prosdo.ru
добавить свой файл
1

3


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
………………………………………………………….....................3

ГЛАВА I. АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРЕДМЕТУ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»……………………….….. 5

1.1. Анализ содержания примерных программ по физическому воспитанию для общеобразовательных школ………………………………………………....5

1.2. Особенности реализации программ по физическому воспитанию в системе общего среднего образования на основе использования единоборств.……………………………………………………………………...12

1.3. Дзюдо в школьной физической культуре: направленность занятий содержание, методы…... ………………………………………………………..16

ГЛАВА II. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1. Задачи исследования………………………………………………………..33

2.2. Методы исследования………………………………………………………33

2.3. Организация исследования………………………………………………....34

ГЛАВА III. СОДЕРЖАНИЕ ВАРИАТИВНОГО КОМПОНЕНТА ПРОГРАММЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССОВ. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ………………………………………………………………….35

3.1. Программа (вариативный компонент) по физической культуре для учащихся 5 классов на основе использования средств дзюдо………………..35

3.2. Результаты исследования эффективности разработанной программы …..………………………………………………………………………………...45

ВЫВОДЫ………………………………………………………………………..53

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ…………………………………......55

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….57

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………..61
ВВЕДЕНИЕ

Актуальность
. Поиски путей повышения эффективности физического воспитания учащихся сегодня – важнейшая задача современной российской школы. По мнению известного отечественного ученого В. К. Бальсевича, традиционная система физического воспитания в общеобразовательной школе сегодня не обеспечивает необходимого и достаточного объема организованной двигательной активности занимающихся в режимах, гарантирующих освоение учащимися жизненно важных ценностей физической культуры, укрепление здоровья, развитие волевой сферы и волевого поведения [2]. Необходимо популяризовать физическую культуру и спорт среди детей, подростков и молодежи. Одним из наиболее значимых и действенных средств физического воспитания школьников выступают единоборства. Интерес молодежи к единоборствам обусловлен новизной и философскими идеями, проповедуемыми культурными ценностями. Глубина идей, лежащих в основе дзюдо, благородство поставленной цели - воспитание гармонично развитой личности, достойное поведение учеников – все это способствует признанию и популярности дзюдо в молодежной среде [3]. Применение в педагогической практике дзюдо, имеющего прикладное (овладение навыками самообороны), образовательное направление, основу которого составляют оздоровительно-образовательные и развивающе-тренировочные упражнения, отличающиеся высокой эмоциональностью и динамичностью, способствует расширению двигательного опыта школьников, формированию здоровья, развитию физических и двигательно-координационных качеств [4]. Таким образом, на сегодняшний день единоборства рассматриваются, как одно из базовых средств физического воспитания школьников, наряду с традиционными видами - легкой атлетикой спортивными играми, и др. Изучение специальной литературы выявило недостаточную разработанность теоретического, системного, содержательного и методического аспектов использования дзюдо на уроках физической культуры. Данное положение и обусловило поиск решения проблемы: определение содержания вариативной части программы по физическому воспитанию школьников 10-12 лет на основе дзюдо, изучение условий реализации данной программы в практике учебно-воспитательной работы общеобразовательных школ.


Цель исследования: обоснование содержания физического воспитания учащихся 5 классов на основе использования средств дзюдо в условиях профильного обучения.

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс по физической культуре учащихся 5 классов физико-математического лицея.

Предмет исследования: содержание и организационно-педагогические условия реализации местного компонента школьной физической культуры, на основе дзюдо для учащихся 5 классов.

Гипотеза исследования: включение в содержание программы по физическому воспитанию школьников 5 классов занятий на основе дзюдо, будет способствовать повышению уровня физической подготовленности и функционального состояния учащихся; мотивировать учащихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом; повышать интерес к урокам физической культуры; способствовать снижению уровня заболеваний.

Цель и гипотеза исследования определили постановку следующих задач:

1. На основе изучения специальной научно-методической литературы, нормативных документов, программ по физическому воспитанию проанализировать содержание и организационных форм физического воспитания детей и подростков в общеобразовательных учреждениях.

2. Разработать программно-методическое и организационное содержание спортивно ориентированного физического воспитания учащихся 10-11 лет физико-математического лицея (на примере дзюдо);

3. Экспериментально обосновать методику организации физического воспитания учащихся физико-математического лицея на основе дзюдо.

ГЛАВА II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1. Методы исследования

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

1) анализ литературных источников;

2) педагогические наблюдения;

3) педагогический эксперимент;

4) контрольные испытания физической подготовленности, тестирование;


5) методы математической статистики.

Анализ литературных источников

Анализу подвергнуты научно-методические данные, содержащие в себе общеобразовательные программы по физическому воспитанию, учебные программы на основе единоборств, а так же программ на основе дзюдо. Всего было изучено более 40 литературных источников.

Педагогические наблюдения

Педагогические наблюдения проводились в реальных условиях учебного процесса лицеистов 5-х классов, занимающихся физической культурой. Анализировались показатели обучение учащихся навыкам самозащиты на основе борьбы дзюдо, общего уровня физической, технической и тактической подготовки обучающихся.

Педагогический эксперимент

Были сформированы две группы учащихся лицея №4: контрольная и экспериментальная, в количестве 50 человек. Педагогический эксперимент проводился в физико-математическом лицее №4 Ленинского района города Ульяновска. Перед педагогическим экспериментом нами было проведено распределение учащихся по результатам тестовых испытаний: испытуемые экспериментальной и контрольной групп имели одинаковый уровень технической, физической и специальной подготовленности. КГ занималась по программе лицея, ЭГ – по разработанной нами программе.
Контрольные испытания физической подготовленности, тестирование

Для оценки уровня общефизической подготовленности нами использовались следующие тесты:


1. Сгибание-разгибание рук в упоре лежа, количество раз.

2. Поднимание туловища из положения лежа на спине количество раз за 30 сек.

3. Прыжок в длину с места, см.

4. Вис на перекладине согнув руки, сек.

5. Наклон вперед из положения сидя, см.


6. Бег на 1000 м, сек.

Методы математической статистики

Для объективной интерпретации полученных данных были рассчитаны следующие показатели:

- среднеарифметическая величина, (М±m);

- стандартное отклонение,(s);

- ошибка среднеарифметической , (m);

- t-критерий Стьюдента являющийся одним из наиболее простых и объективных способов выявления достоверности различий между 2-мя выборками (принятый уровень значимости р=о,о5)

2.2. Организация исследования

Исследования проводились поэтапно.

На первом этапе (май 2010 - сентябрь 2010 г.г.) изучалась научно-методическая литература по теме исследования. Изучалась материально-техническая база физико-математического лицея №4 при УлГТУ. Сформулированы объект, предмет, гипотеза исследования, разработана экспериментальная методика.

На втором этапе (октябрь 2010г. - март 2011г.) вносились коррективы в содержание средств и методов, организован педагогический эксперимент. Проведено тестирование на начальном этапе и по завершению педагогического эксперимента.

На третьем этапе (апрель – май 2011г.) проводился анализ, обобщение и интерпретация полученных результатов исследования, что позволило нам сделать соответствующие выводы и оценить разработанную методику. На данном этапе проходило написание и оформление выпускной квалификационной работы и ее предзащита.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Литвинов Е. Н. Новые формы организации и авторские программы физического воспитания / Е. Н. Литвинов // Физическая культура — основа здорового образа жизни: доклады, тезисы, материалы. — М.,1995. — С.34–39
  2. Литвинов Е.Н., Виленский М.Я., Туркунов Б.И. Программа физического воспитания учащихся 1-11-х классов, основанная на одном из видов спорта (баскетбол). - М.: ФиС, 1996.


  3. Лубышева Л. И. Спортивная культура в школе / Л. И. Лубышева. — М., 2006. — 161 с.

  4. Лях В.И. Физическая культура. 10–11 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.И. Лях, А.А. Зданевич; под общ. ред. В.И. Ляха. — 5-е изд. — М.: Просвещение, 2010. — 207 с.

  5. Лях В.И. Ориентиры перестройки физического воспитания в общеобразовательной школе / В.И. Лях // Теория и практика физической культуры. — 2009. — № 9. — С. 10–14.