prosdo.ru
добавить свой файл
1 2 ... 28 29
Оглавление

Признательность.............................................................. 5
Предисловие..................................................................... 9
Часть первая Твой личный рост
О развитии человека....................................................... 14
Системы личного развития............................................ 16
Движение к успеху, психологический рост
и духовное развитие................................................... 20
Новое Образование для Человека Успеха.................... 22
Стремящиеся к успеху и их типы.................................. 27
Качества человека и категории мышления.................. 34
Часть вторая Ступени Сознания, или Путь к Успеху
Ступень первая. Сложи себе цену............................... 40
Приложение 1. Рекомендации по работе с книгой...... 51
Ступень вторая. Мысли положительно..................... 53
Ступень третья. Научись быть плохим...................... 71
Приложение 2. Защищайте информацию!........................... 85
Ступень четвертая. Раскрепости сознание............... 94
Ступень пятая. Овладей энергией секса................... 116
Ступень шестая. Подружись с деньгами................... 143
Ступень седьмая. Выбирай трудности....................... 171

Ступень восьмая. Осознай свои границы.................. 186

Ступень девятая. Приручи манипулятора................. 214
Приложение 3. Манипуляции Сознанием
и Мифы о развитии человека................................... 250
Ступень десятая. Пойми свои чувства...................... 271
Ступень одиннадцатая. Выгони внутренних демонов 288
Ступень двенадцатая. Поставь заслонки сознания.. 321
Ступень тринадцатая. Научись жить в радости...... 333
Ступень четырнадцатая. Создай партнерские отношения
(Научись любить)...................................................... 346
Приложение 4. Чаша или Нож?
(Пробуждение женственности в обществе и человеке).. 365
Ступень пятнадцатая. Сделай Мечту реальностью
(Живи тотально здесь и сейчас)............................... 381
Часть третья Помощь в Осознании (случаи из консультативной практики)
Комментарий автора...................................................... 386
Случай первый. Обучение свободе............................... 388
Случай второй. Узнавание тела................................... 394

Случай третий. Знакомство с чувствами................... 404

Случай четвертый. Излечение внутреннего ребенка 409
Случай пятый. Сапожник без сапог............................. 414
Случай шестой. Там, где лекарства бессильны.......... 422
Случай седьмой. На ловца и зверь бежит.................... 425
Случай восьмой. Хотите — верьте, хотите — нет...... 432
Приложение. Шесть взглядов на судьбу в стихах и прозе ....440
Об авторе......................................................................... 458

Признательность


Автор выражает глубокую благодарность Людмиле Литви-ненко — руководителю Центра Развития Человека «Мерла», чьи мысли легли в основу большей части данной книги. Ав­тор также признателен всем тем, чьи идеи при очном или за­очном контакте помогли сформировать потенциал данного издания, — американским психотерапевтам Барри и Джаней Вайнхолд, знакомство с которыми даже девять лет спустя про­должает оказывать влияние на автора; Ошо; великому культу­рологу Райэн Эйслер, а также моим старым знакомым Саше Акрытову и Мише Варшавскому — и многим другим.


Любимой.

Предисловие


В заглавие книги вынесены слова: «Учебник по Становле­нию Человека». Иногда становление человека называют еще личным ростом, а также расширением сознания, движе­нием к успеху, саморазвитием и самоменеджментом — однако дело не в словах, а в смысле, который мы в него закладываем.
Что есть личный рост ? Что такое вообще развитие человека?

Чтобы ответить на этот вопрос, мне пришлось написать целую книгу. Но почему стоило вообще задаваться этим воп­росом?

Большинство людей уже привыкло и внутренне смирилось с фактом, что в мире существуют богатые и бедные, знамени­тые и безвестные, счастливые и несчастные. Поскольку желае­мое удается получить далеко не всем и далеко не всегда в не­обходимом для полного счастья количестве, люди часто сету­ют на несчастливую судьбу, несправедливые обстоятельства или (гораздо реже) на недостаточные личные качества — впро­чем, не особенно задумываясь над тем, как эти качества они могли бы воспитать в себе или развить до необходимого для внешнего успеха объема.
Однако существует и иная категория людей, для которых и предназначена эта книга.
Идея личного роста — для тех, кто уже понял, что все воз­можности жизненного успеха заключены в нас самих. Лю­бые технологии саморазвития, психотехники и концепции личного роста просто помогают нам в достижении наших целей и ускоряют наше продвижение к ним. Но для этого следует глубже осознать значение саморазвития и всерьез им заняться.
Для тех же, кто этого еще не осознал либо по тем или иным причинам осознавать отказывается, — остается вечное недо­вольство своими домочадцами, поступками окружающих, работой, семьей, бизнесом, зарплатой или уровнем дохода, си­туацией в стране, политикой правительства, временем или ме­стом, в котором они живут (список продолжите сами). Конеч­но, зачастую их обиды и претензии обращены и к самим себе. Но ведь смысл жизни не в том, чтобы бесконечно грызть себя или других за очередные промахи, а в том, чтобы самому из­мениться для того, чтобы занять в ней достойное тебя место.

В современной психологической литературе бытует обоб­щенный портрет Неудачника, вечно имеющего проблемы с деньгами, работой, учебой или личными взаимоотношения­ми. Правда, назван он более деликатно: «психологически за­висимый». Психологически зависимые — это те, у кого страх потерять что-либо или хотя бы рискнуть этим больше пози­тивной готовности что-либо изменить. Ведь чтобы делать что-то по-настоящему значительное, необходимо чем-то риско­вать или жертвовать — если не деньгами, собственной репу­тацией или привязанностью других людей, то, как минимум, своим временем и усилиями, не будучи особенно уверенным, что из этого с первого раза что-то получится, - но ведь и под лежачий камень вода не течет. То есть зависимость — это то, что уже не привносит в нашу жизнь ни удовольствия, ни ра­дости от обладания или содружества с этим, но, тем не менее, держит нас под своим контролем и вовсе не собирается так просто отпускать нас.

Наша зависимость чаще всего распространяется на членов наших семей (кому не известна такая ситуация — и жизни нет, и разводиться страшновато); людей, с которыми мы дружим, живем или работаем; деньги, которые мы боимся терять и не умеем зарабатывать; наркотики, кофе, алкоголь, сигареты, азартные игры, газеты и телевидение, которые мы часто руга­ем, не будучи способными без них обходиться. Почти так же часто зависимыми становятся от семейного уклада жизни, сте­реотипов поведения или мышления, политической или науч­ной идеологии, религии или морали и прочих общепринятых ценностей, которые мы усердно рекламируем среди других, забывая о том, что лично нам эти знания или занятия почему-то не принесли счастья. Иными словами, зависимость суще­ствует как бы в режиме качания маятника от приступов вины и собственной неполноценности из-за осознания того, что ты не можешь соответствовать неким абстрактным идеалам, до агрессии по отношению к тем, кто этим самым идеалам соот­ветствует еще меньше, чем ты сам. Впрочем, это качание все­гда осуществляется в одном измерении и представляет собой иллюзорное движение в порочном круге однообразных реф­лексов и занятий, которое, по своей сути, сродни стоянию на одном месте в срезе более масштабного, не сводящегося к оценке сиюминутных приобретений видения нашей жизни.
Становление человека — это всегда движение. Движение по пути к Успеху еще называют психологическим, или личност­ным ростом; а движение к Просветлению — духовным.
Однако, независимо от выбора направления, любое дви­жение осуществляется от и к.
Итак, от чего и к чему идет Становление Человека?

Это движение от уже известной нам психологической зави­симости и собственных ограничений. Это отказ от подавления наших глубинных желаний и стремлений, их избавление от оков чувства вины для дальнейшего осознания и реализации. Это уход от неосознанного желания оставаться контролируемыми и управляемыми, подобно малым детям, за которых все реша­ли их родители (мужья, жены, власти, начальники, политичес­кие или религиозные лидеры, общественные законы или по­рядки), и избавление от иллюзии того, что за нынешнее поло­жение вещей в твоей жизни отвечает кто угодно и что угодно, только не ты.

Это движение к Мечте и к исполнению самых сокровенных, самых заветных своих желаний. Это путь к овладению бесконеч­ными творческими силами своего Я, которые позволяют нам этих желаний достичь. Это исход в единственно реальный мир — тот мир, который мы даем себе право видеть и менять сами.
Наконец, это прорыв к своему собственному внутреннему ядру, центру — в пространство вечного развертывания своего потенциала, в круг позитивной направленности своего ума, во внутреннее место уверенности в своих способностях и любви к себе, в зону полной и совершенной энергии здесь-и-сейчас, дающую силу необратимо изменить свою жизнь; это попада­ние в ту самую точку успеха, которая всегда была заключена внутри нас, но предпочитала пребывать в непроявленном, спящем состоянии в тот момент, когда раскачиваемый нами маятник неразумной суеты нашего прежнего бытия со свис­том пролетал мимо нее.
Обретая этот центр, мы начинаем размеренное и необра­тимое в своей ускоряющейся постепенности движение к сво­ей цели тем единственным способом, который выбрали мы и который в ту же самую минуту выбрал нас.
Теперь все, что нам остается, - это найти в себе этот центр и включить его. Это — в наших силах.
Остановите на минуту свой маятник. Вырвитесь из круга привычных дел. Уделите немного времени лично себе. Сядь­те, раскройте эту книгу и полистайте ее. Если она заинтересу­ет вас, просто разрешите себе прочесть ее до конца.
Вы этого стоите.

О развитии человека


«Путь — пустой сосуд.
Но в применении он неисчерпаем».
Лао-цзы


Перед погружением в пространство личного развития по­пробуем для начала определиться с объектом исследова­ния — а для этого отсеем ложные способы его понимания.
Итак, что не является личным развитием?

Личное развитие не есть движение к каким бы то ни было атрибутам власти над другими людьми, хотя и может привес­ти вас именно к ним.

Личное развитие не есть непременное пробуждение в себе каких-либо сил или свойств сверхчеловека.
Личное развитие не есть положение вещей, при котором возможно заявить: «Я достиг».
Личное развитие не есть набор одних и тех же Правил или Заповедей, которым надлежит следовать на протяжении всей своей жизни.
Личное развитие не является ситуацией, в которой достиг­ший заманивает к себе толпы, возбуждая их интерес, — избран­ные сами приходят к нему.
Личное развитие не означает слепое следование какой-либо одной психологической или религиозной традиции — но стремление вместить и принять все разбросанные цветы.
Личное развитие не есть обретение какой-то тайной инфор­мации, но является выработкой определенных качеств в ходе постоянной работы над собой.
Чем же тогда является личное развитие?
Личное развитие есть самый короткий и самый эффектив­ный путь к своему успеху и благосостоянию, хотя иногда он и кажется долгим.
Личное развитие есть качественно новый, осознанный этап развития человека, когда пробудившаяся энергия творчества начинает бурно и радикально изменять обстоятельства нашей жизни до тех пор, пока личность не исчезает, освобождая место для сущности, смеющей стать тем, чем она может быть.
Личное развитие есть постепенное самоисцеление от всех эмоциональных проблем и телесных болезней без системати­ческого и целенаправленного применения на то каких-то ис­ключительных лекарств, средств или методик.
Личное развитие есть предуготовление или пребывание в группе единомышленников, связанной взаимным притяжени­ем и симпатией, а также сознанием общего дела.
Личное развитие есть завершение цикла развития созна­ния, мыслящего исключительно общеупотребительными, привычными для всех категориями, и переход в высшие, твор­ческие измерения сознания — с прижизненным центрирова­нием сознания в этих измерениях.
Личное развитие есть постоянное самонаблюдение и само-осознавание, ведущее к выработке новых качеств.

Личное развитие есть постоянное обучение, где каждый, по­могая другому, одновременно пребывает в качестве Ученика по отношению к более развитым типам сознания, иногда не имеющим иных каналов связи с нами, кроме мысленных. Не­возможно постигнуть все, ибо это означает остановку в раз­витии.

Признаком нахождения на достаточно высоких этапах лич­ного развития является помощь другим в прохождении тех этапов, которые когда-то прошел ты сам.
Одним из способов реализации моего собственного лич­ного развития для меня стала эта книга.

«Хорошие времена еще придут. Вот они».
Вернер Эрхард

Начнем с истории предмета. О личном развитии во все вре­мена говорилось и писалось немало.
Ницше упоминал о том, что человек в своем развитии про­ходит три стадии — верблюд, лев и дитя. По Ницше, верблюд покорно тащит на себе возложенные обществом обязательства, лев сильной лапой сбрасывает их груз и берет то, что положено ему по праву, а дитя радуется жизни, не особенно печалясь о том, когда именно осуществятся его желания.
Герман Гессе в романе «Сиддхартха» рассказывал о «людях-детях», каких большинство. Люди-дети покорно следуют об­щественным правилам и традициям, ориентируясь на привыч­ный, средний уровень и дожидаясь, пока кто-то из «взрослых» не покажет им иной путь. Гессе описывал этапы развития ге­роя, способного этот путь показать.
В «Дианетике» Рона Хаббарда вершиной человеческой ре­ализации стал «клир» — человек, избавившийся от страхов за физиологическое выживание и потому обладающий ясным ви­дением вещей, которого не способны достичь менее развитые люди.
Знаменитый Маслоу подразделял людей на типы, которые могли охватить различное количество уровней жизненной ре­ализации — от обеспечения собственной безопасности и стремления к богатству, престижу и общению с себе подоб­ными до уровня творческой самореализации — иногда ценой первых уровней.

Эрик Эриксон ознакомил общественность с кризисами раз­ных возрастов, развив или опровергнув многие положения долгие годы считавшегося непоколебимым авторитетом детс­кого воспитания доктора Спока. Кризисы Эриксона происхо­дят приблизительно каждые 7 лет и ведут человека по жизни от рождения до старости, способствуя выработке позитивных качеств в случае успешного их прохождения и негативных - в случае отсутствия внутренней силы, достаточной для того, чтобы выйти победителем из очередного кризиса.

В контексте разговора о системах личного развития воз­можно упомянуть и человека Фромма, центрирующегося на «быть» после «иметь», и человека Хайдеггера, выбравшего себя, и воина Кастанеды, и благородного мужа Конфуция, и четыре стадии развития духа даосизма — почти каждый обще­ственно значимый философ или мыслитель предлагал миру собственную модель саморазвития. Больше же всего в созда­нии этих моделей преуспели американцы, чья психологичес­кая наука последних лет развивается особенно быстро.
Сегодня ведущие психотерапевты Соединенных Штатов ут­верждают, что человек в своем жизненном развитии проходит четыре основные стадии: зависимость, контрзависимость, не­зависимость и взаимозависимость, хотя и трактуют последнее понятие несколько расплывчато. По американским поняти­ям, зависимые не умеют распоряжаться своей жизнью, боят­ся одиночества и из-за этого постоянно «влипают» в больные отношения внутри собственных семей, групп или кланов, не будучи в состоянии ни вырваться из них, ни переменить их уклад в свою пользу; контрзависимые делают то же самое, но занимают при этом, в отличие от первых, скорее опекающе-контролирующую, чем страдательно-жертвенную позицию; независимые просто идут к своему успеху, не особенно обре­меняя себя лишними связями и взаимоотношениями, а взаи­мозависимые, будучи столь же успешны, как и независимые, проявляют большую душевность и открытость по отношению к другим людям. Жизненная энергия последних двух типов значительно выше и разумнее организована, поскольку не рас­пыляется, подобно энергии первых двух, на бесконечные скан­далы и нервные срывы из-за попыток контролировать пове­дение других людей или менять их в желаемую для себя сторо­ну — что и позволяет им быстро и осознанно двигаться к сво­ему успеху, добиваясь поставленных перед собой целей.

Во многом благодаря вышеприведенной психологической классификации в американском менеджменте не так давно людей для нужд управления и кадровой политики стали де­лить на «ориентированных на себя», «ориентированных на дело» и «ориентированных на взаимодействие». Смысл этой классификации в том, что, в зависимости от широты сознания и количества творческого потенциала, человек способен решать в порядке приоритетности либо только самую важную задачу — «свои» проблемы (такие люди вечно озабочены соб­ственными нескончаемыми заботами и зачастую не видят за ними ни интересов дела, которое они делают, ни людей, кото­рые их окружают), либо распределять ее между узколичными интересами и делом, в котором они реализуют себя (в отли­чие от первых, вторые более творческие, а значит, и успеш­ные), либо направлять ее еще и на окружающих (лидеры, об­ладающие так называемой «харизмой»).

Перечислить все существующие методики и классифика­ции личного роста, а тем более описать их, у нас просто не хватит места. Да и стоит ли это делать?
Классификация — не более чем диагноз. Но нам необхо­дим не диагноз, а лечение. Эта книга написана не для того, чтобы вы смогли удовлетворить свое любопытство, прочтя описания различных типов и подвергнув себя и своих знако­мых изощренным тестам. Ее основная цель — дать вам под­робное описание каждой ступени развития сознания, а также практические упражнения и навыки для движения к следую­щим ступеням — а ту ступень, на которой вы находитесь сей­час, вы сможете определить для себя сами в ходе прочтения второй части.
Чем отличается данная книга от перечисленных источни­ков и пособий по развитию человека? Почему автор задался целью написать книгу именно по данной тематике в то время, когда книжный рынок уже наводнен всевозможной литерату­рой по личному росту?

Главной проблемой ранее изданных трудов по личному ро­сту, на мой взгляд, является то, что их можно отнести либо строго к психологическому, либо к духовному направлению. Если последние предназначены для людей, уже в основном прошедших психологическую фазу развития (пример — воин Кастанеды), то первые ограничивают рост человека верхним делением собственной психологической линейки (пример — «ориентированные на взаимодействие» в американской менед­жерской концепции), за которой вроде как и не существует других степеней совершенства. Так, например, рецепту пос­ледовательного сверхличного роста от Ошо (секс — любовь — молитва — медитация) могут последовать лишь те, кто уже прошел стадию сексуальной раскрепощенности в ходе соб­ственного психологического развития — а ведь для человека с комплексами даже первая планка этой шкалы слишком высо­ка. А вот согласно уже упоминавшемуся известному американ­скому психологу Эрику Эриксону, мудрость, приходящая к старости, является вершиной человеческих качеств и вне ее искать истины уже не следует — но что делать тем, кто обрел эту мудрость значительно раньше и только начинает с нее свой путь?

Выбрать, что именно тебе подходит в океане бесконечно растущей информации о способах психологического и духов­ного развития личности, крайне сложно. К тому же данные об этих способах зачастую чрезмерно разделены и обособлены в различных источниках — многие современные гуру свысока смотрят на потуги психологов открыть в человеке нечто прин­ципиально новое, не зашифровывая это обилием заумных тер­минов и грандиозных концепций; академическая же наука мстит исследователям своего внутреннего мира полным игно­рированием информации, полученной сверхчувственным опытом личного восприятия, обострившегося на той или иной стадии индивидуального развития.

«Следует стремиться не к победе, а к битве. Природа сама рассудит, кто достоин победы; но если вы бу­дете с природой — победа рано или поздно будет за вами».
Брюс Ли

Страницы, которые вы сейчас читаете, направлены на пре­одоление в вашем сознании пропасти между двумя типа­ми знаний о человеке — знаний научных и знания духа.
Эта книга — мост. Она говорит и о психологическом, и о ду­ховном.
Авторская концепция развития человека проста. Она от­ражает древнейшую формулу личного роста, дошедшую до нас с библейских времен. Согласно этой известной всем формуле — «возлюби ближнего своего, как самого себя», — человек сначала должен решить первую жизненную задачу, учась правильно относиться к себе и управлять собой, а также приносить себе пользу. Когда задача первого порядка в основном решена, он переходит к задаче второго порядка, пытаясь проделать то же самое с другими.

Необходимо достаточно достигнуть на пути психологичес­кого развития, чтобы количество перешло в качество. Невоз­можно полностью перейти к росту духовному, имея серьезные психологические проблемы. Невозможно заявить о неразре­шимых психологических проблемах, находясь на высокой ста­дии духовного развития. И потому важно вначале завершить свой психологический рост, свидетельством которого станет постоянно увеличивающееся количество радости и успехов в вашей жизни до тех пор, пока радость не станет вашим есте­ственным, повседневным состоянием. И тем не менее психо­логическое и духовное развитие человека могут и должны про­исходить параллельно. Эти два пути личного развития совер­шенно неоправданно разделены и обособлены в современной литературе психологического и духовного толка.

Идея единства психологического и духовного пути и со­ставляет центральную концепцию этой книги. Доказатель­ством правомерности такого взгляда на личное развитие человека служит только одно слово: Качества.
Это понятие является общим для обоих направлений лич­ного развития. Ведь человек с развитыми личными качества­ми может быть и духовен, и успешен одновременно.
Качества человека и есть тот универсальный инструмент, которым можно измерить любую фазу его личного развития. Именно поэтому концепция личного развития, изложенная в этой книге, опирается на развитие качеств человека.
Как мы увидим из следующей главы, задача по развитию своих личных качеств в современном мире достаточно труд­на. Это происходит потому, что в реализации этой задачи не­возможно опереться на существующие в обществе механизмы традиционного образования.

«Неверно, что победители приходят первыми. Они побеждают еще до на­чала игры».
Боб Харрингтон

Состояние образования в современном мире очень отли­чается от того, что существовало в древние времена, — и кое в чем далеко не в лучшую сторону. В древности, обучаясь сапожному ли делу, рыцарскому ли мастерству, — ученик, по­стоянно находившийся рядом с учителем, внимал не только словам Мастера, но и его делам, его стилю жизни, его поступ­кам. Все это приводило не только к усвоению определенного объема информации, но и к формированию определенных ка­честв ученика (например, Трудолюбия, Находчивости и т. п.), которые и обеспечивали Мастерство.

Образование нашего времени разделилось. Информирова­нием человека занимаются преподаватели — и они делают это почти всю его жизнь, от детского садика до профессиональ­ных семинаров и курсов переподготовки, которые мы посе­щаем едва ли не до пенсии. Развитием же качеств человека занимаются в основном его родители и воспитатели — и то только в раннем возрасте, причем делают это, большей частью, неправильно. Они называют этот процесс воспитанием — хотя ни по своей форме, ни по своему содержанию он не способен достичь тех целей, которые перед ним ставят.

Сегодня слово «воспитание» применяется все реже и реже из-за того, что само его значение вобрало в себя слишком много наси­лия. Лев Толстой в свое время писал: «Никакого воспитания не надо. Достаточно личного примера». С ним трудно поспорить — хочешь, чтобы твой ребенок не курил, — не кури сам. Хочешь, чтобы он учился, — чаще ходи на различные курсы и читай кни­ги. Хочешь, чтобы он молчал во время уроков, — построй заня­тие так, чтобы он мог говорить и двигаться столько же, сколь­ко и ты. Никакие запреты и принуждения здесь не помогут, — он все равно будет перенимать не то, что ты говоришь, а то, что ты делаешь, а если ты пожелаешь навязать ему образ жиз­ни, который отличается от твоего, — он закроется от тебя еще больше, хотя ты можешь и не увидеть этого. Правда, это будет хорошо видно со стороны.
Сегодняшний мир стал слишком информатизирован. Пре­подавателя, отчитавшего свой предмет, сменяет новый — ин­формация не успевает ни воплотиться в делах или поступках, ни привести к формированию умения или навыка, ни, тем более, сформировать у человека соответствующее качество. Недалек тот день, когда преподавателей конкретных дисцип­лин и вовсе заменят телевизоры с видеокурсами по Интерне­ту—но что произойдет тогда с формированием качеств чело­века, с его развитием?
Перекос современного мира в сторону излишней инфор­матизации вызывает кризис в существующей системе образо­вания. Лавина информации, захлестнувшая студентов, школь­ников и преподавателей, почти вышла из-под контроля. Бу­дущие специалисты уже сейчас подвержены перенапряжению и депрессии из-за колоссальных перегрузок, однако большая часть знаний, полученных ими в школах и институтах, при вступлении в реальную жизнь оказывается совершенно ненуж­ной. Предприятиям нужны люди менее информированные, но с более развитыми качествами — и более приспособленные к реальной жизни.

О кризисе современной системы образования свидетель­ствует еще один факт. Сегодня множится число профессий, где на первое место выходят не дипломы выпускников, а на­работанные в ходе собственного личного развития качества человека. И хотя, чтобы стать юристом или врачом, нужно по-прежнему обязательно и долго учиться, многие предпринима­тели, руководители и менеджеры продаж вообще обходятся без дипломов — и преуспевают при этом ничуть не хуже своих дипломированных коллег.

Кризис образования в современном мире можно было бы снять ответом на единственный вопрос: Кто возьмет на себя развитие качеств человека?
Судя по всему, пока еще бессмысленно ждать решения этой проблемы от государства и школы. Недаром во всех развитых странах успешного человека называют «сделавший себя сам». В этом определении нет места признанию заслуг общества.
Возможно, когда-нибудь в учебных заведениях будут си­деть не зависимые от директоров учебных заведений пси­хологи, а представители общественности — нечто вроде приемной комиссии по «качеству» выпускников, которые будут смотреть не только на уровень их информированно­сти, но и на человеческие качества, что и будет являться критерием оценки работы той или иной школы или вуза. На сегодняшний же день к жизни готовы лишь те, кто са­мостоятельно и осознанно занимался своим развитием. Ни в одном государстве ни одно учебное заведение не заинте­ресовано в реальном развитии личности, поскольку любо­му государству выгодно, чтобы его подданным с детства прививали инстинкт управляемых, а сидящий у власти клан вовсе не заинтересован в приходе новых конкурентов.
Хотя у тех же развитых стран ответ на этот вопрос есть. Впрочем, система развития человеческих качеств у них отнюдь не государственная. Не помогут в этом деле и частные учеб­ные заведения, перенявшие худшие свойства государственной системы обучения: принудительное посещение занятий, оце­ночно-экзаменационную систему проверки знаний, одинако­вые требования к школьникам и студентам и практическое игнорирование их мнения о нужности, качестве и объеме чи­таемых им курсов. Что же тогда?

На сегодняшний день единственной полноценной альтер­нативой «воспитательным» усилиям учебных заведений явля­ется частная платная или бесплатная общественная психоло­гическая помощь. Сюда входят психологические тренинги и консультации, регулярно действующие группы, которые ве­дут психологи и психотерапевты, а также группы само- и вза­имопомощи, службы и телефоны доверия — словом, все то, что способно воздействовать на человека не с позиций авто­ритарных оценочных систем, довлеющих в информационно-ориентированных схемах обучения и ориентированных на принудительные меры воздействия и одинаковые для всех объемы и сроки, а с позиций пробуждения самосознания, ис­ходящего из собственных, личных интересов самого челове­ка. Впрочем, поскольку образование, ориентированное на развитие качеств человека, может быть только добровольным (хотя оно не менее важно, чем информационная его часть), оно охватывает только тех людей, которые уже успели осоз­нать, что оно исключительно важно для их будущего успеха, и достаточно созрели для того, чтобы тратить на него свое вре­мя и свои деньги.

Проблема неразвитых стран, подобных странам СНГ, заклю­чается в низкой психологической культуре населения, что мож­но объяснить отсутствием давних традиций консультирования, приведшим к недостаточности практической базы для развития отечественной психологической науки. И потому сегодня нишу институтов личного развития, не занятую психологами, у нас за­нимают гадалки, священники и целители, а динамичную актив­ность европейцев и американцев — фаталистические представ­ления о судьбе или карме.
Возможно, эта книга еще раз привлечет внимание читате­лей к вопросам личного развития и ускорит формирование кри­тической массы людей с развитым сознанием, которые будут способны изменить наше общество. Ведь человек с фаталисти­ческим видением мира мало способен прочувствовать значение таких феноменов, как Онассис, который из бедняка, не имевше­го ни связей, ни денег, ни образования, стал одним из самых бога­тых людей мира; как болезненный ребенок Дзигаро Кано, став­ший основателем борьбы дзю-до; как президент США Авраам Линкольн, занимавшийся в молодости самообразованием по но­чам, поскольку его день посвящался низкооплачиваемой физичес­кой работе. Валерий Бруммель, Валентин Дикуль, бросившие вы­зов болезням; богатейший человек планеты Билл Гейтс, созда­вавший свое состояние с нуля, — да мало ли кто еще? Эти люди стремились, прежде всего, к своему личному успеху — но мир пос­ле них уже не мог стать таким, как прежде.

Итак, для движения к успеху следует, прежде всего, завер­шить свое жизненное образование, или, говоря иначе, — раз­вить свои качества. Как это сделать? Если в нашем близком окружении есть люди, достойные подражания, мы всегда мо­жем учиться у них; если их нет, но мы способны сформулиро­вать проблему и уже готовы заплатить за ее решение, мы мо­жем попытаться найти их в среде психологов, тренеров или консультантов, занимающихся вопросами личного развития профессионально; наконец, если вокруг нас нет ни людей, способных бесплатно помогать нам, ни денег, чтобы искать их, мы можем, по крайней мере, учиться через книги — поку­да не проявится какая-либо из первых двух возможностей — ведь качествам возможно научиться большей частью через личное присутствие в своей жизни тех, кто уже выработал в себе то, что мы только еще стремимся получить.

Надеюсь, что эта книга окажет вам некоторую помощь не­зависимо от того, какую форму обучения жизненным каче­ствам вы избрали.

«В жизни нет иного смысла, чем тот, который закладывает человек демонстрацией своей силы».
Эрих Фромм


Прочтя эти строки, вы уже, наверное, поняли, что люди, достигшие жизненного успеха в общепринятом его по­нимании, обычно многого достигают и на пути своего лич­ного развития — без этого их успех был бы попросту невоз­можен (по крайней мере, вначале). Однако, глядя исключи­тельно на внешние атрибуты их успешности и подпадая под гипноз повышенного внимания к ним средств массовой ин­формации, мы зачастую склонны забывать об этом. Смотря­щие с завистью или вожделением на чужую славу или чужие миллионы могли бы направить энергию своего сознания в позитивное русло, просто однажды разрешив себе поверить в то, что такие возможности не заказаны никому, а следова­тельно, существуют и для них.
Согласно статистике, из 400 самых богатых людей США только 149 получили свое состояние полностью или частично в наследство — все прочие создавали его самостоятельно.
Двое из самых известных первых богачей планеты последних лет — Билл Гейтс и Аристотель Онассис в довершение ко всему не имели в начале своей карьеры ни законченного делового обра­зования, ни деловых связей — все создавалось с нуля.
При любых правительствах, режимах, временах и обстоя­тельствах существовали как люди, достигающие успеха, так и люди, демонстрирующие свою полную несостоятельность при ре­шении основных жизненных проблем.

Конечно же, иногда случается и так, что внешний успех не­сколько опережает создание необходимых для его дальнейше­го развития качеств. В таком случае, человеку важно осознать, что нынешнее положение дел — лишь аванс, и продолжать ра­ботать над своим личным развитием. К сожалению, чаще имен­но первые признаки успеха заставляют многих из нас поверить, что процесс обучения жизненно необходимым качествам для нас уже позади, и с размаху вляпаться в ловушку, которую для нас подготовили хорошо отрежиссированные Госпожой Уда­чей обстоятельства, — недаром же, согласно известной посло­вице, после испытания огнем и водой жизнь проводит нас че­рез медные трубы, проверяя наше внутреннее соответствие тому уровню успешности, которого мы достигли.

В газетах писали о некоем английском рабочем, который вы­играл в лотерею миллион фунтов стерлингов и через год умер. Несчастный умер от ожирения сердца, так как все дни после выигрыша лежал у телевизора на диване и пил пиво. Если бы не выигрыш, возможно, он был бы жив до сих пор.
Наверняка и мы можем вспомнить что-нибудь эдакое из со­временных ужасных историй, которыми изобилует пресса; там — убивают или сажают в тюрьму выходца из семьи вчерашних знаменитостей, тут — объявляют вне закона или обрекают на изгнание кого-либо из былых сильных мира сего — вершите­лей судеб. Недаром говорят в народе: «Сколько веревочке ни виться...» В любой момент среди обладающих властью и бо­гатством находится две категории абсолютно различных лю­дей - но, будьте уверены, только одна из них доживет свой век спокойно и счастливо.
Люди, находящиеся волею судьбы наверху, обычно либо ис­ключительно умны и талантливы, чему обязаны, как правило, выработанным ранее качествам (таких людей меньшинство, ибо, как известно, власть может испортить многих, кто с ней соприкасается), либо являются пеной самого худшего свойства, кипящей на волне нездорового ажиотажа толпы вокруг спле­тен о жизни знаменитостей и лишь ждущей своего часа, чтобы проявить свои истинные, дремлющие под сенью благополуч­ного имиджа радетеля о судьбах народа, качества — и, рано или поздно, получить по заслугам. Впрочем, цепляются за власть только люди с рабским сознанием — творцы же ищут в жизни, прежде всего, радостного применения.

Известный на просторах бывшего СССР своими репортажа­ми на темы природы, старейшина отечественной журналисти­ки Василий Песков в интервью по случаю своего 70-летия при­знался, что неоднократно получал предложения возглавить в качестве главного редактора солидные советские журналы, од­нако каждый раз отказывался, предпочитая оставаться разъез­дным корреспондентом. Ему нравилось ездить по стране, узнавая ее природу и людей, — и увлеченность этого человека не могла не отразиться на его работе. Его репортажами зачитывалась вся страна.

Иногда человек находится на вершине успеха в общепринятом, внешнем его понимании, но внутри это уже не может его удов­летворять, ибо более не приносит ему радости. Возможно, имен­но поэтому президент России Ельцин добровольно ушел в отстав­ку. Возможно, именно поэтому Билл Гейтс оставил управление бизнесом своему другу, решив посвятить себя более творческой работе — написанию программ. Возможно, именно поэтому экс-император римской империи Веспасиан, возврата которого на престол домогались его последователи, ответил им: «Если бы вы знали, какую я научился выращивать капусту, вы бы не приста­вали ко мне с этими глупостями».
С другой стороны, не обладай эти люди Качеством Творче­ства, они могли бы не стать теми, кем они стали.
Как видно, стабильный жизненный успех и преуспеяние возможно лишь при балансе внешних и внутренних факторов, необходимых для успеха, и начинаем мы, естественно, от из­менения того, что наиболее нам доступно, — то есть с нас са­мих.
Моя концепция Успеха тотальна — она включает в себя не только обладание тем, что мне представляется важным (напри­мер, влияние, положение в обществе, финансовые средства), но и радость, вызванную этим обладанием, переживаемую еже­минутно и ежечасно — вплоть до того момента, когда ощуще­ние радости становится настолько сильным, что обладание само по себе уже не имеет особого значения. Таким образом, даже если вы родились в благополучной и богатой семье с нео­граниченными возможностями для образования и развития, это еще не означает, что вы достигли успеха. Ведь в этом слу­чае вам предстоит еще выстроить свою радость в жизни — а она приходит лишь к тем, кто уже в достаточной степени раз­вил свои качества.
Если вы уже постигли взаимосвязь своих качеств с осозна­нием того, что достигнутое вами — заслуженно и останется с вами при любом стечении жизненных обстоятельств, то, со­здав это с помощью своих качеств однажды, вы будете спо­собны, если понадобится, создать это еще раз — хотя бы и с нуля.

Одна из клиенток, придя ко мне на психологическую консультацию, поведала историю своей любви. Будучи пре­успевающей бизнесменшей, она познакомилась на отдыхе с таким же бизнесменом из одной южной республики и влюбилась в него. Когда, после многочисленных любовных встреч, они окончательно решили съезжаться, перед ними встала, казалось бы, неразрешимая проблема — компань­оны по бизнесу, с которыми они начинали с нуля, не захо­тели выплачивать им причитающейся доли для выхода из него — «или продолжайте работать с нами, или уходите го­лыми, как и пришли». Не видя возможностей для того, что­бы съехаться, и устав от свиданий между авиарейсами, они решили расстаться.

Однако через некоторое время возлюбленный появился в ее киевской квартире и сказал, что готов, если она захочет, остаться с ней. «А как же бизнес?» — спросила она его. — «Подарил друзьям». — «И что же теперь будешь делать?» — «Создам все сначала. Главное-то я с собой увез», — сказал он, показывая на свою голову.
Через год, действительно, вновь созданная им фирма имела почти те же обороты, что и оставленная на родине.
Если вы имеете те качества, которые делают то, чем вы об­ладаете, действительно заслуженным, — вам не за что опасать­ся и не к лицу цепляться за прошлое, жертвуя собственным достоинством. Работа во всех жизненных ситуациях найдет вас сама, а деньги, слава и уважение придут следом за ней. Случай­но полученное может быть отнято опять же через случай — но чего опасаться тому, кто уже обладает Качествами, необходи­мыми для Успеха? Творцы своей жизни и своего успеха знают, что главные сокровища их пути заложены изнутри. Именно Качества Творца устремляют его к строительству возможнос­тей Будущего.
Когда Билла Гейтса спросили о секрете его успеха, он от­ветил: «Я увидел образ будущего и построил свою карьеру на том, что с ним связано». Примерно такой же ответ на похо­жий вопрос дал Арнольд Шварценеггер: «Я просто опередил свое время».
Просветленный радостью творчества взгляд Творца видит первым то, чего еще не видит никто, и вкладывает усилия в не­видимое для окружающих — но когда оно становится видимым для всех, догнать его уже практически невозможно.

Однако вокруг нас по-прежнему существуют и люди, из­меряющие свою жизнь только категориями видимого, внеш­него развития и готовые признать, что несовершенства су­ществуют в их близких, в обществе, государстве, их подчи­ненных или начальниках — только не в них самих. Эти люди создают или поддерживают политические идеологии, зани­маются экономикой, бизнесом или государственным строи­тельством, основывают или укрепляют религии, вводят за­коны, призванные повлиять на общественную нравствен­ность, или же, не имея возможности это делать, критикуют всех тех, кто этим занимается, — словом, делают все, чтобы обвинить или изменить окружающее их общество — но не менять при этом самих себя.

Все войны, перевороты и революции всегда создавались имен­но этими людьми. Насилуя себя, такие люди обычно любой ценой стремятся к власти любого рода — если не над народами или бизнес-империями, то хотя бы над соседями или членами своих семей, ибо не знают иных инструментов воздействия на умы дру­гих. Но для того, чтобы изменить мир вокруг себя, следует по­нять, что измениться вначале должен ты сам.
Теперь стало возможным подразделить людей на два типа: тех, кто понимает значение развития своих личных качеств для своего дальнейшего успеха, и тех, кто, увы, этого еще не по­нимает или считает, что его развитие завершено и учиться ему больше нечему (не у кого). Сюда можно отнести также тех, кто слишком закрыт или амбициозен, чтобы искать помощи у дру­гих людей для разрешения своих проблем, — ведь это означа­ет признать, что кто-то из них знает о жизни больше, чем ты. Обычно те, кто не чувствуют внутренних различий между людьми, чрезмерно фиксируются на внешних признаках их успеха. Я называю таких людей Рабами Успеха, в отличие от тех, кто уже готов работать над своими качествами для его до­стижения и, следовательно, являются Творцами Успеха.
К успеху стремятся все, однако понимают его по-разному. Вместо развития своих качеств, которые рано или поздно по­зволяют занять в жизни достойное место по праву, Рабы Успе­ха стремятся к власти тем сильнее, чем выше поднимаются по ступенькам карьеры, поскольку несоответствие между лич­ными качествами такого человека и положением, которое он занимает, требует все большей поддержки и прикрытия его та­кими же Рабами из числа тех, кто согласился его небезвыгод­но для себя опекать. Иногда стремящийся к успеху до поры до времени сочетает в себе оба типа — однако важно не упустить тот момент жизни, когда они входят между собой в неприми­римый антагонизм, и посметь, пока еще не поздно, пожерт­вовать рабской зависимостью, чтобы потом использовать свой шанс выстроить здание Успеха заново уже на иной, радост­ной основе.

Сценарий Успеха, к которому идут представители этих двух категорий человечества, весьма различен. В то время как Твор­цы Успеха, пройдя через определенную полосу трудностей и испытаний, необходимых им для закалки их качеств, рано или поздно неизбежно достигают своего в обстановке внутренней гармонии и счастливо пользуются полученными внешними благами всю оставшуюся жизнь, Рабы Успеха резко поляри­зуются еще на две категории.

Первая из них сразу же сталкивается с трудностями, но не использует их для совершенствования своих качеств, предпо­читая возлагать ответственность за поражение на окружающий мир. Такие люди быстро опускаются ниже среднего уровня — возможно, Творцы пробудятся из них позднее при новых ис­пытаниях, — но уже с меньшими возможностями для постро­ения будущего Успеха.
Вторая категория может, несмотря на неразвитые личные качества, достигнуть определенных внешних результатов — иногда весьма значительных. Такое положение вещей чаще всего касается тех, кто достиг высот во многом благодаря ро­дительским связям или средствам либо знакомствам с кла­ном таких же зависимых от власти и денег людей, изо всех сил стремящихся не выпасть за пределы своего круга. Мы часто наблюдаем их лично, на экранах телевизоров или на страницах газет с признаками очевидного душевного не­здоровья в среде обладающих деньгами и властью — шила в мешке не утаишь... Даже обычный человек, отслеживая по средствам массовой информации происходящее в коридорах власти, удивляется, откуда там так много явно психически больных людей и тех, кто попросту не способен прочувство­вать абсурдности происходящего или хотя бы вовремя оста­новиться.
В любом случае, тип Раба не достигает полного Успеха, ха­рактеризующегося внешним признанием, гармонично соче­таемым с внутренним ощущением радости жизни. Он либо не имеет ни одной из этих составляющих, либо, получив одну из них, платит за отсутствие другой слишком дорогой ценой. И потому я отношу Рабов Успеха к неуспешным людям.

«Наше время не испытывает дефи­цита идей — оно испытывает дефи­цит человеческих качеств».
С. Крымский

Каждый из нас может назвать тысячу различий между каче-ствами успешных и неуспешных людей и будет по-своему прав. Я назову то отличие, которое, на мой взгляд, является са­мым существенным — это отличие в мышлении этих двух кате­горий людей, которое и приводит к различию в их качествах.

Не следует забывать, что именно категории мышления, ко­торыми оперируют в повседневной жизни неуспешные люди, создали современные системы семейного воспитания, образо­вания, здравоохранения, а также управления государством и предприятием.
Успешный же человек не играет по правилам общества, хотя, как и все остальные, он растет из него, на определенных жизненных этапах преодолевает трудности его притяжения и пользуется его благами. Еще раз скажу о «человеке, который сделал себя сам» (т. е. отбросил ложные законы общества и научился жить по неписаным правилам успеха, к которым пришел самостоятельно).
Именно поэтому можно утверждать, что любой достигший успеха человек пользуется (или на каком-то этапе пользовал­ся) совершенно отличными от большинства людей категори­ями мышления, независимо от того, формулировал ли он их теми же, что и я, словами, или выражал их каким-либо иным образом.
Естественно, что Рабы и Творцы Успеха видят и представ­ляют свой успех по-разному. Категории мышления, которыми они пользуются, и есть те критерии, которыми они его измеря­ют. Поэтому нет ничего удивительного в том, что у того, кто пользуется неуспешными категориями мышления, качества по-настоящему успешного человека не будут развиты, а их соб­ственный Успех окажется недолговечным и иллюзорным.

Для удобства сопоставительного анализа категорий мыш­ления, которыми пользуются Творцы Успеха, с категориями мышления Рабов Успеха, мы сведем их в одну таблицу. В пер­вом столбике будет представлена категория мышления, кото­рой пользуются Рабы Успеха, а во втором столбике — катего­рия мышления, свойственная Творцам. В третий столбик я помещу качество, которое можно выработать стремящемуся стать Творцом Успеха, если он будет постоянно отслеживать и вычищать из своего мышления рабские категории мышления, двигаясь к их замещению на категории творческие. В против­ном случае придется либо мириться со своей неуспешностью, либо смириться с положением раба — то есть, в конечном ито­ге, все равно остаться неуспешным. Итак, таблица.


Категории мышления
Раба Успеха Творца Успеха Качество, необходимое для


движения к Успеху

Общество

Я

Самосознание

Суждение

Действие

Оптимизм

Оценка

Самооценка

Дерзость

Стереотипы

Спонтанность

Находчивость

Целомудрие

Жизненная сила

Активность

Накопление

Вложение

Щедрость

Удовольствие

Трудность

Трудолюбие

Правила


Жизненная территория

Независимость

Манипуляции

Радость общения

Открытость

Ум

Самочувствие

Самопознание

Подавление

Самовыражение

Искренность

Уход

Вызов

Внимательность

Зависимость

Радость

Жизнерадостность

Власть

Доверие

Умение любить

Прошлое

Настоящее

Целеустремленность





следующая страница >>