prosdo.ru 1
В. А. Ганзен


ОПИСАНИЕ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ ЧЕЛОВЕКА1

1 Фрагменты из книги «Системные описания в психологии». Л., 1984. С. 126— 142.

Общее описание психического состояния.

Применительно к поставленной задаче системного изучения психических состояний человека и получения структурной мо­дели (схемы) их анализа, описания и экспериментального ис­следования состояние человека понимается как сложное, це­лостное, полифункциональное и полиструктурное явление. Та­кое рассмотрение позволяет считать психическое состояние человека объектом системного описания. Срезом исследования, дающим возможность получить наиболее полный набор харак­теристик объекта, стали имеющиеся формы описания психиче­ского состояния человека различных уровней обобщенности: от самых общих описаний до описаний определенных состояний у конкретного субъекта.

В процесса анализа существующих форм описания психи­ческих состояний человека были выявлены: качественно не­строгие описания на литературном языке (художественные), описания качественно строгие (терминологические) и описания количественные, полученные в результате экспериментальных измерений (эмпирические). Литературные описания брались в виде отрывков художественных произведений (прозаических и поэтических). Например, описание состояния душевного покоя в повести А. М. Горького «В людях»: «Лес вызывал у меня чув­ство душевного покоя и уюта, в этом чувстве исчезали все мои огорчения, забывалось неприятное, и в то же время у меня рос­ла особая настороженность ощущений: слух и зрение станови­лись острее, память более чуткой, вместилище впечатлений глубже».

К терминологическим описаниям были отнесены моногра­фии и статьи (или их части), посвященные теоретическому ана­лизу психических состояний человека. Примером их может слу­жить монография В. В. Суворовой (1974). Эмпирические описа­ния включают в себя научные статьи, отчеты, части статей и монографий, освещающие экспериментальные исследования конкретных психических состояний человека, например, статья Г. И. Акинщиковой (1969).


Все три вида описаний, дополняя друг друга, вносят суще­ственный вклад в создание целостного образа психического со­стояния человека. Так, художественные описания наиболее полно отражают многообразие индивидуальных проявлений субъективной (переживательной) и поведенческой сторон со­стояний. Результаты экспериментальных исследований пред­ставляют собой количественное выражение происходящих у человека в том или ином состоянии изменений. Обобщение и научный анализ всех данных проводятся в терминологических описаниях.
Общая структура психического состояния

Следующей задачей системного изучения психических состоя­ний человека является проведение структурного анализа полу­ченного множества их характеристик во всех трех формах опи­сания. Осуществляется этот анализ, согласно системному под­ходу, через определение отношений между элементами систе­мы, которые в совокупности дают представление о ее структуре. В процессе структурного анализа выявлены следующие основные взаимоотношения характеристик психических состояний, вытекающие из самой природы объекта: уровневость, совпада­ющая с уровневостью организации человека, субъективность — объективность и степень обобщенности (общие, особенные, индивидуальные). На базе каждого из них формируется одна из трех подструктур общей структуры психических состояний че­ловека. Первая подструктура, иерархическая, образована ха­рактеристиками каждого из четырех основных уровней органи­зации состояния: физиологического, психофизиологического, психологического, социально-психологического. Вторая под­структура, координационная, раскрывает наличие в каждом из состояний субъективной (переживания самого человека) и объективной (данные исследователя или наблюдателя) сторон. Третью подструктуру состояний образуют три группы характе­ристик: общие, особенные и индивидуальные, которые находят­ся между собой в отношении включения.

Структурная схема психического состояния (рис. 1.1) дает представление о трех перечисленных подструктурах и их взаи­моотношениях в единой структуре состояний. Самый нижний, физиологический, уровень иерархической подструктуры вклю­чает нейрофизиологические характеристики, морфологические и биохимические изменения, сдвиги физиологических функций; психофизиологический уровень — вегетативные реакции, из­менения психомоторики, сенсорики; психологический уро­вень — изменения психических функций и настроения челове­ка. Характеристики поведения, деятельности и отношения че­ловека в том или ином состоянии объединены на социально-пси­хологическом уровне.


Включение всех перечисленных характеристик в компонент­ный состав психического состояния не противоречит общепри­нятым представлениям. Однако две из них: настроение и отно­шение человека, находящиеся соответственно на психологиче­ском и социально-психологическом уровнях, — нуждаются в дополнительном обсуждении. Так, в литературе имеются про­тиворечивые взгляды на природу настроения, его источники и связь с прочими состояниями человека. Одни авторы счита­ют настроение самостоятельным психическим состоянием (С. Л. Рубинштейн, Г. А. Фортунатов, П. М. Якобсон). Другие видят в настроении совокупность нескольких психических со­стояний при доминировании одного, придающего эмоциональ­ную окраску сознанию (К. К. Платонов, Г. Г. Голубев).



Будем считать, что настроение является компонентом, а зна­чит, и характеристикой любого состояния. Создают настроение, во-первых, интероцептивные ощущения, о которых И. М. Сече­нов писал: «Общим фоном для относящихся сюда многообраз­ных проявлений служит то смутное валовое чувство (вероятно, из всех органов тела, снабженных чувствующими нервами), ко­торые мы зовем у здорового человека чувством общего благосо­стояния, а у слабого и болезненного — чувством общего недо­могания. В общем, фон этот хотя и имеет характер спокойного, ровного, смутного чувства, влияет, однако, очень резко не толь­ко на рабочую деятельность, но даже и на психику человека. От него зависит тот здоровый тон во всем, что делается в теле, ко­торый медики обозначают словом vigor vitalis, и то, что в психи­ческой жизни носит название "душевного настроения"» (Сече­нов И. М., 1923).

Вторая важная детерминанта настроения — отношение че­ловека к окружающей действительности, к самому себе и т. д. в каждый момент времени. Именно такой взгляд на настроение и позволяет считать его характеристикой настроя, синхрониза­ции психической и физиологической организаций человека в любом состоянии. Можно добавить к этому, что в психиатрии настроение издавна является важной характеристикой всех ти­пов патологических состояний.


Отношение человека — центральная, системообразующая характеристика (по терминологии П. К. Анохина) всего компо­нентного состава психического состояния. В структуре состоя­ния она представляет уровень сознания и самосознания челове­ка. Отношение как характеристика сознания — это отношение к окружающей действительности; как характеристика самосо­знания — это саморегуляция, самоконтроль, самооценка, т. е. установление равновесия между внешними влияниями, внут­ренним состоянием и формами поведения человека.

Отношения человека рассматриваются под углом зрения те­ории отношений В. Н. Мясищева (1960), согласно которой вся психическая деятельность людей в значительное мере опреде­ляется отношением человека к объектам и процессам действи­тельности, к другим людям, к самому себе, т. е. всей его лично­стью. Анализ роли характеристики отношения в компонентном составе психического состояния подтверждает общие выводы теории отношений и позволяет называть целостное состояние человека, охватывающее все структурные уровни его организа­ции, именно психическим состоянием.

Во второй подструктуре психических состояний, координа­ционной, происходит дальнейшее упорядочение характеристик их компонентного состава по признаку субъективности—объек­тивности. Субъективными принято считать характеристики психических явлений, сложившиеся у субъекта в процессе са­монаблюдения. Объективные характеристики психических яв­лений получаются в результате внешнего, объективного (пря­мого или косвенного) наблюдения поведения и деятельности субъекта.

Из истории психологии известно, что отношение исследова­телей к субъективным характеристикам психических явлений колебалось от подчеркнутой идеализации (интроспективная психология) до полного отрицания (бихевиоризм). Советская психология исходит из единства внешнего и внутреннего, т. е. из единства субъективного и объективного в любом психическом явлении. Определяющим в этом единстве признает­ся объективное — характеристики, полученные объективными методами исследования. Однако отсюда не вытекает, что субъективные данные о чувствах и переживаниях субъекта не имеют научной ценности. Считать так, по справедливому мне­нию С. Л. Рубинштейна, — значит отрицать осознанность пере­живания, а следовательно, отрицать сознание. Субъективные и объективные характеристики психических состояний человека являются характеристиками одного и того же объекта, доста­точно полное изучение которого, исходя из единства внутрен­него и внешнего, невозможно без привлечения тех и других.


Третья подструктура психических состояний упорядочива­ет характеристики их компонентного состава по степени обоб­щенности: общие, особенные, индивидуальные. Известно, что одной из целей любого психологического исследования являет­ся раскрытие индивидуальных, специфических психологиче­ских закономерностей объекта. При изучении психических со­стояний эта цель достигается анализом их конкретных индиви­дуальных характеристик у того или иного субъекта. Однако дальнейшая цель психологического исследования предполага­ет переход единичного к общему. Это означает, что изучение индивидуальных характеристик психического состояния может быть лишь промежуточным этапом анализа. Полный цикл его предполагает выявление в индивидуальных характеристиках особенных, а затем общих, т. е. раскрытие третьей подструкту­ры состояния.
Функциональный анализ психического состояния

После рассмотрения компонентного состава и структуры пси­хических состояний проведем их функциональный анализ. О сложности, многообразии функции психических состояний свидетельствует широта ее толкований: интегративная и при­способительная, регуляторная, организующая и дезорганизую­щая, функция замещения недостатка информации, ориентиро­вания в среде, уравновешивающая функция всех психических состояний и т. д.

Обобщая существующие по этому вопросу мнения, можно сделать вывод, что сложная функция психических состояний включает в себя все перечисленные выше подфункции. Основ­ная ее роль заключается, как видно из выполненного системно­го анализа, в сохранении характера динамики и взаимодействия подсистем психики и сомы (с доминированием психики) в про­межутках времени между двумя последовательными, значимы­ми для субъекта изменениями среды. В итоге проведенного сис­темного анализа сложилось понимание психического состояния как сложного психического явления, характеризующегося опре­деленной выше наиболее общей функцией.

Разработанная структурная схема системного подхода была применена к описанию ряда конкретных психических со­стояний. В описаниях, например, стресса и утомления: ху­дожественных (Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, И. С. Тургенев, Ф. И. Шаляпин, Н. А. Островский и др.), терминологических (Э. Крепелин, К. X. Кекчеев, X. И. Вайнштейн, И. А. Кулак, Г. Селье, Л. Грехем и др.) и эмпирических (К. К. Платонов, В. Л. Марищук, Ф. Д. Горбов, Н. И. Наенко и др.) — выделены все отмеченные и изучаемые характеристики состояний.


Полученное множество характеристик упорядочено нами при помощи структурной схемы анализа и описания психиче­ских состояний, т. е. проведены операции дифференциации ха­рактеристик по основным уровням схемы, разделения их на объективные и субъективные, общие, особенные и индивидуаль­ные (табл. 1.1). В связи с тем, что состояние стресса и утомле­ния взяты для анализа в абстрагированном от конкретных усло­вий и субъектов виде, то характеристики их представлены в таб­лицах обобщенно, без указания пределов количественных изменений.

Рассмотрим более подробно компонентный состав стресса в его структурных взаимоотношениях (табл. 1.1). Общие объек­тивные и субъективные характеристики всех структурных уров­ней слагают как бы устойчивое ядро этого состояния, присут­ствующее в различных (по причине, продолжительности, инди­видуальному своеобразию) его разновидностях. Часть из них (объективные характеристики физиологического уровня) отра­жает самые глубокие сдвиги в организме. Для стресса, напри­

мер, комплекс неспецифических физиологических сдвигов раз­личных уровней: биохимических (повышение концентрации ад­реналина, стероидных гормонов в крови), морфологических (увеличение коркового слоя надпочечников, инволюция вилоч-ковой железы, возникновение язв желудочно-кишечного трак­та) и др., выделенный и изученный Г. Селье, получил название общего адаптационного синдрома. Остальные общие характери­стики (субъективные и объективные) более высоких уровней тесно связаны с физиологическими сдвигами. Первые являют­ся самыми ранними сигналами их в сознании человека (ощуще­ние напряжения в состоянии стресса), а вторые — ближайшим следствием их (нарушение двигательной координации, вегета­тивные реакции, расстройство внимания, изменения поведения в состоянии стресса).

В группе особенных объективных характеристик стресса от­ражены изменения, наблюдаемые на фоне общих сдвигов у дос­таточно больших групп людей в таком состоянии, возникшем в конкретных условиях. Это нарушение двигательной координа­ции, расстройство сенсорики, памяти, мышления, воли, воспри­ятия времени, речи. В группе особенных субъективных харак­теристик социально-психологического уровня стресса представ­лено отношение человека к деятельности или ситуации. От того, каким оно будет в каждом конкретном случае, зависит ин­дивидуальное своеобразие протекания этого состояния.


Третья группа — индивидуальных субъективных и объек­тивных характеристик — представляет многообразие индиви­дуальных проявлений характеристик всех уровней, присущих конкретным субъектам в состоянии стресса.

Понятно, что заполненность таблиц зависит от уровня изу­ченности психических состояний. И хотя опубликовано уже достаточно большое количество работ, посвященных стрессу и утомлению, эти состояния в них не раскрываются во всей пол­ноте, целостности и личностной обусловленности. В литерату­ре о психических состояниях отсутствуют данные об изменени­ях, происходящих на всех структурных уровнях, о субъектив­ной и объективной сторонах тех или иных характеристик, об отношении как характеристике состояния и т. д.

Сведения обо всех этих характеристиках любого психиче­ского состояния можно получить путем экспериментального исследования, в котором разработанная структурная схема вы­полняет свое главное назначение — становится его програм­мой. Причем схема может быть использована как программа эк­спериментального исследования любого конкретного психиче­ского состояния у каждого конкретного состояния и у группы людей. В первом случае изучению подвергаются индивидуаль­ные характеристики состояния всех структурных уровней; во втором — к нему присоединяется исследование особенных и об­щих характеристик.

Упорядоченные или полученные экспериментальным путем по разработанной схеме единообразные системные описания психических состояний откроют новые возможности в их изу­чении. С их помощью может быть проведена более точная клас­сификация психических состояний. Эти описания помогут рас­ширить нынешние представления об их структуре, функции, механизмах и методах исследования.
Место и роль психических состояний в системе психических явлений

После выхода в 1964 г. книги Н. Д. Левитова «О психических состояниях человека» термин «психическое состояние» полу­чил широкое распространение. Если раньше психологию опре­деляли как науку о психических процессах и свойствах лично­сти, то сейчас в большинстве учебников психологии встречает­ся такая формулировка: психология — это наука о психических процессах, состояниях и свойствах личности. Вполне есте­ственно встают вопросы о соотношении процессов, состояний и свойств личности, о роли и месте психических состояний в сис­теме психических явлений.


В определении психического состоянии, предложенном В. М. Мясищевым, отмечается, что психические состояния слу­жат фоном для психических процессов в силу их меньшей под­вижности, так сказать, большей «постоянной времени». Еще медленнее изменяются свойства личности. Следовательно, по временным параметрам состояния занимают промежуточное положение между процессами и свойствами личности.

Уже говорилось, что психические состояния, как и другие психические явления, можно рассматривать с позиции общего, особенного и единичного. Здесь надо подчеркнуть, что выбор того или другого уровня рассмотрения зависит от задачи, а сами задачи, так же как содержание и формы системных описаний, в свою очередь, зависят от уровня рассмотрения. С позиций об­щего исследуются характеристики, присущие всем состояниям и существующие у всех людей. С позиций особенного изучают­ся характеристики отдельных определенных состояний безот­носительно к индивидуальной специфике их протекания у конк­ретного человека. С позиций единичного рассматриваются реа­лизации конкретного состояния у данного человека. Такие состояния изучаются в эксперименте. Они протекают в реаль­ном времени и могут быть названы актуальными психическими состояниями. Именно их мы будем иметь в виду, обсуждая да­лее вопрос о месте и роли психических состояний в системе пси­хических явлений.

В фазе бодрствования в каждый момент функционируют од­новременно несколько психических процессов (внимание, па­мять, ощущения, эмоции и т. д.). Интенсивность их протекания меняется, но остаются одновременность и непрерывность во времени. Каждый процесс характеризуется регулируемыми пе­ременными и рядом параметров, которые тоже изменяются во времени, хотя и медленнее, чем регулируемые переменные. Че­ловек обладает определенным множеством свойств личности, однако в каждый момент времени находится в одном-единствен-ном актуальном психическом состоянии, которое сменяется другими. Поэтому одномоментную совокупность психических процессов, психического состояния и свойств личности можно представить схематически следующим образом (рис. 1.2).




Рис. 1.2

В теоретической физике и биологии состояние системы час­то определяют как устойчивую совокупность параметров значе­ний системы. Например, состояние газа характеризуется объе­мом, давлением и температурой; состояние масс воздуха — ат­мосферным давлением, температурой и влажностью; состояние организма — температурой тела, артериальным давлением и частотой пульса. Аналогично можно считать, что актуальное психическое состояние характеризуется совокупностью значе­ний параметров одновременно протекающих психических про­цессов, по отношению к которым актуальное состояние являет­ся фоном. Совокупность свойств личности, определяющих ее профиль, в свою очередь, представляет собой тот рельеф, кото­рый обусловливает своеобразие реализации актуального состо­яния у данного человека. Следовательно, актуальное психиче­ское состояние играет роль связующего звена между психиче­скими процессами и свойствами личности.

Между процессами и состояниями, с одной стороны, и меж­ду состояниями и свойствами личности, с другой, существуют сложные диалектические взаимосвязи. Известно, что психичес­кие процессы (например, внимание, эмоции и др.) в определен­ных условиях могут рассматриваться как состояния, а часто повторяющиеся состояния способствуют развитию соответ­ствующих свойств личности. Поэтому приведенная выше схема оказывается лишь первым, приближенным описанием системы психических явлений, которые находят свое отражение в совре­менных определениях психологии как науки.

Функциональная структура психики человека, описанная в главе «Вербальные описания»', относилась главным образом к психическим процессам, психологическому описанию человека как субъекта. Но состояния и свойства личности также выпол­няют функции внутренней интеграции — дифференциации, ре­гулирования и отражения. Можно, однако, сказать, что процес­сы преимущественно реализуют функцию отражения, состоя­ния — функцию регулирования, а свойства личности, объеди­ненные актуальным «я», — функцию высшего интегратора психической жизни человека.