prosdo.ru   1 ... 18 19 20 21 22

Адаптироваться / адаптация / адаптационный процесс

(adapt / adaptation / adaptive process)

Адаптационный процесс является частью естественной силы взросления, благодаря которой ребенок меняется, смиряясь с тем, что нельзя изменить. В процессе адаптации дети учатся на своих ошибках и извлекают пользу из неудач. Это тот самый случай, когда трудности помогают ребенку стать луч­ше.

Биполярная природа привязанности (bipolar nature of attachment)

Привязанности, как и магнетизму, свойственна полярность. Когда достига­ется близость с одним человеком или с группой, то контакт или близость с другими отвергаются. Ребёнок будет особенно отвергать тех, кого восприни­мает в качестве соперников своему главному интересу, с которым он активно ищет установления привязанности. Когда ребенок ориентируется на ровес­ников, то «чужими» становятся родители или другие заботящиеся взрослые.

Деревня привязанностей (attachment village)

Сеть привязанностей, формирующих контекст воспитания ребенка. В тра­диционных обществах деревне привязанностей соответствовала та деревня, в которой люди фактически жили и растили детей. В нашем обществе нам нужно самим создавать деревню привязанностей.

Дифференциация (differentiation)

Дифференциация или разделение - процесс отделения и индивидуализации при взрослении. Привязанность к заботящемуся взрослому - это первая фаза развития, а дифференциация - вторая. Прежде чем объединиться, интегри­роваться, необходимо полностью отделиться, дифференцироваться. Именно

поэтому здоровое разделение должно предшествовать социализации. Иначе индивид не сможет испытывать общность без потери чувства себя.

Доминирование в привязанности (attachment dominance)

Для того, чтобы сформировать зависимость, привязанность автоматиче­ски ставит человека либо в зависимое положение того, кто требует заботы, либо в доминантное положение того, кто дает заботу и уход. Это особенно актуально для незрелых личностей, таких как дети или, если на то пошло, незрелые взрослые. Дети нуждаются в заботе и находятся в зависимом по­ложении, а взрослые несут ответственность за них.


Доминирование (dominance) - см. Доминирование привязанности

(attachment dominance)

Затухание передачи культуры по вертикали (flathning of culture)

Потеря передачи культуры по вертикалии, когда обычаи и традиции переда­ются от поколения к поколению. Также игра слов, подразумевающая умира­ние, сглаживание культуры, по аналогии с прямой линией на энцефалограм­ме, свидетельствующей о смерти мозга.

Защитное отчуждение (defensive detachment) - см. Отчуждение

(detachment)

Этот термин означает отторжение близости; такое отторжение является од­ним из способов защиты от уязвимости. Чаще всего отторжение контакта или близости возникает, когда человек хочет избежать ранящего разделения со своей привязанностью. Эта инстинктивная защитная реакция широко распространена, но если в ней «застрять», то она разрушает контекст вос­питания и здорового развития ребенка.

Защищенный от уязвимости (defended against vulnerability)

Человеческий мозг устроен таким образом, чтобы защищать от чрезмерной уяз­вимости. Когда защитные механизмы принимают хронический характер, это приводит к состоянию полной блокировки чувства уязвимости. Защитные меха­низмы мозга состоят из эмоциональных фильтров и фильтров восприятия, не про­пускающих информацию, которая может ранить или причинить боль индивиду.

Глоссарий Зрелость (maturation)

Процесс реализации ребёнком своего человеческого потенциала. Психо­логический рост спонтанен, но не неизбежен. Если обстоятельства не спо­собствуют развитию, ребенок может расти, не взрослея по-настоящему. Три основных процесса, с помощью которых ребенок развивается, это: становле­ние, адаптация и интеграция.

Индивидуализм (individualism)

К сожалению, этот термин часто путают с индивидуальностью (individuality). Индивидуализм — это мировоззрение, которое подчёркивает, что нужды индивидуума важнее нужд группы или общины. Такое смешение понятий часто заставляет людей думать, что индивидуализация - это нечто противо­положное коллективу, хотя на самом деле она является необходимым усло­вием для формирования настоящего коллектива, сообщества.


Индивидуальность (individuality)

Индивидуальность - это уникальные свойства личности. Индивидуаль­ность является результатом психологического процесса становления от­дельной личностью и выражается в расцвете уникальности этой личности. Быть индивидуальностью означает иметь своё собственное мнение, свои собственные идеи и границы, ценить свои предпочтения, принципы, намере­ния, перспективы и цели. Занимать то особое место, которое не может быть занято никем другим.

Индивидуация (individuation)

Процесс, при котором человек становится отличной от других, жизнеспособ­ной личностью. Это понятие часто путают с индивидуализмом (см. выше).

Инстинкт (instinct)

Под инстинктом мы понимаем общие для всех людей побуждения или им­пульсы к действию. Так как стремление к привязанности является нашим основным стремлением, то большинство наших инстинктов обеспечивают привязанность. Источник этих импульсов к действовию находится глубоко внутри лимбической системы головного мозга. Однако, чтобы человеческие инстинкты (как и инстинкты других существ) были правильно приведены в

действие, им необходим соответствующий стимул извне. Они не всегда ра­ботают автоматически.

Интегративное мышление (integrative mind)

В процессе интеграции мозг регистрирует мысли и чувства, противореча­щие тому, на чем он ceйчac сфокусирован. Таким образом, сохраняется ба­ланс и объективное восприятие.

Интегративное функционирование (integrative functioning) - см. Процесс

интеграции (integration process)

Интуиция (intuition)

Я использую этот термин, как правило, по отношению к знанию, которое скорее ощущается, чем известно, бессознательное вместо сознательного. Однако, наша интуиция настолько хороша, насколько хороша наша прони­цательность. Чем более точно наше восприятие, тем больше мы можем до­верять своей интуиции.

Компасная стрелка, или - Полюс притяжения (compass point)

Термин для обозначения человека, которьй благодаря привязанности явля­ется для ребёнка ориентиром, от которого ребёнок перенимает информацию о системе ценностей и моделях поведения. Каждый ребёнок нуждается в по­добном взрослом.

Конкурирующая привязанность (attachment affair)

Если оставить в стороне сексуальный оттенок значения, то эта аналогия бу­дет применима и к отношениям со сверстниками. Суть конкурирующей при­вязанности в браке состоит в том, что внешняя привязанность конкурирует с привязанностью и близостью к супругу, либо ослабляет их. Привязанность к сверстникам идет в ущерб развитию ребенка, если она отдаляет его от ро­дителей.

Конкурирующая привязанность (competing attachment) - см. Несовме­стимость привязанностей (attachment incompatability)

Глоссарий

Мозг привязанности (attachment brain)

Термин, которым обозначают те части мозга и нервной системы, которые отвечают за привязанность. Он относится не какой-то одной части мозга, а скорее к определенной функции мозга, в которой задействованы несколько зон мозга. Многие живые существа способны к формированию привязан­ности благодаря устройству своего мозга, но только люди могут осознавать этот процесс.

Несовместимость привязанностей (attachfflent incompatibility)

Привязанности являются несовместимыми, если ребенок не может одновре­менно чувствовать контакт и близость с обеми привязанностями. Несовме­стимость является следствием того, что, например, от родителей ребенок по­лучает один набор сигналов о том, каким быть и что делать, а от сверстников - другой, совершенно отличный. Чем менее совместимы функционирующие привязанности, тем более вероятно их разделение на два противоположных лагеря.

Неуравновешенный (untempered) - см. также Уравновешенность (temper)

Неуравновешенный - значит несдержанный, несбалансированный или од­нобокий. Неуравновешенность означает отсутствие внутреннего диалога, конфликт или разногласие в сознании. Когда человек переживает и прояв­ляет несдержанность, конфликтность, это является первичным признаком эмоциональной и социальной незрелости. Неуравновешенный человек не испытывает сбалансированных чувств.


Обучаемость (teachability)

Быть обучаемым значит быть восприимчивым к обучению и иметь стрем­ление к познанию. Обучаемость рассматривает психологические и эмоци­ональные аспекты, а так же взаимоотношения, как факторы, влияющие на обучение. Обучаемость совсем не то же, что интеллект, ребенок может быть очень смышленым, но абсолютно необучаемым, и наоборот.

Ориентационная пустота (orienting void, orientation void)

Так как дети ориентируются на тех, к кому они привязаны, они чувствуют себя потерянными и дезориентированными, когда теряют чувство привя-

занности. Отсутствие сигналов-подсказок невыносимо для детей и чаще всего вынуждает ребёнка искать новую привязанность к чему-либо или кому-либо. В нашей культуре эта новая привязанность чаще всего бывает к ровесникам.

Ориентироваться / ориентация (orient / orienting / orientation)

Ориентироваться - это значит определять свое местоположение. Для челове­ка это означает не только понять, где он находится, но и кто он есть и что он из себя представляет. Это также включает в себя понимание окружающей дей­ствительности. Значительная часть ориентации состоит в том, чтобы пони­мать сигналы-подсказки о том, как быть и что делать, о том, что важно и о том, что ожидается. Поскольку дети еще не способны ориентироваться самостоя­тельно, их ориентирами служат те, к кому они привязаны. Дети, привязанные к ровесникам, получают информацию о том, как себя вести, как себя оцени­вать и каким ценностям следовать не от взрослых, а от своих ровесников.

Отождествление (identification)

Форма привязанности, в которой индивид не делает различия между собой и человеком или вещью, к которым он привязан. Например, быть привязанным к роли или образу значит отождествлять себя с этой ролью или этим образом.

Побег от уязвимости (flight from vulnerability) - см. Защищенный от уяз­вимости (defended against vulnerability)


Подростковый возраст (adolescence)

Я использую термин «подростковый возраст», чтобы обозначить переход от детства к взрослой жизни. Обычно он включает период от начала полового со­зревания до принятия ролей, исполняемых в обществе взрослым человеком.

Привязанность (attachment)

В научной терминологии привязанностью называют влечение или стремле­ние к приобретению и сохранению близости. В самом широком понимании, человеческая привязанность включает стремление к близости любого рода: физической, эмоциональной и психологической.

Глоссарий Привязанность-перевертыш (backing into attachments)

Процесс возникновения симпатии или связи с кем-то путем дистанциро­вания или отчуждения от других. Например, двое детей становятся ближе, когда оскорбляют или унижают третьего.

Принцип немедленного реагирования (immediacy principle)

Один из принципов теории обучения, который гласит о том, что если мы хо­тим добиться изменения в поведении, мы должны корректировать его в тот же момент. Этот принцип был выведен из наблюдений за крысами и голубями.

Пробел привязанности (attachment void)

Отсутствие чувства контакта и близости с теми, к кому человек должен ис­пытывать привязанность.

Противление (counterwill)

Термин обозначает человеческий инстинкт противодействовать давлению и принуждению. Этот инстинкт призван охранять привязанность, поскольку удерживает детей от влияния тех, к кому ребенок не привязан. Противление, когда оно не усилено привязанностью к ровесникам или другими фактора­ми, также служит развитию, так как отсекая волю других, создаёт простран­ство для формирования собственной воли ребенка.

Процесс интеграции (integration process)

Процесс интеграции (от лат. integratio - соединение, восстановление) пред­ставляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных частей и элементов системы. В нашей книге мы испо.тьзуем этот термин для обозна­чения процесса развития, в котором различные .элементы личности объе­диняются, создавая новое целое. Например, агрессивные эмоции могут со­единяться с такими чувствами, которые будут их ограничивать, например, с сочувствием или опасением. Подобное смешивание приводит к объективно­му восприятию, уравновешенности, эмоциональной и социальной зрелости. Суть интеграции в социальной сфере - это смешивание без слияния, или общность без потери обособленности. Для этого необходима предваритель­ная дифференциация в достаточном количестве.


Процесс становления (emergent process)

Жизенный процесс отделения / дифференциации, целью которого является жизнеспособность ребенка как отдельного существа. Он характеризуется энер­гией дерзновения, которая стихийно возникает в ребёнке. Особенно это замет­но в младших дошкольниках. Этот процесс - спонтанный, но не обязательно неизбежный: он зависит от того, насколько реализуется потребность ребенка в привязанности. В результате процесса становления в ребёнке появляются такие желанные черты, как чувство ответственности за себя и перед другими, любопытство, интерес к миру за пределами привязанности, осознание границ, уважение к другим, осознание себя индивидуальностью и личностью.

Психологическая близость (psychological intimacy)

Ощущение контакта и близости, которое происходит бт чувства, что тебя слышат, видят, понимают.

Психологическая незрелость (psychological immaturity) - см. Зрелость

(maturity)

Режиссирование\Создаиие сценария (scripting)

Аналогично актерской профессии, в которой поведение актёра не исходит от него самого. Вот как это относится к зрелости: ситуации в обществе могут требовать такого уровня зрелости, которого наши дети еще просто не достиг­ли; и мы не в состоянии принудить их повзрослеть по команде, но можем научить их изображать зрелые действия в конкретных ситуациях, объясняя, что и как делать. Чтобы ребенок принял такие подсказки, взрослый должен быть ориентиром в жизни ребенка, что является результатом привязанности ребенка к родителю. Хорошее режиссирование заостряет внимание на том, что делать, а не на том, чего не делать, и предлагает легкие для выполнения алгоритмы действий.

Рефлекс привязанности (attachment reflex)

Существует множество безусловных рефлексов привязанности, предна­значенных для сохранения близости на уровне чувств. Движимый таким рефлексом младенец хватается за палец родителя, вкладываемый ему в ладонь.


368

Глоссарий

Родительское бессилие (parental impotence)

Я использую этот термин в его самом прямом значении: отсутствие достаточ­ной силы. Чтобы успешно выполнять родительские обязанности, родителю необходимо обрести силу благодаря привязанности к нему ребёнка. Чем сла­бее связь между родителем и ребёнком, тем бессильнее становится родитель.

Родительство (parenthood)

Под родительством я понимаю родительский долг, в том смысле, в каком его использовали древние римляне - особый долг, ответственность или должность, возложенная на человека. На римлян этот долг возлагался правительством. На родителей эта особая работа может быть возложена только через привязанность к ним их ребенка. Быть биологическим или приемным родителем не означает автоматически родительства в этом смысле, только через привязанность роди­тель официально вступает в должность и может выполнять эту работу.



<< предыдущая страница   следующая страница >>