prosdo.ru
добавить свой файл
1
Билет 8


1.Принципы права ЕС- это основные начала данной правовой системы, которые определяют содержание правотворческой , правоприменительной и правоохранительной деятельности союза в целом и государств– членов. Общие (П свободы, демократии, ув.прав человека и свобод, правового государства,равенства,) и специальные принципы(П.экологической политики, эконом.политики, институционого права Союза).

Принцип прямого действия права ЕС ( direct effect ) - специальный принцип ЕС. Специальные делятся на отраслевые и функциональные принципы. именно функциональные принципы подчеркивают специфику права ЕС как самостоятельной правовой системы. Функциональные принципы были сформулированы в решениях Суда Е.Сообществ на основе толкования положений учредительных договоров. К функциональным относят принцип прямого действия и принцип верховенства права ЕС.

Принцип прямого действия права ЕС был определен Судом .

Прямое действие права ЕС – органы ЕС могут непосредственно регулировать общественные отношения с участием граждан, предоставлять им права и возлагать на них обязанности.

Данный принцип имеет два аспекта:

1.Право Евр. Сообществ признается правоприменительными органами государств-членов (в первую очередь национальными судами) в качестве действующих и обязательных к исполнению норм;

2.Право Евр. Сообществ непосредственно, достаточно ясно и точно наделяет физические и юридические лица конкретными или государственные органы – полномочиями по их защите.

Соответственно, если физическое или юридическое лицо государства-члена обратиться в национальный суд с требованием о защите своих прав по законодательству Сообществ, суд государства должен предоставить ему такую защиту.

Данный принцип имеет несколько ограничений:

1.Не распространяется на нормы, принятые в реализацию положений о деятельности ЕС по второй (общая внешняя политика и политика безопасности (ОВПБ)) и третьей опоре (сотрудничество полиций и судебных органов в уголовно-правовой сфере (СПСО);


2.Не распространяется на нормы, принятые в сфере, охватываемой разделом Договора о ЕС «Визы, предоставление убежища, иммиграционная политика и другие направления политики, связанные со свободой передвижения людей» до ее коммунитаризации;

3.Не распространяется на нормы , принятые во исполнение обязательств по соглашению о Е.экономическом пространстве с Австрией, Швецией и Финляндией до вступления этих стран в ЕС в 1995 году.
2. четыре "дорожные карты" по четырем общим пространствам, принятые в Москве в ходе встречи на высшем уровне между представителями ЕС и России в мае 2005 г., которые воплощают в себе концепцию четырех общих пространств и развивают в соответствующих сферах положения Соглашения о партнерстве и сотрудничестве применительно к сегодняшнему дню.
Это Дорожные карты по общему:


пространству науки и образования, исключая культурные аспекты.

В практическом плане это должно было вылиться в сближение экономик России и Евросоюза, углубление совместного сотрудничества в борьбе с организованной преступностью, терроризмом, незаконной миграцией, а в перспективе — и в отмену визового режима. Соглашением 2005 года предусматривалось осуществлять стратегическое партнёрство через формирование четырёх общих пространств («дорожные карты»):



8. Общие принципы права Е.Союза. Ответственность гос-чл за их нарушение.
Это те принципы, которые относятся ко всей правовой системе в целом и касаются любых вопросов правовой жизни Союза.

3 группы:
  • общие принципы права: принцип правовой определенности (не допускается обратная сила предписаний, ухудшающих положение частных лиц), принцип исключении двойного наказания за одно и то же деяние, принцип обязанности соблюдения договоров.


  • Общие принципы европейского права: принцип уважения прав человека и основных свобод ( ст.6 Договора о Е.Союзе), принцип свободы, принцип демократии, принцип правового государства (господства права), принцип равенства ( т.е. юридическое равенство, недискриминация по государственной принадлежности, половое равенство, социальное равенство, уважение культурного, религиозного и языкового разнообразия), принципы субсидиарности и пропорциональности ( обуславливают разграничение компетенции в Е.Союзе и гарантируют невмешательство органов власти верхнего уровня в дела органов власти более низкого уровня, в дела частных лиц), процессуальные принципы – право на эффективное судебное обжалование, право на юридическую помощь, на конфиденциальность информации, полученной адвокатом или представителем etc, - обеспечивают состязательность и равноправие сторон в процессе, либеральный характер судопроизводства.

  • Принципы МП: принцип неприменения силы или угрозы силой, принцип суверенного равенства государств, добросовестного выполнения международных обязательств, уважения прав и свобод человека, мирного разрешения споров, сотрудничества и др.

Ответственность государств-членов за нарушение права Евр. Сообществ перед частными лицами – может выражаться в неимплементации или неправильной имплементации норм права Евр. Союза в национальное право государств-членов. При наличии такого несоответствия частные лица государств-членов имеют право обращаться в национальные суды с требованием признания тех или иных прав по законодательству Союза, которые не обеспечиваются в национальном законодательстве, и требовать от государства возмещения ущерба, возникшего в результате этого.
Вопрос 2 билет 8

Третью группу, на мой взгляд, составляют четыре "дорожные карты" по четырем общим пространствам, принятые в Москве в ходе встречи на высшем уровне между представителями ЕС и России в мае 2005 г., которые воплощают в себе концепцию четырех общих пространств и развивают в соответствующих сферах положения Соглашения о партнерстве и сотрудничестве применительно к сегодняшнему дню.


Это Дорожные карты по общему:


  • экономическому пространству,

  • пространству свободы, безопасности и правосудия,

  • внешнему пространству,

  • пространству науки и образования, исключая культурные аспекты.


Дорожные карты содержат в своих положениях комплекс практических мероприятий на ближайшую перспективу взаимоотношений сторон, однако не закрепляют сроков реализации этих мероприятий и четких механизмов контроля и ответственности.

В этом отношении дорожные карты повторяют схему оформления отношений между Россией и ЕС, сложившуюся в последние 10 лет. Все вопросы в двусторонних отношениях за эти годы всегда решались на основе инструментов политического взаимодействия и достижения компромиссов, что приводило к росту политически деклараций, а не юридических соглашений[5].

Соглашением 2005 года предусматривалось осуществлять стратегическое партнёрство через формирование четырёх общих пространств («дорожные карты»):

  • экономического,

  • внутренней безопасности и правосудия,

  • внешней безопасности,

  • науки и образования.

Идею ОЕЭП предложил Романо Проди в 2001 г. на саммите ЕС — Россия. Но до настоящего времени эта идея не может быть осуществлена, так как между ЕС и Россией не существует даже зона свободной торговли.

В практическом плане это должно было вылиться в сближение экономик России и Евросоюза, углубление совместного сотрудничества в борьбе с организованной преступностью, терроризмом, незаконной миграцией, а в перспективе — и в отмену визового режима.


Общее пространство внешней безопасности предполагало наращивание сотрудничества сторон в решении международных проблем.

По статистике, на Евросоюз приходится половина объёма внешней торговли России, а государства-участники этой организации являются крупнейшими прямыми инвесторами в российскую экономику.

В 2003 году товарный обмен между РФ и Евросоюзом (с учётом новых его членов, вступивших в ЕС в 2004) достиг 92 млрд евро. Из Европы в РФ поступают преимущественно машины и оборудование, готовая промышленная продукция, товары широкого потребления. ЕС — главный для России источник современных технологий.

Россия в основном выступает в роли поставщика энергоресурсов. Доля «Газпрома» в поставках природного газа в Западную Европу составляет 25 %. Эстония, Литва, Латвия и Словакия практически полностью зависят от российского газа, а Венгрия, Польша и Чехия — на две трети и более. Что касается нефти, то Россия поставляет в ЕС 44 % от её общего импорта. Следует, однако, иметь в виду, что по существующим документам ЕС государства-члены обязаны диверсифицировать импорт — что неминуемо приведёт к снижению российского экспорта энергоносителей в Европу и необходимости для России выходить на новые рынки сбыта.


[править] Безвизовый режим

27 августа 2002 г. президент России Владимир Путин направил в адрес председателя Европейской Комиссии и глав государств-членов ЕС послание по проблематике жизнеобеспечения Калининградской области в свете расширения ЕС, в котором было предложено рассмотреть вопрос о переходе в перспективе на безвизовый режим взаимных поездок. Это послание явилось официальным началом переговоров по вопросу безвизовых поездок граждан России и стран Европейского Союза. На удивление, ЕС не отверг возможность установления безвизового режима с Россией, а, напротив, на заседании Совета ЕС в Брюсселе 30 сентября 2002 г. было принято решение рассмотреть отдельно в качестве долгосрочной перспективы вопрос о возможности установления с Россией безвизовых отношений.[2].

17 июля 2003 года глава Европейской комиссии Романо Проди заявил, что в течение ближайших пяти лет может быть ликвидирована нынешняя система виз для въезда граждан России в страны Евросоюза[3].

19 июня 2006 года постоянный представитель РФ при Евросоюзе Владимир Чижов заявил, что рано или поздно, может быть, к 2008 году, РФ и ЕС выйдут на безвизовый режим[4].

7 июля 2008 года глава международного комитета Госдумы Константин Косачев заявил, что Россия и ЕС готовы, через два-три года перейти к полной отмене визового режима[5].