prosdo.ru
добавить свой файл
1 2 ... 41 42

УДК 340:93(075.8)

ББК 67.0

В87

ОГЛАВЛЕНИЕ


Авторы:

Батыр К.И., доктор юридических наук, профессор (введе­ние, предисловия к частям первой—четвертой, гл. 7, 8,14,16,17, 19, 22, 24, 27, 29); Исаев ИЛ., доктор юридических наук, профессор (гл. 12); Кнопов Г.С, кандидат юридических наук, доцен т (гл. 26); Седанов С.Ю., кандидат юридических наук, старший преподаватель (гл. 20); Филиппова Т.П., кандидат юридических наук, доцент (гл. 1— 5, 9—11, 13, 15, 21, 23, 28); | Черниловский З.М\, доктор юридических наук, профессор (гл. 6,18, 25)

Всеобщая история государства и права: Учебник / Под ред. В87 проф. К.И. Батыра. - М: Юристъ, 1998. - 456 с.

ISBN 5-7975-0067-1 (Пер.)

Учебник, подготовленный профессорами и преподавателями кафедры исто­рии государства и права Московской государственной юридической академии с учетом последних достижений историко-правовой науки и в соответствии с про­граммой курса «Всеобщая история государства и права», содержит исторически последовательное изложение возникновения, развития, функционирования госу­дарственно-правовых систем Древнего мира, средних веков, Нового и Новейшего времени. Анализируется содержание государственно-правовых процессов, прису­щие им причинно-следственные связи. В числе важнейших проблем конкретно-исторически освещается возникновение и развитие прав человека и гражданина, правового государства, федерализма, системы разделения властей, парламента­ризма, основных институтов права.

Для студентов и аспирантов юридических и исторических вузов и факуль­тетов.


УДК 340:93(075.8) ББК 67.0


ISBN 5-7975-0067-i

© «Юристъ», 1998

© Коллектив авторов, 1998

Введение 7

Часть первая История государства и права стран Древнего мира

Раздел 1. История государства и права стран Древнего Востока . ... 17

Предисловие 17

Глава 1. Древний Египет 19

Глава 2. Древний Шумер и Вавилон 27

Глава 3. Древняя Индия 36

Глава 4. Древний Китай 47

Раздел 2. История государства и права Античного мира 58

Предисловие 58

Глава 5. Древняя Греция 61

Глава 6. Древний Рим 78

Часть вторая История государства и права средних веков

Предисловие 117

Глава 7. Государство франков 119

Глава 8. Франция 128

Глава 9. Германия 152

Глава 10. Англия 164

Глава 11. Феодальное право стран Западной Европы 177

Глава 12. Византия 195

Глава 13. Китай 202

Глава 14. Арабский Халифат 208

Часть третья История государства и права Нового времени

Предисловие 217

Глава 15. Великобритания 219

Глава 16. Соединенные Штаты Северной Америки 246

Глава 17. Франция 259

Глава 18. Германия 305

Глава 19. Япония 317

Глава 20. Китай 323

Глава 21. Основные черты права Нового времени 326

Часть четвертая История государства и права Новейшего времени

Предисловие 359

Глава 22. Соединенные Штаты Америки 361


Глава 23. Великобритания 370

5

Глава 24. Франция 380

Глава 25. Германия 391

Глава 26. Италия 404

Глава 27. Япония 419

Глава 28. Китай 423

Глава 29. Основные изменения в праве 431

Введение

Назначение курса.
Знание Всеобщей истории государства и права нужно прежде всего для того, чтобы глубже понять современную госу­дарственность и уметь прогнозировать основные тенденции ее разви­тия в ближайшем будущем.

Современная действительность не обособлена от прошлого и буду­щего. Она лишь новая, важная веха в истории. Настоящее, воплощая в себе разносторонние, сложные, подчас противоречивые тенденции про­шлого, отрицает отжившее, наделяет перспективное иным качеством, порождает тем самым новые тенденции и явления, закладывающие предпосылки будущего. Соответственно, чтобы понять современные государство и право, нужно знать, как они возникли, какие основные этапы прошли в своем развитии, какие причины влияли на их образо­вание, становление, развитие, изменение их формы и содержания.

Предмет Всеобщей истории государства и права (как учебной дис­циплины) определяется с учетом названных реалий.

Всеобщая история государства и права исследует возникновение, развитие, функционирование государства и права стран, оказавших наибольшее влияние на историю государственности, анализирует со­держание государственно-правовых процессов, развивающихся в опре­деленном времени и пространстве, исследует присущие им причинно-следственные связи и раскрывает конкретно-исторические закономер­ности.

Таким путем Всеобщая история государства и права в числе важ­нейших проблем конкретно-исторически изучает возникновение и раз­витие прав человека и гражданина, правового государства, федерализ­ма, разделения властей, парламентаризма, основных институтов част­ного и публичного права. Она дает возможность учитывать достижения прошлого, равно как и учиться на ошибках, чтобы их не повторять.


Место Всеобщей истории государства и права в системе юриди­ческих дисциплин в главном определяют реалии объекта исследова­ния. Всеобщая история государства и права отмечает разнообразие пер­вопричин образования и развития государства и права. При этом осо­бое значение придается изменению организационно-производствен-

ной структуры общества. Кардинально усложнившееся в период разло­жения первобытно-общинного строя бытие общества, угроза его ослаб­ления, распада и даже гибели стали объективной причиной образова­ния особой, стоящей над ним регулирующей силы, а отсюда и государ­ства, обеспечивающего его жизнеспособность и целостность. Этот дли­тельный и сложный процесс (его ускоряли лишь некоторые экстре­мальные обстоятельства: угроза внешнего вторжения и т.п.) постепен­но приобретал все более отчетливо выраженный политический харак­тер. По мере углубления социального расслоения механизм государст­ва оказывался все более подчиненным верхам общества, ставящих его на службу в первую очередь своим интересам.

В дальнейшем необходимость государства и права обусловливается совокупностью причин самого различного, прежде всего общенацио­нального, порядка. Даже в странах, где государственная власть особен­но интенсивно использовалась и используется в узкоклассовых, подчас клановых, целях, государство, как и основная часть права, сохраняет и общественное предназначение: защита от стихийных бедствий, эпиде­мий, борьба с общеуголовной преступностью, во многом оборона стра­ны и другое, отвечающее интересам большинства.

Государство и право выступают как определенное выражение граж­данской общности, приобретая при этом ту или иную степень относи­тельной самостоятельности. Они начинают функционировать, во многом подчиняясь своей внутренней закономерности развития. При этом важно, каким является государство — авторитарным или демокра­тическим, какие социальные слои и группы контролируют его меха­низм, замедляя или стимулируя общественный прогресс.


В таких условиях каждая страна, имея свой набор, свое сочетание предпосылок исторического развития, формирует неповторимый, ин­дивидуальный образ национальной государственности. Общие законо­мерности развития государства и права в каждой стране проявляются неоднозначно. Национальная государственно-правовая история ока­зывается богаче, «хитрее» общей теории. Соответственно, «логичес­кое», т.е. общая закономерность развития, и «историческое», т.е. прояв­ление этой закономерности во всей сложности частных модификаций, не совпадают полностью на протяжении весьма длительного истори­ческого времени.

Сказанное во многом определяет взаимосвязь Всеобщей истории го­сударства и права с Теорией государства и права.

Всеобщая история государства и права исследует государственно-правовой процесс в его пространственно-временной определенности и выявляет конкретно-исторические закономерности, т.е. «историчес­кое». Теория государства и права, опираясь на научные результаты историко-юридических исследований, формулирует, открывает наибо-

лее общие закономерности возникновения, развития и функциониро­вания государства и права, т.е. «логическое». В итоге научно обоснован­ное раскрытие сути государственно-правового процесса предполагает тесное взаимодействие этих наук.

Отмеченное в полной мере относится и к взаимосвязи Всеобщей истории государства и права с Историей политических и правовых уче­ний, которая изучает возникновение и развитие, социальную эффек­тивность государственных и правовых учений в их исторической кон­кретности и хронологической последовательности. Значимость этой проблематики применительно к изучению государственно-правовой истории определяется прежде всего тем, что люди, ее делающие, обыч­но руководствуются определенными идеями, теориями, учениями, в которых в той или иной мере воплощаются их политические идеалы и, главное, цели. Массовое поведение основных социальных групп, осо­бенно в переломные моменты истории, также во многом детерминиру­ется духовной жизнью общества, включая религиозные воззрения, тра­диции и даже предрассудки, когда, говоря словами И. Канта, «мертвые управляют живыми».


Идейно-теоретические установки, господствующие в той или иной стране в определенное историческое время, многообразны, а также от­носительно самостоятельны. Поэтому важно выяснить, в какой степе­ни и как они оказали влияние на развитие государственно-правовых институтов изучаемой страны.

Всеобщая история государства и права и История государства и права России сообща решают задачи, стоящие перед историко-юриди-ческой наукой, но различаются по предмету.

Всеобщая история государства и права и История государства и права России совместно с Теорией государства и права и Историей политических и правовых учений образуют группу теоретико-истори­ческих наук, составляющих теоретическое, а если говорить в более широком плане, гносеологическое основание отраслевых юридических наук. Они формулируют значительную часть понятийного аппарата юриспруденции.

Методы исследования. Здесь в первую очередь рассматриваются средства, приемы познания конкретно-исторических государственно-правовых явлений или, в более широком плане, исторических фактов, являющихся фундаментом историко-юридической науки.

Историческими фактами считаются любые исторические реальнос­ти. Они разнятся между собой по многим параметрам. В качестве исто­рического факта может выступать не только единичное явление (на­пример, нормативный документ), но и определенный исторический процесс в целом, т.е. цепь взаимосвязанных фактов. Отбор фактов, их группировка во многом зависит от научной квалификации исследова-

теля, его субъективной приверженности определенным теориям, пер­воначально выбранной гипотезе и т.д. Исследователь, выявляя и оце­нивая факты, неизбежно пропускает их через призму своего индивиду­ального сознания. Поэтому особенно важно не допустить искажения фактов и тем более игнорирования тех из них, которые ставят под сомнение предварительные умозаключения. Только на основе всесто­роннего и глубокого анализа фактов историк-юрист может «восстано­вить» минувшие события, раскрыть суть изучаемого явления, опреде­ляющие его закономерности.


Этой цели и служат различные методы исследования. Важное место среди них принадлежит диалектическому методу, раскрытие содержа­ния которого составляет одну из основополагающих проблем филосо­фии. Данный метод играет исключительную роль в теоретическом ос­мыслении объекта исследования, что, однако, не предполагает механи­ческого, а значит, упрощенного применения общефилософских поня­тий в историко-юридической науке.

Велико значение и специальных методов исследования, каждый из которых открывает возможность познания различных сфер объекта изучения. Поэтому, как правило, они применяются в диалектическом единстве и, разумеется, во многих отраслях науки. Мы отметим лишь наиболее важные черты их подхода к историко-юридическим исследо­ваниям.

Исторический метод предусматривает конкретное историческое исследование возникновения и развития государства и права. Важный ступенью такого исследования является анализ содержания историчес­кого процесса, прежде всего присущих ему причинно-следственных связей. Эта сложная (функционально и содержательно) операция по­знания применительно к историко-юридическим исследованиям пред­усматривает прежде всего научно обоснованное выявление основных элементов изучаемого объекта, его теоретическую, соответственно мыслительную дифференциацию (расслоение, разделение) на отдель­ные стороны, этапы происходящих в нем изменений с целью раскрытия их содержания и взаимоотношений. Предусматривается множествен­ность уровней анализа, поскольку то, что на начальной его ступени может быть признано однородно неделимым элементом объекта изуче­ния, на следующих ступенях обнаруживает сложную структуру. Тем самым стимулируется продолжение (дальнейшее углубление) позна­ния объекта, ведущего к истине, все более всесторонне отражающей имевшую место реальность.

Вместе с тем целостность ее понимания во всем богатстве свойств и отношений достигается на основе синтеза полученных результатов, т.е. научно выверенного теоретического обобщения (объединения) изу­ченных элементов и их функций. Такое обобщение предварительно


10

проанализированных элементов дает возможность увидеть как их общие свойства, так и антагонизмы, что облегчает прогноз реальных возможностей объекта, тенденций его развития, т.е. создаются условия для открытия закона. Мысль движется от конкретного к абстрактному и от абстрактного снова к конкретному, но уже изученному на основе анализа-синтеза.

Такое исследование намечает оптимальное направление изучения сущности государственно-правовых явлений, тенденций их развития, присущих им закономерностей. Причем последнее может быть прове­дено по меньшей мере в двух относительно самостоятельных, но взаи­мосвязанных направлениях. Первое предполагает выявление конкрет­но-исторических закономерностей, свойственных определенной стра­не с учетом всех особенностей ее государственно-правового развития («скачков», «зигзагов» и пр.). Второе связано с раскрытием общих за­кономерностей, выводимых в главном на базе конкретных историчес­ких исследований, охватывающих значительный пространственно1 временной пласт истории государственности.

С помощью исторического метода исследуются важнейшие пробле­мы развития государства и права, включая такую, как противоборство между отживающим старым и нарождающимся новым. Имея большое значение для практики, оно сложно для исследования, так как новое обычно вступает в жизнь в контексте прошлого, в недрах которого оно зарождалось. Его обнаружение затруднено и тем, что обличье нового нередко скрывает нечто диаметрально противоположное. В данной связи особенно важно изучение системного характера государства и права, присущих им структурных и функциональных качеств.

Системно-структурный метод наиболее эффективен при исследо­вании сложных, самоуправляющихся, динамичных систем, состоящих из множества взаимодействующих элементов, которые образуют отно­сительно устойчивую целостность. Применительно к историко-юриди­ческим исследованиям их анализ предполагает изучение структуры элементов, присущих им взаимозависимостей (внутренних связей), а также, что особенно важно, выявление элементов, обеспечивающих це­лостность системы, т.е. являющихся системообразующими. Не менее значим анализ-синтез соподчиненное™ внутри сложных систем, кото­рые обычно состоят из систем более низкого порядка (подсистем). Ис­следуется взаимодействие системы с «внешней средой» (внешние связи).


Сравнительно-исторический метод учитывает важную особенность исследования: выявленные исторические факты полнее раскрывают свое подлинное значение при сопоставлении их с серией других сход­ных, однопорядковых фактов. Это ориентирует на изучение конкрет­ных государственно-правовых явлений путем сопоставления их от-

11

дельных качеств, черт с показателями других однотипных и одновре­менных явлений (синхронное сравнение) или сопоставление явлений (возможно, одного и того же явления) на разных временных этапах их развития (диахронное сравнение). Последнее дало, в частности, осно­вание считать этот метод и историческим.

Здесь используются такие научные приемы исследования, как ана­логия и экстраполяция.

Умозаключение по аналогии — это вывод о сходстве двух или более явлений в каких-либо определенных отношениях, сделан­ный на основании их сходства в каких-либо других отношениях. Обыч­ная (простейшая) формула умозаключения по аналогии: объект В обла­дает свойствами а, в, с, д; объект С обладает свойствами в, с, Э; следова­тельно, объект С, вероятно, обладает и свойством а. В историко-юриди-ческой науке аналогия чаще всего применяется при изучении государ­ственно-правовых явлений, сведения о которых неточны, неполны, фрагментарны. Познанию содействует их сопоставление со сходными им явлениями, хорошо известными в науке. Разумеется, выводы по подобным умозаключениям могут быть только гипотетическими. За ними не признается полная доказательная сила. Считается, что по­вышение уровня достоверности выводов может быть достигнуто путем максимально возможного увеличения числа элементов, подлежащих исследованию, их дифференциации (разделения) по степени сущност­ной значимости и соответственно выявления на базе главных элемен­тов их основных, глубинных тенденций развития.


Эти рекомендации в полной мере относятся и к экстрапо­ляции, которая родственна аналогии — в главном они основываются на одинаковых методических установках. Но экстраполяции присущи и определенные особенности. Она предусматривает распространение выводов, полученных в ходе исследования одной части явления (про­цесса), на другую его часть. Соответственно экстраполяция содейству­ет научному прогнозированию, особенно в той его части, когда объек­том исследования является исторический процесс. Выводы, получен­ные в результате исследования уже завершившейся ступени развития, помогают понять его настоящее и предвидеть основные контуры обо­зримого будущего. Нужно подчеркнуть, что степень обоснованности полученных таким образом выводов во многом зависит от знания общих закономерностей, присущих данной пространственно-времен­ной сфере развития.

В качестве дополнительного приема познания экстраполяция при­меняется и в других областях историко-юридических исследований.

Статистический метод используется при исследовании количест­венных сторон исторического процесса, когда объекту изучения прису­щи массовые числовые показатели. Работа с ними позволяет выявить

12

его важные стороны: протяженность, распространенность, темпы раз­вития и многое др. Статистический метод помогает исследователю от­делить необходимое от случайного, выявить закономерность опреде­ленных процессов, связанных с массовыми явлениями, называемыми статистическими ансамблями.

Количественные исследования историко-юридической проблема­тики осуществляются при помощи особых категорий, показателей, об­работки материалов и приемов изучения, разработанных статистикой. Это прежде всего получение обобщающих, абсолютных, средних и от­носительных показателей, индексов, построение таблиц, графиков, ди­намичных рядов и многое другое. Изучаемые исторические факты должны быть подвергнуты предварительной группировке с тем, чтобы выявленные показатели относились к элементам, содержательно одно-порядковым, составляющим в совокупности определенное целостное явление. Затем следует сводка (подсчет) и обобщение, обычно прово­димое в историко-юридической науке на базе научной гипотезы. Полу­ченные результаты дают основания для корректировки гипотезы или даже отказа от нее. Но любой результат исследования (положительный или отрицательный) не абсолютизируется. Подлинное познание сути государственно-правовых явлений достигается путем сочетания коли­чественных исследований с качественными, которые к тому же являют­ся определяющими и осуществляются на основе ранее названных ме­тодов.


В настоящее время статистический метод начал уступать свое место методам математизации истории. Развитие математической логики, равно как и качественный скачок в совершенствовании вычислитель­ной техники, стимулировали такой процесс. В • этом направлении были достигнуты значительные успехи, особенно в области исследования финансовой деятельности государства, борьбы с преступностью, де­шифровки древних юридических актов и некоторые другие. Математи­зация истории обещает в будущем новые достижения. Но она имеет свои пределы, так как далеко не все противоречивые, во многом завися­щие от субъективного фактора государственно-правовые процессы ук­ладываются в рамки математических формул. Только комплексный, интегральный подход к исследованию может привести к позитивным результатам.

Периодизация курса. Его структура. Всеобщая история государст­ва и права изучает историю государственно-правовых институтов от­дельных стран хронологически в рамках четырех основных периодов: Истории государства и права Древнего мира, Истории государства и права средних веков, Истории государства и права Нового времени, Истории государства и права Новейшего времени. Эта периодизация соответствует четырем основным эпохам развития общества, важней-

13

шей частью которой являются государства и право. Каждая из этих эпох характеризуется сложностью и неоднозначностью социально-эко­номических и государственно-правовых процессов. Так, во времена Древнего мира наряду с рабовладельческими Грецией и Римом были страны с иным способом производства, условно названным в науке «азиатским». Это ряд стран Древнего Востока. Во многих регионах мира господствовал первобытно-общинный строй. Лишь последующая история показала, что «азиатский способ производства» оказался весь­ма застойным по сравнению с более динамичным строем стран Среди­земноморья. В итоге ведущей тенденцией развития Древнего мира (IV тыс. до н.э. — V в. н.э.) стало утверждение и развитие рабовладель­ческого общества, для средних веков (V в. — XVII—XVIII вв.) — фео­дального общества, для Нового времени (XVII—XVIII вв. — ко­нец XIX в.) — буржуазного общества. Новейшее время (XX в.) — это начальная ступень современной эпохи, с еще недостаточно четко вы­явившейся основной магистральной линией развития, но уже отмечен­ная социалистическими революциями, появлением социалистической государственности, крушением колониальных империй, структурной трансформацией западного общества.


В пределах каждого из этих периодов и рассматривается далее исто­рия государства и права отдельных стран.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

исто

ГОСУДАРСТВА И ПРАВА СТРАН ДРЕВНЕГО МИРА











следующая страница >>