prosdo.ru
добавить свой файл
1 2 ... 22 23
  1. Греческая мифология. Космогония. Этапы развития.


Анимизм, фетишизм. Чистый фетишизм вступает на анимистический путь, признавая наличие независимого животворного источника для объективно существующего бытия, для любого порождения матери-Земли.

Космогония — учение о происхождении или о сотворении Вселенной. Со времён Гесиода она служила сюжетом множества философских трактатов.

Поэма Гесиода, «Теогония», является попыткой привести в систему разноречивые эпические сказания о богах и связать богов в единое генеалогическое древо, начиная от предвечных Хаоса, Геи и Эрота и кончая Зевсом, устроителем нынешнего миропорядка, и его потомками. В художественном плане «Теогония» сильно уступает «Одиссее» и «Илиаде».

У Гесиода поэма начинается с обращения к музам, затем идёт повествование о зарождении мира, титанах, богах-олимпийцев и о героях. Cначала был Хаос, потом появилась Гея, Тартар и Эрос. Потом от Хаоса рождается Ночь и Эреб. Ночь рождает Эфира и День от Эреба. Гея же рождает Урана и нимф. От брака Геи с Ураном рождаются первые боги — титаны. Также от этого союза Гея родила циклопов и гекатонхейров.

Античная мифология является отражением человеческой жизни, ее потребностей и стремлений, ее отношения к настоящему, прошедшему и будущему, ее идеалов и вообще всех ее материальных и духовных жизненных сил. Только понимание мифологии как разновидности конкретно-жизненного мышления превращает ее в то подлинное достояние человечества, в котором оно жизненно нуждалось в известные периоды своего развития. Если же поставить вопрос о том, какие именно периоды исторического развития человека заставляли его мыслить мифологически, то здесь мы столкнемся с той огромной эпохой, которая обычно носит название родового строя или, точнее, первобытнообщинной формации. Мифология и есть известного рода перенос общинно-родовых отношений на природу и на весь мир.

Человеку в первобытнообщинной формации являлись наиболее понятными и близкими именно общинно-родовые отношения, и поэтому самым убедительным для него объяснением природы было объяснение с помощью родственных отношений. Вот почему небо, воздух, земля, море, подземный мир и вся природа оказывались здесь не чем иным, как одной огромной родовой общиной, представители которой являются обязательно живыми существами, находящимися в тех или иных родственных отношениях.


Одно из наиболее частых и традиционных объяснений мифа сводится к тому, что он есть продукт незрелого мышления, далекого от установления и использования научных законов природы. Однако это состояние мышления само требует объяснения и вовсе не является непреложной истиной. Кроме того, если бы состояние мышления и было последней инстанцией, все равно остается непонятным, почему вдруг понадобилось человеку привлекать для объяснения природы и общества столь странные методы. Ведь всякое объяснение есть сведения непонятного к понятному. Но почему же вдруг оказалось понятным, что солнце есть бык, а луна - корова или что гром и молния не есть просто гром и молния сами по себе, но известные орудия в руках Зевса или Юпитера? Точно так же ничего не говорят обычные рассуждения о том, что первобытный человек одушевлял природу, обожествлял природу, очеловечивал ее, то есть понимал антропоморфно. Прежде всего совершенно непонятно, почему это вдруг понадобилось ему одушевлять или обожествлять природу. То и другое вовсе не есть такое уж простое миропонимание, которое было бы понятно само по себе и не требовало бы никаких дальнейших объяснений.

Говорить просто об одушевлении или обожествлении недостаточно. Одушевленные существа или божества в представлении древнего человека находятся между собой в родственных отношениях, являются друг для друга родителями или детьми, братьями или сестрами, дедами или внуками, предками или потомками; и, кроме того, все вместе они образуют универсальную родовую общину, основанную на первобытном стихийном коллективизме.

Только познакомившись с особенностями самой родовой общины первобытных времен, можно понять мифологию. В самой родовой общине нет ничего мифологического, волшебного или магического. Если Гефест есть только кузнец, перенесенный с земли на небо, то в нем нет ровно ничего мифологического, как и в обыкновенном кузнеце на земле. Если Деметра есть покровительница земледелия, то и она не имеет никакого отношения к мифологии. Но стоило только перенести общинно-родовые отношения на природу (а не переносить их на природу первобытный человек не мог, поскольку они были для него самыми близкими и понятными), как она становилась мифической и магической и наполнялась живыми существами, по своей силе уже бесконечно превосходящими человека и потому часто получавшими вид чудовищ и страшилищ.


Мифология же есть определенный тип мышления на ранней ступени человеческого развития, а мышление невозможно без обобщения. Кроме того, мышление находится в единстве с языком, а всякое слово тоже есть некоторое обобщение. "Миф" по-гречески и значит не что иное, как "слово". Следовательно, миф тоже есть то или иное обобщение; и те живые существа, о которых повествует мифология, всегда являются тем или иным обобщением, поскольку им, как чему-то общему, всегда подчиняется определенная область действительности как совокупность того или иного множества или даже бесконечного числа частных явлений. Но род еще не мыслится здесь отвлеченно, то есть дифференцированно-логически. Род тут пока еще самый настоящий человеческий род, то есть бесконечное объединение предков и потомков. Перенесенный в таком виде на природу и мир (и в то же самое время играющий роль логического общего понятия), он и является мифологией, то есть тем или иным богом, демоном или героем, которые оказываются обобщением определенной области действительности и которым так или иначе подчиняются все частные явления.

Первобытное мышление мифологично, и мифология, в свою очередь, есть разновидность первобытного мышления. Однако, несмотря на то что мифология и мышление в первобытные времена пронизывают друг друга, они по самой своей природе совершенно различны: миф все одушевляет и, будучи всегда полон смутных, эффективных реакций на такое же смутное жизненное окружение, во всякой человеческой практике стремится найти магию; мышление же во всем стремится найти научные закономерности и человеческую практику стремится осознать, разумно направить и технически усовершенствовать. Слияние и борьба мифологии и мышления существуют целые тысячелетия, поэтому необходимо изучить прогрессивное развитие человеческого мышления, идущего сначала по путям мифологии, а в дальнейшем развивающегося самостоятельно. Основным принципом исследования античной мифологии является рассмотрение мифологии не как вечной и неподвижной картины, пусть хотя бы и прекрасной, но как вечно развивающегося человеческого мышления, отражающего собой такую же текучую, такую же беспокойную и творчески развивающуюся историческую действительность. Все мифологические образы, кроме того, должны исследоваться не изолированно, но как элементы более или менее обширных периодов общего развития греческой мифологии. Такими периодами являются: древнейшая, дофессалийская, или доолимпийская, основа античной мифологии, порожденная еще периодом матриархата; фессалийская, или олимпийская, связанная с патриархатом и примитивными формами раннего крито-микенского рабовладения, централизацией мифологии вокруг горы Олимп и переходом к художественно развитому и строгому героизму. В дальнейшем - в связи с разложением первобытнообщинной формации и падением крито-микенской культуры - появляются утонченные формы героизма у Гомера. Затем наивная и нетронутая мифология гибнет как самостоятельное творчество, продолжая, однако, играть огромную роль как художественная форма для выражения идеологии полисной классики и эпохи эллинизма.



  1. Олимпийская мифология

Олимпийская мифология характеризуется ярко выраженным антропоморфизмом, когда боги наделялись физическим телом, имеющим обыкновенные человеческие качества. Вместо прежних сказаний о чудовищах появляются мифы о героях (Геракле, Тесее и др.), которые борются с этими чудовищами и побеждают их. Затем Зевс у древнегреческих поэтов Гсшода и Пиндара превращается в образ, олицетворяющий принцип мировой справедливости.

В древнегреческих мифах мы находим упоминания о состязаниях спортивного характера. Аполлон прославлялся в мифах как метатель диска, однако один из его бросков закончился трагически. Юный Гиакинт, любимец Бога, побежал к тому месту, куда падал диск, но диск попал ему в голову и «бил юношу. Такое же несчастье случилось и с героем Персеем: метнув бронзовый диск, он случайно поразил насмерть своего деда Акфисия. Уже в мифах мы встречаемся с проявлением хитрости и мошенничества в борьбе за победу в состязаниях. Известна история с Атлантой из Беотии, девушкой удивительных физических способностей, не знавшей равных себе в беге. Она поставила условие, что только тот станет ее мужем, кто превзойдет ее в соревнованиях в беге. Это сумел сделать лишь герой Миланион, который воспользовался советом богини любви Афродиты и на бегу бросал перед Атлантой золотые яблоки. Девушка не устояла перед искушением, стала на бегу подбирать драгоценные плоды и отстала.

Олимпи́йские бо́ги (олимпийцы) в древнегреческой мифологии — боги третьего поколения (после изначальных богов и титанов — богов первого и второго поколений), высшие существа, обитавшие на горе Олимп.

Традиционно в число олимпийских входило двенадцать богов. Списки олимпийцев не всегда совпадают.

В число олимпийцев входили дети Кроноса и Реи : Зевс (бог неба, грома и молний),

Гера (богиня, покровительница брака, волоокая),

Деметра («земля-мать», богиня плодородия и земледелия) ,


в начале Гестия (богиня семейного очага и жертвенного огня в Древней Греции),

а также их потомки Гефест (бог огня, покровитель кузнечного ремесла и самый искусный кузнец. Хромой на обе ноги),

Гермес (бог торговли, прибыли, разумности, ловкости, плутовства, обмана, воровства и красноречия, дающий богатство и доход в торговле, бог атлетов. Покровитель глашатаев, послов, пастухов и путников; покровитель магии и астрологии. Посланник богов и проводник душ умерших в подземное царство Аида. Изобрёл меры, числа, азбуку и обучил людей. крылатый жезл вестника — керкион, способный мирить врагов) ,

Арес (бог войны, сын Геры. Его атрибуты: когти, горящий факел, собаки, коршун.) ,

Афродита (богиня красоты и любви, плодородия, вечной весны и жизни. Она — богиня браков и даже родов),

Афина(богиня организованной войны и мудрости богиня знаний, искусств и ремёсел; дева-воительница, покровительница городов и государств, наук и ремёсел, ума, сноровки, изобретательности),

Аполлон (златокудрый, сребролукий бог — охранитель стад, света (солнечный свет символизировался его золотыми стрелами), наук и искусств, бог-врачеватель, предводитель и покровитель муз (за что его называли Мусагет (греч. Μουσηγέτης)), предсказатель будущего, дорог, путников и мореходов, также Аполлон очищал людей, совершавших убийство. Олицетворял Солнце) ,

Артемида (девственная, всегда юная богиня охоты, богиня плодородия, богиня женского целомудрия, покровительница всего живого на Земле, дающая счастье в браке и помощь при родах, позднее богиня Луны, у Гомера образ девичьей стройности),

Дионис (бог виноделия, производительных сил природы, вдохновения и религиозного экстаза. Главным же символом Диониса, как, прежде всего, бога производящей силы, был бык. В «Илиаде» говорится о море, как о месте обитания Диониса, где он находится под опекой Фетиды.).


  1. Греческая мифология. Героика.

Ахилл, Ахиллес · один из величайших героев Троянской войны, сын царя мирмидонян Пелея и морской богини Фетиды. Стремясь сделать своего сына неуязвимым и таким образом дать ему бессмертие, Фетида по ночам закаляла его в огне, а днем натирала амброзией. Однажды ночью Пелей, увидев своего малолетнего сына в огне, вырвал его из рук матери. Согласно другой версии, Фетида купала Ахилла в водах подземной реки Стикс, чтобы таким образом сделать его неуязвимым, и только пятка, за которую она его держала, осталась уязвимой (отсюда выражение "ахиллесова пята"). Оскорбленная вмешательством Пелея, Фетида покинула мужа, и тот отдал Ахилла на воспитание мудрому кентавру Хирону.

Аякс Теламонид · ведет свой род от Зевса и нимфы Эгины. Он - внук Эака, сын Теламона и Перибеи, двоюродный брат Ахилла. Имя его связано с мифом, в котором фигурирует Геракл как друг саламинского царя Теламона. Аякс выступает в бою как сам бог Арес, шагает крепко, потрясая мощным копьем. Он мечет в Гектора огромнейший камень и пробивает им щит врага. После гибели Ахилла Аякс самоотверженно защищает от троянцев его тело и поэтому считает себя вправе унаследовать доспехи убитого героя.

Гектор - сын Приама и Гекубы, главный троянский герой в "Илиаде".

Геракл - герой, сын Зевса и смертной женщины Алкмены. К колыбели Геракла и Ификла Гера послала двух чудовищных змей, но младенец Геракл задушил их. Среди многочисленных мифов о Геракле наиболее известен цикл сказаний о 12 подвигах, совершенных Гераклом, когда он находился на службе у микенского царя Еврисфея. Удушение Немейского льва

Убийство Лернейской гидры. Не засчитан.

Истребление Стимфалийских птиц

Поимка Керинейской лани

Укрощение Эриманфского вепря и битва с кентаврами

Очистка авгиевых конюшен. Не засчитан.

Укрощение критского быка

Победа над царем Диомедом (бросавшим чужеземцев на съедение своим коням)

Похищение пояса Ипполиты, царицы амазонок


Похищение коров трёхголового великана Гериона

Похищение золотых яблок из сада Гесперид

Укрощение стража Аида — пса Цербера

Тесей, Тезей · сын афинского царя Эгея и Эфры. Тесей принадлежит к поколению героев до Троянской войны. Победил Минотавра.

Ясон – тот тип с Медеей.


  1. Историко-литературная периодизация греческой литературы с краткой хар-кой периодов

1. Архаический (литература «ранней Греции») - до начала V в. до н. э.

2. Аттический (литература «классической Греции») - V – VI вв. до н. э.

3. Эллинистический (литература эллинистического общества) — с конца IV в. до конца I в. до н. э.

4. Римский (греческая литература времен Римской империи) — с конца I в. до н. э.

Периодизация античной литературы.Первый период, который можно назвать доклассическим, или архаическим, охватывает собой длинные ряд веков устного народного творчества и заканчивается в течение первой трети 1 тысячелетия до н.э.Это творчество до нас не дошло, и мы имеем о нем некоторое представление на основании позднейшей античной литературы. Целиком до нас дошли только два памятника греческой литературы, записанные в VI в. до н. э., но, несомненно развивавшиеся в течение многих столетий, — это героические поэмы «Илиада» и «Одиссея» Гомера. Второй период античной литературы – это становление и расцвет греческого классического рабовладения, занимающего собой VII-IV вв. до н. э. Этот период обычно называется классическим. В связи с развитием личности появляются многочисленные формы лирики и драмы, а также богатая прозаическая литература, состоящая из произведений греческих философов, историков и ораторов. Третий период античной литературы, обычно именуемый эллинистическим, возникает на новой ступени античного рабовладения, а именно крупного рабовладения. Вместо небольших городов государств классического периода, так называемых полисов, возникают огромные военно-монархические организации, а вместе с тем появляется и большая дифференциация субъективной жизни человека, резко отличная от простоты, непосредственности и строгости классического периода. Вследствие этого эллинистический период часто трактуется как период деградации классической литературы, хотя необходимо помнить, что этот процесс длился весьма долго, вплоть до конца античного мира. Следовательно, этот послеклассический период занимает огромный промежуток времени – с III в. до н. э. до V в. н. э. К этому третьему периоду античной литературы относится и римская литература, почему его часто и называют элиинистически-римским периодом. Возникшая в III в. до н. э. римская литература переживает свой архаический период в первые два века своего существования. 1 в. до н. э. обычно считается периодом расцвета римской литературы, а именно I-V вв. н. э., называются послеклассическим периодом. В связи с гибелью рабовладельческой формации и наступлением средневекового феодализма VI в. н. э. можно считать гранью между античной и средневековой литературой.



следующая страница >>