prosdo.ru
добавить свой файл
  1 2

А) Денежно-кредитная (или монетарная) политика — это политика государства, воздействующая на количество денег в обращении с целью обеспечения стабильности цен, полной занятости населения и роста реального объема производства.

Осуществляет монетарную политику Центральный банк.
Б) Основные цели кредитно-денежной политики государства:


  • Сдерживание инфляции

  • Обеспечение полной занятости

  • Регулирование темпов экономического роста

  • Смягчение циклических колебаний в экономике

  • Обеспечение устойчивости платежного баланса


В) Основные инструменты центрального банка в реализации кредитно-денежной политики:

  • Регулирование официальных резервных требований
    Является мощным средством воздействия на предложение денег. Величина резервов (часть банковских активов, которые любой коммерческий банк обязан хранить на счетах центрального банка) во многом определяет его кредитные возможности. Кредитование возможно если у банка достаточно средств сверх резерва. Таким образом увеличивая или уменьшая резервные требования ЦБ может регулировать кредитную активность банков и соответственно влиять на предложение денег.

  • Операции на открытых рынках

    Основным инструментом регулирования предложения денег являтеся покупка и продажа ЦБ государственных ценных бумаг. При продаже и покупке ценных бумаг ЦБ пытается взодействовать на объем ликвидных средств коммерческих банков предалагая выгодные проценты. Покупая ценные бумаги на открытом рынке, он увеличивает резервы коммерческих банков, тем самым способствуя увеличению кредитования и соответственно росту денежного предложения. Продажа ценных бумаг ЦБ приводит к обратным последствиям.


  • Регулирование учетной ставки процента (дисконтная политика)
    Традиционно ЦБ предоставляет ссуды коммерческим банкам. Ставка процента, по которой выдаются эти ссуды, называется учетной ставкой процента. Изменяя учетную ставку процента центральный банк воздействует на резервы банков, расширяя или сокращая их возможности в кредитовании населения и предприятий.


Г) Монетарная политика имеет довольно сложный передаточный механизм. От качества работы всех его звеньев зависит эффективность политики в целом.

 

Звенья передаточного механизма:

 

1) изменение величины реального предложения денег (М/Р)s в результате проведения ЦБ соответствующей политики;

2) изменение ставки процента на денежном рынке;

3) реакция совокупных расходов (в особенности инвестиционных расходов) на динамику ставки процента;

4) изменение объема выпуска в ответ на изменение совокупного спроса (совокупных расходов).

 

Нарушение в любом звене передаточного механизма могут привести к снижению результатов денежной политики. Например, незначительные изменения ставки процента на денежном рынке или отсутствие реакции составляющих совокупного спроса на динамику ставки процента разрывают связь между колебаниями денежной массы и объемом выпуска. Эти нарушения в работе передаточного механизма денежной политики особенно сильно проявляются в странах с переходной экономикой, когда, например, инвестиционная активность экономических агентов связана не столько со ставкой процента на денежном рынке, сколько с общей экономической ситуацией и ожиданиями инвесторов.

  1. Стимулирующая и сдерживающая кредитно-денежная политика. Особенности кредитно-денежной политики в России.

А)

Стимулирующая денежно-кредитная политика («кредитная экспансия»)это денежно-кредитная политика, направленная на увеличение денежной массы.

Сдерживающая денежно-кредитная политика («кредитная рестрикция»)это денежно-кредитная политика, направленная на сокращение денежной массы.
Стимулирующая и сдерживающая денежно-кредитная политика поводится с помощью изменения нормы обязательных резервов и ставки рефинансирования, а также посредством операций на открытом рынке:
аа
Характер денежно-кредитной политики зависит от фазы экономического цикла:


  • Во время экономического спада она направлена на увеличение предложения денег в целях стимулирования расходов экономических агентов.

  • Во время экономического роста она направлена на ограничение предложения денег для ограничения расходов.

Б)

Денежно-кредитная политика России на начальном этапе переходного периода в целом носила антиинфляционный характер, а ее главным инструментом являлось сокращение эмиссии денег. Такой подход автоматически вел к сужению объекта макроэкономической политики до сферы обращения капитала. Монетаристское регулирование сводится к схеме: эмиссия денег ? увеличение предложения денег нарынке обращения капитала ? рост спроса на иностранную валюту ? снижение обменного курса рубля ? повышение цен.

Рамками этого контура ограничивались и попытки ослабить зависимость “эмиссия денег – повышение цен” путем введения валютного коридора, эмиссии ГКО. Результатом такой политики стало сокращение денежной массы до уровня, обеспечивающего контроль за кругооборотом денег в сфере обращения капитала, в которой сконцентрировалась большая часть оборота денежной массы. В течение 1992-1995 гг. продолжался перелив денежных ресурсов из производственной сферы в сферу обращения. Объем денежной массы стал снижаться. Это означало лишение производственной сферы денежных средств и свертывание производственной деятельности в реальном секторе экономики.


В 1995–1996 гг. в обслуживании производственной сферы было задействовано не более 1/3 денежной массы. При этом в распоряжении промышленных предприятий было в 7 раз меньше денежных средств, чем требовалось для покрытия просроченной задолженности поставщикам. Такая денежная политика привела к следующим результатам: переливу денег в сферу обращения капитала и кризису неплатежей в производственной сфере; общему резкому сжатию рублевой составляющей денежной массы; соответствующему увеличению денежных суррогатов (векселей) и иностранной валюты.

Политика правительства, проводимая в 1996 – первой половине 1998 гг., была направлена на поддержание высокой доходности рынка государственных обязательств (до 150% годовых), многократно превышавших норму прибыли в реальном секторе экономики. Она имела целью покрытие бюджетного дефицита, но в результате привела к тому, что государственный долг намного превысил текущие налоговые доходы бюджета. Это закономерно окончилось дефолтом – невозможностью правительства выполнить свои обязательства перед отечественными и зарубежными держателями государственных ценных бумаг.

Денежно-кредитная политика РФ, проводимая Банком России в 2001 г., характеризовалась использованием элементов целевой инфляции, что в условиях роста объема ВВП вызывало увеличение спроса на рублевую денежную массу, образующую денежный агрегат М2. Объем денежной массы в обращении (М2) на 1 июля 2001 г. составил 1294,3 млрд. руб. против 1144,2 млрд. на начало года. При этом отмечалось замедление динамики денежной массы по сравнению с аналогичным периодом 2000 г.

“Учитывая нестабильность скорости обращения денег и высокуюстепень неопределенности в формировании спроса на деньги, Банк России исходил из нецелесообразности жесткого контроля за денежным предложением и предполагал гибко реагировать на изменение спроса на национальную валюту при условии снижения инфляции и инфляционных ожиданий.”*  Темп роста денежной массы был несколько меньше, чем темп роста цен. Это подтвердило ослабление связи между динамикой денежной массы и индексом потребительских цен.


Степень доверия к банковской системе России пока еще полностью не восстановлена, а рост доходов населения не достиг того уровня, при котором возможен существенный рост личных сбережений. В то же время доля наиболее ликвидного компонента денежной массы – наличных денег – сохраняется на высоком уровне (около 56% в агрегате М2). На фоне снижения темпов прироста располагаемого дохода населения и средних ставок по привлекаемым рублевым средствам (например, по одному из наиболее популярных вкладов сроком от 3 до 6 мес. они упали с 32 до 12% годовых) проявилась тенденция роста склонности к потреблению и снижения склонности к сбережению.

В условиях стабильной ставки рефинансирования ЦБ РФ и снижения кредитных рисков произошло снижение процентных ставок по кредитам, предоставляемым коммерческими банками предприятиям и организациям (до 17,5–18% за кредиты сроком до 1 года).

Главной задачей, стоящей перед Банком России в среднесрочной перспективе, остается плавное снижение инфляции. “Денежно-кредитная политика на 2002 г. будет формироваться на основе двух базовых принципов. Первый – это применение метода целевой инфляции, второй – использование денежного агрегата М2 в качестве промежуточного ориентира денежно-кредитной политики.”**  Важным инструментом денежно-кредитной политики будут оставаться операции на открытом рынке (особенно с облигациями Банка России и государственными ценными бумагами), но это во многом зависит от устранения оставшихся законодательных ограничений по выпуску облигаций и повышения степени ликвидности государственных ценных бумаг. Банк России намерен воздерживаться от изменения нормы обязательных резервов. Процентная политика будет строиться с таким расчетом, чтобы содействовать формированию объективного уровня процентных ставок в экономике с целью регулирования совокупного спроса. Стабильный рост экономики на основе низкого уровня инфляции и снижение цены кредитных ресурсов – вот главная задача денежно-кредитной политики.


16. Денежно-кредитная политика центрального банка (монетарная политика) — это совокупность государственных мероприятий, регламентирующих деятельность денежно-кредитной системы, рынка ссудных капиталов, порядок безналичных расчетов с целью достижения ряда общеэкономических целей: стабилизации цен, темпов экономического роста, укрепления денежной единицы.
Большинство экономистов рассматривают кредитную политику как неотъемлемую часть любой экономической политики. Действительно, в ее пользу можно привести несколько конкретных доводов:
ПЛЮСЫ:
1.   Быстрота и гибкость, то есть по сравнению с фискальной политикой кредитно-денежная может быстро меняться. Так, в США комитет открытого рынка Совета Федеральной резервной системы буквально ежедневно принимает решения о покупке и продаже ценных бумаг и тем самым влияет на денежное предложение и процентную ставку.

2.   Слабая зависимость от политического давления. Например, провести в Государственной Думе новый налог либо поднять ставку уже имеющегося значительно сложнее, нежели повысить учетную ставку Центрального банка, хотя и в последнем случае ощущается влияние политической Среды. Кроме того, даже по своей природе кредитно-денежная политика мягче и консервативнее в политическом отношении, чем фискальная. Изменения в государственных расходах непосредственно влияют на перераспределение ресурсов. В то время как кредитно-денежная политика, наоборот, действует тоньше, а потому представляется более приемлемой в политическом отношении.

3.   Монетаризм, представители которого аргументировано доказывают, что изменение денежного положения и количества денег в обращении — ключевой фактор определения уровня экономической активности и фискальная политика относительно неэффективна.


Однако следует признать, что кредитно-денежная политика страдает определенной ограниченностью и в реальной действительности сталкивается с рядом сложностей:

МИНУСЫ:
1. Циклическая ассиметрия, то есть если проводить политику дорогих денег, то будет достигнута такая точка, в которой банки станут вынуждены ограничить объем кредитов, что означает ограничение предложения денег. В то время как политика дешевых денег может обеспечить коммерческим банкам необходимые резервы, то есть возможность предоставлять ссуды, однако она не в состоянии гарантировать, что последние действительно выдадут ссуды и предложения денег увеличиться. Население тоже может сорвать намерения Центрального банка,  покупая у населения облигации, могут использоваться населением уже имеющихся ссуд.

Эта циклическая ассиметрия является серьезной помехой кредитно-денежной политики лишь во время глубокой депрессии. В нормальные периоды повышение избыточных резервов ведет к предоставлению дополнительных кредитов и тем самым к увеличению денежного предложения.

2. Изменение скорости обращения денег. Так, с точки зрения денежного обращения общие расходы могут рассматриваться как денежное предложение, умноженное на скорость обращения денег. В связи с этим некоторые кейнсианцы считают, что скорость обращения денег имеет тенденцию меняться в направлении, противоположном предложению денег, чем ликвидирует изменения в последнем, вызванные кредитно-денежной политикой. Иначе говоря, во время инфляция, когда предложение денег ограничивается политикой ЦБ, скорость обращения денег склонно к возрастанию. И наоборот, когда принимаются политические меры для увеличения предложения денег в период спада, скорость обращения вероятно упадет. 

3. Влияние инвестиций, то есть действие кредитно-денежной политики может осложниться и даже временно затормозиться в результате неблагоприятных изменений расположения кривой спроса на инвестиции. Например, политика сужения кредитоспособности банков, направленная на повышение процентных ставок, может оказать слабое влияние на инвестиционные расходы, если одновременно спрос на инвестиции, вследствие делового оптимизма, технологического прогресса или ожидания в будущем более высоких цен на капитал растет. В таких условиях для эффективного сокращения совокупных расходов кредитно-денежная политика должна поднять процентные ставки чрезвычайно высоко. И наоборот, серьезный спад может подорвать доверие к предпринимательству, и тем самым свести на нет всю политику дешевых денег


<< предыдущая страница