prosdo.ru 1
20) Все творчество Абая - этот попытка удержать нас от дальнейшего падения. Попытка заставить нас очнуться от многовековой спячки. Не спасти (спасти себя можем только мы сами), а именно удержать, предостеречь. Он бы спас, но понимает, что это не в его силах. Отсюда и его уныние и печаль. Он бы обнял и утешил всех: но как объять необъятное? Как объять поколения, которых еще нет? Да и сколько их еще будет - абаевских поколений? Может быть, поэтому он так горячо и трепетно любил своих собственных сыновей, в которых он капля за каплей выцедил образ будущего, вложил всего себя и считал людьми будущего - младоказахами? Быть может, разочаровавшись в нас всех, он решил воспитывать своего рода идеальное общество будущего на примере своих сыновей? Может быть, поэтому их ранняя смерть стала и его смертью? Абай оставил нам бесконечно много. Даже слишком много. Наследство это неподъемное даже для целого народа.


Абай это величественный ледник. Он питает своими водами все в округе. Селиться рядом с ним не хочет никто, ибо боятся, что их накроет селевой поток, какой накрыл Бодрова в Кармадоне. Все предпочитают фотографироваться на его фоне, но никто не хочет взобраться на вершину. Все пытаются отхватить, подобрать какой-нибудь ничтожный кусочек у подножья. Так на память, как сувенир, в доказательство того, что он был где-то рядом. Это ведь легче, чем обойти всю гору, узнать каждый уступ, каждый склон...

Абай освещает своим гением не только свою эпоху. Он освещает жизнь уже шестого поколения казахов после него. И это неспроста. Создается даже впечатление, что Время не властно над ним. И это на самом деле так. И так будет всегда, пока мы не поднимемся на его вершину, к его уровню пониманияказахскости, его осознанию Казахского Мира. Пока не наметим еще более высоких и амбициозных целей, чем те, которые нам навязывались и навязываются вчерашними и сегодняшними большевиками. Пока не станем вскарабкиваться на более высокие, более величественные вершины, которые, уверен, еще предстоят и которые еще зачаруют всякого, кто решится сделать шаг из строя. Шаг и движение вперед. В правильном направлении. Мне в это искренне хочется верить. Хочется верить, что седьмое поколение казахов после Абая будет уже не-абаевским. Что оно станет поколением Нового призыва. Этим и живу.

21) Во 2-й пол. 19 в. возникла новая письм. К. л., представленная Абаем Кунанбаевым, основоположником критич. реализма в К. л. Творчество Абая, содержащее беспощадную критику феод. верхушки, многосторонне изображало обществ. жизнь казахов. Он сыграл огромную роль в деле просвещения народа, в ознакомлении его с рус. классич. лит-рой. Его лирика, сатира, философско-публицистич. назидания «Гаклия» — это широкая картина жизни тогдашнего казах. об-ва. Абай создал новые формы и жанры поэзии (шестистишия, восьмистишия). Его творчество, оказавшее влияние на развитие нац. самосознания народа, питали три источника: нар. поэзия, вост. классич. лит-ра, прогрессивная рус. лит-ра. Развитие письменной казахской литературы связано с влиянием передовой русской литературы и общественной мысли XIX в. Великим мыслителем и поэтом-просветителем, зачинателем реалистической казахской поэзии и пропагандистом дружбы с русским народом был Абай Кунанбаев, испытавший в своем творчестве плодотворное влияние русских революционных демократов. Видными просветителями были также Ч. Ч. Валиханов и И. Алтынса- рин.


22) Абай - переводчик


Для перевода Абай отбирал произведения, которые более всего отвечали духовным вопросам казахского народа. Создал около 50 переводов из произведений А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, И. А. Крылова. Особенно популярен перевод «Евгения Онегина», сделанный в виде писем-песен, которыми обмениваются герои. Абай перевел 8 отрывков из романа.

Внимание Абая привлекает творчество Лермонтова. Проблемы, выдвинутые им в своих произведениях, волновали и казахского поэта. Всего Абай перевел 27 произведений М. Ю. Лермонтова: «И скучно, и грустно...». «Выхожу один я на

дорогу...», «Демон», «Вадим», «Измаил-Бей», «Кинжал», «ГТарус», «Утес» и др.

Объект сатиры в творчестве Абая расширили переводы басен И. А. Крылова «Ворона и лисица», «Стрекоза и Муравей», «Бедный богач», «Осел и Соловей», «Пестрые овцы», «Дуб и трость», «Лягушка и Вол» и др.

Многие переводы Абая из Пушкина, Лермонтова. Крылова, Гете, Байрона воспроизводят оригинал с поражающей верностью. Они остаются и сегодня непревзойденными образцами высокохудожественного перевода.

23) Выдающийся писатель М. Ауэзов создал роман-эпопею об Абае Кунанбаеве «Путь Абая». Скульптор X. Наурызбаев увековечил памятник Абая в граните в Алматы, созданы скульптурные памятники в Астане и Семипалатинске

В изучении и познании всего, что создано Абаем, велика роль выдающегося деятеля казахской культуры, одного из классиков казахской литературы М. Ауэзова. Он стал основоположником целого научного направления в казахском литературоведении – абаеведении. В течение всей своей научной и творческой деятельности М.Ауэзов постоянно занимался расширением и углублением знаний по абаеведению. Им первым была написана научная биография поэта, где глубоко раскрывались смысл и содержание, гражданский пафос, гуманизм творчества Абая. В абаеведении уже дан научный анализ новаторства поэзии Абая, исследованна его роль в обогащении национального литературного языка, раскрыта глубина понимания поэтом сущности общественного назначения духовной культуры в жизни народа. 


24) Тема просвещения народа в творчестве Абая Кунанбаева приобрела огромное социальное звучание. Он обращается к тем, кто «сердцем прозорлив и чуток». Поэт становится властителем дум. Он воспитывает у молодежи тягу к знаниям, упорство в достижении цели: «Но в груди, если пламя живет, не погибнет оно и в пургу...»

Лирические стихи Абая с большим мастерством передают оттенки душевных переживаний, движение больших человеческих чувств. В стихотворениях «Шлю привет, тонкобровая...», «Ты - зрачок глаз моих». «И краснеешь, и бледнеешь...», «Язык любви - язык без слов...» воспеваются сила любви, красота женщины.

Стихи «Лето», «Осень», «Зима», «Весна» положили в казахской поэзии начало пейзажной лирики.

Абай соединил элементы пейзажной, любовной лирики с философскими обобщениями и просветительско-гуманистическими идеями. Истинный мыслитель, художник слова, Абай Кунанбаев внес значительный вклад в развитие художественной прозы. Абай при жизни не печатал свои произведения. Все, что было написано, распространялось двумя путями: поэт отдавал написанные кому-либо из близких и детям, многие же произведения попадали в народ и жили в нем вместе с сочиняемыми Абаем мелодиями как любимые песни.

25) Всегда, когда возникает общественная потребность осмыслить время, в особенности время переломное, оно выдвигает людей, для которых это становится внутренней потребностью. К числу таких людей можно отнести выдающегося казахского поэта и демократа, просветителя 19 века Абая Кунанбаева, мировоззрение которого формировалось в период распада патриархально- феодальных отношений и зарождения отношений капиталистических, когда на жизнь казахской степи стало усиливаться. 

Чем дальше в глубь истории уходила эпоха Абая, тем острее осознавалась необходимость изучения его многогранного наследия. Первыми за эту работу взялись литературоведы, значительно позднее педагоги. 
В Казахстане написано немало исследований об Абае Кунанбаеве как великом поэте, мыслителе, просветителе, демократе дореволюционного периода это работы М.Мырзахметов М. Ауэзова, К. Бейсембиева, Е. Бекмаханова, О. Сегиз- Баева, Б. Габдуллина, С. Зимнова, А. Маргулана, С.Муканова, М. Сиьченко, Н. Смирновой и др.. Менее изучено его просветительско-педагогическое наследие. 
Поэтическое творчество Абая неотделимо от его педагогических взглядов. О необходимости исследования произведений Абая с точки зрения их воспитательного значения впервые заговорил М. Ауэзов. «Возьмем назидания Абая о человечности, - писал он. – Среди них есть немало таких, которые с большим успехом послужат и для нашей действительности». 
Отбирая исторически-прогрессивное из наследия Абая и ставя его на службу нравственному и эстетическому воспитанию учащихся, М. Ауэзов прежде всего обращается к патриотическим и интернациональным мотивам творчества поэта. 
Поэт восстал против отсталости и рутины в общественной жизни, всей душой радостно приветствовал то новое, чему сам был свидетелем. Он призывал молодежь к учению, к овладению русской наукой, различными новыми ремеслами, советовал трудиться честно, на благо общества. 
Особое значение в воспитании молодежи Абай придавал семейному воспитанию. Первые и самые главные воспитатели, учителя, по мысли Абая, -это родители. 

Абай свято верил, что время, полное невежества и темноты, уйдет, и его сменит светлый мир, который будет построен молодыми.