых правоотношениях лично либо через своего представителя (ст. 21 ч. I).


Право применять налоговое законодательство наиболее выгодным для налогоплательщика способом. Из всех прав налогоплательщика наиболее важным является право платить наименьшую с налога, исчисленную в соответствии с законом. В концентрированном виде существо этого права выразил английский судья лорд лин в решении по делу «Служба внутренних доходов против гери Вестминстерского» (1936): «Каждый человек имеет право, есдщ
хочет, организовать свою деятельность так, чтобы налог, рассчитанный на основе соответствующего закона, был бы меньше, чем в другой организации деятельности». Это право (или свобода) налогоплательщиков искать максимально выгодные налоговые последе!
своей деятельности является основой сферы приложения знаний о налогах — налогового планирования.

Одна из задач налогового планирования — организация деятельности налогоплательщика, позволяющая ему максимально использовать льготы, предусмотренные законами. Налоговый кодекс РФ устанавливает, что налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установлений законодательством о налогах и сборах, в том числе получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налогом кредит (ст. 21 ч. I).

Выражением этого права является и закрепленное в п. 7 ст. 3 НК РФ правило о том, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах то; решаются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).




следующая страница >>