prosdo.ru
добавить свой файл
  1 2 3 4

Учение о душе



.«…Легко заметить, что в нас не остается ничего такого, что можно было бы приписать нашей душе, за исключением только мыслей. Последние бывают в основном двух родов: одни являются действиями души, другие - ее страстями»70.
Первый род: «…Это есть благо, которое впечатления мозга представляют душе как ее собственное, - для того чтобы не смешивать эту радость, которая является страстью, с чисто интеллектуальной радостью. Последняя возникает в душе только от деятельности самой души и является, можно сказать, приятным волнением, вызываемым в ней самой, в коем заключается ее наслаждение благом, которое разумение представляет ей как ее собственное. Правда, в то время, когда душа соединена с телом, эта интеллектуальная радость почти всегда сопровождается другой радостью, которая является страстью»71.
Второй род: Декарт дает определение страсти «как восприятия, или ощущения, или душевные движения, которые относят в особенности к ней и которые вызываются, поддерживаются и усиливаются некоторым движением духов»72.
«…Душа имеет свое местонахождение преимущественно в маленькой железе, расположенной в центре мозга, откуда она излучается (rayonne) во все остальное тело посредством духов, нервов и даже крови, которая, принимая участие в действии духов, может разнести их по артериям во все члены»73.

Учение о познании


«Под интуицией я разумею не веру в шаткое свидетельство чувств и не обманчивое суждение беспорядочного воображения, но понятие ясного и внимательного ума, настолько простое и отчетливое, что оно не оставляет никакого сомнения в том, что мы мыслим или, что одно и то же, прочное понятие ясного и вни­мательного ума, порождаемое лишь естественным светом разума и благодаря своей простоте более досто­верное, чем сама дедукция, хотя последняя и не может быть плохо построена человеком, как я уже говорил выше. Так, например, всякий может интуитивно по­стичь умом, что он существует, что он мыслит, что треугольник ограничивается только тремя линиями, что шар имеет только одну поверхность, и подобные этим истины»74.

«…другой способ познания, за­ключающийся в дедукции, посредством которой мы познаем все, что необходимо выводится из чего-либо достоверно известного. Это нужно было сделать пото­му, что есть много вещей, которые хотя и не являются самоочевидными, но доступны достоверному познанию, если только они выводятся из верных и понятных принципов путем последовательного и нигде не прерывающегося движения мысли при зоркой интуиции каж­дого отдельного положения».


Человек Декарта
Декарт сконструировал из непрерывного и бесконечно делимого эфира, так называемый, новый воображаемый мир. В этом мире он поселил новых людей и подробно описал эфирную природу "людей этого нового мира"75.

"Я постараюсь объяснить машину нашего тела так, чтобы у нас было так же мало оснований относить к душе движения, не связанные с волей, как мало у нас оснований считать, что у часов есть душа, заставляющая их показывать время"76.

"Кроме пор, через которые проходят соки и духи, в теле имеется еще большое количество других, более узких пор, через которые непрерывно движется материя первых двух элементов, описанных мною в «Первоначалах». И подобно тому, как движение материи первых двух элементов поддерживает движение соков и духов, точно так же соки и духи, проходя вдоль ниточек, из которых состоят твердые части, заставляют эти маленькие ниточки, хотя и очень медленно, постепенно проходить вперед"77.

"...Я прежде всего скажу о том, что как бы главной пружиной и основанием всех его движений является теплота, имеющаяся в сердце..."78.

«Дело в том, что движение диастолы сначала имело своей причиной теплоту, или действие огня, которое, согласно сказанному в моих «Первоначалах», заключается только в том, что материя первого элемента, отталкивая материю второго от некоторых частей зародыша, сообщила им свое движение, вследствие чего эти частицы зародыша, расширяясь, надавили на другие, которые начали формировать сердце»79.


"Артерии — это тоже трубки, по которым нагретая и разжиженная в сердце кровь проходит во все остальные части тела, сообщая им теплоту и питая их. Самые подвижные и быстрые частицы этой крови, поступившие в мозг по артериям, выходящим из сердца по наиболее прямым линиям, образуют как бы тончайший воздух, или ветер, называемый животными духами. Эти животные духи расширяют мозг и подготовляют его к приему впечатлений как от внешних предметов, так и от души; иначе говоря, они делают его органом, или вместилищем, общего чувства (Sens commоn), воображения и памяти. Затем этот же самый воздух, или духи, расходятся из мозга по нервам во все мышцы, благодаря чему нервы служат органами внешних чувств, и, наполняя различным образом мышцы, вызывает движение во всех членах тела"80.

"В зависимости от различия частей, из которых кровь поступает в наибольшем количестве, она в различной степени расширяется в сердце и затем производит духи, обладающие различными свойствами. Так, например, та кровь, которая идет из нижней части печени, где находится желчь, расширяется в сердце иначе, нежели кровь, идущая из селезенки, а последняя — иначе, нежели кровь, поступающая из вен рук или ног, и, наконец, последняя — иначе, нежели сок, образованный из пищи, после того как он только что вышел из желудка и кишечника и быстро проходит через печень к сердцу"81.

"Они нигде не задерживаются, и, по мере того как некоторые из них попадают в полости мозга, другие выходят оттуда через поры, имеющиеся в веществе мозга; эти поры проводят духи в нервы, а из нервов — в мышцы, благодаря чему духи сообщают телу самые различные движения"82.

"Ибо единственная причина всех движений членов тела заключается в том, что некоторые мышцы сокращаются, а противоположные им удлиняются, как уже было сказано, а единственная причина, вызывающая большее сокращение одной мышцы в сравнении с противоположной, заключается в том, что в нее поступает из мозга немного больше духов. Движение членов тела происходит не потому, что духов, исходящих непосредственно из мозга, достаточно для того, чтобы привести в движение мышцы, а потому, что они заставляют другие духи, уже имеющиеся в мышцах, немедленно выйти из одной и перейти в другую; та, из которой они выходят, удлиняется и ослабевает, а та, в которую они входят, сразу же наполняется ими, сокращается и приводит в движение ту часть тела, с которой она соединен"83.


"До мозга доходят только те из частиц крови, которые являются наиболее плотными и подвижными, т.е. те, которые благодаря теплоте сердца имеют наибольшую скорость. Вследствие этого они имеют большую силу, чем другие, чтобы достигнуть в своем движении мозга. Очищаясь при входе в мозг в малых ответвлениях сонных артерий и главным образом в железе, о которой медики думают, что она только собирает смесь, самые мелкие частицы крови, размер которых позволяет им проходить сквозь поры этой железы, образуют животные духи"84.

«…Душа имеет свое местонахождение преимущественно в маленькой железе, расположенной в центре мозга, откуда она излучается (rayonne) во все остальное тело посредством духов, нервов и даже крови, которая, принимая участие в действии духов, может разнести их по артериям во все члены»85.

"Декарт пришел к убеждению, что биология - не больше, как усложненная физика, а организмы - в такой же мере сложные механизмы: растения - великолепно сконструированные машины, а животные - блестяще сооруженные и эффектно действующие автоматы"86.

"Автоматом во всем, что касается тела и физиологических функций, является, как полагает Декарт, и человек"87.

"Собака визжит или убегает, когда ее бьют, но не потому, что чувствует боль, а потому, что механический импульс, исходящий от удара палкой, распространяется на мускулы ноги или гортани и, приводя их в движение, вызывает либо крик, либо бегство, либо и то, и другое: так уж устроен этот оригинальный аппарат..."88.

"После того как рассмотрены все функции, свойственные одному лишь телу, легко заметить, что в нас не остается ничего такого, что можно было бы приписать нашей душе, за исключением только мыслей"89.

"Кровообращение он излагает по Гарвею. Но вопреки и даже наперекор тому объяснению, которое дает Гарвей, он совершенно фантастически толкует деятельность сердца, связывая ее с "разрежением" находящейся в сердце крови под влиянием "огня", развиваемого центральным органом кровообращения"90.


"Но дальше, как только речь заходит о деятельности легких, мысль Декарта теряет реальную почву и подлинная роль легких искажается. Удивляться этому не приходится: ведь функция их была понята только после открытия кислорода воздуха, а это стало известно значительно позже. "Главное назначение легких, - писал Декарт, - состоит в том, что они с помощью воздуха сгущают кровь и понижают ее температуру перед тем, как она поступает в левую полость сердца. Без этого охлаждения кровь была бы слишком жидкой и не могла бы служить питанием для поддерживаемого ею в сердце огня"91.

"Но разве не преисполнена курьезов развернутая им картина первоначальных стадий эмбриогенеза?"92

"Но что первопричиной жизненного процесса является именно теплота - "огонь", к тому же рождаемый сердцем и исходящий из сердца, - это уже из цикла любезных сердцу Декарта легкокрылых фантазий..."93.




<< предыдущая страница   следующая страница >>