prosdo.ru
добавить свой файл
1 2 ... 10 11
  1. Понятие и предмет КП как отрасли права. Конституционно-правовые отношения.


КП - совокупность общеобязательных норм, правил поведения, установленных государством, исполнение которых обеспечивается государством, в том числе и методами принуждения.

Предметом кп являются общественные отношения, возникающие в связи с закреплением и регулированием:

1) основ конст-ого строя РФ, суверенитета народа и форм его осуще-ия, принципов гос-ого устройства и разделения властей, соц-ого и светского характера государства, идеологического многообразия, верховенства конституции в государстве;

2) взаимоотношений между государством и личностью, правовых основ статуса российских граждан, лиц без гражданства и иностранных граждан, находящихся на территории России, прав и свобод человека и гражданина и гарантий их реализации:

3) федеративного устройства России, состава и компетенции ее субъектов, исключительной компетенции федерации и предмета совместного ведения федерации и субъектов, верховенства федеральных законов над правовыми актами субъектов и т. д.;

4) организации и функционирования системы органов федеральной государственной власти Российской Федерации, органов судебной власти, а также местного самоуправления.

Общественные отношения, урегулированные нормами конституционного права, являются конституционно-правовыми отношениями.

Субъектами правоотношений могут быть индивиды, организации, органы, социальные общности. Субъектами конституционно-правовых отношений выступают: народ; российское федеративное государство; субъекты Российской Федерации, административно-территориальные единицы, государственные органы законодательной, исполнительной и судебной власти; органы местного самоуправления; Президент РФ; главы субъектов; общественные объединения граждан; депутаты; избирательные комиссии; граждане Российской Федерации; иностранцы и лица без гражданства (прием в российское гражданство).


Конституционно-правовые отношения возникают, изменяются либо прекращаются в связи с определенными обстоятельствами, условиями, именуемыми юридическими фактами, которые подразделяются на события и действия. События - это явления, не зависящие от воли человека. Под действиями же понимают юридические факты, которые происходят по воле людей.

Наиболее распространенным в юридической науке критерием классификации является субъект конституционно-правовых отношений.

Конституционно-правовые отношения могут также классифицироваться по целевому назначению (правоустановительные, правоохранительные), по времени действия (срочные, постоянные).



  1. Дискуссия о наименовании отрасли. Методы и система кп как отрасли. Конституционно-правовые нормы: понятие, специфика, классификация.

Дискуссия - спор между защитниками государственно­го права как выражения неограниченной, преимущественно монархи­ческой власти государства, с одной стороны, и сторонниками консти­туционного права как демократического ограничения государственно­го произвола с помощью конституции - с другой.

Авторы данных основных концепций - В.Коток и А.Лепешкин - отстаивали противоположные подходы к определению предмета этой отрасли права и науки.

Методы науки Конституционного права:

Исторический – в историческом развитии, преемственность, тенденции, причины.

Сравнительно-правовой – сравнительный анализ Конституционных норм различных стран, использование передового опыта.

Системный – каждая отрасль права представляет собой систему, понять ее структуру, элементы, взаимосвязи.

Статистический – выявляет эффективность воздействия норм на общественные процессы (количественный фактор), обоснование системы мер по исправлению норм.

Конкретно-социологический – изучение определенной социальной или политической сферы реализации правовой нормы, условия ее реализации и применения.


Нормы конституционного права - это правовые нормы, которые регулируют общественные отношения, составляющие предмет конституционного права.

Нормы конституционного права имеют свои характерные особенности. В отличие от правовых норм других отраслей, которые, как правило, имеют гипотезу, диспозицию и санкцию в нормах конституционного права формулируется, как правило, лишь диспозиция и гипотеза, а санкции содержатся в актах иных правовых отраслей (уголовного, административного и т. д.).

В зависимости от объекта правового регулирования нормы конституционного права делятся на следующие группы: закрепляющие и регулирующие основы конституционного строя РФ (гл. 1крф); устанавливающие правовой статус личности, права и свободы человека и гражданина (гл. 2 Крф,); закрепляющие федеративное устройство (гл 3 Конституции, нормы Федеративного Договора); регулирующие порядок образования и деятельности системы органов государственной власти (главы 4-8 Конституции, законодательство о выборах, о статусе депутата).

По характеру содержащихся предписаний нормы конституционного права классифицируются на:управомочивающие (ст. 20, 83 Конституции);2) обязывающие (ст. 58, 59 Конституции);3) запрещающие (ст. 13 Конституции).

По степени определенности содержащихся предписаний различают нормы:1) императивные (ст. 72 Конституции);2) диспозитивные (ст. 66 Конституции). По юридической силе (форме закрепления) эти нормы подразделяются на:1) конституционные (обладающие высшей юридической силой);2) содержащиеся в иных законодательных актах.


  1. Источники конституционного права как отрасли права: понятие, виды, иерархия.

Под источником конституционного права (в юридическом смысле) понимаются юридические формы, способы выражения правовых норм, регулирующих общественные отношения, составляющие по своему содержанию предмет государственного конституционного права.

Источниками конституционного права России являются законодательные и иные правовые акты, которые содержат нормы конституционного права. К ним относятся:


1. Конституция Российской Федерации - главный источник государственного права. Ее нормы регулируют наиболее важные, общественные отношения. Нормы Конституции обладают высшей юридической силой

2. Конституции республик, находящихся в составе России.

3. Уставы субъектов Российской Федерации

4. Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным самой Конституцией, в особом более усложненном порядке, установленном ст. 108 Конституции. Регулированию конституционным федеральным законом подлежат вопросы порядка введения и режима чрезвычайного положения (ст. 56); принятия в федерацию и образования в ее составе нового субъекта, изменение статуса субъектов (ст. 65, 66); утверждение описания и порядка использования государственных символов России (ст. 70); назначение и проведение референдумов (ст. 84); определение режима военного положения (ст. 87); введение чрезвычайного положения на территории страны или в отдельных ее местностях (ст. 88) и т.д.

Федеральные законы в соответствии со ст. 105 Конституции России принимаются Государственной Думой и одобряются Советом Федерации, подписываются и обнародуются Президентом.

5. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации, главы государства.

6. палат Федерального Собрания - парламента Российской Федерации, представительного и законодательного органа.

7. Декларации.

8. постановления и распоряжения Правительства.

9. Регламенты палат Федерального Собрания содержат конституционно-правовые нормы, регулирующие вопросы организации и деятельности Совета Федерации и Государственной Думы.

10. законы, принимаемые высшими представительными органами республик, указы, принимаемые главами этих государств в составе Российской Федерации, постановления законодательных и исполнительных органов в субъектах федерации.

11. Договоры и соглашения, заключаемые Российской Федерацией с ее субъектами, а также между самими субъектами федерации. 1992 года, Договор между Российской Федерацией и Республикой Татарстан 1994 года и др.


12. международные договоры

13. решения Конституционного Суда.

14. акты органов местного самоуправления. Эти органы, реализуя свои полномочия, установленные восьмой главой Конституции Российской Федерации, издают по вопросам своей компетенции правовые акты.

4. Конституционно-правовая ответственность: понятие, особенности основания, субъекты и санкции.

Юридическая ответственность - правоотношение между государством в лице его определенных органов отвечающими перед обществом и государством за точную и добросовестную реализацию содержащихся в нормах права и обращенных к ним соответствующих требований, предписаний и т. п.

КПО — это самостоятельный вид юридической ответственности, осуществление мер которой (в виде различного рода неблагоприятных последствий для субъектов) не только устанавливается конституционно-правовыми нормами, но и направлено на защиту конституционно-правовых отношений.

Основание конституционно-правовой ответственности — это те обстоятельства, при которых в соответствии с конституционно-правовыми нормами она наступает.

Конституционно-правовая ответственность имеет своим фактическим основанием совершение правонарушения в сфере конституционно-правовых отношений и выражается в применении к правонарушителю определенных правовых мер государственного принуждения.

Субъектами КПО выступают как физические лица, так и коллективные образования. Физические лица как субъекты конституционно-правовой ответственности представлены гражданами, иностранными гражданами, лицами без гражданства, должностными лицами и др. В качестве коллективных образований выступают государственные органы, негосударственные органы и объединения и др.

Характерной чертой конституционно-правовой ответственности, отличающей ее от других видов юридической ответственности, является своеобразие ее санкций.

В настоящее время государством используется широкий круг мер КПО. В их число входят прежде всего отмена или приостановление действия актов государственных органов или их отдельных положений,т.е. санкция.


Отмена - лишает акт всех его юридических потенций. Она может устранять все правовые последствия действия такого акта с момента его принятия. Приостановление - это та же отмена, но под условием, ограниченная во времени, не решающая окончательную судьбу акта и не аннулирующая его действия в предшествующий период.


  1. Наука конституционного права России: предмет, задачи, источники и система. Этапы формирования и развития науки конституционного права России.

Наука конституционного права - это отрасль правоведения (государствоведения), которая изучает конституционно-правовые нормы и институты, а также общественные отношения, регулируемые ими, то есть конституционно-правовые отношения. Эта наука изучает практику реализации норм и институтов конституционного права, анализирует закономерности их развития.

Наука конституционного права имеет своим предметом изучения отрасли конституционного права. Она раскрывает присущие ей закономерности, формулирует основные понятия и категории, которыми оперирует действующее конституционно-правовое законодательство, анализирует функции и роль соответствующих правовых институтов.

Предметом изучения данной науки выступает в целом вся сфера общественных отношений, подлежащих конституционно-правовому регулированию.

Источниками науки конституционного права служат и правовые акты, содержащие конституционно-правовые нормы. Среди них основное место занимает Конституция Российской Федерации.

В советский период сформировалась наука «социалистического типа», в основе которой лежали основополагающие идеи марксистско-ленинского учения о праве, государстве, демократии. Т.е. это признание социалистического характера советского государства, народовластие, ликвидирована эксплуатация человека человеком, достигнуто морально-политическое единство народа , отсутствуют условия для многопартийности, а закономерностью общественного развития является возрастание руководящей и направляющей роли КПСС — ядра всей политической системы.


Образование на месте бывшего Союза ССР независимых государств, формирование самостоятельных правовых систем в каждом из них знаменовали новый этап в развитии государственно-правовой науки. В России утверждается ее наименование как науки конституционного права. Признание приоритета общечеловеческих ценностей, необходимости формирования гражданского общества, освобожденного от глобального огосударствления, присущего «социалистическому» этапу развития страны, отказ от монополии одной марксистско-ленинской идеологии либо любой другой, от принципа однопартийности становятся отправными принципами конституционно-правовых исследований.


  1. Понятие и сущность конституции. Предмет конституционного регулирования. Виды конституций.

Под конституцией в юридической науке понимается основной закон (система законов), обладающий высшей юридической силой и закрепляющий основы общественного строя и государственного устройства, взаимоотношений между государством и личностью, организации и деятельности системы государственных органов.

Сущность любой конституции состоит в том, что она представляет собой отражение соотношения политических сил, существующего на момент принятия основного закона.

Современная юридическая наука классифицирует существующие конституции по различным критериям.

1. По форме действующие конституции бывают писаные и неписаные. Под писаной конституцией обычно понимают единый основной закон, кодифицирующий правовые нормы, закрепляющие важнейшие общественные и государственные институты и изложенные по определенной системе. Неписаная - это такая конституция, которая представляет собой совокупность нескольких законов, конституционных обычаев и традиций.

2. По времени действия конституции разделяются на имеющие ограниченный и неограниченный срок действия - временные и постоянные .Большинство конституций являются постоянными, хотя в истории имели место случаи принятия конституций на определенный срок .


3. В зависимости от способа принятия или изменения конституции делятся на гибкие (изменяемые в обычном законодательном порядке) и жесткие (принимаемые или изменяемые в порядке усложненной процедуры по сравнению с обычным законодательным процессом)

4. По форме правления, определенной самой конституцией, они делятся на монархические и республиканские.

5. В зависимости от формы государственного устройства конституции классифицируются на федеративные, унитарные и конфедеративные.

6. По закрепленному политическому режиму конституции делятся на демократические, авторитарные и тоталитарные.


  1. Юридические свойства Конституции РФ.

1) ее верховенство в системе законодательных актов государства. Именно верховенство определяет и все другие юридические свойства основного закона. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации".

2) прямое действие Конституции на всей территории Российской Федерации

3) на ее нормах и принципах базируется все текущее законодательство - как Федерации, так и ее субъектов. Принятие новой Конституции влечет за собой коренную переработку всех отраслей законодательства.

4)Важным юридическим свойством является особый порядок ев принятия и изменения. Этот порядок установлен в гл. 9 "Конституционные поправки и пересмотр Конституции". В нормах данной главы установлен перечень субъектов, наделенных правом вносить предложения о поправках и пересмотре Конституции, - Президент, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство, законодательные (представительные) органы субъектов, группы членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы численностью не менее одной пятой палаты.

5) ее правовая охрана обеспечивается с помощью конституционного контроля. Особое место в защите Конституции и конституционного строя принадлежит Президенту России, который как глава государства является гарантом Конституции, обязанность соблюдать и защищать Конституцию входит в содержание присяги Президента.


В решении задач конституционного контроля участвуют и другие органы законодательной власти - Верховный Суд РФ, Прокуратура РФ в пределах их компетенции, установленной законодательством.


  1. Функции и основные черты К РФ. Структура К РФ.

Функции: Политическая функция заключается в признании и закреплении политического многообразия, многопар­тийности, идеологического плюрализма.

Правовая- заключается в том, что Конституция выступает ядром правовой системы общества, учреждает основополагающие правовые положения, являющиеся исход­ными и определяющими для различных отраслей права.

Гуманистическая- состоит в том, что в Конституции воплощаются общечеловеческие ценности, закреплены права и свободы, характерные для цивилизованного общества, объяв­ляются составной частью правовой системы государства общепризнан­ные принципы и нормы международного права и международные догово­ры Российской Федерации, провозглашается, что человек, его судьба являются высшей ценностью.

Черты:

- наличие в ней основополагающих положений-т регулирую­щих наиболее важные общественные отношения и служащие правовой основой для текущего законодательства.

- пря­мое действие- конституционные нормы не нуждаются в каком ли­бо ином правовом подтверждении. Это придает им действительную высшую юридическую силу и служит гарантом от их искажения.

- Наконец, для Конституции Российской Федерации характерны незыблемость и обеспечение прав и свобод человека и гражданина.

Под структурой конституции понимается принятый в ней порядок, посредством которого устанавливается определенная система группировки однородных конституционных норм в разделы, главы, и последовательность их расположения.

По своей структуре Конституция 1993 г. состоит из преамбулы и двух разделов. Первый раздел содержит собственно Конституцию и включает девять глав.(Основы конституционного строя.Права и свободы человека и гражданина. Федеративное устройство. Президент. Федеральное собрание. Правительство Российской Федерации. Судебная власть. Местное самоуправление.Конституционные поправки и пересмотр Конституции.)


Второй раздел носит название «Заключительные и переходные положения» .

Указанная структура Конституции России существенно отличается от структуры предшествующей Конституции, даже в самой поздней ее редакции. В последней выделялись преамбула, одиннадцать разделов (и дополнительно еще шесть), в качестве приложения в нее включался Федеративный Договор.
9. Акты конституционного значения до Октябрьской революции 1917 г. Конституция РСФСР 1918 г.: основные положения.

К РСФСР 1918 года — первая конституция РСФСР.

Конституция была принята V Всероссийским съездом Советов на заседании 10 июля 1918 года и была опубликована в «Собрании Узаконений РСФСР»[1]. Содержала 6 разделов, 17 глав и 90 статей. Основные принципы были изложены в «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа». Конституция 1918 года закрепила диктатуру пролетариата. Лица, жившие на нетрудовые доходы или использовавшие наемный труд были лишены политических прав. Она утратила силу в связи с принятием Конституции (Основного Закона) РСФСР, утверждённой Постановлением XII Всероссийского съезда Советов рабочих, крестьянских, казачьих и красноармейских депутатов от 11 мая 1924 года.




следующая страница >>