prosdo.ru
добавить свой файл
1 2 ... 7 8
religion_selfДжонатанЭдвардсПризнаки работы Духа Истины

В основе книги — личный опыт Джонатана Эдвардса, как пастора и проповедника Евангелия. Он был свидетелем обращения к Богу очень большого количества людей, которые были уверены в прощении своих грехов. Однако Эдвардс обнаружил, что по прошествии времени многие из этих людей вернулись к своей прошлой греховной жизни. Он начал рассуждать о причине этого явления и пришел к выводу, что люди были обмануты сатаной, который для более успешного их обольщения подражает работе Бога (1 Иоан.4:1). И в этой книге Джонатан Эдвардс показывает различие между работой Духа Истины и духа заблуждения. Особое внимание уделяется вопросу: как узнать работу Духа Божьего? Он подробно говорит о действиях Духа Святого в душе человека, таких, как сознание греховности, обращение к Богу, о вере и ее плодах.
RUenСергейВладимировичИрюпинlamphttp://biblelamp.ru/webmaster@biblelamp.ru
FB Editor v2.0
22 October 20091000741.0
1.0 — форматирование текста

Джонатан Эдвардс. Признаки работы Духа Истины
DTRS
1998
<br> Джонатан Эдвардс. Признаки работы Духа Истины<br>

<br> От издательства<br>

Благочестивому читателю предлагается впервые переведенная на русский язык небольшая по объему книга знаменитого богослова конгрегационалистской церкви Соединенных Штатов Америки колониального периода Джонатана Эдвардса (1703–1758), впервые опубликованная на английском языке в 1741 году. Ее полное наименование — «Отличительные признаки работы Духа Божьего, рассмотренные на примере тех необычных явлений, которые в последнее время имели место в жизни многих людей в Новой Англии, с особенным рассуждением о чрезвычайных обстоятельствах, сопровождавших эту работу».


Книга была издана с предисловием некоего г-на В.Купера, которое также предлагается русскому читателю. Сам г-н Купер, по-видимому, был также служителем конгрегационалистской церкви в г. Бостоне.

Приводим краткие сведения об авторе книги Джонатане Эдвардсе, а также об обстоятельствах и причинах, побудивших автора написать ее. Джонатан Эдвардс, конгрегационалистский проповедник из Западного Массачусетса, считается одним из самых известных богословов XVIII века и, возможно, самым знаменитым священником колониального периода истории Соединенных Штатов Америки.

Он родился в 1703 г. в г. Ист-Виндзор на северо-востоке США, то есть районе, называемом Новой Англией, в котором обосновались пуритане, переселенцы из Англии, которые создали там свои колонии и в религиозных вопросах придерживались абсолютной преданности кальвинизму. Так как церковное управление пуритан осуществлялось в рамках отдельных конгрегации, такие пуританские церкви получили название конгрегационалистских. Конгрегационалистская церковь в колонии «Новая Англия» была признана государственной.

Получив духовное образование, Джонатан Эдвардс некоторое время работал приходским священником, затем в течение трех лет преподавал в Иельском колледже. С 1727 года он снова работает священником и преподавателем богословия в г. Нортхемптон. Во время его служения в этом городе началось так называемое Великое Пробуждение.

Но для большей ясности коротко остановимся на духовных процессах, имевших место в XVII–XVIII вв. в конгрегационалистской церкви Соединенных Штатов Америки.

С самого начала конгрегационалисты придерживались строгих кальвинистских правил при приеме новых членов: членами их общин могли стать только возрожденные люди, обращенные в истинную веру. Кальвинистское понимание обращения требовало наличия у обращенных людей особых драматических переживаний, которые должны были удостоверить избранность человека для спасения. Только те люди, которые имели опыт таких переживаний, могли становиться членами церкви и, соответственно, получали право крестить своих детей.


Однако через одно-два поколения многие из верующих-конгрегационалистов перестали искать подобные переживания, а поэтому и не могли быть приняты в поместные церкви. Церковь стояла перед лицом кризиса. И тогда руководители конгрегационалистов пошли на компромисс, разрешив и таким верующим быть в церкви и крестить своих детей. Естественно, это значительно увеличило приток прихожан в церкви и послужило причиной начала так называемого Великого Пробуждения, которое стало наиболее значительным событием в религиозной жизни Америки колониального периода.

Пробуждение началось с оживления жизни поместных церквей, а затем привело к широкому распространению религиозных идей по всем районам Америки. Огромную роль в этом движении сыграли проповедник-реформат из Нидерландов Теодор Фрейлингуйсен (1703–1764), моравские братья, священник-пресвитерианец Гилберт Теннент (1703–1764) и автор настоящей книги Джонатан Эдвардс (1703–1758).

Джонатан Эдвардс, совершая свой пасторский труд и проповедуя Евангелие, прилагал большие усилия для того, чтобы движение имело правильное направление. Однако ему пришлось испытать разочарование: когда он отверг, как неправильное, мнение своего предшественника пастора Стоддарда о том, что Святое Причастие является средством к обращению человека (то есть является таинством) и что для участия в Вечере не требуется иметь душеспасительную веру, его отстранили от церковного труда.

С 1751 года Джонатан Эдвардс трудился в качестве миссионера среди индейцев. В 1757 году он был избран президентом Принстонского Колледжа, но вскоре заболел оспой и умер.

Джонатан Эдвардс написал много книг, для которых характерны ясная аргументация и глубокое понимание Священного Писания.

Что же побудило Джонатана Эдвардса написать публикуемую нами книгу? В основе этой книги — его личный опыт, как пастора и проповедника Евангелия. Он был свидетелем обращения к Богу очень большого количества людей, которые были уверены в прощении своих грехов. К своему великому прискорбию Эдвардс обнаружил, что по прошествии некоторого времени многие из этих людей вернулись к своей прошлой греховной жизни. Он начал рассуждать о причине этого явления и пришел к выводу, что эти люди были обмануты сатаной, который для более успешного их обольщения подражает работе Бога (1Иоан.4:1). И в своей книге Джонатан Эдвардс показывает различие между работой Духа Истины и духа заблуждения. Особое внимание он акцентирует на вопросе: как узнать работу Духа Божьего? Он подробно говорит о действиях Духа Святого в душе человека, таких, как сознание греховности, обращение к Богу, вера и ее благословенные плоды.


В то же время Эдвардс отмечает, что некоторые из этих проявлений могут иметь место в душе человека и тогда, когда он находится под влиянием духа заблуждения.

С одной стороны, он описывает те признаки, которые являются общими для каждого истинного обращения к Богу. А с другой стороны, он говорит о том, как по-разному порой действует Дух Святой в душах людей, когда они обращаются к Богу. Автор рассматривает также и то, какие дары Дух Святой может дать человеку, как эти дары нужно оценивать и как с ними надлежит обращаться.

И всякий раз, когда автор высказывает какую-либо мысль, он неизменно подтверждает ее местами из Священного Писания. Эта особенность данной книги является весьма привлекательной для всякого вдумчивого и непредубежденного читателя.

Мы искренно надеемся, что издание этой книги на русском языке послужит большим благословением и для церквей евангельско-баптистского братства.

И вот почему. Нынешнее время, как никогда в истории христианства, характерно широким распространением харизматических учений, которые проникают во все христианские деноминации. Через печать, радио и телевидение возвещается о сверхъестественных и фантастических опытах проявления Духа Святого. Например, о том, как Дух Святой «сбивает» с ног людей, вызывает так называемый «святой хохот», «исцеляет» испорченные автомобили, наполняет пустые бензобаки бензином, «воскрешает» мертвых щенков, и многое другое, часто невероятное и странное.

По этой причине христиане нашего времени особенно нуждаются в твердом библейском основании для того, чтобы отличить действие Святого Духа от действий духов обольстителей.

Следует учесть, однако, что:

во-первых, служение автора этой книги пастора Эдвардса проходило еще до появления современного пятидесятнического и харизматического движений, а поэтому в его книге, естественно, не могли найти отражения некоторые из отличительных особенностей, присущие именно этим движениям;

во-вторых, излагая отличительные признаки работы Духа Святого, автор рассматривает опыт так называемого Великого Пробуждения в XVIII веке среди конгреционалистских церквей в Новой Англии. Естественно, что этот опыт незнаком верующим из евангельско-баптистских церквей в нашей стране.

Возможно, не все из этого опыта будет понятным для нашего читателя, и не все ему покажется приемлемым, но издательство сознательно не делает каких-либо сокращений его книги для того, чтобы читатель мог самостоятельно дать им оценку.

Таким образом, всякий читающий должен отдавать себе отчет в том, что в настоящей книге изложены события и взгляды, характерные для определенного периода в истории христианства на Земле, и мы очень надеемся, что многое из этой книги будет не только интересным, но и полезным для нас, евангельских христиан-баптистов.

Хотелось бы также отметить, что издание этой книги на русском языке, как и двух предыдущих книг, изданных нами (книги пастора Томаса Бостона «Природа человека в ее четырех состояниях» и Джона Буньяна «Христос — Совершенный Спаситель»), стало возможным благодаря спонсорской поддержке Реформаторской церкви Голландии, за что мы от всего сердца благодарны Господу.

Да благословит Господь издание этой книги!

Братство Независимых Церквей и Миссий

Евангельских христиан-баптистов Украины

<br> Предисловие В. Купера к первому изданию книги в 1741 г<br>

История человечества от начала и до наших дней — до времени Церкви — представляет собой последовательность отдельных диспенсаций (Божиих домостроительств), то есть периодов различного проявления Божией милости к человеку. Сначала была диспенсация древних патриархов, затем — диспенсация закона Моисея и, наконец, наступила диспенсация Евангелия Иисуса Христа или период Церкви, во время которого мы теперь живем. Этот период является самым светлым, превосходящим своею славой все остальные, ибо он имеет особые преимущества перед ними.


Поэтому к нам, имеющим такое великое счастье жить в христианскую эру, относится слово нашего Спасителя, сказанное Им Своим ученикам в тот момент, когда Он впервые возвестил им о Царстве Мессии, Царствии Божием, когда сила и свет Евангелия были явлены через проповедь Иисуса Христа: «Блаженны очи, видящие то, что вы видите! Ибо сказываю вам, что многие пророки и цари желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали» (Лук. 10:23–24).

Диспенсация закона Моисеева, несмотря на то что ее слава была сокрыта под покровом ветхозаветных символов и образов, все же далеко превзошла славу предшествовавшего ей периода. Но диспенсация Евангелия настолько величественна в своей славе, что полностью затмевает славу закона, подобно тому, как меркнут звезды, когда восходит солнце и шествует по небу в своей силе.

И, прежде всего, необходимо подчеркнуть, что Евангелие благодати является таким величественным благодаря служению Духа Святого. Для того чтобы возвестить Благую весть о спасении во Христе, Дух Святой должен был излиться на Церковь в преизобильной мере, — и не только чудодейственными дарами, как это было в ранний период Церкви, но и внутренней спасающей силой. Эта сила сопровождала видимое служение Церкви, чтобы многие грешники могли обратиться ко Христу и духовная жизнь была сообщена душам, мертвым по своим преступлениям и грехам, и, таким образом, они могли бы стать причастниками вечной жизни.

Поэтому, сравнивая Ветхий и Новый Заветы, закон Моисея и Евангелие Иисуса Христа, апостол Павел говорит: «Буква убивает, а дух животворит. Если же служение смертоносным буквам, начертанное на скрижалях, было так славно, что сыны Израилевы не могли смотреть на лицо Моисеево по причине славы лица его преходящей, — То не гораздо ли более должно быть славно служение духа?» (2Кор. З:6–8).

Благословенным временем проповеди Евангелия пользуются и другие христианские деноминации, тем самым увеличивая его значение и ценность для нас. Мессианский пророк назвал это время «летом Господним благоприятным» (Ис.61:2, Лук.4:19). Оно может также быть названо летом благодати и человеколюбия, летом доброй воли Господа, потому что в планах Божиих это время предназначено стать особым периодом, в который Он хотел бы чудесным образом являть Свое милосердие и благоволение и раздавать духовные благословения полной и щедрой рукой.


Этот период также, по словам нашего Спасителя (Иоан.3:7), является временем возрождения. Оно знаменует не только славное возвращение всего утерянного человеком и обретенного вновь в результате наступления христианской диспенсации, но и обновляющую работу благодати Божией в спасающихся душах, которая началась с наступлением христианской эры и будет продолжаться до ее окончания.

Лишь немногие души были обновлены и освящены во времена Ветхого Завета, по сравнению с примерами обильного проявления благодати Божией в Новозаветное время. Великое множество спасенных, вошедших в евангельские церкви с того времени, когда Евангелие было возвещено впервые, дает нам основание для радостного восклицания, которое, в действительности, было пророчеством об этом времени: «Кто это летят, как облака, и как голуби — к голубятням своим?» (Ис.60:8). Сила Божественного Духа, сопровождавшая служение Слова, была так велика, что от одной проповеди обращались тысячи.

Однако, несмотря на такое щедрое излияние Духа Святого в то время, когда свет Евангелия впервые засиял над миром, что было славной весной пришедшей на землю христианской религии, все же наступило постепенное угасание его спасающего света и влияния. Проповедь Евангелия стала менее успешной и христианство повсеместно утратило силу и свежесть.

Но во время Реформации, начавшейся в странах, исповедовавших католическую религию, когда свет Благой вести опять с великой силой излился на Церковь, разогнав тучи антихристианской темноты, покрывавшей ее, сила Божественной благодати снова в такой значительной степени сопровождала проповедь Слова, что это привело к поразительному успеху в обращении и наставлении душ. Благословенные плоды этого духовного успеха проявились в сердцах и в жизни людей, исповедующих евангельскую веру. Это был один из «дней Сына Человеческого» (Лук.17:22), в который прославленный Искупитель во всей Своей славе и величии выступил на белом коне чистого Евангелия, «чтобы победить» (Откр.6:2); лук в Его руке, подобно луку Ионафана, не оказался пустым, без стрел (1Цар.20:36).


Но какое мертвое и бесплодное время для всех церквей Реформации наступило теперь и продолжается уже длительное время… Золотые дожди удержаны небесами, влияние Духа прекратилось, и, как следствие этого, проповедь Евангелия не имеет значительного успеха. Обращения стали редкими и сомнительными: мало рождается Божиих сыновей и дочерей. Сердца христиан теперь не так горячо воодушевляются и подкрепляются при совершении христианских священнодействий, как это было раньше.

То, что в течение многих лет Церковь в нашей стране находилась в таком печальном состоянии (за исключением одного или двух отдельных мест, где временами изливался дождь Божией благодати, в то время, как другие города и церкви не испытывали этого), подтвердят все верные служители и истинные христиане, которые развивали в себе духовное ведение и оплакивали состояние церкви. По этой причине наши общественные молитвы от воскресенья и до воскресенья содержали постоянные прошения о том, чтобы Бог излил от Духа Своего на нас и совершил «дело Свое среди лет» (Авв.3:2). Помимо ежегодных постовых дней, установленных руководством церкви, в большинстве церквей назначались особые дни, чтобы в посте и молитве просить, дабы Он, «когда придет, дождем пролил… правду» (Ос. 10:12).

И вот, Господь, Которого мы искали, вошел «внезапно… в храм Свой» (Мал.3:1). Ни мы, ни наши отцы, несомненно, никогда не видели такого времени и не испытывали такой благодати, какую мы имеем сейчас. В некоторых случаях ее проявления настолько удивительны, что, я думаю, подобного не бывало со времен того необычайного излияния Духа Святого, которое произошло сразу же после Вознесения Господа. Кажется, что к нам вернулись апостольские времена: так убедительно продемонстрирована власть и благодать Божественного Духа в собрании Его народа и такое великое свидетельство Бог дал Слову Евангелия.

Я вспоминаю один замечательный отрывок из книги ныне покойного пастора и ученого г-на Хау. Полагаю, что его слова достойны того, чтобы привести их здесь. Они касаются рассуждений г-на Хау по поводу процветающего благодаря обильному излиянию Духа Святого состояния христианской церкви.


«В то время, — говорит он, — когда Дух обильно изольется, каждый служитель, безусловно, будет иметь свою соответствующую долю в этом. И когда такое время прийдет, я верю, что вы (или те, которые доживут до того времени) услышите много иных проповедей, отличающихся от тех, которые обыкновенно можно слышать сейчас: тогда люди, без сомнения, будут иметь дело с проповедями другого духовного уровня.

Слишком очевидно и печально то, что великое отступление от Духа Божьего наблюдается даже среди нас. Поэтому мы не знаем, как нужно говорить, чтобы пробудить живые чувства в душах людей и достичь их сердец. Наши слова часто умирают на наших устах, — так что мы молчим, или же они произносятся, — но умирают, не успев дойти от нас к людям. Мы падаем духом и робеем, когда говорим с людьми. Долгий опыт безуспешного служения привел нас к тому, что мы потеряли надежду. Мы говорим не так, как те мужи, которые надеются убедить своего собеседника, ожидающего увидеть в нас людей серьезных, святых, преданных Богу и живущих достойно христианина.

Методы привлечения и убеждения душ, которые были известны некоторым из нас, большей частью уже утеряны. Есть очень много путей для работы с душами, — больше, чем мы имеем сейчас. Они применялись служителями для смягчения ожесточенных, пробуждения беспечных, убеждения и увещания упрямых и достижения сердец недовольных. Безусловно, когда наступит то великое излияние Духа, которое мы ожидаем, тогда щедрая доля благодати будет излита и на служителей. Они будут знать, как говорить, чтобы достигнуть лучших результатов. Они будут проповедовать с большим состраданием, с большей серьезностью, с большим авторитетом и привлекательностью, чем делают это сейчас».

В соответствии с вполне обоснованными ожиданиями этого великого служителя и превосходного человека, мы видим очевидное их исполнение в наши замечательные дни. Среди нас появилось очень много проповедников, которых Бог так обильно благословил силой Духа Святого, что мы порой готовы сравнивать их с Варнавой, который был «муж добрый и исполненный Духа Святого и веры» (Деян. 11:24).


Эти служители Божий проповедуют Евангелие благодати в разных местах, делая это с необычайным усердием и прилежанием. Доктрины, которые они излагают, являются доктринами Реформации, под влиянием которых истинная набожность и богопочитание так пышно расцвели в прошлом столетии.

Наиболее важные моменты, на которых сосредотачиваются их проповеди, — это виновность человека перед Богом, его моральная развращенность и беспомощность; сверхъестественное возрождение Духом Божиим; признаки, сопровождающие рождение свыше; оправдание даром по вере в праведность Иисуса Христа. Сила их проповеди заключается не в привлекательных словах человеческой мудрости, но они проповедуют мудрость Божию среди совершенных (1 Кор.2:6). Горячая любовь ко. Христу и к человеческим душам согревает их сердца и оживляет их труд. Бог сделал их Своими служителями, наделил деятельным духом и зажег огнем пламенной ревности. Его слово в их устах стало «подобно огню» и «молоту, разбивающему скалу» (Иер.23:29). Везде, где бы они ни трудились, Бог очевидным образом содействовал им при подкреплении «слова последующими знамениями» (Марк. 16:20). Такая великая сила и присутствие Божие в собраниях верующих не были известны с тех пор, как Бог воздвиг Свое святилище — Церковь — на этой земле. Воистину, Он прославил дом Своей славы!

Эта работа Духа Святого по своему размаху поистине впечатляюща. Ее можно наблюдать в большей или меньшей степени в разных провинциях нашего континента, простирающихся на многие сотни миль. Бог «посылает Слово Свое на землю, быстро течет Слово Его» (Пс. 147:4). Оно вошло и распространилось в самых населенных городах, в главных местах скопления людей и в центрах деловой жизни. Слава Господу, что Его Слово проникло в учебные заведения как в Новой Англии, так и в соседних колониях. Пусть Дух Святой постоянно пребывает и там, и здесь, охватывая и духовно отшлифовывая нашу преданную Господу молодежь подобно тому, как полируют древко знамени, чтобы подготовить ее к битвам Господним с силами тьмы по призвании Богом на служение.


О необычности действия Духа Святого свидетельствует также и количество обращенных при этом пробуждении людей. Погибающие грешники обращались к Богу сотнями, в разных местах звучал один и тот же вопрос: «Что мне делать, чтобы спастись?» (Деян.16:30). Я действительно полагаю, что прошлой зимой тысячи людей в нашей метрополии находились под таким сильным воздействием Духа Святого, какого ранее они никогда не испытывали.

Результаты этой Божьей деятельности оказались поразительными также и в том, что люди самого разного возраста испытали влияние Духа Святого. Некоторые пожилые люди были выхвачены Богом из погибающего мира, как ветви из пламени огня. Бог их родил поздно и сделал памятниками Божественной милости, подобно апостолу Павлу, который говорит о себе в Послании к Тимофею (1 Тим.1:1б).

Но здесь, у нас, дух пробуждения, главным образом, коснулся сердец молодых людей. Полная жизненных сил молодежь под действием Божией благодати, словно ветви ивы, склонилась перед скипетром Искупителя и охотно выразила решимость служить Ему. Это есть исполнение пророческого слова: «из уст младенцев и грудных детей» Бог устроил Себе хвалу, «дабы сделать безмолвным врага и мстителя» (Пс.8:3).

Люди, посвятившие себя Богу, были разными по своему рангу и положению в обществе: некоторые принадлежали к людям знатным и богатым, большинство же были простыми и бедными.

Работа Духа Святого совершалась и в других странах, среди других народов. Например, Эфиопия протянула свои руки к Богу: я верю, что многие несчастные чернокожие были введены «в свободу славы детей Божиих» (Рим.8:21). Эта работа происходила в самых различных обстоятельствах и условиях. Самые невежественные и немудрые мира сего, младенцы в познании, сделались мудрыми ко спасению и учили других небесным истинам, сокрытым от мудрых и разумных в мире сем. Благодаря этому некоторым ученым и мудрым по плоти открылось об Отце Небесном то, чему не научила бы их кровь и плоть.

А те, которые придерживались модернистских взглядов и чья вера была ничем иным, как удобной и утонченной религией настоящего времени, победили свои предрассудки, преодолели свои плотские помышления и склонили свое понимание перед тайнами Евангелия. Сейчас они обладают Истиной, которая находится во Христе; их вера утверждается не на «мудрости человеческой, но на силе Божией» (1 Кор.2:5). Некоторые из самых грубых и беспорядочных людей сделались дисциплинированными и рассудительными во всех своих поступках. Беспечные и легкомысленные стали степенными и серьезными.


Некоторые из величайших грешников превратились в подлинно святых людей: пьяницы стали трезвенниками; блудники и прелюбодеи — целомудренными; ругатели и хулители научились трепетать перед славным и страшным для грешников именем Господа Бога; плотские люди, всецело поглощенные мирскими заботами, стали искать прежде всего Царствия Божьего и правды Его (Матф.6:33); насмешники и хулители этой благословенной работы Духа Святого и их приспешники также покорились побеждающей силе Господа. Некоторые люди подобного сорта, похожие на тех, которые некогда в Афинах приходили послушать апостола Павла с мыслями: «что хочет сказать этот суеслов?» (Деян. 17:18), не могли противостоять силе и Духу проповедников. Они сидели, трепеща перед Словом Божиим, и поспешно уходили прочь, чтобы не расплакаться в сокрушении сердца. Впоследствии такие люди присоединялись к церкви, как когда-то Дионисий Ареопагит к ап. Павлу (Деян. 17:34). Я знаю и мог бы привести здесь многие другие подобные примеры.

Добродетельные и благовоспитанные люди убедились в том, что мирская мораль и этика — это не то основание, на котором мы можем положить свои надежды в вопросе своего спасения, и с воодушевлением стали искать новое рождение и живительный союз со Христом через веру. Номинальные верующие, подобным образом пробужденные от своего мертвого и формального поклонения Богу, также покорились силе истинного благочестия. Они увидели, что находятся в состоянии ложного покоя, и обратились к Богу, чтобы воздвигнуть свою надежду исключительно на твердом основании праведности Единственного Посредника между человеками и Богом Иисуса Христа. Одновременно многие из детей Божиих духовно ободрились и укрепились в вере. Пробудившись от сонного состояния, в которое они впали, они искренно и усердно, со всем старанием стали «делать твердым» свое звание и избрание (2 Пет. 1:5-10). Воистину, они с пользой для себя употребили это драгоценное, живительное и Богом запечатленное время.

Таким образом, Божественное влияние в этот славный период времени действительно было обширным и всеобщим.


Еще один момент заслуживает нашего внимания — это единообразие методов работы Духа Святого. На основании полученных мною писем, а также бесед со служителями и другими людьми, которые проживали в то время в различных регионах нашей страны, где происходило это пробуждение, стало очевидным, что во всех этих местах совершалась одна и та же работа и ее признаки были одинаковыми, а вернее, единообразными. Несмотря на то, что эта деятельность происходила при различных обстоятельствах, как и в прошлые, похожие на это, времена, особенные проявления Святого Духа, которыми сопровождалось это пробуждение, никогда не были настолько похожими. Конечно, во все времена существовали те, кто не одобрял эту работу, но обращения людей к Богу в целом отличались большим единообразием признаков, где бы они ни происходили.

Кажется разумным предположить, что в этот необычайный период Богу угодно было совершать труд Своей благодати более очевидным и славным способом, который мог бы обратить на себя внимание окружающего мира. В такое время, я повторяю, разумно предположить, что могут иметь место некоторые особые проявления Духа при обращении душ, не характерные для какого-либо другого времени. Поэтому истинные обращения и сопровождались такими проявлениями, которые могут быть отнесены к разряду необычных. Если бы это было не так, работа Божия не обратила бы на себя такое пристальное внимание, о ней бы так много не говорили, а Бог не имел бы благодаря этому такой великой славы, да и сама она не распространилась бы так быстро. Бог очевидным образом употребил все эти проявления для успеха Своего дела, как признак и доказательство истинности Своего присутствия.

Что касается плодов этой работы, которые мы так долго ждали, то, слава Господу, когда пришло время для выводов, эти плоды оказались непреходящими. Я не хочу этим сказать, что не было примеров фарисейства и отступничества. Писание и опыт духовной жизни говорят нам о том, что подобное происходило всегда, и этот период — не исключение. Однако я не перестаю благодарить Господа и удивляться тому, что у нас было немного таких случаев, и полагаю, что великое число тех, кто был пробужден, все еще стремятся войти в Царствие Божие через узкие врата. Большинство из тех, кто был обращен, продолжают подтверждать свое новое рождение, и, кажется, остаются верными Господу всем сердцем.


Безусловно, много нового продолжает происходить и в городе Бостоне в Новой Англии, хотя некоторые обстоятельства не содействуют тому, чтобы подобная работа стала здесь такой же очевидной, как и в других, более отдаленных и маленьких, городах. Многое в этом городе, хотя и не стало христианским под влиянием Евангелия, в значительной мере претерпело изменения.

Свет Евангелия заглянул в такие темные места, куда он ранее никогда не проникал. Трактиры, школы танцев и различного рода собрания, называемые ассамблеями, всегда выказывавшие свое враждебное отношение к истинному благочестию, потеряли многих своих посетителей. Некоторые из них уменьшили количество своих одежд и нарядов для того, чтобы своей скромностью больше быть похожими на Христа. Удивительно и, в то же время, отрадно видеть, как некоторые молодые люди, в том числе и молодые женщины, еще недавно в такой большой степени подверженные тщеславию, отказались от своих пышных украшений. Это стало результатом и свидетельством живой веры этих людей и их искания внутренней славы, присущей дщери Царя (Пс.44:14). Вопросы веры сейчас все больше и больше становятся предметом обычных дружеских бесед по домам, — в большей степени, чем я встречался с этим когда-либо ранее. Доктрины благодати стали признанными и привлекательными для людей; все чаще практикуются неофициальные религиозные встречи и собрания; все больше людей посещает публичные религиозные собрания, особенно духовные лекции. Наши слушатели никогда не были так внимательны и серьезны к Слову Божиему, как сейчас. Это поистине удивительная жажда — пить «чистое словесное молоко» (1 Пет.2:2)!

Прошло больше года с тех пор, как в нашем городе было начато вечернее чтение религиозных лекций. Теперь такие чтения проводятся уже несколько раз в неделю: по два в каждый вторник и пятницу. В эти дни некоторые из наших наиболее просторных домов полностью заполняются слушателями Евангелия, которые всем своим видом и поведением свидетельствуют о том, что пришли внимать Слову Божиему, дабы иметь жизнь вечную. Вечер, проведенный в Божиих дворах, сейчас ценится этими людьми намного выше, чем вечера во многих других местах.


Многие люди очень нуждаются в доверительных и обстоятельных беседах со служителями. И так как зачастую таких людей больше, чем мы в состоянии объять своим вниманием, то мы постоянно перегружены этим трудом. Я знаю большую нужду подобного рода у людей, находящихся вокруг. Поэтому те, кто желает знать истинное состояние религиозной жизни у нас, в стране, получат определенное удовлетворение от чтения, когда в их руках окажется данная книга.

А сейчас, может ли кто-либо еще из читателей оставаться в затруднении, определяя, какому духу приписать это пробуждение? Приписывая его диаволу, как делают некоторые, мы тем самым делаем древнего змея похожим на глупую женщину, о которой написано, что она разрушит свой дом «своими руками» (Пр. 14:1). Наш Спаситель учил нас в подобных ситуациях рассуждать иначе:

«Всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет… И если сатана сатану изгоняет, то он разделился сам с собою: как же устоит царство его?» (Матф.12:25–26).

То, что некоторые люди имеют предубеждение против этой работы, а другие подвергают ее упрекам и даже оскорблениям, нисколько не умаляет ее значения, ибо это работа Бога. В этом заключается еще один характерный признак нашего пробуждения, ибо дух мира сего и Дух Божий противостоят друг другу. Поэтому и не удивительно, что сатана беснуется, демонстрируя свою ярость через тех людей, которые находятся под его влиянием, когда видит свое царство пошатнувшимся и своих подданных сотнями, и даже тысячами, оставляющих его.

Предубеждение некоторых людей, и я в этом нисколько не сомневаюсь, появляются у них по той причине, что они не имели благоприятной возможности получить правдивую информацию об этом пробуждении, а та, что получена ими, представляла этот труд Духа Святого в ложном свете.

Другие же могут оскорблять эту работу Духа Святого потому, что сами не испытывали ничего похожего. И, признавая истинность этого пробуждения, были бы вынуждены свою духовную жизнь начать с начала и положить ее на другом основании — не на том, на котором они строили до этого. Вот почему таковым бывает тяжело это сделать.


А третьим, возможно, это пробуждение не нравится потому, что оно поддерживает и подтверждает определенные принципы, еще не принятые ими, и против которых они имеют большое предубеждение, от чего им нелегко освободиться.

Я полагаю, что никому из этих людей не понравится это пробуждение, потому что они сами не были его участниками. Ибо если мы истинно любим нашего Господа Иисуса Христа, то должны радоваться, когда Он возрастает, даже если при этом мы умаляемся. Те же, кто решительно настроен не доверять этой работе Святого Духа, осуждать ее и противодействовать ей, должны быть оставлены на изволение свободной и суверенной власти и милости Бога, Который Один может просветить и спасти их.

Я готов предположить, что эти люди, если бы они жили во времена земного служения Иисуса Христа, оказались бы в числе неверующих и противящихся служению нашего Спасителя, сопровождавшегося чудесами. Злоба, которую они обнаруживают, близка к непростительному греху. Эти люди должны опасаться, чтобы их грех на самом деле не стал тем грехом, который ведет к смерти, ибо я полагаю, что такой грех может быть совершен в наши дни так же, как и в дни апостолов. Думаю, эти люди находятся сейчас в такой же опасности, в какой находились и противящиеся служению Духа Святого в те времена. Пусть, по крайней мере, Слово Божие вызовет у них благоговейный страх: «За то, что они не внимательны к действиям Господа и к делу рук Его, Он разрушит их и не созиждет их» (Пс.27:5).

Но если кто-либо из таковых людей имеет внутреннюю предрасположенность к тому, чтобы обрести уверенность, и обладает умом, открытым Божественному свету, и действительно желает знать, от Бога ли было это пробуждение, то я с большим удовлетворением и радостью порекомендовал бы им следующие страницы Джонатана Эдвардса, которые расскажут об отличительных признаках работы Духа Святого, указанных в Священном Писании и рассмотренных на примере необычных явлений, происходивших в душах многих людей в нашей стране. В этой книге все вопросы проходят испытание на соответствие Священному Писанию, которое является непогрешимым пробным камнем; взвешиваются на весах святилища с великой проницательностью и беспристрастностью.


Подобная книга своевременна и необходима, и я желаю всем своим сердцем прославить Бога за то, что Он побудил Своего слугу приняться за ее написание и милостиво помогал ему в этом.

Почтенный автор известен как «книжник, наученный Царствию Небесному» (Матф. 13:52). Место, где он был призван совершать служение, было известно как место нового опыта в религиозной жизни. Автор имел возможность наблюдать работу Святого Духа в тех местах, где она проявилась особенно сильно, беседовать со многими из тех, кто лично пережил это влияние на себе. Эти факты лучше других говорят о компетентности автора. Его аргументы и доводы в защиту пробуждения в Новой Англии взяты исключительно из Писания, а также основаны на доводах здравого рассудка и личном опыте. Думаю, что каждый искренний и здравомыслящий читатель отметит, что автор свободен от фанатизма и от какого-либо партийного духа.

В этой книге автор отстаивает пользу от приобретения общих знаний и в концентрированной форме, убедительно излагает рекомендации о методах произнесения проповедей, организации успешной духовной учебы и молитвенного служения, а также о необходимости упражнения в делах милосердия. По мнению автора, те вещи, которые нам кажутся недостатками или помехами в духовном труде, на самом деле являются предостережением и предупреждением от Бога.

Я уверен, что многие, прочитав книгу Эдвардса, будут благодарны ему за эту публикацию. Те же, кто еще до знакомства с нею благосклонно оценивали пробуждение в Новой Англии, посредством этой книги утвердятся в своем мнении; сомневающиеся же будут убеждены и удовлетворены. Но если кто-либо после прочтения книги не сможет увидеть подпись Божественной руки под ней, то будем надеяться, что они превозмогут себя, воздержатся от осуждений и прекратят свое противодействие, дабы случайно не оказаться среди сражающихся против Бога.

У меня есть еще некоторые мысли, которые я хотел бы высказать, но я вынужден быть кратким, иначе выйду далеко за приемлемые для предисловия рамки. Мне необходимо извиниться и перед читателем, и перед издателями за многословность, и я это уже делаю. Но я очень хотел бы выразить пожелание, чтобы те, кто знает и осведомлен о пробуждении в том или ином месте, могли рассказать об этом почтенному автору этой книги. Эти примеры составили бы новую книгу, из которой мир узнал бы об этом удивительном пробуждении, его начале и развитии, а также о различных обстоятельствах, которые имели к нему отношение.


Эта книга, как я полагаю, послужила бы во славу Святого Духа, чья работа и служение зачастую подвергаются осуждению в христианском мире, и стала бы открытым свидетельством боговдохновенности презираемого некоторыми Евангелия. Она также могла бы произвести благословенный эффект и в других местах, которых таким бы образом коснулись отзвуки этой удивительной работы Духа Божиего.

Я думаю, эта книга стала бы одной из наиболее полезных глав истории Церкви и принесла бы благословение Божиим людям. Возможно, она по своей ценности более всех других сохранившихся книг приблизилась бы к книге Деяний Апостолов, с которой, конечно же, не сравнится ни одно историческое изложение. В книге Деяний Апостолов мы находим нечто очень удивительное, подобное тому, о чем говорится в книге Бытие, а именно, историю нового творения, ибо в ней открывается творение иного рода: рождение и утверждение Церкви Иисуса Христа на Земле.

На этом я вынужден воздержаться от дальнейших рассуждений. Хочу только добавить, что буду молиться о достойном авторе, пасторе Эдвардсе, чтобы он продолжал быть горящим и светящим светильником (Иоан.5:35) в золотом подсвечнике, куда Христос поместил его, и распространял бы оттуда свет по всем нашим провинциям. Желаю, чтобы Божественный Дух, чья работа подтверждена в этой книге, сопровождал и другие ценные публикации Своего слуги сильным воздействием на сердца людей; чтобы они могли содействовать осуществлению планов нашего Искупителя; служили целям истинного живого христианства, — и таким образом доставили автору радость сейчас, а в будущем — венец славы.

В.Купер.

Бостон, 20 ноября 1741 г.

<br> Введение<br>
Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире
1 Иоан. 4:1

В апостольский период произошло величайшее излияние Духа Божьего на Церковь, проявившееся как в чудодейственных, так и в обычных действиях и дарах, — таких как обличение мира о грехе, обращение грешников к Богу, просвещение и освящение душ человеческих. Однако, насколько преизобильным было тогда действие Духа Истины, настолько же сильно проявлял себя и дух заблуждения.


Диавол очень изобретателен в подражании и обычным, и необычным действиям Духа Божьего, что подтверждается бесчисленным количеством подобных примеров в апостольских посланиях, что и вызвало насущную необходимость в том, чтобы Церковь Иисуса Христа была вооружена знанием определенных правил, то есть отличительных и ясных признаков (или критериев), посредством которых она могла бы безошибочно различать действия Духа Истины от действий духа заблуждения и успешно развиваться без опасности проникновения заблуждений в ее лоно.

Изложить эти правила и указать на отличительные признаки Духа Истины и духа заблуждения и было целью апостола Иоанна, когда он писал свое первое Послание. В 4-й главе этот вопрос изложен наиболее четко и полно, чем где-либо еще в Библии. Апостол Иоанн возложил на себя задачу дать Церкви Божией наиболее явные и достоверные признаки работы Духа Истины, легко применимые в христианской практике. Чтобы раскрыть перед нами этот вопрос в ясной и достаточной трактовке, апостол тщательно рассматривает его на протяжении всей главы, и делает это настолько замечательно, что сказанное им в полной мере может быть применено и в наше удивительное время, которое является периодом небывалого и глубокого воздействия Духа Святого на души людей, с одной стороны, а с другой стороны, — временем большого разнообразия мнений относительно этого вопроса, когда ведется очень много дискуссий о работе Духа Святого.

Рассуждения апостола на эту тему начинаются как бы вскользь, с упоминания о том, что пребывание Духа Божьего в человеке является достоверным свидетельством его связи со Христом: «Кто сохраняет заповеди Его, тот пребывает в Нем, и Он в том. А что Он пребывает в нас, узнаем по духу, который Он дал нам» (1Иоан. З:24). Из этих слов становится ясно, что замысел апостола Иоанна заключается в том, чтобы определить признаки, по которым можно отличить дух заблуждения от Духа Истины, который проявляется не только в необычных пророческих и чудодейственных дарах, но и в Его обычном влиянии на души людей, чтобы созидать их союз со Христом. Все это становится очевидным при рассмотрении признаков, данных апостолом, о чем мы и будем говорить ниже.


Слова из Священного Писания в эпиграфе книги (1Иоан.4:1) являются введением к рассуждениям апостола об отличительных признаках истинного и ложного духов. Прежде, чем приступить к их определению, апостол Иоанн, во-первых, призывает христиан не быть чрезмерно доверчивыми и поспешными, принимая каждое особое проявление за работу Духа Истины: «Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они». Во-вторых, он показывает, как много было тогда подделок, «потому что много лжепророков появилось в мире», которые притворялись и претендовали не только на то, что будто бы обладают Духом Божиим с Его удивительными дарами вдохновения, но также и на то, что являются великими друзьями Бога и фаворитами небес, выдающимися святыми личностями, и Дух Святой в преизобильной мере изливает на их сердца Свою спасающую и освящающую силу. Поэтому мы должны рассматривать эти апостольские слова как указания для христиан, чтобы они исследовали и испытывали подобные подражания Духу Божьему, учитывая оба аспекта, которые были указаны выше.

Мое намерение состоит в том, чтобы показать, в чем именно заключается истинно верное и отличительное подтверждение работы Духа Божьего. Таким образом, мы можем безошибочно оценивать любые проявления духовной жизни, которые находим в себе или видим в других. И здесь я хотел бы заметить, что мы должны вооружиться Священным Писанием как нашим единственным руководством в таких случаях. Этот великий и неизменный Устав, который Бог дал Своей Церкви в качестве руководства во всех вопросах, касающихся подобных духовных проблем, является безошибочным и достаточным.

Таким образом, в помощь великому делу различения духов имеются, без сомнения, достаточные указания, данные Богом для руководства Церкви, и без них она оказалась бы открытой для проникновения ужасных заблуждений, совершенно незащищенной от навязывания ей лжи и в большой степени доступной для врагов.

Нам не нужно бояться доверять этим указаниям. Дух Святой, являющийся Божественным Автором Священных Писаний, безусловно, знал, как дать нам надежные ориентиры для того, чтобы отличить Его действия от действий тех лжепророков, которые подражают действиям Духа Истины. Об этих вопросах Дух Божий особенным образом сказал через ап. Иоанна — более полно, чем в любом другом месте Священного Писания. По этой причине в своих рассуждениях я не буду обращаться к другим книгам Библии в поисках правил и признаков для испытания духов, но полностью ограничусь тем, что найду в данной главе.

Но прежде чем непосредственно перейти к нашему рассуждению, я хотел бы сначала подготовить свое изложение, рассмотрев на некоторых примерах те отрицательные признаки духовных проявлений, которые не являются доказательствами работы Духа Святого, но которые, тем не менее, проявляются в реальной жизни.
<br> </section>


следующая страница >>