prosdo.ru
добавить свой файл
1
Выбор по вкусу фундамента...заметки из сравнения учебников –«основы светской этики» и «основы православной культуры»


Тема: духовные традиции

Основы Светской этики

Основы Православной культуры

«В VII -Х вв. на пространстве от Волги до Днепра существовало государство Хазария, многие жители которого исповедовали иудаизм. В VII в. в городе Дербенте (Дагестан) была построена первая мечеть, с которой началась история ислама в нашей стране. В 988 году князь Владимир крестил Русь – на нашу землю пришло православие. В ХVII в. в состав нашего государства вошли буряты и калмыки, которые принесли с собой буддизм. С ХVIII в. в России стала широко распространяться нерелигиозная культура и начала формироваться традиция светской этики. Так складывались духовные традиции России» (стр.62)

«Духовные традиции – ценности, идеалы, жизненный опыт, передаваемые от одного поколения к другому». «Духовные традиции позволяют человеку различать добро и зло, хорошее и плохое, полезное и вредное». «К важнейшим духовным традициям России относится христианство…»

Вот как своеобразно толкуется история «духовных традиций» в нашей стране:. Получается, что духовные традиции России формировали последовательно 1иудаизм 2ислам 3 православие 4 буддизм 5атеизм…

Тема: добро и зло.

«…моральные нормы (правила) нигде не записаны» (стр.10), «…моральные нормы не имеют документального оформления, т.е. нет единого свода (списка) моральных норм» (стр.11). Т.е. не было у человечества ни Библии, ни Корана, ни других книг, по которым это самое человечество и строило свои представления о морали.


«Светская этика предполагает, что человек сам может определить, что такое добро а что такое зло»


в Библии, содержаться те моральные нормы и правила, по которым строили свою жизнь русские люди: «Бог дает людям нравственный закон – знание о правильной жизни, о том, как избежать зла, страха и болезней и даже смерти, не причинять вред другим, жить в любви, гармонии и согласии с людьми и окружающим миром»

Оценивать свои или чужие поступки можно только по отношению к какому-то объективно действующему закону. Как я должен себя вести, что является критерием верности моих поступков, как мне сделать правильный выбор между добром и злом?

Итак, ребенку 10-11 лет предлагается самому выбрать что добро, а что зло. А кто же укажет ему ориентиры для этого выбора?

« Человек должен сам, читая книги, соблюдая законы государства, в котором он живет, слушая родителей и учителей, научиться отличать добро от зла, хорошее от плохого. (стр.11). При этом «…образцом для подражания могут быть родители, учитель, друг, космонавты, полярники, военные, спортсмены, артисты, литературные персонажи…» (стр.17).Этот список можно продолжить: «поп звезда» эстрады, любой молодежный «кумир», который научит ребенка выбирать те нормы, которые он таковыми считает. В теме нравственные идеалы (урок24,25) эталоном ставятся английские «джентельмен» и «леди».

«Чтобы у людей было ясное основание, по которому можно различать добро и зло в своих поступках и намерениях, существуют заповеди. Заповеди повелевают: человек, не превращай всю свою жизнь только в поиск удовольствий для себя, раскрой свое сердце для других людей, будь милосердным». «Добро – это то, что помогает росту души человека, помогает другим людям, радует Бога. Зло – то, что удаляет от этих добрых целей. У слова зло в православии есть синоним грех. Грех – это недоброе движение чувства, мысли или воли человека. Греховное движение идет против голоса совести и заповедей. На грех человеку указывает его собственная совесть… Поэтому самое главное в жизни человека – быть в ладу со своей совестью. Надо уметь ее слышать и поступать по ее подсказкам, исправляя свои ошибки… Если совесть стала досаждать нашей памяти и уму, то обратиться можно только к одному лекарству. Оно называется раскаяние… Когда речь идет о злых поступках, при покаянии нужно не просто признать свою ошибку, а даже разозлиться на нее. Кающийся человек именно ненавидит свой недавний поступок. Выталкивает его из своей жизни и из своего сердца. Даже плачет… Но после таких слез приходит радость. Ведь теперь между душой, совестью, Богом и друзьями больше нет постыдной тайны».


Христианская этика рассматривает человека как существо духовно-душевно-телесное, отдавая первенство духовной составляющей, которая выражается в стремлении к идеально-должному, к Богу. Атеистическая («светская») этика отрицает такую духовность, подменяя ее эстетикой.

Тема - Что такое духовность

«Духовный мир – это знания и информация, содержащиеся в книгах, произведениях искусства и кино, отношения между людьми… Этот мир еще называют миром культуры». (стр.4)

Следуя такому определению духовным человеком можно назвать любого эстета, любителя искусства, невзирая на его нравственность.

В христианстве духовность определяется любовью к Бога и соблюдением совести, это вектор, направленный вверх, к тем лучшим качествам, которыми должен обладать человек. «Духовным можно назвать человека, который следует этим традициям: любит свою Родину, свой народ, родителей, бережно относится к природе, добросовестно учится или работает, уважает традиции других народов. Духовного человека отличает честность, доброта, любознательность, трудолюбие и другие качества»

Отрицая цель жизни человека как стремление к высшему совершенству, к богоподобию, не признавая вечности, не определяя, что есть добро и зло, авторы учебника «Основы светской этики» предлагают детям «идеальную» форму поведения – «разумный» эгоизм. Поэтому НЕ случайно для составителей этого учебного пособия не нашлось места для важнейшей нравственной добродетели, которая «долготерпит, милосердствует, не завидует, не гордиться, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, всему верит, всего надеется…» - о добродетели, которая называется любовь.

Тема - Идеальная форма поведения человека

« Разумный эгоизм – способность человека, преследуя свои интересы, содействовать общему благу. Разумный эгоист понимает, что удовлетворить свои интересы он может, только заботясь об окружающих…». (стр.31) Т.е. забота о других необходима только потому, что это выгодно.


Любой учебник по основам православной культуры, более всего говорит о любви: взаимной любви Бога и человека, любви между людьми, любви самоотверженной, жертвенной: «Люби ближнего как самого себя. Ближний – тот, кто нуждается в твоей помощи. Если человеку больно – становится неважно, на каком языке он говорит и какая у него вера. Даже если этот человек виноват именно перед тобой, все равно в минуту его беды надо забыть свои обиды и протянуть ему руку помощи».

Самой большой ценностью для нашего «разумного эгоиста» из учебника «светской» этики будет собственная жизнь:

« Мы ценим свою страну, ее традиции, отношения с родителями, друзьями, свой дом, одежду, книги и другое. Однако высшая ценность для человека – это его жизнь».

: «Важнейшие ценности человека – семья, Отечество, Бог, вера, любовь, свобода, справедливость, милосердие, честь, достоинство…».

Как же тогда относиться к героям, которые свою жизнь отдавали «за други своя»? Как должны воспринимать дети, воспитанные в традициях «разумного эгоизма» подвиги их дедов и прадедов в Великой Отечественной войне, необходимость самим защищать свою Родину?

В воспитании работает принцип «что посеешь, то и пожнёшь» - какой мотив посеешь то качество и пожнёшь. Иными словами, если труд ребёнка мотивируется - не любовью к труду и родителям, а деньгами, то потом на просьбу: «подать стакан воды» вам и пенсии не хватит. Очень важно успеть посеять добрые семена, чтобы они успели прорасти и окрепнуть пока «земля мягкая» и без «сорняков».

Не случайно мин.образованием для воспитания выбран именно 4-5класс, ибо это последний возрастной этап, когда ребёнок ещё способен брать заданный мотив, не руководствуясь своим, который уже через год или два, может и не явно, а в сердце, будет отметать все родительские и учительские «песни» как занудство морали.

И так, какой мотив жизни задать своим детям - эгоизм или любовь, веру в идеал высшей бескорыстной небесной любви или идеал полезной, земной, корысти человека ?